3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Долина р. Коксу. Как уже отмечалось выше, в долине Коксу снова заработал китайский рудник. Добычу ведут где-то на леднике Айдарбек. За мостом через Караказык дорога сворачивает к р. Коксу и через новенький мостик с координатами 39° 41.785'N 71° 39.579'E 3325 H уходит на её правый берег. Дорога поддерживается в хорошем состоянии, почти все ручьи пропущены под дорогой в трубах. Если случается сель, то для ликвидации его последствий в тот же день приезжает бульдозер. На этой дороге мы пару раз встречали колонны по 20 и более самосвалов. Выше ручья с перевала Музыкантов левый берег реки сохранил свою первозданную красоту.

Рис.2. Долина Коксу и пер. Конгур.

Утром 15.07.2018 мы собрали лагерь и отправились вверх по долине р. Коксу. После того, как мы прошли по дороге около 5 км, нам удалось сесть в самосвал. На нем мы проехали чуть менее 6 км и высадились около юрты сразу за мостом через Караказык. Мост через ручей с пер. Музыкантов оказался снесенным, пришлось переходить через ручей вброд. Далее шли по тропе левого берега, пока не уперлись в р. Аллаудин. Брод через реку оставили до утра и в точке 39° 41.109'N 71° 36.998'E 3452 H встали лагерем на ночлег.

Ф.46. Примерно в полутора километрах выше ручья с пер. Музыкантов р. Коксу уходит в каньон.

Ф.47. Местами этот каньон становится настолько узким, что в нем застревают камни.

Утром 16.07.2018 мы перебродили р. Алаудин. Брод оказался непростым, пришлось страховаться веревкой.

Ф.48. В бочке Настя Лаврищева.

Ф.49. А это бродит Миша.

Пока бродили, к нам подъехал пастух Ниязали. Он пригласил нас в свою юрту, которая находится на левом берегу Коксу в километре выше нашего брода через р. Алаудин. Рядом с его юртой в точке 39° 40.763'N 71° 36.514'E 3487 H через р. Коксу имеется естественный мост, см. фото 50.

Ф.50. Естественный мост через р. Коксу в километре выше устья р. Алаудин.

Именно по этому мосту завозил свою юрту Ниязали. И мы могли прийти сюда через этот мост, минуя, тем самым, брод через Алаудин. Для этого за мостом через р. Караказык следует, не покидая дороги, перейти по новому мосту на правый берег р. Коксу. Далее идти по тропе правого берега р. Коксу. Поток с ледника Айдарбек препятствия не представляет, через него имеется мост в точке с координатами 39° 41.514'N 71° 39.099'E 3338 H. А в конце перейти на левый берег р. Коксу около юрты Ниязали по естественному мосту.

Ф.51. Группа около юрты Ниязали.

Дальнейший путь по левому берегу р. Коксу до поворота к пер. Конгур прост и описания не требует.

3.2. Перевал Конгур (4610, 1Б) расположен в водоразделе Алайского хребта, ориентирован с востока на запад и соединяет долину реки Коксу (на востоке) и долину реки Джилису (на западе). Координаты перевала: 39° 40.529'N 71° 32.086'E 4610 H.

Ф.52. Восточный склон перевала Конгур. Фото из отчета [3].

Мы начали подъем от точки 39° 39.714'N 71° 34.434'E 3615 H на левом берегу Коксу. Поднимались по сухому распадку между двумя моренными грядами, ограниченными с обеих сторон ручьями, см. фото 52. Когда началось выполаживание, свернули по-ходу налево и обошли, тем самым, высокие моренные холмы. Затем вдоль ручья поднялись к леднику, который стекает с перевала Конгур и встали лагерем в точке 39° 40.177'N 71° 32.961'E 4197 H ниже его языка.

Ф.53. Лагерь 4197 у языка ледника с восточного склона перевала Конгур.

Утром 17.07.2018 собрали лагерь, надели страховочные системы и кошки, вышли на ледник и связались. После поворота по-ходу направо начинается подъем из ложбины орографически правого борта ледника на его плато. Здесь попадаются опасные трещины.

Ф.54. Путь по плато ледника к перевальному взлёту восточного склона пер. Конгур.

Ф.55. Перевальный взлёт восточного склона пер. Конгур.

Путь по плато ледника приводит к перевальному взлёту. Взлёт представляет собой заснеженное ледовое ребро, в верхней части переходящее в склон, см. фото 55. Перепад высоты чуть менее 100 м. Перевальный взлёт преодолели в связках одновременно.

Ф.56. Некрутой спуск с перевала Конгур производится по дуге вдоль осыпей правого борта лежащей к западу от перевала висячей долины. Сначала шли по снегу, потом вышли на осыпи.

Следующие три фото (57-59) заимствованы из отчета [3].

Ф.57. Наконец, мы увидели долину реки Джилису. Ручей, вдоль которого мы спускались по осыпям, уходил в каньон левого кармана концевой морены. Правый карман также превращался в каньон. Наипростейший спуск в долину реки Джилису проходит по центру, по скально-осыпному валу между этими каньонами, см., также, фото 59.

Ф.58. С высоты этого вала мы приметили место брода через Джилису (там, где река разливается на несколько рукавов).

Ф.59. Вот так выглядит этот вал и два окаймляющих его каньона из долины реки Джилису.

Брод через многочисленные рукава р. Джилису оказался несложным, веревку не доставали.

3.3. Долины рек Джилису, Янгидабан и Геомюш. После обеда у ручья на левом берегу р. Джилису мы прошли еще два перехода по левому берегу реки. На повороте реки с северо-западного на западное направление река уходит в теснину с крутыми осыпными бортами. Не доходя до этого места следует подняться по осыпям левого борта долины до высоты, примерно, 3850-3875 м. Тем самым, обеспечивается обход теснины по пологим осыпям. Одна из точек в начале этого обхода имеет координаты: 39° 40.710'N 71° 29.610'E 3870 H. А в точке 39° 40.832'N 71° 29.316'E 3870 H на осыпях становится заметной тропа. По этой тропе мы спустились с моренного вала на берег реки и заночевали ниже теснины в точке 39° 41.026'N 71° 28.935'E 3705 H.

Рис. 3. Долины Джилису, Янгидабан и Геомюш.

Следующие фото, а именно, фото 60 - 73 заимствованы из отчета [3].

Ф.60. Вот так выглядит спуск с моренного вала к реке.

Утром 18.07.2018 мы продолжили спуск по левому берегу р. Джилису. От места ночевки вниз по долине ведет торная коровья тропа. В точке 39° 41.138'N 71° 27.341'E 3556 H перебродили левый приток Джилису. В километре ниже р. Джилису уходит в глубокий каньон шириной до полутора метров, см. фото 61.

Ф.61. Вот этот каньон. Справа родники.

Ф.62. За каньоном долина Джилису расширяется до ущелья. Воображение здесь поражают разноцветные скалы.

Ф.63. Здесь мы обнаружили пустующий домик пастухов.

Ф.64. Вид от домика пастухов назад, в сторону каньона.

Ф.65-66. С появлением арчи ущелье Джилису становится еще живописнее.

Ф.67.Затерянный мир.

Ф.68. Тропа то и дело петляла, огибая огромные валуны.

Ф.69. Водопад в скалах правого борта ущелья Джилису.

Ф.70. После водопада очертания долины становятся более мягкими.

Ф.71. Тропа спускается к мосту и поднимается к кошу на правом берегу реки. Координаты моста: 39° 41.915'N 71° 24.41'E . Высота 3110.

Ф.72. После коша тропа идет уже по правому берегу.

Через 3 км после первого моста тропа снова переходит на левый берег. Координаты этого третьего моста: 39° 41.03'N 71° 22.665'E, высота 2918. Второй мост, который расположен посередине между первым и третьим, надо пропускать.

Ф.73. Полукилометре ниже третьего моста находятся знаменитые горячие источники. Здесь мы разбили лагерь и приступили к знакомству с местными обитателями и горячими ваннами…

Горячие источники в долине реки Джилису очень популярны среди жителей Баткенской области и особенно Айдаркена. Ежедневно по тропе Айдаркен-Гаумыш-Джилису в обе стороны движутся караваны. Один такой караван обычно включает 3-4 осла, которые служат для заброски 3-4 отдыхающих. Всего на источниках оборудовано 5 ванн. Две из них прикрыты ветками арчи и еще три находятся внутри каменных домиков.

Ф.74. Первая ванна (если считать с верха ущелья) - помывочная, она накрыта сверху шатром из сучьев арчи. Это радоновый источник с большим течением и сравнительно не горячей водой. Температура воды здесь около 40 градусов. Отдыхающие отмываются в этой ванне от дорожной грязи, прежде чем залезть в другие ванны.

Ф.75. Вторая ванна тоже радоновая, но чуть более горячая. Она особенно популярна у женщин, так как помогает от «женских болезней». Эта ванна тоже имеет «крышу» из веток арчи.

Ф.76-77. Третья ванна находится в каменном домике. Это очень горячая серная ванна с температурой воды более 55 градусов. В неё даже трудно опустить пятку ноги. Тем не менее, постепенно привыкаешь и погружаешься целиком. Фото из отчета [3].

Ф.78. Четвертая - серная и самая горячая ванна. Говорят, что температурой воды в ней достигает 60 градусов. И, наконец, пятая ванна, самая популярная, «от нервов», построена на радоновом источнике. Четвертая и пятая ванны находятся в домиках.

Утром 19.07.2018 мы продолжили спуск сначала по левому берегу Джилису. Хорошая тропа через полкилометра привела нас к мосту через р. Янгидабан. Река Джилису впадает в Янгидабан в 100 метрах ниже этого моста. Далее мы шли около 6 км по левому берегу Янгидабана. Этот путь до второго моста, который находится в точке 39° 39.994'N 71° 18.407'E 2630 H, проходил в основном по террасам, тропа лишь изредка спускалась к реке.

Ф.79. Второй мост через Янгидабан.

Ф.80. За вторым мостом тропа идет уже по правому берегу реки, который на на этом участке крут, река течет в каньоне.

Ф.81. На повороте перед слиянием рек Иилису, Янгидабан и Гаумыш тропа приобретает откровенно экстремальный характер.

Ф.82. Вид с тропы на Янгидабан. Фото из отчета [3].

После поворота, см. фото 81, тропа поднимается на маленький перевал (2674) в междуречье Янгидабана и Геомюша, после чего спускается в ущелье реки Геомюш. В 120 метрах выше (по реке Геомюш) имеется горячая серная ванна. Температура воды здесь около 45 градусов. Рядом ручей с чистой питьевой водой, здесь возможна установка лагеря. Координаты источника: 39° 39.912'N 71° 16.682'E , высота 2533.

В ушелье Гаумыш на участке от серного источника (2533) до поляны (3031) невозможно разбить лагерь. Для подъёма на этом участке требуется около 3-х переходов. Это следует учитывать при планировании туристских маршрутов.

К вечеру мы дошли до поляны 3031 и встали на ночлег. Координаты лагеря: 39° 41.543'N 71° 17.922'E 3031 H.

Ф.83. Лагерь 3031 на левом берегу р. Геомюш.