2.4. Перевал Архар (4780, 2А) расположен в северном отроге Заалайского хребта, который служит водоразделом между бассейном ледника Пограничников (и вытекающей из него реки) и бассейном реки Кызыларт. Перевал находится севернее пика Архар (5298), ориентирован с запада на восток и соединяет ледник Бардоба 130 на западе с ледником127 на востоке [1]. Координаты перевала: 39° 28.580'N 73° 19.770'E 4780 H.

Река, стекающая с ледника Бардоба, перед погранзаставой уходит в глубокий и крутониспадающий каньон, обход этого каньона проходит через плато восточнее вершин 3762 и 3877, см. фото 27.

Ф.27. Плато к востоку от вершин 3762 и 3877. Фото 2018 г. [5].

От точки 39° 31.170'N 73° 16.190'E 3455 H на Памирском тракте на восток поднимается сухое русло ручья. По этому руслу начинается подъём на плато с обходом вершины 3762 с севера. Тропа на юго-восточном краю плато переходит на террасу правого берега реки и в точке 39° 29.285'N 73° 17.280'E 3915 H спускается на дно долины (уже выше каньона). Далее мы шли по каменистым берегам реки, иногда перебираясь по камням с одного берега на другой, до точки 39° 29.040'N 73° 17.655'E 4080 Н, где в речку слева (по ходу справа) впадает ручей. По этому ручью мы поднялись на ледник Бардоба, см. фото 28, прошли по леднику две-три сотни метров и поднялись на высокую и красную его правую морену. По этой морене мы шли до тех пор, пока справа по ходу оне не стала пологой и с незначительным спуском к леднику, см. фото 29. Здесь мы перебрались на соседнюю (по ходу справа) серую срединную морену ледника. На этой морене в точке 39° 28.825'N 73° 18.695'E 4360 H встали на ночлег.

Ф.28. Путь на ледник Бардоба, вид с гребня его правой морены. Фото 2018 г. [5].

Ф.29. Переход с красной (правой) морены ледника Бардоба на серую срединную морену.

Ф.30. Лагерь 4360 на леднике Бардоба.

Выше лагеря на леднике имеется ледопад, который проходится вблизи правого борта ледника, см. фото 31 и 32. Выше ледопада по пологому леднику мы подошли к подножию западного склона пер. Архар (4780, 2А), см. фото 33.

Ф.31. Путь обхода ледопада на леднике Бардоба.

Ф.32. Проход между трещинами вблизи правого борта ледника Бардоба.

Ф.33. Западный склон пер. Архар (4780, 2А).

Теоретически, на перевал можно подняться по осыпи, но она очень крута и очень подвижна. Эргономичнее и безопаснее идти по снежно-ледовому склону правее (по ходу) осыпи на расстоянии от неё в 15-20 м, которое позволяет избежать травм от самопроизвольно сорвавшихся с осыпи камней.

Насколько можно, мы поднялись в связках одновременно, а затем провесили до перевала 4 верёвки перил. До льда удалось докопаться лишь один раз. Досок не обнаружили, однако снега на склоне было очень много, и во второй половине дня, скорее всего, склон лавиноопасен.

На седловине перевала Архар мы окончательно решили не идти перевал Кичкесу (2Б) с подъёмом по его очень протяженному снежному северному склону. Поэтому мы не пошли на пер. Ложный Архар, но просто спустились по леднику к реке, чтобы обойти перевал Кичкесу и по предгорьям Алайской долины подойти к перевалу Карасу (2А).

Несложный спуск с северной части седловины пер. Архар, см. фото 35, приводит на пологий ледник № 127. Все ледопады этого ледника обошли вдоль его левого борта, см. фото 36. Затем мы пересекли ледник вправо до срединной морены и в точке 39° 29.501'N 73° 20.994'E 4230 H встали лагерем на ночлег.

Ф.34. Группа на пер. Архар (4780, 2А).

Ф.35. Восточный склон пер. Архар.

Ф.36. Обход ледопадов ледника № 127 вдоль его левого борта. Фото 2018 г. [5].

Ночью шел снегопад, всего выпало около 13 см. снега, см. фото 37. Спускаясь по срединной морене, мы достигли моренных отложений ниже языка ледника и по ним спустились на дно долины, см. фото 38. После брода на правый берег мы поднялись на высокий моренный вал (возможно под камнями там есть даже лёд), чтобы обойти каньон, который зажат между этим валом и крутым склоном левого берега. За валом мы вышли на пологие травянистые террасы правого берега реки.

Дальнейший путь по предгорьям Алайской долины к пер. Карасу (2А) описан (в обратном направлении) в отчете [5] .

Ф.37. Утро в лагере 4230.

Ф.38. Спуск по моренам ледника № 127 до дна долины. Фото 2018 г. [5].