Публикации газеты "Пропеллер" на темы, связанные с туризмом

Орфография и пунктуация максимально приближены к оригиналу. Курсивом в квадратных скобках выделены примечания составителя

1931-1934 | 1935 | 1936 | 1937-1938 | 1939 | 1940 |1941-1944 | 1945-1948 | 1949-1959 | 1960-1970 | 1970- 1978 |

1940 г.

3(463), 9 января. Н.Шамолин, зам.председателя профкома института. "Предстоящие каникулы".

":Лыжников ожидают 3 двухдневных похода по историческим местам подмосковья и военизированный поход в подшефный Верейский район:В селе Парамоново организуется база для тренировки горно-лыжников. Охотники института уже предвкушают прелести зимней охоты - им обещан выезд в подмосковные заповедники. Интересный поход проведет альпинистская секция - опытнейшие альпинисты института отправляются на Валдайскую возвышенность в район озера Селигер:"

[этот номер и ряд других подписан "Зам. отв. редактора Ю.Г.Лимонад"]

N6(466), 10 февраля. Преподаватель Никифоров. "Студенты-охотники на лыжах".

":Среди безмолвной тишины леса идут шестеро лыжников с ружьями за плечами. Это студенты МАИ. Они бодро шагают на охотничью базу (ст.Березки, Октябрьской ж.д.):Глубина снега и лесная чаща сильно ограничивали нас и более 8-10 км. в день пройти не удавалось, лыжи глубоко утопали в снегу. К тому же у нас были за плечами ружья и вещевые мешки, что также усложняло передвижение:Подобные походы для охотников надо устраивать систематически:"

N7(467), 15 февраля. Политрук похода Караченцев. "120 километров на лыжах".

"1 февраля, получив продовольствие, девять человек с лыжами, с рюкзаками за спиной покинули Москву:Поздно вечером поезд примчал нас к отправной станции - Можайску:После сытного завтрака двинулись к самой северной точке нашего маршрута - дер.Полюбино:От этой деревни наш курс сворачивал на юго-запад - к Бородино: У Вали Серова сломалась лыжа:По плану мы должны ночевать в Парфенках:Хладнокровное поведение командира похода С.П.Даневича и шутки неугомонного Толи Чернова бодрили участников: Переночевав в гостеприимных Сивках, двинулись к Борисову. Дальше 8 километров по лесу - и Верея: Уже в темноте добираемся до Обухово. До конечного пункта нашего маршрута осталось всего 18 километров. Утром уже без остановок двинулись до Дорохово:"

N9(469), 28 февраля. Я. "Мастер лыжного спорта".

"Ростислав Беляков - "старый" лыжник, если можно назвать так двадцатидвухлетнего Ростика: Лето - слишком большой и вредный перерыв для лыжника, поэтому летом Беляков едет к снегу на Кавказ, на снежные горные склоны продолжать зиму:"

И Алексеев. "Десять дней в Парамонове".

":26 января ночью доехав до станции Турист, мы встали на лыжи и отправились в путь по еле заметной дороге. Тяжелый груз, темнота мешали итти, и поэтому путь в 7-8 километров занял целых два часа:Окрестность Парамоново - редкое по красоте место : Ночью приехали еще 4 человека и с ними инструктор Витя Григорьев: Выделялся Витя Журавлев: Ночи были темные, и поэтому ночные прогулки были редким исключением:"

N10(470), 8 марта. Ф.Гилевич. "Девушки ни в чем не отстают".

":Шура Рагузина: на факультете N4:"

Фото "В зимнем походе горнолыжников принимали участие и девушки - лучшие лыжницы нашего института. На снимке: лыжники обрабатывают склон перед спуском. На первом плане Аня Функе".

N13(473), 23 марта. Л.Юрасов. "Лучший конькобежец МАИ"

":Это свойственно Коле Драчеву. Ему 21 год, но за его плечами уже 8 сезонов работы на ледяной дорожке:Летом 1939 года Коля - командир велопохода студентов МАИ. Поход приносит огромную пользу, километры укрепляют мускулы, сердце и волю:"

N14(474), 27 марта. Е.Шевелев. "Кипучая жизнь"

":Раз'езжаются летом наши студенты во все концы страны. Одни идут в альпинистские походы, другие путешествуют по Черноморскому побережью, третьи плывут по рекам:"

Фотомонтаж (5 фотографий). "На лодках вдоль живописных берегов уральских рек, в альпийских лагерях у снежных вершин Кавказа, в лучших здравницах на берегу Черного моря, в туристских походах и велопробегах проводят свой летний отдых студенты МАИ. Летом 1939 г. в экскурсиях, походах, санаториях и домах отдыха побывало около 1000 чел."

N18(478), 15 апреля. Б.Заславский. "Альпинисты готовятся к лету".

":Вот уже два года подряд у нас проводятся большие альпинистско-туристские походы. В этом году намечено провести альпиниаду 35 значкистов I ступени в районе Центрального Кавказа. В высокогорном альпинистском лагере "Крылья Советов" в Терсколе будут проходить первоначальное обучение 30 членов альпинистской секции. После двадцатидневного пребывания в лагере эта группа пойдет в десятидневный туристский маршрут по Сванетии, а затем к морю:"

N22(482), 9 мая. Член профкома Серяков Н. "Летние походы студентов МАИ"

":Намечено провести походы по 4 речным маршрутам вместо двух в прошлом году. Группа студентов в 12 человек пройдет на лодках от озера Селигер по верховьям р.Волги до Московского моря: На пути участники встретят ряд красивых порогов. Другой не менее интересный маршрут и тоже новый для наших лодочников - это по Мсте:Кончается маршрут в Ленинграде. В походе будет также 12 участников. Третий речной маршрут - украинский, по р.Суле (левый приток Днепра):Участники этого во главе с командиром тов.Викторовым Н.С. (группа ВМ 4_1, факультет N5) весь путь проделают на челнах. Маршрут по р.Белой будет в этом году повторен:Командиром похода утвержден О.Макаров (V курс факультета N2). Туристы нашего института в этом году будут осваивать новый район - среднюю Азию:Командир похода - Сергель О.С. (группа М5-11). Число участников -10 человек. Спортсмены-велосипедисты будут участвовать в велопоходе по Кавказу (Нальчик - Военно-осетинская дорога. Гори - Сочи). Командир похода -Драчев Н. (III курс факультета N1). Помимо этого специальный мотопробег устраивается для курсантов авто-мото-школы МАИ:В альпиниаде будут участвовать 35 человек. Командиром утвержден Заславский Борис (председатель секции альпинизма и туризиа). Участники проходят сейчас подготовительные тренировки. Тренировки необходимы и для всех участников туристских походов:Специально разработан секцией альпинизма для начинающих заниматься и занимавшихся альпинизмом высокогорный маршрут по Кавказу:В этом году обширная сеть туристских маршрутов по Кавказу: их четыре против одного в прошлом году. Поход по Кавказскому и Рицынскому заповеднику с маршрутом Хаджох - Красная Поляна - озеро Кардывач - озеро Рица - Бзыбь - Гагры - Черноморское побережье отличается исключительной красотой. Командир похода - т.Пусенков (студент факультета N3). Очень интересный поход организуется по Хевсуретии (командир похода - Лимонад, студент V курса факультета N2). Маршрут проходит через Грозный - Чишки - Шатиль - Тбилиси - родину товарища Сталина Гори: Участникам этого похода предстоит преодолеть 4 перевала, побывать в далеких хевсурских селениях. Следующий маршрут по Кавказу проходит через Алагир - Садженские рудники - Цей - Заромаг - перевал Н.Рок - озеро Кели - Джава - Гори - Батуми и заканчивается в Сочи. В этом году решено повторить поход по Крыму, так как он пользуется заслуженной популярностью и интересом:Все интересующие подробности можно выяснить у командиров походов во время их дежурства в профкоме института. Все заявления и анкеты со справкой врача подаются в профбюро факультетов до 15 мая. Право быть участником похода получат лучшие студенты института".

N23(483), 17 мая. А.Саутенко, председатель комиссии. "Вниманию участников летних походов".

"Комиссия по проведению летних оздоровительных походов об'явила о приеме заявлений на участие в походах: Запоздание с оформлением документов создает ненормальные условия по организации походов и даже ставит под угрозу срыва некоторые маршруты: После 25 мая заявления приниматься не будут. Комиссия также предупреждает командиров походов, невыполнивших указания комиссии о своевременном оформлении документации походов, что дальнейшее бездействие в этой области поведет за собой замену командиров. Все желающие принять участие в походах должны пройти установленный консультантами ТЭУ тренировочный минимум, без которого участие в походах будет запрещено:"

N25(485), 27 мая. Вэль. Фельетон "Лето:"

": В коридорах института звучат манящие названия приморских курортов, уральских рек, высокогорных лагерей. Латаются паруса, осматриваются рюкзаки - все готовятся к встрече с солнцем, морем, рекой, лесом и только чудаки-альпинисты, видимо, скучая по зиме, собираются лезть высоко в горы, навстречу снегу и льду:"

"Партийная хроника". "Подали заявления о приеме в члены ВКП(б): :2) Лимонад Ю.Г. - факультет N2. 3) Кутепов Я.А. - факультет N5: Подали заявления о приеме в кандидатами в члены ВКП(б): :15) Мальмберг С.А. - факультет N3".

N26(486). Фотомонтаж из N14 (5 фотографий). "На лодках вдоль живописных берегов уральских рек, в альпийских лагерях у снежных вершин Кавказа, в лучших здравницах на берегу Черного моря, в туристских походах и велопробегах проводят свой летний отдых студенты МАИ. Летом 1939 года в экскурсиях, походах, санаториях и домах отдыха побывало много студентов. В этом году группа студентов пройдет на лодках от озера Селигер по верховьям р.Волги до Московского моря. Другая часть совершит поход по р.Мсте. Два других маршрута - походы по рекам Суле и Белой. Среднеазиатский маршрут проходит по прекрасным горным районам братских республик. Спортсмены велосипедисты организуют велопоход по Кавказу. Обширна сеть туристских походов. Много студентов поедет в дома отдыха и санатории. Всего оздоровительными мероприятиями в этом году будет охвачено больше прошлогоднего".

Каков размер стипендий по курсам? "На I курсе -140 р. На II курсе - 162 р. На III курсе - 185 р. На IV курсе - 192 р. На V курсе - 217 р." [величина стипендии в МАИ]

N27(487), 3 июня. Партийная хроника. ": Подали заявления о приеме кандидатами в члены ВКП(б): 1. Резницкий А.Г. - факультет N3:"

N29(489), 15 июня. "По необ'ятным просторам любимой родины".

Страница, посвященная планам походов на лето 1940 г.

":В этом году десятки студентов нашего института - участники походов - побывают в самых различных уголках нашей необ'ятной родины. Наши походы воспитывают в студентах смелость, отвагу, находчивость и решимость в преодолении трудностей. Право на участие в походах заслужили лучшие люди института - отличники и ударники учебы, активные общественники:"

Командир похода Розенталь. "По рекам Мсте и Волхову".

"Основной целью похода является организация отдыха студентов и приобретение ими туристских навыков:Поход рассчитан на 10-12 человек, продолжительность его - 30 дней. Этот поход средней трудности. Участники его получат хорошую закалку, ибо гребля равномерно развивает все мышцы человека, а прохождение порогов приучит к хладнокровию и быстрой ориентировке. Поход начинается в г.Боровичи, куда участники прибывают по железной дороге. В Боровичах мы закупим лодки, на которых участники похода проплывут первые два этапа маршрута. Первый этап - Боровичи-Новгород протяженностью 250 км. - проходит по Мсте и Сиверсову каналу: По реке имеется несколько порогов: Второй этап (220 км) - Новгород-Нижняя Ладога - проплывем на лодках по р.Волхову. Третий этап - Н.Ладога-Ленинград (171 км). В Н.Ладоге туристы пересаживаются с лодок на пароход и по Н.Ладожскому каналу и р.Неве плывут до Ленинграда :"

Командир похода Сергель. "По Средней Азии".

"Мы должны пройти 550 километров:Поход является достаточно трудным. Он даст массу важных навыков и великолепную тренировку. Преодоление 6 перевалов до 4.000 метров, лазание по скалам, переправы через бурные потоки, ориентировка в горной местности по карте - все это необходимые навыки для горных проводников:Маршрут этот является новым, неисследованным, поэтому наш поход будет разведочным. Профком утвердил 10 участников похода: Среди них студент Гинзбург (III курс факультета N1) - отличник в прошлом семестре, сейчас все экзамены сдает на "отлично", профорг группы; Витя Чирков - отличник, староста, агитатор, один из лучших лыжников института; Кириллов А.М. - отличник в прошлом семестре, сейчас все экзамены сдает на "отлично", комсорг группы, хороший спортсмен-легкоатлет, Туся Яроцкая и Галя Гроховская - ударницы учебы, хорошие спортсменки и альпинистки; Ира Машкевич - ударница учебы, овладевшая двумя оборонными специальностями:"

Командир похода Н.Пусенков. "По Кавказскому и Рицинскому заповедникам".

"Маршрут нашего пешего туристского похода является одним из интереснейших туристских походов по Кавказу:Участникам похода предстоит преодолеть перевал Псеашхо высотою около 3.000 метров. Маршрут идет через Ахукдарский перевал высотою 2.600 метров:Общая протяженность маршрута - 470 километров. Пешая часть пути от ст.Хаджох через кавказский заповедник, Красную Поляну, Рицинский заповедник на побережье Черного моря составляет 240 километров:"

Командир похода О.Макаров. "По реке Белой".

"Река Белая - самая живописная река Урала:В походе участвуют 12 человек:Среди них: Антонов (III курс факультета N4), Никитин (IV курс факультета N2), Рагузина (IV курс факультета N4). Прохождение трудных перекатов и порогов воспитывает в участниках похода и смелость и находчивость".

Командир похода Б.Заславский. "Альпиниада".

":Наша альпинистская секция выросла за последние годы в самую массовую секцию института. Летние каникулы альпинисты нашего института проведут в интереснейшем походе по Центральному Кавказу. Участники альпиниады пройдут по живописным ущельям Адыл-су, Адыр-су и Баксан. Пройдя скальную тренировку в ущельи Адыр-су, участники альпиниады разобьются на две группы: одна пройдет через перевал Гумачи, а другая - через Местийский и Джантуганский перевалы. Обе группы сойдутся в ущельях Адыл-су, где будут проведены тренировки на леднике. Основной лагерь альпиниады расположен в ущелье Баксан. Отсюда группами по 4-5 чел. под руководством инструкторов, а также самостоятельно будут проводиться восхождения на вершины 1-й, 2-й, 3-й и 4-й трудности в зависимости от опыта, наличия взятых вершин и тренировки. Участникам альпиниады предстоит выполнить большую и серьезную спортивную программу: 3-4 восхождения для основной группы и 5 восхождений для инструкторов на вершины высотой до 4.500 метров и продолжительностью в среднем 3 дня требуют особо тщательного подбора состава участников альпиниады: В их числе Шпунтов - отличник учебы, член партбюро факультета N1, Спектор - отличник, член комитета профбюро, Дурасов - отличник, член комитета ВЛКСМ, и др. :"

В нижней части страницы - "Схема маршрута похода по Средней Азии". На схеме обозначен маршрут: Брич-Мулла - р.Угам -пер.Курум-Джулаэ - р.Пскем - Брич-Мулла - р.Кок-Су - З.Изаке Бул-булак - Хояз Бек - р.Чаткал - пер.Афлатун - Баистан -пер.Турнакбель - Караван - Наманган.

Партхроника. "Заявления о приеме в члены ВКП(б) подали следующие товарищи: : Теумин В.И. - студент факультета N2:"

N30(490), 22 июня. И.Ульянов. "Мотопробег"

"В начале июля будет дан старт мотопробегу Москва-Ленинград-Москва:Из Москвы в Ленинград трасса проходит по Ленинградскому шоссе, отдельные участки которого представляют хорошие места для тренировки. Обратно в Москву мы вернемся по Киевскому шоссе, где есть много живописных мест:"

N31(491), 27 июня. Командир похода Никифоров. "На озеро Селигер"

"10 августа группа студентов-охотников выезжает в район озера Селигер. Наша группа расположится лагерем на берегу озера в 11 километрах от гор.Осташкова, где находится туристская база: Один из походов, примерно в 20-х числах августа, будет проведен в исключительно трудных условиях, в который будут включены сложные элементы похода к дичи по пояс в воде, среди зарослей с применением маскировки. Поход обещает быть очень интересным:"

В этом же номере - "Схема похода по рекам Мсте и Волхову. В первых числах июля группа студентов нашего института отправится в поход по этому маршруту".

N34(494), 17 июля. В.Поспелов. "Москва-Ленинград-Москва"

"14 июля был дан старт мотопробегу студентов нашего института по маршруту Москва - Калинин - Ленинград - Выборг - Москва общей протяженностью 1.436 км: Командор пробега тов.Киселевич председатель совета Осоавиахима института; тт. Ковалевский, Никитин Ю., Борщов С., Никитин А., Новиков В. - активисты мотошколы, подготовившие не один десяток мотоциклистов, приложившие немало труда для подготовки материальной части к пробегу:"

Первая телеграмма с пути. "Четырнадцатого в 15 часов прибыли в Калинин, пятнадцатого в 16 Вышний Волочек. Завтра стартуем Новгород. Идем точно по графику. Материальная часть в отличном состоянии. С заправочным хорошо. Все здоровы. Командор."

N37(497), 1 августа. "Вести с пути".

"Ежедневно в адрес института прибывает увесистая пачка телеграмм, среди них много телеграмм от участников, командиров многочисленных туристских походов наших студентов. Участники альпиниады имени десятилетия МАИ рапортуют о том, что ими совершены восхождения на вершины Большой Когутай и Малый Когутай. "Все благополучно" - телеграфирует из Бричмулы командир похода т.Сергель. От командира пешего туристского похода по Кавказскому и Рицинскому заповедникам т.Пусенкова получена телеграмма о том, что участники этого интереснейшего туристского похода по Кавказу вышли на маршрут. От командора мотопробега Москва-Ленинград-Москва т.Киселевича получена телеграмма о том, что участники мотопробега после нескольких дней пребывания в Ленинграде возвращаются в Москву".

N41(501), 22 августа. Группа студентов. Некролог "А.К.Саутенко"

"На тридцать втором году своей жизни после продолжительной болезни скончался Анатолий Константинович Саутенко - руководитель кафедры физкультуры: Тов.Саутенко работал в институте с 1937 года в качестве преподавателя физкультуры, а с 1938 г. - руководителем кафедры: Еще совсем недавно он принимал деятельное участие в организации и подготовке многочисленных летних походов и экскурсий:"

N42(502), 31 августа. Ю.Лимонад. "По Алтаю"

":Начальным и конечным пунктом нашего путешествия был Бийск, небольшой промышленный городок, стоящий на берегу Бии: Первой нашей базой было местечко Аскат, расположенное высоко в горах. Отсюда мы устраивали однодневные экскурсии в горы пешком и на верхом лошадях, с'ездили на новый советский курорт Чемал: от Аската начиналась наиболее трудная часть пути - пятидневный верховой переход через тайгу к Телецкому озеру. Как раз накануне нашего от'езда в Аскат пришло письмо из Москвы с заданием разработать маршрут в районе Каракольских озер для будущих значкистов "Турист СССР 2-й ступени". Посещение Каракольских озер входило в наши планы, и мы с удовольствием приняли предложение руководителей турбазы помочь им в этом деле: Мы облазали все "белки" ( так на Алтае называют снежники на вершинах гор), забирались на вершину, откуда открывается прекрасный вид на все семь Каракольских озер, на нескончаемые горные цепи и высочайшую вершину Алтая - Белуху. Тремя различными путями по снежным и скалистым кулуарам спустились мы к озерам:Около 15 дней мы пробыли на Телецком озере: Много раз мы на парусах и на веслах отправлялись в экскурсии по озеру; некоторые из экскурсий длились по нескольку дней. Здесь мы провели и свой поход к колоссальному 42-метровому водопаду Большой Шалтан , до нас еще никем из туристов не посещавшемуся: Участникам алтайского похода пришлось более двухсот километров проделать верхом на лошадях, несколько сот километров проплыть на лодках и на плотах, совершить целый ряд трудных пеших переходов. Все ребята и девушки научились седлать лошадей, прекрасно управлять конем. Много полезных походных навыков приобрели мы и в тайге, когда в трудных условиях - ночью, в дождь - приходилось разбивать палатки, готовить пищу:"

N43(503), 5 сентября. Малькова, студентка II курса факультета N3. "В Сванетии"

"4 августа мы вышли из Тегенекли. Мы - это пять "новоиспеченных" альпинистов и двое "старичков", которые знают Кавказ, как свои пять пальцев. Медленно поднимаемся на перевал Бечо. Наши "гастрономические магазины", то-есть рюкзаки, давали о себе знать. На следующий день мы уже в Сванетии:Привыкнув к рюкзакам, уже совсем весело шагаем по берегу Долры :Дорога идет по берегу Ингура:Под ногами расползается и едет мелкая осыпь. Но неожиданно один, отчаянно пыля, летит вниз. Все кричат: "Ледоруб, ледоруб!". Летящий втыкает ледоруб и останавливается. Почти тут же за ним летит второй, а через несколько секунд шлепается и третий:"

Командир экспедиции Никифоров. "Охотники на озере Селигер"

"Отряд студентов-охотников в количестве 7 человек в прекрасной физической форме завершил 20-дневную экспедицию на озеро Селигер. Отряд имел стационарную базу, где проводил подготовку, получал походное снаряжение: палатки, посуду и продовольствие. Тут же, на месте, разрабатывались маршруты, которые точно соблюдались. Всего было совершено 3 лодочных похода по озерам и рекам общим протяжением 150 км. несколько пеших прогулок в полном охотничьем снаряжении:Пешим порядком мы прошли около 200 километров:На остановках мы разбивали палатки, разжигали костры, высушивались и готовили пищу:В промежутках между походами весь отряд занимался читкой газет, подготовкой к следующему походу и катанием на лодках и байдарках: Следует особо отметить двух участников: т.Холмогорова, который вносил много веселья в коллектив, и т.Пенина, заботливо выполнявшего роль завхоза и державшего все хозяйство в образцовом порядке:"

N46(506), 26 сентября. Фото "Летом этого года группа студента института провела интереснейший поход по реке Суле (левый приток Днепра). На снимке: участники похода у села Писки".

N49(509), 25 октября. Старший преподаватель кафедры физкультуры Никифоров. Студенты: Холмогоров, Руденко, Ефремов. "За развитие охотничьего спорта"

":В нашем институте охотничьему спорту уделяется недостаточно внимания. В студенческой охотничьей секции состоит всего лишь около 30 человек:"

N52(512), 15 ноября. Д.Дурасов. "Три дня в походе"

"7 ноября:У Савеловского вокзала собрались люди в горных ботинках. Большие зеленые рюкзаки выстроились на ступеньках лестницы. Оживленные лица склонены над картой. Туристы и альпинисты выходят сегодня в поход: Нас 10 человек, студентов Московского авиационного института. Для шестерых первый участок пути знаком: здесь прошлой зимой мы скользили на лыжах, затем весной проводили наши альпинистские тренировки. Четверо идут впервые: они пришли в туристскую секцию всего несколько дней назад, но уже успели заслужить прозвище "энтузиастов":Подбадриваем друг друга, особенно "энтузиастов"; ведь нелегко же впервые итти третий десяток километров по лесу ночью с тяжелым рюкзаком и в непривычных горных ботинках:То и дело гремит смех в ответ на остроты Ванюши Алексеева: Под утро шел дождь, но ко времени нашего пробуждения он прекратился, оставив после себя мокрыми крыши палаток и лужицы на льду ручья: Осташково, большое селенье на берегу Клязьминского водохранилища:Решаем итти на Северную дорогу, от которой нас отделяет 12 километров пути:Нескончаемо тянутся улицы Тарасовки:Залитый светом вагон метро. Наш вид привлекает к себе всеобщее внимание. Одни сочувственно смотрят на наши обрызганные грязью брюки, другие с уважением взирают на внушительные рюкзаки:Проведенный трехдневный поход - начало решения больших задач, вставших перед туристами и альпинистами МАИ".

N54(514), 29 ноября. Широкорад О.В. "В походе"

"Около 20 тысяч московских комсомольцев, юношей и девушек, участвовало 24 ноября в военизированном походе в Сокольниках: Тов.Леонов (факультет N2) организует ударную десятку, задачей которой является форсированный переход; он умело ведет команду по трудному пути и приводит ее к цели с лучшими показателями. Прекрасно держится т.Усачев. В этой же команде исключительную выносливость показывает т.Молчанов, который покрыл трудный переход, ни разу не сняв теплого пальто".