2. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

2.1. Заезд к маршруту. Мы вылетели из аэропортоа Домодедово на самолёте авиакомпании S7 18.09.2020 в 23 час. 50 мин. и прибыли в Краснодар 19.09.2020 в 02 час. 10 мин. Из Краснодара на арендованной машине заехали в долину Речепсты к началу подъёма на перевал Пхия. Здесь, в точке 43° 34.535'N 41° 6.125'E 1875 Н от основной дороги ответвляется кошевая грунтовая дорога, которая взбирается на хребет в междуречье Речепсты и её правого притока, стекающего из-под перевала Пхия, см. фото 1.

Ф.1. В начале маршрута. На заднем плане на хребет круто взбирается кошевая дорога, ведущая в верховья р. Речепста.

2.2. Связка перевалов Речепста-Пхия (2796, н.к.) и Ацгара верхний (2726, 1А). По описанной выше кошевой дороге мы за 4 перехода достигли коша в верховьях р. Речепста, напротив коша перешли речку по камням на её левый берег и по тропе левого берега за один переход поднялись к подножию перевала Речепста-Пхия, где в точке 43° 36.710'N 41° 3.700'E 2560 H встали на ночлег. Воду брали из ручья в 100 метрах западнее лагеря.

Перевал Речепста-Пхия (2796, н.к.) расположен в южном отроге хребта Абишира-Ахуба между узловой вершиной 2899 (на севере от перевала) и вершиной 2818 (к югу от перевала). Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет верховья Речепсты на востоке с долиной р. Пхия на западе. Координаты седловины перевала: 43° 36.705'N 41° 2.825'E 2796 H.

Перевал Ацгара Верхний (2726, 1А) расположен в главном хребте Абишира-Ахуба восточнее вершины 2809. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет долину р. Пхия на юге с долиной правого притока р. Ацгара. Координаты седловины перевала: 43° 36.905'N 41° 2.400'E 2726 H.

Связка перевалов Речепста-Пхия и Ацгара верхний служит проходом из долины р. Речепста в долину р. Ацгара, параллельным перевалу Ацгара (2714, н.к.). Но в отличие от последнего эта связка является более обзорной, с неё открываются разнообразные виды, особенно с вершины 2818, расположенной к югу от пер. Речепста-Пхия.

Утром 20.09.2020 мы за один 50-минутный переход поднялись на перевал Речепста-Пхия. Сначала по травянистому склону мы поднялись в цирк перевала, см. фото 2. Потом пересекли цирк, поднялись на перевал и с него совершили (без рюкзаков) радиальный выход на вершину 2818.

Ф.2. Путь подъёма по восточному склону пер. Речепста-Пхия от его подножия до входа в цирк.

Ф.3. Панорама с вершины 2818. Вид на восток. Красной линией отмечен путь в цирке перевала Речепста-Пхия, который на фото 2 скрывается за перегибом.

Ф.4. Фото группы на вершине 2818.

Ф.5. Вид с гребня вершины 2818 на перевалы Ацгара Верхний и Речепста-Пхия. Хорошо видна тропа, соединяющие эти перевалы.

С перевала Речепста-Пхия по хорошей тропе мы перешли на седловину перевала Ацгара Верхний, см. фото 5. В северном цирке этого перевала находится Медвежье озеро, см. фото 6. Спуск с перевала на север осуществляется по дуге в обход Медвежьего озера, см. фото 7.

Ф.6. Медвежье озеро.

Ф.7. Северный склон пер. Ацгара Верхний (2726, 1А) и путь спуска с него в обход Медвежьего озера. Вид из долины правого притока р. Ацгара.

Достигнув дна долины правого притока р. Ацгара, мы нашли торную тропу с пер. Ацгара (2714, н.к.) и по ней за 2 перехода спустились к р. Ацгара.

2.3. Долина Ацгары и перевал 2187 (н.к.). На правом притоке р. Ацгара недалеко от его устья имеется красивый водопад, см. фото 8. Воды в водопаде было мало, что свидетельствовало об очень засушливом лете и сентябре.

Ф.8. Водопад на правом притоке р. Ацгара близ его устья.

После осмотра водопада мы спустились к устью притока, перебродили его и оказались на поляне, на правом берегу р. Ацгара. Торная тропа спускается с этой поляны к броду на левый берег реки, чтобы через 200 метров снова и окончательно вернуться на правый берег. Однако в брод мы не пошли, но продрались через кусты над обрывами правого берега по маленькой тропке. Через 200 метров мы снова оказались на магистральной тропе. Девяти-километровый путь по тропе правого берега р. Ацгара завершился установкой лагеря на берегу р. Ацгара в точке: 43° 42.820'N 41° 0.740'E 1700 H.

Ф.9. Поляна на правом берегу р. Ацгара.

Перевал 2187 (н.к.) находится в северном отроге вершины 2845, расположен южнее вершины Ацгара (2521), ориентирован с запада на восток и соединяет долины рек Ацгара (на западе) и Малый Уруп (на востоке). Перевал используется пастухами для перегона коров в верховья рек Ацгара и Уруп. Координаты перевала: 43° 42.725'N 41° 2.175'E 2187 H.

Утром 21.09.2020 вся трава в окрестности лагеря была в инее, см. фото 10.

Ф.10. Утром 21.09.2020 после ночных заморозков.

В 120 метрах от лагеря на надпойменной террасе имеется поляна. В её верхнем углу в точке 43° 42.835'N 41° 0.875'E 1735 Н начинается тропа к перевалу 2187 (н.к.). Подъём на перевал занял два перехода: 45 + 55 минут.

Ф.11. Группа на перевале 2187 (н.к.).

На перевале тропа раздваивается. Одна спускается в долину Малого Урупа, а другая уходит траверсом вправо. Мы пошли по второй тропе, желая не теряя высоты достичь озера Уруп (2280). И это удалось примерно так, как показано на фото 12.

Ф.12. Путь от перевала 2187 (н.к.) к озеру Уруп. Торная тропа закончилась на большом зелёном пастбище в правой части панорамы. Далее к озеру Уруп мы шли по маленьким тропкам, а иногда и вообще без тропы.

На этом пути у нас были два неожиданных приключения. Сначала мы натолкнулись на плантацию сочной и удивительно вкусной брусники, см. фото 13. Пришлось остановиться на полчаса.

Ф.13. Сочная, удивительно вкусная брусника заставила нас остановиться на полчаса.

А потом мы вспугнули огромную стаю стервятников, их было 50 или больше. Они разом все взлетели, и это было потрясающее зрелище. К сожалению, этот момент запечатлеть не удалось: когда мы вытащили фотоаппараты, стервятники просто кружились над нами в воздухе, см. фото 14. Уже потом, когда мы отошли от этого места, то заметили тушу коровы в стороне от тропы.

Ф.14. Огромная стая больших хищных птиц, которых мы ненамеренно согнали с мёртвой коровы.

Озеро Уруп удивительно красиво, см. фото 15. На его берегу мы устроили весьма длительный привал с купанием и перекусом, см. фото 16.

Ф.15. Озеро Уруп.

Ф.16. Купание в озере Уруп.

2.4. Перевал 2245 (н.к., первопрохождение) находится в северно-восточном отроге вершины Чилик Второй (3212), расположен между вершинами 2490 (на юго-западе) и 2333 (на северо-востоке), ориентирован с север-запада на юго-восток и соединяет долины рек Малый Уруп (на северо-западе) и Чилик (на юго-востоке). Через перевал идут пастушьи тропы. Координаты перевала: 43° 41.985'N 41° 6.075'E 2245 H. В мае 2019 года на перевал с северо-запада поднялась группа А.А. Лебедева [2]. О сквозном прохождении перевала спортивными туристскими группами нам не известно.

В 50 метрах на северо-запад от озера Уруп имеется еще одно маленькое озеро, из которого вытекает ручей - левый приток р. Малый Уруп. После перекуса и купания в озере Уруп мы спустились вдоль этого ручья к р. Малый Уруп, перебродили её и начали подъём по весьма крутому травянистому склону на наклонную полку в склоне правого борта долины р. Малый Уруп, см. фото 17 и 18. Путь по наклонной полке, переход с неё на пастбище и дальнейший путь к пер. 2245 показан на фото 19.

Ф.17. Край наклонной полки в склоне правого борта долины р. Малый Уруп и крутой травянистый склон, который мы преодолели, поднимаясь на полку от р. Малый Уруп.

Ф.18. Группа галсами поднимается от р. Малый Уруп по крутому травянистому склону на край наклонной полки.

Ф.19. Траверс правого борта долины р. Малый Уруп к перевалу 2245. Сам перевал не виден, он скрыт за поворотом, за горой 2490. В центре кадра наклонная полка прерывается контрфорсом, здесь начинается конная тропа, которая траверсом крутого склона выводит на пастбище в левой части снимка. Покидая это пастбище, конная тропа почти без потери высоты огибает вершину 2490 и выводит на перевал 2245.

Ф.20. Траверс по лошадиной тропе от наклонной полки к пастбищу.

Ф.21. Группа на перевале 2245 (н.к.).

Спуск с перевала 2245 по его юго-восточному склону к реке Чилик весьма крут, см. фото 22 и 23. Пожалуй, это был самый крутой спуск в походе, здесь мы вполне «наработали» на 1А. Наверно, можно было спуститься по пологим и удобным тропам, но все тропы на юго-восточном склоне перевала имели траверсный характер, то есть, шли поперек склона без заметного сброса высоты. Такой спуск был бы очень длинным, и мы его не искали.

Ф.22. Спуск с пер. 2245 (н.к.) по его юго-восточному склону к реке Чилик.

Ф.23. В верхней части спуска с перевала 2245.

Лагерь поставили около одиноко растущего дерева на левом берегу р Чилик. Координаты лагеря: 43° 41.670'N 41° 6.305'E 1965 H.

2.5. Перевал 2315 (н.к.), долины рек Чилик и Кяфар. Утром 22.09.2020 мы перебродили р. Чилик, см. фото 24, и поднявшись по травянистому склону правого берега на 55 метров, в точке 43° 41.580'N 41° 6.405'E 2035 H вышли на тропу, которая шла траверсом по склонам и надпойменным террасам правого берега р. Чилик.

Ф.24. Брод через р. Чилик. На заднем плане одиноко растущее дерево, около которого был наш лагерь.

Эта траверсная тропа была не очень набитой, на полянах она терялась, потом обнаруживалась снова. Но она очень помогала продираться через попадающиеся на пути лесные заросли. Через полтора километра в точке 43° 41.570'N 41° 7.450'E 2080 H мы вышли на старую дорогу, которая, достигнув ручья, через 800 метров оборвалась. Дальше мы шли по очень хорошо набитой тропе, см. фото 25.

Ф.25. На траверсе правого борта долины р. Чилик.

Через 3 км в точке 43° 41.845'N 41° 9.445'E 2035 H мы снова вышли на поднимающуюся снизу кошевую дорогу, теперь дорога была явно проезжей. По этой дороге мы проследовали 2 км до развилки в точке 43° 41.700'N 41° 10.440'E 2260 H. Прямо продолжала свой путь траверсная дорога, а на право уходила дорога к перевалу 2315 (н.к.), чтобы спуститься с него в долину р. Кяфар. Мы пошли по правой дороге и в точке 43° 41.505'N 41° 10.270'E 2315 H незаметно перевалили через хребет, разделяющий долины рек Чилик и Кяфар. После перевала дорога вышла на склон, обращенный к долине р. Кяфар и начала плавно спускаться на дно этой долины, см. фото 26, которая оказалась весьма живописной, см. фото 27.

Ф.26. После перевала 2315 (н.к.) дорога вышла на склон, обращенный к долине р. Кяфар и начала плавно спускаться на дно этой долины.

Ф.27. Долина р. Кяфар.

Следуя по левому берегу р. Кяфар, дорога подвела к броду в точке: 43° 39.170'N 41° 8.920'E 2035 H. Из брода на правый берег реки выходила уже скотогонная тропа. Мы достигли этого места и решили встать лагерем на ночлег на небольшой террасе левого берега в точке 43° 39.175'N 41° 8.890'E 2045 H, см. фото 28. Рядом с лагерем цвели сентябрьские рододендроны — удивительное дело, см. фото 29. Ночью нам не давал заснуть периодически повторяющийся страшный рёв. Это ревели поблизости от лагеря самцы оленя, у них гон. Об этом нас предупредили пастухи на Кяфаре, дескать, чтобы мы не боялись.

Ф.28. Лагерь 2045 в долине р. Кяфар.

Ф.29. Я знал, что рододендроны зацветают на майские праздники. Но то, что они могут цвести в конце сентября, было для меня открытием.

Утром 23.09.2020 мы перебродили р. Кяфар, см. фото 30, и продолжили путь по тропе правого берега этой реки. Сначала тропа высоко поднялась над рекой, обходя конгломератные обрывы к воде, а потом спустилась в пойму реки к северному берегу озера Рыбное, см. фото 31. В том месте, где река вытекает из озера, мы перебродили её, практически по озеру, по его спокойной воде. Затем обошли озеро по его западному берегу, перешли по камням левый приток реки Кяфар - реку Кызылчук и продолжили путь вверх по долине р. Кяфар по тропе её левого берега.

Ф.30. Брод через р. Кяфар.

Ф.31. Озеро Рыбное.

В точке 43° 37.595'N 41° 8.735'E 2275 H мы снова перебродили р. Кяфар и поднялась на завал, с которого увидели озеро Кяфар - самое большое в хребте Абишира-Ахуба, см. фото 32.

Ф.32. Озеро Кяфар.

Мы обошли озеро по его восточному берегу и осмотрели место, где из-под земли вытекает поток, питающий озеро Кяфар и берущий начало в провале озера Провального в 230 метрах выше озера Кяфар, см. фото 33 и 34. Весь этот путь между озёрами со сбросом высоты в 230 метров вода проходит по каким-то подземным каналам. Форель по этим каналам уже не проходит.

Ф.33. Из этой пещеры в скалах вытекает река, питающая озеро Кяфар.

Ф.34. Освободившаяся из-под земли река и озеро Кяфар.

На этом месте логично завершить описание долины р. Кяфар и перейти к описанию следующих перевалов.

2.6. Перевал Мылгвал (2825, 1А) находится в северном отроге узловой вершины 3132 , который служит водоразделом между бассейнами рек Кяфар и Кяфар-Агур. Этот отрог называют хребтом Чёрные Скалы. Перевал ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет озеро Подскальное в бассейне р. Кяфар (на северо-западе) с высокогорным плато в истоках р. Кяфар-Агур (на юго-востоке). Координаты седловины перевала: 43° 35.870'N 41° 10.375'E 2825 H.

После осмотра истекающей из подземелья реки мы начали подъём к перевалу Мылгвал. С южного берега озера Кяфар (2350) мы поднялись по травянистому склону к точке 43° 36.710'N 41° 9.235'E 2400 H, где встали на тропу к Провальному озеру, см. фото 35.

Ф.35. Вид с южного берега озера Кяфар на тропу к Провальному озеру.

Подъём к Провальному озеру занял около часа. На его берегу мы устроили длительный привал с перекусом и купанием, см. фото 36 и 37. И заодно ходили осматривать провал, в который устремлялась река, вытекающая из Провального озера, см. фото 38 и 39. Скрываясь под землёй, вода сбрасывает по высоте 230 метров, чтобы вырваться наружу на берегу озера Кяфар.

Ф.36. Провальное озеро.

Ф.37. Купание в Провальном озере.

Ф.38. Провал, куда устремляется вода, вытекающая из Провального озера.

Ф.39. Провальное озеро и провал.

После привала на Провальном озере (2597) мы за один 55-минутный переход достигли юго-восточного берега Подскального озера (2718), см. фото 40.

Ф.40. Подскальное озеро и перевал Мылгвал (2825, 1А).

Отсюда по маркированной тропе начинается подъём по осыпи на пер. Мылгвал (2825, 1А), см. фото 41 и 42.

Ф.41. Подъём по тропе в крутой осыпи к перевалу Мылгвал (2825, 1А).

Ф.42. После крутого осыпного взлёта рельеф выполаживается и остаётся таким вплоть до перевала. На заднем плане Подскальное озеро.

Ф.43. Группа на пер. Мылгвал (2825, 1А).

С перевала Мылгвал практически нет спуска, сразу за седловиной начинается высокогорное плато с множеством лунок, в некоторых из которых лежат небольшие озёра. Мы пересекли это плато и встали на ночлег на озере (слева от тропы, ведущей к перевалу Агур), см. фото 44. Координаты лагеря: 43° 35.755'N 41° 10.750'E 2795 H.

Ф.44. Место лагеря 2795 на берегу безымянного озера. На заднем плане озеро Продольное. Фото из похода группы А.А. Лебедева в июле 2020 г.

2.7. Пер. Агур (2977, 1А) и траверс пика Динника (3173, 1А). Перевал Агур находится в северном отроге узловой вершины 3102 и расположен между вершиной 3102 на юге и вершиной 2999 на севере. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет высокогорное плато в истоках р. Кяфар-Агур (на западе) с Турьим озером (оз. Агур) в истоках правого притока р. Кяфар-Агур. Координаты седловины перевала: 43° 35.390'N 41° 11.140'E 2977 H.

Утром 24.09.2020 мы покинули лагерь 2795 и по хорошей тропе за один 50-минутный переход поднялись на пер. Агур, см. фото 45. С перевала Агур траверсом северовосточного склона вершины 3132 по хорошей тропе мы перешли на перевал Федосеева в главном хребте Абишира-Ахуба, см. фото 46.

Ф.45. Перевал Агур (2977, 1А), красной линией отмечена тропа на его западном склоне. Фото из похода группы А.А. Лебедева в июле 2020 г.

Ф.46. Вид с западной вершины (3157) пика Динника на перевалы Агур и Федосеева. Хорошо заметна тропа, соединяющая эти перевалы.

Ф.47. Крутой участок тропы в начале спуска с пер. Агур.

Ф.48. Группа на пер. Федосеева на фоне причудливых скал пика 3132.

С перевала Федосеева на скалах пика 3132 мы увидели группу горных коз. К сожалению, они быстро скрылись, сфотографировать их не удалось.

На пер. Федосеева начинается траверсная тропа к пику Динника. Сначала она идёт по гребню хребта, а потом начинает огибать западную вершину (3157) пика Динника с юга, по осыпному склону этой горы. Поравнявшись с вершиной, мы покинули основную траверсную тропу и по маленькой еле заметной в камнях тропинке поднялись на вершину 3157, см. фото 49 - 51. Координаты высшей точки: 43° 35.240'N 41° 11.505'E 3157 H.

Ф.49. Подъём на вершину 3157.

Ф.50. Группа на вершине 3157.

Ф.51. Панорама с пика 3157 на северо-запад, север и северо-восток. В центре панорамы Турье озеро.

Затем по гребню (без тропы) мы подошли к перемычке между вершиной 3157 и пиком Динника (3173). На перемычку обрывались скалы, которые мы обошли справа по южному склону. С перемычки мы залезли на скальный гребень хребта и по простым скалам поднялись на маленькое плато у подножия скальной башни пика Динника, см. фото 52 и 53. С этого плато тропа поднимается на вершину по дуге, обходя скалы справа по осыпям южного склона вершины, см. фото 54. Координаты высшей точки: 43° 35.040'N 41° 11.955'E 3173 H.

Ф.52. Вид на пик Динника (3173) с перемычки между ним и вершиной 3157.

Ф.53. На скальном гребне восточнее перемычки.

Ф.54. Финальный подъём на вершину пика Динника по осыпям её южного склона.

Ф. 55. Группа на вершине пика Динника (3173).

Ф.56. Панорама с пика Динника (3173). Вид на север и северо-восток.

Путь с пика Динника до его восточного плеча идёт по тропе в осыпях южной стороны восточного гребня вершины, см. фото 57. Дальнейший траверс хребта Абишира-Ахуба осложнен скалистым пиком Московский. Поэтому в районе восточного плеча, в точке 43° 34.800'N 41° 12.440'E 3010 H мы повернули направо и начали спуск по ответвляющемуся здесь юго-восточному отрогу, который заканчивается широко известным Архызским Кругозором.

Ф.57. Вид с пика Динника на его вост. гребень. Фото из похода группы А.А. Лебедева в июле 2020 г.

Ф.58. Вид с узловой точки (на восточном плече пика Динника) на восток. Фото из похода группы А.А. Лебедева в июле 2020 г.

Спустившись по юго-восточному отрогу до точки 43° 34.575'N 41° 12.680'E 2870 H, мы повернули налево и спустились в висячую долину, которая находится между юго-восточным отрогом и пиком Московский, см. фото 59. Из этой долины нам предстояло по овечьим и конным тропам обогнуть с юга пик Московский и пик Пионеров и подойти к перевалу Архыз.

Ф.59. Вид на висячую долину между юго-восточным отрогом пика Динника и пиком Московский. Фото из похода группы А.А. Лебедева в июле 2020 г.

2.8. Перевал Траверсный (2605, н.к., первопрохождение), траверс южных склонов пиков Московский и Пионеров. С нижнего края висячей долины, зажатой между юго-восточным отрогом пика Динника и пиком Московский, мы приспустились до высоты, примерно, 2660 м и начали траверс (без тропы) южных склонов хребта Абишира-Ахуба. Завернув за травянистый контрфорс, мы увидели перевал, к которому шла лошадиная тропа, см. фото 60. Мы спустились до лошадиной тропы и по ней взошли на перевал, который назвали Траверсным (2605, н.к.). Координаты перевала: 43° 34.415'N 41° 14.000'E 2605 H.

Ф.60. Западный склон пер. Траверсный (2605, н.к.).

С перевала Траверсный открылся вид на следующий скально-травяной контрфорс, см. фото 61. Тропа поднимается на него в точке 43° 34.580'N 41° 14.170'E 2605 H и теряется. С этого контрфорса нам впервые открылся вид на поселок Архыз, см. фото 62. Косой спуск с контрфорса до еле заметной в траве тропинки проходит через пояс скальных выходов и требует внимательности при прохождении, см. фото 63 и 64.

Ф.61. Вид с пер. Траверсный на следующий скально-травяной контрфорс.

Ф.62. Вид на посёлок Архыз со скально-травяного контрфорса (из точки 2605).

Ф.63. Спуск со скально-травяного контрфорса.

Ф.64. Вид с востока на скально-травяной контрфорс.

Спустившись со скально-травяного контрфорса до узкой тропы, мы прошли по ней траверсом еще около 450 метров и достигли точки 43° 34.820'N 41° 14.415'E 2590 H, от которой начинается торная лошадиная тропа. Ниже этой точки имеется родник, наверно к нему приходят лошади с востока, они и набили эту тропу.

Иногда эта тропа теряется, как, например, перед точкой 43° 35.095'N 41° 15.010'E 2685 H. В этом месте продолжение траверса без набора высоты выводит на скальные сбросы очередного контрфорса. Поэтому, потеряв тропу, следует снова обрести её, поднявшись более чем на 50 метров к точке 2685, где имеется проход в скалах.

Обогнув следующий контрфорс, мы увидели небольшую долину с ручьём, в которой паслись лошади, см. фото 65. Эту долину можно также обозвать широким кулуаром. Он спускается с перевала Архыз, в нем мы нашли родник и место для ночевки.

Погода портилась, задул сильный ветер, над Главным Кавказских хребтом пошел дождь. Мы побоялись, что на плато перевала Бартитовый, куда мы планировали дойти в этот день, мы не найдём воды. Уж слишком засушливое лето. Да и перспектива намокнуть под дождём нас тоже не радовала. Поэтому мы решили завершить дневную программу и встали лагерем на ночлег в точке 43° 35.525'N 41° 15.410'E 2625 H.

Ф.65. Широкий кулуар, спускающийся с пер. Архыз. Здесь мы нашли ручей и встали лагерем на ночлег.

Ф.66. Осенний крокус, точнее, шафран долинный.

2.9. Перевал Архыз (2960, 1А) и восхождение на вершину Джумарыклы-Тебе (3180, 1А). Перевал Архыз находится в главном хребте Абишира-Ахуба и расположен между пиком Пионеров (3053) на юге и вершиной Джумарыклы-Тебе (3180) на севере. Перевал имеет ориентацию с востока на запад и соединяет долину стекающего в пос. Архыз ручья на востоке (левый приток р. Большой Зеленчук) с озером Запрудное на западе (долина правого притока р. Кяфар-Агур). Координаты седловины: 43° 35.670'N 41° 14.755'E 2960 H. Подниматься на пер. Архыз с востока можно с плато перевала Баритовый, см. фото 68, или напрямую - по куруару или долинке стекающего с перевала ручья, см. фото 67. Мы выбрали второй вариант, так как заночевали, как раз, в этом кулуаре.

Утром 25.09.2020 мы собрали лагерь и начали подъём на перевал Архыз, см. фото 67. За один 55-минутный переход по травянистым склонам (и в самом конце по осыпи) мы поднялись на седловину перевала, оставили на ней рюкзаки и отправились налегке на вершину Джумарыклы-Тебе.

Ф.67. Вид из лагеря 2625 на пер. Архыз.

Ф.68. Вид с плато пер. Баритовый на пер. Архыз. Красной линией отмечен верхний участок нашего подъёма по кулуару. Слева от перевала пик Пионеров, справа - вершина Джумарыклы-Тебе. Фото из ПВД А.А. Лебедева в конце октября 2002 года [4].

Путь до южной вершины проходит по широкому осыпному гребню, только в одном месте (в начале последней трети пути) имеется 10-метровый взлёт, где приходится лезть по крутой тропе, опираясь руками о камни. Сразу за южной вершиной находится ключевой участок маршрута, гребень здесь на протяжении 15 метров скалистый и весьма узкий, см. фото 69 и 70. Дальше гребень снова становится простым, см. фото 69.

Ф.69. Вид с южной вершины Джумарыклы-Тебе на главную (3180). На переднем плане ключевой участок маршрута - 15-метровый скальный гребень.

Ф.70. Это фото для оценки масштаба и сложности скального участка на гребне.

Ф.71. Группа на вершине Джумарыклы-Тебе (3180).

Ф.72. Панорама с вершины Джумарыклы-Тебе (3180) на юг и на запад. В центре панорамы озеро Запрудное. Прямо за ним пик Динника (3173).

Ф.73. Панорама с вершины Джумарыклы-Тебе (3180) на запад, север и северо-восток.

Ф.74. С вершины Джумарыклы-Тебе мы обнаружили источники воды на плато перевала Баритовый: маленькое озеро и маленький ледник. Получается, что без воды мы бы не остались, если бы отважились 24.09.2020 подняться ночевать на это плато. Но кто знал об этом заранее?

Спуск с пер. Архыз на запад показан на фото 75. Сначала пологий спуск до плато над скалой, потом тропа поворачивает налево и траверсом осыпного склона спускается в кулуар. Потом спуск по кулуару до висящей над скалами ровной поляны, в конце которой тропа выходит на склон и траверсом этого склона плавно спускается на дно долины правого притока р. Кяфар-Агур.

Ф.75. Спуск с пер. Архыз на запад. Фото из отчета группы С.Э. Стрыгина [5].

Ф.76. Озеро Запрудное.

2.10. Долина и каньон р. Кяфар-Агур, перевал Россыпной Бугор (2163, н.к.). Путь от озера Запрудное до р. Кяфар-Агур проходит по широкой и пологой долине правого притока р. Кяфар-Агур. Тропа идет по правому берегу и приводит к кошу, который расположен на террасе в 60 метрах от устья правого притока р. Кяфар-Агур. За кошем мощная тропа идет вниз по долине р. Кяфар-Агур. Эта тропа не спешит спускаться к реке и всё сильнее поднимается на правом берегу над опускающимся дном долины. Скорее всего, она ведёт к перевалу Двойной (н.к.) и далее на гребень хребта Абишира-Ахуба в районе перевала Каменистый.

Следует отметить, что каньон реки Кяфар-Агур или не проходим или проходим с невероятным трудом. Поэтому выход из верховьев этой реки осуществляется по хребтам слева (с севера) и справа (с юга) от этого каньона. Южный путь через перевал Двойной выводит к дороге на гребне хребта Абишира-Ахуба. А северный путь через перевал Россыпной Бугор выводит к дороге на гребне хребта Ингур.

Наш путь - северный, поэтому в точке 43° 38.490'N 41° 14.640'E 1935 H мы покинули тропу правого берега и спустились сначала по лесу, а потом по следу от оползня на дно долины р. Кяфар-Агур. Мы тут же перебродили реку, см. фото 77, и встали на тропу левого берега, которая ведет к пер. Россыпной бугор. Координаты брода: 43° 38.495'N 41° 14.545'E 1885 H.

Ф.77. Первый брод через Кяфар-Агур перед выходом на тропу к пер. Россыпной бугор.

По этой тропе мы прошли около полутора километров до точки 43° 39.130'N 41° 15.115'E 1815 H, где тропа уходит в реку. Здесь начинается каньон р. Кяфар-Агур и каскад из 12 бродов! Тропа то и дело меняет берег реки. Переобуваться перед и после брода здесь бессмысленно, с переобуваниями можно идти этот 800-метровый участок полдня. Поэтому все переобулись в сменную обувь и уже не снимали её до конца, см. фото 78-80.

Ф.78. Очередной брод в каньоне р. Кяфар-Агур.

Ф.79. Один раз мы прошли по воде, по краю реки, сократив, тем самым, два брода.

Ф.80. Конечно нам повезло с засушливым летом и сентябрём. В иные годы и особенно в начале лета здесь было бы очень не просто.

Преодолев 10 бродов, мы достигли, возможно, единственного места, пригодного для установки лагеря. Оно было разведано группой А.С. Коробовцева [3]. Здесь, на левом берегу реки в точке 43° 39.385'N 41° 15.500'E 1780 H мы встали лагерем на ночлег.

Утром 26.09.2020 мы собрали лагерь, дважды перебродили р. Кяфар-Агур и подошли к точке 43° 39.405'N 41° 15.555'E 1789 H в 80 метрах от лагеря, где тропа поднимается от реки, чтобы оторваться от дна каньона и, более не спускаясь, вывести на пер. Россыпной бугор. Ниже этой точки начинается совсем непроходимый каньон. В этих последних бродах мы оценили, насколько удачно получилось в предыдущий день преодолеть 10 бродов по относительно тёплой послеполуденной воде - утром вода была ледяная!

Переобувшись в сухие ботинки, мы начали подъём на пер. Россыпной бугор. Первый переход проходил по лесу. Потом тропа вышла на луга, там мы немного передохнули около ручья и за один переход поднялись на седловину пер. Россыпной бугор. На седловине хорошая сотовая связь. Координаты седловины: 43° 39.935'N 41° 16.830'E 2163 H.

По перевалу вдоль хребта проходит грунтовая дорога. Мы встали на эту дорогу и пошли на восток. Наивысшая точка на этой дороге находится в 900 метрах от перевала Россыпной бугор в точке 43° 40.125'N 41° 17.340'E 2265 H, поэтому спуска с перевала у нас не было, а был, наоборот, подъём по дороге на 100 метров. Зато потом, после точки 2265, был только спуск, см. фото 81.

Ф.81. Путь по хребту Ингур в районе отметки 1854,6 м.

За 6 км до выхода в пойму р. Кяфар-Агур дорога уходит с гребня хребта на его поросший лесом южный склон. На этом участке с нами произошло замечательное приключение. В 20 метрах от впереди идущих участников на дорогу из зарослей поднялся бурый медведь. Увидев группу, он от неожиданности то-ли хрюкнул, то-ли фыркнул, и пустился наутёк с огромной скоростью. Он умчался по дороге, а потом куда-то свернул. Мы еще 200 метров наблюдали его следы в грязи около луж. Потом следы исчезли.

Наконец, мы спустились к р. Кяфар-Агур, перебродили её и встали лагерем на ночлег в точке 43° 42.010'N 41° 23.700'E 1240 H. Было еще не поздно, и мы пошли купаться в реке, выбрав для этого безопасную протоку, которая выходила на отмель. Но в нашем купальном месте (выше этой отмели) было достаточно глубоко, и еще в этом месте был задорный слив, см. фото 82 и 83.

Ф.82. Купание в р. Кяфар-Агур после длинного перехода по хребту Ингур.

Ф.83. Вот такие эмоции...

2.11. Перевал Генеровская балка (1565, н.к.). Отъезд. Перевал Генеровская балка находится в основном хребте Абишира-Ахуба и расположен в 400 метрах на юго-запад от отметки 1704,3 м. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет долины рек Кяфар-Агур на западе и Большой Зеленчук на востоке. Через перевал проходит грунтовая дорога. Координаты перевала: 43° 41.170'N 41° 24.225'E 1565 H.

Утром 27.09.2020 мы собрали лагерь и пошли на юг по проходящей около лагеря заброшенной грунтовке. Через 450 метров в точке 43° 41.785'N 41° 23.620'E 1260 H эта грунтовка сливается с основной дорогой на Генеровскую балку. Здесь мы повернули на восток и начали подъём на перевал. За два перехода мы достигли его наивысшей точки, где сходятся несколько дорог. Еще за один переход мы спустились до шоссе в долине р. Большой Зеленчук. Здесь нас встретила арендованная нами машина.

Около пешеходного мостика в Буково машина встала, у неё загорелся мотор. Мы очень долго ждали, пока водитель изолирует многочисленные повреждённые пожаром провода. В станице Зеленчукская мы пересели на другую машину того же водителя и тоже неисправную. Она не могла ехать быстро, а мы уже опаздывали на самолёт. Поэтому около Псебая мы пересели в два такси и с огромной скоростью домчали до Краснодарского аэропорта, куда прибыли за полчаса до окончания регистрации на наш рейс.