Как было…

Все жду, когда же в голове уляжется ворох мыслей и прояснится ответ на главный вопрос - “почему это произошло?”. Но каждый день приходят новые версии и все дальше разгадка…

Хребет Кырбу-Тоо не описан. Смотрим на него издалека, ищем перевал 2А (заявлена горная тройка) - сплошная стена. Но, может быть, в углах цирков, которые не видно, путь и найдется. В наиболее вероятное место хребта мы и поднялись в конце четвертого дня маршрута. Закопали палатку в снегу, сходили на разведку - перевала не видно. Серега решает посмотреть наутро в соседнем цирке, и, если не найдем, будем спускаться обратно - обходить всю стену по запасному пути. Мы на высоте 3000, снега по колено, метёт пурга.

Наутро хорошая погода, и мы обсуждаем возможный спуск и купание в речке (там тепло). Лениво собираемся, выходим после девяти. Нам нужно перевалить маленький отрожек (50м) и, уже не по своим следам спускаться (глядя на эти стены вблизи, в наличие перевала верится еще трудней). Поднялись на отрог - видим такой же цирк, стена и нет перевалов. “Ну, такая у первопроходцев доля, иногда отступать” - говорит Сергей. А в конце цирка опять седло в отроге. Серега предлагает заглянуть в следующий цирк, и все соглашаются (мы же исследователи!).

За полчаса. Спускаясь с отрожка, Сергей идет первым и заходит на 20-метровый снежный склон. В метре над ним склон трескается, и Серега замирает на месте. Тут же отправляет нас обходить по камням. Отдельно прикрикивает Аленке, которая его не сразу поняла.

За 20 минут. Мы спустились с этого короткого склона и начинаем копать тропу - где по колено, где по пояс - к седловине. Выйдя из снежной ямы на первый свободный склон и поравнявшись со мной, Сергей бросает: “Да, конечно, ужас как лавиноопасно!". “Ну, - говорю я - это все сухое”. “Если целый склон сойдет, то мало не покажется” - отвечает он (все эти слова и подробности звенели у меня в голове уже через минуту после того, как я бегал по лавине, длиной со станцию метро, пытаясь найти хоть какой-то намек на Серегу). За несколько минут до лавины мы остановились на травяном склоне, здесь все невогнутые склоны травяные, свободные от снега - его 5-10 см. Торчит трава, камни, а ложбинки задуты снегом от “по колено” до “по пояс”. Травка под снегом - смерзшаяся. Рядом стометровой длины снежный склон, его узкое (15м) окончание, которое уходит за перегиб. Но нам в снег не нужно, нам - наверх. Серега попросил меня снять панораму (на видео), а сам за спиной у меня перематывал пленку (жужжал его фотик) и разговаривал с Мишей: “Ну, тут все ясно, по травке, по камням…” - услышал я обрывок фразы. Я посмотрел туда камерой (когда никто не дает интервью, остается снимать, откуда шли и куда пойдем). Да, дорога (именно дорога) наверх была яснее ясного - наше травяное плечо шло наверх, мимо снежного склона до камней, по которым, траверсом, путь к снежной седловине. Сергей сказал привычное за последние дни: “Выход по готовности” - (первый выходит копаться в снегу, а остальные через минуту его догоняют) и пошел. Меньше полминуты прошло, пока я убирал камеру и надевал рюкзак. Подняв глаза, я увидел Серегу посреди соседнего снежного склона (здесь его узкая часть метров 15 и “слив” в каньон). В этот момент склон трескается, он, видя это, пытается отступить, но все одновременно начинает ехать и его сбивает с ног. Я кричу ему: “ Греби, греби, греби!”. Серега успевает сделать только несколько движений, на нем рюкзак, и его уносит в “слив” за перегиб. А снег продолжает сходить, сходить и все в одну воронку. Мы скидываем рюкзаки и бежим вниз, пытаясь заглянуть за края каньона. Из-под меня уходит кусок склона, но Аленка крикнула, и я успел запрыгнуть на камень - спасла. Лавина заканчивается, и я вижу, как далеко она внизу остановилась. Как спустился по ее следу - не помню. И все не верилось в реальность - будто сон, все самое плохое сразу. И как он туда зашел, и не расстегнул рюкзак, и лавленту не вытащил (а мне только с утра про нее напомнил), и лавина через камни слилась, и залегла толстым слоем. Все как назло. Включить бы обратную перемотку и что-нибудь исправить…

Дальше - копали…

Леонид Синицын

18.11.2004

ВОПРОСЫ РЕДАКТОРА:

Ред. - Был ли позитивный опыт пересечения подобных (по крутизне, глубине снега) кулуаров до трагедии?

Л.С. - Подобных и других опасных мест не было, кроме того, что заметил Сергей за полчаса до лавины. Мы ходили по плоским снежным склонам, плечам-контрфорсам или между камней.

Ред. - Сколько метров от точки срыва Сергея до точки, где ты снимал на видео, а за твоей спиной Сергей разговаривал с Мишей: “Ну, тут все ясно, по травке, по камням…”

Л.С. - Метров 20 (10 из них Сергей, видимо, шел по траве с набором и на 10 залез в снег).