На главную страницу сайта

.

66-е Первенство по туризму учеников образовательных учреждений г. Москвы. Зеленоградский АО г. Москвы. Зеленоградский Дворец Творчества детей и молодежи,


.

ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ (РАЙОН РАЙ-ИЗ), СОВЕРШЕННОМ С 22.06 ПО 06.07.2011 г.

МАРШРУТ:

Москва (Яросл) - ст. Полярный Урал - р. Собь - пер. Собский (н.к, 507) - р. Макар-Рузь – ручей Визившорский - пер. Визившорский-3 (1А, 720 ) – левый приток р. Степ-Рузь - р. Степ-Рузь - пер. Степ-Рузь (н/к) - озера около г. Степ-Рузь – Правый приток р. Яй-Ю - р. Елец - руч. Лек-Вож – правый приток руч. Лек-Вож - пер. Северный Леквожский (1А, 900) - р. Собь (взятие заброски) - правый приток р. Собь - пер. Каровый (1А, 1100) - р. Енга-Ю – левый приток р. Енга-Ю - пер. Енга-Ю (Логичный) (1А, 680) - руч. Кер-Доман-Шор – траверс 1А массива г. Рай-Из от метеостанции через г. Рай-Из (1097) до пер. Водопадный (670) - руч. Кер-Доман-Шор - Енга-Ю - ст. Харп.

Маршрутная книжка: 177-04/3-125, Руководитель: Жаров Андрей Викторович, заместитель руководителя: Юденич Дмитрий Валерьевич.

.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

.

1.1

Паспорт маршрута

.

1.2

Состав группы


1.3

Фото группы

.

1.4

Карта с нанесенным на неё маршрутом

.

1.5

Календарный график движения

2

ОПИСАНИЕ ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 1

3

ОПИСАНИЕ ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 2

4

ИНТЕРЕСНЫЕ ОБЪЕКТЫ

5

РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ

6

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЗАПИСКИ С ПЕРЕВАЛОВ

7

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВАЛОВ РАЙОНА РАЙ-ИЗ

8

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АНАЛИЗ РЕПЕЛЛЕНТОВ

.

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута.

1

Учреждение

Зеленоградский ДТДиМ

2

Округ

Зеленоградский

3

Район похода

Полярный Урал (массив Рай-Из)

4

Вид туризма

горный

5

Категория сложности

1 категория сложности

6

Нитка маршрута

Москва (Яросл) - ст. Полярный Урал - р. Собь - пер. Собский (н.к, 507) - р. Макар-Рузь – ручей Визившорский - пер. Визившорский-3 (1А, 720 ) – левый приток р. Степ-Рузь - р. Степ-Рузь - пер. Степ-Рузь (н/к) - озера около г. Степ-Рузь – Правый приток р. Яй-Ю - р. Елец - руч. Лек-Вож – правый приток руч. Лек-Вож - пер. Северный Леквожский (1А, 900) - р. Собь (взятие заброски) - правый приток р. Собь - пер. Каровый (1А, 1100) - р. Енга-Ю – левый приток р. Енга-Ю - пер. Енга-Ю (Логичный) (1А, 680) - руч. Кер-Доман-Шор – траверс 1А массива г. Рай-Из от метеостанции через г. Рай-Из (1097) до пер. Водопадный (670) - руч. Кер-Доман-Шор - Енга-Ю - ст. Харп

7

Протяженность

Пройдено: 150 км с коэффициентом 1,2

8

Продолжительность

Общая (от Москвы до Москвы): 15 дней

Активная часть: 10 дней.

9

Сроки

22.06.– 06.07.2011 г.

10

Маршрутная книжка

177-04/3-125

.

1.2. Состав группы

Фамилия, Имя

Год рождения

Туристский опыт

Обязанность в группе

1

Жаров Андрей Викторович

01.02.1980

Ц. Памир, Китайский Памир, Каракорум 6 к.с. У, 2 к.с. Р Кавказ

Руководитель

2

Юденич Дмитрий Валерьевич

04,02,1990

Хамар-Дабан, 3 к.с. пеш У

Зам.руковод.

3

Носков Антон Сергеевич

20.12.1994

Ц.Кавказ, 1 к.с. гор У

Фотограф

4

Баранов Никита Евгеньевич

13.09.1996

Соловки 1 к.с. пеш У

Завхоз

5

Добров Егор Георгиевич

11.02.1996

Соловки 1 к.с. пеш У

Медик

6

Попов Артем Сергеевич

18.11.1996

Соловки 1 к.с. пеш У

Хронометрист

7

Горянский Сергей Андреевич

27.02.1994

Ц.Кавказ, 1 к.с. гор У

Завпит

8

Растренин Тимофей Олегович

03.12.1998

Соловки 1 к.с. пеш У

Реммастер

9

Головин Иван Олегович

20.03.1997

ПВД

Фотограф

10

Лебедев Виталий Андреевич

10.05.1995

Ц.Кавказ, 2 к.с.гор У

Летописец

11

Скопцов Павел Серегеевич

25.06.1996

Соловки 1 к.с. пеш У

Метеоролог

12

Яркин Севастьян Константинович

19.10.1996

ПВД


.

1.3. Фото группы


Фотосъемка Юденича Д.М.

1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом.


.

1.5. Календарный график движения.

Заявленный маршрут с расчетом нагрузки

Дата

Участок пути (от – до)

Перепад высот

Высота ночевки

Набор высоты

Lz


L

L эфф.

22.06-24.06


Москва (Яр) – ст. Полярный Урал







24.06

1

Ст. Полярный – долина р. Собь - озеро в районе высоты 370 м.

160-355

355

195

8,27

8,27

10.22 (3 часа)

25.06

2

П.т. – пер. Собский (н/к, 507 м.) – оз. Макар-Рузь -руч. Визившор

355-507-230

230

152

16,93

16,93

18,45 (6 часов)

26.06

3

П.т. – пер. Визившорский – 3 (1А, 720) – р. Степ-Рузь –

230-720-400

400

490

6,22

6,22

11,12 (4 часа)

27.06

4

Пер. Степ-Рузь (н/к) – дол. р. Изъякырью - озеро около г. Степ-Рузь - правый приток р. Яй-Ю– озеро за перевалом Надозерный (н/к)

400-380-630-360-460-450

450

350

10,64

10,64

14,14

(4 часа 30 м.)

28.06

5

П.т– руч. Елец – руч. Лек-Вож – правый приток реки Лек-Вож

450-320-380-300-500

500

260

9,4

9,4

12,0 (4 часа)

29.06

6

П.т. – пер. Сев. Леквожский (1А, 900)-р. Собь (забираем заброску) - Правый исток р. Собь – оз. Под перевалом Каровый

500-900-350-700

700

750

10,55

10,55

18,05 (4 часа 30 м.)

30.06

7

П.т- пер. Каровый (1А, 1100) – река Енга-Ю

700-1100-300-340

340

440

14,37

14,37

18.77 (6 часов)

01.07

8

П.т. - Пер. Юнгаю (1А, 680)-руч Керр Доман-Шор - оз. В районе вершины 341

340-680-240

240

340

11,23

11,23

14,63

(4 часа 30 м.)

02.07

9

П.т. – ст. Харп

240-90

-

-

11,0

11,0

11,0 (4 часа)

03.07

10

Запасной день







04.07-06.07


Ст. Харп – Москва (Яр)







Lzэто пройденный километраж за день, который идет в зачет.

L – фактически пройденный километраж с учетом пройденного пути.

Lэфф – сумма фактически пройденного пути и высоты, округленной до десятых поделенное на три (средняя скорость передвижения в горах в час).

Таким образом, есть возможность высчитать среднюю напряженность дня с учетом высоты и километража и понять примерно время, которое нужно затратить на прохождение пути. Рассчитанное время интересно сравнить с фактическими результатами на следующей странице.

Также было заявлено что:

1. В случае, если запасной день будет не израсходован, то планируется кольцевой выход налегке до перевала Водопадный (1А, рад). С него планируется подняться до озер на западе от перевала в районе вершины 968 и спуск от них на перевал Неожиданный (1А);

2. Или сделать радиальный выход на метеостанцию Рай-Из.

Реализованный график движения

Дата

Участок пути (от – до)

Км

Чистое

ходовое

время

Высота подъемов и спусков за день

Основные

препятствия

(кратко)

Метео-

наблюдения

22.06-24.06


Москва (Яр) – ст. Полярный Урал

-

-

-

-

-

24.06

1

Ст. Полярный Урал – долина р. Собь - озеро в районе высоты 370 м.

8,3

3.45

170-360=190

Заболоченные участки, стланики, снежники, россыпи камней, броды

Ясно, без осадков весь день

25.06

2

П.т. – пер. Собский (н/к, 510 м.) – оз. Макар-Рузь -руч. Визившор

17

6.15

360-510-220=440

Броды более 20 м, заболоченные участки

Ясно, без осадков весь день

26.06

3

П.т. – пер. Визившорский – 3 (1А, 706) – р. Степ-Рузь – Пер. Степ-Рузь (н/к) – дол. р. Изъякырью - озеро около г. Степ-Рузь

11,5

4.20

220-690-430-620-510-530 =1050

Броды, россыпи камней, осыпные склоны до 35 градусов, снежники, болота

Ясно,

без осадков весь день

27.06

4

П.т- правый приток р. Яй-Ю–пер. Надозерный (н/к,450)- р. Елец - руч. Лек-Вож – правый приток руч. Лек-Вож

13,7

5.45

530-370-450-295-315-390-320-470=710

Броды, заболоченные поля, низкая растительность

Кучевые облака в течение всего дня.

28.06

5

П.т. – пер. Сев. Леквожский (1А, 925)-р. Собь (забираем заброску) - правый исток р. Собь – оз. Под перевалом Каровый

9,5

6.00

470-925-350-650=1330

Снежно-осыпные склоны до 30 градусов, россыпи камней, броды, снежники.

Ясно - утро

Перистые - днем

Кучевые-вечер

Ветер

29.06

6

П.т- пер. Каровый (1А, 1010) – река Енга-Ю

6,5

4.25

650-1010-590=880

Снежно-осыпные склоны крутизной до 40 градусов, россыпи камней.

Кучевые – утро

Малооблачно

Ясно – вечер.

30.06

7

Отсидка





шторм

01.07

8

П.т. – лев. Приток р. Енга-Ю - пер. Юнга-ю (1А, 680) – руч. Кер-Доман - Шор

16,2

5.10

590-260-680-370=1060

Заболоченные участки, низкая растительность, броды, осыпные склоны до 25 градусов.

Сплош. низкая облачность, ветер. Вечером ясно, небольшая облачность.

02.07

9

П.т. – левый приток руч. Керр-Доман-Шор – мет. Ст. Рай-Из – г. Рай-Из (1097) – пер. Водопадный (1А, 670) – р. Енга-Ю

23

7.00

370-1074-1050-1120-640-670-370=1608

Осыпные склоны до 30 градусов, броды, заболоченные участки, низкая растительность

Переменная облачность. Ветер.

03.07

10

П.т. – ст. Харп

20

4.30

370-80=290

Заболоченные участки, низкая растительность

Переменная облачность

04.07-06.07


Ст. Харп – Москва (Яр)

-

-

-

-


Общая протяженность активной части маршрута 150 км (учитывая коэффициент 1,2). Общий перепад высот 7558 м.

Пояснения по пройденному и заявленному маршрутам. Маршрут пройден группой полностью без отклонения от заданного пути в полном составе. Отклонения в графике движения все же были. В первой половине похода за 4 дня мы прошли маршрут, рассчитанный на 5 дней. Таким образом, сэкономили 1 день. Экономия была вызвана тем, что при планировании был сделан акцент на плохую погоду, в которую наверняка скорость передвижения была бы значительно ниже, т.е. планирование было сознательно сделано с запасом прочности. Но погода стояла просто аномально хорошая. Было тепло. Почти не было по меркам Полярного Урала комаров и мошки. Ребята днем ходили в майках и шортах. Но на пятый день погода начала портится, а на седьмой день испортилась окончательно. Мы сделали вынужденную отсидку на один день и снова вошли в график. На следующее утро стало понятно, что в этом месте оставаться нельзя, так как с перевала гонит холодных ветер и облака, из которых выдувает изморозью воду на нас, в то время как внизу облачности нет. Мы собрались несмотря на сильный порывистый ветер и двинулись по маршруту дальше. Погода внизу стала лучше. А в другой долине ветер был значительно тише. Так как маршруту подходил к концу, а мы двигались по графику, то оставался один запасной день, который запланировано было провести налегке, сделав кольцо через метеостанцию и г. Рай-Из со спуском через перевал Водопадный. Надо отметить, что во второй половине похода ветер и холодная погода, которая иногда опускалась ниже нуля по ночам, - стояла до конца мероприятия.

2. ОПИСАНИЕ ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 1

3. ОПИСАНИЕ ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 2

4. ИНТЕРЕСНЫЕ ОБЪЕКТЫ

1. Стол «Европа-Азия» в километре на восток по ж/д от ст. Полярный Урал.

2. Долина р. Собь .

3. Керн на пути к перевалам Визившорский–3 и Сев. Леквожский .

4. Цепь озер под горой Степ-Рузь .

5. Пер. Каровый и его долины произвели впечатление своей необычайной красотой.

6. Мы встретили таких животных как: медведь, северный олень, лемминг.

7. Рудник по добыче хромитов .

8. В пос. Харп – ФБУ ИК 18 «Полярная сова» - одна из пяти тюрем в России, в которой отбывают пожизненное заключение.

9. Современная бытовка в долине руч. Кэр-Доман-Шор .

10 . «Сурова, но величественно прекрасна природа Полярного Урала. Его бурные полноводные реки, низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера с хрустально-чистой бирюзовой водой, пышные горные луга и синеющие дали хребтов навсегда останутся в памяти человека, побывавшего в этом крае». А.Кеммерих. Полярный Урал .

Р.S. Подробности можно найти в интернете, к примеру:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%FF%F0%ED%FB%E9_%D3%F0%E0%EB

http://hibaratxt.narod.ru/sprav/polarural/index1.html

http://www.skitalets.ru/books/2010/polarurals_palekhov

5. РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ

Рекомендации. В первую очередь хотелось бы сказать о комарах и мошке. Да, они там есть. Причем довольно много. Поэтому запасайтесь репеллентами (см. приложение). Мы брали по три тюбика на человека. Современные средства довольно хорошо помогают, а если повезет с погодой, то все будет совсем замечательно.

В районе нет леса. Следовательно, наличие горелок обязательно. Мы ходили на бензине и мультитопливных горелках Kovea.

Палатки фирмы Bask вполне пригодны. Хотя ветер поистрепал их конкретно. Потерлись о камни карманы для стоек, оборвались оттяжки, прорвано пластиковое окошко на тамбуре.

Обувь лучше брать хорошую. Трекинговые ботинки от хороших фирм было бы не плохо. Запасная обувь – обязательно.

Верхняя одежда должна быть непромокаемой, ветрозащитной и дышащей. Тогда будет намного спокойней и уверенней себя чувствовать в затяжную непогоду.

В детской группе должна быть спутниковая связь. Мы пользовались ежедневно.

Группа должна быть готова к длительной монотонной работе на неудобном рельефе (протяженные участки заболоченной местности, многокилометровые нагромождения камней)

Используйте GPS. Мы сделали карту маршрута для заливки в устройство на основе 1:25000. Проблем с ориентирование не было.

Рекомендуем брать на маршрут в это время года каски. На голову, конечно, падать нечему, а вот упасть самому или соскользнуть по снежнику вероятность есть. Бонданок и шапок недостаточно.

Трекинговые палки на всех участников. Альпенштоки делать не из чего.

Выводы. Ну, что хотелось сказать в выводах. Мы все мы понимаем, что Полярный Урал традиционно не принято считать горным районом, он низкий. И это правильно. Однако в условиях, когда на Кавказ (с детьми) не пускают, на Алтай, в Азию, дорого и далеко, этот вариант становится хорошей альтернативой для проведения горных походов 1 к.с. в рамках Первенства Москвы.

Однозначно то, что кроме высоты, весь необходимый арсенал природных средств для подготовки людей к более сложным походам в этом районе имеется. Но так ли нужен высотный опыт для походов 2 к.с. по Архызу – нет, а по Центральному Кавказу – тоже нет, а по Алтаю – тоже. Значит фактор высоты - не столь важен. А важны навыки передвижения по горному рельефу, который здесь вполне присутсвует. Здесь есть достаточное количество осыпных и снежных склонов крутизной до 30 – 35 градусов на перевалах 1А. Большое количество переправ, не свойственное, кстати, для горного похода в традиционном понимании, добавляет сложности и без того насыщенному препятствиями району. Здесь много бездорожья, заболоченных участков, карликовой растительности. Суровые погодные условия.

Этот район более сложен для новичков, и я бы не порекомендовал его для первого похода в жизни. У ребят должен быть опыт пеших или горных походов 1 к.с. как минимум. Автономность данного маршрута средняя. Но все равно путешествуя в суровых природных условиях Полярного Урала, ребята приобретет закалку и опыт проведения сложных походов по горным малонаселенным местам.

Для данного района маршрут был спланирован оптимально. Нитка маршрута построена так, что позволяет осмотреть район массива Рай-Из полностью. Наличие кольцевой части позволяет сделать заброску и разгрузить неокрепших участников, если таковые имеются в группе.

В целом маршрут очень интересен. Мы попали в весну. Кругом было много снежников, разнотравие и разноцветие, что делало маршрут более интересным и похожим на высокие горы. Вообще в июне такая атмосфера на Полярном Урале, будто находишься на 3000 м.

Ежедневная вечерняя спутниковая связь на маршруте позволяла вовремя узнавать прогноз погоды, что помогало в планировании его прохождения и вносило свои корректировки в планировании.

Наличие комаров и мошки в конкретно данном походе терпим, чему способствовала аномально хорошая, даже жаркая для Полярного Урала погода в первой половине и холодная, ветреная погода во второй половине похода.

6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЗАПИСКИ С ПЕРЕВАЛОВ

7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВАЛОВ РАЙОНА РАЙ-ИЗ

8. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АНАЛИЗ РЕПЕЛЛЕНТОВ

.

На главную страницу сайта