На главную страницу сайта

.

О ГОРНЫХ МАРАФОНАХ И ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЯХ

.

Андрей Лебедев

Эта статья была написана более трёх лет назад. Она пролежала в столе, поскольку появилась сгоряча, и автор, осознав суетность мотивации, запрятал её подальше. Теперь она никого уже не может обидеть. За эти годы пройдено много новых "марафонов" и все они были высоко оценены. Это походы команд Андрея Лебедева в 2001, 2002, 2003гг., Бориса Малахова 2001, 2003 гг. и Петра Рыкалова 2002, 2003 и 2004гг. За эти годы Турклуб МАИ завоевал в горных марафонах 4 первых места на Чемпионатах России и два вторых. Поэтому, или автор в статье не прав, страдая "манией преследования", или, благодаря общим усилиям, ситуацию удалось переломить. Отличился не только Турклуб МАИ. В 2001г. нашим главным конкурентом была калужская команда Сергея Довженко с марафоном в Заалайском хребте (2-е место на России). В 2002 году с горным марафоном по Китайскому Тянь-Шаню на чемпионате России побеждает Анатолий Джулий. В 2003 г. красивый высотный поход по Заалайскому хребту проходит новосибирская команда В.Ветлужских, а в 2004 г. эта же команда, но под руководством Георгия Сальникова, в марафоне по Памиру, хором с Рыкаловцами, поднимается на пики Корженевской и Коммунизма. Традиция укрепляется, и всё это очень здорово!!!

В последнее время я с удивлением обнаружил, что некоторые горные туристы не понимают, зачем мы ходим в столь продолжительные и протяжённые походы. С удивлением – это потому, что уж от горных туристов я этого никак не ожидал. И ещё более удивительно, что альпинисты, особенно высотники и люди старшего поколения, такого непонимания не проявляют. Речь идёт о “Заалайском походе” 1997г., “Памирском марафоне” 1999г. и о “Китайском походе” 2000г.

Надо сказать, что горные марафоны изобретены вовсе не мною и не нашей командой. Достаточно вспомнить памирские походы под руководством В.Соколенко, В.Филина, В.Юдина, Г.Рачкаускаса и многих-многих других. Да и москвичами всегда ценились протяжённые автономные высотные походы, например маршруты Николая Волкова.

За то, что мы продолжаем старые традиции, нам достаётся, в основном от последователей “альптуризма” - уже придуман и произнесён такой термин. Его концепция формируется на глазах. Это маршруты, включающие многочисленные восхождения на вершины или прохождения техничных перевалов с серьёзной скальной работой. При этом отсутствие автономности, большое количество забросок, запетлёванность маршрута недостатками уже почти не считаются. Достаточно формально отделить прохождение маршрута от организации забросок и он "становится линейным". А то, что в нескольких точках маршрута путешественники фактически побывали по несколько раз, в расчёт не берётся. Развиваться альптуризм начал особенно интенсивно в 90-х годах на Кавказе, когда походы по Средней Азии стали для многих финансово непосильными. Большую роль в развитии альптуризма играют всё более популярные соревнования по технике горного туризма, превратившиеся, по существу, в самостоятельный вид спорта.

По леднику Федченко (1999)

Всякий вид спорта по-своему хорош, и это банальность. И тем ни менее, приходится напомнить агрессивным идеологам альптуризма, что самоидентификация нового направления не должна сопровождаться публичными высказываниями с пренебрежением к ближайшим направлениям. Типичным их наскоком является утверждение, что они, как и альпинисты, уже “умеют читать” (лазить по скалам), а вот вы не умеете. Однако альпинисты умеют ещё и “писать”! Вот и разбирайтесь с альпинистами, кто из вас круче, и где можно получить более высокую квалификацию: в обычных альплагерях или в “непрерывно кочующих”. Так причём же здесь те, кто в отличие от альпинизма, где главной целью ещё недавно считалось покорение высоты, преследуют совершенно иную традиционную для горного туризма цель. Речь идёт о преодолении трудного и протяжённого пространства дикой горной природы. На фоне этой цели все наши восхождения являются лишь украшениями наших маршрутов. И это всегда сближало горный туризм с водным и лыжным. Там тоже преодоление пространства на катамаранах, плотах, лыжах. Из этой цели и проистекает наша любовь к протяжённым маршрутам. В пылу полемического задора я обращаюсь не к горным туристам, вынужденным по той или иной причине искать самовыражения в альптуризме, но именно к его идеологам, которые не только в кулуарах, но и на страницах газет повели своё наступление, пытаясь навязать другим своё собственное “что такое хорошо и что такое плохо”. Вот это мне и хотелось бы остановить.

Отстаивая концепцию горных марафонов, а по существу, традиционного подхода к горному туризму, остановимся на приобретённых в нашем виде спорта ценностях и на его вкладе в культуру горохождения.

1). Весовая культура – это умение обходится минимумом снаряжения. Без этого протяжённый автономный маршрут не пройти. К сожалению, носителем высокой весовой культуры становится, в основном, лыжный туризм. Не удивительно, одно из самых выдающихся спортивных достижений 20-го века – автономный переход через Северный полюс в Канаду, был организован и проведен Владимиром Чуковым, прошедшим школу лыжного туризма. Вместе с полярными лыжниками высокую весовую культуру проявляют и горные лыжники (лыжные походы в горах). Одно из замечательных достижений туристской мысли – хождение с печкой летом в горах – развито лыжно-горными универсалами: Виктором Николаевым, Борисом Сориным, Сергеем Стрыгиным, Сергеем Фомичёвым и харьковским туристом Владимиром Петриком. Напомню, что печка в безлесых горах позволяет в 30-дневном походе экономить до 8 кг. топлива. С печкой был пройден знаменитый маршрут, включающий траверс Мраморной стены и восхождения на пики Хан-Тенгри и Победы. В феврале 2001г. я встретился с Сергеем Стрыгиным перед его отъёздом в транс-алтайский поход с восхождениями на высшие точки Северо-Чуйского, Южно-Чуйского хребтов и полным траверсом Белухи. Я спросил, как идёт подготовка к походу? И он ответил, что всецело озабочен изготовлением напалма для печки. Этим по его замыслу будет достигнута высшая эффективность. Каково?

По леднику Дзержинского (1997)

Стоит ли говорить, что при наличии множества колец и забросок, альптуристы обо всём этом могут “не беспокоиться”. В одной из статей о туристских достижениях 2000г. я прочитал, как о достоинстве, что сложнейший скальный траверс был пройден с 30-килограммовыми рюкзаками. Такие вот сильные ребята. Какая уж тут весовая культура. Сравним: на траверс пик Москва – пик Коммунизма, по словам Валентина Божукова, команда выходила с 12-киллограммовыми рюкзаками!

2). Умение обеспечивать безопасность в полностью автономных походах - это особая черта. Отсутствие связи с цивилизацией понижает планку допустимого риска. Я сам до 1990г. систематически проводил горные походы на Кавказе и знаю, что там, по сравнению с Памиром, не страшно. Там можно больше себе позволить и пройти более крутой перевал. Ещё больше можно себе позволить в альплагере или на альпинистских сборах при наличии врача, связи и спасательного отряда. Пренебрежительное отношение альптуристов к “отсутствию техники” в автономных походах граничит с непониманием основ безопасности горохождения. Неужели люди забудут тонкую грань допустимого и недопустимого в автономных горных походах, которая была отшлифована на протяжении десятилетий туристского освоения Алтая, Памира и Центрального Тянь-Шаня?

3). Ещё одна черта - умение переносить длительные непрерывные и тяжёлые физические нагрузки. Здесь важно подчеркнуть – непрерывные, поскольку пиковые нагрузки в целом в альпинизме выше. Зато и отдых у альпинистов чаще и продолжительнее. Стоит ли говорить, что в протяжённых автономных походах это умение является, возможно, самой главной гарантией успеха? Да, походы альптуристов техничны, но они не “физичны”. Поэтому спортивность и в том и в другом направлении одинакова, как одинакова спортивность спринтеров и стайеров. Поскольку спортивность – это близость к переделу человеческих возможностей. И в любом виде спорта можно подобраться к этому пределу. Я хочу лишь подчеркнуть, что умение переносить длительные непрерывные и тяжёлые физические нагрузки завоёвано в горном туризме. И мы в своих походах это умение развиваем по мере сил.

Хребет Каракорум на Китайском Памире (2000)

4). Соединение спортивности с исследовательскими инстинктами путешественника. Горный туризм всегда отличался исследовательской жилкой. Что может быть прекраснее права на свободное передвижение? Многие горные туристы вышли из альпинизма именно потому, что в горном туризме они увидели огромные возможности посмотреть мир и реализоваться как путешественники. Очевидно, что протяжённые автономные горные походы являются идеальным ключом для реализации этих интересов. Только в таких походах можно забраться в самую глушь, посетить диковинные и неизведанные места. Воспитанные многочисленными походами на Кавказе, “альптуристы” сублимировали эти инстинкты. Для них пролезть стенной перевал ценнее первопрохождения несложного, но принципиального перевала в новом и неисследованном районе. Конечно, далёкие путешествия стали для многих роскошью. Конечно, в лучшем положении сейчас находится лыжный горный туризм, поскольку имеет широкий полигон из российских горных систем, начиная с Урала и кончая Алтаем, Саянами. Но всё меняется, и я надеюсь, что возможности для развития массового дальнего горного туризма возродятся вновь. Поэтому важно сохранить культуру далёких автономных исследовательских путешествий.

Из всего этого следует, что горные марафоны вещь весьма традиционная. Это просто хорошо забытое старое. И наша подчёркнутая “марафонность” - лишь знамя, под которым мы отстаиваем традиционные ценности, пропагандируя спортивный горный туризм.

03.06.2001

 На главную страницу сайта

.

Экстремальный портал VVV.RU