На главную страницу сайта

.


.

Отчет о горном походе 1-й с эл. 4-ой категории сложности 30.04.2002 - 10.05.2002

МАРШРУТ: Пос.Харисджин - пер. Дзамараш (1А, 3500) - пер. Шау (2Б,4200) - обход Майлийского ледопада (2А,4200) - в.Казбек (2Б,5050) - р. Геналдон  - пос. Кармадон

Маршрутная книжка -1/3-102, Руководитель группы - Малахов Борис Владимирович.

Фотографии - Надежда Обухова.

.

1.Описание похода

.

1.1 Подготовка к походу

Поход проходил в районах в.Казбек и в.Джимарай или, как иногда называют этот район – Приказбечье. Республика Северная Осения - Алания.

Основные сложности походов в межсезонье на Кавказе связяны с большим количеством снега и плохими погодными условиями. В апреле - мае выпадает наибольшее количество осадков в районе Приказбечья.(по данным многолетних наблюдений по распределению осадков по месяцам года). Большое количество снега вызывает крайне медленное передвижение группы до 500м/час с огромными энергозатратами. При этом ночью образуется хрупкий наст, который не держит, а только увеличивает энергозатраты при движении за счет пробивания ледяной корки и мешает вынимать ноги, которые цепляются за эту корку. При большом количестве снега в горах сохраняется сильная лавиноопасность, поэтому  маршрут (выбор перевалов) планировался в основном исходя из соображений лавинобезопасности. Основные проблемы при плохой погоде связаны с плохой видимостью. Из-за плохой видимости не всегда можно пройти сложный участок категорийного перевала, а самое опасное в том, что можно подойти (или встать на ночевку) под лавиноопасным участком. Информация по району имеется в большом количестве, но она устарела.

Поэтому подъезды и выезды из района могут сопровождаться определенными сложностями и требуют дополнительной организации и внимания.

Собираясь в поход по району группа опиралась на большой опыт предыдущих походов в межсезонье в те-же сроки.

На 8 человек и 2 палатки у группы имелось 5 лопат и 1 лавлист, что позволяло быстро выкапывать места для палаток на снегу. В походах в межсезонье не стоит экономить на лопатах.

За 20 дней невозможно достать железнодорожные билеты на поезд Владикавказ-Москва. Добирались на поезде Москва-Нальчик до Минеральных Вод. Прибытие 03.00. Затем пересаживались на поезд №290  Новороссийск - Владикавказ, который проходит через Минводы в 06.00 и прибывает в 12.00. Билеты на него можно взять в Москве. Обратных билетов купить также невозможно.

.

1.2 Климатические особенности района путешествия в осенний период.

Весной 2002 года на всем северном Кавказе наблюдалось аномальное количество снега. Нижняя граница снеговой линии на 1 мая 2002 находилась ниже  2000  м.

По сравнению с Приэльбрусьем климат в Приказбечье значительно теплее и мокрее, а погода лучше. Такие условия не всегда дают образовываться прочному насту и переход на ночной режим работы, в этом случае,  не имеет смысла.

Но в этом году во время некоторых ясных дней снег очень сильно раскисал и даже незначительных минусовых температур хватало для образования прочного наста. Полностью на ночной режим не переходили. Выход 4-5 утра без завтрака.

Из-за теплого климата, осадки  в диапазоне высот похода выпадают в виде мокрого снега. Поэтому при подготовке к походу стоит уделить больше внимания промоканию палаток, накидок, одежды. (Неплохо взять групповой тент или полиэтилен).

В самом конце апреля в Грузии произошло несколько землетрясений силой 6 баллов. В нашем районе и Владикавказе 1-2 балла.

Лавинную опасность в районе в основном представляют мокрые лавины различного объема. На всем пути маршрута попадались огромные выносы мокрых лавин, возможно сошедших во время землетрясений. В период похода сход крупных мокрых лавин не наблюдался, средние и мелкие лавины сходили часто. Практически на всех висячих ледниках и ледопадах постоянно происходили ледовые обвалы. На ледопаде Майли и Майлийской полке, видны следы свежих сильных обвалов- возможно это результат толчков. Землетрясений во время самого похода не было На высотах > 4000 м присутствует опасность схода лавин-досок. (пер. Шау).

Камнепадов в это время года не наблюдалось. Можно сказать, что «летняя камнеопасность» полностью отсутствует.

.

1.3 Военно-политическая обстановка в районе проведения похода.

Безопасные подъезды, завоз заброски и отъезды  были обеспечены с ПСС МЧС РСО-А. В результате договоренности с начальником ПСС Русланом Андреевичем Тавасиевым сделанных еще до похода, нас встретили на ж-д вокзале.

Для пограничников и ПСС было подготовлено несколько одинаковых комплектов документов (список группы 2 -экз, план похода по дням, карта с нанесенным маршрутом). Кроме этих документов, имелось официальное письмо-запрос СК МАИ на пребывание в пограничной зоне.

Получение погранпропуска затянулось на 1 день. Всевозможные попытки оформить пропуск заранее через знакомых во Владикавказе, не удались.

В ПСС нас проконсультировали по перевалам и восхождению на Казбек.

В целом обстановка в РСО-А нормальная и не препятствует проведению спортивных горных походов.  Отношение со стороных спасательных и пограничных служб доброжелательное.

.

1.4 Описание маршрута по дням. ( все стороны и направления даны орографически,  кроме оговоренных случаев)

День 1. Заезд в долину р.Фиагдон.

В 2002 дорога на погранзаставу Фиагдон была перебита лавиной в 3км выше пос. Харисджин. (Фото) От этого места по дороге до погранзаставы дошли за 50мин. После проверки пропуска и паспортов нас пропустили. Мы прошли еще два перехода  до конца дороги, ведущей к каньону р. Дзамарашдон. Погода неважная. Встали на ночевку.

.

День 2 Долина р.Дзамарашдон.

Выход в 8.00. Ясно. За один переход подходим к каньону р. Дзамарашдон. Каньон обходится по ходу справа (Фото. Обход каньона – снежный кулуар на «солнце»). В конце долины находится несколько простых перевалов ведущих в Грузию. Район перевала Сивераут (3550,1Б) на фото.В долине Дзамарашдон почти сразу выше каньона  лежит. По прошлому году известно, что левым бортом долины идет тропа. Траверсируем левый борт, т.к. на нем некоторые участки растаяли и их можно проходить без тропежки. Фото. Во второй половине дня снег раскис. К вечеру, удалось дойти до второго каньона и заночевать выше него. В водопад каньона можно спуститься на страховке и достать воду. Фото.

.

День 3 Перевал Дзамраш (1А,3500).

Выход 6.00. Ясно. За 2 перехода траверсируя левый борт цирка перевала выходим в на седловину перевала Дзамараш по твердому насту. Фото. Вид с седловины назад на фото. Левый борт может быть лавиноопасен во второй половине дня (мокрые лавины). До 10 утра наст держит. С перевала спуск на ледник Мидаграбин  хорошо просматривается. Спуск не лавиноопасен. Фото . Левее вершины Хицанхох выходим на л.Мидаграбин. Снег раскис окончательно.

.

День 4 Ледник Мидаграбин и подход под перевал Шау.

Ночью шел снег. С утра погода не очень хорошая. Наст не образовался, поэтому приходится тропить. По центру ледника идем в сторону ледопада из района перевала Шау. Фото. К обеду погода испортилась – села облачность. «На ощупь» при очень плохой видимости пробрались в цирк перевала Шау.

.

День 5 Перевал Шау (2Б,4200) и отсидка на седловине.

Погода отвратительная, идет снег. Подъём на пер. Шау с ледника Мидаграбин представляет собой снежный кулуар длиной около 300 м.

Фото. Внизу кулуар перерезан бергшрундом, но сейчас он полностью засыпан. Структура снега – доска+1м свежего сыпучего снега. Кулуар лавиноопасен (доска). При подъеме чувствуешь ногами шаги предыдущего. Подъем занял 2.5 часа. Чрезвычайно тяжелая тропежка. Шли с увеличенными интервалами. Спуск с седловины не виден, поэтому поставили лагерь. Фото. К северу и чуть выше седловины найден тур с запиской от 1985г. Фото. Вид с перевала назад Фото. Весь день и до ночи валил снег.

.

День 6 Спуск с перевала Шау (2Б*,4200) и подходы под ледопад Майли.

С утра ясная погода. Восточная сторона перевала Шау освещается с первыми лучами солнца. Видно Казбекское плато, Казбек. Фото и Фото. После снегопада чрезвычайно лавиноопасно. На перевале, в строну спуска, написает огромный снежно-ледовый карниз. Прокопали слева в нем проход. Спуск с перевала Шау на ледник Колка состоит из трех участков. Фото. Синие стрелки – сход лавин. Красным – маршрут группы. Точки 1,2,3 – места относительно безопасные для отдыха и сбора группы, между ними бегом! Фото дает более реальное представление о крутизне участков и лавинной опасности.

Участок №1: фирновый кулуар. Протяженность 200м. Участок длиной 10 м в самой верхней части имеет крутизну до 55 град, далее участок выполаживается до 40 град. Правая сторона кулуара ограничена небольшим ребром. Спуск по правой стороне кулуара позволяет безопасно спускаться до разделительного гребня, т.к. возможный обвал карниза не зацепит это ребро. На разделительном гребне есть безопасное место(точка №1), где группа может собраться. С седловины провесили две веревки по жесткому фирну. Далее в связках.

Участок №2: Наклонный снежный кулуар протяженностью 300 м и крутизной 35 град. Начальный участок опасен при обвале карниза. Далее прижимаясь к ограничивающим кулуар скалам правого борта спуск более безопасен. Фото . В конце кулуара  есть небольшое ребро - скальный выступ на котором можно безопасно передохнуть(точка №2) От этого ребра через 150 м есть еще одна безопасная точка –за угол скального выступа, затем начинается последний участок.

Участок №3: Выход на ледник Колка. Крутизна 25 град. Участок крайне опасен из-за лавин с западного ребра вершины Шаухох. Небольшие лавины уже начали сходить с раннего утра. Внизу лежал огромный лавинный вынос из этого кулуара, ориентировочно сошедший не более месяца назад. В случае лавины, есть возможность забраться на скальные выходы, ограничивающие этот участок справа. Участок рекомендуется проходить с наблюдателем (последняя связка), находящимся на безопасной точке №2, который контролирует склон западного ребра Шаухох. В случае начала схода лавины, кричать нижним связкам бесполезно, все равно не услышат.(мы использовали радиосвязь внутри группы)

Спуск с перевала занял 2.5 часа. Все опасные участки проходили как можно быстрее, отдыхая в безопасных точках. С ледника Колка ушли на левую морену. По верху этой морены за 2 перехода добрались до ручья из района перевала Цата. Здесь обед. От места обеда, за переход подошли к леднику Майли.

.

День 7 Обход ледопада Майли и подъем в район пика Орджоникидзе.

.



Ледопад Майли нормально обходится справа. По утверждению спасателей, по самому ледопаду ходят только «Сильные духом, слабые умом». На самом ледопаде видны следы обвалов. Сильные обвалы, перебивающие возможные пути прохода ледопада, происходят постоянно. В нем непрерывно что-то грохочет. Обход ледопада занял целый день. Обход состоит из 6 участков Фото.

1-й участок. Пересечение ледника под нижнюю часть кулуара. Ледник с трещинами.

2-й участок. Подъем по кулуару наверх до скальных ворот. Крутизна не более 30 град. За скальными воротами есть возможность передохнуть на скалах правого борта кулуара. Кулуар может быть лавиноопасен. При сходе лавины наибольшую опасность кулуар представляет в нижней части. Т.к. крутизна там больше. Из-за этого образуется перегиб и не видно, что происходит в верхней части. При этом лавина может выпрыгнуть неожиданно и в этой части от нее некуда убежать.

3-й участок. После отдыха около скальных ворот. Набор вдоль скал до выхода в их верхней части.

4-й участок. Косой траверс от верхней части скал, до полки на средней ступени ледопада. Крутизна небольшая. Опасен возможным сходом лавины со склонов пика Орджоникидзе. При движении (подрезаем склон) есть опасность схода лавин-досок.

5-й участок. Подъем по кулуару. Фото.

6-й участок. Выход на оборудованные ночевки-площадки на юго-западном плече пика Орджоникидзе.

В целом подъем несложный. В летнее время может быть камнеопасен, и в некоторых частях, на открытом льду, возможно, придется вешать веревки.

.

День 8 В. Казбек 5050 радиально и холодная ночевка в ямах.

Ночью шел снег. С утра погода плохая, но к 8.00 развиднелось. С этого места идем радиально на восхождение. Из снаряжения взяли все теплые вещи, железо, накидки, горелку баллоны и посуду для варки, еду, все веревки, 2 лопаты. Маршрут на фото. За 1.5 часа подошли на гребень до точки1. Под ногами жесткий зимний лед, засыпанный 30-40 см сухого снега. Идем в кошках и связках. От точки 1 траверсируем гребень до впадины между Казбеком и пиком Спартак около 30-40 мин. Спуск во впадину на фото находится в районе точки 2. Рекомендуется последний лагерь разбивать именно в этой впадине. Далее, за 3 часа поднимаемся на седловину (т.3) Фото. Красным – участки, где вешали веревки - голый лед. Остальное - в связках. Летом его может быть больше, а может и меньше зависит от года и снега. Крутизна до 40 град. От седловины до выхода в район вершины 2 веревки по льду. Последняя веревка крепилась на вывеске на краю скал (вывеска там уже была). Выход на вершину не сложный, но для подстраховки (голый лед) повесили еще одну веревку. На скалах перед вершиной нашли крест, поваленный ветром. На вершине ничего не нашли – засыпано снегом. Фото. В процессе подъема на вершину на связь с нами вышли спасатели ПСС, и нас попросили укрепить крест, что мы и сделали.  Спуск по пути подъема. На спуске нас застала непогода. Видимость упала до 5-10 метров, снег, метель. К наступлению темноты, мы оказались в районе точки 2 во впадине. фото. Там пришлось вырыть 2 снежных ямы и в них заночевать. Фото.

.

День 9 Спуск в лагерь.

В 6 утра погода не изменилась. Попробовали двигаться по компасу. В результате уперлись в ледопад, который идентифицировать не представлялось возможным. Подождали. К 12 часам облачность опустилась до высоты 4000м. Фото. Вышли в лагерь за 3 часа.

.

День 10. Спуск в долину Геналдон.

Спуск по пути подъема, с соблюдением мер лавинобезопасности. (наблюдатель, лавшнуры). Сплошная облачность висит на высоте 3500 м. Фото. Спустились за 0.5 дня до ледника Майли. По леднику до нарзановых ванн спускались по компасу при видимости 10-20 м. К вечеру были на нарзановых ваннах.

.

День 11. Выход в поселок Кармадон.

С утра удалось связаться с ПСС и договориться насчет машины. За 2 часа спустились по дороге к промышленному минеральному источнику. Здесь наполняют автоцистерны минеральной водой Кармадон. Отсюда нас забрала машина ПСС.

.

2. Список технических фотоматериалов

.

3. Фотогалерея

.

4. Справочная информация.

Телефоны г. Нальчик

1

Дежурный ПСС МЧС КБР


(86622)9-32-44

2

Оперативный дежурный погранотряда


(86622) 1-65-10

3

Начальник погранотряда

Пропусками занимаются майоры Рудаков,Токарев

(86622) 1-34-89


4

Оперативный дежурный


(86622) 1-65-10

5

Кабалкальпинист, ул.Чайковского д.8

Директор Анаев Али Хусеевич

(86622) 5-59-57 телефон офиса

6

АУСБ Безенги



8

Вызывная частота по КБР


145300

Телефоны г. Владикавказ

1

Дежурный ПСС МЧС


(867-2)-74-58-34

 

Бухгалтерия

Переключат на дежурного

(867-2) 74-58-34

2

Оперативный дежурный погранотряда

Пропусками занимается майор Хрячков.

(867-2)-75-64-22

3

Начальник погранотряда


(867-2)-74-40-87

4

Зампотылу командира погранотряда


(867-2)-50-08-34

5

пред. Федерации альпинизма

Казбек Хамицаев

(867-2)-33-33-92

6

пред. Клуба Эдельвейс

Руслан Дзодзиев

(867-2)-74-41-03

7

Вызывная частота по РСО-А.

145.450

8

Аварийный канал ПСС. РСО-А

145.250

9

Рабочая частота для альпинистов и туристов рекомендуемая ПСС по РСО-А.

144.400

Пос. Терскол

ПСС

дежурный

(86639) 71-4-89

Служебный канал поз."Эльбрус"ПСО в пос. Терскол поз."Озон" ПСО дол.Адырсу

***.***

.

5. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ.

.

5.1 Паспорт маршрута.

1. Район путешествия - Осетия

2. Вид туризма - Горный.

3. Организация, проводившая путешествие - Спортклуб МАИ.

4. Категория сложности - 1 с эл 4

5. Количество участников - 8

6. Руководитель - Малахов Борис Владимирович

7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ЦС туризма г.Москвы

8. Маршрутная книжка -1/3-102

9. Сроки активной части похода - 30.04-10.05

10. Продолжительность активной части похода - 11

11. Количество отсидок - 1

12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 100 км.

13. Максимальная высота - 5050 м.

14. Набор высоты - 5250 м.

.

5.2 Снаряжение

Специальное :

            Веревки d10 -4*50 м

            Набор крючьев.

            Лопаты 5шт + лавлист

            Расходка  d6 50м

            Молотоки ледовые-1.

            Ледобур длинный для ледовых проушин

Общее:

            Палатки 2 шт.

            Фонари 4 шт

Газовая лампа

            Спальники 3-местный,2-местный

            Баллоны CV470 14штук

            Горелки 2 шт

            Скороварка + кастрюля

            Телефон+радиосвязь

.

5.3 График движения

.

Дата

ЧХВ [час]

Набор[м]

H1 [м]

H2 [м]

H max

Погода утро

Погода вечер

1

30/04/2002

2.25

500

1800

2300

2300


Дождь со снегом, туман видимость 500 м к ночи ясно

2

01/10/2001

4.5

700

2300

3000

3000

Ясно

Облачност, туман видимость 100м небольшой снег

3

02/10/2001

2.25

600

3000

3000

3600

Ясно

Ясно

4

03/10/2001

4.5

900

3000

3900

3900

Высокая облачность,

слабый снег с ночи

Снег, облачность видимость колеблется от 30-500 м

5

04/10/2001

0.75

300

3900

4200

4200

Снегопад, туман

Снегопад, туман видимость 30м

6

05/10/2001

3

0

4200

2800

4200

Ясно

Туман, снег видимость 30-500м

7

06/10/2001

4.5

1400

2800

4200

4200

Ясно

Туман, снег видимость 30-500м

8

07/10/2001

7

850

4200

4500

5050

Ясно с 8.00

Туман, снег, ветер, видимость 30м

9

08/10/2001

2

0

4500

4200

4500

Туман, снег, ветер до 12.00

Ясно

10

09/10/2001

3

0

4200

2000

4200

Ясно, густая облачность на высоте 3500

Внизу Сплошная облачность видимость 30 м.

11

10/10/2001

2

0

2000

1500

2000

Ясно


ИТОГО:

5250

 

 

5050

В целом, погода хорошая

.

6. Список литературы и источников.

1). Пономарев, Беднов. "Тепли, Джимарай, Казбек". М.: Физкультура и спорт.1986.

2). Отчет о горном походе 4-й категории сложности по Осетии 2001.