ОПИСАНИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ

I день. 14.08.99 г.

Выход из базового лагеря на морене под пиком Горького в 11.00. Ледник Ю. Иныльчек пересекли в верхней, более пологой части без особых проблем, поскольку реки были засыпаны снегопадами предыдущих дней. При подходе к МАЛ (лагерь К. Валиева) начался густой снегопад, который продолжался до конца дня.

От МАЛа движение группы осуществлялось по правой (орографически) моренной части л. Звездочка до тех пор, пока тропа не перешла в один из языков ледника. Далее движение шло по леднику, в начале по его центральной части, а затем постепенно с переходом на его левую часть под склоны хребта пика Дикий. Состояние ледника Звездочка хорошее (почти полностью открыт) тем не менее, движение было в связках из-за огромного количества трещин. В верхней части л. Звездочка ледопад очень сильно разорван, открыты трещины и путь по нему потенциально опасен, приходится искать мосты, делать обходы.

В 18.00 группа подошла на ночевки 4200 м и встала на бивуак в палатке, установленной при заброске. Палатку при заброске мы установили подальше от ледопада из соображений безопасности - при обработке ледопада у одной групп (казахской) палатку снесло лавиной. Палатку пришлось откапывать, поскольку она была засыпана снегопадами предыдущих дней. К ночи снегопад закончился.

II день. 15.08.99 г.

Утро великолепно. Встали с рассветом и вышли на маршрут - надо успеть пройти ледопад, пока солнце не прогреет склоны, до начала камнепадов. После снегопадов могут пойти лавины. Путь на перевал по долине среди склонов - это просто сковородка, где днем жара. Палатку сложили в мешок, закрепили, обозначили палками (дальше будем использовать только ледорубы) и оставили на снегу.

Через 20 минут выходим к лагерю иранцев - здесь несколько палаток. Тропа засыпана пушистым снегом, но идти легче, чем при заброске, когда приходилось тропить. Участок 0 - 1 от ночевок до начала ледопада был пройден в связке одновременным движением двойки. Примерно через 20 минут мы подошли к началу ледопада. Одеваем кошки под защитой скал. Солнце уже освещает ледопад.

Поднимаемся по снежному склону и топчем ступени в снегу к началу веревок. Раньше здесь был лед. Выше нависают ледовые стены с огромными, в многоэтажный дом блоками льда. Пришлось заново провесить одну веревку перил в нижней части ледопада (она была засыпана снегом и льдом от обвала). Верхняя часть ледопада осталась нетронутой. В результате через 2 часа двойка полностью прошла участок 1 - 2 (ледопад) - попеременным движением с использованием перил и страховки через ледобуры.

Далее начался постепенный подъем-траверс вдоль склонов хребта пика Дикий с выходом на своеобразное '''плато" перед перевалом Дикий. Это место напоминает "сковородку" на пике Ленина. Участок 2 - 3 был пройден в связке одновременным движением двойки.

Подъем на перевал Дикий не представлял особой сложности и лавинной опасности. Поэтому на участке 3 - 4 движение двойки было полностью автономное. Группе потребовался примерно 1 час, чтобы подняться на перевал и подойти к пещерам на высоте 5200 м. Здесь мы отдохнули, сделали на газу обед. Во время отдыха погода стала портиться, подул ветер, появились облака, пошел снег. Это подтвердило наши наблюдения, что во второй половине дня погода портится. Поэтому было решено, в соответствии с планом, ночевать здесь в пещере, выкопанной при заброске, а на следующий день подняться выше по гребню до высоты 6200 - 6400 м.

На перевале дневала группа испанцев и французов с гидами из Петербурга - инструктор повел вниз заболевшего француза и они ждали его возвращения. Таким образом, нашей двойке предстояло, как и при заброске, тропить самим. Сверху пришли четверо армейцев из Алма-Аты. Они прошли 5 веревок вверх от Обелиска и спустились - непогода. То есть, повернули почти от вершины. Когда обратно шли - своих следов не видели. Все заметает и засыпает. Снегопад наверху ежедневно. Напоили армейцев чаем и они ушли вниз, связанные веревками по двое.

Ш день. 16.08.99 г.

Вышли рано, следов на склоне нет - все засыпало. Во время движения вверх к пещерам (участок 4 - 5) погода отличная. Гребень выше Западной вершины к полудню затянут облаками. Подъем на этом участке идет по глубокому снегу, иногда встречаются засыпанные трещины. Движение осуществлялось в связке одновременно, страховка через ледоруб. Частая смена лидера - тропить нелегко. Последние 200 м - тяжелый подъем в сочетании с тропежкой.

К 13.00 мы были у пещер, полезли в “свою” пещеру, достали заброску, приготовили обед. Потолок на полке, где мы спали, сильно провис. Надо пользоваться погодой, набирать высоту. Ниже под перевалом еще видны люди. Кажется, мы не будем одиноки. Снег за пещерами снова проваливается. Скалы кажутся близко, но идти долго. Показалась старые тонкие веревки, которые уходят в снег, но служат ориентиром. Начинается подъем - вправо на небольшое плечо, затем в обход стенки. Подъем с попеременной страховкой. Но вот и полка. Пещеры уже под нами. Вверх, через скальное горло, уходят драные веревки.

Сам гребень очень сильно изрезан, большое количество выступов и остатков веревок предыдущих восходителей. Лазание сильно осложнено тем, что скалы заснежены и кое-где обледенели. Страховка осуществлялась через многочисленные выступы гребня. Постепенно скальный гребень переходит в снежный, который выводит на большую снежную полку (высота ~6200 м) - отличное место для ночевок. Этот участок 5 - 6 двойка прошла за 2 часа (неплохой темп). Решаем ночевать. За день набрали километр по высоте, как и за предыдущий день.

Долго и с удовольствием снимали закат. Облачка с Китая повисли над горизонтом, но не касались солнца. Погода завтра должна быть хорошая. В темноте ветер начал завывать где-то на стене Неру. Вообще на Западном гребне ветер дует постоянно вдоль всего массива Победы от пика Неру до пика Восточной Победы.

IV день. 17.08.99 г.

Ветер трепал палатку всю ночь. Очень холодно, палатка обмерзла изнутри. К утру стихло. Солнце, небо чистое, без туч. Пока готовили завтрак, с Неру пошла пыльная лавина - где видеокамера?

Весь этот день постоянно дул ветер, но не такой сильный, как ночью. Вышли из палатки в 9.00. Двойка двигалась в связке сначала одновременно, а затем попеременно, применяя страховку через ледорубы. Далее идет относительно простой в техническом плане участок 6-7 перехода от снежной полки опять к скалам гребня. Движение здесь одновременное, но со сменой лидера, потому что приходится тропить.

Участок 7 - 8 напоминает скальную часть, пройденную накануне. Скалы заснеженные. Также много выступов, через которые осуществляется страховка. Движение большей частью одновременное и лишь в некоторых местах (камнепадоопасных) попеременное. По-прежнему видны старые веревки (маркеры пути). После крутого подъема горизонтальный траверс.

Здесь несколько веревок, старые с ободранной оплеткой. В конце петля обмотана вокруг скалы, конец ее в снегу. Вверх идет длинный камин на гребень. Здесь приходится полазить. Наверху тонкая веревка ведет к снежному ребру - нож между двух обрывов. Влево - к ледопаду, вправо - на ледник Дикий. После узкой части гребня идет расширение, здесь снега больше (следствие ветров). Место сильно продувается ветром и неудобное для бивуака.

Примерно через 100 м по довольно крутому льду под снегом и далее по склону мы вышли к большому камню, рядом с которым отличная площадка, защищенная с одной стороны от ветра. По нашим оценкам это ~6500 м. От ночевки на высоте 6200 мы шли 2,5 часа. Здесь устроили перекус.

Участок 8 - 9 от камня до начала скального треугольника на высоте 6700 (ключевое место маршрута) был пройден в связке одновременно за 1 час. Страховка осуществлялась через выступы гребня. Ветер ослабел.

Участок 9-10 (скальный треугольник) двойка проходила попеременно с использованием крючьевой страховки. Это самый крутой участок маршрута на гребне и самый сложный. Скалы заснеженные и обледенелые. Дальше гребень выполаживается. Тем временем ветер даже усиливается. Как обычно, возникают облака на гребне, на этот раз прямо у нас над головой. Лезть туда в конце дня нецелесообразно, тем более, что все ключевые участки мы прошли и путь к вершине открыт.

Выше по гребню хорошая площадка, лопатой расширяем ее, устраиваем стенку из снежных кирпичей и ставим палатку. Примерно через час мы в теплой палатке, начинаем готовить еду. После еды обсуждаем планы на завтра. Если ветер с утра будет умеренным, решаем идти на вершину пика Победа Главная. Самочувствие двойки хорошее.

V день. 18.08.99 г.

Ночь прошла спокойно. Ветер стих. Спать тепло и удобно, мы хорошо отдохнули. Выручила палатка "сумитома" - лучший вариант для двоих на высоте.

Проснулись затемно. В шесть начали шевелиться. Погода ясная - надо попытаться идти на вершину, хотя это и далеко. Сборы, завтрак. Вышли в восемь, через час прошли пояс скал и вышли на склон без скал, который ведет к снежный куполу. Долгий подъем тяжел даже по следам. Шаг - два-три вдоха. Участок 10-11 двойка прошла одновременно.

Участок 11 - 12 был пройден к 10.00 - поднялись на вершину пика Победа Западная. Купол снежный, никаких следов. За куполом по гребню вышли в мульду, здесь есть старая пещера удобное место для ночевки. Здесь отдохнули, встретились с группой старого знакомого С. Пензова из соседнего с нами базового лагеря Комиссарова. Это они поднимались за нами. Испанцы и французы далеко внизу.

Участок 12 - 13. По гребню длиной более трех километров. После взлета в обход огромного карниза - длинный спуск. Тропы нет, жесткий снег. Вправо вниз уходит склон. Движение местами с попеременной страховкой. В конце спуска склон переходит в широкую седловину. Подошли к Обелиску около часа дня. Здесь свистит пронизывающий ветер.

Участок 13-14. Подъем по склону справа от Обелиска. Эта стометровая скальная башня снизу кажется черным зубцом на гребне, поэтому ее называют Черный обелиск. Здесь же она коричневая и покрыта ребрами выветривания. Их причудливый выпуклый орнамент напоминает магические письмена.

Участок 14-15. Снежный склон заканчивается скалами. Высота семь двести. Остатки старых веревок показывают путь между скал, дальше вправо. Траверс вправо по снежному склону и перед скалой - прямо вверх, на гребень.

На гребне вправо, потом вверх, под скалу. За снежным ребром - площадка под нависающей скалой. Уютное место, защищено от ветра.

Участок 15-16. Из-под скалы на крутой снег и вверх на гребень. Впереди - острый гребень и ветер. Под нами все заполнили облака. Перелезаем снежную стенку на гребне - справа, из Китая, налево - в Киргизию. Идем точно по границе. Внизу крутой склон, уходящий в облака, в пропасть, к леднику Звездочка.

Участок 16-17. Гребень сужается в острый нож, круто обрываясь в стороны. По верху - как по лезвию. Приходится идти сбоку. Ноги в правую стенку, а ледоруб, перевешиваясь через гребень - в левую. За спиной - Китай, перед лицом, за гребнем - Киргизия. Так, танцуя приставными шагами, метров сто пятьдесят. Они кажутся вечностью. Затем гребень расширяется в пологий склон. Выше видны скалы на склоне.

Участок 17-18. Верх купола и есть вершина. Справа подходит скальный гребень из Китая, слева виден верх крутого снежного гребня с севера. Мы у вершины. Шаг - три-четыре вдоха. Обходим скалы. И вот совсем пологая часть, на ней торчит черная скала. Подъем окончен. Снимаем на видеокамеру. Видно, как клубятся внизу облака, где-то у Обелиска. Скоро они доберутся сюда. Уже шестой час, до темноты менее трех часов. За черной скалой поднимаю белый камушек с черными прожилками, на память. Никаких эмоций. Да, это вершина. Находим тур с запиской предыдущей группы. Спускаемся до площадки под скалой на высоте 7300 и встаем на ночевку. Прямо под нами - облака. Вокруг нас - ветер.

VI день. 19.08.99 г.

Подъем затемно. Легкий завтрак и вниз. Под Обелиском стоят палатки группы испанцев и французов. Перед нами длинный-длинный подъем - надо снова идти вверх, а вершина позади. Снизу поднимаются облака и когда мы идем к следующему взлету все заволокло, посыпал снег. Долго шли гребень в условиях отсутствия видимости и заметенных следов. Спустились в мульду. Залезли в пещеру внутрь, сделали чаю. Тем временем снаружи раздуло. Обошли купол. Под нами склон и внизу ледник. Спустились к нашей площадке и встали на ночевку.

VII день. 20.08.99 г.

Ранний подъем. Ясное утро, но очень холодно, ветер. Спуск не представил технических трудностей. На пологих участках приходилось тропить заново. При прохождении ключевых мест маршрута, а также ледовых участков движение было попеременное, а на скальной части гребня и на участке от 5850 до перевала Дикий - одновременное. На перевале Дикий сделали перекус. Здесь уже тепло, а в долине по пути к перилам - удушающая жара. Спустились на ледник Звездочка без приключений, работая в ровном непрерывном режиме. В светлое время успели пройти ледник Звездочка. К 20.00 вернулись в базовый лагерь.

Через день мы улетели вертолетом в пос. Иныльчек.