Федерация туризма г. Москвы
  Московский Авиационный Институт.
1. Идея похода.
2. Информация о районе похода.

ОТЧЕТ

3.Справочные данные похода . о горном туристском путешествии пятой
Техническое описание маршрута:
категории сложности по Юго-Западному Памиру,
4.1 Первая часть
совершенном 30.07 по 10.09. 2003 г.
4.2 Вторая часть

5.Выводы и рекомендации. Маршрутная книжка - N 1\3 - 504
Руководитель группы - Рыкалов Петр Владимирович

Техническое описание маршрута.

Первая часть: Гармчашма – р. Зевч – пер. Зимбрадар (Зевч) (1Б 4650 (п\п)) – р. Шарфдара – пер. Бун-ёд (1Б 4885 (п\п)) – пер. Светлана (1Б 4850) – р. Биджуардара

р. Биджуардара– пер. Славутич (2Б 5130) - пер. Сюрприз (3А 5300) – пер. 50 лет ЛГУ (2А 5270) - рад. п. Маяковского (3А 6096) – р. Дараидаршай – к. Даршай - к. Шитхарв

1 день

04.08.2003

Солнечно.

Источники Гарм-чашма – р. Зевч.

30 мин.

Источники Гарм-Чашма – слияние р. Гарм-Чашма и Зевч. От горячих источников Гарм-Чашма, расположенных на высоте 2500 м., (Ф 7-9), шли по грунтовой дороге, правым берегом р. Гарм-Чашма. Дорога идет вдоль домов кишлака и упирается в ворота санатория. Ворота открыты, прошли территорию санатория, сразу за ним нарзанный источник – железная труба, из которой бьет ключ. Сразу от источника поднялись на дорогу, идущую чуть выше, по правому склону долины. На нее можно выйти раньше – из поселка, но тогда путь будет пролегать мимо нарзана. Дорога набирает 150 – 200 м высоты и спускается к огородам, и отдельно стоящим мазанкам в долине. Далее дорога переходит в тропу и идет сначала между огородами, вдоль арыка, а потом в лесу. Примерно в 0,5 км не доходя до слияния с р. Зевч тропа поворачивает налево (п.х.) в направлении долины р. Зевч у очередного огорода.

20 мин.

р. Зевч до слияния со 2-м прав. притоком.

В долине р. Зевч тропа идет правым берегом и скоро подходит к каньону, где идет непосредственно у воды, переходит на левый берег, а по окончании каньона обратно на правый, и скоро теряется. Долина остается узкой, путь до небольшого водопада проходит по правому берегу. Не доходя до него около 300 м, перешли на левый берег. Водопад обошли, взобравшись на крутой левый склон долины, самостраховка ледорубом, или лыжными палками. Выше водопада перешли обратно на правый берег. Обед. Перед слиянием со 2-м правым притоком очередной брод на левый берег для обхода скального прижима. Путь до слияния по левому берегу непосредственно у воды.

50 мин.

р. Зевч до слияния с 1-м прав. притоком. По берегам ручья густые заросли деревьев и кустарников, часты прижимы. Движение по левому берегу вдоль воды, иногда прямо по ручью, перешагивая с камень на камень, далее насколько, раз переходили с одного берега на другой, обходя прижимы. После прижимов долина немного расширяется, путь проходит по правому берегу. На ночлег встали у слияния. За слиянием ручей, ведущий к перевалу Зимбрадар, течет под осыпью, воды нет. Вечером пришлось выложить площадку для палатки, ровные места для ночлега отсутствуют.

Пройдено 9,6 км.

2500-3600

ЧХВ = 6 ч. 40 мин.

+1100

2 день

05.08.2003

Солнечно, к вечеру переменная облачность, усиление ветра .

пер. Зимбрадар (1Б 4650 (п\п)) – озера в истоках лев. притока р. Шарфдара.

Пер Зимбрадар расположен в северной части Ишкашимского хребта, ориентация склонов – ЮЗ – СВ, соединяет правый приток р. Гармчашма (р. Зевч) с левым притоком р. Шарфдара. Описание дается от р. Гармчашма, до р. Шарфдара.

3 часа

15 мин.

Слияние с 1-м прав. притоком – цирк пер. Зимбрадар. По камням перешли 1-ый правый приток и далее поднимались по осыпи в русле ручья. Вода появляется через час ходу от места стоянки. Прижим обошли по левому склону. Дальше путь опять вдоль воды по средней осыпи. Небольшой скальный каньон проходится по ручью, за ним русло поворачивает налево (п.х.). От поворота виден скально-осыпной склон перевала. После поворота вода в ручье пропадает. Сухое русло вскоре поворачивает направо (п.х.), некрутой подъем по средней осыпи: 15-20º, 100 м выводит в цирк перевала, на цветочное плато. Обед.

2 часа 40 мин.

Цирк пер. Зимбрадар – седловина пер. Зимбрадар. Путь подъема на перевал по нечетко выраженному скально-осыпному ребру безымянной вершины, что правее (п.х.) седловины перевала, для обхода пояса разрушенных скал на перевальном взлете. Подход под ребро по средней осыпи до 20º, движение по ребру плотной группой, соблюдая меры предосторожности хождения по камнеопасным участкам. Характер пути: средняя живая осыпь 35-45º среди выходов разрушенных скал, которые обходятся, перепад высот 200 м. Подъем по ребру следует вести до высоты, примерно равной высоте седловины. Выход на седловину перевала траверсом, вначале снежного, 30-35º, затем осыпного, 35º, склонов. Самостраховка ледорубом.

1 час.

Седловина пер. Зимбрадар – озера в истоках лев. притока р. Шарфдара. Седловина осыпная, неширокая. Тур построен чуть выше и южнее седловины, на осыпном ребре безымянной вершины, по ребру которой шел путь подъема. Непосредственно на седловине, и чуть севернее нее есть несколько ровных мест для постановки палаток.

Путь спуска в обход крутого снежно-ледового склона по пологому снежному ребру, что отходит в СВ-В направлении от седловины. Движение в связках, на ребре тропежка. При достаточном количестве снега кошки не нужны. Слева (п.х.) пологий спуск с ребра на тело маленького безымянного ледника.

Спуск в цирк, где расположено несколько озер по правому (п.х.) рукаву ледника. На всем протяжении такого пути крутизна не превышает 20-25º. Перепад высот между седловиной и озерами 300 м. На ночь встали в 50 м ниже озер, здесь меньше «дует».

Выводы и рекомендации . 1) В долине р. Зевч очень мало удобных мест для ночлега, (сложный рельеф долины, и иногда отсутствие воды). Удобные места для стоянок: у слияния со 2-м и 1-м правых притоков, за поворотом русла налево, после небольшого скального каньона, в перевальном цирке на плато.

2) Описанный путь прохождения перевала наиболее простой и безопасный.

Пройдено 6 км.

3600-4650-4300

ЧХВ = 6 ч. 55 мин.

+1055 -350

3 день

06.08.2003

р. Шарфдара (полудневка).

50 мин.

Озера в истоках лев. притока р. Шарфдара – спуск с 1-ой ступени долины.

Начало спуска по некрутому травянисто-каменистому склону, 10-15º. Крутопадающий участок долины обходится по правому склону, средняя осыпь 30-40º, 100 м. За ним ровный участок долины,- пастбище. Здесь на левом берегу ручья начинается тропинка.

Движение по ровному участку долины. Путь по тропинке, левым берегом реки. У противоположного края ровной части долины тропа переходит на правый берег. Река переходится по камням.

2 часа 05 мин.

Спуск со 2-ой ступени долины к р. Шарфдара. Далее долина опять круто падает, река уходит в каньон. Путь все время по правому берегу, тропа хорошо битая. Перед слиянием с Шарфдарой троп становится больше, они не теряя высоты уходят направо (п.х.), уводя от слияния Шарфдары с притоком, который практически до самого конца течет в каньоне. Все тропы спускаются к р. Шарфдара примерно в 1-1,5 км выше слияния. Спуск к реке по крутому травянистому склону 35-40º, 100-150 м. Крутые берега, подходящие вплотную к воде чередуются с ровными травянистыми полянами, удобными для стоянки. После обеда никуда не пошли, решили сделать полудневку, дав людям возможность отдохнуть, и для лучшей акклиматизации прогуляться вниз по долине.

Пройдено 6 км.

4300-3620

ЧХВ = 3 ч. 45 мин.

-680

4 день

07.08.2003

Подход под пер. Бун-Ёд.

50 мин.

р. Шарфдара – движение вверх по долине до крупной осыпи по берегам, в истоках реки. Вначале путь по хорошо набитой тропе левым берегом реки. Через 0,5 часа поровнялись с летовкой, что на другом берегу, (на правом). Еще 0,5 часа ходу, и мы подошли к летовке на левом берегу, которая обозначена на карте. В обеих летовках никого нет. Через 15 мин ходу, выше летовок долина сильно сужается, крутые осыпные берега, (средняя осыпь), вплотную подходят к воде. Тропа теряется, наш путь по левому берегу до старого снежного моста. По нему перешли на другой берег, и далее набрав метров 40 высоты снова вышли на тропу. Скоро тропа опять теряется в каменном завале. Сразу за завалом долина становится шире. Спуск по завалу вниз, (средняя и крупная осыпь), на широкую и пологую часть долины. Здесь находятся верхние пастбища. Путь предпочтительней чуть выше реки по травянистой террасе. Не доходя примерно 1 км до впадения 1-го правого притока р. Шарфдара начали подъем в направлении прав. притока на верхнюю террасу.

30 мин.

Подъем по морене на верхнюю террасу, между старыми моренами и моренами северного ледника п. 5148. Движение по средней осыпи 25-30º, косой траверс склона с плавным набором высоты. Перепад высот от реки до верхней террасы 300 м. Здесь отличные места для лагеря. Обед.

1 час 10 мин.

Верхняя терраса – правый карман морены ледника – истоки прав. притока р. Шарфдара. Подъем к моренам ледника п. 5148, затем путь влево (п.х.) вдоль ручья, к его истокам. Ручей огибает основные морены ледника слева (п.х.), и течет в уютном кармане, где множество хороших мест для постановки лагеря. Последние удобные места находятся у истока ручья, рядом с правой боковой мореной ледника. Здесь ночевка.

Пройдено 10 км.

3620-4500

ЧХВ = 5 ч. 50 мин.

+880

5 день

08.08.2003

Солнечно.

пер. Бун-Ёд (1Б 4850 (п\п)) – р. Вяздара.

Пер Бун-Ёд расположен в СВ отроге Ишкашимского хр., севернее п. 5148, ориентация склонов З-В, соединяет долины рек Шарфдара и Вяздара. Описание дается от р. Шарфдара до р. Вяздара.

55 мин.

Истоки прав. притока р. Шарфдара – выход по моренам на ледник. По правой боковой морене вышли на ледник, средняя осыпь 15-25º.

30 мин.

Движение по леднику, подъем на седловину перевала по косой ск-ос полке.

От окончания морен виден весь цирк, и седловина нашего перевала – самое низкое понижение в скалах цирка, левее (п.х.) пика 5148. Отдых, разведка возможных путей подъема на перевал. Косая скально-осыпная полка находится ближе к нам (п.х.), а если смотреть прямо на перевал, то слева (п.х.) от седловины. Выход на перевал по полке наиболее прост. Подход по леднику к полке – 15-20 минут, в связках, не приближаясь близко к скалам, что слева (п.х.), камнеопасно. Полка шириной около 1 м, иногда со слабым наклоном во внешнюю сторону, 5-10º, крутизна полки 10-25º. При движении по полке многочисленные нависания скал, которые, если что, обеспечат хорошую защиту от камней, хотя путь по полке вполне безопасен. Камнеопасные скалы начинаются дальше того места, где происходит выход на полку. Пройдя 2\3 полки подошли к сложному месту. Здесь полка сужается и делает изгиб в виде подковы. Техническая подготовленность нашей группы позволяет пройти это место на личной технике и с самостраховкой ледорубом. Тем не менее в сырую и дождливую погоду мы рекомендуем всем группам, независимо от опыта провесить это место. Далее простой выход по полке на седловину. Такой «хайвэй» среди скал наводит на мысль об искуственном происхождении полки. Возможно когда-то этот перевал использовался местными жителями, а теперь забыт за ненадобностью. На седловине на камне высечена надпись «Бун-Ёд». Так мы и решили назвать перевал. Тем не менее мы считаем это туристическим первопрохождением, т.к. информации о нем ни в одном источнике нет.

50 мин.

Спуск по ск-ос склону в перевальный цирк, (до конца маленького ледника).

Полка выводит на скальный гребень, на узкую скально-осыпную седловину. Самое низкое понижение в гребне находится рядом, в 30 метрах ниже, спуск к нему по скалам средней трудности. Спускаться вниз не стали, т.к. с нашего места также есть нормальный спуск в долину Вяздара. Тур сложили рядом. Путь спуска в цирк по средней осыпи 35-40º, обязательно плотной группой, соблюдая меры предосторожности хождения по «живой осыпи», перепад высот 200 м.

1 час 45 мин.

Спуск с 1-ой ступени долины лев. притока р. Вяздара. Начало движения вдоль ручья по средней и крупной осыпи. Через 10 мин взяли направление на правый борт долины, где спуск наиболее прост. Ключевой участок спуска – средняя осыпь и участки конгломератного склона, 40-35º, 150 м., движение плотной группой. Пологий участок долины короткий, проходится за 5 мин. Здесь есть вода и удобные места для лагеря.

1 час 30 мин.

Спуск со 2-ой ступени долины лев. притока р. Вяздара, выход к р. Вяздара.

Дальше спуск проще и положе: по травянисто-каменистому склону до 30º, правым берегом ручья. Иногда появляется плохо набитая тропа. Перед слиянием ручей уходит в каньон. Выход к р. Вяздара уклоняясь вправо (п.х.), по травянистым склонам чуть выше слияния. Ровных мест для ночлега здесь достаточно.

Пройдено 6.6 км.

4500-4850-3800

ЧХВ = 6 ч. 50 мин.

+350 -1050

6 день

09.08.2003

Солнечно, к вечеру пасмурно, усиление ветра, снегопад.

пер. Светлана (1Б 4855) – р. Биджуардара.

Пер. Светлана расположен в восточных отрогах Ишкашимского хр., ориентация С-Ю, соединяет долины р. Вяздара и Биджуардара. Описание дается от р. Вяздара до р . Биджуардара.

2часа 30 мин.

р. Вяздара – движение по моренам до выхода на ледник Вяз. Травянистые холмы долины заканчиваются через 0,5 часа. Выход на ледник по центру долины, выбирая наиболее удобный путь среди хаоса морен. Движение по средней осыпи.

2 часа

Подъем по леднику на седловину перевала.

Седловина перевала Светлана – широкое значительное понижение в снежном гребне. Подъем прямо в лоб по леднику Вяз, связки, кошки, ледник закрытый, есть несколько опасных широких трещин. Крутизна подъема 10-25º, перепад высот 300 м. Сама седловина перевала осыпная, тур в центре, записка от 14.08.91, туристы из г.Николаева, рук. Белодед Н. В.

Во всех источниках здесь указан пер. Тусиян 2Б. На самом деле такого перевала не существует. Здесь расположен пер Светлана 1Б. Перевал редко посещаем, предидущая группа сняла записку от 1980 г.

1 час 20 мин.

Спуск по ск-ос склону к озеру в перевальном цирке. Движение прямо вниз от тура, по кулуару, средняя осыпь 40-35º, 100 м. В центре осыпного склона невысокий пояс скал. Спуск по скалам в левой части кулуара, где скальный участок наиболее короткий. Скалы несложные, 3м, 90º, прошли свободным лазанием, без рюкзаков. Рюкзаки передали отдельно. За скальным поясом осыпь 35-30º, 100 м, и далее склон выполаживается. От подножия склона до озера 15-20 мин. Обед.

1 час 15 мин.

Спуск с 1-ой ступени долины лев притока р. Дармаидосан (р. Бадомдара). Начало спуска вдоль ручья, вытекающего из озера у левого борта долины, по левому берегу, до скального сброса. Сброс обойти двигаясь к правому борту долины, дальнейший спуск вниз по центру долины или чуть ближе к правому борту на небольшое выполаживание долины. Здесь начинается тропа.

1 час 30 мин.

Спуск со 2-ой ступени долины лев притока р. Дармаидосан. Дальнейший спуск вниз по тропе, она идет правым берегом, выше реки, которая течет в каньоне. Тропа подходит к краю скального сброса, и по нему спускается вниз к проходу в скальном сбросе, и далее выводит на ровное травянистое плато. Отсюда идет множество троп вниз к р. Дармаидосан, и к ее левому притоку. Спуск к слиянию 15 мин. Ночевка.

Пройдено 11.4 км.

3800-4885-3800

ЧХВ = 8 ч. 35 мин.

+1085 -1085

7 день