Аладаглары,
Посвящение в Альпиниста

Каранфиль 3095

"Я всегда спрашивал себя, зачем это нужно, а теперь я знаю ответ:
с вершины горы лучше видно, как незначительно все, что внизу.
Наши победы и наши печали уже не так важны.
То, чего мы добились или потеряли, лежит там, внизу.
С высоты горы ты видишь, как необъятен мир и как широки горизонты..."

Пабло Коэлью

Благодарности

Алексею, Николаю и Анатолию за нашу транспортировку.
Турку-водителю, безвозмездно отвезшему нас в город.
Голландцам-птицеловам - Эмилю и Луизе за апельсин, банку молока и батон хлеба.
Андрею Лебедеву за внимание, поддержку и наставления.
Компании "Святой Источник" за предоставленную мобильную связь.

Команда

Лала

Лала - административный директор.
   •   Поход - впервые.
   •   Рюкзак на плечах - впервые.
   •   Ночевка в палатке - впервые.

Лариса

Лариса - парикмахер и фотомодель.
   •   Турция - впервые.
   •   Горный поход - впервые.
   •   Врач - впервые.

Семен

Семен - руководитель IT отдела.
   •   Заграница - впервые.
   •   Горный поход - впервые.
   •   Завхоз - впервые.

Шура

Шура - руководитель похода.
   •   Руководитель - впервые.
   •   Подготовка маршрута и снаряжения - впервые.
   •   Фотограф - впервые.

Репортаж

29.04 - 9:30 - Москва. Лала, Лариса, Семен и Я - Шура в сборе, еverything is sorted, рюкзаки готовы. Вес рюкзака у девушек около 20 килограмм. У нас с Семеном под 30. Шереметьево IIПриехала машина отвезти нас в Шереметьево. Водитель - Алексей работает вместе с Лалой и Семеном в компании "Святой Источник". Нас провожают Нельсон - Англичанин, пропутешествующий по Азии 12 лет, и Кирилл - байкер из Москвы.
       Летим на потрепанном Ил-86. Щас будут кормить! Семен и Лала познакомились с Алексеем. Он угостил нас Текилой. С друзьями Алексей придумывает всякие забавы. Один раз, покурив травы, стали играть в банки. Есть такая известная детская игра. Надо кидать палку в банку. За сбитие дают звания по карточной классификации: 6-ка, 7-ка, 8-ка, 9-ка, 10-ка, Валет, Дама, Король и Туз. Еще есть водящий. Он не кидает палку, его обязанность защищать банку. После броска палку надо вынести обратно. Водящий препятствует этому, может осалить, тогда сам станешь водящим.
       Бурно аплодируя, приземлились в аэропорту Анталии. У Семена это первый выезд за рубеж. Таксисты накинулись на нас, как стервятники. Все кричат, машут руками. Разрывают нас на маленькие кусочки. Эмоции, эмоции, эмоции... Нам понравилась большая машина, туда мы все влезем и рюкзакам место найдется, турки же тянут нас к легковушкам. А ведь так, нам понадобится две машины, значит, будет в два раза дороже, да и разбиваться не хочется. Надоели, мочи нет, идем в тенек дерева, скинуть рюкзаки, спокойно обдумать дальнейшие действия. Удивительно подействовал сей маневр - турки сразу согласились посадить нас в понравившуюся машину. По дороге заправились бензином - 8 литров. Водитель долго не понимал, зачем я энергично трясу пластиковой бутылкой. Помог русско-турецко словарик, любезно им предоставленный. По-турецки бензин значит benzin. Вот так, век живи, век учись.
Анталия       На автовокзале купили билет на автобус до Аданы на 7 часов вечера за 15 миллионов турецких лир. Это около 10 долларов. Сдали сумку в камеру хранения, поели мясной снеди. Гуляем по Анталии. Тепло, хорошо, солнышко, делаем фотки, эротика...
       Лала (из дневника) -
       "Анталия приятно удивила хорошей и весенней погодой, цветут маки и все растения в расцвете, объелась, как слон и все равно ем. Что там за горизонтом? Приятно не знать чего-то..."
       В автобусе едет турок - проводник. Он брызгает нам на руки одеколон. Такой приятный обычай. Еще он угощает нас чаем и кофе. Также у него можно попросить питьевой воды. Еще нам показывают какой-то "смешной" турецкий фильм. Лала знает по-турецки, но не понимает, почему это должно быть смешно. Наверное, это специфический турецкий юмор понятный человеку, знающему местные особенности.
       Ногам жарко, снял кроссовки. Шутником оказался этой турок-проводник. Подошел ко мне, показал на мои носки пальцем и зажал нос руками. Я очень удивился, потому что тщательно и с мылом помыл ноги, а перед отъездом, кроме того, одел свежие носки и совсем новые кроссовки. Наверное, подумал я, у него развито болезненно-сильное обоняние, вот еще и одеколоном нас напичкал. Решил уважить, пришлось обуться. Гнусная природа его личности раскрылась позже, когда сильно захотелось спать. Сидя спать было тоскливо, и я пошел в корму автобуса. Там и разлегся в полный рост. И как только стал проваливаться в приятную дрему, возник этот самый двуличный и лицемерный тип. Знаками переманил меня на другое неудобное место. Затем расстелил постельку на моем пригретом местечке. Тоскливо смотрел, в голове рушилось представление - гостеприимной и отзывчивой нации. Лишь последний кусочек надежды трепетал в моем сердце - ведь он стелит постельку для меня. И... этот самовлюбленный тип, черствый эгоист, хам и свинья - опозорил лицо нации.
       Ночью Лариса сильно замерзла. Лишь титанические усилия Семен Семеныча вернули к жизни прекрасную и добрую девушку.
       30.04 - 5:30 - Адана. Холодно, хочется спать, нас выгрузили перед воротами вокзала. Дотащились туда. Автобус обещают в 9 часов. Будем отдыхать. Лариса легла спать на скамейку. Семен заботливо предложил ей коврик, я укрыл ее спальником. Идиллия...
       В близлежащем кафе Лала и Семен заказали еды. Через некоторое время нам на скамейку принесли куриный шашлык с лавашом и овощным салатом. Вкуснятина! Заказали еще. Захотелось пить, Семен предложил попробовать соку. Тут его продают большими канистрами, можно также купить вразлив. По вкусу этот сок похож на рассол. Позднее, в горах, до нас дошел сокровенный смысл этого напитка. Климат тут жаркий, с потом уходит вся соль, а вода берется из горных речек. Вода там без солей, дистиллированная (талый снег). Вот турки и пьют эту шнягу.
       Голосистый турок расхаживает с ведром, угощает чаем, как приятно. Оказалось за деньги. Хочет слишком много. Он нас еще и обманул, не додал сдачи. Эмоции, эмоции, эмоции...
       Приехал наш автобусик, два рюкзака убрали в багажник, два из них взгромоздили на крышу. Поехали. От утомительного подъема и жары в моторе закипело масло. Пришлось остановиться, обещают скоро починить или прислать новый автобус. Сидим на обочине, Лале подарили душистую веточку. По вкусу что-то еловое, наверное это пихта. Едем дальше. Вдали показались горы, кое-где на них лежит снег. Нам туда! Прошу остановиться рядом с горой Каранфиль (3095) - начало нашего маршрута.

***

Высадка       На месте высадки от жары потек асфальт. Лариса сильно перепачкалась. Решили оттирать бензином на первой стоянке. Нахлобучили друг на друга рюкзаки. Идем, качаемся...
       По дороге нагнали турецкую бабулю в шаловарах. Я радушно поздоровался с ней: "Salam Maleykum". Встали в живописном безлюдном местечке, на краю яблоневого сада. Надо достать ботинки, ледоруб, собрать и настроить рюкзак. У Лалы неудобные лямки. Сейчас Лала попробует пойти так. Дальше поглядим, можно попробовать их перешить. Ребята собираются, а мне надо наполнить наши фляжки водой.
Привал       Лариса (из дневника) -
       "Пошли. У нас первый привал. Сложновато. Красиво. Если бы идти без рюкзака, было бы отлично. Еще две ходки и будем раскладываться на ночлег. Турция хорошая страна и люди приятные".
       Семен (из дневника) -
       "14:34 по местному. Тяжело. Прошли первые 3 холма и отрог. Погода супер. Полагаю, дальше будет легче. Сегодня первый день и идет акклиматизация. Туземцы очень доброжелательны и общительны, но к сожалению мы по-турецки шипко не говорим. Привал это хорошо!"
       За день сделали три ходки. Для первого дня более чем нормально. Ходка это 45 минут идти и 15 минут отдыхать. Вообще планируем ходить по 8 ходок в день. Получается 8 часов - нормальный рабочий день. Поставили палатку. Отмерили и отрезали два куска целофана - внутрь и для тента. Целофан оказался слишком тонким, рвется. Будем с ним осторожны. Примус еле работает, решил почистить. Примус рассчитан на газ. Балоны с газом не разрешают брать в самолет, поэтому используем бензин. Засоряется он от копати. Если правильно прогревать его сухим горючим, копати не будет. Кастрюля и чайник совсем новые (в заводском масле). Для начала прокалили их с небольшим количеством воды. Воду здесь найти не удалось, использовали запасы из фляжек. Расход бензина за ужин очень уж большой - почти 1 литр. Это примус долго капризьнячил. Будем экономить бензин, решили обеды соединить с ужинами. Сегодня будет вермишелевый суп с рожками. Поели, выпили чайку с халвой. Мир да благодать. Завтро тяжелый день.
Вечер в горах       Перед сном уже по темноте пошли за водой. Темнеет тут в 20 часов (по Москве). Московское время лучше подходит для похода. Семен взял фонарик, и мы ринулись вниз, к источнику. По дороге я три раза растянулся, разбрасывая вокруг себя миски и ложки. Очень неудобно идти в кроссовках. Потом выяснилось, что я потерял ложку (на утро удалось ее найти, места падения были хорошо видны). На обратном пути опять упал и содрал с ладони большой кусок кожи. Семен пострадал от колючки - ежа. Очень неприятное растение, оставляет свои иголки в коже. В палатке мы были проаперированы и перебинтованы.

***

7 (по Москве) - 1.05. Будильник сработал на полтора часа позже. Собирались 3 часа. Это много. Нужно за час укладываться. У Семена мобила с бесплатной карточкой (дали на работе). Сделал звонок в Москву: "Группа под руководством Зажигина вышла на маршрут в полном составе. PS воды в этот год мало". Наш поход страхуется, обычно шлют телеграммы, но это Турция - необычный случай. Да и правила пора переписывать - телеграммы безнадежно устарели, мобила "пришла на смену крестьянской лошадке". Полезли вверх по каменному каньону. После штурмаКрутой подъем, карабкались на четвереньках. Пришлось превозмогать свои возможности. Вверху привал, радостные лица Лалочки и Ларисы, говорят сами за себя. Смогли. Сделали. Прошли. А ведь они, хрупкие девушки и за плечами у них 20 кило.
       Дальше каньен раздваивается, мы идем по левому рукаву. Опять испытание - надо залезть вверх по земляному склону. Здесь нет устойчивой опоры, нога соскальзывает, земля осыпается. ТраверсНадо стараться ставить пятку на камень, тогда получится подъем по каменной лесенке. Дальше идем траверсом по 35° каменному склону. Путь преграждает 500 метровый лавинный вынос. Дальше не понятно куда идти. Залез на 500 метровый каменный отрог. Да... нам его не потянуть. Решение - идем вниз! Жалко терять высоту, таким трудом она нам далась. :( Вниз по лавинному выносуСпускаться будем по лавинному выносу. На заду тут съезжать опасно, может вынести на камни. Поэтому "побежим вниз". Скользишь вниз на подошвах ботинок, как на коньках. Вес тут переносится на скользящую ногу. Семен в восторге. Лариса быстро освоилась, ей нравится. :) Радостные и сильно уставшие, с мокрыми хлюпающими ботинками подходим к взлету на наш первый перевал.
Закат       Силы скоро нас оставят, пора искать стоянку. Воды найти не удалось, поэтому будем топить снег. Семен любит живую воду, снег его немного пугает. Это понятно - ;). Лагерь поставили в тени толстой зеленой пихты. Сегодня был сложный день, много переживаний, московский энтузиазм сильно помогал, правдо теперь от него ничего не осталось. Заснуть нам удалось только под утро, это горняшка, это нормально, идет акклиматизация. Весь день у меня сильно заложены уши, ничего не слышу, ребятам приходится кричать. По началу это их выводило из себя, теперь, кажется, привыкают. Кричат: "Шура!!!". В ответ: "Чего? Чего, чего?" Эмоции, эмоции, эмоции...

***

7 - 2.05. Будильник опять сработал на полтора часа позже. Понятно - он сломан. У Лалы наручные часы с будильником, дальше попробуем вставать по ним. За две ходки поднялись на зеленый луг. Среди раскинутых деревянных корыт нашли источник. Почти святой, с ледяной, кристально чистой водицей. Такой подарок! нашим жаждущим организмам. Дальше шли по дороге, пастухи по ней гоняют овец на отдаленные луга. Первый перевал взятДорога пошла налево, а мы стали карабкаться вверх на наш первый перевал. Приз за восхождение - шоколадка. Две ходки и мы наверху. Высота 2250. За три дня набрали 1250. Это мы поднялись на 400 этажный небоскреб. Плюс 150 этажей прошли вверх-вниз. Сидим, наслаждаемся солнышком, поедаем сникерсы.
Ручей       Внизу перешли горный ручей. Да! мы вступили в долину ручьев. Воды теперь будет навалом. Наверху встретили 2 пастухов. Дали понюхать букетик желтых цветочков, с приятным, нежным запахом. Почему-то мне подумалось, что они их заварят в чай. Выяснить это не удалось. При слове чай, нас стали приглашать в гости. Но это нам не по пути. Пастухи пообещали впереди много воды. Спасибо вам - дети гор, Аллах с вами! Вот и поилка, заправились водичкой. Из разговоров: "Бога не существует. Бог это состояние, внутреннее переживание - бесконечно благодатное, счастливое и глубокое. Через несколько дней будем Его переживать..."
Вид из палатки       Лагерь поставили рядом с водопадом, шум воды будет петь нам колыбельную. Наконец пригодилась лопата, надо было вывести всех ежей. Неприятные созданья, корень толстый и сухой. Лалочка приготовила вкусную похлебку. Объелись до колик, потом пили спирт и кричали "жахнем". Легли спать, бессонница.
       Симптомы горняшки: бессонница, раздражительность, учащенное сердцебиение (особенно при восхождении), повышенное давление, закладывает уши, болит голова, есть не хочется, температура, вялость, знобит.
       У нас горняшка...

***

5:45 - 3.05. Собирались 2 с половиной часа, у нас прогресс. Быт наладился, и мы вышли на хороший походный режим. Снежный наносИдем по дороге, иногда переходим снежные наносы. Первому надо делать устойчивые ступени (под ногами снег, а внизу острые камни).
       Диалог:
Эротика       Лариса - "Саш! Давай тебе кличку дадим - Гулливер".
       Шура - "Нет, мне такая кличка не нравится. Кличка должна дополнять человека, а не преувеличивать недостатки".
       Лариса - "У тебя есть недостатки?".
       Шура - "Нет. Мой рост выше среднестатистического".
       Шура - "Имена дают, для усиления некоторых нужных человеку качеств. Носителю имя дает силу. Например, индеец получает имя, совершив подвиг. В честь этого подвига его и называют. Скажем,

Был мальчик робок и труслив.
И замкнут был и нелюдим.
Но вот захваченный охотой,
Вдруг рвет он своего коня.

И первым он уже несется,
И смело он пуляет стрелы,
И ветер свищет в волосах.

А соплеменники за ним,
Восторженны таким проворством,
Ликуют и хулят его.
Куда чудак, ты вдруг помчался,
Спугнул большого ты быка, балбес.

А он счастливый, очи светлы,
Он нашел себя.
И племя радуясь такому обретенью,
Решает имя дать, и посему,
От ныне, звать тебя мы будем -
Ветер в волосах".

Лариса (из дневника) -
       "Тренируемся в "принятии" и терпимости. Привыкаем к новой жизни. Мало кушаем, много тратим энергии. Состояние отличное! Меняется отношение к себе и к жизни".
Семен радуется       Лала (из дневника) -
       "Сегодня целый день идем мимо речушек, они журчат и очень освежают. Семен радуется, когда их видит. А я думаю о том, что для меня важно здесь и что в городе одно и тоже, но в городе легко "подменить результат". И атрибуты цивилизации тщета и суета. Хотя иду и думаю о машине, мне очень хочется скоростную машину".
       Жарит солнце, много радиации, вялость и исступление, но надо идти. Если остановимся, тяжело будет подняться, а если и поднимемся, то все равно много не пройдем. Переходя овраг, Лариса упала на ежа. Иголки утыкали всю ее руку, ей больно.
Второй перевал взят       Последние 100 метров на перевал поднимались уже по снегу. Ура! Высота 2400 и это наш второй перевал. Едим шоколад. Смотрю по карте, за день прошли почти 5 километров, мы отстаем по запасному маршруту. А перед нами раскинул свои объятия перевал 3550 в долину реки Мур. Заманчиво. Это первопрохождение. На классификационной комиссии Лебедев запретил нам его идти. С этой стороны сложностей не видно, перевал полностью просматривается. Проблемы могут возникнуть на той стороне. А если там отвесная стена. Что будем делать?
       Вперед не успеваем, назад не хочется, а первопрохождение - авантюра. Перевал удобно идти следующим образом - сначало, левее по каменному гребню, потом траверсом в снежный каньон. Непонятен пока выход на каменный гребень, пойду погляжу. пер. ЛП-10 (1А, 3500)Подошел к подножию. На гряду можно вылезти! А тут ведь удобное место для стоянки. Ребята без особого энтузиазма, выслушали меня: "Мы его пройдем, вы его пройдете. Если не получится перемахнуть за день, вверху на каменной гряде просматривается удобное местечко для лагеря. Ну а если на той стороне стена, и не получится безопасно спуститься, вернемся назад". Лалочку смутил не душераздирающий взлет на перевал, ее смутило молчание экстримальщика Семена.
Завтра восхождение       Поставили лагерь, поели. Сидим в палатке, настраиваемся на завтрашний день. "Завтра утром будет холодно, страховочную систему надо одеть под теплую одежду. Понадобится она днем, когда мы будем на гряде, когда будет жарко. А одеть ее надо здесь, потому что там может не быть времени, места и сил. Внимание на каждый шаг, если сыпуха, продавливать ногу до ощущения устойчивости, получается ступень. Можно легко по ней постучать, станет еще прочнее. Только потом переносить вес. Лучше не смотреть вниз или вверх, может закружиться голова, тогда потеряешь равновесие. Когда на снегу и не идешь (по любой причине) сразу и глубоко втыкаешь ледоруб, втыкаешь его вертикально, это самостраховка. Все операции на снегу, делаешь после встатия на самостраховку. Будь то вылезание из пролома, снятие рюкзака, перекур, поправить одежду или страховочную систему. Когда идешь в связке, и кто-то полетел или кто-то кричит или веревка быстро натягивается или звук едущего тела - ледоруб в снег, глубоко! Приготовиться к рывку и устаять! Завтро очень, очень сложный день. Понадобятся все силы, внимание и собранность".
       Девушки придумали название - "ЛП-10". Недавно они проходили тренинг - Лидерскую Программу. Это тренинг успешности, там учатся ставить и достигать целей, а еще радоваться жизни. Устраивают всякие необычные встречи. Например, это сильно понравилось. Они, своей командой (ЛП-10), ходили на премьеру - "Люди в черном". Договорились одеться, как герои фильма. Вырисовывается красочная картинка. Собираются рядом с Пушкином. Сначала их несколько человек. Все в черном, на лице очки. Пока ничего подозрительного не происходит. Постепенно людей со странным невозмутимым взглядом становится все больше. Со стороны появляется интерес, люди оборачиваются, тыкают пальцем, что-то друг другу говорят. Так ребят набирается, аж сорок человек. Сорок людей в черном! Все в сборе, молчаливая колонна движется к Пушкинскому. У них VIP билеты, занимают несколько рядов, получается идеальный прямоугольник... Потом их по MTV показывают: "Вот так! встретили фанаты премьеру фильма - люди в черном" - в кадре их прямоугольник...
       Горный поход - инструмент успешности. Ум остается наедине с собой, уходят все отвлекающие, раздражители. Мысли успокаиваются и выстраиваются, мусор уходит. Кубик рубик собирается. Становится ясно, что я хочу и как к этому идти. Цели разбиваются на подцели, вкладываются друг в друга. Лестница проясняется. Организм раскручен, закален, натренирован. Получена акклиматизация. Накоплена внутренняя сила, потенциальная энергия. Теперь возвращаемся в город с собранным рубиком, ясной лесенкой и силой - потенциальной энергией, стремящейся перейти в кинетическую:

mgh= mV

где
           h - суммарный набор высоты в горах,
           V - скорость реализации целей в Москве,
           m - масса тела,
           g - ускорение свободного падения.

По формуле выражаем скорость через высоту, получается: V = V2gh
Чем выше карабкаемся в горах, тем быстрее получим успех в Москве. Поход проясняет сокровенные желания, показывает, как последовательно и по шагам к ним идти, дает силу их реализовать.

"Иммунитет повышают не витамины,
а мокрые трусы в течении 2 дней"

5:45 - 4.05. Семен дежурный, встает, бедняга. Там жутко холодно. Через 15 минут расталкиваю девушек, надо одеть обвязку. Настроение хорошее, несмотря на естественный страх. Собрались за два часа. Опять прогресс. На пути вверхПошли! Прокладываю дорогу, иду специально медленно, каждый шаг выверяю. Надеюсь, моя уверенность передается ребятам. Стараюсь использовать участки скал - это каменная лестница. Лалочка идет за мной, Лариса и Семен замыкают вереницу. Первый важный прогон взят. Кажется, восхождение пошло на лад. Дальше идем по сыпучему грунту. Сам иду длинными зигзагами. Так длиннее, зато идется легко, силы почти не тратятся. А ребята идут напрямую, сильно выкладываются, скорость же восхождения у нас одинаковая. На очередном привале обнаружились следы human being - валялись охотничьи гильзы, из камней был выложен небольшой стоунхэндж. Неужели наш перевал не первопрохождение. Наверное это перевалочный пункт для другого, соседнего перевала.
Будем съезжать на страховке       Дальше ошибся. На перевал нам нужно правее, на снежный каньон. По снегу очень утомительно подниматься, много сил тратится на ступени. Поэтому и решил, что мы сильно выиграем если наберем высоту, идя здесь. А потом уже, траверсом, выберемся на наш снежный каньон - взлет перевала. К великому огорчению вверху траверснуть не получилось, там оказались почти отвесные скалы. Пришлось спускаться.
Связка       Вдруг, я проваливаюсь по пояс. Лариса обходит меня, и тоже глубоко заседает. Экстремальная ситуация! Прошу ее сидеть в провале и не двигаться. Сам выползаю на утес, скидываю рюкзак. Прошу Ларису встать на самостраховку и ничего не делать. Налегке подбираюсь к ней снизу, забираю рюкзак и мы благополучно друг за другом выползаем на каменный утес. Провалы эти образуются вокруг камней. Снег утрамбовывается солнцем и ветром, а зона вокруг камней лишена этих стихий. Дальше съезжали вниз на страховке.
       При выходе на каменный утес для перекура, у нас с Лалочкой произошел конфликт. Конфликты и разборки в горах не допустимы, это прямая угроза жизни, повод для чрезвычайной ситуации. Если иду и думаю про себя: "Ну какой же ты нехорошый, такой и секой..." То внимание уходит из-под ног. И чем сильней буду крутить в мозгах эту жевачку тем больше подвергаю риску себя и команду. Каждый человек ответстветственен за свои мысли, за настрой, за собранность, за свое физическое и психическое состояние, за обстановку, за состояние участников. Тут каждому тяжело, тут каждый наедине с собой, с горой, с людьми которые могут не нравиться. Но эти люди тебя страхуют, конечно сделают все чтобы тебя спасти, но без души, без этого финального усилия. А иногда бывают случаи на этой самой грани.
Под седлом перевала       Вообще в горах, в сложных условиях, часто опасных для жизни, человек раскрывает свой внутренний мир. Выходят наружу все неприятные и страшные особенности психики. Реализуясь в разных конфликтах и экстримальных ситуациях. Проходя по ним, человек становится мудрее. И дай бог, чтоб все остались живы и целы.
       Наверху вырисовывается седло перевала, а наши силы на исходе. Как раз немного выше просматривается удобная полочка для стоянки. Встали. У нас сломался примус - шланг прохудился, бензин потек, все в огне... Блин, только не сегодня, :( Но рано горевать. Целитель примусов - Семен Семеныч приходит на помощь. Оооон берет скотч и обматывает им шланг, оооон говорит: "от температуры скотч расплавится и запаяет отверстие". Для крепости, сверху, Семен намотал пластырь. "Вот и все, примус готов". Глубокий, до земли тебе поклон, о Семееен... Лалочка опять порадовала вкусным ужиным. Спаасиибоо деежурным!!!
Ночевка с креном       Высота 3000. Ночь. Палатка стоит с большим креном. Мы все скатываемся на Семена. Семена знобит. У всех жуткая бессонница, мучает жажда, вода во фляжках кончилась. Нету мочи, пить хочется. Все! буду делать воду из снега, под тентом раскочегариваю примус, на улице сильнейший дубняк. Иду за снегом. Снег, покрыт толстой коркой льда. Еле, еле удалось ее пробить. Меня колотит. Ааа. Примус засорился, еле фыричит, надо его чистить. Блин. Беру фонарик, руки трясутся от холода. Роняю фонарик, батарейки куда-то раскатываются. Ааааааа. Семен дает охотничьи спички, удается найти батарейки. Вставил батарейки, фонарик не работает. Ааааааааа. Наверное полюсность перепутал.
       А на небе большие звезды, красота, покой. Ну, наконец, напились воды, Семена намазали звездочкой, горло обработали до слез ядреной штукой - аэрозолем Пропосол. Будем беречь Семена, лег на его место с краю. Вообще Семен - человек удивительной живучести, тут его недавно в руку укусил скорпион, рука раздулась и потемнела, и ничего, переболел. Теперь у Семена иммунитет к скорпионовым укусам. Думаю он и к укусу гадюки сможет иммунитет выработать, :). Завтра решили выспаться.

***

День   1 - 10. Болят мышцы, горняшка.
День 11 - 20. Психически тяжело.
День 21 - 30. Покой, ничего не хочу.
День 31 - 40. Инстинкты, слитие с природой.

Рубит ступени       7:00 - 5.05. Не выспались, холодно, еле шевелимся. Через два с половиной часа вышли. Идем в связке. До перевала осталось две ходки. Подошли к последнему взлету. Перестраиваемся. Лариса встает в голову связки и делает нам ступени. Поднимаемся по крутому взлету, за ним вырисовывается почти горизонтальный подъемчик на перевал. Перевал взят!Радость! Девушки особенно счастливы. Первыми идут, взявшись за руки. На камешке сделали привал. До выхода остается чучуть, там будем есть шоколад. А пока танцуем канкан, в полной альпинистской выкладке.
       Предлагаю сходить на гору Калды, всего-то набрать 260 метров. Странно, никто не хочет, все и так счастливы. По ту сторону перевала, опаньки, вертикальная стена, и она даже не отвесная, там обратный уклон. Лала рвется на балкон, прошу ее не ходить. У Семена кружится голова, на согнутых ногах слезает он оттуда. На этом свисающем балконе делаю каменную башенку, вкладываю туда закладку (баночку с бумажкой). Там написано на двух языках:

Делаю закладку

5.05.2003
Первопрохождение перевала. Высота 3500.
Называем его - "ЛП-10".
     Зажигин Александр Анатольевич - руководитель.
     Тимохин Семен Сергеевич - завхоз.
     Аскерова Лала Мамедали Кызы - участник.
     Мачихина Лариса Юрьевна - врач.

Дальше с просьбой прислать весточку указаны наши e-mail'ы.
       Возвращаться не хочется. Сходя на разведку, обнаруживаю лазейку. Можно перемахнуть каменную гряду и выйти к спуску на другой, соседний перевал - Авцибель. Лазейка эта не простая, сверху почти отвесный спуск, дальше метров на 50 уклон под 60°. Потом 45°, тут уже можно съехать вниз. Опасный перевал, но пройти его мы можем. Не хочу навязывать ребятам экстрим, решение будет зависеть от состояния ребят и погоды на завтра.
Ночевка на высоте 3500       А погода портится, на Юге сгустились тучи и сильно подпортили наше праздничное настроение. Это горы решили дать нам урок за излишнюю самонадеянность. Солнце прячется за тучей, и сильнейший, все пронизывающий ветер, сковывает наши движения, стремится унести палатку, загасить примус. Умиротворение и покой сменяются нервозностью и мелочностью. Но вдруг появляется солнце и радость возвращается, и снова хорошо... Опять прячется, и хочется кричать от безысходности. И снова появляется. Такие быстрые и сильные перепады настроения, психика не выдерживает, умоляет остановится на чем-то одном. Пусть холод, или пусть тепло, но непрерывно, все время. Лучше конечно тепло. Но и холод сойдет. Но постояяянно.
       Наконец еда готова, есть будем в палатке. Решаем идти на лазейку, если будет хорошая погода. "На лазейку пойдем в связке, дальше все встанем на самостраховку. Я приготовлюсь страховать, Ты - Семен пойдешь первым, будешь рубить ступени для девушек. Я пойду последним без страховки". Потом пили спирт...

***

"Alpinism is a sport in which
only the mountain and I exist.
It can move the limits inside of a man
and make him get new experiences
which will help him to fulfill new,
harder and higher goals he set for himself.
In that way the limits can be moved.
It is a delicate and endless game"

Утро, холодно...       5:45 - 5.05. В палатке идет снег. Сегодня Семен сделал подвиг. Встал раньше всех и сделал чаю. Слава герою. Погода безоблачная, и безветренная. Вот бы еще тепла подбавить и можно жить. Подошли к лазейке. "Страховка готова! Семен ничего не бойся, я тебя удержу". Вместе с рюкзаком, Семен перевалил на тот край. Наст на той стороне, неподвластен солнцу, очень крепок. Бедняга, у него ведь - простые, кожаные вибрамы. Ночью вода в них замерзла, и они налились цементом. А сейчас от солнышка они оттаяли, и будет нестерпимо больно пробивать ступени. Минут двадцать висел Семен между небом и землею, ломая себе ноги. Воистину слава, герою! Да окрапится большой палец твоей правой ноги красивым ногтем. Аминь.
       Лалочка лежит на животе, и ничего не хочет видеть. Это нормально, она на самостраховке. Чтобы спуститься, надо воткнуть ледоруб у края, сесть в седло перевала, перекинув правую ногу через гребень. Потом держась руками за ледоруб, перекинуть левую и нащупать ступеньку. Дальше каждые два шажка, перестыковывать ледоруб-самостраховку по пробитым Семеном отверстиям. Лала пойдет второй. А пока она лежит и ничего не хочет видеть. Изредка лишь спрашивает: "Как там Семен?", отвечаю - "Пробивает ступени. Вот решил передохнуть. Вот показывает большой палец - все нормально. Чучуть осталось. Совсем чучуть". Семен заходит на скалы, там будем отдыхать.
Лала на страховке       Сердце обливалось кровью, когда Лала перебрасывала ногу через гребень. Спускается... Внизу Семен перехватывает у Лалы рюкзак, и они вместе, благополучно садятся на скалы. Подтянул веревку, Лариса защелкнула ее за свой карабин, села в седло и пошла вниз. Нормально. Теперь моя очередь. Страшно, ноги подгибаются. Ну вот и скалы! Уклон градусов 45°. А Семен тут уже хорошо прижился, быстро ползает, таскает рюкзаки. Смотрим с ним вверх: "Семен, я тебе внизу скажу, что это было, :) ".
На скале       Семен и Лала съезжали вниз на страховке, а Лариса поехала без нее. Сильно разогналась, казалось, не успевает контролировать равновесие. Удачно, забыла только ледоруб двумя! руками держать, :)
       "Категория этого перевала - 2А! Такие перевалы ходят в походах 3 категории, :) ". По правилам горного туризма нельзя идти в 3-шку без опыта 2-ки, а в 2-ку без опыта 1-ки, еще в 1-ке нельзя ходить перевалы-первопрохождения. В правилах заложена мудрость - по этой системе риск несчастных случаев минимален.
       Это наше второе незапланированное первопрохождение, и надо ему придумать имя:
пер. Дружба (2А, 3550)       Семен - "Давай назовем перевал "Дружба"".
       Шура - "Да будет так. От ныне, сей перевал пусть "Дружба" зовется. Жалко, не стали закладку делать. Кто теперь нам поверит..."
       Семен - "Интересно, что Лебедев скажет?"
       Шура - "Лучше ему пока не говорить, у него поход тут, начнет волноваться... В Москве скажем".
       Семен (глубокомысленно) - "Наверное уважать станет?"
       Шура - "Нет, думаю, впредь, будет с нами очень осторожен, :), бэээээээ". (На комиссии после похода мне вставили: "Недостаточая подготовка, недостаточный опыт. Неправильная техника прохождения перевала. Незачет руководства, незачет участникам. Кто выпускал? - Андрей, тааак...")
Лебедев говорит это не первопрохождение. Народ этим маршрутом ходит на г. Калды, :(
       Дальше шли в связке к спуску с перевала Авцибель. Снег был глубокий, ступени местами достигали метровой глубины. И вот,

Финал усилий многодневных,
Дошли до спуска мы в долину Мур,
Тут можно вниз идти,
Сначало по камням,
А дальше на заду спускаться будем.

Экстрим закончен,
Дальше просто и легко.
Душевные страданья исчерпались.
Страхи вышли все.

Теперь отпраздновать хочу победу духа,
Победу человека, прошедшего чрез ад.
И в этот жизни, высочайший миг,
Хочу я громогласно прокричать
Два слова -

ЯЯЯЯЯЯЯ ЕЕЕЕЕСТЬ!!!!!!!!

(сход лавин, камнепады, цунами,
после небольшого землетрясения на плато Елигель
начинается извержение вулкана,
Шура благодарит горный массив
Аладаглары за предоставленную поддержку
и исполняет танец безумной радости,
слышится голос девушки -
"Тебя посадят если со мной, что-нибудь случится")

Лариса решила опробовать новый метод спуска, сидя верхом на рюкзаке. Кончилось тем, что рюкзак начал свое одиночное путешествие, кувыркаясь по склону. Лариса благополучно съехала налегке. Лалочка осторожно спускается, немного отстает. Дальше, на трассе появляется камень, ага! опасность. Предупреждаю остальных, чтоб не разгонялись. Дальше спускались пешком. Лала с Ларисой отстают. У них вялость, повышенное давление и болит голова. Это нормально, еще будет отечность на руках, ногах и лице. На спуске всегда так происходит. Организм, закален в сложных условиях, накопил силу и живучесть, обмен веществ стремителен, шла борьба за жизнь. Теперь спускаемся вниз, туда, где такая сила излишня. Силы много, а девать ее не куда, организму надо перестроиться, включить механизм складирования силы впрок, механизм зарядки батарей. Этот запасничек послужит в Москве. Этой накопленной сверхсилы хватит на две-четыре недели. Самое сложное в достижении сокровенных желаний сделать первые шаги. Теперь это будет просто. Решись! начни! и будешь удивлен успеху, силе своего стремления. Постепенно сила уйдет, но сделаны уже, эти сложные шаги. Дальше все просто. Маховик раскручен, а поддерживать его работу сверхсила не нужна.
       Потом спускались по камням. Поход заканчивается, эйфория. Хоть и легко спускаться, прошу не расслабляться, внимательно ставить ноги между камней. Тут все еще опасно. Ну вот и дорога. На перевале было холодно, а здесь жарит солнце, градусов 25.

Ода о поте

Одеты свитера и куртки,
Закутаны с головы до ног.
Солнце жарит, нам идется,

Что удивительно - легко.
Мы не потеем, нам не жарко.
Не чувствуем усталости совсем.

Лариса радуется такому обретенью.
Не удивительно, за эти дни,
Достигло тело совершенства.

Для очищенья потеет человек,
Выводят клетки нечистоты, шлаки, грязь.
Когда ж, процесс сей потный иссекает,

То знак чудесный это -
Гармонию, чистоту да свет
От ныне, тела ткани излучают.

Идем, мечтаем, Семену грезится лоханка свежего молока, Лариса хочет апельсин, а у меня слюни текут от лаваша с айраном. Семен увидел человека, это оказался голландский прицевед. В горах он наблюдает за прицами, изучает миграции, может голосом эмитировать некоторых птиц. Это его passion. Недавно видел большого орла. И это для него большая удача. Фотоаппарата или камеры у него нет, смысл занятия в удовольствии, увидеть птицу после долгий часов высматривания, вслушивания, ожидания (looking, hearing, hoping). Это был первый человек, который увидел нашу диковатую команду, после многодневного восхождения. Семена, светловолосого человека с добродушным, русским лицом принял он за турка. Неужели мы настолько одичали?
       На зеленой лужаечке, рядом с трехэтажной коровьей поилкой поставили наш прощальный лагерь. Завтра выходим к людям. За эти восемь дней прошло полжизни, так давно знаю я ребят. Время может течь с разной скоростью, оно пропорционально количеству и силе переживаний. В Москве время летит незаметно, недели утекают без следа. А тут каждый час - отпечатывается в мозгу.
       Вечером Эмиль принес нам еды. Мы очень обрадовались, там были почти все предметы наших фантазий. Вот это сила, само реализовалось. Лариса получила свой апельсин, Семен бурно радовался молоку, а Я аппетитно уминал местный хлебушек. Мы угощали гостей орехами и наинежнейшей халвой, купленной где-то Семеном. Эмиль работает учителем у детей с недостатками психики 90%. Веселый, шутит. Любимая шутка Эмиля:
       Эмиль (Ларисе) - "What is your name?"
       Лариса (смущенно) - "Лариса".
       Эмиль - "Good name!"
       Лариса - "Thank you".
       Эмиль - "I joked, :) ha, ha, ha".
       Эмиль (скороговоркой) - "Don't cry, don't cry".
       Наблюдение за птицами - его хобби. Был в самых разных, экзотических уголках планеты. Очень не понравилось в Индонезии, там нет проката автомобилей, и не удалось найти карту заповедника. Еще там странные обычаи, местное население слишком добродушно и на вопрос, "как пройти?" - возьмутся довести, но по дороге сделают лишний крюк, показать все возможные достопримечательности их города.
       Будучи в Амстердаме, на вокзальной площади видел сексофониста, выдувающего из сексофона и из себя всю душу. Пугал в этом человеке не сумасшедший взгляд, а большая лаящая собака болтающаяся вокруг его на длинной цепи. Цепь была охвачена вокруг могучей талии музыканта. Так удобно противовесить собаку, бросающуюся к очередному туристу-разяве. На вопрос - что-же это значит, Эмиль провозгласил закон свободы, который в Амстрдаме свято чтят, который делает этот город таким уникальным. Амстердам - место, где можно, как угодно самовыражаться, у человека - абсолютная свобода. Граница, и это гениально, - ущемление свободы другого абсолютно свободного индивидуума. Не так давно в здании Амстердамской католической церкви, что в центре города, проводилась выставка фотографии. Эротической фотографии...

***

10:00 - 6.05. Все утро Лалочка с Ларисой мылись, чистились, наводили красоту. А я голышом залез в поилку. Последовал легкий шок, эх... мало мы еще в горах.
       Пошли по дороге. На обочине шоссе кинули рюкзаки. Я долго искал мусорный контейнер, выкинуть наши неорганические отходы. В конце концов, местный бай посоветовал кинуть их в канаву. Рядышком расположился, пансион. Его хозяин объяснил, что все утренние автобусы до Аданы уже прошли, а автостопом тут никто не повезет ("Лучше идите на ночлег в мой пансион"). Через 5 минут нас уже не было. Семен показал кулак непоколебимости, услужливому хозяину. Лала и Лариса флиртуют с водителем, а мы с Семеном сейчас будем есть сало. "Семен, я хочу с тобою выпить!" "Спасибо Шура!"

Альпинисты на привале

Спасибо! Лале, за бесконечно вкусные ужины!
Спасибо! Ларисе, за обаяние и улыбку,
Спасибо! Семену, за поддержку.

Приглашаю - Турция 2004 (майские праздники)