2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Заезд к маршруту. 28.07.2018 9 человек из группы стартовали из аэропорта Домодедово в 23 часа 25 минут. Остальные трое, а именно, Дмитрий Вьяль, Александр Лебедев и Андрей Лебедев находились уже в Оше после прохождения похода 2 к.с. в районе Высокого Алая.

29.07.2018. В ошском аэропорту прилетевших из Москвы туристов встретили представители компании «Горы Азии». В гостьевом доме у Сони, где группа воссоединилась в полном составе, мы оставили лишние «городские вещи». Здесь же по рюкзакам участников было распределено общественное снаряжение, которое осталось в Оше после алайского похода. На выезде из Оша мы закупились водой и арбузами, и на автозаправке залили бензин в лавсановые бутылки.

Из поселка Сары-Таш мы радиально заехали в Бардобу, чтобы оставить у пограничников нашу заброску. Однако пограничники отказали. Заброску оставили в юрте, которая стоит около шоссе в 500 метрах севернее пограничной заставы.

При подъезде к пос. Нура мы прошли через пост, где пограничники осуществили проверку нашего разрешения на въезд и временное проживание в погранзоне. Непосредственно перед мостом через р. Нура, мы съехали направо, на грунтовую дорогу, следующую вверх по долине р. Нура, по её левому берегу.

По мере продвижения вверх по долине, дорога ухудшалась. Наконец, мы слезли с микроавтобуса, загрузили все наши рюкзаки на делику, а сами пошли пешком. Через три километра встала и делика. Нам пришлось пройти еще около километра под рюкзаками, пока мы не достигли удобной для лагеря поляны на берегу чистого ручья. Координаты и высота лагеря: 39° 35.753'N 73° 48.009'E 3105 H.

Ф.1. Первый вечер в горах. Лагерь 3105.

Долина Нуры очень красива, здесь имеется редкая для Памира растительность. Еще на подъезде к пос. Нура мы заметили, что на склонах правого борта долины имеются еловые леса. А около лагеря 3105 мы обнаружили заросли карликовой акации - караганы гривастой. Что касается в изобилии здесь растущих облепихи и гребенщика, то это, конечно, для Памира не редкость.

Ф.2. В долине Нуры встречаются заросли редкой на Памире карликовой акации — караганы гривастой.

Ф.3. Вид из лагеря 3105 на вершину Курум-Тор-Таг (5788) в Заалайском хребте.

2.2. Перевал Рыжая осыпь (3960, н.к.) распроложен в отроге, отходящем на север от вершины 4223. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет левый приток Нуры на востоке с центральным истоком р. Кальтабулак (правый приток р. Кызылсу) на западе. Координаты перевала: 39° 34.386'N 73° 44.806'E 3960 H. Пройден в 2016 г. группой туристов НГУ под руководством Еремина А.В. (отчет о походе пока не написан).

В 650 метрах южнее лагеря 3105 в долину Нуры спускается с запада овраг с чистым ручьем, берущим начало в районе пер. Рыжая осыпь. Путь по дну оврага труден, гораздо проще обойти овраг по его северному склону.

Утром 30.07.2018 прямо от лагеря мы начали подъем на левый борт долины Нуры. Поднявшись на 270 м, мы вышли на пологое пространство. Впереди виднелся кош, а слева ручей, который протекал здесь уже не в овраге, но в долине с заросшими травою склонами, см. фото 4.

Ф.4. Вид от коша на долину ручья и вершину Курум-Тор-Таг (5788).

За кошем мы встали на тропу, которая вела по левому берегу высоко над ручьем, миновали маленькое озеро, с которого вспорхнула стая диких уток, и плавно спустились в плоскую пойму ручья. Затем долина сузилась, и мы шли то по левому, то по правому берегу, периодически пересекая ручей по камням. Наконец, в точке 39° 34.312'N 73° 45.539'E 3679 H на левом берегу ручья мы встали лагерем на ночлег, см. фото 5.

Ф.5. Лагерь 3679.

Выше лагеря 3678 к ручью спускается сухое русло его левого притока, главная долина в этом месте круто поворачивает на юг, см. фото 6. Утром 31.07.2018 мы вошли в это сухое русло и через 300 метров начали подъем по крутому травянистому склону в сторону пер. Рыжая осыпь. Подъём завершился выходом на обширные плоские пространства рядом с седловиной перевала, см. фото 7.

Ф.6. Вид от лагеря 3679 в сторону пер. Рыжая осыпь.

Ф.7. Группа перед выходом на седловину пер. Рыжая осыпь.

Спуск с перевала по травянистому склону приводит в долину центрального истока р. Кальтабулак, см. фото 8.

Ф.8. Спуск с пер. Рыжая осыпь (3960, н.к.) на запад. Вид с перевала Цветочный.

2.3. Перевал Цветочный (3985, н.к.) распроложен в северном отроге вершины 4773, ориентирован с востока на запад и соединяет центральный исток р. Кальтабулак (на востоке) с её левым истоком (на западе). Координаты перевала: 39° 34.177'N 73° 43.992'E 3985 H. Пройден в 2016 г. группой туристов НГУ под руководством Еремина А.В. (отчет о походе пока не написан).

Точное положение перевала условно, несложный травянистый хребет можно перелезть в любом месте, см. фото 9. Спуск с перевала столь же прост, как и подъём.

Ф.9. Вид с пер. Рыжая осыпь на пер. Цветочный (3985, н.к.).

2.4. Перевал Озерный (4096, н.к.) расположен в северном отроге пика Черный (4923), ориентирован с востока на запад и соединяет левый исток р. Кальтабулак на востоке с правым притоком р. Кызылсу на западе. Координаты перевала: 39° 33.470'N 73° 42.628'E 4096 H. В 300 метрах юго-восточнее перевала имеется озеро, чем и определяется его название. В 2013 году на перевал с запада поднялись две группы туристов МАИ под руководством Лебедева А.А. и Бикчурина Р.Р. На восток они не спускались, но повернули на юг к перевалу Черная осыпь (4787, 2Б) [2].

Спустившись с пер. Цветочный, мы по дуге обошли моренные отложения и поднялись на пер. Озерный, см. фото 10-12.

Ф.10. Вид с пер. Цветочный на пер. Озерный (4096, н.к.).

Ф.11. Вид из долины правого притока р. Кызылсу на перевалы Черная осыпь (4787, 2Б) и на пер. Озерный (4096, н.к.).

Ф.12. Вид с пер. Озерный на юг на пер. Черная осыпь (4787, 2Б) и пик Черный (4923).

Ф.13. Спуск с пер. Озерный по карману морены.

Ф.14. Вид со склона пер. Ячий на западный склон пер. Озерный (4096, н.к.) и на путь группы к пер. Ячий. На спуске с пер. Озерный целесообразно воспользоваться заросшим травою карманом между моренами и склоном хребта, и по этому карману обойти моренные отложенния.

С перевала Озерный мы спустились в карман между мореной и склоном хребта, в котором находится перевал, см. фото 12 и 13. По этому карману мы спустились до конца морены, завернули за неё налево и начали подъём к пер. Ячий, см., также, фото 14.

Через 30 минут после поворота мы достигли озера, около которого планировалось встать на ночлег, см. фото 14. Вода в озере мутная, вокруг много ячьих следов. На берегах озера нет удобных площадок для лагеря. Поэтому мы покинули озеро и встали лагерем в 100 метрах западнее на высоком правом берегу ручья, берущего начало в районе пер. Ячий. Координаты лагеря: 39° 33.931'N 73° 41.701'E 3893 H.

Это не очень удобное место для лагеря, несмотря на то что площадка здесь очень ровная. Дело в том, что ручей около этого места течет в овраге, и к ручью крутой спуск. Надо было пройти еще 200 метров вверх по долине, там оврага нет. Но мы не знали об этом, к тому же очень устали.

2.5. Перевал Ячий (4188, 1А) расположен южнее вершины 4282 в северном отроге Заалайского хребта, отходящем от вершины Заря Востока (6349). Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет правый приток р. Кызылсу (урочище Минбулак) на востоке с долиной р. Кызылсу на западе. Координаты перевала: 39° 33.088'N 73° 40.914'E 4188 H.

Утром 01.08.2018 мы продолжили подъём по долине ручья см. фото 14. Когда поднялись в цирк с осыпными склонами, то повернули направо, сразу за рыжий скальный контрфорс, см. фото 15 и 16.

Ф.15. Вид с ребра перевала Черная осыпь (4787, 2Б) на запад, в сторону перевала Ячий. Фото из отчета [2].

Ф.16. Поворот в кулуар восточного склона пер. Ячий. Фото из отчета [2].

К перевалу поднимается осыпной куруар, по которому проходит граница между черной и рыжей осыпью, см. фото 17.

Ф.17. Кулуар восточного склона перевала Ячий. Фото из отчета [2].

Ф.18. Последние метры подъёма.

Спуск с перевала на запад проходит по кулуару, на котором опять же смыкаются черная и рыжая осыпи, см. фото 19. По дну кулуара течет ручей. Около ручья жесткий грунт, и спускаться там не удобно. Гораздо удобнее спускаться по мягкой черной осыпи слева от ручья, см. фото 20.

Ф.19. Кулуар западного склона перевала Ячий.

Ф.20. Спускаться с перевала Ячьего на запад удобнее не по ручью, но по мягкой черной осыпи слева от ручья.

Сразу за поворотом ручья, см. фото 20, в точке 39° 33.249'N 73° 40.328'E 3930 H мы вышли на травянистые склоны левого берега, потом пересекли ручей и два его правых притока и оказались на обширной террасе правого берега, см. фото 21. Слева от террасы ручей уходил в каньон.

Ф.21. Слева от этой террасы ручей с пер. Ячий уходит в каньон.

Ф.22. На обходе каньона по террасе правого берега.

В точке 39° 33.609'N 73° 39.387'E 3717 H с террасы к ручью спускается ячья тропа, см. фото 23.

Ф.23. Спуск с террасы к ручью.

Тропа пересекает ручей и поднимается по его левому берегу на отрог, который отделяет ручей с перевала Ячий от кармана правой морены ледника Восточный Кызылсу. В точке 39° 33.535'N 73° 39.157'E 3729 H тропа переваливает через этот отрог и спускается в карман морены, см. фото 24.

Ф.24. Группа переваливает через отрог, который отделяет ручей с перевала Ячий от кармана правой морены ледника Восточный Кызылсу. Красной линией показан путь по карману к большому озеру.

Ф.25. Озеро в кармане правой морены ледника Восточный Кызылсу. Здесь мы обедали, купались…

2.6. Пересечение ледника Восточный Кызылсу. Болезнь и проводы участника. За озером мы продолжили путь по карману правой морены ледника Восточный Кызылсу. Этот карман претерпевает разрыв, так как морену размывает река, берущая начало с ледников пика Губаева (5368). Река течет в глубоком овраге, и чтобы не спускаться в него, следует выйти на склон и по ячьей тропе траверсировать его до широкой поймы реки в продолжении кармана морены, см. фото 26. Перед выходом на этот траверс нас поразили кусты герани с необыкновенно большими цветами, см. фото 27.

Ф.26. Обход по склону разрыва в кармане правой морены ледника Восточный Кызылсу.

Ф.27. Огромные цветы герани.

Ф.28. Место лагеря 3772 в кармане правой морены ледника Восточный Кызылсу.

Достигнув широкой поймы реки, мы встали лагерем в точке 39° 32.134'N 73° 38.531'E 3772 H, см. фото 28. В этот день мы впервые отстали от графика, так как не решились пересечь ледник Восточный Кызылсу. В группе имелись участники, которые медленно акклиматизировались. Причины могли быть две: недостаточный высотный опыт участников (поход в Кичик-Алае 2 к.с. в июле 2017 г. с перевалами до 4700 м [5]) и отсутствие возможности на маршруте сбросить высоту. А это очень желательно, чтобы организм мог восстановиться и более интенсивно адаптироваться.

Поэтому было решено вместо спуска до высоты, скажем, до 3000-3200 метров, что невозможно обеспечить в этом горном районе, ослабить график движения и восстановиться на полудневке. При таком плане «рвать когти» и траверсировать под вечер ледник Восточный Кызылсу было бессмысленным.

Утром 02.08.2018 мы пересекли ледник Восточный Кызылсу в направлении реки, вырывающейся из кармана его левой морены, см. фото 29. На пересечение ушло чуть более двух переходов. Торопиться к руслу этой реки не стоит, так как ледник обрывается к нему крутыми и высокими ледовыми склонами. Лишь вблизи левой морены имеется пологий спуск к реке.

Перескочив поток по камням, мы поднялись на левую морену и перевалили в её карман. Затем поднялись по карману до высокой морены ледника, стекающего с перевала Карасу, см. фото 30. Перед этой мореной мы разбили лагерь и встали на полудневку. Впереди нас ожидал перевал Карасу (4430, 2А). Координаты лагеря: 39° 31.414'N 73° 36.941'E 3918 H.

Ф.29. Путь пересечения ледника Восточный Кызылсу.

Ф.30. Место лагеря 3918, вид на шеститысячники Заалайского хребта.

Утром 03.08.2018 мы начали подъем к пер. Карасу (4430, 2А). Уже около ручейка в 150 метрах от лагеря см. фото 30, стало ясно, что состояние Константина Еналеева не позволит ему пройти перевал. В последние два дня он не то, чтобы акклиматизировался, его состояние даже деградировало. Утренний пульс не уменьшался (как у других участников), появился и усиливался кашель. Константин сознался, что за 5 дней до похода он заболел ОРЗ с температурой до 39 градусов. Но желание пойти в поход было настолько сильным, что он постарался максимально быстро вылечиться и улететь с группой в Ош. Ночью с 02.08 по 03.08 у Константина была одышка. Утром 03.08 на подъёме от лагеря к ручью эта одышка стала очень заметной. Мы испугались, не развивается ли отек легких, однако при прослушивании легких хрипов не обнаружили. Тем не менее, состояние Кости было очевидно плохим и даже угрожающим.

Группа отказалась от попытки пройти перевал Карасу (4430, 2А), развернулась и начала спуск по карману левой морены ледника Восточный Кызылсу. У начала подъёма к перевалу Транспортный, см. фото 31, мы поставили лагерь. Из этого лагеря в 11.20 Константин Еналеев в сопровождении Юрия Максимовича и Александра Лебедева ушел к шоссе Ош-Иркештам. Провожающие посадили его в легковую машину и вернулись в лагерь к 17.30. Координаты лагеря: 39° 32.980'N 39° 32.980'N 3718 H.

2.7. Перевал Транспортный через вершину 4276 (1А). Перевал Транспортный расположен в хребте, который окоймляет с севера и запада ледник Восточный Кызылсу и долину р.Кызылсу. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет карман левой морены ледника Восточный Кызылсу (на востоке) с истоками р.Карасу (на западе). Координаты седловины: 39° 32.879'N 73° 36.704'E 4184 H.

В 2008 г. группа туристов МАИ под руководством Лебедева А.А. прошла перевал с востока на запад, поднимаясь вдоль стекающего из-под перевала ручья [1]. В 2016 г. группа туристов МАИ под руководством Лебедева А.А. прошла перевал с востока на запад [4], траверсировав вершину 4276, возвышающуюся к северу от перевала, см. фото 31. Второй вариант оказался гораздо более удобным и зрелищным.

Прохождение перевала Карасу со стартом из лагеря 3718 у подножия перевала Транспортный, скорее всего, потребовало бы двух дней. Это привело бы к дополнительному отставанию от графика еще на один день. К тому же в группе имелись участники, акклиматизация которых проходила слишком медленно. Поэтому было решено воспользоваться заявленным запасным вариантом с перевалами Транспортный (1А) и Снежная полоска (1А). Перевал Транспортный мы решили идти, как в 2016 году через вершину 4276.

Ф.31. Вид с левой морены ледника Восточный Кызылсу на лагерь 3718 и перевал Транспортный. Красной линией показан путь захода на гребень вершины 4276, через которую удобно выходить на седловину перевала Транспортный. Фото Жарова А.В. из похода в 2016 г. [4].

Утром 04.08.2018 мы начали подъём на пер. Транспортный. Выход на восточный гребень вершины 4276 показан на фото 31. В нижней части гребень травянистый, а в верхней части имеется несколько коротких (3-7 м) взлетов с жестким грунтом. При подъеме на этих участках приходится искать вкрапленные в грунт камни.

Ф.32. Вид с восточного гребня вершины 4276 на шеститысячники Заалайского хребта. Вершины подписаны на фото 30.

Ф.33. Группа на вершине 4276.

Ф.34. Вид с южного гребня вершины 4276 на седловину пер. Транспортный.

Спуск с вершины 4276 на седловину пер. Транспортный проходит по пологому осыпному гребню, см. фото 34. Не доходя до самой низкой точки седловины мы свернули направо и по пологому осыпному склону спустились на луга в долине р.Карасу, см. фото 35.

Ф.35. Западный склон пер. Транспортный.

2.8. Перевал Снежная полоска (4160, 1А) находится в северном отроге вершины 4629 и расположен севернее возвышения 4389. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет верховья р. Карасу (на востоке) с верховьями р. Курумды (на западе). Координаты перевала: 39° 33.175'N 73° 34.903'E 4160 H.

Перевал пройден группой туристов МАИ под руководством Лебедева А.А. в 2008 году [1]. Название обусловлено характерной длинной снежной полоской вдоль гребня хребта на его восточной стороне, см. фото 36.

Ф.36. Вид со склона пер. Транспортный на восточный склон пер. Снежная полоска.

Подъем на перевал с востока осуществляется по весьма крутой осыпи, перепад высоты на взлете около 120 м. Перед выходом на гребень подъём по снежнику (3-5 метров, 30-40 град.). В центре седловины этот снежник склонен обрываться карнизами, поэтому на гребень удобнее выходить чуть севернее перевала, см. фото 36 и 37.

Ф.37. Панорама северного отрога вершины 4629 с перевалом Снежная полоска.

Ф.38. Седловина перевала Снежная полоска.

Спуск с перевала на запад осуществляется по осыпному склону, значительно более короткому и пологому, по сравнению с восточным склоном, см. фото 39 и 40. Спустившись в плоскую пойму р. Курумды, мы встали лагерем на ночлег. Координаты лагеря: 39° 33.131'N 73° 33.916'E 3931 H. К этой точке мы пришли с отставанием от графика ровно на 2 дня.

Ф.39. Вид с пер. Снежная полоска на юго-запад. Справа место лагеря 3931. За лагерем видно озеро около языка ледника N 114 (по каталогу ледников СССР).

Ф.40. Вид с морены ледника N 114 на западный склон пер. Снежная полоска.

Ф.41. Лагерь 3931.

Вечером, перед ужином, трое участников поднялись провести фотосессию около очень красивого озера в 600 метрах западнее лагеря, см. фото 39 и 42.

Ф.42. Озеро около языка ледника N 114.

2.9. Переход от р. Курумды до р. Кичкесу. Весь день 05.08.2018 ушел на 13-ти километровый переход по чукурам до р. Машаяр. На этом переходе было шесть бродов, не считая пересечения мелких ручьёв, см. рис. 1. По мере пребывания воды броды усложнялись, поэтому самым сложным оказался 6-й брод, хотя и он был простым, обошлись без веревки.

Рис.1. Орографическая схема (В. Ляпина) участка пути от ледника Восточный Кызылсу до ледника Пограничников.

Ф.43. Панорама Заалайского хребта. 6564 - Зап. Курумды, 6283 - пик Чорку, 6243 - пик ТуркВО, непройденные перевалы N2 и N1 указаны на рис. 1 и составляют связку перевалов предположительно 2Б к.с., позволяющую соединить ледники Восточный Кызылсу и Правый Кичкесу в обход перевала 4-х ледопадов (3А).

Ф.44. Северный склон непройденного перевала ~2A к.с. в восточном гребне вершины 4738. В 2016 году [4] два участника группы туристов МАИ под руководством Лебедева А.А., а именно, Волков И.Н. и Жаров А.В. поднялись на этот перевал с юга, см. фото 45.

Ф.45. Южный склон непройденного перевала ~2A к.с. в восточном гребне вершины 4738. На восточной седловине видны фигурки Ивана Волкова и Андрея Жарова. Фото из похода 2016 г. [4].

Ф.46. Лагерь на берегу р. Машаяр. Координаты лагеря: 39° 33.734'N 73° 26.038'E 3596 H.

Ф.47. В лагере на берегу р. Машаяр.

Утром 06.08.2018 мы продолджили путь по чукурам.

Ф.48. Вид на озеро из точки 39° 32.777'N 73° 24.637'E 3622 H. Слева пик Пограничников (5438). Над берегами озера летало огромное количество комаров.

Ф.49. Брод через Кичексу проходил чуть выше устья реки, которая берет начало с ледника Пограничников. Река Кичексу здесь разливается на множество рукавов. Самым сложным был последний рукав, но и там обошлись без веревки, см. фото 50.

Ф.50. Брод через последний, самый глубокий рукав Кичексу. Бродили утром, примерно в 9 час. 30 мин. После 13.00 реку, скорее всего, не перебродить.