2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Заезд к маршруту. Вечером 26.07.2019 группа вылетела из Москвы на самолете авиакомпании S7 и рано утром 27.07.2019 прибыла в аэропорт города Ош, где её встретил руководитель. После раздачи по участникам снаряжения, оставшегося после июльского похода ЦСТ МАИ в Туркестанском хребте, мы сели на предоставленный турфирмой «Горы Азии» микроавтобус и отправились в горы. По пути заправились бензином на газпромовской автозаправке. За Папанским водохранилищем мы въехали в ущелье р. Акбура и проехав по нему около 15 км, высадились в точке 40° 7.378'N 72° 57.983'E 1635 H у моста сразу за кишлаком Кюндалма.

От моста по левому берегу р. Акбура в кишлак вела грунтовая дорога. По этой дороге восемь из десяти участников похода прошли 300 метров до реки Кюндайлык, повернула в её ущелье и в 150 метрах от домиков кишлака Кюндалма разбила лагерь в точке 40° 7.569'N 72° 58.050'E 1615 H.

Остальные двое участников поехали дальше, в долину Восточного Кичик-Алая - левого истока р. Акбура. В кишлаке Кашкасу они оставили заброску и к ужину вернулись в лагерь 1615.

2.2. Перевал Кюндайлык (2990, н.к.) расположен в главном Кичик-Алайском хребте к югу от гор Алтын-Казык (с вершиной 3824), ориентирован с востока на запад и соединяет долину левого истока р.Кюндайлык на востоке с долиной р. Ункюр на западе. Координаты перевала: 40° 9.211'N 72° 53.994'E 2990 H.

Возможно, что наша группа впервые в рамках спортивного туристского похода поднялась по долине левого истока р. Кюндайлык и прошла перевал Кюндайлык (2980, н.к.). Сведений о посещении этих мест туристами нами не обнаружено. Более того, пастух в самом верхнем коше на западном склоне пер. Кюндайлык в разговоре отметил, что ранее туристов на своём джайляу он не встречал. В Перечень высокогорных перевалов перевал Кюндайлык попал, скорее всего, с советской топографической карты, ему присвоена категория сложности 1А, хотя на самом деле это типичный некатегорированный перевал.

Рис. 1. Путь через перевалы Кюндайлык (2990, н.к.) и Утор (4345, 2А).

Утром 28.07.2019 Константин Еналеев проснулся с температурой 38 град. Всю ночь он кашлял, а утром сказал, что простудился в самолете под кондиционером. Было решено, что Костя остается в кишлаке лечиться, а когда вылечится, то переедет в кишлак Кашкасу к нашей заброске, там совершит несколько прогулок на высоту и акклиматизируется, а потом встретит нас и пройдет с группой вторую часть похода.

Всё это было реализовано, но только встретил нас Константин значительно раньше, а именно, в долине р. Чугам на ночевке после перевала Утор (4345, 2А).

Почти сразу за лагерем 1615 р. Кюндалма вытекает из-под камней, и выше этого места долина становится безводной. До развилки истоков р. Кюндалма шли один переход. Потом вошли в долину левого истока и еще два перехода шли без воды по тропе вдоль высохшего русла ручья. Наконец, в точке 40° 8.597'N 72° 56.034'E 2167 H мы достигли ручья. Если бы мы видели, откуда он проистекает (а он течет через пастбище), то вряд ли бы пили некипяченую воду. Но всё каким то чудом обошлось... Выше точки 2167 вода есть вплоть до перевала.

Ближе к перевалу трудно найти место для лагеря. Долина имеет весьма значительный уклон, поляны около ручья отсутствуют. Лишь после продолжительной разведки мы обнаружили хорошую площадку в долинке правого притока основного ручья. Здесь, в точке 40° 8.784'N 72° 54.941'E 2535 H мы остановились на ночлег.

Утром 29.07.2019 мы продолжили подъём на пер. Кюндайлык, см. фото 1. На перевальном взлёте множество троп, перевал и его восточный склон, по сути, это пастбище, см. фото 2. На седловине перевала паслись лошади, см. фото 3.

Ф.1. Верховья левого истока р. Кюндайлык и перевал Кюндайлык (2990, н.к.).

Ф.2. Стадо коз на восточном склоне пер. Кюндайлык.

Ф.3. Табун лошадей на седловине пер. Кюндайлык.

Спуск с перевала Кюндайлык до коша в точке 40° 9.084'N 72° 52.990'E 2630 H осуществляется по тропе, ниже коша начинается грунтовая дорога. В точке 40° 9.229'N 72° 51.146'E 2295 H мы остановились на обед, так как в пойме реки из родника под склоном истекает чистейший ручей. К вечеру мы достигли р. Утор, повернули в её долину, см. фото 4, и пройдя по дороге на правом берегу реки около километра, встали лагерем в точке 40° 8.988'N 72° 47.178'E 2065 H. Вода в р. Утор чистая.

Ф.4. Привал на повороте в долину р. Утор. Высота 1955 м.

2.3. Перевал Утор (4345, 2А) расположен в главном Кичик-Алайском хребте восточнее пика Шанкол (4630), ориентирован с севера на юг и соединяет ледник Утор (на севере) с долиной левого притока р. Чугам (на юге). Координаты перевала: 40° 4.429'N 72° 44.745'E 4345 H. Впервые пройден в 2006 г. группой из турклуба Киевского политехнического института «Глобус», руководитель команды Янчевский О.З. [1]. Нашей группой совершено второе сквозное прохождение перевала.

Утром 30.07.2019 мы продолжили путь по правому берегу р. Утор и к концу первого перехода достигли моста в точке 40° 8.509'N 72° 46.454'E 2280 H, по которому перешли на левый берег реки. Дороги за мостом уже нет, только тропа. На ночевку встали в точке 40° 6.355'N 72° 46.789'E 3095 H среди крупных валунов на левом берегу р. Утор перед крутым поворотом основного ущелья на юго-запад, см. фото 5. От места ночевки имеется удобный спуск к реке, см. фото 6.

Ф.5. В центре кадра долина ручья стекающего с ледника северного склона вершины 4338. Основное ущелье р. Утор резко поворачивает направо, на юго-запад.

Ф.6. На берегу р. Утор около лагеря 3095.

Утром 31.07.2019 мы продолжили путь по левому берегу р. Утор. За поворотом ущелья на юго-запад имеется водопад, который обходится по ячьей тропе, по травянистым склонам между скалами, см. фото 7. За водопадом в пойме реки мы увидели новорожденного яка, его мать смиренно стояла в ожидании, пока наша группа пройдет мимо них, см. фото 8.

Ф.7. Обход водопада на р. Утор по ячьей тропе.

Ф.8. Только-только родился…

Миновав новорожденного, мы продолжили подъём по ячьей тропе вдоль левого берега реки и на высоте 3580 вышли к озеру. Здесь тропа потерялась. Мы стали подниматься над озером на орографически левый борт долины и в точке 40° 5.751'N 72° 46.138'E 3608 H наткнулись на тропу, которая привела нас в карман левой морены ледника Утор. Хорошей воды в этом кармане нет, маленькие озера (скорее лужи) загажены яками. На высоте около 3950 м мы пересекли морену, спустились на зачехленный ледник и встали лагерем в точке 40° 5.168'N 72° 45.486'E 3930 H, см. фото 9.

Ф.9. Лагерь 3930 на леднике Утор.

Утром 01.08.2019 мы пересекли зачехленную нижнюю часть ледника Утор и вылезли на открытый лед вблизи левого борта. К концу первого перехода мы дошли до закрытого ледника, связались и в связках одновременно вдоль левого борта ледника, см. фото 9, подошли к перевальному взлёту. По-ходу справа от перевала на ледник спускается заснеженный кулуар между скалами, см. фото 10. В этот кулуар вел след от мокрой лавины.

Чтобы избежать длительного пребывания на крутом склоне, мы поднялись сначала, насколько это возможно, по лавинному выносу, а потом вышли на снежный склон и траверсом поднялись под седловину перевала, см. фото 10. Достигнув перегиба, где склон уже начал выполаживаться к перевалу, мы попали в глубокий снег, прекратили траверс и в три такта поднялись на перевал «в лоб».

Ф.10. Северный склон перевала Утор (4345, 2А).

Ф.11. На широкой седловине перевала Утор при желании можно поставить палатки.

Ф.12. Вид с пер. Утор на юг.

Ф.13. Группа на пер. Утор (4345, 2А).

Спуск с пер. Утор на юг проходит сначала по осыпному склону. На высоте 4180 этот склон переходит в два кулуара, разделенных скалой, см. фото 14 и 15. Левый кулуар сверху не просматривался, поэтому мы пошли в правый кулуар. В самом узком месте в этом кулуаре имеются характерные скальные ворота, здесь куруар был заснежен, см. фото 15. Спуск ниже ворот снова проходит по осыпному склону который завершается в точке 40° 4.219'N 72° 44.555'E 4050 H, где мы сняли страховочные системы и перекусили.

Ф.14. Вход в правый кулуар южного склона пер. Утор.

Ф.15. Южный склон пер. Утор (4345 2А) и скальные ворота в правом кулуаре.

Ф.16. Группа вышла из скальных ворот в правом кулуаре южного склона пер. Утор.

Ниже точки 4050 путь проходит по долине ручья. Спустившись до травы, мы продолжили движение по склонам правого борта его долины, однако проще было бы пересечь овраг и спускаться слева от ручья.

В точке 40° 3.033'N 72° 45.455'E 3225 H мы вышли на берег реки Чугам, где нас встретил Константин Еналеев. Он был без рюкзака, так как оставил его в 400 м ниже по долине реки, на месте нашей будущей ночевки. Повернув на восток, мы вошли в арчевый лес и по тропе левого берега реки спустились к мосту. За мостом мы поднялись на отрог между рекой Чугам и её правым притоком. На этом отроге, в точке 40° 2.976'N 72° 45.718'E 3170 H мы встали лагерем на ночлег. Воду брали из правого притока р. Чугам.

2.4. Перевал Кумбель (3880, 1А) расположен в главном Кичик-Алайском хребте между вершинами 4197 на юге и 4062 на севере. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет долину р. Чугам на востоке с долиной р. Коргон на западе. Координаты перевала: 40° 2.269'N 72° 43.707'E 3880 H.

Имеются два варианта подхода к перевалу с востока. Первый вариант пути проходит по долине р. Чугам. Второй вариант проходит вдоль правого притока р. Чугам через промежуточный перевал 40° 2.494'N 72° 44.375'E 3770 H.

Утро 02.08.2019 выдалось пасмурным, в этот день мы впервые не выполнили план из-за рано начавшейся грозы. Грозы шли каждый день, начиная с 30.07.2019. Они начинались во второй половине дня или ближе к вечеру, и мы успевали выполнить план и разбить лагерь до грозы. Обеденного привала посередине жаркого дня, как это принято в горных походах по Центральной Азии, в эти дни мы не делали. Однако 02.08.2019 гроза застала нас в пути, на спуске с перевала Кумбель.

Из лагеря 3170 мы начали подъём по гребню отрога. Сначала этот отрог отделяет р. Чугам от её правого притока, но через 250 метров, севернее отрога от реки отделяется долинка маленького ручья. Начиная от этой точки, наш отрог, по которому мы поднимались, начинает разделять долины двух правых притоков р. Чугам. На отроге пасутся коровы, поэтому троп много, и всегда можно найти тропу в нужном направлении.

Достигнув высоты 3550 м, мы свернули в долину ручья к северу от отрога и начали подъём на седловину промежуточного перевала 3770. Этот перевал нас снова вернул в основную долину р. Чугам, но только в самом её верховье, где воды в реке уже нет. Между перевалом 3770 и склоном перевала Кумбель имеется траверсная тропа, см. фото 17. На восточном склоне перевала под его седловиной имеется грязный снежник с карнизом, который легко обходится по-ходу справа.

Ф.17. Вид на пер. Кумбель (3880, 1А) с востока, с седловины промежуточного перевала 3770.

Ф.18. Вид с пер. Кумбель (3880, 1А) на промежуточный перевал 3770.

Ф.19. Западный склон перевала Кумбель (3880, 1А).

Спуск с перевала Кумбель на запад проходит по тропе среди мелкой осыпи, см. фото 19. Немного приспустившись с седловины, мы сошли с тропы и по мелкой осыпи сбежали к подножию перевала. Всё это было под дождем, среди грозовых разрядов. Еще с перевала мы приметили ровную поляну на берегу р. Коргон, истекающей из под морены ледника. Достигнув этой поляны, мы разбили лагерь в точке 40° 1.904'N 72° 43.023'E 3605 H.

2.5. Перевал Цвиллинга Восточный (4245, 2А) расположен в главном Кичик-Алайском хребте, ориентирован с севера на юг и соединяет ледник №256 (по каталогу ледников СССР, долина р. Коргон) на севере с ледником №274 (долина левого истока р. Турпачаты) на юге. За скалой, в 150 метрах западнее перевала Цвиллинга Восточный, расположен параллельный ему перевал Цвиллинга Западный (2Б), см. фото 20. Координаты перевала Цвиллина Восточный: 40° 0.789'N 72° 43.906'E 4245 H.

Рис. 2. Путь через пер. Цвиллинга Восточный (4245, 2А), пер. Капанина (4450,1Б) и пер. Генерала Чой Хонг Хи (4135, 1А).

Утром 03.08.2019 мы вошли в карман правой морены ледника №256 и по нему поднялись к точке 40° 1.410'N 72° 43.605'E 3875 H. От этой точки, двигаясь в направлении пер. Цвиллинга, мы пересекли морену и вышли на открытый ледник, который оставался открытым вплоть до подножия перевального склона.

Ф.20. Северные склоны перевалов Цвиллинга Восточный (4245, 2А) и Западный (2Б).

Ф.21. У подножия перевала мы облачились в «боевые наряды».

К подножию скалы (или к точке 1), см. фото 22, мы подошли серпантином в связках одновременно, формируя удобные ступени в снегу. Выше точки 1 на склоне был лёд. До точки 3 провесили на ледобурах две веревки перил по 45-градусному ледовому склону, первый шел с молотком и ледорубом. Выше точки 3 мы вылезли на спускающееся к скале ледовое ребро, которое в верхней части становилось неявным и переходило в склон. Крутизна на участке от точки 4 до точки 5 была около 25-30 градусов, однако под тонкой 3-х сантиметровой коркой снега был лед, поэтому мы продолжали вешать перила. От точки 5 до точки 6 половина веревки снежного склона, перила в точке 6 крепились на воткнутый в снег ледоруб. Выше точки 6 пологий подъем на осыпную седловину перевала см. фото 24.

Участок между точками 3 и 4 короткий, около 25 м (при переходе с крутого склона на более пологий из-за перегиба нет видимости). Участок между точками 5 и 6 тоже короткий, около 30 м. Всего на перильной страховке прошли при подъёме на перевал 50 + 50 + 25 + 50 +30 = 205 м.

Ф.22. Расположение станций при подъёме на пер. Цвиллинга Восточный (4245, 2А) .

Ф.23. Промежуточный ледобур на ребре между точками 3 и 4.

Ф.24. Группа на седловине перевала Цвиллинга Восточный (4245, 2А) .

Ф.25. Чуть ниже седловины перевала на его южной стороне имелась снежная площадка, на которой мы смогли свободно разместиться всей группой.

Пока мы поднимались на перевал, погода успела испортится. На седловину выходили под легким снегопадом а уже на самой седловине услышали близкие раскаты грома. Поэтому мы поспешили спуститься с перевала по осыпному южному склону на ледник №274, пересекли его, и на снегу около правой морены, в точке 40° 0.692'N 72° 44.009'E 4210 встали лагерем на ночлег.

Ф.26. Лагерь 4210 на краю южного цирка перевалов Цвиллинга.

2.6. Перевал Капанина (4450, 1Б) и вершина Агидель (4528). Перевал Капанина расположен в восточном отроге Кичик-Алайского хребта, разделяющем бассейны левых притоков Восточного Кичик-Алая, а именнно, рек Турпачаты (на севере) и Талдыкёль (на юге). Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет ледник Турпачаты с долиной левого истока р. Талдыкёль. Координаты седловины перевала: 39° 58.735'N 72° 43.235'E 4450 H.

Северный склон перевала весьма крут и подрезан бергшрундом, обычно его не ходят и поднимаются на перевал по северо-восточному гребню вершины Агидель (4528), которая расположена в 250 м восточнее седловины перевала, см. фото 28.

Утром 04.08.2019 мы спустились по осыпям к слиянию левого и правого истоков р. Турпачаты, повернули в долину правого истока и поднялись на левую морену, с которой увидели ледник Турпачаты, см. фото 27. Путь по леднику сначала проходил вдоль правого борта, потом мы пересекли его к левому борту и встали лагерем в точке 39° 59.072'N 72° 43.078'E 4205 H.

Ф.27. Путь по леднику Турпачаты к лагерю 4205.

До вечера было еще далеко, однако мы не пошли на перевал, так как выше лагеря начиналась зона глубокого и раскисшего на солнце снега. Тем самым, мы зафиксировали отставание от графика ровно в один день. Основной причиной этого был рано начавшийся ливень на перевале Кумбель 02.08.2019, помешала, также, и непогода, которая застала нас на перевале Цвиллинга.

Утром 05.08.2019 мы в связках подошли к подножию в. Агидель, преодолели несколько ледовых трещин и начали подъём по очень широкому северо-восточному гребню этой вершины, см. фото 28 и 29.

Ф.28. Лагерь 4205 на леднике Турпачаты и путь на пер. Капанина через вершину Агидель (4528).

Ф.29. Подъём по северо-восточному гребню вершины Агидель.

Ф.30. Вид с северо-восточного гребня вершины Агидель на ледник Турпачаты.

Путь по гребню выводит на водораздел между реками Турпачаты и Талдыкёль в точке 39° 58.697'N 72° 43.353'E 4500 H, которая расположена между пер. Капанина и вершиной Агидель, но ближе к вершине, чем к перевалу, см. фото 31. Здесь мы оставили рюкзаки и по осыпному гребню поднялись на вершину Агидель. Координаты вершины: 39° 58.670'N 72° 43.414'E 4528 H.

Ф.31. Вид с вершины Агидель (4528) на перевал Капанина.

Ф.32. Группа на вершине Агидель (4528).

Ф.33. Вид с вершины Агидель (4528) на север, на ледник Турпачаты.

Ф.34. Вид с вершины Агидель (4528) на перевал Джолджилга (1Б) и пока еще не пройденный перевал Джолджилга Западный.

Ф.35. Вид с севера на перевалы Джолжджилга (1Б) и Джолджилга Западный. Фото из отчета [5].

Ф.36. Вид с вершины Агидель (4528) на восток, в долину р. Капалы.

Ф.37. Вид с вершины Агидель (4528) на юг.

Ф.38. Вид с в. Агидель (4528) на пер. Кашкасу (4250, 1Б) и пер. Генерала Чой Хонг Хи (4135, 1А).

Ф.39. Южный склон пер. Капанина (4450, 1Б).

Ф.40. Вид с пер. Кашкасу на пер. Капанина (4450, 1Б) и пер. Генерала Чой Хонг Хи (4135, 1А).

Спуск с пер. Капанина на юг в долину левого истока р. Талдыкёль проходит по осыпям, см. фото 39 и 40.

2.7. Перевал Генерала Чой Хонг Хи (4135, 1А, п.п.) расположен в коротком восточном отроге вершины 4691, разделяющем левый и правый истоки р. Талдыкёль. Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет долину левого истока р. Талдыкёль (на севере) с долиной правого истока (на юге). Координаты перевала: 39° 58.060'N 72° 42.834'E 4135 H.

Перевал назван именем генерала Чой Хонг Хи - основателя корейского боевого искусства тхэквондо по просьбе участницы похода Алины Карповой - чемпионки Европы и серебряной призерки чемпионата мира по тхэквондо ITF. В день прохождения перевала Алина праздновала свой день рождения.

На пути от пер. Капанина к пер. Кашкасу перевал генерала Чой Хонг Хи сокращает длинный обход по долинам левого и правого истоков р. Талдыкёль со спуском почти на 300 м до высоты 3749 м. Этот перевал не был заявлен, мы увидели его с вершины Агидель (4528), см. фото 38, и согласовали его прохождение в разговоре по спутниковому телефону с членом МКК В.Э. Кодышем.

Перевал осыпной как с севера, так и с юга. Спустившись с перевала в долину правого истока р. Талдыкёль, мы стали лагерем на ночлег. Координаты лагеря: 39° 57.851'N 72° 42.778'E 3950 H.

Рис. 3. Путь через пер. Генерала Чой Хонг Хи (4135, 1А) и пер. Кашкасу (4250, 1Б).

Ф.41. Вид на перевал генерала Чой Хонг Хи (4135, 1А) с южного склона пер. Капанина.

Ф.42. Группа на седловине перевала Чой Хонг Хи (4135, 1А).

Ф.43. Южный склон перевала Чой Хонг Хи (4135, 1А).

Ф.44. Долина правого истока р. Талдыкёль.

Ф.45. Лагерь 3950 в долине правого истока р. Талдыкёль.

Ф.46. Панорама палатки.

2.8. Перевал Кашкасу (4250, 1Б, п.п.) расположен в восточном отроге Кичик-Алайского хребта, разделяющем долины рек Талдыкёль и Кашкасу, западнее вершины 4440. Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет ледник N 279 в долине правого истока р. Талдыкёль (на севере) с левым притоком р. Кашкасу (на юге). Координаты перевала: 39° 57.291'N 72° 42.475'E 4250 H.

Пер. Кашкасу открывает самый эргономичный и быстрый путь от перевала Капанина к селению Кашкасу или к долине р. Киндык. Вызывает удивление, почему такой логичный и несложный перевал оставался не пройденным до лета 2019 года.

Утром 06.08.2019 мы свернули лагерь 3950 и вдоль ручья подошли к основной морене маленького ледника N279, стекающего с северного склона пер. Кашкасу, см. фото 47. Поднявшись на морену, мы надели кошки и по леднику поднялись на пер. Кашкасу. Ледник N 279 относительно пологий, перил не вешали, но без кошек его не пройти, см. фото 47 и 48.

Ф.47. Вид с перевала Чой Хонг Хи (4135, 1А) на перевал Кашкасу (4250, 1Б).

Ф.48. Путь по леднику N 279 на пер. Кашкасу (4250, 1Б).

Ф.49. Группа первопроходцев на пер. Кашкасу (4250, 1Б).

Ф.50. Вид с пер. Кашкасу (4250, 1Б) на север.

Ф.51. Вид с пер. Кашкасу (4250, 1Б) на юг.

Спуск по несложному осыпному южному склону перевала Кашкасу завершается выходом в долину левого притока р. Кашкасу. Этот приток в своём верхнем течении представляет собой небольшой ручей в осыпных берегах, см. фото 52. Идти удобнее не по дну ручья, загроможденного крупными камнями, а траверсом его бортов, покрытых, преимущественно, мелкой осыпью.

На высоте примерно 3700 м характер долины меняется. Её дно становится плоским и заросшим травой, см. фото 53 и 55.

Ф.52. Долина левого притока р. Кашкасу в его верхнем течении.

Ф.53. Долина левого притока р. Кашкасу в его среднем течении.

Ф.54. Родник на скалах.

Ф.55. Привал в долине левого притока р. Кашкасу. Высота 3515.

Ф.56. Подход к повороту ручья на юго-восток.

За поворотом ручья на юго-восток, примерно в километре до его устья, мы перешли на его правый берег и вышли на хорошую тропу. Эта тропа привела нас к высокому обрыву над устьем ручья. Отсюда уже видны отдельные домики кишлака Кашкасу, см. фото 58. Тропа в этом месте поворачивает сначала направо, в долину р. Кашкасу, а затем налево, чтобы спуститься в пойму реки к устью ручья. Затем, не покидая левого берега, она спускается в кишлак Кашкасу.

Дом, где мы оставили заброску, оказался заперт, хозяин ушел на сенокос. Мы были вынуждены ждать его возвращения, а небо угрожало очередной послеобеденной грозой. Поэтому мы поспешили поставить палатки на лужайке рядом с домом. Координаты лагеря: 39° 54.549'N 72° 44.514'E 2680 H.

Ф.57. Привал на правом берегу ручья.

Ф.58. Вид с обрыва над устьем ручья в долину р. Кашкасу. В центре кадра еле заметна тонкая полоска реки Восточный Кичик-Алай.