Оглавление

Вперёд

ВВЕДЕНИЕ

Ф.0.1. Конгур с юго-востока

Идея похода. Поход проходил в районе Кашгарских гор (Китайский Памир). Это был третьим походом ТК МАИ в тех местах, см [19-21 и 30-31]. Район этот очень интересный и мало изученный. По походам прошлых лет может сложиться впечатление, что район, в основном, высотный, и в нём трудно построить маршрут со сложными техническими препятствиями. Конечно, это не так. Просто первые походы, по определению, не могут быть чрезмерно технически сложными: - во-первых, технические перевалы трудно готовить по карте без описаний и фотографий и, во-вторых, в новом районе мы всегда стремились пройти самые простые перевалы, поскольку ценность первопрохождения тем выше, чем проще перевал. Поясню эту мысль подробнее. Найти и пройти новый перевал 3Б к.с. через водораздел ГКХ на Центральном Кавказе значительно проще, чем перевал 2А к.с. Последний был бы просто сенсацией и свидетельствовал бы о доскональном знании района и нетривиальном мышлении руководителя.

Мы надеемся, что демонстрация технического потенциала района вполне удалась. Пройденный нами перевал через вершину пика 5975 (3Б*) не просто сложен. Он является самым простым и безопасным проходом между двумя крупнейшими ледниками Кашгарских гор - ледником Чимген (южная и восточная стены Конгура) и Караяйляк (северная стена).

Основная идея похода - пройти от юго-восточной границы Памира (р.Ташкурган) до Каракорумского шоссе к северу от Конгура по долинам и перевалам Восточной Кашгарии. Этот план давал возможность побывать в "таджикском" анклаве и познакомиться с сарыкольцами - народом иранской группы, близким к памирцам Таджикистана, ознакомиться с природой юго-восточных окраин Памира, осмотреть перевалы восточных отрогов хребта Конгурмузтаг, осмотреть юго-восточный и северо-восточный гребни Конгура, а также его восточную и северную стены, осмотреть остроконечные пики Агалистана.

Ф.0.2. Три возраста

Все перевалы к востоку от Конгура в хребте Агалистан имеют принципиальное значение и очень интересны в техническом плане. Переход с ледника Чимген сразу на ледник Караяйляк через вершину пика 5975 должен был стать технической изюминкой маршрута. "Высотным дополнением" по плану служил траверс пика Аклангам с севера на юг с последующим выходом в долину озера Каракуль. Юго-западное ребро Аклангама было хорошо известно по походу 2002г., см. [30 и 31]. Оставалось только "напрячься" с северной стороны.

Общественно-полезная работа. Планируя и реализуя этот поход, мы осознавали, что делаем большое и полезное дело. Во-первых, это разведка - сбор уникальной информации о новом районе, которая будет обязательно востребована как туристами, так и альпинистами. А, во-вторых, это съёмка материала для фильма, в котором мы надеемся отразить красоту горной природы и продемонстрировать широкому зрителю замечательные стороны любимого нами спорта (точнее, вида жизнедеятельности).

Ф.0.3. В летовке Чичиклык

Особенности. Главной особенностью этого похода, как, впрочем, и прежних наших походов в Кашгарских горах (сюда же следует отнести и поход команды А.Джулия по Китайскому Тянь-Шаню) является планирование и преодоление новых перевалов при наличии большой неопределённости. На весь поход мы обладали лишь очень далёкой фотографией южного цирка перевала Тересаздаван, см. ф. 6.3.2 из Приложения 6.2, хорошей фотографией северо-восточного склона перевала Тересаздаван, см. ф. 6.3.1, плохой фотографией северного (спускового) ребра пика 5975, снятой командой Бонингтона [8] с вершины Караташ, см. ф. 6.3.9. При этом интересующая нас западная сторона ребра (стена) оставалась в тени и по фотографии не читалась. Часть этой западной стены проглядывалась на очень нерезкой видео-съёмке команды Юрия Хохлова из их базового лагеря под северным ребром Конгура (2002г.), см. ф. 6.3.12. Мы обладали также некачественными слайдами Дэна Во [17] верхней части гребня пика 5975, см. ф.6.3.6-6.3.8. Фотографий на подъём с южной стороны мы не имели вовсе, если не считать очень далёких и неполных снимков ф.6.3.3-6.3.5, по которым можно заключить лишь о факте наличия южного ребра у вершины 5435. Фотографий по северо-восточному ребру Аклангама мы также не имели, за исключением тёмного вечернего и очень далёкого снимка Бонингтона с вершины Конгур, см. ф.6.3.13 и фотографии самой верхней предвершинной части ребра, снятой с "неинтересной" северной стороны (для нас интересна восточная сторона, откуда мы планировали подняться), см. ф.6.3.14.

Ещё одна особенность. Команда собиралась в поход исключительно по Интернету. Участники собралась вместе лишь у стойки регистрации в аэропорте Шереметьево-2. Но это не тот случай, когда идут в поход, познакомившись по Интернету. В нашей команде все участники были связаны неоднократными совместными походами.

Отклонения от плана. К сожалению, не всё запланированное удалось выполнить. Имеются как отклонения от основной нитки маршрута (все в рамках заявленных запасных вариантов), так и недоделки.

Ф.0.4. К северу от Бешкёльдавана

Отклонение 1. Обход перевала Мерке (1А-1Б) через перевал Бешкёльдаван (1Б), см. запасной вариант 4 в пункте 5.1 Приложения 6.4. Мотивировка. Второй день похода оказался неожиданно очень тяжёлым: - весь день без воды, спешка за караваном (необходимо было отпустить караван до обеда), прохождение перевала 4515 вместо ожидаемого плавного подъёма вдоль реки Чичиклык. Третий день по плану очень тяжёл - мы перевалили через перевал Янгидаван (4830) с ресурсом на 21 день! После пары таких дней мы выбрали более энергосберегающий (щадящий) вариант развития маршрута.

Отклонение 2. Замена перевала Южный Чат (1Б) перевалом Тересаздаван (2Б), см. запасной вариант 7 в пункте 5.1 Приложения 6.4. Мотивировка. Этот вариант прописывался в заявочной книжке как приложение к отклонению 1. После отдыха на Кенгшиберсу (3800) мы вполне могли идти на технический перевал.

Отклонение 3. Обход перевалов в восточных отрогах хребта Конгурмузтаг по долинам Тересазсу и Чимгенсу, см. вариант 2 в пункте 6 Приложения 6.4 "Разрешается обход любого перевала или серии из нескольких перевалов по долинам". Мотивировка. Отставание от графика по причине плохой погоды и по другим причинам, см. раздел 3.7 этого отчёта.

Недоделка 1. Единственная и очень огорчительная. Мы не смогли перелезть через пик Аклангам. 26.08, когда мы подходили к северо-восточному гребню пика Аклангам, в горы пришёл затяжной циклон (прогнавший команду Валерия Шамало с Конгура [34]). 27.08 мы мужественно в тумане и под снегопадом ломились вверх и поднялись-таки на северо-восточный гребень Аклангама. Во время "циклонной дыры" 28.08 (была хорошая погода) мы поднялись на 5700, весь день тяжело тропили по свежевыпавшему снегу. Наконец, 29.08 погода совсем испортилась. Мы отсиживались в разломе на 5700 и ещё надеялись увидеть утром 30.08 ясное небо. Это была последняя возможность выйти на вершину. Но вместо голубого неба мы увидели всё ту же непогоду и начали спуск. Погода улучшилась только 01.09. Однако на утро 03.09 у четырёх членов нашей команды были авиабилеты в Москву.

Ф.0.5. Конгуртюбе (7595) с северо-запада

Проход перевала Западный Караташ (3А) вместо траверса пика Караташ (~3А), см. вариант 6 пункта 5.2 Приложения 6.4, мы отклонением не считаем, но считаем более простой и безопасной реализацией этого запасного варианта. Траверс Караташа планировался по карте, а идея перевала Западный Караташ возникла, когда мы всё это увидели своими глазами и оценили. Или то или другое, но только не основной вариант со спуском по юго-восточной ветви ледника Караяйляк! Такой спуск очень опасен лавинами со стены Конгура. Подробнее об этом в разделе 3.9.

Дополнительные меры по обеспечению безопасности. Безопасность в походе обеспечивается применением в комплексе всех средств, начиная с подбора снаряжения и заканчивая правильным выбором места для установки лагеря. Мы остановимся лишь на некоторых не совсем традиционных аспектах.

Адаптивное планирование маршрута. Идеология адаптивного планирования базируется на отказе от "упёртости" в прохождении нитки маршрута. В любой точке допускается перепланирование, призванное учесть состояние группы, состояние локальных препятствий, ресурсы времени, питания и снаряжения. В идеале, команда идёт по долинам, когда плохая погода, или кто-то болеет, и преодолевает перевалы, когда отличная погода, и все участники в отличной физической форме. Реализация адаптивного планирования требует предварительной проработки большого количества запасных вариантов, а так же быстрого принятия стратегических решений в процессе проведения похода. Успех в последнем зависит и от доверия участников к руководителю. Результатами адаптивного подхода были, в частности, замена варианта с перевалом Мерке более эргономичным вариантом с перевалом Бешкёльдаван (реакция на состояние группы), а также обход ряда перевалов в верховьях Тересазсу по долинам рек Тересаз и Чимген (реакция на состояние погоды). Во втором случае группа избежала опасного длительного хождения по заснеженным осыпям, а в пасмурную или дождливую погоду "намотала километры" в долине реки Чимгенсу. Как только непогода закончилась, команда тут же выступила на траверс пика 5975.

Контроль за объёмом нагрузок. Для профилактики несчастных случаев в походе осуществлялся постоянный контроль объёма дневных нагрузок. Если нагрузка была вынужденно большой, то на следующий день или в ближайшие 2-3 дня группа получала возможность восстановиться. Так, например, после тяжёлого перехода на 4-й день похода через перевал Бешкёльдаван (4945,1Б), группа расслаблялась на 3800 в долине Кенгшиберсу (заметьте, 6-й день похода был не особенно продуктивным). Контроль за нагрузками вместе с адаптивным планированием создают инструмент управления усталостью в походе. Этот инструмент позволяет не только предупреждать несчастные случаи, но и концентрировать энергию для преодоления особенно сложных препятствий.

Инструментальный контроль за состоянием участников. Кроме наблюдений за состоянием участников нами регулярно применялся инструментальный контроль. Так, в течение всего похода на каждом из этапов акклиматизации проводились измерения пульса участников вечером перед сном и утром сразу после сна.

Ф.0.6. На связи

Радиосвязь и мониторинг группы со стороны МКК. Благодаря успешному продвижению в сознание туристов полезности радиосвязи, хождение с рациями принимает в Турклубе МАИ систематический характер. Радиосвязь была в весеннем и в летнем походах Олега Иваненкова (4 к.с. и 5 к.с., Ц.Кавказ). Радиосвязь успешно использовалась при эвакуации больного с маршрута Бориса Малахова (август, 5 к.с., С.Памир). В нашем походе была трубка спутниковой связи системы Глобалстар. Каждые 2-3 дня мы звонили зам. председателя МКК России А.Э.Ярошевскому и докладывали о состоянии группы и обстановке на маршруте. А.Э.Ярошевский привязывал наше положение к карте и знал обо всех решениях по выбору того или иного запасного варианта. Кроме того, мы осуществляли контрольные звонки нашему китайскому туроператору Джану Хонгу.

Селекция перевалов по критерию безопасности, приват безопасности над простотой любого участка маршрута. Очень важно сразу ограничиться в походе лишь безопасными перевалами, особенно, если эти перевалы приходится идти "вслепую" (без описаний и фотографий). При планировании перевалов в таком лавиноопасном районе, как Кашгарские горы, предпочтение отдаётся гребневым и ребровым вариантам пути. "Ни в одном походе до сих пор у меня не было такого изобилия гребневых и ребровых участков пути", - как-то признался О.Чхетиани. Траверс пика 5975 стал возможен благодаря снимкам его северного ребра, см. ф. Ф.0.7, и далёкому и смутному снимку южного ребра вершины 5435, см. ф.0.8. Не смотря на свою сложность, этот траверс предпочтительнее более простого и опасного стенного перевала к востоку от пика 5630 и уж конечно безопаснее седла Восточный Конгур, см. ф.0.9.

Ф.0.7. Северное ребро пика 5975, фото команды Бонингтона

Ф.0.8. Профиль верхней части ю. ребра в.5435

Ф.0.9. Седло В.Конгур (слева) и пик 5975

Тема о безопасности бесконечна. По сути, в ней реализуется весь опыт участников и руководителя. В заключение хочу подчеркнуть о полезности выделения главных факторов опасности в привязке к конкретной категории сложности похода и к району его проведения, как это было сделано для кавказских единичек и двоек в статье [36] .

В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода - 45 минут. Для исчисления времени суток используется Горно-Бадахшанское время, которое отличается от Московского на 3 часа. Такое исчисление весьма удобно: в 7 часов рассвет, а в 21 час закат. Длина дневных переходов измеряется в километрах по карте и в горизонтальной проекции. Длина веревки считается равной 50-ти метрам.

Мы благодарны судьбе за красивый и сложный маршрут без травм, обморожений, эксцессов, типа падения камней, и т.п.

ВЫВОДЫ

1. Сборы по Интернету в сложный горный поход вполне возможен, если все участники связаны друг с другом и с руководителем совместными походами. Правда, такие сборы дополнительно нагружают руководителя и его заместителя.
  2. Авиа-перелёт Москва - Урумчи - Кашгар - Урумчи - Москва по транзитному билету Синцзяньских авиалиний является очень удобным и по стоимости и по длительности вариантом заезда в район Кашгарских гор.
  3. Акклиматизация с преодолением перевала 4515 на второй день похода и перевала 4830 на третий день вполне возможна для групп с большим высотным опытом участников. Столь резкий план не рекомендуется для групп с малым высотным опытом.
  4. В Кашгарских горах южнее Игебельсу богатые возможности для планирования походов 1-3 к.с., а севернее Игебельсу - для походов 2-6 к.с. В горах Агалистана (к востоку от Конгура) лишь западнее вершины Шивактэ встречаются перевалы проще, чем 3А.
  5. Самым простым и безопасным проходом между двумя крупнейшими ледниками Кашгарских гор Чимген и Караяйляк является пройденный командой перевал через вершину 5975 (3Б*).
  6. На участке хребта Конгурмузтаг между вершинами Конгур и Аклангам только два прохода претендуют на роль перевалов и приемлемы для горных походов. Это траверс пика Аклангам с северо-восточного на юго-западный гребни (6995,3Б) и траверс вершины Караяйляк (7245,3Б*). Подразумевается, что подъём (спуск) на седло с востока от Караяйляка осуществляется по северному склону, а спуск (подъём) с седла западнее этой вершины - по южному склону.
  7. Кроме "японского" маршрута на Конгур по северному ребру [7] актуален иной северный маршрут на эту вершину, а именно, по соседнему с запада ребру на плато 6200 и с него по склону-кулуару налево на предвершинную ледовую шапку Конгура. Этот маршрут был предложен в качестве варианта команде Юрия Хохлова ещё в Москве до их отъезда на Конгур в 2002г. Однако он не был реализован по причине отсутствия информативных фотографий того самого склона-кулуара. Как выяснилось, уже осенью 2003г. Команда Валерия Шамало [34] прошла рядом со склоном-кулуаром, но не воспользовалась им. Следовательно, маршрут до сих пор не распечатан и "боем не разведан". Нам же удалось снять с северного гребня пика Аклангам отличное фото, доказывающее актуальность предлагаемого нами пути.
  8. Визуально самым простым маршрутом на Конгур остаётся никем не пройденный маршрут по юго-восточному гребню. Выход на седловину этого гребня (5400) предпочтительнее с юго-запада, чем с северо-востока. Северо-восточный склон этой седловины очень крут и осложнён ледосбросами, к тому же под этим склоном тяжёлый для прохождения ледопад.
  9. Северо-восточный гребень Конгура имеет очень острый и осложнённый карнизами участок. Маршрут по этому гребню представляется сложнее и опаснее северного или юго-восточного.
  10. Восточная стена Конгура очень крута и опасна. Каких либо приемлемых по безопасности вариантов подъёма по этой стене мы не обнаружили (наша экспедиция - первая, которая осмотрела и сфотографировала эту стену).
  11. Северная ветвь ледника Чимген легко проходима по карманам и левого и правого борта (мы были первой экспедицией, посетившей этот ледник).
  12. Левая ветвь ледника Караяйляк легко проходима по карману левого борта. Подходы к северо-восточному гребню пика Аклангам вдоль этой ветви весьма просты (мы были первой экспедицией на левой ветви ледника Караяйляк).
  13. Северная стена вершины Конгур-тюбе (7595) (обращённая к левой ветви ледника Караяйляк) грандиозна и очень сложна (наша экспедиция - первая, которая осмотрела и сфотографировала эту стену).
  14. Район ледника Чимген - это "альпинистский рай". Многочисленные высотные маршруты на пики Кызылсель (6525), Коксель (6718), маршруты на Конгур по южному, юго-восточному и северо-восточному ребрам дополняются великим множеством комбинированных технических маршрутов на острые пики Агалистана.
  15. Перевал Тересаздаван своими бесконечными осыпями слишком трудоёмок для перехода с альпинистским экспедиционным грузом от озера Каракуль до ледника Чимген. По-видимому, то же самое можно сказать и о перевале 5400 в верховьях ледника Кенгшибер. Единственным вариантом короткого захода с озера Каракуль остаётся перевал Южный Чат [19-21].
  16. В Кашгарских горах непогода не редкость. Необходимо готовиться к неоднократным 2-х или 3-х дневным интервалам плохой погоды.
  17. В Кашгарских горах весьма лавиноопасно. Предпочтительнее те перевалы выше 5200, которые проходятся по рёбрам и гребням (центрально-тянь-шаньская специфика).
  18. Пройден красивый технически насыщенный маршрут по малоизученному району, который очень понравился всем участникам команды.