.
. ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 4-й к.с. ПО СЕВЕРНОМУ ПАМИРУ (ЗААЛАЙСКИЙ ХРЕБЕТ), совершенном с 09.08 по 24.08.2021 МАРШРУТ: а.л. Ачикташ - пер. Джипаксу (4330, 1А, п.п.) - р. Джипаксу – а.л. Ачикташ – пер. Зап. Туюксу (4605,2Б) - р. Туюксу - пер. Панорамный (5027, по СЗ гребню, 2Б) – р. Карасу – п.з. Бардоба – пер. Архар (4780, 2А) – р. Кичкесу – р. Курумды - пер. Карасу (4435, 2А) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Транспортный (через в. 4276, 1А) – р. Карасу – автотрасса "Ош-Иркештам". Маршрутная книжка: 1/3-405 Руководитель группы и автор отчета - Лебедев Андрей Александрович Краткая версия отчета в формате pdf загружена ЗДЕСЬ. Альбом фотографий можно посмотреть по этой ССЫЛКЕ. .
1.3. Список пройденных перевалов.
Примечание. Высота перевалов в таблице указана по данным измерения GPS-приемником. 1.4. Kml-файл с маршрутом для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ. 1.5. Карта с нанесенным на неё маршрутом. 1.6. Календарный график движения. В столбце "H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "L " прописан пройденный путь (по карте). В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости).
Длина маршрута: 119.25 км * 1.2 = 143 км Фактически пройдено 124 * 1.2 = 149 км. 1.7. Особенности снежно-ледовой обстановки на Заалайском хребте летом 2021 г. Лето 2021 г. выдалось многоснежным. Ледобурная страховка на снежно-ледовых склонах была затруднена, проводилась эпизодически, при этом до льда приходилось выкапывать лопатой глубокие ямы. Очень часто страховали на ледорубах, что значительно менее надёжно. Как правило, начиная с обеда погода портилась, при этом снегопады часто сопровождались грозами. Из-за частых снегопадов структура снега была многослойной и зачастую включала слабые слои. Перед подъёмами по снежным склонам мы всякий раз выкапывали яму, чтобы изучить слои и оценить лавиноопасность. Из-за большой лавинной опасности мы обошли несколько перевалов, см. пункт 1.8. 1.8. Соответствие заявленного и пройденного маршрута. Мы начали очень резво. В первые 5 дней похода мы шли строго по плану и успели пройти новый перевал 1А к.с. и два перевала 2Б к.с. К концу 7-го дня мы встали лагерем на леднике перед подъёмом на пер. Обручева (4925, 2Б) на высоте 4490 м. Весь вечер и всю последующую ночь шел обильный снегопад. Утром мы обнаружили, что выпало около 30 см снега, см. фото 1.
Подъём на перевал проходил по снежному желобу, который был ограничен слева и справа высокими склонами с ледосбросами, см. фото 2. Малейший обвал льда мог спровоцировать лавину. Мы даже ям для теста не стали копать, а просто собрали лагерь и пошли вниз.
Пройти пешком к Бардобе по предгорьям Алайской долины мешала мощная река Кызылдарья, вытекающая из-под ледника Корженевского. Поэтому мы решили с бродом не рисковать и найти машину в каком либо коше, чтобы переехать в Бардобу по шоссе. Этот план был успешно реализован. К подножию перевала Архар (4780,2А) мы поднялись через три дня после снегопада. Это давало надежду на стабилизацию снежных склонов. На перевал поднялись относительно безопасно, если не считать того, что большинство точек пришлось организовать, используя ледорубную страховку. В ночь после перевала выпало еще 13 см. снега. Подъём на следующий по плану сложный перевал Кичкесу (2Б) проходит по очень протяженному снежному склону, на котором пришлось бы провести не только утро, но и весь день, а возможно, даже и часть вечера. После выпадания 30 + 13 см снега проторчать на склоне весь день с колебаниями суточных температур в полном диапазоне - это нам показалось слишком опасным. В результате было принято решение обойти перевалы Солнечный Северный (1Б*), Кичкесу (2Б) и Волкова (2Б) по предгорьям в Алайской долине и сразу выйти под перевал Карасу (2А). Этот перевал имеет короткий склон, но даже на нём через неделю после первого «30-сантиметрового» снегопада, а именно, 22.08.2021, не доходя, примерно, 150 м до седловины, мы оказались на ухающей снежной доске. Поэтому решение с обходом сложных перевалов по предгорьям в Алайской долине считаем единственно верным. После прохождения перевала Карасу мы согласовали с МКК по спутниковому телефону прохождение перевала Транспортный (1А). Это давало возможность завершить маршрут по относительно протяженной долине р. Карасу и хотя-бы частично отыграть упущенные километры. 1.9. Новизна. В походе мы совершили первое прохождение пер. Джипаксу (1А) и второе прохождение траверса пика Панорамного с подъёмом по западному гребню (2Б). 1.10. Безопасность. Группа была поставлена на учет МЧС Киргизии, все были застрахованы, 6 из 7 участников были привиты от коронавируса, в комплекте снаряжения имелся спутниковый телефон и GPS-приемник с загруженными треками основного и запасных вариантов маршрута. Для снижения рисков были использованы обходы некоторых локальных препятствий. 2. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ. 2.1. Перевал Джипаксу (4330, 1А, п.п.). 2.2. Перевал Туюксу Западный (4605, 2Б). 2.3. Траверс пика Панорамного с подъёмом по западному гребню (5027, 2Б). 2.4. Перевал Архар (4780, 2А). 2.5. Перевал Карасу (4435, 2А). 2.6. Перевал Транспортный (через вершину 4276, 1А). 1. Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 3, часть 7 2. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе с эл. 4 к.с. по Северному Памиру в 2014 г. 3. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Северному Памиру в 2012 г. 4. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру в 2015 г. 5. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Северному Памиру в 2018 г. 6. Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 3, часть 19 7. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 1 с эл. 5 к.с. по Северному Памиру в 2016 г. |
.