2.2. Перевал Туюксу Западный (4605, 2Б) расположен в северном отроге хребта Ледяной Мыс, который разделяет долины рек Ачикташ и Туюксу. Перевал ориентирован с юго-запада на северо-восток и соединяет ледник № 197, стекающий с северных склонов пика 19-го Партсъезда (5945), с ледником 189 в долине левого притока Туюксу [1]. Кординаты седловины: 39° 26.800'N 72° 58.740'E 4605 H. Перевал впервые пройден в 2014 г. группой туристов МАИ под руководством Лебедева А.А. [2].

Подход к перевалу Западный Туюксу из лагеря Ачикташ подробно описан в отчете [2]. Подъём на перевал начинается из лагеря 4180 в кармане правой морены ледника № 197, см. фото 8.

Ф.8. Лагерь 4180 в кармане правой морены ледника 197 и начало подъёма на пер. Западный Туюксу. Фото 2014 г. [2].

Ф.9. Подъем по ложбине слева от ручья завершается выходом на осыпной гребень, отделяющий эту ложбину от ручья. Дальнейший путь к перевалу проходит по осыпям правого борта ручья. Фото 2014 г. [2].

Северо-восточный склон перевала снежно-ледовый, крутой. Первые три веревки особенно круты (50°, в верхней части, возможно и более), затем склон постепенно выполаживается. Всего на спуск провесили 6 перильных верёвок. Прямо под седловиной снег на склоне был очень глубок, и было трудно организовать ледобурную страховку. Лёд для первой веревки смогли найти лишь на седловине перевала, далеко от перегиба, см фото 10. Для крепления 2-й верёвки отрыли лопатой очень глубокую яму, наверно метр глубиной. Затем появилась возможность уйти правее, где снег на склоне был частично сорван когда-то обрушившимся карнизом. Здесь проблем с закруткой ледобуров не было. Так и спускались по стыку сильно заснеженной полосы и полосы относительно свободной от снега. В конце 6-й веревки ушли влево и по снегу спустились на пологий ледник, см. фото 11.

Ф.10. На пер. Зап. Туюксу. Слева от группы из ямы с ледобуром исходит первая спусковая верёвка.

Ф.11. Северо-восточный склон перевала Западный Туюксу.

Ф.12. На спуске с перевала Западный Туюксу около огромной ямы в конце первой перильной верёвки.

Ф.13. Спуск с перевала Западный Туюксу. Прохождение 2-й верёвки перил.

Спустившись на пологий ледник, мы пересекли его к левому борту и пообедали около небольшого ручейка, см. фото 14. Затем мы пересекли морены ниже ледника и спустились к руслу главного ручья в этом ущелье. На повороте ущелья с восточного на северное направление ручей уходит в круто ниспадающий каньон. Здесь мы отклонились от русла и поднялись на морены справа, см. фото 15, по которым нам удалось обойти этот крутой участок.

Ф.14. Северо-восточный склон перевала Западный Туюксу. Фото 2014 г. [2].

Ф.15. Вид с морены правого борта долины на перевал Западный Туюксу.

На последнем километре пути мы снова отклонились от ручья и начали траверсировать правый берег ручья по еле заметным ячьим тропам, примерно в 100 метрах над его руслом. Ложе ручья здесь очень узкое, зажатое между крутыми склонами, идти по дну неудобно. Этот траверс закончился выходом на террасу левого берега реки Туюксу, где около мощного родника мы встали лагерем на ночлег, см. фото 16.

Ф.16. Вид на террасу левого берега реки Туюксу. Красным отмечен путь спуска на террасу из ущелья перевала Западный Туюксу. Фото 2014 г. [2].