ВЕЧЕР ГОРНЫХ ТУРИСТОВ МАИ, 45 ЛЕТ ГОРНОЙ СЕКЦИИ !

Никита Степанов, 01.05.2018

14 апреля состоялась очередная, проводящаяся раз в пять лет и ставшая уже традиционной, встреча горных туристов МАИ. Четвертая по счету, она прошла в ещё более расширенном формате, нежели в 2013 году. На этот раз кроме ветеранов, нашего поколения и ныне ходящей молодёжи, я пригласил Бориса Абрамова (Aibolita) - врача альпинистской сборной ССР (команда Вадима Эльчибекова) с его соратниками, и главного редактора Риска - Лену Дмитренко. Народу собралось немного – чуть больше 90 человек.

После представления собравшихся друг другу, я произнёс банальный, но очень уместный в этом случае, тост: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

Как и в прошлый раз, сразу же начали зажигать ветераны. В левом углу, спиной к нам, с бокалом вина Володя Эрский. Ему всего то 93 года. Он самый старший маёвский турист на этой встрече.

Володя Эрский:

Владимир Эрский и Михаил Кондратьев:

А так они выглядели в далеких 60-х годах. Володя Эрский в 1964 году в походе по Саянам:

Миша Кондратьев. Центральный Тянь-Шань 1960 год:

Саяны 1964 год:

От лица ветеранов и за ветеранов произнесла тост несравненная Изольда Шагинян:

Не устаю восхищаться этой женщиной!
Она первый раз пошла в поход и взошла на первую вершину в 1959 году в составе группы горных туристов, потом занялась альпинизмом и уже в 1979 стала мастером спорта по альпинизму. Совершила более 150 восхождений в различных районах СССР, из них 26 – 5-й к/тр., в том числе 4 первопрохождения 5Б к/тр., и 7 восхождений в двойке. Высотные:
1985 г. - п. Ленина.
1986 г. - пики Корженевской и Коммунизма.
1991 г. - Хан-Тенгри, и если бы на Хан она поднялась двумя годами раньше, то стала бы «Снежным барсом».
2009 год: Кавказ – а/л Уллу-Тау, Эльбрус, а в начале сентября Арарат.
2012 г. вулкан Демавенд (5610 м.), Иран.
2013 г. Маунт-Уитни США.
2014 г. Шаста, Калифорния.
2016 г. Арагац, Армения.
2018 г., конец апреля - станция Мир. Погода - дрянь. И если бы не небесная канцелярия, то, думаю, наверняка сбегала бы на Эльбрус.
А это 1960 г. - она в походе по Кольскому полуострову обтирается снегом:

1960 г. Центральный Тянь-Шань. Криками Чох-чох, Изольда управляет верблюдом:

Следом взял слово девяностолетний Борис Курочкин, который начал ходить в походы ещё в 1949 году. Он выступил с обычной зажигательной речью о неприемлемости вредных привычек: «Куришь, пьёшь вино и пиво – ты наёмник Тель-Авива» - его коронная фраза, которую мы услышали уже во второй раз:

И хотя в его руке я заметил бокал, но не могу с уверенностью сказать, что в нём шампанское или вино:

Третий тост по традиции был за ушедших друзей. За прошедшие 5 лет с нашей предыдущей встречи в 2013 году не стало еще 10 человек. Среди них Стрыгин Сергей, многолетний председатель Турклуба МАИ и организатор маевских слетов. Всем им, ушедшим и погибшим в горах, посвящен этот слайд-фильм:

Не заставил себя ждать с поздравлениями собравшимся и Саша Тикунов по кличке «Пионер»:

Поделился своими воспоминаниями Слава Жиляев, написавший книгу «Записки вахтёра»:

Слава Жиляев на Кавказе в 1959 году:

На Центральном Тянь-Шане в 60-ом:

Вечер сопровождался показом слайд-фильмов:
о наших ветеранах

о боевых подругах

и друзьях

о нашей молодежи

о высоких вершинах, на которых мы побывали, и о детях, которые неизбежно появлялись, так как однополые браки мы в своей среде не признавали.
О детях хотелось бы поподробнее. Многие из них были обречены мотаться с родителями - туристами по горам и весям. Об этом фильм:

Уже подрощенный Юра Захаров пытается воспроизвести выражение лица 35-летней давности.

Ну и конечно традиционный маёвский тост: «Когда самолёт качает крылом, это значит – делай как я! На плечо, а сейчас как ЖАХНЕМ, как ЖАХНЕМ, как ЖАХНЕМ!!! От винта, сама пойдёт!»

После этого Женя Иванов исполнил несколько маёвских песен:

1960 г. Центральный Тянь-Шань. Заезд на маршрут: слева с гитарой Женя Иванов, справа в белой кепке Михаил Кондратьев:

На маршруте Женя загрустил.

Чуть позже от лица гостей выступила Лена Дмитренко:

Приветствие собравшимся от Бориса Абрамова:

Не обошлось без одесских анекдотов…

Автографы от Бориса Абрамова:

Потом эстафету приняло более молодое поколение:

Хотя некоторых из них трудно назвать молодыми, ведь с Андреем Лебедевым мы пришли вместе в секцию МАИ в далёком 73-ем:

Песню собственного сочинения исполнил Олег Саутенков:

Рассказывали о своих маршрутах:
Сергей Романенков, один из наших свежеиспечённых "Снежных Барсов"

Показывали фильмы:
Роман Бакиров

Андрей Лебедев – председатель бюро Центральной секции туризма МАИ, рассказал собравшимся о его Памирском супермарафоне 2009 года, когда за 56 дней они ножками протопали 622 км., сделав при этом траверс пика Революции, и восхождения на пики Коммунизма и Ленина:

После исполнения обязательной программы начались песнопения:

Девчонки зажигают

И танцы:

В заключение не могу не поблагодарить тех моих друзей, кто помогал мне в организации этой встречи.
Папа, мама и я – спортивная семья. Подготовка сценария, озвучка, слайд-фильмы, музыкальное сопровождение, включая живую музыку и аккомпанемент - всё это легло на плечи семьи Захаровых.

Наша Алёнка - автор мемориального слайд-фильма. Она, начиная с 1975 года, много лет была символом нашей группы, и мы заслуженно присвоили ей звание «Тигрица гор». В неё были влюблены все в нашей группе, но замуж она вышла за другого.…

И наши фотографы, благодаря которым мы имеем возможность видеть эти фотография. Было отснято около 1000 снимков!!!

Замечательная девушка Катя:

Миша Шабалин:

Коля Сальников:

И, как всегда, огромное спасибо Ларисе Кудояровой (Lorinson) за обработку старых фотографий.