Шхарский перевал. Почём, говорите, у вас фунт лиха?

Никита Степанов, 16.06.2017

Хотел написать о своём почти двухмесячном Кавказском марафоне 79-го года, но получается так длинно, что даже начинать не стал - читателям это надоело бы на первой трети. Решил, что пока хватит одного эпизода, чтобы потом полное описание выглядело так: бла-бла-бла – Шхарский перевал –бла-бла-бла.

Итак, Шхарский перевал. Мы вляпались в него начиная с 19 дня похода, пройдя от Верхнего Баксана до Ушгули через десяток перевалов. По пути перелезли через Гестолу, посидели в грозу на Катынском плато, когда молнии лупили чуть ли не в палатку, и уже накушались горами досыта. Но наши "бугры" приберегли изюминку на самый конец маршрута. Кому же не захочется сделать первопроход 3Б*?

Однако, двоим не захотелось. Они оказались наиболее благоразумными, чтобы не ввязаться в столь сомнительное предприятие и свалили с маршрута. Нас осталось шестеро: связка «бугров - мастодонтов»: Арсенин, Парфёнов, Сергиевский («Главный бугор») и связка молодых «оторванцев»: Серёга, Князь и я.

Точкой начала этой 11-ти дневной эпопеи можно считать село Ушгули, в которое мы свалились с Южно-Халдейского перевала. Отсюда и начнём.

1 день. Идём налегке в село Ушгули, в магазин, где лежит наша заброска на шесть дней маршрута.

Селение сохранило свой средневековый колорит: башни, узкие улочки, старые сванские дома.

Сванские свиньи вызывали во мне чувство чёрной зависти. Лежат себе в теньке, похрюкивают и попукивают от удовольствия, а мы сейчас нагрузимся как ишаки и будем потеть под рюкзаками на солнцепёке.

Любуясь этими жёлтыми дикорастущими цветочками, мы ещё не знали какие «ягодки» нам преподнесёт Шхарский перевал (седловина в левой части фото). Пока шли вверх по ущелью, только одна мысль буровила мозг: зря я не остался со свиньями. Лежал бы сейчас рядышком и похрюкивал… К вечеру доползли до базлага ленинградских альпинистов и заночевали.

2 день. Полуднёвка. Отдыхаем, загораем, разбираем заброску по рюкзакам. После обеда поднялись на ледник Шхарский к началу подъёма на перевал. Лежим, пишем пулю в лучах заката, напоминая собой сванских свиней.

3 день. Вышли в 6 утра. Хотим сегодня поднять лагерь к самому сложному участку – второй ступени ледопада и разведать пути его обхода. Первую ступень ледопада легко обошли справа.

Поднялись к правому кулуару и встали на площадке, защищённой от схода камней скальным выступом. По сильно разрушенной стене правого контрфорса одна связка полезла вверх.

Снег подтаял, и по кулуару периодически сходила свежая каша с камнями. «Заговорили» и другие кулуары. Со склонов Южной Шхары и отходящего от неё отрога сходят мощные лавины. Некоторое время наблюдаем за путями схода снега и камней, и ведём их учёт, тщательно записывая результаты в амбарную книгу.

Результат разведки не был неожиданностью – кукиш нам. Площадок приличных нет и путь небезопасен. Когда «буграм» всё это надоело, спустились и поставили лагерь на широкой снежной площадке. Они решили завтра сделать более массированную разведку. А мы занялись любимым делом – писали пулю на задних страницах амбарной книги, иногда просматривая результаты дневных наблюдений и удивляясь отсутствию прямых попаданий камней.

4 день. В 5-30 тронулись в путь. Пересекли ледник и у правого верхнего края нижнего ледопада обнаружили скальные выступы, на которых есть места для установки палаток. Место безопасное от лавин и камнепадов. Бросили рюкзаки и разделились на две группы. Четверо пошли щупать ледопад, а нас с Князем, как наиболее борзых, послали разведать один из кулуаров: левый или средний.

Хотели начать со среднего, но ощутили спазмы в месте схождения ягодиц. Неужели это наша многострадальная часть тела подает нам сигнал? На всякий случай, доверившись внутреннему голосу, полезли в левый.

Когда по нему поднялись метров на 100, сверху раздался грохот. Мы хором решили, что это на курьерской скорости несётся наш пипец, который сейчас нас же и накроет. Не сговариваясь, как два трипперных зайчика, мы бросились на скальную стену. Уж не знаю, помогли ли надетые на нас кошки, но зависли мы на этой стене, как рыбки-прилипалы на брюхе акулы.

Когда грохот закончился, поняли, что бледная с косой прошла мимо. Отлипли от скалы, выдохнули, вытащили из штанов совсем мокрые памперсы, отжали, вложили их обратно, и полезли дальше. Обойдя по скалам этот чёртов ледопад, оказались наверху контрфорса. Путь был найден и Князь даже согласился попозировать перед объективом.

С чувством выполненного долга мы ссыпались вниз и увидели тот пипец, который караулил нас как раз в том самом среднем кулуаре. Слава тебе, многоопытная жопа! Влезь мы туда, как хотели вначале, прыжки и влипания в скалу были бы ни к чему. Лежали бы сейчас под толщей снега, перемолотые в фарш. Оказывается и анус может быть ангелом-хранителем.

В лагерь вернулись гордыми первопроходимцами, и застали немую сцену.

На нас смотрели как на привидения, и честно признались: "Мужики, а мы на вас ужин не готовили. Подошли к лавинному выносу, а там ваши следы оборвались. Копать в этом месиве бесполезно, а продуктов в обрез..." Такой прагматичный подход к нашим, пока ещё не убиенным, тушкам попахивал кощунством. Пришлось намекнуть, что если жрачки нет, так хоть выпить дайте на собственных поминках.

5 день. Опять подъём в 4 утра. Далось им так рано вставать! Бурчу про себя, как старый дед, а самому кажется, что нем как рыба. Хорошо, хоть выдали нам с Князем по банке тушёнки - в качестве компенсации за несостоявшийся ужин.

По разведанному накануне пути поднялись наверх скал, и решили здесь заночевать. Двое остались сапёрничать, мастеря площадки под палатки, а остальные четверо ушли обрабатывать маршрут.

Скалы в нижней части контрфорса простые. Поднялись по ним метров на 400 вверх, и вышли на широкую скальную террасу. Здесь шутки закончились – дальше крутой (местами до 600) скальный кулуар, забитый обломочным материалом. Вешаем 200 метров перил (5 верёвок) и выходим на снежно-ледовый склон выше ледопада.

Наполз туман, началась гроза, и пошёл снег. Срочно вниз – пуля не ждёт! «Бугры» решили, что в случае плохой погоды спускаемся вниз и заканчиваем маршрут, ну а если нет – значит, не повезло - полезем дальше.

6 день. Погода явно подкачала – на небе звёзды и ни одного облачка. Значит, вместо того чтобы свалить подобру-поздорову, придётся тараканить наверх. Проходим скальный участок по перилам, провешенным вчера, и собираемся на скальных полках, перед выходом на снежно-ледовый склон.

Надеваем кошки. Вверху хорошо виден Шхарский перевал, но мне не до него – я наслаждаюсь заначенной «поминальной» тушёнкой.

Поднимаемся с попеременной страховкой через ледобуры по правому краю склона под прикрытием скал, а иногда и по ним. Движение настолько занудное, что временами засыпаю, а палящее солнце только способствует этому.

Дрёму нарушил Коля Парфёнов, когда на точке страховки решил из-за жары снять фонарики с ног. Первая же снятая кошка, весело помахивая брезентовым хвостиком и сверкая зубами, улетела от него в голубую даль. Пожелав ей счастливого пути, мы посмеялись, но недолго. Смехуёчки кончились, когда представили его карабкающимся в одной кошке по льду, и поняли, что в группе появилось слабое звено. Теперь придётся местами и ступени рубить. Но деваться некуда и утомительный подъём продолжился.

13-я верёвка оказалась счастливой - решили прекратить это безобразие и встать на ночёвку. На окончании скального гребня с большим трудом расчистили место, где уместились только рюкзаки. Сели на них и накрылись полиэтиленом. Играть темно и холодно.

7 день. В 2 часа ночи, когда зубная чечётка достигла аллегро, решили, что пора готовить завтрак. Горящий примус поднял температуру под полиэтиленом, и аллегро сменилось аддажио. Теперь хоть можно есть, не боясь прикусить язык. Позавтракали, чем бог послал. На этот раз он оказался прижимистым – продуктов было в обрез, поэтому пайки уполовинили. Наступил, так сказать, нештатный режим - нужно было захватить с собой полочку для зубов.

Вышли в 4-30. Такая же однообразная работа, как и вчера. Крючья, перила, пруссики. Возможный обвал льда с верхнего висячего ледника заставлял нас выбирать путь правее скального гребня, отходящего от намеченной седловины, хотя слева было легче. Поиски привели в кулуар, выводящий на перегиб выше гребешка.

12 верёвок перил - и мы на перевальном гребне. Всех мучает один вопрос - как же Коля умудрился сюда взгромоздиться в одной кошке, но вслух молчим.

Переменная облачность и шквальный ветер с юга, не дающие полюбоваться черноморским побережьем Кавказа. Пришлось на этом узком, как нож, гребне расчищать место. Удалось примостырить только одну палатку. Залезли в неё, сварили чай, попили. Опять сидячая ночёвка, но теперь хоть в палатке. Всё же уютней, чем под полиэтиленом. Обидно, что пулю писать невозможно – очень тесно и слишком много советчиков. Ночью началась пурга, прекратившаяся только к утру.

8 день. С утра не торопимся и расслабляемся после второй сидячей ночёвки. Медленно и печально провесили 6 верёвок вниз по льду до бергшрунда и 3 - при траверсе над ним.

По мосту перелезли через берг и спустились в огромный верхний цирк. Дальше идти неохота – вряд ли успеем сегодня перелезть через отрог и спуститься, да и отоспаться хочется. Любуемся пройденным перевалом.

9 день. Поднимаемся на перевал Отрог. Там несколько седловин. Выбрали ближайшую. Собственно, это не перевал, а один из вариантов спуска с Шхарского, чтобы обойти ледопады Башха-ауза. Сам по себе он на фиг никому не сдался, как неуловимый Джо из анекдота. 700 метров подъёма по уступам ледника и мы на гребне. Вниз метров на 400 уходит 45-ти градусный склон с натёчным льдом, покрытым тонким слоем снега. Дальше - бергшрунд и постепенное выполаживание.

Буримся и вешаем верёвки. Впереди связка «мастодонтов», сзади - «разгильдяев». Облака поднялись, и стало пригревать солнышко. Тепло и приятно. Неожиданный крик: «Лавина!» - прервал идиллию. Все разом полегли на склон, и вцепились мёртвой хваткой кто во что смог: кто в верёвку, кто в крюк. Мокрая лавина из ледянисто-крупитчатого снега прошла по нам фанерной доской. Холодные струйки льдинок текли по спине и забирались в подштанники, напоминая о раннем детстве, когда тебя не успевали перепеленать.

Когда всё закончилось, встали, ощупались, пересчитались, и приняли позу прячущегося страуса, трясясь по-собачьи, чтобы избавиться от сугроба снега под одеждой. Постарались максимально загерметизироваться, не желая принимать повторно холодный душ.

С этого момента лавины пошли регулярно, как по расписанию, и стали обыденностью. Мы действовали по отработанной схеме. При крике: «Лавина!» - ложились, выжидали, вставали, отряхивались, пересчитывались. После нескольких таких прилеганий, когда я принимал Князя с нижней, пошла лавина помощнее и снесла его. Схватить кувыркающееся тело за одежду я не сумел. Князь благополучно пролетел до стоящего на нижней точке Серёги, стукнулся об его ледоруб, повис на конце верёвки, и завопил благим и разговорным матом. Когда ор и мат затих, он обрадовал новостью, что, кажется, сломал ногу, но идти пока может.

На одном из следующих пересчётов дебет с кредитом не сошёлся: ложилось шестеро, а встало только пятеро. В нижней связке «Главный бугор» оказался третьим лишним, и вместо него болтался лишь обрывок самостраховки, аккуратненько чем-то перебитый. Пригляделись повнимательнее и догадались, что тёмный продолговатый предмет, лежащий на плато метров на 400 ниже нас, это и есть его тушка. Стали орать, что есть мочи. Тушка зашевелилась, встала, отошла от места падения метров на пятьдесят, достала коврик, и легла на него, но уже не ничком, а навзничь. Везёт же некоторым – пару минут и внизу, а нам ещё часа три корячиться.

Лавины стали сходить реже – видно снежные закрома постепенно пустели. По десятой верёвке переправились через бергшрунд и спустились к «Бугру». Он был не в духе и сразу начал с выговоров: тот это не так делал, этот - то не так. Нет бы, радоваться, что спустились "без единого трупа". Видно при падении сотрясение спинного мозга получил.

10 день. С утра сели на военный совет. Подвели итоги: вместо продуктов и времени, у нас хромой Князь. Контрольные сроки мы уже срывали, поэтому решили идти до упора. Интересно, где он этот упор – на карте я такого названия не нашёл. Сильно тормозит Князь. Но лучше пусть плохо идёт, чем хорошо его нести.

Когда стемнело, началась гроза. Пришлось сесть и пару часов пережидать. Чтобы не было скучно, добили насмерть НЗ и решили поменять тактику – теперь идём не до упора, а до упада. Ночь прошла спокойно. Никто не упал и не заснул. Даже Князь, постанывая, брёл на своей костяной ноге.

11 день. К семи утра пришли на приют Дых-су. Все залезли в спальники и заснули. Но мне в то утро было не до сна. В Верхнем Баксане с этого дня уже ждала группа, чтобы идти в 5-ку - таким образом я готовил себе зама, чтобы вести 6-ку в будущем году. Но и это было не главное. В той группе была моя невеста, но она о своем статусе пока ещё не догадывалась.

По очереди я поднимал храпящих бойцов, и заставлял вытряхивать снаряжение из рюкзаков. Забрал верёвки, молотки, крючья, лесенки, ракетницы и несколько пар кошек. Рюкзак сразу стал весомым – под 40. Рванул вниз по тропе вниз, навёрстывать время.

Путь в Верхний Баксан не обошёлся без приключений. Блуданул, потерял тропу, и пришлось переправляться по-таджикски через приток Черека-Балкарского. По-таджикски – это когда лезешь на берёзу небольшой толщины и надеешься, что она согнётся, и ты окажешься на другом берегу. На этот раз что-то не заладилось, и она сломалась раньше времени, сплюнув стряхнув меня в середину потока, который весело понёс барахтающееся тело в основное русло Черека.

Кое-как выбрался и после лёгкой просушки бег продолжился. По пути, чтобы не заснуть, считал количество 40 метровых верёвок повешенных на Шхарском. Всё время сбивался, но в итоге получилось, что на подъёме 30 и 19 на спуске. Как не крути, а эта Трёха-Б звезду заслуживает...

Последние километры брёл на автопилоте под весом мокрого рюкзака, раскачиваясь, как моряк, только что вышедший из бара. Я готов был выбросить его в Черек, если бы меня не ждала группа с этим железом. Маршрут закончился на остановке в Верхней Балкарии. В ожидании автобуса героически перенёс нашествие сердобольных старушек, которые, лишь мельком взглянув на меня, бежали в дом и несли всё съестное подряд: айран, свежие сливы, лепёшки. Всё это тут же исчезало в моём желудке.

Ещё более героически переносил по дороге животно-психологические муки от съеденного, и лишь по приезде в город Баксан, предпринял штурм, как выяснилось, женской тюрьмы в поисках туалета. Охранники мою чистоплотность не оценили и вытурили взашей. Пришлось воспользоваться одноимённой речкой. А потом всю ночь на автовокзале бдел свой рюкзак и, казалось, что и свою честь, в компании двух джентльменов бандитского вида, которые так и норовили подвинуться ко мне ближе, как только я начинал засыпать.

P.S. Пошли уже третьи бессонные сутки, когда я сел в автобус до Терскола. Предупредил водилу, чтобы разбудил меня в Верхнем Баксане, и с мыслью о том, что опять возвращаюсь к началу пройденного маршрута, то есть, почти кругосветка, выключился.

И вот долгожданная встреча с мужиками, которые уже звонили в Москву и выясняли, что случилось с нашей группой. На всякий случай они второй день встречали каждый приходящий снизу автобус. Первым делом они получили в объятья рюкзак, а потом меня. Но самое главное ждало впереди. Когда пришли к палаткам, поцелуй нежных не целованных губ стал мне наградой за всё пережитое. С этого момента начался второй этап моего марафона - 5-ка по Центральному Кавказу.

Р.P.S. Набор новичков той осенью прошёл на ура! Запись происходила в турклубе, попасть в который можно было только через курилку – небольшой коридорчик с двумя скамейками по стенам. На одной восседал Князь с загипсованной ногой, а, напротив, в корсете, ещё один наш боец-горник со сломанным позвоночником.

Приходящие девчонки начинали млеть и пускать слюнки прямо с порога. Перед ними были два героя получившие тяжёлые травмы высоко в горах в смертельной схватке со стихией.
Девчонки рассказывали своим подружкам, где водятся настоящие горные орлы, и те шли косяками; рассказывали парням, намекая, что в турклубе настоящие мужики, а не какие-то там хвостики поросячьи, и те шли кучками. Поток желающих записаться и пойти в горы рос в геометрической прогрессии…

P...P.S. Насколько я знаю, этот перевал на сегодняшний день пройден ещё только один раз в 81-ом году, да и то в обратную сторону.