панорама с Джумараклы-тебе

ОТЧЕТ

о походе выходного дня в районе Архыза (хр. Абишира-Ахуба, Зап. Кавказ), совершенном 20.10.2002

МАРШРУТ: пос. Архыз (1450) - водопад Баритовый - пер. Архыз (3000,1А) - рад. вершина Джумараклы-тебе (3180) - пр. исток р. Кяфар-Агур - урочище Кумбыж (2030) - центр. исток р. Кяфар-Агур - пер. Федосеева (2880,1А*) - р.Архыз - пос. Архыз

Участник - Лебедев Андрей Александрович

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1. Число участников: 1

2. Выход на маршрут: 20.10.2002, 7 час. 25 мин.

3. Окончание похода: 20.10.2002, 19 час. 30 мин.

4. Длина: 33 * 1.2 = 40 км.

5. Набор высоты: 2600 м.

6. Количество перевалов: 2

7. ЧХВ (чистое ходовое время): 11 часов.

8. Оценка ЧХВ для группы под рюкзаками: 19 часов.

9. Раскладка: 3 сникерса.

2. ОПИСАНИЕ ПОХОДА

В перечне классифицированных перевалов 1990 г. самым восточным в хребте Абишира-Ахуба значится перевал Федосеева (2900,1А). От его подножия до Архыза ещё 13 км. Что же можно предложить группам, пожелавшим своё путешествие по хребту Абишира-Ахуба начать непосредственно из Архыза или закончить в Архызе? От своего старшего сына я узнал, что над Архызом имеется тропа, которая, минуя Баритовый водопад, выводит на водораздел хребта Абишира-Ахуба восточнее пика Джумараклы-тебе (3180). Если я найду простой перевал, который соединяет эту тропу с тропою правого истока реки Кяфар-Агур, то задача будет решена. Дальше можно идти на перевалы Федосеева, Мылгвал или Кяфар. Тем самым пос. Архыз удачно связывается с "сердцем" хребта Абишира-Ахуба без 13-километрового прогона по дороге. Так думал я, отправляясь на воскресную прогулку. В Архызе у меня не было нового перечня классифицированных перевалов [2], не то я обнаружил бы в нём новый перевал Архыз (3000,1А), соединяющий долину Зеленчука с правым истоком Кяфар-Агура. Я не знаю, что у меня получилось, перевал Архыз или нечто другое. Я прошёл через седловину южнее вершины Джумараклы-тебе. Это очень красивый панорамный маршрут, располагающий к восхождению на высшую точку района Джумараклы-тебе.

Маршрут

20 октября 2002 г. в 7 час. 25 мин. с тремя сникерсами в кармане я перелез через забор огорода моего "хозяина" и оказался на берегу Баритового ручья. По орографически левому берегу ручья поднимается торная тропа. Чуть выше первой развилки ручьёв торная тропа круто сворачивает направо в лес, а вдоль ручья уходит маленькая тропа. Я свернул "для надёжности" на эту тропку, потом потерял её, потом пошёл по целине и через 10-15 мин. снова вышел на торную тропу. Выходит, что я ошибся. Нужно было повернуть по торной тропе в лес.

В 8 ч. 25 мин. я поднялся к Баритовому водопаду. В 50-ти метрах до водопада по ходу налево ответвляется тропа. Я повернул на эту тропу и снова ошибся. Тропа без значительного набора высоты траверсировала склон и затем терялась в густой траве. Не теряя времени на поиск правильной тропы, я ломанулся вверх по склону и через 20 мин. снова вышел на торную тропу. Получается, что надо было подойти к водопаду вплотную. Именно так идёт основная тропа. Я продолжал подниматься, срезая серпантины тропы, и к 9 ч. 00 мин. поднялся на "кошевое место" - заросшую крапивой поляну. В 20 метрах ниже поляны из родника начинается ручей. На поляне можно разместить лагерь из нескольких палаток.

Чуть выше крапивной поляны по ходу влево уходит мощная овечья тропа. Она огибает склоны распадка и поднимается на плечо травянистого ребра, которое спускается от группы скальных останцев на водоразделе хребта Абишира-Ахуба. На плече можно разместить одну, а при большом желании, и две палатки. За водой придётся ходить по овечьей тропе траверсом склона вперёд на 100-150 м. С плеча я поднялся по ребру до скального жандарма, перед которым вышел на траверс по ходу влево и вверх, ориентируясь на маячивший впереди сарай. Сарай оказался без крыши - это всё, что осталось от ретранслятора. От сарая до водораздела хребта Абишира-Ахуба каких-нибудь 20-25 метров. К сараю я подошёл в 9 ч. 55 мин. Высота 2820.

Пик Пионер (слева), седло 3000 и Джумараклы-тебе (3180) вид с плато чуть выше сарая

Дул очень сильный ветер. Виднелись Эльбрус, вершины Узункола, Домбай-Ульген, Кара-Кая, София, Пшиш, Аманауз. Я максимально утеплился, съел первый сникерс и по широкому пологому гребню направился к подножию южной вершины Джумараклы-тебе (~3150). Главная вершина (3180) чуть севернее. Южнее массива широкое седло (3000), ещё южнее пик Пионер, который хорошо виден из посёлка Архыз. Седло (3000) должно было выводить в верховья правого истока реки Кяфар-Агур. Чтобы получше рассмотреть спуск с седла и, вообще ознакомиться с местностью, я решил подняться на Джумараклы-тебе (3180).

Путь к южной вершине идёт по осыпи. Справа по ходу восточное ребро горы. Я поднимался по склону вдоль ребра и вскоре обнаружил еле заметную тропку. Заход на южную вершину осуществляется в обход скалы слева. К главной вершине ведёт гребень с жандармами. Все они легко обходятся слева (с запада). Между южной и главной вершинами хорошая тропа. К туру я подошёл в 11 ч. 00 мин. На вершине провёл 20 мин.

Слева седло перевала к юго-западу от пика Пионер

Спуск с седловины (3000) проходит сначала по осыпи, затем по травянистым склонам. Внизу озеро. Спускаться на седловину я не стал. Вернувшись по гребню на 50 метров, я прямо с вершины сиганул по осыпям к озеру. Скоро осыпь закончилась. Лавируя по травянистым склонам и выбирая путь в обход крутых участков и скальных сбросов, к 12 ч. 00 мин. я вышел на берег озера, из которого вытекает правый исток реки Кяфар-Агур. Оприходовав 2-й сникерс, я помчался вниз по коровьей тропе. Долина широкая с плоским дном. Благодаря этому, я временами переходил на бег. Вообще-то бег я себе мог позволить лишь на очень ровной тропе. Селений на северных склонах хребта Абишира-Ахуба нет на протяжении десятков километров. Стоило сломать ногу, и мои обглоданные волками останки туристы обнаружат только в июле следующего года.

Приблизившись к слиянию правого и центрального истоков реки Кяфар-Агур, я перешёл на левый берег и траверсом, без набора высоты завернул к поляне у слияния центрального и левого истоков. На поляне был в 13 ч. 00 мин. Здесь по орографически правому берегу шла мощная коровья тропа. В какой то момент она завернула на склон и начала круто подниматься по берёзовому лесу среди зарослей рододендронов. Вскоре я потерял тропу, но не надолго. Лес быстро кончился, на лугу тропа сразу нашлась.

Вид с нижнего Агурского озера на юг. 1 - пер. Турий, 3173 - пик Динника, 2 - пер. Федосеева

Дно долины центрального истока реки Кяфар-Агур завалено огромными камнями. Идти неудобно, поэтому я перешёл речку и стал подниматься по склону её орографически левого берега. Впереди над долиной нависала скала. Её можно обойти и слева и справа. Седловина по ходу справа мне показалась более высокой, и я выбрал левый путь. Сначала я поднимался по осыпям и простым скалам, затем был вынужден выйти на протяжённый снежник. Снег оказался очень плотным и скользким. Ступени ботинками не вырубались. У меня была только палка, и я почувствовал себя очень неуютно. Пришлось вернуться в рандклюфт между скалами и снежником. Здесь изрядно "покорячился" - осыпь под склоном была крутой и мелкой. Наконец, я вышел на плоскую верхнюю часть снежника и с неё перешёл на крупные камни сухого русла ручья. Ещё 20 метров несложного подъёма и я вышел к первому (маленькому) озеру. Конечно, я ошибся, надо было обходить скалу справа. Это только кажется, что правый путь выше. Около озера я оказался в 14 ч. 30 мин.

Пер. Турий

Верхнее (большое) Агурское озеро, вид со склона перевала Федосеева

Здесь я распрощался с последним сникерсом и отправился дальше по плоской заваленной камнями травянистой долине ко второму (большому) озеру. Это озеро я обошёл слева по пологому восточному берегу. Долину замыкала внушительная вершина. У её основания угадывалось нечто вроде маленького ледничка. По ходу справа от ледника имелась морена. В её кармане (между мореной и склоном) сухое русло ручья. Оно заворачивало по ходу вправо под седловину перевала Федосеева, который расположен справа (западнее) описанной вершины.

За озером начался подъём сначала по крупной осыпи, затем по орографически левому склону кармана морены, и, наконец, по дну кармана. Завернув направо, я попал на моренное поле у основания взлёта на перевал. Взлёт короткий 50-70 м. Поднимался на левую (восточную) часть седловины. Ближе к седловине я наткнулся на тропу, которая траверсом осыпного склона вывела меня на перевал. У тура был в 15 ч. 45 мин. Высота 2880.

Верхнее и нижнее Агурские озёра

Скалы западнее седловины перевала Федосеева

Дул сильный ветер. Я не стал задерживаться на перевале и по набитой в осыпи тропе спустился на юг на большую травянистую полку. Здесь тропа раздваивалась. Я пошёл по левой, испещрённой следами скота, и снова ошибся. Тропа быстро терялась. Тогда я начал спускаться прямо по склону, пересекая бесчисленные овечьи тропы, которые шли, как обычно, траверсом и были для меня бесполезны. Чтобы не вылететь на сбросы, я уклонился влево. Затем нашёл кулуар, который просматривался до конца, и по нему спустился к лесу. В этом месте в кулуаре уже журчал мощный ручей. Полоса леса у ручья была тонкой (всего 150-200 м.), и я надеялся, что мне удасться без особых проблем продраться на обширную поляну ниже леса. Всё оказалось ещё проще. Проплутав по лесу каких-нибудь 50-70 метров, я заметил мощную тропу, которая спускалась к ручью слева. Это была уже не траверсная тропа. Это была тропа, по которой скот выводят на джайляо. По тропе я мигом спустился на поляну. На карте она называется Лунной. Между летовкой и дорогой, которая шла вдоль нижнего края поляны, паслось большое стадо быков. На дороге я очутился в 17 ч. 25 мин. Она шла вдоль реки Архыз к реке Псыш и далее в пос. Архыз. Путь по ней не требует описания. Отшагав 13 километров, я в полной темноте вошёл пос. Архыз. В 19 ч. 30 мин. я переступил порог дома.