К оглавлению

.

2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

2.1. Заезд к маршруту. Стартовали из Москвы 04.10.2019 на поезде № 034 в 21 час. 50 мин. Прибыли в Армавир 06.10.2019 в 01 час. 19 мин. Из Армавира на арендованной «Газели» доехали до КПП в устье Дукки. В будке КПП никого не было.

2.2. Радиальный выход в цирк перевалов Ацгара и Чилик. Как только выгрузились из машины, начался дождь. Надели накидки и пошли вверх по долине. Миновали точку, где главная дорога сворачивает от реки к перевалу Пхия. Через 200 метров выше этой точки уже небольшая грунтовая дорога сворачивает налево и поднимается на хребет, чтобы траверсом юго-восточных склонов вершины 2851 привести в долину р. Речипста выше её каньона. Под дождем пошли по этой дороге, после полудня погода улучшилась, см. фото 1 и 2.


Ф.1. Дорога в долину р. Речипста. Вид на юг.


Ф.2. Дорога в долине р. Речипста завершается у коша на высоте 2400 м.


Ф.3. Около коша перешли Речипсту по камням и продолжили движение по тропе её левого берега.

К концу дня мы достигли озера в цирке перевалов Ацгара и Чилик и на его берегу встали лагерем на ночлег на высоте 2625 м. Вечером пошел дождь, который перешел в град, а затем в снег. Всю ночь завывал ветер, мело. Утром проснулись - всё в снегу, см. фото 4 и 5. Температура около -10, ветер, настоящая зима.


Ф.4. Утро 07.10.2019 в лагере 2625 в цирке перевалов Ацгара и Чилик.


Ф.5. В центре кадра перевал Ацгара.

У некоторых участников начали коченеть ноги. Условия были слишком жесткие, чтобы с новичкакми идти по маршруту на пер. Чилик. Поэтому мы развернулись и начали спуск по пути подъёма.


Ф.6. В долине Речипсты ниже коша. Нижняя граница снега около 2300 м.


Ф.7. В лесу перед выходом на большую дорогу, ведущую от КПП к перевалу Пхия.

Достигнув КПП, мы сели на попутную машину, которая привезла нас в пос. Архыз. Лагерь разбили на северной окраине поселка в буковой роще на берегу Баритового ручья. Ночью шел дождь.

2.3. Радиальный выход в долину р. Кызгыч. Утром 08.10.2019 по маршруту (вверх на хребет Абишира-Ахуба) мы не вышли. Испугались прогноза погоды, который обещал в ночь с 08.10.2019 по 09.10.2019 сильнейший ливень с выпадением 26 мм осадков. Это 26 см снега на высоте! Решили остаться в Архызе и посмотреть, что дальше будет с погодой. Но, чтобы не скучать, отправились на экскурсию в долину р. Кызгыч, чтобы насладиться красотами Кавказского биосферного заповедника. В этой радиалке мы прошли на юг около 10 км и развернулись обратно в точке 43° 30.324'N 41° 17.849'E 1505 H. Зубров не видели.


Ф.8-9. В долине р. Кызгыч.


.


Ф.10. Группа в долине р. Кызгыч.

2.4. Перевал Баритовый и восхождение на южную вершину Джумарыклы-Тебе (3115, 1А). Утром 09.10.2019 вылезли из палаток осмотреть горы. Всю ночь шел непрекращающийся сильный дождь. Однако снега в горах выпало мало, потому что дождь был тёплым, циклон пришел с юга. По прогнозу три дня погода должна быть хорошей, поэтому мы быстро собрались и вышли вверх по тропе к перевалу Баритовый.

Через два перехода достигли Баритового водопада. Еще один 50-минутный переход и мы на Крапивной поляне на высоте 2323 м. Выше Крапивной поляны мы пошли по левой тропе, которая вывела нас в точку 43° 35.490'N 41° 16.076'E 2505 H на южном ребре вершины 2865. Далее тропа продолжает идти траверсом, поэтому в точке 2505 мы покинули тропу и начали подъём сначала по ребру вершины 2865, см. фото 12, потом по травянистому склону по ходу слева от ребра, см. фото 13.


Ф.11. Подъём от водопада Баритового к Крапивной поляне.


Ф.12. Подъём по южному ребру вершины 2865.


Ф.13. Подъём на пер. Баритовый.

На перевале Баритовый поставили лагерь в точке 43° 35.859'N 41° 15.568'E 2800 H, см. фото 14. После установки лагеря отправились на вершину Джумарыклы-Тебе.


Ф.14. Лагерь 2800 на пер. Бапритовый. На заднем плане вершина Джумарыклы-Тебе.


Ф.15. Южный гребень вершины Джумарыклы-Тебе.


Ф.16. Вид с южной вершины (3145) Джумарыклы-Тебе на главную вершину (3180). На переднем плане острый участок гребня.

Мы ограничились восхождением на южную вершину Джумарыклы-Тебе, потому что солнце уже садилось, а возвращаться в сумерках по острому гребню между южной и главной вершинами, см. фото 16, нам показалось опасным.


Ф.17. Группа на южной вершине Джумарыклы-Тебе. Высота 3145 м.


Ф.18. Закат солнца на Эльбрусе.

2.5. Траверс хр. Абишира-Ахуба от пер. Баритовый до пер. Малый Кяфарский (2937, 1А). Утро 10.10.2019 порадовало нас восхитительной погодой! Мы собрали лагерь и начали траверс хребта Абишира-Ахуба в сторону перевала Малый Кяфарский. Участок хребта Абишира-Ахуба между перевалами Баритовый и Малый Кяфарский включает траверс двух вершин 2865 и 2937, см. фото 19.


Ф.19. Вид с вершины Джумарыклы-Тебе на вершины 2865 и 2937 в хребте Абишира-Ахуба.


Ф.20. Вид из лагеря 2800 на Баритовом перевале в сторону вершины 2865.


Ф.21. Вид с вершины 2865 на вершину 2937.


Ф.22. Вид с седловины между вершинами 2865 и 2937 на скально-осыпной юго-восточный гребень вершины 2865.


Ф.23. Вид с юго-западного гребня вершины 2937 на вершину 2865 и на её юго-вгсточный гребень.


Ф.24. Вид с седловины между вершинами 2865 и 2937 на вершину 2937.


Ф.25. Вид на вершину 2937 с перевала Малый Кяфарский.

В целом, весь этот траверс вполне соответствует 1А категории трудности, см. фото 22-24.

2.6. Траверс хребта Абишира-Ахуба от пер. Малый Кяфарский до пер. Генеровская балка. Дальнейший траверс хребта Абишира-Ахуба от перевала Малый Кяфарский до перевала Генеровская балка можно классифицировать, как некатегорированный. Подъём с перевала Малый Кяфарский на северный гребень вершины 2847 проходит по тропе, и в точке 2810, см. фото 26, выходит на дорогу, точнее на колею, по которой на вершину 2847 завозили оборудование для ретранслятора.


Ф.26. Вид с восточного гребня вершины 2937 на пер. Малый Кяфарский и на вершину 2837. На этой вершине установлен ретранслятор.


Ф.27. Озеро 2588 в северном цирке перевала Малый Кяфарский.


Ф.28. Вид с вершины 2837 на плечо 2777 в её северном гребне.


Ф.29. Вид с плеча 2777 на вершину 2372.

В районе вершины 2372 колея или две параллельных тропы окончательно оформляются в дорогу, см. фото 30.


Ф.30. Знаменитые скальные ворота на хребте Абишира-Ахуба.

Эта дорога потом спускается в лес и траверсом хребта приводит к развилке дорог на перевале Генеровская балка. Здесь мы свернули на правую дорогу, которая круто спускается к шоссе около реки Большой Зеленчук. По шоссе мы дошли до пос. Буково, по пешеходному мостику пересекли Большой Зеленчук на его правый берег и встали лагерем на южной окраине поселка около начала дороги к обсерватории.

2.7. Радиальный выход к обсерватории. Утром 11.10.2019 мы собрали лагерь, оставили рюкзаки со снаряжением у лабораторного корпуса и налегке с двумя рюкзаками пошли по тропе вверх к 6-ти метровому оптическому телескопу БТА. На гору поднимается великолепная асфальтированная дорога, протяженностью 18 км с перепадом высот 800 метров. Под этой дороге мы пересекли ручей Гороховая балка и через 100 метров свернули налево на тропу. На самом деле тут две тропы. Одна для экстремального спуска на велосипеде, вторая тропа для пешего подъема. Эти тропы хитрым образом переплетаются и довольно сложно идти только по одной тропе. На велотропе в густом буковом лесу можно посмотреть на многочисленные мостки и трамплины. Несколько лет назад, когда я поднимался по велотропе, мне запомнился мешок с древесной стружкой, заботливо привязанный к дереву на крутом повороте после крутого спуска.


Ф.31. На тропе в обсерваторию.

Буковый лес сменился березовым. Тропа пересекла трассу, затем вильнула опять в березовый лес, вышла на полянку. С поляны мы увидели огромный 50-ти метровый купол крупнейшего оптического телескопа Европы, России и стран СНГ! Мы взяли азимут на купол и через 15 минут оказались на автостоянке у телескопа.


Ф.32. На фоне телескопа.

Следующие пару часов мы посмотрели наверное все телескопы на горе. Зашли даже в дальний угол на западную часть, где стоят телескопы казанской обсерватории и домик Стаса Короткого. В Буково вернулись по пешеходной тропе, поскольку она положе, но последние сотни метров она потерялась в зарослях малины. В итоге нам пришлось вывалится из леса на дорогу в 200 метрах от тропы. На ночлег встали в точке предыдущего ночлега.

2.8. Отъезд. Утром 12.10.2019 мы пересекли по пешеходному мостику Большой Зеленчук и вышли на шоссе. Здесь нас забрала арендованная «Газель» и отвезла в Армавир. Из Армавира мы стартовали в 13 час. 49 мин. на поезде № 121. В Москву прибыли 13.10.2019 в 20 час. 44 мин.

.

К оглавлению