К отчету

5. ДНЕВНИК КОНСТАНТИНА ШИЧАНИНА

5.1. Введение.

Дверной ключ совершает оборот. Шаг вперед. Входная дверь плотно закрыта. Иду к электричке, которая будет началом пути в аэропорт. Местно назначения - город Ош. Полетели!

5.2. Маршрут.

26.07.19 - день дорожный, подготовительный.

Рюкзак собран. Вместе с заброской и моими хотелками (фотоаппарат, к примеру) он весит 22 кг. Это без бензина.

18:01 электричка до ст. Выхино. Позвонил брат и пожелал удачи. Обычно он никогда не звонит перед путешествием. Что-то изменилось. Надеюсь - что к лучшему.

23:25 самолет Москва - Ош. Разница во времени между городами 3 часа. А еще, Миша умудрился захватить чужой паспорт и в воздухе конкретно подвис вопрос о его участии в походе (билет на следующий день около 20 т.р. - бизнес классом).

Однако, судьба нам благоволит. Вскоре, сев на свое место у прохода, я увидел довольную Мишину фигуру, плюхающуюся на сидение бизнес класса нашего самолета. Паспорт ему подвезти успели и, за 10 минут (!) он в ритме спринтера-олимпийца пересекал здание аэропорта с его службами, лифтами и коридорами и уселся в первых рядах самолета. Чем не сюжет к фильму?

27.07.19 - подготовка заброски, первая ночевка.

При подлете к Ошу - небо в облаках. За бортом картины из третьей части фильма "Матрица", когда корабль с Нео и Тринити ныряет обратно в грозовые тучи. Заехали в гостевой дом, сформировали заброску, оставили лишние вещи.

14:00 Микроавтобус подвез нас к кошу, что у реки Ак-Бура. Пока Андрей и Костя Еналеев ездили отвозить заброску в Кашкасу, мы нашли место для лагеря и поставили палатку четверку.

Сходил в радиалку с Юрой, Антоном, Алиной и Настей. Выше нашей стоянки вода скоро заканчивается. Остаются одни пастбища. Где местные буренки берут воду - загадка.

Лагерь наш на высоте 1617 м. Сходил вниз, где хозяин одного из домов, по имени Победа, помог мне набрать абрикосов в горную каску и вишен кружку-миску.

Здесь срывается вниз приток реки Ак-Бура. Его глубина с пол-локтя и течение 120 м/мин. Вода успела принять в себя солнце и поэтому теплая. Недалеко в реку втекает приток с холодной водой, из которого мы ее и набираем.

20:40 Ночью спали валетом. Левое полушарие мое было на веревке, другое - на ногах Насти. Несмотря на массаж головы - выспался.

А еще, среди ночи мы давили мошек в палатке, брыкались и мерили Косте Е. температуру (около 37,7ͦС).

28.07.19 - обезвоженный день.

5:30 Доброе утро! Час назад встали дежурные и приготовили овсянку, в которою полетели вишни и абрикосы, набранные вчера. Назовем ее "Наш ответ Чемберлену".

Заболел Костя Е. Температура 38 ͦС, пульс 102 уд/мин (предположительно из за кондиционера в самолете). Андрей, выслушав предложения каждого из участников похода, высказал мнение, что Косте Е. нужно выдвигаться в Кашкасу, к месту заброски. Если вирус пройдет, то он сможет присоединиться к походу и пройти его как маршрут третьей категории.

6:00 разбираем снаряжение и продукты Кости Е. Процесс напоминает базар: "Кому сухари?", "Кому колбасу?". Мне, как человеку-бензовозу, досталась лопата.

7:00 проводили Костю вниз, к кошу. Выдвинулись по маршруту. Подмигивает в глаза солнышко. Трава тут высокая, не объеденная скотом. Пахнет абрикосом, летом, отпуском. Растет много цикория.

Склоны и складки гор полны запасов арчи. Объемов леса тут больше, чем при подъезде к кошу.

8:50 Привал у одного из каменных ручейков. Это почти черный юмор, учитывая пекло и безветренную погоду. Воды здесь нет. Ноги безбожно потеют. На каждом привале снимаю обувь и рубашку. Вещи успевают высохнуть, а ноги избежать опрелостей. Сухие ноги – сущее наслаждение в данный момент!

Ф.5.1. Подъем на перевал Кюндайлык (2990, н.к.).

Где-то слышно воркование горлицы. А в воздухе витают диалоги о гастрономии.

Андрей: - "Голуби....".

Антон: - Голодно?"

Андрей: - "Нет, голуби...".

10:00 привал. Высота 2167 м. Первая вода. Нашли арык и козье пастбище. Здесь в скалах сделаны углубления, в которых ютятся козы. Во многих таких пещерах прокопчённые потолки и видны примитивные очаги, перегородки. Близость пастбища говорит о том, что воду эту пить не стоит.

Среди тяжелого ходового дня интересную мысль выдал Андрей: "Кости Е. с нами нет. Мы несем больше. Следовательно, пройти должны больше". Даешь пятилетку за 3 дня!

На бивак встали в паре переходов от перевала Кюндайлык. Здесь полно колючей травы и коровьих лепешек. Если последние раскидываются лопатой, то первая пропалывается лопаткой ледоруба.

21:00 отбой. В качестве сказки на ночь, слушаем "Портрет" Н.В. Гоголя. Пару раз на нашу палатку падал свет налобного фонаря. Выглянул. Пара пастухов обходила стороной наш лагерь. Ощущение, что остановились в чужом огороде. Только вместо картошки - репейник.

29.08.19 - Предперевальный день.

4:30 подъем. Я дежурю. Полчаса изъяснений в любви к примусу - и он завелся. Причина - залипание шарика в клапане. Чинится продуванием парами бензина, либо разборкой клапана. В моем случае, помогла продувка.

6:30 лагерь собран. Лучи рассвета переваливают через шапки арчи. Зеленые холмы предгорий исполосованы тропами скота. Как машинкой в парикмахерской.

11:10 спустились с перевала к кошу. Алина на спуск идет медленно - болят колени. Дал ей треккинговые палки. Говорит, что лучше.

Нас гостеприимно встретил хозяин коша - Алтын. Нас угостили лепешками, чаем, каймаком и айраном, которые были разложены на пестром полотнище с цветами. К такому столу нужно подходить сняв обувь. Алтын сказал, что раньше здесь туристов не видел, мы - первые!

Ф.5.2. В гостях..

12:10 обед на реке Ункюр. Пока идешь по лугам - ноги пружинят, как на батуте, тело просится вверх. Стрекочут кузнечики. Обедаем в тени арчевника. Жара. Сегодня на обед суп "Химический". Его косвенный минус в трудоемкой помывке тары. Желто-зеленый жир приливает и отстает только вместе с кипятком (чай) или абразивом (речной песок).

16:00 выходим. Юра ходит со скоростью почти лосиной (и с такой же выносливостью). По мере спуска проходим много кошей. На плетнях заборов неприглядными лохмотьями развешана шерсть овец. Зелень на холмах выщипана овцами лучше, чем газонокосилкой. Видели сегодня сурка. Похож на здоровую рыжую белку. Подумав, что мы посягаем на его священные запасы продовольствия, он нырнул в нору. Наконец, сворачиваем в долину реки Утор.

Ф.5.3. Около поворота в долину реки Утор.

Речка Утор, вдоль русла которой мы свернули, имеет 5 метров в ширину (на месте нашей стоянки), течение 140-150 м/мин.

Вода яростно перекатывается с валуна на валун, образуя холмики и бочки. Купался, делая упор лежа и держась руками за камни, чтобы не уплыть по течению вниз.

Вдоль берегов обильно растет ромашка. Мягкий и приятный запах. На склонах полно шиповника. Юра нашел куст смородины. Смородина и ромашка полетели в чай.

Под вечер устал. Попросил аптечку. На градуснике очень интересные 36,9 ͦС. Причина непонятна. Подумал на переутомление. На всякий случай напился горячего чаю, надел все теплое и укутался в спальник. Пропотел, как в бане. Среди ночи потрогал лоб - нормальный. Утром градусник показал заветные 36,6. Ура!

30.07.19 - путь к перевалу Утор.

4:30 подъем дежурных. Сегодня очередь Андрея и Кати. Завтрак получился освещенным не только звездами, но и молитвой дежурных. Если прислушаться, то можно различить разные тональности шума воды - она падает с разной высоты. Река получается своеобразным ударным инструментом.

Завтрак готов. Собрал весь мусор и захватил с собой бензин для розжига дров. Правда, бензин на поверку оказался очень даже спиртом. Ба! Зато, горело ничуть не хуже (Эх!). Будем считать, что я сжег свою порцию спирта.

7:50 привал. По дороге растет много шиповника с белыми и желтыми цветами. У белых цветов резкий и ярко выраженный запах. Как одеколон. Как духи для официальных приемов. Запах желтых цветов более нежный. Напоминает крем-брюле и рождает воспоминания первых дней каникул в начальной школе.

9:00 привал. Вместо "Подъем", чаще звучит "Обуваемся". Все сушат ноги.

13:20 обед. Попрактиковался в ремонте обуви. Мне и Юре достались на растерзание по половине пары горных ботинок Насти. Заметил, что у Юры шов получается почти ювелирный. Он идет без изломов, четко по старому шву. У меня - вкривь и вкось. Отстающий слой подошвы залили "секундным" клеем "Момент". Правда, к концу похода следов заделки этим клеем не осталось - подошва так же отставала, и ботинок намокал.

Ф.5.4. Обувной цех. Мастер, подмастерье и хозяйка пары обуви.

20:30 отбой.

31.07.19 - дождливый день.

5:30 доброе утро! Спать на камнях - принудительный массаж почек и всего, что под бугорки попадется. Покупайте пенки толще 10 мм!

7:00 выходим на маршрут. К нам в лагерь зашли коровы в компании одного яка.

9:00 второй привал. Вышли на луковую поляну, поднимаясь вдоль реки, минуя водопад, см. фото 5.5. Высота 3480. По пути, проходя через стадо яков, видели новорожденного теленка. Кажется, он уместится на моих руках (правда, маме теленка это не понравится, но вид у нее был такой флегматичный, что забирай хоть сейчас).

Ф.5.5. Водопад на подъеме к леднику Утор.

Среди камней сплошь серого цвета, попадаются красные камни, камни цвета темного рубина и фиолетовые, цвета чароита, как на Южном Урале. Здесь растут одуванчики. Что удивительно - у нас они отцвели и покрылись белыми шапками.

15:00 встали лагерем в одном километре от подножья перевала, см. фото 5.6. Высота 3930 метров. Нас застал дождь, град, стучащий по палатке, как очередь от десятка пулеметов, а затем и гроза с громом. Подсчет секунд между молнией и громом показал, что мы были в центре этой грозы. А еще был камнепад, который со звуком ненатянутых барабанов сошел со склона в ста метрах от нас.

Ф.5.6. Стоянка перед перевалом Утор.

В напоминание о минувшем концерте, между камней до утра оставался град, см. фото 5.7, - он был похож на пенопластовые шарики. Разгулявшись вдоволь, природа успокоилась. Появилась половинка радуги, см. фото 5.8.

Ф.5.7. Град после дождя.

Ф.5.8. Радуга после дождя.

01.08.19 - перевал Утор.

5:30 утро доброе! Как у бабушки в деревне, на горизонте плющится оранжевый блин солнца. Тем, кто оставил ботинки вне палатки, пришлось вязать вместо шнурков проволоку (до такого состояния подмерзла ткань). Вода в ручье и озере замерзла.

Ф.5.9. Утро под перевалом Утор.

10:00 поднимаемся на перевал. Мимо нас наверх с издевательской легкостью и грацией, летит колония оранжевых бабочек. Беспорядочным строем они ломанулись на перевал. И столько спокойствия было в их полете, будто они каждый день выделывают такие виражи. Вообще, сколько нужно бабочек, чтобы поднять вверх туриста и его рюкзак?

Ф.5.10. Группа перед штурмом перевала Утор.

11:00 мы на перевале Утор. До нас здесь был ТК "Глобус" в 2006 году.

11:30 спуск по мелкой осыпи. Ноги не идут – едут на спуск. Получается почти слалом.

Ф.5.11. Долина за перевалом Утор.

Встретили Костю Еналеева! Он отлежался в коше и сумел побороть вирус. А еще участвовал в обороне овец от волков.

Ночуем на поляне у р. Чугам, рядом с коровьим пастбищем. Здесь нас настигла часовая непогода с громом и молниями, после которой в лагерь пришли коровы. Костя Ш. разгонял коров палками, Костя Е. - дроном. Выгнали коров 30 за реку. Бесполезно. Ночью они то и дело обхаживали наши палатки и уверенно чувствовали себя хозяевами положения.

21:00 отбой.

02.08.19 - туманный день.

5:30 доброе утро! Из-за холмов и шапок гор переваливают облака. Они стремятся занять всю долину. Костя Е. еще кашляет, а я изрядно пропах бензином. Решил вывесить примус за борт рюкзака и пойти крайним. По холмам бегают овечки. Видно, что идут они какими-то стройными рядами, как черные пиксели по зеленому экрану один за другим.

На перевале Кумбель нас встретил дождь. До стоянки он нас заботливо поливал, как бабушка любимую клумбу с тюльпанами. Примус снаружи рюкзака сделал свое дело - часть людей стали думать, что у них горняшка. До чего же толсты ароматы бензина.. Склоны перевала богаты пастушьей сумкой. Аромат очень успокаивающий.

Ф.5.12. Подъем на перевал Кумбель.

После Утора попадаются включения зеленых или малахитового цвета камней. А так же многослойная порода (к примеру, бело-зелено-серые камни).

Встаем у притока реки Коргон, что берет воды от ледника с перевала Цвиллинга. Вода после дождя мутная. Прозрачной она станет только к утру. Вечером воздух свеж и морозен. Из-за обилия дождевой воды речка разлилась и пара новых ручейков норовили затечь к нам в гости. Прорыли им русло обратно к воде. Ниже по течению - ячьи стада. Вечером они заглянут в гости, похлебать из чайного котла.

Ф.5.13. Долина реки Каргон.

Ф.5.14. Абориген.

19:50 — отбой.

03.08.19 - перевал Цвиллинга.

4:30 сегодня подъем раньше обычного - догоняем график движения. Прохладно. Завтрак на холоде проглатывается быстро и не восполняет тепловых потерь. Логично укутаться потеплее.

Поднимаемся к перевалу Цвиллинга. Сначала идем по осыпи, затем по леднику. Миша с Антоном идут в авангарде, рвутся в бой. Островки камней выглядывают из подо льда. На них стараешься ставить ногу. Кошки одели только у подножия перевального взлёта.

На перевал первым пошел Антон в связке с Андреем и Катей. Дальше шла связка Миши, Алины и Вовы, затем Юры и Насти и наша замыкающая Костя Ш. и Костя Е. Дойдя до станции, шел последним, собирая веревки и карабины вкупе с Юрой. Работа тяжелая. Зато не замерзнешь. На перевал ушло 5 веревок. Станции делали на ледобурах, самую верхнюю на ледорубе. В перевальном туре записка 2007 года о его первопрохождении. Облака, тем временем, стали сгущаться, усиливается ветер. Уходим вниз по крупной и скользкой морене.

Ставимся, едва появилась ровная площадка после перевала. Пригодилась снежная лопата. Практика в обустройстве снежной площадки под палатку. Алюминиевый совок лопаты врезается в снег лучше, чем огородная лопата в песок. Красота!

Ф.5.15. Вид из лагеря после спуска с перевала Цвиллинга.

20:00 отбой.

04.08.19 - разгрузочный день.

4:30 если взглянуть на места, где стояли палатки, то видно сколько тепла отдало каждое тело. Я спал на пенке и рюкзаке - все равно отпечаток внушителен. Меньше всего из нашей палатки отпечатки у Кати и Кости Е. Затем у Андрея, Юры и Насти. А у четверки отпечатки приблизительно равные.

Спустившись из цирка перевала Цвиллинга по осыпям и моренам, мы подошли к пер. Капанина (1Б, 4550). У подножия перевального взлета нас догнала группа ребят из Томска - они шли через пер. Джолджилга. Это был наш запасной вариант с обходом перевала Цвиллинга. Ребят шестеро, в связках. Время обеденное, 14:00. Тем не менее, ребята пошли на перевал Капанина. С нашей осыпи было видно, как они проваливались, чуть ли не по колено. Спасибо им за ступени!

Ф.5.16. Группа из Томска поднимается на перевал Капанина.

Ф.5.17. Стоянка под перевалом Капанина.

Мы же поставили палатку перед перевалом, см. фото 5.17. И как только поставиди, сразу начался дождь, минут на 10. Потом прояснилось. Слепил снеговика, см. фото 5.18, и воткнул ему в правый бок ледоруб с темляком - пусть охраняет наш сон.

Ф.5.18. Ночной страж.

20:00 отбой.

05.08.19 - день рождения, день нового перевала.

4:30 утро! Сегодня день рождения Алины. Это приятно вдвойне, потому что помимо торжества, человек разгружается на почти 0,5 кг. Хорошо иметь день рождения летом - больше возможностей отпраздновать его в длительном походе, а не в ПВД.

Ф.5.19. Алина и снеговик.

Завтракаем. Вяжемся - впереди перевал. Связал связку на себя и Юру - идем первые. На промежуточной седловине надели снегоступы (первый и единственный раз за поход). Рядом с нашими следами шли следы с глубокими дырками ребят из Томска.

Ф.5.20. Вид с вершины Агидель в сторону перевалов Генерала Чой Хонг Хи и Кашкасу.

Сегодня взяли еще один перевал, помимо Капанина, первопрохождение, кстати. Он сокращает обход маленького хребта. Поднялись на него по осыпи. Назвали перевалом "Генерала Чой Хонг Хи" (1А, 4135). Завтра еще одно первопрохождение - перевал Кашкасу (1Б, 4245), а потом спуск в кишлак Кашкасу, к заброске.

20:30 отбой.

06.08.19 - день расслабления.

5:30 подъем, доброе утро! Прохладно. За два перехода поднялись на перевал Кашкасу. Потом был спуск к нашей заброске, в кишлак Кашкасу. Здесь высокая, мягкая трава. Ноги пружинят. До села дошли за четыре перехода. Камни здесь многоцветные (зеленые, красные, всякие). Растет в обилии жимолость, барбарис и шиповник. Если на первых двух плоды уже поспели, то последнему еще предстоит погреться пару недель на солнышке. Встречаются розовые кусты.

Ф.5.21. Спуск в кишлак Кашкасу.

В поселке остановились во дворе у Алмаза, который пришел только к вечеру. За четыре часа ожидания успел выкупаться, постираться, переждать грозу, наблюдать барахтавшихся в сене индейку, курицу с цыплятами и котенка.

Ф.5.22. Во дворе с хозяином дома.

Жарко. Жара притягивает к коврику и забирает все стремление идти дальше. С трудом встал, при помощи акустического подбадривания со стороны Антона и заставил себя поесть. Лень. Она стекает повсюду. Даже трава кажется тяжелой и просит на нее прилечь. Где там мой 30-килограммовый рюкзак? – мое любимое лекарство.

Вечером Алина, Вова, Антон и Миша съездили за сигаретами. Вернулись они через 3 часа, проехали около 70 км по горным дорогам с сигаретами, кучей шоколадок и пакетом абрикосов с придорожного дерева (абрикосовой каше на завтрак быть).

Заброску разобрали по палаткам. С Вовой выяснили, что у нас избыток бензина. Отложили 3 литра на завтра в сторону. Моя спина расширила лимит доверия.

21:00 отбой.

07.08.18 – день долинный.

4:30 поднимаемся. Сегодня помогаю дежурить Насте. Собственно, она сама и так все умеет, я лишь ускоряю процесс. Поехали!

На завтрак у нас абрикосы с кашей. Плоды светло-оранжевые, еще толком не поспели. Поэтому, требуют не 10, а 20 столовых ложек сахара. Через 40 минут каша готова. Язык тает от удовольствия после первой ложки. А ноздри требуют вдохнуть еще больше аромата, испытывая абрикосовое голодание.

У киргизов в это время светятся окна. Трудолюбивый народ. Небо усыпано звездами. Но, если хочешь увидеть их еще больше, нужно встать на час раньше. Сейчас их блеск начинает подтаивать, растворяться, исчезать. Так что к 5:30 (время общего подъема) звезд почти не видно.

6:00 выход. По холодку утром идется легко. Алина, Катя и Настя умотали вперед.

7:00 первый привал. Звук мотора. Андрей застопил проезжающий мимо "портер". Залезли в кузов и целых 2,5 километра наслаждались американскими горками по гравийной дороге, скачущей вдоль реки. Оставили водителю 500 сом в благодарность.

Ф.5.23. Два с половиной километра на колесах.

8:00 привал. Проходим арчевые леса. Ноги пружинят по тропе, а палки подкидывают тело куда-то вверх. Щебечут птицы. Дорога идет вдоль реки. По пути встретили кош. Овцы давно пасутся где-то вверху. О прибытии гостей, хозяев оповещают собаки, каждая высотой по пояс человека. Нас угостили айраном, которого, у хозяйки, кажется, с полтонны: она непрестанно выносила по пол-литровой пиале, пока мы не начали отказываться – идти еще далеко.

Тем временем, леса становится с высотой все меньше. Камней все больше. Притом, в произвольном расположении последних глаз находит своеобразный порядок. Эдакий сад камней, с извивающийся между каменными изваяниями тропинкой, см. фото 5.24.

Ф.5.24. В саду камней.

Сегодня на обеде видели, как стригут овечку, ножницами с локоть, и кидают ее в реку помыться. После чего овечка благополучно выбирается из потока на берег.

18:30 моя очередь дежурить. Сегодня редкий день без дождя. Плечи ощутили новый груз, но рюкзак кажется легче, чем был в начале похода. В этой долине горы красновато-серые. Под ногами попадаются фиолетовые и бурые камни. А лица наши почти приобрели цвета кожи индейцев.

21:00 отбой.

08.08.19 - день трудолюбия.

4:30 утро бодрит. Сегодня примус вышел на бурный режим, погас. Методом продувки, подкачки, воздевания рук к небесам, он заработал. А еще, я узнал, что геркулес в автоклав надо бросать при кипящей воде. Тогда он не пригорит. Никогда. Никогда! И вам не нужно будет отдраивать 5 мм гари, а потом есть кашу с этим запахом. Из-за этих всех событий я так опечалился, что забыл положить кашу Вове, что выяснилось только перед обедом. Хорошо, что у меня и у него были заначки.

Ф.5.25. Солнечный день. Подъем к перевалу Рототаева.

14:00 вышли на морену перед ледником. Сегодня постоянный подъем. Устал очень. Мысленно говорю не идущим ногам «Идите!» и ухожу мыслями куда-то вверх, отвлекаясь. И ноги идут, хотя и ругаются, что мозг их не слушает.

Стоим на осыпи перед перевалом Рототаева - самым высоким в походе. Отсюда он виден в облаках. Они прояснятся лишь к вечеру.

Едва встали на обед, усталость стала накрывать еще сильнее. Камни казались уже не такими твердыми - не то что лежать, просто стоять приятно. Юра ушел за Алиной и ее рюкзаком. Решение нашлось быстро – начал ставить стенку под примус и расчищать палатку. Удивительно, но через пару минут действий, я забыл про усталость и начал просто делать бивачную работу. Даже увлекся, пригоняя камушки в стенке поплотнее друг к другу.

Под вечер видно, как уменьшается вода в ручье. Около осыпей, камни покрыты рыжим, едким налетом. Словно ржавчина на железе.

На ужин макароны. Сварил, разложил всем, кроме себя. Зато, когда моя пустая кружища перекочевала в палатку, я обнаружил ее полной макарон. Благодарю!

Где-то внизу шумит вода. Ночью она уйдет еще глубже. Вода уносит усталость вниз. По крайней мере, я так себя убеждаю. И верю в это. Завтра новый день. Спокойной ночи.

21:15 отбой.

09.08.19 - день восхождения.

5:00 подъем. Завтрак. Отдыхаем – туман, перевал заволокло.

9:00 подошли к перевалу за один переход. Разгрузили Алину, у нее болит правое подреберье. Антон, Миша, Вова, Юра, Андрей и Костя взяли себе часть содержимого рюкзака. Связались, пошли. Ноги довольно быстро увязли в сугробе, пропустил вперед связку Кости Е. и Насти.

В итоге, первой оказалась связка с Андреем, который и прошел первый почти всю дорогу до перевала. Антон, тем временем, делает всю техническую работу. Помню, меня это очень расстроило: помимо сдергивания и таскания железа добро бы разнообразить свою деятельность. О чем и раскрыл свои мысли наверху Андрею и Антону.

На вершине ночуем у лазурного ледяного озерка, см. фото 5.26. Солнце, роняя лучи сквозь облака, садится. Становится холоднее. Небо затягивает ультрамарином. Далекие очертания гор, некогда явные, оттеняются синей гаммой пастельных тонов. Солнце почти село. Теперь оно похоже на покрасневшего от гнева колобка, которому наступили на мизинец.

Ф.5.26. Группа на перевале у озера. Забрались!

По небу резкими линиями, как разрезы на полотне, проходят вишневые, апельсиновые, лимонные штрихи. Постепенно, и они тонут в синеве. Даже если сфотографировать эти краски, по фото можно почувствовать, насколько тут прохладно.

21:00 отбой.

10.08.19 - день длинной дороги.

5:30 подъем! Сегодня нещадно мерз. Пенка и все вещи летят за борт палатки. Так быстрее привыкну к холоду и переоденусь. К холоду, наверное, привыкнуть сложно. Проще сразу одеть как можно больше теплых вещей и – двигаться.

Ф.5.27. Группа перед спуском с перевала Рототаева.

Сегодня ночью весь перевал и обе долины освещала луна. При ее свете снега кажутся песком. Доски для серфинга не хватает.

Спускаемся вниз по веревке, вдетой в станцию на проушине Абалакова (веревка 6 мм, связанная через 2 косых отверстия, идущих навстречу друг другу во льду). Проушина сверлится широким ледобуром и, когда 2 отверстия соединятся во льду, через них с помощью проволочного крючка продевается веревочка. Вроде все просто. Да, только это нужно делать не за 15 минут, а за 3-4 минуты. Время дорого – люди мерзнут. По этой же причине, едва первый спускается, второй уже должен стоять с прусиком в зубах и быть готовым его навязать. Иду последним. Наблюдаю за Антоном и думаю, как буду спускаться.

Интересно, что Андрей с Викторией года 23 назад, спускались здесь на одних ледорубах. Наверняка, это было захватывающе.

Тем не менее, вниз свешены 3 веревки. Спасен Костя Е., стоящий внизу на ледорубе за камнем и ждущий, пока Антону спустят веревку. Катя, тем временем, строит уже вторую каменную башню, а Настя движется вниз по веревке чуть медленней скорости света.

Очередь Вовы.

«Удачи» - говорит, и сделал первый шаг вниз.

Моя очередь. Первая веревка прошла «на ура», хотя пришлось повозиться на станции наверху, чтобы узел из 2х веревок был на нужной стороне петли. Сдерг – веревка пришла быстро. Собрал веревки и спустился на ледорубе к Андрею и Вове, попутно спустив 2 камня в сторону Кати. Не задел.

Внизу навязана станция из 6 мм веревки. Я иду крайним. Начал спускаться. Малейший перегиб веревки за камень, при движении вниз, показал невозможность сдергивания. Поняв, что дело неважно, я снял рюкзак, поднялся на ледорубе к станции, развязал ее и отпустил 2 застрявшие веревки вниз по склону. Вниз съехал по осыпи, махая ручкой ребятам. В голове промелькнуло что-то вроде «До встречи на Казанском!». Ледоруб врезается в сыпуху и скорость тормозится – как веслом табанить.

Внизу ледник. Связываемся, петляем между трещинами. Попробовал перепрыгнуть одну. Увяз, как в тесте.

А еще, были две переправы на одной из которых запустил в Алину треккинговой палкой (не попал) и на ней же Настя подарила тапок горам.

Ф.5.28. Переправа.

Ф.5.29. После потери тапка.

Ставимся на поляне у озера. Высота 4120 м. Едва ветер стих, пошел купаться. Долго не поплавать: гребков 10 вдаль и отнимаются пальчики. После, минут 10 отогревался в палатке, напялив все теплые вещи, и замуровавшись в спальник, выполняя процедуры по неистовому растиранию звездочкой уставшего ругаться на хозяина организма.

Ф.5.30. Подперевальное озеро.

20:45 отбой.

11.08.19 - день насыщения организма.

5:30 подъем. Солнце еще прячется за горами. Огибаем озеро. Справа - темная морена, близкая к угольному цвету, слева - белая, близкая к мраморному. Так выглядит один из участков пути на перевал Дамджайлоо Траверсный. По пути видели следы группы Перевощикова, веселящие Андрея очень.

Ф.5.31. Группа после завтрака.

Ф.5.32. Панорама перевала Дамджайлоо Траверсный.

По пути к перевалу Дамджайлоо Траверсный заранее окошачились и осистемились. Обойдя группу трещин по морене слева, и выйдя на ровную площадку – связались. Наша с Юрой и Костина с Настиной связки готовы. При подходе к седлу перевала заметил интересную вещь: если мы с Юрой старались обходить трещины, и наш путь змеился, то Андрей ломил по прямой.

- А зачем?... – ответил вопросом на мой вопрос про прямой путь Андрей.

Опыт объемная штука.

Ф.5.33. Подъем на перевал.

Перекусили. Поднимаемся дальше, см. фото 5.33. Достигли перевальной точки. За два года (с 2017) этот перевал прошли 4 группы. Причем с севера и юга по одинаковому количеству групп. 3 группы ЦСТ МАИ и одна группа ТК «Вестра».

Ф.5.34. Вид с перевала на юг. Вдали – Памир.

Спустились к озерам. Андрей пошел на фотоохоту, и заодно поискать крестик Егора Бычкова. Костя Е. пошел осваивать водоемы. После него пошли и наши барышни.

Поговорил с брательником по спутнику. Интересно, что вся конкретика тут же улетучилась из головы. Разговор вышел пустой. Зато, он услышал, что у меня все хорошо.

Ф.5.35. Стоянка у большого западного озера.

Отсюда виден Памир. Белые смятые картонные пики. До них отсюда километров 50. С течением времени и они окрашиваются в темперные тона. Расслабление, тишина, прохлада. Пора спать.

20:30 отбой.

12.08.19 - день нелегкого шага.

5:30 подъем. На небе уже не видно звезд. Озера из лазурных стали зеленоватыми, как полированный малахит. В ручьях лед. Он иногда хрустит под ногами и тут же тает под ботинком, создавая доску для скольжения. Сегодня по плану перевал Спартак. Подъём на перевал легкий, а вот спуск…

На спуске иду первым. Задача – завертеть 2 ледобура, сделать станции для участников группы. Задача на первый взгляд простая, да надо бы следить за склоном.

Андрей показывает наверх. А там скала. Сместился слишком влево. Вывинчиваю буры, переставляю, делаю новые станции – готово. А через пару минут, недалеко от места старых станций, выбежал на прогулку вниз небольшой булыжничек, способный заместить чью-то нерадивую голову. Следите за склоном, товарищи.

Кроме первого, есть еще сверлильщик, человек, переносящий веревку, люди, сдергивающие веревку и статисты. Как ни странно, труднее всего статистам. Стоять на ветру, почти без действия холодно. Ветер продувает, а особо в кошках не подвигаешься – рядом товарищи и веревка.

Юра, Вова и Миша оперативно сдергивали веревку. Миша тащил ее вниз. Затем, кто-то из статистов перехватывал и со скоростью пули тащил ее до первого. Первый спускался ниже, крутил бур, к которому спускался сверлильщик. И пока сверлильщик спускался, получалось закрутить второй бур и связать его с первым. Получалось слажено и красиво.

Спуск занял 3 часа. 7 веревок перил на спуск. Андрей говорит, что норматив 30 минут на веревку – выдержан, см. фото 5.36.

Ф.5.36. Спуск с перевала Спартак.

Дальше – пошли по леднику. Тут стряслось что-то интересное. Ноги несколько раз стали подкашиваться в голеностопном суставе. Страшно стало наступать. Поэтому, снять кошки было невероятным наслаждением.

Ставимся у водопада. Закинул вещи в палатку, сам залез в спальнике на камень и уснул. Проснулся, когда в моей кружке борщ был в ранге настоявшегося. Даже слегка охлажденный – чтобы не обжечься при поедании.

21:30 отбой.

13.08.19 - разведывательный день.

5:30 холодное утро! На палатке - иней, внутри - труд наших грудных клеток - конденсат. Солнце, освещая вершины, окрашивает их в розоватые шелковые тона.

Вокруг растут красно-зеленые горы. Красные складки и зеленые складки картона. Кто-то тренировался в оригами из камня. На границах складок черно-белые катыши ластика - овцы, ослы и гоняющие их пастухи с собаками.

Ф.5.37. Вид на перевал Спартак из долины реки Карасель.

Вышли на угольновозную дорогу. Она плавно проходит через перевал Кичик-Алай.

На обеде стоим в начале дороги к подножию перевала Ак-Арт. Это последний перевал нашего похода.

Помогаю Косте Е. с дежурством. Мне не повезло, так как примус именно сейчас решил покапризничать. Один час активнейших уговариваний, заклинаний, танцев с примусным ключом - "Молчание было ему в ответ...". В итоге Андрей полил чашечку жидким спиртом и поджег, а потом отнес этот олимпийский огонь на кухню. Примус заработал.

Путь к подножию перевала Акарт проходил по дороге. Совершенно непонятно, как тут ходят коровы - сплошь камни, на которых можно все копыта оставить. Камни красные, белые, скользкие, гуляющие под ногами.

Наконец, ставимся. Едва не провели эксперимент по наращиванию контакта на батарейке для пленочного фотоаппарата. Настя приобрела батарейки другого размера, а Юра предложил нарастить контакт медной проволокой из ремнабора. Не получилось.

После обеда дождь. После дождя - гроза. После грозы - дождь. Дождь, переходящий в туман. Туман был сверху, снизу, сбоку, на палатке, на соседях и в мыслях. Поход заканчивается завтра с последним перевалом, и от этого было грустно. Останется спуск в долину. К вечеру, туман рассеялся. Потоки белой ваты проходят мимо людей. Видно путь наверх.

Андрей позвонил в Москву, сказал, что у нас все хорошо. Оказывается, Пронин и Третьяков сошли со своих маршрутов. Перевощиков заканчивает маршрут. Он уже спускается по дороге в Янгинаукат.

Сегодня Алина повредила второе колено. Вкололи ей обезболивающее. Кроме этого, пожалуй, все действительно хорошо.

21:00 отбой.

14.08.19 - день, когда ноги зовут на подвиги.

5:30 утро! Черные камни в зеленой траве обрамлены инеем. Получаются эдакие кварциты в малахитовой оправе.

Подъем на перевал по тропе в камнях. На спуске тропа теряется. Группа аккуратно спускается вниз по сыпухе. Движутся здесь даже экземпляры метрового диаметра. Танцует весь склон. А еще дует ветер и вымораживает руки. Двигаемся медленно. Если быстро – то группа потеряет плотный строй и начнет обваливать камни друг на друга.

Ф.5.38. Группа на перевале Ак-Арт.

Спускаемся вниз, в долину реки Ак-Арт. В одном из бродов, оставили в жертву второй шлепанец, на этот раз Андрея.

Спуск в долину реки проходил, в основном, по тропе, маркированной турами. В одном месте тропа пересекла бурный приток реки Акарт, см. фото 5.39.

Ф.5.39. Брод через бурный приток реки Акарт.

Первым пошел Андрей. Потом он около 20 минут морозил ноги в потоке реки, помогая перейти остальным участникам. Течение реки около 200 м в минуту и глубина брода по колено. Берега – каменистые. Если обувь надежно не сидит на ноге, то можно попрощаться не только с обувью, но и с целостностью суставов.

В долине дошли до коша и встали неподалеку. Здесь уже начинает расти арча. Обитатели коша – подросток, лет 14-ти и два его брата 8-ми и 5-ти лет. Под их началом около сотни овец, полсотни коров и несколько ослов. Отары овец они на ночь загоняют в круглый загон. А для коров предусмотрено крытое помещение в виде глиняного сарая – погреба.

Сами ребята живут в палаткообразной конструкции. Каркас из палок с крышей обтянут брезентовой тканью. Ребята рассказывали, что внутри есть печка, которую хозяева топят арчой.

Ф.5.40. В гостях у трех братьев.

Пока ребята ходили в гости, мы с Юрой сложили очаг и разожгли костер. Запах горящей арчи, как у можжевельника, напоминает о бане. Из-за постоянного ветра, ветки схватываются и горят быстро. Поэтому, разбавляем костер кизяком. Из-за того же ветра, это решение получается маленько диверсией: арчево-кизячные запахи идут в сторону коша, до которого метров 50.

Пригласили хозяев коша на ужин. Они не пришли. Оставили им 2 литра бензина и крупу на завтрак. Взяли.

У костра тепло. Рядом течет река. Скорость течения 120 м/минуту и глубина по середину колена. Склоны полны густой тучной зелени, которую не везде успели облюбовать коровки и овечки. Слышны серенады кузнечиков. Они дополняются редким щебетанием птиц в арчевнике.

Вечер. Бесконечный ветер пошел на спад. К ночи его не станет совсем. На небе появляются первые звезды. Но за фотоаппаратом идти совсем нет желания. Хочется наблюдать. Юра и Алина рассказывают походные байки. Оранжевыми углями трещит смола арчевника. Камни очага нагрелись и теперь их можно использовать, как палаточный обогреватель, предварительно завернув в несколько слоев фольги и положив в нечто кастрюлеобразное.

21:30 природа смолкла. Щебетание птиц прекратилось. Пастухи загнали скот в стойбища. Небо стало чернильным и крупной пылью на нем показались звезды. Ветра нет. Есть тишина, в которую гармонично вписывается шум воды и потрескивание угольков костра.

22:00 отбой.

15.08.19– день спуска.

5:30 здравствуй, новый день! Рядом с кашей тоскливо лежит колбаса. Ее никто не ест.

Сегодня спустились с 3170 до 1840. По пути нарвал шиповника и облепихи к чаю. А еще мы обтрясли первое попавшееся дерево с абрикосами. Так что, на первый, срединный и последний день похода у нас получается абрикосовая каша.

По дороге застопили "портер" – ребята стреляли сигареты у водителя. На подъем группа растянулась.

К обеду в воздухе жара. Да и сам воздух, кажется, остановился, загустел. Перекусываем в тени деревьев, за поселком. Мимо нас вниз по дороге то и дело проходят всадники. Сегодня у них праздник. Некоторые фотографируются с нами, как с некой витринной продукцией.

На ночь остановились в облепиховой роще. Здесь так же зажгли костер. На этот раз из сухой облепихи. Костя приволок целое дерево. Попутно сожгли мусор и почистили поляну от кизяка. Оперативный мусоро-кизякосжигательный заводик быстрого развертывания.

Андрей ушел в поселок, никому ничего не сказав. Ужинать начали без него. Зато, когда вернулся, принес девушкам цветы. А позже, к костру подошла его знакомая и принесла нам ведро абрикосов и пакет яблок. Очень обрадовалась, когда ее сфотографировали с дочкой и Андреем.

Сегодня вечер пропавших людей. Куда-то на сей раз пропал Володя. Искали взглядом его в отблеске фонарей на склонах гор. Решили, что по-русски «утро вечера мудренее», поэтому, посмотрим, что будет завтра.

22:30 отбой.

16.08.19 - день возвращения.

5:30 звенит Бетховен из Володиного будильника, он спал на улице в спальнике. Стараниями Вовы, Антона и Миши, готова каша с абрикосами.

7:00 выходим. В скалу, что рядом с нашей поляной, вмонтирована металлическая табличка о гибели девушки в 1984 на геологическом маршруте.

Участки в поселке здесь огорожены тополиным частоколом, либо стенкой из камней. Растет грецкий орех. Встречаются абрикосы, уже поспевшие, яблони, набирающие сок, и сливы. Из кустарниковых много шиповника. Облепиха осталась где-то внизу и в садах не замечалась.

Едва прошли 30 минут, как Андрей тормознул "портер", едущий из поселка и везущий быка. Голова быка с рогами примотана стропой к балке кузова. Но, тем не менее, свободный ход в 45 градусов на каждую сторону у этой головы есть.

Водитель согласился нас довезти. Залез в кузов и встал слева от его головы. Ребята, стоящие рядом с головой и туловищем, принялись в срочном порядке гладить быка. Получив, видимо, некоторую порцию ласки, бык успокоился, но головой тыкать не перестал. Лишь стал это делать более из бычьего приличия.

Дорога идет над рекой ныряет вверх-вниз. Иногда не видно нижней части дороги. А "портер" берет, не переставая, бугор за бугром. Водитель не раз здесь ездит. А мне снова чудятся американские горки. Верх мастерства – это разъехаться двум машинам на горной дороге, где с одной стороны река, с другой – скала. И, тем не менее, водители находят пятачки на трассе, где можно отстояться и пропустить машину.

9:00 "портер" довез нас до поселка Янгинаукат. Там мы высадились и отдали 1000 сом в благодарность водителю.

Ф. 5.41. Река Чиле и дорога в Янгинаукат.

Костя зашел в магазин на разведку и добыл всем мороженое и кукурузу в сахаре. Еще нас угостили арбузами.

Вокруг нас горы и поселок. Стоят "портеры". В них киргизы пытаются загнать быков.
Те сопротивляются. Один из рабочих уже бегает за быком с ледорубом Андрея. Не знаю, какой частью ледоруба он собрался погонять этого быка, но, по счастью, инструмент был вовремя замечен и изъят.

10:40 за нами приехал микроавтобус и мы за 2,5 часа доехали до Оша.

По дороге в Ош, встретил следующие российские регионы авто:

16 - Республика Татарстан;

174 - Челябинская область;

178 - город Санкт-Петербург;

777 - город Москва.

В самой Киргизии, кстати, шесть регионов.

13:20 приехали в гостевой дом турфирмы «Горы Азии». Здесь уже гостит группа Перевощикова. Договорились с ними сходить вечером в ресторан.

Ночной Ош напоминает что-то среднее между приморским курортным городом, в котором даже по ночам можно гулять в шортах, и все равно тепло, и поселком городского типа в Московской области, в переулках которого лузгает семечки гордая молодежь.

В следующие дни сходил на базар, накупив гостинцев семье. Залез на Сулейманку, пройдя через выжженное древнее кладбище. С горы нашел глазами точку нашего гостевого дома. Побывал на национальном Ошском фестивале. Послушал, как поют киргизы народные мотивы. Песня напоминает наши «Ой цветет калина», «Катюша» и т.п., только на другом языке. Попробовал национальное блюдо – бешбармак. В оригинале, это разные виды вареного мяса, которые выкладываются слоями с луком и квадратными лепешками – сочнями. Здесь вид мяса один на выбор и вместо сочней – ленточные макароны. Но все равно, это вкусно.

При всем, киргизы очень дружелюбный и отзывчивый народ. Они с удовольствием идут на контакт. Старшее поколение любит рассказывать о работе в России. Младшее просто с радостью готово поболтать за жизнь – не остановишь! В магазинах, как в Подмосковных селах, можно часто слышать что-то вроде «Братан, давай лучше семки возьмем вместо пряников» (и в других вариациях).

На улицах Оша довольно много лиц европейской наружности. Часто слышно иностранную (английский язык) речь. Если зайти на базар, то там самый настоящий лингвистический кипяток. Только прислушайся!

Кажется, все.

19.08.19 наш самолет прилетел в Москву. Позади остались горы, приключения, тонна жизненного концентрата, которого хватит на год городской рутины. Впереди еще поход в Архызские горы. Тем приятнее собирать вещи.

Рюкзак на финише весит даже больше, чем на старте – около 40 кг. Ноги идут домой с удвоенной силой. За поход прошел около 180 километров. Странно, но хочется еще. Дальше. Выше. И еще дальше. Хорошо, я не страдаю лунатизмом, иначе утром нашел бы себя в паре километров от лагеря. Причем, какого лагеря – это еще вопрос.

Несколько интересных идей пришло в голову по раскладке. К примеру, обеденный чай интересно заменять компотом, или киселем. В сушеные супы добавлять сушеное мясо. А в гарниры добавлять сушеные овощи. Этот подход я частично реализую в ближайшей единичке по Кавказу. А более полно, надеюсь, удастся реализовать в четверке. А вообще, чтобы не думать о еде, можно заказывать армейскую полевую кухню с доставкой вертолетом в любую точку гор.

За поход удалось обойтись восемью килограммами личной снаряги. Правда, пару раз я подмерзал при ночевках на ледниках. Зато никогда – при технической работе, ходьбе, привалах. Конечно, иногда не хватало белого пластикового шезлонга, чтобы на привалах лицезреть красоты горные.

От воспоминаний о количество выпитого айрана в кошах (в сумме литров 5) хочется основать новое направление в медицине – горную диетологию. А еще сюда же курт, лепешки и каймак.

Впервые опробовал треккинговые палки + ледоруб. Несмотря на 500 г дополнительного веса, палки здорово разгружают спину и ноги. Идется быстрее, легче. Палки довольно легко собираются-разбираются и нет проблемы достать ледоруб на склоне. Еще, с помощью палок удобно переправляться через реку и метать сухие лепешки кизяка в воздух. Еще, на палках можно ставить палатку и гонять ими яков, втыкать в снеговика, делая ему руки. Ледоруб же с тепляком в снеговике смотрится печально: «Мертвые с косами стоят…» - это про него.

Спасибо Андрею, Вове, Мише, Алине, Антону, Насте, Кате, Юре, Косте Еналееву за поход. Я получил массу колоссального опыта, который предстоит еще обдумать, обработать и переосмыслить. До встречи в будущих походах! Цены на алкоголь здесь ниже российских (точнее, Подмосковных) – странно. Фрукты и овощи здесь несколько дороже (бананы и груши в 1,5 раза). Зато, мед на базаре можно взять аж по 250 сом за литр.

5.3 Метеосводка. Как мы загорали в эти дни.

Дата

Состояние погоды

Утро

День

Вечер

Место ночевки

27.07.19

Солнечно, безоблачно, безветренно весь день хорошая погода.

Кишлак Кюндалма

28.07.19

Солнечно, безоблачно, безветренно

Легкий ветер, безоблачно. Жара.

Легкий ветер, переменная облачность

Ветрено, облачно, без осадков

Перед поворотом ущелья Утор на ЮЗ

31.07.19

Переменная облачность, безветренно, без осадков

Безоблачно, безветренно, затем облачно и дождь

Дождь, снег, град, гроза, затем прояснение

Ледник Утор.

01.08.19

Ветрено, переменная облачность, дождь

Ветрено, облачно, гроза и гром, затем прояснение

Долина р. Чугам

Ю. цирк пер Цвиллинга

04.08.19

Солнечно, безоблачно, безветренно

Слабый ветер, безоблачно, без осадков

Ветрено, облачно, короткий дождь

Долина реки Киндык

08.08.19

Солнечно, безоблачно, безветренно

Солнечно, безоблачно, безветренно. Жара.

Переменная облачность, безветренно

10.08.19

Малооблачно, солнечно, безветренно

Переменная облачность, безветренно

Безоблачно, солнечно, слабый ветер.