ЭКСПЕДИЦИЯ ВАЛЕНТИНА БОЖУКОВА НА ЭВЕРЕСТ ВЕСНОЙ 2004 ГОДА

В.Божуков

ВАЛЕНТИН БОЖУКОВ из Катманду 15.04.2004. "Вместе со своим напарником по связке МС СССР, доктором физико-матаматических наук Эдуардом Вашенюком (г.Апатиты) мы нацелены на скоростное восхождение на Эверест с севера (из Тибета) в мае этого года. Особенность подготовки к восхождению: 20-дневная нормобарическая акклиматизация к гипоксии Эвереста в Катманду, совмещаемая с интервальными скоростными тренировками во время подъемов на окружающие город горы высотой 2400-2800 м. Особенность восхождения: мы используем новый тип кислородной аппаратуры третьего поколения. Это криогенная аппаратура, в которой емкость заполняется жидким кислородом, а дыхание дополнительным кислородом начинается при старте из передового базового лагеря (6300). Основное условие такого восхождения - хорошая погода хотя бы одни сутки. Надеемся на бога, и что в мае месяце такие сутки найдутся! Андрей! Конечно, мне покоя не дает желание проложить маршрут по склонам Нуптцзе в западный цирк Эвереста и назвать его перевалом МАИ. Мне кажется, что этот первопроход, дополненный кольцом вокруг Эвереста по Тибету, украсит достижения Турклуба МАИ. Осмотр состояния снежных склонов весной прошлых лет и в марте этого года убедительно говорит об их лавинной безопасности. Всем привет от Валентина Божукова, маевца образца 1953-1958гг.!"

От редакции. Экспедиция мастера спорта международного класса Валентина Михайловича Божукова называется "Уренгой-Газпром-Эверест 2004", в честь её генерального спонсора. Трек вокруг Эвереста пока ещё ни разу не осуществлён даже по простейшим перевалам из-за отсутствия очевидных механизмов официального оформления перехода государственных границ в "неположенном месте" и присутствия в районе большого количества людей.

Э.Вашенюк

ВАЛЕНТИН БОЖУКОВ из Катманду 28.04.2004. Дорогие друзья! То, что я вам сейчас напишу, лучше всех может прокомментировать Юра Байковский - самый главный организатор социальных и научно-спортивных программ Международного Альпинистского клуба (МАКа), его вице-президент. Экспедиция "УРЕНГОЙ-ГАЗПРОМ - ЭВЕРЕСТ 2004" проводится по инициативе менеджера МАКа Валентина Божукова в интересах реализации именно такой направленности программ. Это - создание новой методики подготовки и реализации восхождений альпинистов в "зону смерти", на вершины высотой более 8000 метров. В основе этой методики лежит норомобарическая акклиматизация к гипоксии в сочетании с интервальной скоростной тренировкой. Это - создание нового поколения систем жизнеобеспечения альпинистов при восхождении в зону смерти, основанного на применении криогенных технологий. Как первое, так и второе заимствовано нами из опыта авиационного и ракетно-космического комплексов Советского Союза. Вышедшее на передний план при рассказе об Экспедиции восхождение 70-летнего Божукова на Эверест, с установлением рекорда Гиннеса, есть не что иное, как дань сложившейся сейчас в обществе иерархии ценностей, позволяющее проще решить проблему финансирования первых 2-х программ. Чуть подробнее об Экспедиции в моем письме Андрею Крылову, человеку, с которым я познакомился в прошлом году в треке под Эверестом, который то и сделал реальностью мои мечты об Эвересте.

ВАЛЕНТИН БОЖУКОВ из Катманду 28.04.2004 переслал статью - "Мысли ветерана альпинизма".

Деловая встреча в режиме
нормобарической акклиматизации

ВАЛЕНТИН БОЖУКОВ из Катманду 29.04.2004. Дорогие друзья! К направленному вам вчера, 28.04.04 письму посылаю фотографии, отражающие начальный период подготовки экспедиции УренгойГазпром-Эверест 2004 в г. Катманду. Фотографии подразделяются на группы: b1-b7 тренировки беговые и с парапланом на горе Джамчо (2400 м) близ г. Катманду; exp0-exp4 экперименты и нормобарическая акклиматизация на низких высотах. Различные формы нормобарической адаптации к гипоксии: в изолированной среде "горного воздуха" (exp1,2) и в маске с горным воздухом (exp3,4). k1-Врачебный контроль акклиматизации к гипоксии, k2 -взятие анализа крови на гемоглобин. dv1-3 Деловые встречи с непальскими бизнесменами проходят в режиме нормобарической акклиматизации. Fig1-Fig8-Знакомство с Непалом, Катманду, народом, бытом, архитектурой.

ВАЛЕНТИН БОЖУКОВ из Катманду 30.04.2004. Сегодня группа "Уренгой Газпром - Эверест 2004" в составе Валентин Божуков - Эдуард Вышенюк была принята послом России в Непале Валерием Вартановичем Назаровым. Посол и присутвовавший на приёме, консул России Владимир Попов и российская подданная, жена Валентина Божукова, Виктория Онуфриева, пожелали будущим восходителям возвращения на Родину здоровыми и, если позволит погода, успешного Восхождения на вершину Эвереста - высшую точку Земли, высотой 8848м. Приём прошёл в тёплой, дружественной обстановке за чашкой чая и с шутками по поводу отключенного в этот час в посольстве (и в районе) электричества. Не обошлось без упоминания имени Чубайса - главного российского отключателя - в связи с разбитой коленкой Виктории; от более серьёзной травмы её защитило второе имя -Vita, что значит "жизнь", и вера в Волю Божию, которого она никогда не гневила.

Нормобарическа акклиматизация

ВАЛЕНТИН БОЖУКОВ из Непала. Кодори 03.05.2004. Дорогие друзья! Сегодня мы - Эд Вашенюк и Валентин Божуков, группа Уренгой-Газпром-МАК пересекаем государственную границу и по "Мосту Дружбы" из Непала попадаем в Тибет. Мысли: начинает исполняться мечта моих друзей Игоря Ерохина, Кирилла Кузьмина, Адика Белопухова о восхождении на Эверест, не осуществлённая 45 лет назад, в рамках созданной и подготовленной ими с единомышленниками Советско - Китайской экспедиции на Эверест - 1959г. Мечта, которую кроме меня, некому осуществить. Планы: завтра быть в ВС, на высоте 5700м на подходе и в прямой видимости Эвереста, 6 дней адаптироваться к местности, условиям: климату, рельефу, людям. Летать на параплане, кататься на лыжах, посетить лагеря русских экспедиций Козлова и Абрамова, что в непосредственной близости от Эвереста - одним словом, привыкать к намеченному на середину месяца мая подъёму на Северное седло Эвереста 7000м. 16 мая ожидаем приезда руководителя ПИАРа экспедиции, вице-президента МАКа Юрия Бойковского и наступления в 3-й декаде мая хорошей погоды, одновременно с полнолунием 25-30 мая - если на то Воля Божия, о которой сейчас во врученной мне рукописной молитве ходатайствует моя жена Вита (Жизнь) - Виктория (Победа). Погода, состояние снега определяет наш путь - по классике китайцев или по склону северной стены, тактику и темп восхождения... об этом - позже.

ПРИВЕТ ИЗ ТИБЕТА! 05.05.2004 прибыли в базовый лагерь. Проводим спуски на лыжах, пробные полёты на парапланах. Опробуем кислородные аппараты нового поколения. Установливаем контакты с русскими и зарубежными экспедициями. Вчера были в передовом
лагере экспедиции Козлова. Валентин Божуков, Эдуард Вашенюк.

ВАЛЕНТИН БОЖУКОВ. "По дороге к Эвересту", страничка из дневника от 03.05.2004. Откровения о взрыве 24.03.2004 кислородного баллона, приведшего к тяжёлой травме В.Божукова. Горькие мысли о судьбе экспедиции. Надежда, что всё удастся преодолеть!