2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Режим дня в походе. В описании всюду используется московское время. 04 мая в Архызе восход солнца в 5 час. 01 мин., заход солнца в 19 час. 19 мин.

Подъем дежурного у нас ежедневно осуществлялся в 4 час. 30 мин., то есть, за полчаса до восхода Солнца. Подъем группы происходил в 5 час. 20 мин. плюс-минус 10 минут. Как правило, группа выходила на маршрут в диапазоне от 6 час. 45 мин. до 7 час. 15 мин.

Обычно 45-минутные переходы чередовались привалами, длительностью от 10 до 20 минут. После первых трёх переходов следовал более длительный привал с перекусом. Еще через два перехода группа останавливалась на двухчасовой обед. После обеда мы успевали пройти до ночевки еще 2-3 перехода. Однако несколько дней в походе мы шли без остановки на обед. В такие дни мы останавливались на ночевку пораньше.

2.2. Погода в походе.

01.05.2018

Ясно, днем редкие облака

02.05.2018

Солнечное утро, днем переменная облачность, кучевые облака. На обеденном привале из одного такого облака на нас пролился получасовой дождь с градом.

03.05.2018

Солнечное утро, днем переменная облачность, кучевые облака.

04.05.2018

Солнечный день. Во второй половине дня появились кучевые и перистые облака.

05.05.2018

Солнечное утро, однако на небе значительное количество слоистых и перистых облаков. Днем пасмурно. В 15 часов разразился ливень с грозой, который продолжался около 3-х часов.

06.05.2018

В первую половину дня солнечно, переменная облачность. Во второй половине дня тучи сгустились, и после 15 часов начался мелкий дождь, который продолжался весь вечер и всю ночь.

07.05.2018

С утра до 8 час. 30 мин. мелкий дождь. Потом пасмурное утро и день. В 13 час. 30 мин. начался дождь, который длился около часа. После дождя до вечера установилась солнечная, но очень ветряная погода.

08.05.2018

Раннее утро пасмурное, потом разъяснилось, на голубом небе тонкий слой облаков. В 9 час. 40 мин. начался мелкий дождь, который периодически прекращался и начанался снова. С 13 часов дождя не было, пасмурно.

09.05.2018

Ночью шел дождь. Утро пасмурное с туманами. С 14 часов сплошной туман. В 17 часов начался мелкий дождь, который продолжался около часа. Вечер пасмурный.

10.05.2018

Всю ночь и всё утро шел мелкий дождь. В течение дня дождь периодически прекращался и начинался вновь.

11.05.2018

Дождь весь день с небольшими перерывами, холодно.

12.05.2018

Соллнечное утро. Днем переменная облачность, холодно.

2.3. Заезд к маршруту. 29.04.2018 в 8 час. 22 мин. мы стартовали с Казанского вокзала на поезде Москва-Кисловодск. В Армавир прибыли 30.04.2018 с небольшим опазданием, в 4 час. 45 мин. Здесь нас ожидал арендованный микроавтобус, который за 5000 рублей довез нас до пос. Никитино. На маршрут вышли в 8 час. 10 мин.

Ф.1. В пос. Никитино перед выходом на маршрут.

2.4. Никитино - р. Хацавита. Путь от Никитино в верховья р. Хацавита проходит через вершину Хацавита (1993). Существуют 2 варианта подъема к этой вершине. Группа Д. Шемятихина [1] начала подъем из села Никитино по отрогу севернее р. Никитинка. Сейчас этот вариант нереализуем из-за частного владения известного олигарха, построенного на плече этого отрога. По словам местных, все материалы для строительства забрасывались на вертолете.

Второй вариант подъема, реализованный группами А.Лебедева [2] и А.Жарова [3] в 2016 г., проходит по хребту Голый, который ограничивает бассейн р. Никитинка с юга. Заявленный нами маршрут проходил именно по этому пути.

30.04.2018. По грунтовой дороге, которая начинается на высоте 784 м за пешеходным мостиком на левом берешу р. Никитинка, мы поднялись за 6 переходов к верхней станции подъемника лыжной трассы. Эта станция находится около вершины Голая (1851) в точке H 1682 м СШ 43º 55.758' ВД 40º 43.648'. На станции живет сторож, рядом место для пикников — длинный стол под навесом и кострище.

Ф.2. В лагере около подъёмника на хребте Голый.

01.05.2018. Выше станции после короткого подъёма дорога раздваивается. Основная, раскатанная квадрациклами, идет на хребет, а вправо от неё ответвляется не столь разъезженная дорога, которая после пикникового места с вагончиком переходит в тропу. Эта тропа траверсом с плавным набором высолты выводит на хребет Голый в обход вершины Голая (1851). На хребте тропа соединяется с квадрацикльной дорогой.

Ф.3. Вид на юг с хребта Голый. Слева перевал Блыбский, справа долина Малой Лабы.

В точке H 1820 м СШ 43º 54.586' ВД 40º 44.604' мы сошли с дороги, которая круто уходит вправо и вниз, спускаясь, наверно, к М.Лабе, и продолжили подъем без тропы по гребню хребта. Преодолев по траве 40-метровый взлет, мы поднялись на вершину 1853, где обнаружили тропу. Вершину 1937 эта тропа обходит с севера и траверсом спускается на седловину между вершинами 1937 и Хацавитой (1993).

Ф.4. Вид с седловины между вершинами 1937 и Хацавитой (1993) на вершину Дженту (2887) и на её северо-восточный отрог, по которому можно спуститься в Курджиново [2].

С седловины на вершину Хацавита поднимаетмя заросшая тракторная дорога. По этой дороге мы перевалили через вершину на восток и в точке H 1685 м СШ 43º 55.221' ВД 40º 47.550' вышли на большую грунтовую дорогу, по которой егеря Соленовского охотхозяйства приезжают на УАЗиках к своему посту в верховьях р. Хацавита. К этому посту мы спустились к концу 5-го перехода и встали на обед в точке H 1456 м СШ 43º 54.048' ВД 40º 47.439'. Воду брали из ручья за домиком егерей.

Ф.5. Плакат около поста Соленовского охотхозяйства.

После обеда мы прошли еще около 700 м до р. Хацавита, перешли её по камням и встали на тропу егерей, которая ведет к их верхнему посту в верховьях р. Маркопидж. Сначала эта тропа ведет вдоль ручья — левого притока р. Хацавита. Но через 100 м поднимается на его левый берег, где в точке H 1417 м СШ 43º 53.647' ВД 40º 47.490' мы встали на ночлег. Далее воды не будет в течение 3-х переходов.

Это удобное место для ночлега находится в лесу, где много сухих деревьев. Поэтому следует быть осмотрительным, чтобы на палатку не свалился гнилой сук.

2.5. р. Хацавита - истоки р. Бескес. 02.05.2018. Выше нашего места ночевки конная егерская тропа отклоняется от ручья и круто поднимается в южном направлении на хребет Вал. 400-метровый подъем занял чуть меньше 2-х переходов. На гребне хребта тропа поворачивает на запад и к концу 3-го перехода приводит к роднику в точке H 1972 м СШ 43º 52.390' ВД 40º 46.046'.

Ф.6. Выход к траверсу западного склона горы Маркопидж. Фото 2016 г. из отчета [2].

Ф.7. Желтые цветы, которые в изобилии росли около родника.

За родником тропа выходит на траверс крутого западного склона г. Маркопидж (2217). При наличии снега этот траверс представляется опасным, так как средняя ерутизна склона около 40º . В мае 2016 и 2018 гг. Тропа была свободна от снега, однако по словам егерей бывают годы, когда в период майских праздников тропа на этом участке траверсирует крутые снежники, и путь на верхний пост для егерей закрыт.

Ф.8. Траверсная тропа на западном склоне в. Маркопидж (2217). Фото 2016 г. из отчета [2].

Ф.9. Панорама с северо-западного гребня в. Маркопидж. Вид на юг. Фото 2016 г. из отчета [2].

Ф.10. Вид с северо-западного гребня вершины Маркопидж в сторону перевала Блыбского. Фото 2016 г. из отчета [2].

Ф.11. Вид с северо-западного гребня в. Маркопидж в сторону перевала Блыбского. Фото 2018 года.

После траверса тропа серпантином спускается на перемычку хребта, который соединяет г. Маркопидж (2217) с вершиной 2917 около озера Смитта. Южнее перемычки этот хребет имеет скальный провал, поэтому тропа обходит его по восточному склону хребта. Этот обход завершается выходом на гребень хребта в точке H 1956 м СШ 43º 51.426' ВД 40º 45.661'.

К концу 5-го перехода мы достигли точки H 2010 м СШ 43º 50.821' ВД 40º 45.458'. За ней тропа идет траверсом западного склона хребта, на котором мы пересекли два первых снежника, крутизной около 20º.

Ф.12. Пересечение снежника.

К середине 6-го перехода мы достигли верхнего поста егерей Соленовского охотхозяйства и встали на обеденный привал. Во время привала на нас пролился короткий первый в походе дождь, от которого мы спрятались под навесом для лошадей. Координаты поста: H 2040 м СШ 43º 50.108' ВД 40º 45.110'.

Ф.13. Дежурство под дождем.

За постом тропа поднимается снова на хребет к безымянному некатегорированному перевалу H 2245 м СШ 43º 49.495' ВД 40º 45.089'. Подъем к перевалу занимает чуть более одного перехода.

Ф.14. Вид на пер. 2245 с его западного склона.

Спуск с перевала начинается с траверса восточного склона хребта, затем тропа теряется в крутом большом снежнике. Ниже границы снега имеется спуск по полкам к плоской зеленой лукжайке у подножия перевала Блыбского. Этот проход позволяет траверсом склона плавно спуститься на эту лужайку. Однако, он не безопасен. В 2016 году [2] нам пришлось пересечь снежник, на котором лежали снежные глыбы от обвала карниза. А в 2018 году мы пересекли скопление снежных обломков грунтовой лавины.

Ф.15. Спуск по полкам с перевала 2245 к подножию пер. Блыбского. Фото 2016 г. из отчета [2].

Ф.16. Спуск по полкам с перевала 2245 к подножию пер. Блыбского. Фото 2018 года.

Ф.17. Обломки грунтовой лавины.

Ф.18. Пересечение грунтовой лавины.

Впредь, в период майских праздников, мы рекомендуем миновать этот траверс и спускаться с перевала 2245 на восток по линии падения воды. Возможно, что этот путь приведет к броду через левый исток р. Бескес и окажется более трудоемким из-за необходимости подъема к зеленой лужайке. Но это будет более безопасный путь.

Путь с перевала 2245 к зеленой лужайке у подножия перевала Блыбского длится один переход. На зеленой лужайке в точке H 2072 м СШ 43º 48.985' ВД 40º 45.754' мы встали лагерем на ночлег.

Ф.19. В лагере 2072 у подножия пер. Блыбского.

2.6. Пер. Блыбский (2568, весной 1А) и безымянный перевал 2457 (н.к.). Перевал Блыбский расположен в хребте, соединяющем вершину Дженту (2887) с хребтом Магишо. Перевал находится юго-западнее в. Дженту, ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет верховья рек Бескес на северо-западе и Б. Блыб на юго-востоке.

В период майских праздников перевал вполне соответствует 1А к.с. Координаты седловины: H 2568 м СШ 43º 47.675' ВД 40º 46.292'.

Безымянный перевал 2457 (н.к.) расположен в восточном отроге в. Дженту (2887) западнее скалы Белая, ориентирован с юга на север и соединяет истоки рек Б.Блыб на юге и Правый Рожкао на севере. Координаты седловины: H 2457 м СШ 43º 47.566' ВД 40º 48.395'.

Рис. 2. Карта района в. Дженту. Красной линией отмечен путь группы от верхнего поста Соленовского охотхозяйства до лагеря 2390 в истоках р. Правый Рожкао вместе с восхождением на в. Дженту.

03.05.2018. Неожиданная дневка. В группе Никиты Третьякова, которая совершала горный поход 1 к.с. и шла на этом участке пути параллельно с нами, заболел участник. Утром он встал с температурой 38,5º. На малых высотах это трудно назвать горной болезнью, скорее это воспаленная реакция на нагрузки в горах. Обычно такие вспышки температуры за один день лечатся приемом антигистаминных препаратов совместно со сбивающими температуру препаратами на основе парацетамола. Больному было рекомендовано принимать димедрол, растворимый солпадеин и спать в палатке.

Дальнейшие действия нашей группы могли развиваться двояко.Мы могли продолжить маршрут, предоставив Никите Третьякову и его группе возможность самостоятельно решить возникшую у них проблему, что несомненно принесло бы пользу и начинающему руководителю и его новичкам. Большой опасности не было, так как, даже в случае неблагоприятного течения болезни, можно позвать егерей с лошадьми из верхнего поста, до него налегке чуть более часа пути.

Второй вариант — остаться рядом с группой Третьякова, продемонстрировав начинающим туристам, что в горах в беде не бросают. Такое поведение тоже имело воспитательное значение, не менее важное.

Мы выбрали второй вариант.

Ф.20. Желтый тюльпан и желтый первоцвет.

Ф.21. Цветы с неизвестным нам названием.

Ф.22. Горечавка.

Ф.23. Лиловый первоцвет.

04.05.2018. Утром больной в группе Третьякова, как и ожидалось, чувствовал себя отлично, и мы начали совместный подъем двумя группами на перевал Блыбский.

Ф.24. Пер. Блыбский, вид с запада.

Существуют 2 пути подъема на перевал. Путь «в лоб» (по линии падения воды) сопряжен с большим набором высоты по снегу, а именно, с 2300 до 2568, и с преодолением взлетов, которые пологими назвать нельзя.

Более эргономичный путь пролегает через северный отрог вершины 2854, которая находится на юго-западе от перевала. Западный склон этого отрога свободен от снега, и это позволяет подняться на перемычку в этом отроге на высоту 2463 м по травянистому склону. С этой перемычки до перевала траверсом пологих снежных полей остается набрать по высоте 100 м.

От места ночевки до перемычки мы шли 2 перехода, причем второй переход продолжался около часа. Подъем на перемычку начинается от русла ручья, от точки с координатами: H 2333 м СШ 43º 48.033' ВД 40º 45.558'. Координаты самой перемычки: H 2463 м СШ 43º 47.941' ВД 40º 45.864'. Путь от перемычки до перевала траверсом снежных полей занял один переход. Шли по следам волка.

Ф.25. Подъем на перемычку 2463 начинается из точки 2333 в русле ручья.

Ф.26. Вид с перемычки 2463 на путь подъёма от точки 2333.

Ф.27. Вид с перемычки 2463 на перевал Блыбский.

Ф.28. На перевале Блыбском. Сзади вершина Дженту (2887).

Ф.29. На перевале Блыбском.

Ф.30. Вид с пер. Блыбского на восток.

С юго-западного края седловины в верховья р. Б.Блыб траверсом спускается тропа. В начале мая она быстро подходит к снежнику и скрывается под ним. Мы поднялись на самую низкую, северо-восточную часть седловины и вышли на перевал в точке: H 2568 м СШ 43º 47.675' ВД 40º 46.292'. От этой точки мы перешли на на свободное от снега заросшее травой ребро, которое спускается от середины седловины перевала на юго-восток, и по этому ребру без тропы спустились с перевала к точке H 2376 м СШ 43º 47.443' ВД 40º 46.425'.

Ф.31. Спуск с пер. Блыбского на восток.

Ф.32. Спуск с пер. Блыбского на восток. Вид с тропы к перевалу 2457.

От этой точки траверсом южного склона восточного отрога в. Дженту плавно поднимается тропа к перевалу 2457.

Ф.33. Начало пути от точки 2376 к перевалу 2457.

Ф.34. Вид с тропы к перевалу 2457 на хребет Магишо.

Подъем на перевал занял 2 перехода. По пути преодолели несколько снежников. Последний снежник оказался особенно трудным, так как имел на спуске отвесную 2-метровую стенку. Этот снежник пришлось обойти снизу, спустившись к ручью по очень крутому, до 45º, травянистому склону.

Ф.35. Крутой спруск к ручью при обходе снежника.

Короткий спуск с перевла по снежнику крутизной до 30º выводит в плоскую долину верховьев р. Правый Рожкао. Здесь на высоте около 2390 м мы встали на ночлег.

Ф.36. Спуск с перевала 2457 к истокам р. Правый Рожкао.

Ф.37. Антон Коробовцев и Анна Дементьева (из группы Н.Третьякова) в лагере 2390.

2.7. Радиальный выход на вершину Дженту (2887, весной 1А) и спуск в Рожкао. 05.05.2018. Подъем на в. Дженту мы начали по свободному от снега ребру, которое спускается на восток с седловины к северу от вершины. В верхней части ребра перед выходом на большое снежное поле мы срезали путь и поднялись на северный гребень Дженту между вершиной и седловиной. Далее по свободному от снега осыпному северному гребню взошли на вершину. Координаты вершины: H 2890 м СШ 43º 47.810' ВД 40º 46.773'.

Ф.38. Красная линия отражает подъем на вершину Дженту, а лиловая - спуск с вершины.

На спуске с Дженту мы, наоборот, не избегали снега. Спуск начали по гребню восточного отрога вершины, потом по протяженному снежнику северного склона этого отрога дошли чуть ли не до самого лагеря. Всего в восхождении потратили 2 перехода на подъем и один переход на спуск.

Ф.39. Вид с вершины Дженту на восток.

Ф.40. Вид с вершины Дженту на юг.

Ф.41. Вид с вершины Дженту на север.

Ф.42. На вершине Дженту вместе с участниками группы Н. Третьякова.

Ф.43. Спуск с вершины Дженту.

После завтрака собрали лагерь и начали спуск к селению Рожкао. Сначала шли по травянистому левому берегу р. Пр. Рожкао. Потом вошли в короткий каньон, где река скрывалась под снежником. К концу первого перехода от лагеря мы вышли из каньона и в точке H 2103 м СШ 43º 47.522' ВД 40º 50.129' наткнулись на дорогу, ведущую к кошу на высоком правом берегу р. Пр. Рожкао.

Ф.44. В каньоне р. Правый Рожкао.

Ф.45. Движение по каньону р. Правый Рожкао завершается выходом на дорогу.

По этой дороге к концу 6-го перехода мы спустились к с. Рожкао. По пути преодолели вброд две переправы (н.к.) через р. Пр. Рожкао. На ночлег встали на берегу Б.Лабы около пешеходного мостика. Координаты лагеря: H 939 м СШ 43º 49.010' ВД 40º 54.778'.

Ф.46. В Рожкао, недалеко от пешеходного мостика через Большую Лабу.