3. КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

16.04. Прилетели в Анталию, встретились с представителем турфирмы, осуществляющей организационную поддержку нашего похода и сели на предоставленный фирмой микроавтобус. По пути в Коркутели заправились бензином (в конце похода в одном из магазинов Кемера мы обнаружили одноразовые газовые баллоны по 850 тысяч лир). На 16-м километре к югу от Эльмалы въехали в озеро Авлан. Магистраль Эльмалы – Фенике проложена посреди озера на высокой насыпи. Озеро представляет собой плоскую котловину с лужами по обе стороны от дороги. В конце озера обнаружили старую дорогу, которая обходила озеро по восточному берегу. По старой дороге вернулись к сухому руслу ручья, который впадает в озеро с востока. Великолепная поляна: вокруг сосны, арча и фисташковые заросли. Заметны следы пикников. Ужинали и завтракали при фонарях на привезённой из Москвы воде. Высота 1000м.

На пути к перевалу Чам

17.04. Начали подъём по сухому руслу ручья. Шли на восток. Вокруг сосновый лес. В том месте, где русло резко поворачивает на юг, необходимо продолжить подъём по тропе на восток. После 20-минутного крутого подъёма оказались на поляне с двумя колодцами. Западный колодец более чистый. На противоположном (восточном) крае поляны обнаружили грунтовую дорогу, которая сначала шла на юг, затем плавно поворачивала на восток, север и стабилизировалась в северо-восточном направлении. Перед поворотом на север от дороги отходит ответвление на юго-восток. На развилке стоит столб с указателями. Дорога очень красивая. Вокруг ухоженный сосновый лес. Изредка на деревьях встречаются скворечники. К обеду спустились в котловину озера 1600. Озеро очень живописно. Вода болотная и малопривлекательная для питья. На южном берегу озера обнаружили колодец с чистой водой.

После обеда поднялись во вторую котловину. В ней озера нет. Только низкорослая трава и грязь. У южного края колодец. У северного края вдоль дороги выстроился ряд летних домиков. Последним в этом ряду стоит фундаментальный домик лесника. Ночевали в двух летних домиках. После ужина ходили к леснику в гости. Весь вечер дети играли с собакой – большой кавказской овчаркой. С этого вечера и до конца похода она стала членом нашей группы.

Ежи

18.04. Распрощались с лесником и продолжили путь на северо-восток. За один переход поднялись на перевал, который решили назвать перевалом Чам (1820, н.к.). На перевале лес кончается, и открывается величественный вид на вершину Кызларсивриси (3086). С перевала по дороге спустились во впадину Чам. Собака бежала с нами, на обеде её не кормили, стимулируя её возвращение к летним домикам. Дно впадины каменистое и пустынное. Дорога уходит влево в самую низкую часть впадины, где зеленеет трава и заметны следы пастушьих лагерей. Мы продолжили путь на восток по хорошо заметной тропе. Перед взлётом на перевал 1970 в северном отроге Кызларсивриси тропа уходит на север. На схеме это место обозначено отметкой 1800. Далее шли без тропы, сначала по сухому руслу ручья, а затем по заросшему колючими “ёжиками” каменистому склону. На перевале 1970 обнаружили грунтовую дорогу, которая поднималась на перевал с северо-запада из другой долины. На перевале встали на ночлег. Воду брали из тонкого ручейка под снежником. Перевал решили назвать Северным Кызларсивриси (1970, н.к.). Местное название спросить не у кого.

Ночью разразилась гроза с градом и ливневым дождем. Сильным порывом ветра сорвало тент у одной из палаток. Тент удалось укрепить. Собаке было плохо. Голодная она скулила и выла под дождём. Сколько мы её не звали, но под тент она так и не пришла.

19.04. Отсидка, присматривались к погоде, акклиматизировались. В этот день стало ясно, что собака от нас не уйдёт. Мы испугались, что от голода, рано или поздно, у неё “поедет крыша”, и она станет очень опасной. Поэтому с этого дня кобель кавказской овчарки стал полноценным членом нашей группы. Мы подключили его к раскладке. Он ел всё: молочный геркулес и рис, борщ и гороховый суп, картофельное пюре с мясом и сырокопчёную колбасу, сухари и полагающийся к чаю сахар. Единственное, что мы ему не предлагали – это рыбные консервы. Не ел он также лук, чеснок и курагу.

Наполеон

20.04. С перевала возможен спуск по старой дороге в котловину 1540. Хорошо просматривается крутой противоположный склон котловины. Тропы на нём не видно. 800-метровый подъём по крутому глиняному склону без тропы на перевал 2330 выглядел малопривлекательным. Основная дорога с нашего перевала (1970) уходила на траверс северных склонов Кызларсивриси и заворачивала во впадину 2140. Из этой впадины мы рассчитывали перевалить на восток во впадину 2340 и далее на север в район перевала 2320.

На траверсе по пути ко впадине 2140 мы попали в плотный туман. Перед спуском во впадину отклонились от дороги влево по ходу и начали (траверсом восточного склона впадины) набирать высоту. Туман начал рассеиваться. Стало видно, что дорога ведет на юг через перевал 2420. После 20-минутного подъёма вышли на перегиб, с которого увидели новую дорогу. Она ответвлялась от основной в южной части впадины 2140 и заворачивала на север к перевалу западнее вершины 2610. Дорогу от нас отделял спускающийся с этого перевала распадок. В неустойчивую погоду и при наличии тумана такой перевал с дорогой представлялся весьма удачной находкой. Не спускаясь в распадок, мы продолжили траверс и, медленно набирая высоту, вышли на дорогу почти у самого перевала. На западе из-за облаков периодически выглядывала стройная вершина Кызларсивриси (3086). В ясный день с перевала должна открываться красивая панорама, поэтому мы назвали его Обзорным (2500, 1А).

В палатке

Дорога оказалась недостроенной и обрывалась прямо на перевале. Точнее она продолжалась тропой, которая спускалась траверсом на северо-восток к подножию перевала 2320. Тропа была полностью засыпана снегом и лишь угадывалась по изредка выступающим из-под снега камням. Склон был крут (до 40 градусов) и опасен скальными выходами. Спускались предельно осторожно, формируя надёжные ступени и поддерживая ледорубы в состоянии готовности к самозадержанию. Младшего ребёнка несли в рюкзаке, пристраховав его грудную обвязку к обвязке матери. Пятилетку обвязали репшнуром и связали с отцом. Протяжённость самого крутого участка, где все эти меры были абсолютно необходимы, составила около 50-ти метров. Ниже склон выполаживался, начинались осыпи. В котловине между перевалами 2330 и 2320 встали на обед. Воду топили из фирна близлежащего снежника. Начался дождь, пришлось поставить палатки. В половине пятого выглянуло солнце, погода заметно улучшилась. Однако сворачивать лагерь и куда-либо идти было уже поздно. Пройдена первая “единичка-А”. Летом это будет, скорее всего, “н.к.”.

21.04. Солнечным утром за 20 минут по хорошей тропе поднялись на перевал, который назвали перевалом Кынлыджатепе (2320, 1А в варианте со спуском во впадину 1950), используя имя примыкающей к перевалу с севера вершины 2630. От перевала на восток протянулась долина, почти не сбрасывающая высоту. Дно долины представляет собой цепь маленьких бессточных котловин, отделённых друг от друга невысокими перемычками. Поднявшись на очередную перемычку, мы неожиданно увидели впереди впадину 1950. Это была глубокая чаша, отделённая от спускающейся на юг долины высокой скальной перемычкой. В чашу тропы не было. Она уходила траверсом её крутого южного склона и заворачивала на юг в долину выше скальной перемычки. Тропа выглядела весьма экстремально. Она была узкой, местами осыпавшейся и предоставляла многочисленные возможности разбиться на скальных выступах ниже по склону. К северу от чаши хорошо просматривалась долина, ведущая к перевалу 2420 западнее вершины Зиярет 2833. Решили не рисковать на траверсе и продолжить путь через чашу и эту долину.

Подснежники

Спуск в чашу проходил по длинному снежнику крутизною в верхней части до 30 градусов. Опять получилась полноценная “единичка-А”.

В чаше было тепло. Мы остановились, чтобы подсушить носки и ботинки и попить чаю. Вокруг много красивых цветов.

Подъём по северному склону чаши проходил по сухому руслу ручья. В конце 50-минутного перехода зарядил дождь. Мы еле успели выбраться за перегиб и поставить палатки. Солнечным вечером ходили на разведку перевала 2420. Воду добывали из снежника рядом с палатками.

22.04. Дальнейший путь к перевалу 2420 шел практически без набора высоты. Места были очень приятными. Многочисленные изумрудные от травы котловинки перемежались осыпными перемычками. На бортах котловинок то и дело попадались снежники. Весело светило солнце. Поднявшись на очередную перемычку, мы неожиданно обнаружили, что стоим на перевале 2380 в южном отроге вершины 2650. Впереди под стеною вершины Зиярет простиралась впадина с мелким озером. Во впадину откуда-то с юга спускалась грунтовая дорога и плавно набирая высоту уходила на север за перевал, который мы решили назвать перевалом Западный Зиярет (2420, н.к.). Рядом с дорогой мы обнаружили несколько колодцев с чистой водой.

Серпантин дороги на северном склоне перевала завален снегом, неудобен и опасен. Прямо с перевала от дороги ответвляется мощная тропа, которая уходит вправо на бесснежный западный склон вершины Зиярет. По этой тропе мы за полчаса спустились в долину и снова вышли на дорогу.

Котловина Пазан

Долина являлась не чем иным как очередной котловиной. Она была узкой и простиралась с севера на юг. Дно долины поросло низкорослой травой. Около дороги имеется колодец с глубоко расположенной и, кажется, плохой водой. В северной части долины дорога поворачивает на восток и поднимается на невысокий перевал.

С перевала открывается вид на альпийские луга долины Позан. Дорога спускается к летнему и обитаемому домику, в окрестности которого паслась группа лошадей. Здесь мы увидели первый настоящий ручей. К сожалению, его путь весьма короток. Ниже домика ручей скрывается под камнями. Его сухое русло уходит в каньон. Над каньоном по правому борту долинки траверсом поднимается выводящая на дорогу тропа. Тропа опасна, склон очень крут, падение в каньон фатально. Решили спуститься по каньону. Он вполне проходим. На спуске мы обнаружили только пару 2-х метровых сбросов, которые обходятся по простым скалам. Нижний сброс оказался для собаки непроходим. Мы были уже готовы проститься с ней, но она, всё же, нашла опасный обход по крутым осыпям над каньоном и через 100 метров спустилась к нам. Каньон завершается выходом на красивый луг около дороги, которая ведёт из долины Позан на перевал 2180. Как только мы расположились на обед, пошел дождь. Воду брали из дождевого ручья.

На хомах Турции…

23.04. Утром, срезая серпантин, поднялись на перевал 2180. Двигались медленно, рано начавшиеся дожди сорвали привычный график. Несколько раз садились на рюкзаки и накрывались плёнкой. Спуск с перевала проходил по дороге в тумане. Неожиданно мы вошли в покинутую деревню. Плывущие в тумане черные силуэты построек производили таинственное и мрачное впечатление. Рядом с деревней имелся родник. Остановились на обед. После обеда туман на короткое время развеялся. Мы сориентировались и поняли, что пропустили начало траверса восточного склона хребта Бей к деревне Дерекёй. Возвращаться и выходить на траверс с неясными ориентирами в такой туман и к концу дня было рискованным. За деревней дорога спускалась в котловину с огородами. На восток к долине реки Алакыр вела тропа. Мы пошли по тропе и оказались в арчовом лесу с редкими соснами. Опять туман, дождь. На полке перед крутым сбросом в долину Алакыра тропа терялась. Мы заглянули за перегиб. Вниз уходил заросший дремучим лесом крутой 45-градусный склон со скальными выходами. Сброс 1200м по такому склону без мощной тропы грозил чрезвычайными ситуациями. Мы имели резерв продуктов только на три дня. Единственным аккуратным решением в такой ситуации было возвращение в покинутую деревню, а на утро – возвращение через перевал 2180 в долину Позан с последующим выходом на север к кишлаку Имиджик.

К деревне подошли совершенно мокрыми от дождя. Открутив проволку, открыли помещение подсобки одного из домов. В сарае находилось много интересной утвари. Мы ничего не трогали, только “позаимствовали” сухих арчёвых дров. Рядом с подсобкой в специально отведенном для этого месте разожгли жаркий костер и долго сушились.

Вдали поля Имеджика

24.04. Ясное весёлое утро. Мы быстро поднялись на перевал и спустились на место предыдущей ночёвки. На левом берегу сухого русла широкой реки нашли родник, который ранее не приметили. Чуть-чуть отдохнули и быстро пошли на север и вниз к озеру Позан. Вместо воды в Позанской котловине обнаружили пшеничное поле. Поднявшись на невысокий перевал, дорога спускалась в мелкую котловину с несколькими колодцами. Хорошая вода имеется только в колодце у южного края котловины. Обед и традиционный обеденный дождь.

После обеда решили не останавливаться и “запилить” до конца. Дорога поднялась на последний маленький перевальчик, с которого открывался изумительный вид на далёкие изумрудные поля Имеджика. Вечером встали рядом с летовкой пастуха Рамазана, в двух километрах не доходя кишлака. Много общались. Ужин готовили на воде из фляг, а завтрак на воде из бочки Рамазана.

25.04. Абсолютно ясное утро. Мы легко нашли грузовик, водитель которого за 40$ согласился довезти нас до Коркутели. Собаку подарили Рамазану. К этому долго готовились: и ужин и завтрак она получила из рук Рамазана. Перед отъездом она позволила руководителю обвязать свою шею репшнуром, другой конец которого привязали к бочке с водою. Собака всё поняла. Мы загрузились в кузов и поехали. Дорога была очень красивой. Её обступали холмы с многочисленными скальными выходами, с арчёвыми и фисташковыми лесами. К обеду разместились в отеле провинциального городка Коркутели и занялись стиркой. После обеда опять пошёл дождь.

26.04. Весь день провели в Коркутели.

27.04. На рейсовом автобусе доехали до автовокзала Антальи, пересели в кемерский автобус и доехали до нашего отеля в Билдиби.

28.04. Отдых на море, активное купание.

29.04. Экскурсия на моторной яхте вдоль побережья от Кемера до развалин Фазилис и обратно.

30.04. Возвращение в Москву.