На главную страницу сайта

.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИЗМА МАИ


...

ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 1-й к.с. ПО ЗАПАДНОМУ КАВКАЗУ,

СОВЕРШЕННОМ с 03.05 по 10.05.2021

МАРШРУТ:

с. Никитино – хр. Голый – г. Хацавита (1993) – р. Хацавита – траверс зап. склона г. Маркопидж (2217) – пер. 2245 (1А) - истоки р. Бескес – в. 2917 + пер. Миршавко (1А) – истоки р. Бескес - пер. Блыбский (2568, 1А) - пер. 2457 (1А) - р. Пр. Рожкао - в. Дженту (2887, 1А) - р. Пр. Рожкао - пер. 2603 (1А) - в. Б. Пцицер - в. М. Пцицер - пос. Бескес.

Маршрутная книжка: 1/3-102

Руководитель группы и автор отчета - Лебедев Андрей Александрович

Краткая версия отчета в формате pdf загружена ЗДЕСЬ.

Походный фотоальбом загружен ЗДЕСЬ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

.

1

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

.

1.1

Паспорт маршрута.

.

1.2

Состав группы.

.

1.3

Маршрут в Kmz-файле для просмотра программой Google Earth.

.

1.4

Карта с нанесенным на неё маршрутом.

.

1.5

Календарный график движения.


1.6

Погода и снежная обстановка в мае 2021 г.


1.7

Соответствие заявленного и пройденного маршрута.


1.8

Элементы новизны в маршруте.


1.9

Безопасность.

2

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ


2.1

Заезд к маршруту.


2.2

Траверс хребта Голый и горы Хацавита.


2.3

Траверс западного склона горы Маркопидж и перевал 2245.


2.4

Траверс вершины 2917 (1А).

3

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ


3.1

Перевал Блыбский (2568, весной 1А).


3.2

Перевал 2457 (весной 1А).


3.3

Восхождение на Дженту (2887, 1А).


3.4

Перевал 2603 (1А).


3.5

Траверс северо-восточного отрога вершины Дженту до пос. Бескес.


3.6

Отъезд.

4

ПРОЕКТ ПОХОДА


4.1

Карта с основным и запасными вариантами маршрута.


4.2

Календарный график движения по основному и запасным вариантам.


4.3

Kml-файл для просмотра маршрута в программе Google Earth.


4.4

Типовой список личного снаряжения.


4.5

Таблица контроля важнейших позиций личного снаряжения.


4.6

Программа питания в походе.


4.7

Сводная таблица закупок продуктов питания.


4.8

Таблица поручений по закупке продуктов питания.


4.9

Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.


4.10

Контроль веса рюкзаков на старте.


4.11

Список аптечки.

5

ВЫВОДЫ

6

ССЫЛКИ

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута.

Район путешествия

Западный Кавказ (район Дженту)

Вид туризма

Горный

Спортивная организация

Центральная секция туризма МАИ

Категория сложности

Первая

Количество участников

Тринадцать

Руководитель

Лебедев Андрей Александрович

Выпускающая МКК

МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка

1/3 - 102

Сроки активной части похода

03.05 - 10.05.2021

Продолжительность активной части похода

8 дней

Длина маршрута

100 км

Суммарный набор высоты

4889 м

Максимальная высота

2917 м

1.2. Состав группы.

N

Ф.И.О.

Дата рожд.

Место работы, учебы

1

Лебедев Андрей Александрович

27.07.1956

МАИ, доцент

2

Белкин Максим Александрович

04.11.1990

ООО Бестдоктор

3

Боронина Вероника Владиславовна

30.03.2001

МАИ, студент гр. 3О-203С

4

Бояринов Иван Романович

08.12.2002

МАИ, студент гр. 3O-114Б

5

Власова Мария Владимировна

25.07.2001

МАИ, студент гр. 9О-204Б

6

Егошин Алексей Дмитриевич

30.03.1996

Выпускник МАИ, п/я, инженер

7

Макалкин Владислав Алексеевич

14.02.2003

«Стрела» МАИ, студент СО-101С

8

Макашев Леонид Михайлович

09.11.2001

МАИ, студент гр. 3О-212Б

9

Мохначева Арина Александровна

14.08.2003

МАИ, студент гр. 8О-112Б

10

Офицерова Татьяна Игоревна

29.03.2001

МАИ, студент гр. 8О-209Б

11

Покровский Василий Олегович

26.07.2001

МАИ, студент гр. 3О-221Б

12

Рудзянский Артемий Дмитриевич

15.05.1999

МАИ, студент гр. 4О-212Б

13

Симонова Анастасия Олеговна

22.02.2000

МАИ, студент гр. 3О-310Б

1.3. Kmz-файл с маршрутом для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ.

1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом.


.

1.5. Календарный график движения.

Примечание: В столбце "H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "Lз " прописан пройденный (согласно карте) путь в зачет. В столбце "L " прописан фактически пройденный путь. В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости).

Дата

N

Наименование участка пути

Перепады высоты

Высота ночевки

H [m]

Lz[км]

L[км]

L эфф.

01.5

-

Посадка на поезд N 034С в 21 час. 50 мин.

-

-

-

-

-

-

02.5

-

Поезд

-

-

-

-

-

-

03.5

1

01.19 - прибытие поезда в Армавир, переезд в Никитино. Переход с.Никитино - подъёмник на хр. Голый.

784-1682

1682

898

10.9

10.9

19.88

04.5

2

п.т. - г. Хацавита (1993) - р. Хацавита.

1682-1853-1840-1900-1869-1993-1402-1417

1417

370

12.2

12.2

15.9

05.5

3

п.т. - траверс зап. склона г.Маркопидж - пер. 2245 (1А) - р. Бескес.

1417-2040-1897-1956-1935-2245-2008-2070

2070

1054

11.34

11.34

21.88

06.5

4

п.т. - траверс СВ отрога в. 2917 - в. 2917 (1А) - пер. Миршавко (2830) - р. Бескес.

2070-2917-2070

2070

847

9.16

9.16

17.63

07.5

5

п.т. - пер. Блыбский (2568, 1А) - истоки р. Б.Блыб - пер. 2457 (1А) - р. Пр. Рожкао

2070-2568-2315-2457-2390

2390

640

6.26

7.81

14.21

08.5

6

п.т. - в. Дженту Гл. (2887, с седла в северном гребне, 1А) - вост. гребень в. Дженту - р. Пр. Рожкао - пер. 2603 (1А) - СВ отрог в.Дженту

2390-2887-2390-2340-2603-2470

2470

760

8.6

8.6

16.2

09.5

7

п.т. - траверс СВ отрога г. Дженту - в. Б. Пцицер - в. М. Пцицер

2470-2065-2130-2065-2185-1865-1920-1835

1835

240

13.56

13.56

15.96

10.5

8

п.т. - пос. Бескес

1835-1915-830

830

80

11.9

11.9

12.7

11.5

9

Переезд в Армавир

-

-

0

0

0

0

12.5

-

Посадка на поезд N 033С в 01 час. 01 мин.

-

-

0

0

0

0

13.5

-

Прибытие в Москву в 05 час. 40 мин.

-

-

0

0

0

0



ВСЕГО



4889

83.92

85.47

134.36

В зачет 83.92 км * 1,2 = 101 км.

1.6. Погода и снежная обстановка в мае 2021 г.

Зима в 2021 г. была исключительно многоснежной, поэтому мы очень беспокоились по поводу снежной обстановки на маршруте в начале мая. Особенно большие опасения вызывали траверсные тропы на крутых склонах, которые могли оказаться под снегом и стать опасными или технически слишком сложными, иначе говоря, непроходимыми для групп, совершающих походы 1 к.с. В частности, мы боялись траверса крутого западного склона г. Маркопидж и траверса от восточного подножия Блыбского перевала до перевала 2457.

К счастью, в последнюю декаду апреля на Кавказе стояла тёплая солнечная погода или же шли тёплые дожди, даже на высоте 3000 м. Это привело к быстрому таянию снега. В результате, к майским праздникам снежная обстановка стала благоприятной. Снега было значительно меньше, чем в 2019 году На западном склоне г. Маркопидж в 2019 году половина траверсной тропы была закрыта снегом [4]. А в 2021 г. вся тропа была свободной, как в 2016 и в 2018 годах [2 и 3]. На траверсе от восточного подножия перевала Блыбского к перевалу 2457 каждую весну приходится пересекать многочисленные снежники в кулуарах. Так вот, в 2021 году эти снежники были крупнее и посложнее снежников 2016 и 2018 годов. Тем не менее, этот траверс удалось пройти.

Погода на майские праздники 2021 г. была хорошей. Лишь на второй и на седьмой день похода были дожди, которые не помешали выполнить дневные планы. После обеда на 7-й день похода сильно похолодало, дождь перешел в снег, всю ночь мела вьюга, падал снег, утренние пейзажи были просто потрясающими, см. фото 70-73.

1.7. Соответствие заявленного и пройденного маршрута.

В походе был реализован заявленный запасной вариант N1 с заменой заявленного траверса массива Дженту восхождением на главную вершину массива без рюкзаков. Переход к реализации похода по запасному варианту N1 был вынужденным. 5 мая, к концу дня, когда мы спускались с пер. 2245 в верховья р.Бескес мы встретили группу школьников под руководством Владимира Прохницкого. В этой группе был тяжело больной участник. Мы помогли довести его до лагеря школьников в долине р. Бескес и по спутниковому трекеру через СМС-сообщения вызвали вертолёт МЧС. Вертолёт прилетел 6 мая. На ночь с 5-го по 6 мая и на весь следующий день мы оставили наш трекер Владимиру Прохницкому, а сами пошли без бивачного груза на вершину 2917 по плану запасного варианта N1. Если бы мы продолжили маршрут по основному варианту, то трекер должны были бы забрать с собой.

1.8. Элементы новизны в маршруте.

В походе совершен траверс вершины 2917, который начался с траверса её северо-восточного отрога и завершился спуском на пер. Миршавко. Тем самым, в копилку безопасных майских ЛП 1А к.с. добавился еще один элемент. Зимнее восхождение на вершину 2917 по её северо-восточному отрогу описано в [1].

1.9. Безопасность.

Группа встала на учет в Карачаево-Черкесском ПСО, имела спутниковый трекер, GPS-приемник с загруженными треками основного и запасных вариантов маршрута и некоторый избыток снаряжения, которое так ни разу и не понадобилось: веревка (D8 50 м) в общественнном снаряжении и страховочные системы в комплектах личного снаряжения. Кроме того, все участники были снаряжены ледорубами, кошками и снегоступами, которые, напротив, активно использовались.

2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

4. ПРОЕКТ ПОХОДА

5. ВЫВОДЫ

1. Район вершины Дженту в силу своей удаленности от Главного Кавказского хребта и относительно небольших высот подтвердил свою репутацию отличного района для проведения новичковских горных походов на майские праздники.

2. В копилку локальных препятствий 1А к.с. для новичковских походов на майские праздники, наряду с перевалами 2603, Блыбский и вершиной Дженту, добавлен траверс вершины 2917 с очень разнообразной горной техникой (подъёмы и спуски по травянистым, осыпным и снежным склонам).

3. Резкое ухудшение погоды 09.05.2021 напомнило о том, что в мае в горах, даже невысоких, нельзя расслабляться. Необходимо иметь достаточное количество тёплых вещей, и не уходить в продолжительные радиальные выходы (без бивачного снаряжения) в неустойчивую погоду. Всем следует помнить о трагедии в районе Фишта в 1975 г. [5].

6. ССЫЛКИ

1. В. Завьялов. Дневник лыжного похода по Западному Кавказу. Январь, 2009.

2. А. Лебедев. Отчет о горном походе 1 к.с. по Западному Кавказу. Май, 2016.

3. А. Лебедев. Отчет о пешем походе 2 к.с. по Западному Кавказу. Май 2018.

4. А. Лебедев. Отчет о пешем походе 2 к.с. по Западному Кавказу. Май 2019.

5. Через горы к горю: о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году.


.

На главную страницу сайта