Спортивный клуб МАИ

ОТЧЕТ о горном туристском путешествии первой категории сложности в районе Западного Кавказа (Фишт), совершенном с 27.04 по 08.05.1999 г.

МАРШРУТ: Лазаревское - с. Марьино – г. Дукота-подножие - г. Аутль – пер. Грачевский (н.к) – пос. Отдаленный – плато Лагонаки — пер. Фишт (2200,1А) – г. Оштен (2804, 1А) – Водопад. – пос. Черниговское - Белореченск

Маршрутная книжка: 18/3-108, руководитель группы: Малахов Борис Владимирович.

1. Паспорт маршрута.

1. Район путешествия - Западный Кавказ.

2. Вид туризма - горный.

3. Организация, проводившая путешествие - Спортклуб МАИ.

4. Категория сложности - 1.

5. Количество участников - 8.

6. Руководитель - Малахов Борис Владимирович

7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ЦС туризма МАИ.

8. Маршрутная книжка -18/3-108

9. Сроки активной части похода - 27.04.99 - 07.05.99.

10. Продолжительность активной части похода - 11 дней.

11. Количество дневок - 3.

12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 143 км.

13. Максимальная высота - 2804 м.

2. Состав группы.

6. Ивкина Евгения Владимировна 14.11.80

7. Глазов Владимир Александрович 17.07.81

8. Кучерова Александра Владимировна 31.12.80

3. Особенности района путешествия.

При планировании путешествия в районе г. Фишт на майские праздники необходимо готовиться к суровым условиям. В конце апреля – начале мая погода здесь особенно неустойчива. Спасатели утверждают, что непогода в это время бывает всегда и что в марте значительно лучше. Наша статистика такова:

27.04.99. 500 – 1000м, солнечно.

28.04.99. 1000 – 1500м, пасмурно, иногда накрапывает.

29.04.99. 1000 – 1500м, непрерывный дождь. ( до 20 часов непрерывно) видимость 50 -100 м

30.04.99. 1000 – 1500м, аналогично + сильный ветер во второй половине

01.05.99. 1800 - 2200м, сильный ветер, ясно.

02.05.99. 1800 – 2200м, утром ясно, после обеда облачно, вечером гроза.

03.05.99. 1800 – 2200м, переменная облачность , дождь

04.05.99. 1600 – 1800м, дождь с перерывами,

05.05.99. 1600 - 1800м, ночью выпало 15 см. снега, утром плотный туман, снегопад,

06.06.99. 500м, моросящий дождь.

07.07.99. 300м, до обеда дождь.

4. Описание похода.

Приезд в Лазаревское. Поездом Москва-Адлер в 6.30 . Погода ясная, но на западе с моря виден огромный пасмурный фронт. Температура воды в море +15 но мы купались. Автобусы на Марьино идут 3 раза в сутки , но автобусы на Татьяновку (не доезжая 10 км ) идут каждый час и можно договорится с водителем доехать до Марьино.

Сам поселок Марьино находится на вершине очень тяжелого подъема, затем асфальтовая дорога идет опять вниз. Недоходя Марьино налево вдоль реки идет проселочная дорога, которая значительно сокращает путь до пос. “30 км”. Ориентир деревянная резная вывеска “Национальный парк”, рядом родники и лавочка со столом - отличное место для отдыха, располагает к началу маршрута. Дорога петляет вдоль реки и 2 раза приходится перебираться по бродам. При большой воде река может быть непреодолимой. и нижней дорогой не пользуются. Второй брод рядом с пос. “30 км”, переходим в глубоком спокойном месте ( выше пояса, мокнет рюкзак ) После пос. “30 км” есть несколько местных разветвлений дороги. По левому ответвлению дороги мы переходим на тропу идущую вдоль реки и выходим на слияние рек, откуда-то сверху снова выходит дорога. И газопровод который пересекает реку и параллельно старой дороге по подрезам идет вверх вдоль склонов и далее к пер.Грачевский Сейчас существует новая нижняя дорога (ездят грузовики к газовым месторождениям.) вдоль реки по которой идти легче , т.к. не надо набирать и снова сбрасывать около 500 м, но там могут быть многочисленные броды. Подъем и ночевка на старой дороге около одного из водопадов, падающего с подрезанного склона .

По дороге спускаемся к слиянию рек к пасеке, где живут лесники. Далее около каменной стенки поворот направо вдоль ручья. Здесь по утверждению лесников есть маркированная тропа на г. Аутль , которую мы не нашли и двинулись по селевому желобу, искаверкавшему русло ручья. Подъем очень тяжелый, валуны перемешаны с бревнами. Через 2 перехода подходим к слиянию двух ручьев. Обед. После обеда за 2 перехода (подъем строго вверх) выходим на хребет. По гребню должна идти тропа. Слабые следы тропы есть и есть маркировка, которая быстро теряется. Спускаемся с хребта вниз на 200 м вниз в поисках ночевки. По очень крутому лесному склону 45 о повешено 2 веревки . Спуск спортивным способом. В темном буковом лесу растут одиночные пионы. ( Иллюстрация к сказке “Аленький цветочек ”). Ночевка на выполаживании под лесным склоном.

Проливной дождь. Туман видимость 50 м . Подъем вдоль склона на гребень. Движение по гребню в южном, затем западном направлении. Около 5 непрерывно. Потеря ориентировки.

Следующий день отсиживались на гребне из-за отсутствия видимости и проливного дождя. С утра через 2 часа подошли к подножию г.Дукота Подъем по гребню на г.Дукота. по кабаньим тропам. Спуск с г. Дукота к подножию г.Аутль . Здесь снова появляется какая-то маркированная тропа. Склоны г. Аутль заснежены и тропа траверсирующая эти склоны, указанная на карте, скорее всего, непроходима. Тропы, отмеченные на известной карте масштаба 2 км сейчас очень заросли. Многочисленные кабаньи и оленьи тропы выглядят значительно более уверенными и постоянно сбивают с пути. Проходимость леса в этом районе очень хорошая, т.к. в тени огромных буков и дубов кустарник и подлесок почти не растет. Подъем по гребню в сторону Грачевского перевала по слабенькой тропе. Вдоль гребня выход на дорогу, ведущую на перевал Грачевский. На седловине разветвление дорог. Правая дорога ведет вниз в поселок Отдаленный. К вечеру спускаемся в пос. Отдаленный расположенный около вершыны Сахарная Голова. По утверждению местного участкового, в поселке практикуется воровство снаряжения из лагеря и палаток подростками. Из поселка ходит “Матрица” - это не модный фильм, а узкоколейный тепловоз с платформой до п. Черниговское . Отправление в 4.00 и 16.00.

От поселка по дороге вдоль хребта Черногорье (“Спящий черкес”) двигаемся в сторону плато. Встали на обед в 10 км от поселка. Там же ночевка. По дороге двигаемся дальше к развилке дорог около 2 ч.

Через 2 ч, мимо водозабора для п. Черниговское, подходим к поворачивающему на право вверх к плато волоку. Здесь ночевка. По волоку подъем наверх. По желобу поднимаемся на плато. Здесь сильный ветер, который гонит поземку свежевыпавшего снега. Двигаемся к перевалу Фишт (1А), видели какую-то группу. Выходим на перевал 16.30 .

С перевала видны домики - фиштовские ночевки. Начинаем заход на г. Оштен (2804). В 17.30 выходим на вершину. Здесь ураганный ветер. Мгновенно обмораживает руки и лицо. Из 4-х туров сложенных на вершине разобрать удалось только 2. Остальные сильно смерзлись. Записок не обнаружено. Только металлическая пластинка Краснодарской группы. Спускались с плато по маркированной тропе до дороги. Здесь есть летовка с печкой. Затем по дороге к развилке.

Ночью обильный снегопад. На следующий день сделали выход к водопаду. Который в настоящее время оказался заморожен. Выход по дороге к пос. Черниговское. Поселок расположен на реке. Из п. Черниговское до Апшеронска и от Апшеронска до Белореченска ходят автобусы каждый час.