2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Режим дня в походе, походное время. В следующей таблице приведены данные по восходу и закату Солнца в г. Ош 15 июля.

Ошское время

Восход

5 час. 51 мин.

Закат

20 час. 38 мин

Подъем дежурного у нас, чаще всего, осуществлялся в 5 час. 00 мин., то есть, за 51 мин. до восхода Солнца, но иногда, по необходимости, в 4.30. Подъем группы происходил примерно через час после подъёма дежурного. Группа выходила на маршрут в диапазоне от 7 час. 30 мин. до 8 час.

Обычно 45-минутные переходы чередовались привалами, длительностью от 15 до 20 минут. После первых трёх переходов следовал более длительный привал с перекусом. Еще через два перехода группа останавливалась на двухчасовой обед. После обеда мы успевали пройти до ночевки еще 2-3 перехода. Однако несколько дней в походе мы шли без остановки на обед. В такие дни мы останавливались на ночевку пораньше.

2.2. Заезд к маршруту. 06.07.2018 мы стартовали из аэропорта Домодедово в 23 часа 25 минут. В авиакомпании S7, как и в некоторых других, с недавнего времени изменились правила провоза багажа. Кроме 10 кг в ручной клади, которая по габаритам не должна превышать 20х40х55 см, разрешается бесплатный провоз единственного места багажа, весом не более 23 кг. Если имеется перегруз, то необходимо формировать второе место багажа.

Чтобы не терять день в Оше мы решили привезти из Москвы все продукты питания. В Оше планировалось купить только бензин. Все продукты были разделены на две категории: 8-дневный ресурс на первую часть похода и 12-дневный ресурс в заброску для второй части похода. Вес этой продуктовой заброски 0,6 кг/чел.день * 12 дней * 12 чел. ~ 86 кг укладываался в 4 дополнительных места багажа. Все остальные продукты вместе с личным и общественным снаряжением не выходили за рамки 10 кг ручной клади + 23 кг бесплатного места багажа. Поэтому в аэропорте каждый участник сдал заранее подготовленную сумку с продуктами для заброски, и все эти сумки составили содержимое 4-х огромных сумок - дополнительных мест багажа.

Ф.1. Формирование заброски у стоек регистрации.

07.07.2018. В ошском аэропорту нас встретили представители компании «Горы Азии». Водителем микроавтобуса был Роман, хорошо знакомый нам по прошлым походам. Мы заехали к Соне в гостевой дом и оставили там лишние «городские вещи». Потом поменяли деньги (каждый участник по 3000 руб.), закупились водой и арбузами, и на автозаправке залили бензин в лавсановые бутылки.

Бензин нам продавали в имеющееся на заправке железное ведро. И уже из этого ведра мы разливали бензин по лавсановым бутылкам. Делали мы это рядом с автозаправкой, но за её пределами.

Итак, все дела сделаны, и мы отправились в горы. За Дароут-Курганом мы свернули с шоссе направо на грунтовую дорогу в долину р. Коксу.

Восемь участников ехали на микроавтобусе, которым управлял Роман, остальные четыре сидели в машине повышенной проходимости (Делика), которой управлял директор ошского филиала «Горы Азии» Марат Каримов.

Китайский рудник в долине р. Коксу вновь возобновил работу, было видно, что за дорогой следили. В результате, мы, без особых проблем доехали до запланированного места - юрты Абдукадыра в устье левого притока Коксу - реки Джюгюр-Таш.

Заброску на 2-ю часть похода пристроили в юрте, а сами спустились к стрелке рек Коксу и Джюгюр-Таш, здесь имеется чистое и идеально ровное место для лагеря. Вечером 8 желающих поднялись до 3400 по пути будущей утренней радиалки и спустились в лагерь на 3085. Координаты лагеря: 39° 41.081'N 71° 47.047'E 3085 H.

Рис. 1. Панорамный пункт 3600, перевалы Кошкаин и Трёх.

Отметим, что на этой туристской карте, изданной в Узбекистане, так же как и на советских топографических картах имеются неправильные названия. Например, озеро Кара Кабан Кель в действительности называется озером Яшилькуль, протекающая через него река называется не Толон, а Яшилькуль. В соседнем к западу ущелье протекает не Сурма-Таш, а Топон. Реки Арча-Каныш и Топон, сливаясь, дают Сурметаш.

2.3. Радиальный выход на 3600 с осмотром древних наскальных рисунков. Панорамный пункт 3600 представляет собой слабо выраженную вершинку в хребте, который отделяет р. Коксу от бассейна её правого притока - ручья, стекающего с ледников хребта Текелик в районе перевала Ферганских школьников (4300, 2А), см. фото 2. Координаты вершины: 39° 40.660'N 71° 46.610'E 3600 H. Рядом с седлом в северо-западном гребне этой вершины, по свидетельству пастухов, сохранились древние наскальные рисунки.

Ф.2. Вид на хребет, который отделяет долину ручья с перевала Ферганских школьников от долины Коксу. Фото снято с дороги в долине Коксу с точки, которая в несколько километрах западнее лагеря 3080.

Утром 08.07.2018 мы собрали лагерь, отнесли рюкзаки к юрте и отправились, налегке, в акклиматизационный радиальный выход на вершину 3600 и к древним наскальным рисункам. В 150 метрах западнее лагеря имеется мост через Коксу. От моста мы поднялись на простой перевал 3398, см. фото 3 и 4. Координаты перевала: 39° 40.869'N 71° 46.416'E 3398 H.

Если смотреть от лагеря 3080, то левее перевала, см. фото 3 и 4, имеется более труднодоступное седло. На скалах рядом с ним высечены древние рисунки. Еще левее располагается вершинка 3600 цель нашего акклиматизационного выхода.

Ф.3. Вид из лагеря 3080 на хребет, который отделяет долину ручья с перевала Ферганских школьников от долины Коксу.

Ф.4. Фото снято на пути к перевалу 3398.

Ф.5. Отдых на перевале 3398.

За перевалом 3398 мы повернули налево и по лугам юго-западного склона хребта поднялись на панорамный пункт 3600.

Ф.6. Подъём к вершине 3600 по лугам юго-западного склона хребта.

Ф.7. Вершина 3600 уже близко. Путь подъёма на вершину по лугам юго-западного склона хребта.

Ф.8. Группа на вершине 3600.

Ф.9. Вид с вершины 3600 на юго-восток.

Ф.10. Вид с вершины 3600 на север.

После посещения вершины 3600 мы (опять же по лугам) подошли к седлу в её северо-западном гребне и нашли древние рисунки, см. фото 11-13.

Ф.11-12. Древние рисунки на скале.

Ф.13. К сожалению, не обошлось без вандализма. Кто-то выцарапал изображение вертолета. Кто-то - свое имя. В кадр попало лишь окончание имени «..наб».

2.4. Перевал Кошкаин (4238, 1Б) расположен в водоразделе Алайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет левый приток Коксу (на юге) с рекой Яшилькуль (на севере) - правым притоком р. Сурметаш. Координаты перевала: 39° 41.997'N 71° 55.819'E 4238 H. Этот перевал повышенной сложности, редкая 1Б сложнее его. Несмотря на то, то веревки и страховочные системы требуются на закрытом леднике северного склона, основная сложность перевала определяется осыпями его южного склона.

Через перевал Кошкаин, так же как и через перевал Трёх (4404, 1Б) проходят самые простые пути из долины р. Коксу в верховья р. Сурметаш (Арча-Каныш). Более простые перевалы через Алайский хребет, расположенные восточнее пер. Кошкаин, приводят к р.Сурметаш в её среднем или нижнем течении. Однако возможность прохода оттуда к верховьям р. Сурметаш зависит от наличия моста через Сурметаш ниже урочища Ай-Терек, который периодически смывается. Вот почему пер. Кошкаин в некотором смысле незаменим при построении кольца «Коксу - Сурметаш - Коксу».

Вернувшись к юрте Абдукадыра после восхождения на панорамный пункт 3600, мы с рюкзаками и с ресурсом на 8 дней отправились вниз по долине Коксу. Мы шли по дороге, и на встечу нам проехала колонна из более чем 20 самосвалов китайского рудника. И ни одной попутной машины. Наконец, когда мы уже прошли чуть более 7 км, мы увидели портер, который привез на пикник большую киргизскую семью. Мы переговорили с водителем портера, и он подвез нас на 9 км до реки, стекающей из-под перевала Кошкаин. Стоило это 1500 сом.

Ночевали на берегу этой реки в пикниковом месте. Координаты лагеря: 39° 37.648'N 71° 56.289'E 2701 H.

Утром 09.07.2018 мы собрали лагерь и встали на тропу, которая идет по орографически правому берегу реки, стекающей из-под перевала Кошкаин. После того, как мы прошли вдоль реки чуть более 3-х км и достигли высоты 3090 м, тропа резко поворачивает от реки на склон и набирает высоту. Река выше этого места уходит в каньон, а тропа обходит этот каньон высоко над рекой, траверсируя правый борт ущелья.

Ф.14. Привал перед подъёмом в обход каньона.

За каньоном на реке имеется снежный мост, по которому следует перейти на её левый берег, по нему путь проще. Арчовые заросли здесь заканчиваются. К концу 5-го перехода мы достигли точки 39° 40.553'N 71° 56.201'E 3338 H, где расположились на обед.

Выше этой точки река поворачивает на запад и на этом повороте уходит в каньон, к которому с обеих сторон обрываются крутые осыпные склоны. Тропа здесь теряется в оползнях. По осыпи мы забрались повыше, здесь склоны положе, и непростым траверсом с вырубанием ступенек (в отдельных местах) вышли на террасу левого берега уже за каньоном. На этой террасе в точке 39° 41.390'N 71° 55.672'E 3575 H мы встали лагерем на ночлег. Вода в реке в 30-ти метрах ниже лагеря.

Ф.15. Лагерь 3575 у подножия пер. Кошкаин (4238, 1Б). Красной линией отражено начало подъёма к пер. Кошкаин.

Утром 10.07.2018 мы собрали лагерь и по осыпи поднялись к точке 39° 41.521'N 71° 55.524'E 3733 H, выше которой начинается крутой осыпной кулуар в скальном обрамлении. Отсюда видно, что кулуар заперт скалой с водопадом. Этот (нижний) водопад обходится по ходу справа, по скальным полкам, см. фото 16.

Ф.16. Нижний водопад и его обход по скальным полкам.

Совершив обход водопада, мы продолжили подъём по кулуару, пока не уткнулись в скалу. У основания этой скалы путь раздваивается. По ходу слева от неё очень крутая осыпь, выводит, как кажется, куда-то вбок на склон. Основное же русло кулуара проходит справа от разделительной скалы и запирается вторым (верхним) водопадом, см. фото 17.

Ф.17. Прохождение скал верхнего водопада в разведочной вылазке руководителя.

Здесь было решено совершить разведку. Руководитель группы пролез скалы слева от водопада и, миновав еще один скальный пояс вылез на наклонные осыпные поля выше кулуара, предваряющие выход в цирк перевала Кошкаин. Было ясно, что с рюкзаками эти скалы не пролезть, на каждой из двух скальных ступеней пришлось бы вытягивать рюкзаки на веревке. К счастью, с осыпных полей имелся выход в очень крутой осыпной кулуар левее разделительной скалы. По этому кулуару разведчик спустился к группе.

Кулуар был настолько крут, что осыпь во многих местах не держалась и обнажались скальные породы, образуя кое-где несложные скальные стенки, см. фото 18. В этом скально-осыпном кулуаре приходилось одновременно решать две задачи: искать приемлемый для подъёма с рюкзаком путь и следить, чтобы участники не засыпали друг-друга камнями. А камни здесь, раз разогнавшись, не останавливались уже до самого низа, см. фото 19.

Ф.18-19. Подъём по крутому кулуару левее разделительной скалы в обход верхнего водопада.

Наконец, мы прошли кулуар и оказались на значительно более пологих осыпных склонах. Поднявшись по ним, мы вошли в цирк перевала Кошкаин. Из цирка виден перевал и 150-метровый осыпной взлет к нему. Этот взлет выглядит, как стена, см. фото 20.

Ф.20. Вид на пер. Кошкаин (4238, 1Б) из его южного цирка. Фото из похода новосибирских туристов под руководством А. Еремина в 2015 г.

К этому моменту мы все прилично устали, к тому же тучи сгустились, и на нас пролился 10-минутный дождь. Мы решили не надрываться и не лезть на перевал, возможно, под дождем по крутой мокрой осыпи. Вместо этого мы решили встать лагерем и все эти будущие сложности перенести на завтра. Координаты лагеря: 39° 41.817'N 71° 55.657'E 4087 H.

Ф.21. Лагерь 4087 в южном цирке перевала Кошкаин.

Ф.22. Групповое селфи в палатке на ужине, все 12 голов. Состояние группы отличное. Радиальный выход на 3600 с последующей ночевкой на 2701 сказались очень благотворно при прохождении пер. Кошкаин.

Утром 11.07.2018 мы собрали лагерь и полезли на перевал.

Ф.23. Утро 11.07.2018. Готовимся к выходу на перевал.

Осыпной взлёт на перевал, на поверку, оказался не столь уж крутым, см. фото 24-25. Этот подъём нам показался пустяком по сравнению с тем, что мы преодолели вчера в скальных коридорах на подходе к перевальному цирку.

Ф.24. Привал на осыпном перевальном взлёте.

Ф.25. Группа новосибирских туристов под руководством А. Еремина (2015 г.) выходит на седловину пер. Кошкаин.

Ф.26. На перевале одели страховочные системы и связались.

Ф.27. Затем по закрытому леднику в связках одновременно, придерживаясь правого борта ледника, спустились к точке 39° 42.425'N 71° 56.025'E 4188 H, где вышли на морену.

Ф.28. Вид на пер. Кошкаин от точки схода с ледника на морену.

Наконец, по морене и снежникам между моренными валами подошли к точке 39° 42.636'N 71° 56.226'E 4028 H, где имеется несложный спуск к руслу одного из истоков р. Яшилькуль. Далее спускались вдоль реки по её правому берегу, пользуясь ячьими тропами. Сразу после поворота на север река уходит в каньон. Начиная с этого места и вплоть до озера Яшилькуль ячья тропа вьется по правому борту долины высоко над рекой.

Ф.29. Озеро Яшилькуль.

Ф.30. Катя и Алина.

Ф.31. Панорама озера Яшилькуль.

Ф.32. На озере Яшилькуль удобных площадок для лагеря не обнаружили. Пришлось пересечь завал и спуститься с него в плоскую пойму реки, где в точке 39° 45.902'N 71° 54.549'E 3277 H мы встали лагерем на ночлег.

Ф.33. Утренние сборы в лагере 3277.

2.5. Долины рек Сурметаш и Арча-Каныш. Долина р. Сурметаш поразила нас полным отсутствием людей, причем, судя по очень старому конскому навозу на тропах, людей там уже давно не было. То ли обвалился мост ниже урочища Ай-Терек, то ли Сурметашский заповедник ужесточил режим и не пускает в долину пастухов, то ли всё сразу, поскольку мост, кроме пастухов, чинить некому. Тем не менее, мы издали видели яков, хотя это могли быть и одичавшие яки.

Утром 12.07.2018 мы продолжили спуск по правому берегу р. Яшилькуль. В точке 39° 46.550'N 71° 54.353'E 3217 H мы перебродили реку на левый берег. Мы это сделали слишком низко в самый последний момент перед крутым низвержением реки с её последующим входом в устьевой каньон. К этому моменту тропа на правом берегу реки уже давно закончилась, и нам пришлось пересечь по курумнику пару осыпей с правого борта долины. Оптимальнее было бродить на 400 метров выше или вообще напротив лагеря.

Место слияния рек Сурметаш и Яшилькуль находится внутри каньонов этих рек. Не доходя до развалин коша тропа поворачивает налево и в обход каньона плавно спускается к мосту через Сурметаш, см. фото 34. Координаты моста: 39° 47.053'N 71° 53.752'E 3030 H.

Ф.34. Мост через Сурметаш выше устья р. Яшилькуль.

За мостом тропа поднимается по левому берегу р. Сурметаш на высокий завал. На завале она поворачивает к реке к точке 39° 46.893'N 71° 53.007'E 3225 H. От этой точки тропа вдоль воды обходит самую верхнюю часть завала и выводит на широкий разлив реки, см. фото 35.

Ф.35. Разлив на р. Сурметаш выше завала.

Очевидно, что на разливе Сурметаш переходится вброд. Если бы мост был снесен, то нам пришлось бы до разлива подниматься по правому берегу. Тропа там, наверно, хуже, однако путь вполне проходим.

Выше разлива основная река меняет название на Арча-Каныш. Подъем продолжается по тропе орографически левого берега. Выше очередного каньона и перед мореной ледника с перевала Трёх река снова разливается в плоской пойме на несколько рукавов, см. фото 36.

Ф.36. Разлив на р. Арча-Каныш около морены ледника с пер. Трёх.

Здесь, на левом берегу, прямо напротив брода мы встали лагерем на ночлег. Координаты лагеря: 39° 46.399'N 71° 49.314'E 3577 H.

2.6. Перевал Трех (4404, 1Б) расположен в водоразделе Алайского хребта в полутора километрах юго-западнее вершины Ленинградец (4929), ориентирован с севера на юг и соединяет ледник Ленинградец на севере (правый приток р. Арча-Каныш) с долиной Джюгюр-Таш на юге (левый приток Коксу). Координаты седловины: 39° 44.754'N 71° 49.305'E 4404 H.

Перевал Трёх открывает простейший путь из долины Арча-Каныш в долину Коксу.

Утром 13.07.2018 мы легко перебродили рукава р. Арча-Каныш и по распадку между склоном и мореной ледника Ленинградец поднялись на эту морену, пересекли её к левому борту ледника и по ребру левой боковой морены взошли на ледник, см. фото 37.

Ф.37. Подъём на ледник Ленинградец.

Далее шли по пологому леднику, по его центральной морене, пока не подошли к перевальному взлету, см. фото 38.

Ф.38. Перевальный взлет северного склона пер. Трёх (4404, 1Б).

Перевальный взлёт был заснежен, более того, перед выходом на перевал угадывался бергшрунд. Поэтому мы связались, одели кошки и в связках одновременно взошли на перевал, см. фото 39-40.

Ф.39-40. Подъём на пер. Трёх (4404, 1Б). Преодоление перевального взлета.

Ф.41. Группа на пер. Трёх (4404, 1Б).

Спуск с перевала на язык ледника Космонавтов Северный проходит по крутой мелкой осыпи. Спускались вниз и немного влево, чтобы не засыпать друг друга камнями, да и попроще там слева.

Ф.42. Спуск с пер. Трёх (4404,1Б) на ледник Космонавтов Северный.

На леднике мы спустились в мульду под его языком и в этой мульде на осыпях встали лагерем на ночлег, см. фото 43. Координаты лагеря: 39° 44.619'N 71° 49.070'E 4252 H.

Ф.43. Место лагеря 4252 в мульде под языком ледника Космонавтов Северный.

Утром 14.07.2018 мы продолжили спуск в долину р. Джюгюр-Таш. Ниже ледника спускались вдоль ручья, который прижимается к левому борту висячей долины. В точке 39° 43.933'N 71° 48.147'E 3999 H начинается крутой спуск по осыпям из висячей долины в плоскую долину р. Джюгюр-Таш, см. фото 44.

Ф.44. Спуск по осыпям в долину Джюгюр-Таш.

Ф.45. В галечной долине Джюгюр-Таш.

В долине Джюгюр-Таш напротив спуска с перевала Трёх воды нет, она уходит под гальку, см. фото 45. От точки выхода в галечную долину до фильтрующейся из-под камней реки чуть более 2-х км. Сначала надо пройти 2 км до перегиба долины вниз, а потом еще 250 метров до начала реки в точке с координатами 39° 42.594'N 71° 48.202'E 3677 H.

От этой точки мы шли по осыпям правого берега реки и через 1,5 км вышли на грунтовую дорогу, которая ведет к руднику в правом борту долины Джюгюр-Таш. Через 3 км дорога спускается в долину р. Коксу. Здесь, в юрте Абдукадыра нас ожидала наша заброска. Палатки поставили в уже освоенном месте - на стрелке рек Джюгюр-Таш и Коксу. Высота 3085 м.

Так завершилась первая, кольцевая часть маршрута.