2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Как правило, подъем дежурного осуществлялся в 4 час. 30 мин., выход группы с места ночевки в диапазоне от 6 час. 30 мин. до 7 час. 15 мин. Длительность стандартного перехода 45 мин. Поход проходил в условиях запоздавшей многоснежной весны.

2.1. Заезд к маршруту. Ночью 29.04.2019 мы слезли с поезда на железнодорожном вокзале Армавир-1, загрузились в арендованный микроавтобус и к 7 час. 30 мин. прибыли в пос. Никитино к началу маршрута у подвесного пешеходного моста через р. Никитинка. Координаты моста: N 43° 58.160' E 40° 42.519' H 784.

Ф.1. Подвесной мост через р. Никитинка.

2.2. Траверс хребта Голый и горы Хацавита. За подвесным мостом мы вышли на грунтовую дорогу, ведущую к верхней станции подъёмника, расположенного на вершине Голая (1851). Сначала дорога плавно поднимается, следуя на юг по правому борту долины Малой Лабы, а в точке N 43° 57.050' E 40° 41.912' H 960 резко поворачивает на северо-восток и начинает огибать вершину Голая. Подъём до верхней станции подъёмника занимает 6 переходов. Рядом со станцией в точке N 43° 55.758' E 40° 43.648' H 1682 встали на ночлег.

Ф.2. Дорога к верхней станции подъёмника на горе Голая.

Ф.3. Удивительный цветок.

Ф.4. Лагерь 3-х групп ЦСТ МАИ (Андрея Лебедева, Алексея Перевощикова и Дмитрия Пронина) около верхней станции подъёмника на горе Голая.

Ф.5. Команда на биваке около верхней станции подъёмника на горе Голая.

Утром 30.04.2019 мы начали подъём по дороге на хребет Голый и почти сразу свернули направо к вагончику, рядом с которым стоит мангал и бьёт из трубы вода. За вагончиком начинается тропа, которая выводит на гребень хребта Голый в обход горы Голая. Эта тропа сливается с дорогой для квадроциклов, которая идет, в основном, по гребню хребта, но иногда справа от гребня, см. фото 8.

Ф.6. Вид с хребта Голый на ущелье р. Уруштен.

Ф.7. Вид с хребта Голый на перевал Блыбский и на вершину Дженту (слева от перевала).

Ф.8. На квадроцикольной дороге.

В районе точки N 43° 54.586' E 40° 44.604' H 1820 квадроцикольная дорога уходит вправо и спускается, скорее всего, в долину Малой Лабы. Здесь следует сойти с дороги и продолжить движение по гребню хребта Голый. Короткий подъём на очередную вершину хребта Голый завершается выходом на тропу, которая следует по гребню хребта.

Ф.9. Вид с хребта Голый. Панорама на юг.

Следующую вершину N 43° 54.676' E 40° 45.557' H 1935 тропа обходит траверсом её северного склона. Однако в эту весну она была полностью под снегом, поэтому нам пришлось идти строго по гребню через вершину 1935.

Ф.10. На гребне вершины 1935.

Один из скальных жандармов её восточного гребня мы обошли по южному склону. Затем мы спустились на седло 1869 между вершиной 1935 и горой Хацавита (1993). От верхней станции подъёмника до этого седла 3 перехода. Подъём с седла на г. Хацавита осуществляется по старой тракторной дороге.

Ф.11. От седла 1869 к вершине Хацавита (1993) ведет старая тракторная дорога.

Ф.12. Вид с вершины Хацавита на северо-восточный отрог вершины Дженту.

Ф.13. На вершине Хацавита.

Миновав вершину, мы продолжили движение по этой дороге на восток, пока в точке N 43° 55.221' E 40° 47.551' H 1685 не вышли на дорогу со свежими следами протектора, ведущую к посту Соленовского охотхозяйства южнее г. Хацавита. Около этого поста в точке N 43° 54.048' E 40° 47.439' H 1456 мы встали на обед. От седла 1869 до поста 2,5 перехода.

Ф.14. Река Хацавита.

После обеда мы спустились к р. Хацавита, пересекли её по камням и встали на ночлег в лесу на левом берегу ручья, который стекает с хребта Вал и впадает в Хацавиту. Координаты лагеря: N 43° 53.647' E 40° 47.490' H 1417.

Ф.15. Лагерь 1417 у подножия хребта Вал.

2.3. Траверс западного склона горы Маркопидж и перевал 2245. Перевал 2245 находится в хребте, который соединяет вершину Маркопидж (2217) с хребтом Сергеев Гай, ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет верховья рек Маркопидж (на СЗ) и Бескес (на ЮВ). Координаты перевала: N 43° 49.495' E 40° 45.089' H 2245. Именно через эту точку на гребне летом проходит тропа.

В условиях запоздалой весны мы прошли перевал без тропы в нестандартном месте, а именно, в точке N 43° 49.628' E 40° 45.211' H 2246. Стандартное прохождение перевала по тропе, описанное в [1], этой весной было нецелесообразным: тропа на юго-восточной стороне перевала была полностью завалена снегом, так как, огибая цирк перевала, выходит на склоны северной экспозиции.

Категория сложности перевала по условиям прохождения — 1А.

Утром 01.05.2019 за два перехода мы поднялись по торной тропе на хребет Вал и успели немного пройти по его гребню на запад до поляны N 43° 52.757' E 40° 46.680' H 1884. Еще за один переход мы поднялись на северо-западное плечо горы Маркопидж (2217). Чуть не доходя до этого плеча имеется родник, однако этой весной он оказался под снегом.

Ф.16. Вид с хребта Вал на вершину Маркопидж (2217).

Ф.17. На северо-западном плече горы Маркопидж.

Тропа на первой половине траверса западного склона г. Маркопидж была бесснежной. В середине траверса со скал стекал водопад. Здесь, в точке N 43° 52.151' E 40° 46.099' H 1971 мы остановились на перекус.

Ф.18. Перекус около водопада посередине траверса западного склона горы Маркопидж.

Ф.19. Вид с плеча на траверс западного склона горы Маркопидж.

Тропа на второй половине траверса была завалена снегом. Однако в снегу за один день до нас были пробиты следы группой из Санкт-Петербурга, совершавшей пешеходный поход 2 к.с. и тремя всадниками-егерями, которые предприняли первую попытку (этой весной) посетить верхней пост Соленовского охотхозяйства. По этим следам мы завершили траверс западного склона г. Маркопидж и вышли на её южный гребень.

Ф.20. Траверс западного склона горы Маркопидж завершается выходом на её южный гребень. Впереди перевал Блыбский, который нам предстоит пройти.

Ф.21. Вид на южный склон вершины Маркопидж. Фото снято с гребня хребта перед выходом на перевал 2245.

Здесь, по свободной от снега тропе мы спустились к перемычке в хребте, где стоит табличка охотхозяйства. Около этой таблички тропа резко поворачивает налево и спускается с гребня до высоты 1916 м. Затем она траверсирует восточный склон хребта соединяющего вершину Маркопидж с хребтом Сергеев Гай, и плавно поднимается на его гребень в точке N 43° 51.426' E 40° 45.661' H 1956. От плеча вершины Маркопидж 2 перехода.

Ф.22. Спуск с хребта от точки 1956 в долину реки Маркопидж.

Южнее точки 1956 в гребне хребта имеется безлесое седло, см. фото 22. За этим седлом тропа уходила под снег. Снег во второй половине дня был раскисшим и глубоко проваливался под ногами. Внезапно сгустившиеся тучи угрожали дождем. Поэтому мы решили спуститься с хребта на запад на обширные поляны около реки Маркопидж и на них пообедать.

Ф.23. Обед у ручья в долине реки Маркопидж.

К этим полянам вели следы егерских лошадей, по-видимому, егеря решили обойти заснеженный гребень хребта, заодно напоив лошадей. Во время обеда в точке N 43° 50.833' E 40° 45.029' H 1754 около одного из ручьев в долине р. Маркопидж мимо нас проехали трое, возвращавшихся с верхнего поста, егерей.

После обеда мы встали на их следы и начали подъём к верхнему посту Соленовского охотхозяйства. На очередной поляне мы потеряли следы и продолжили подъём иногда по звериным тропам, а чаще вообще без тропы. За два перехода мы достигли верхнего поста. Он был закрыт, егеря уехали. Здесь, в точке N 43° 50.108' E 40° 45.110' H 2040, мы встали на ночлег.

Ф.24. Верхний пост Соленовского охотхозяйства.

Ф.25. Необычный закат.

Утром 02.05.2019 мы покинули верхний пост Соленовского охотхозяйства и по травянистому склону взошли на гребень хребта, соединяющего г. Маркопидж с хребтом Сергеев Гай, см. фото 26. По гребню мы пошли на юг в поисках приемлемого спуска с хребта на восток.

Ф.26. Утренние сборы в лагере около верхнего поста Соленовского охотхозяйства. Красной линией обозначен путь подъёма на хребет.

В точке N 43° 49.628' E 40° 45.211' H 2246 мы свернули с гребня на восток и начали спуск по травянистому ребру, см. фото 27. Достигнув леса на плече этого ребра, мы повернули направо и спустились с ребра к руслу заболоченного ручья. Вдоль этого ручья мы подошли к левому истоку реки Бескес, пересекли его по снежному мосту и оказались у заброшенного коша в долине реки Бескес. От верхнего поста охотхозяйства два перехода.

Ф.27. Вид от точки 2246 на травянистое ребро, по которому мы спустились с перевала.

Ф.28. Вид из долины реки Бескес на травянистое ребро, по которому мы спустились с перевала.

2.4. Перевал Блыбский (2568, весной 1А). Перевал Блыбский расположен в хребте, который соединяет вершину Дженту (2887) с хребтом Магишо. Перевал расположен между вершинами Дженту на северо-востоке и 2854 на юго-западе, ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет долины рек Бескес (на СЗ) и Большой Блыб (на ЮВ). Координаты перевала: N 43° 47.672' E 40° 46.289' H 2568.

Ф.29. Вид со склона горы Маркопидж (2217) на перевал Блыбский (2568). Подъём от точки 2333 на седло 2463 проходит по едва заметной на фото проталине. Траверс от седла 2463 до перевала Блыбского отмечен красной линией.

Подъём на пер. Блыбский осуществляется в два этапа, см. фото 29. На первом этапе — относительно крутой подъём от точки N 43° 48.033' E 40° 45.558' H 2333 в русле центрального истока р. Бескес к седлу в точке N 43° 47.941' E 40° 45.864' H 2463 на северном отроге вершины 2854. На втором этапе — траверс пологих снежных полей между седлом 2463 и перевалом Блыбский.

Подъём от Коша до точки 2333 занял два перехода и проходил по террасе левого берега р. Бескес, а потом его центрального истока. Большую часть пути шли по траве, однако очень часто приходилось пересекать снежники. В конце пути к точке 2333 мы шли по заваленному снегом руслу центрального истока р. Бескес.

Подъем от точки 2333 к точке 2463 осуществлялся в нижней трети по снегу, а потом по травянистому склону и занял один неполный переход. Еще один переход потребовался для траверса снежных полей на пути к перевалу Блыбскому. Седловина перевала была бесснежной.

Ф.30. На седловине перевала Блыбский.

От середины седловины на юго-восток спускается бесснежное травянистое ребро, см. фото 31. По этому ребру мы спустились с перевала до его подножия. Вся долина Большого Блыба в верхней части была завалена снегом. Мы надели снегоступы и спустились к точке N 43° 47.225' E 40° 46.769' H 2243, где поставили лагерь на травянистом выступе над пробивающемся кое-где из-под снега ручьем, см. фото 33.

Ф.31. Спуск с перевала Блыбский на юго-восток.

Ф.32. Спуск от подножия перевала Блыбский к месту ночевки, сейчас наденем снегоступы.

Ф.33. Лагерь 3-х групп ЦСТ МАИ (Андрея Лебедева, Алексея Перевощикова и Дмитрия Пронина) в верховьях реки Большой Блыб.

2.5. Спуск по долине Большого Блыба. К вечеру 02.05.2019 пошел дождь. Ночью он перешел в снегопад, который продолжился утром 03.05.2019. За ночь выпало около 10 см снега. Видимости не было, в туманной мгле удавалось что-то разглядеть среди снега лишь в 50-70 метрах.

Ф.34-35. Утренние сборы 03.05.2019.

Запланированный траверс южного склона вершины Дженту к перевалу 2457, ведущему в долину Правого Рожкао, проходил сначала по большим снежникам, а затем пересекал многочисленные снежные кулуары, см. фото 32 и 48. Мы это видели еще 02.05.2019 с перевала Блыбского. После снегопада, да еще и в тумане такой траверс показался нам очень опасным. По любому из кулуаров на нас могла съехать мокрая поверхностная лавина.

Ф.36. Вид на юго-восточный склон перевала Блыбский утром 03.05.2019.

И действительно, ближе к полудню 03.05.2019 мы увидели, как съезжают такие лавины, см. фото 37. Поэтому мы решили эвакуировапться вниз по долине Большого Блыба. В нашем GPS-приемнике имелся трек этого спуска группы зеленоградских школьников под руководством Андрея Жарова [2].

Ф.37. В центре кадра в кулуаре видна только что съехавшая мокрая поверхностная лавина.

Мы надели снегоступы и поднялись на отрог между реками Малый и Большой Блыб. Потом пошли вдоль гребня этого отрога. Достигнув зоны леса, сняли снегоступы. Здесь снег лежал лишь на склонах северной экспозиции, и мы могли выбирать бесснежные участки на южной стороне отрога.

Мы шли, в основном, без тропы, лишь изредка нам удавалось использоватиь звериные тропы. Спуск проходил от поляны к поляне с преодолением коротких перелесков между ними. Наконец, в точке N 43° 46.349' E 40° 47.867' H 1847 мы наткнулись на дорогу. По этой дороге, преодолев два несложных брода через Малый Блыб, мы спустились к реке Большой Блыб прямо к первому броду в точке N 43° 45.956' E 40° 48.998' H 1435.

Далее дорога идет вдоль реки, пересекая её с одного берега на другой. Всего на участке пути от точки 1435 до Большой Лабы мы преодолели 6 бродов. Все броды были весьма напряженными, вода была по колено или чуть выше. Особенно затруднительным оказался третий брод, см. фото 38. Опора на ледоруб при такой высокой и быстрой воде не надежна, приходится сильно наклоняться в потоке, при этом теряется устойчивость, к тому же ледоруб и руку заливает водой. Поэтому мы бродили, опираясь на деревянные палки, которые подбирали перед каждым бродом, а кто-то использовал трекинговые (или лыжные) палки.

Ф.38. Александр Никишов преодолевает третий брод.

Ф.39. Андрей Лебедев вышел с дубиной в центр потока, чтобы подстраховать девушек.

Ф.40-41. В целом, броды через Большой Блыб оказались весьма напряженными: течение быстрое, а глубина по колено или даже чуть выше.

К 16 часам мы спустились на дорогу вдоль Большой Лабы, пообедали и к 20 часам прибыли в пос. Рожкао, где встали лагерем в точке N 43° 49.010' E 40° 54.778' H 939 рядом с пешеходным подвесным мостом через Большую Лабу.

Ф.42. В селении Рожкао на берегу Большой Лабы.