СК МАИ

Отчет о горном походе 5-й категории сложности совершенном с 18.10 по 10.11.2001г.

МАРШРУТ: А/л Дигория - пер. Джераска (2А,3430) - пер. Фытнаргин (3А,3850) – пер. Дыхниауш (2Б,3872) – пер. Кель (1А,3600) - пер. Нижний Цаннер (2А, 3900) — пер. Шаурту-Цаннер (2Б*, 3950) – пер.Чат (3А, 3950) – пер. Голубева (2А, 3760) - пос. Верхний Баксан

Маршрутная книжка: 1/3-507, руководитель группы: Малахов Борис Владимирович

Содержание

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута

1.2. Состав группы

1.3. Снаряжение

1.4. График движения

2. ОПИСАНИЕ ПОХОДА

2.1. Подготовка к походу

2.2. Климатические особенности района путешествия в осенний период

2.3. Военно-политическая обстановка в районе проведения похода

2.4. Описание маршрута по дням

День 1. Заезд в долину р.Урух

День 2. Долина р.Харес

День 3. Перевал Джераска (2А,3430)

День 4. Карасу - Лькези - "Зеленое седло"

День 5. Ледник Агаштан

День 6. Подходы под перевал Фытнаргин

День 7. Отсидка-1

День 8. Отсидка-2 и непогода, лишившая нас палатки

День 9. Перевал Фытнаргин (3А,3850)

День 10. Прохождение ледопадов ледника Айлама

День 11. Подход под перевал Дыхниауш

День 12. Перевал Дыхниауш (2Б,3872)

День 13. В альплагерь Безенги за заброской

День 14. Подъем с заброской к Камню

День 15. Подъем на перевал Кель (1А,3600)

День 16. Траверс к перевалу Нижний Цаннер (2А, 3900)

Дни 17-18. Караулим погоду на Гестолу

День 19. Перевал Шаурту-Цаннер (2Б*, 3950)

День 20. Чегем. Подход под перевал Чат

День 21. Перевал Чат(3А, 3950). Первая часть

День 22. Перевал Чат(3А, 3950). Вторая часть

День 23. Перевал Голубева (2А,3760)

День 24. Долина реки Адырсу. Поселок Верхний Баксан

3. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

4. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

5. ССЫЛКИ

6. ФОТОАЛЬБОМ

7. КАРТА

1. Справочные данные о походе

1.1. Паспорт маршрута.

1. Район путешествия - Дигория - Безенги-Приэльбрусье

2. Вид туризма - горный.

3. Организация, проводившая путешествие - Спортклуб МАИ.

4. Категория сложности - 5

5. Количество участников - 5

6. Руководитель - Малахов Борис Владимирович

7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ЦС туризма г.Москвы

8. Маршрутная книжка -1/3-507

9. Сроки активной части похода - 18.10-10.11

10. Продолжительность активной части похода - 24

11. Количество отсидок - 3

12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 172 км.

13. Максимальная высота - 3900 м.

14. Набор высоты - 9800 м.

1.2 Состав группы.

ФИО

г.р.

Место работы и должность

Туристская подготовка

Обязанности

1.

Малахов

Борис Владимирович

Malakhov.boris(сoбaкka)mtu-net.ru

1976

МАИ,

аспирант

к602

4ГР Май 2001. Осетия

3ГР Июль2000. Кичик-Алай

6ГУ Памир.1999 г. Пик Ленина, пик Революции

6ГУ Китай 2000 г.

Руководитель

2

Демещик Павел Александрович

demeshchik@sport-express.ru

 

1975

Журнал «Спорт-Экспресс Интернет»
Выпускающий редактор

4ГУ Май 2001. Осетия

5ГУ Приэльбрусье, 1997
4ГУ  Алтай (Белуха), 1999

штурман

3.

 

 

 

Иваненков Олег

 

1978

МАИ, студент 4 курса

4ГУ Май 2001. Осетия

2ГР Приэльбрусье Эльбрус 5642

3ГУк.с. с эл 4кс. Приэльбрусье Май2000 пер Бадорку (2Б).Ачкерякольский лавовый поток Седло Эльбруса 5200

Завхоз

Снаряженец

 

4.

Чуприк Николай Валентинович

chouprik@3ka.mipt.ru

 

1976

асп. МФТИ

 

6ЛУ (2Б-Первомайский, Мугур, Оленька) Тува-Монголия-Алтай,февраль-март 2001  4ПР Вост.Саян, август 1999; Центр. Саян 1997 3ГР (2Б-Гвандра) Кавказ, июль 2001альпинизм: 3А - пик Селлы, пик Башкаус (траверс ч. пер. Селлы) 3Б - пик Думала (спуск на лыжах), пик Селлы

Врач

5.

Плотников Денис Владимирович

altay@ru.ru

1978

Roussian Journale,

 

3 ГУ июль 2001   З. Кавказу: а/л Узункол -2ЛУфевраль 2001 хибины.

Прохождение перевалов 3А. Июль2001. 

Ремонтник

1.3 Снаряжение

Специальное:

            Веревки d10 -70 м, 50 м

            Набор крючьев.

            Лопаты 1шт + лавлист

            Снежный якорь-самосброс (не понадобился)

            Расходка  d6 50м

            Молотоки ледовые 2 штуки.

            Ледобур длинный для ледовых проушин

            Ледобур- Барабан.

Общее:

            Палатки 2 шт.(одну разорвало в начале похода )

            Фонари 3 шт

             Газовая лампа под 206-й баллон

            Спальники 3-местный,2-местный

            Баллоны CV470 18штук

            Горелки 2 шт

            Скороварка + кастрюля

            Телефон+радиосвязь

1.4 График движения

Дата

ЧХВ  час]

KM

КМ к зачету

Набор [м]

H1 [м]

H2 [м]

 H max

Погода утро

Погода вечер

1

18/10/2001

1.5

6

7.2

200

1900

2100

2100

 

Сплошная низкая облачность, дождь переходящий к ночи в снег.

2

19/10/2001

2.5

7

8.4

500

2100

2500

2500

Ясное синее небо.

Сплошная низкая облачность,  снег,метель

3

20/10/2001

6

5

6

920

2500

3430

3430

Сильный ветер, переменная облачность,без осадков

то-же,что и утром

4

21/10/2001

5

12

14

500

2300

2768

2768

Сильный ветер, переменная облачность,без осадков

Облачность,  снег,метель

5

22/10/2001

2

3

3.6

300

2700

3000

3000

Сильный ветер, переменная облачность

Сплошная низкая облачность,  снег,метель,видимость 50-100м

6

23/10/2001

3

6

7.2

500

3000

3500

3500

Сильный ветер, переменная облачность,без осадков

Тоже, что и утром

7

24/10/2001

0

0

0

0

3500

3500

3500

Сплошная низкая облачность,  снег,метель,видимость 50 м.

Тоже, что и утром

8

25/10/2001

1

2

2.4

300

3500

3750

3750

то-же, но добавился ветер

Разрывы в облачности, снег, метель, к вечеру ураганный ветер.

9

26/10/2001

5.5

5

6

100

3850

2800

3850

Ясное синее небо, идеально.

Ясное синее небо, идеально.

10

27/10/2001

5.5

5

6

100

2800

2300

2800

Ясное синее небо, идеально.

Ясное синее небо, идеально.

11

28/10/2001

5.5

9

11

1000

2500

3500

3500

Небольшие облака, без ветра и осадков.

Переменная облачность, без ветра и осадков.

12

29/10/2001

6.5

5

6

300

3872

3200

3872

Облачность,без ветра и осадков.

Облачность, без ветра и осадков.

13

30/10/2001

3.5

8

9.6

0

3200

2100

3200

Облачность,без ветра и осадков.

Низкая облачность, снег.

14

31/10/2001

3.5

8

9.6

700

2100

2800

2800

Переменная облачность, без осадков.

Низкая облачность, снег.

15

01/11/2001

2.5

3

3.6

800

2800

3600

3600

Низкая облачность,снег.

Сильный ветер, ясно.

16

02/11/2001

3

4

4.8

300

3600

3900

3900

Сильный ветер, ясно.

Сильный ветер, ясно.

17

03/11/2001

 

0

0

0

3900

3900

3900

Переменная облачность, без осадков.

Сплошная низкая облачность,  снег, метель, видимость 50-100м

18

04/11/2001

 

0

0

0

3900

3900

3900

Сплошная низкая облачность,  снег,метель,видимость 50-100м

Сплошная низкая облачность, снег, метель, видимость 50-100м

19

05/11/2001

7.5

11

13

200

4000

2400

4000

Переменная облачность, без осадков.

Переменная облачность, без осадков.

20

06/11/2001

3

9

11

900

2200

3100

3100

Ясное синее небо, идеально.

Сплошная низкая облачность, снег, метель, видимость 50-100м

21

07/11/2001

5

4

4.8

850

3100

3950

3950

Ясное синее небо, идеально.

Переменная облачность, без осадков.

22

08/11/2001

3

3

3.6

0

3500

2400

3500

Сплошная низкая облачность,  снег,метель,видимость 50-100м

Переменная облачность, без осадков.

23

09/11/2001

6.5

13

16

1360

2400

3760

3760

Переменная облачность, без осадков.

Переменная облачность, без осадков.

24

10/11/2001

2.5

15

18

0

2700

1500

2700

Переменная облачность, без осадков.

Сплошная низкая облачность, снег, метель, видимость 50-100м

График высоты по дням.

2. Описание похода

2.1. Подготовка к походу.

Поход проходил по районам Дигория, Безенги, Приэльбрусье. Традиционно сложные походы на Какавзе, как правило, имеют некоторое количество колец в технической части маршрута - "накручивание на носовом платке"  и некоторый выход для набора километров. Такой подход к планированию маршрутов благоприятно сказывается на весе рюкзаков и прохождении технически сложных участков, но одной из задач этого похода являлась подготовка группы к прохождению сложных маршрутов в Азии, где тактика описанная выше неприемлема. Ставилась задача пройти технически сложный линейный маршрут в тяжелых климатических условиях межсезонья.

Заброска была оставлена в а/л Безенги. Завоз заброски, получение пропуска в погранзону , завоз группы на начало маршрута были сделаны с помощью директора "Кабалкальпинист" Али Хусиевича Анаева. Все услуги стоили $100.

В связи с событиями на границе Грузии и Абхазии до самого отъезда возможность похода оставалась под сомнением, до получения информации, что пропуск в погранзону выдан.

2.2 Климатические особенности района путешествия в осенний период.


Климатические условия Кавказа и их влияние на горные походы в октябре-ноябре сильно отличаются от летних. Температура воздуха всегда отрицательная и поднимается выше 0 только в долинах до 2500м. Многие долины в это время вообще не освещаются солнцем. Поэтому воды мало и нужно закладываться на большее количество газа/бензина для топления снега. Осадков в это время года меньше чем весной. Все осадки, даже в низких долинах выпадают в виде сухого снега. Из-за сильных ветров снег сдувается, и на склонах снега нет вообще, на пологих участках и ледниках толстый слой сухого снега. При подходе под перевал по пологому леднику возможна тяжелая тропежка, а перевальный взлет может состоять из голого бутылочного льда. При этом, на некоторых склонах, в силу особого расположения снег не сдувает и там существует лавинная опасность (доски).

Большую опасность представляют крупные и средние осыпи. Осыпи покрыты толстым слоем сухого снега. При прохождении таких осыпей, нога попадает мимо камней или на скаты камня и соскальзывает между камней, что может привести к травмам и переломам. Движение по такой осыпи получается очень медленное (<1км/ч).

Мелкие осыпи в это время очень скользкие, из-за того, что засыпаны снегом, а сами камни часто покрыты ледяной коркой. В одном случае пришлось одеть кошки, для преодоления смороженного мелкого шиферного сланца засыпанного снегом.

Лед на перевалах - зимний и очень жесткий. Такой иногда лед называют бутылочным из-за зеленоватого оттенка. Стандартный ледобур вворачивается только наполовину. Рекомендуется использовать укороченные ледобуры (100-120 мм длиной).

Практически весь поход были сильные ветра. Одна палатка была просто разорвана ветром в непогоду ночью. Сдут целый рюкзак(!), а также большое количество вещей(коврик, накидка, мелкие вещи). Рекомендуется использовать такие каркасные палатки, в которых каркас находится в сплошном тканевом кармане. Стандартные оттяжки заменялись на основную веревку, которая пристегивалась карабинами к оттяжкам на стойках, а не на ткани, и пристегивалась к ледобурам карабинами. Иногда приходилось держать палатку спинами изнутри, чтобы ее не сломало. При этом, людей, сидящих по краям палатки, подбрасывало.

Основную непогоду приносит из Грузии и над ГКХ происходит стык фронтов. При этом, часто бывает, что на севере и востоке в чистое небо, а над ГКХ сыпет снег и висит свинцовая облачность. В Дигории погода лучше и ухудшается по мере продвижения на запад к Безенги и Приэльбрусью.

Локальный характер погоды такой, что поход в северных отрогах в Дигории (Суганы) может пройти при очень хорошей погоде, в то время как поход в это же время в Безенги или Приэльбрусье вблизи ГКХ может вообще не получиться из-за погоды.

Несмотря на жесткие погодные условия, поход прошел без травм и болезней.

2.3. Военно-политическая обстановка в районе проведения похода.

На момент проведения похода, в связи с событиями на Грузино-абхазской границе на территории Кабардино-Балкарской республики(КБР) введено усиление МВД и ФПС. При пересечении границы КБР и Республики Северная Осетия -Алания (РСО-А) была проверка паспортов и досмотр рюкзаков. При этом в двух паспортах не стояло штампа о воинской обязанности, за что сотрудник осетинской милиции с помощью примитивного вымогательства вытряс  из нас 100 руб. В районе осетинской погранзаставы в долине р.Урух пограничники ловили форель и никак не отреагировали на проезжающую вверх а/м "Газель".

Каждой погранзаставе на территории КБР придан офицер ФСБ. При этом начальник погранзаставы подчиняется этому офицеру. Досмотр паспортов и документов в а/л Безенги прошел спокойно, но сам факт наличия погранпропуска  вызвал удивление -"Почему его вообще выдали в это время". В результате беседы с офицером ФСБ в а/л Безенги удалось узнать, что у боевиков имеется до 30 человек с горной подготовкой и проблем с переходом границы через сложные перевалы у них не будет. Также имели место единичные попытки прорыва боевиков из Сванетии в Приэльбрусье. Нам настоятельно не рекомендовали выходить в Приэльбрусье.

В районе Чегема мы встретили двух человек, в потертой военной форме без опознавательных знаков. Они были вооружены автоматом и снайперской винтовкой. К счастью это оказался дозор из местной милиции, который  постоянно ночует в северном приюте. Беседа с ними прошла спокойно.

Наиболее напряженная обстановка на маршруте была в Приэльбрусье. В развалинах а/л Джайлык "встречать" нас выбежало отделение автоматчиков, со срабатыванием сигнальной мины(которая издает свист и стреляет ракетой) и прочими атрибутами. Видимо наше спокойное поведение, немного успокоило старшего офицера. Беседа с ним продлилась недолго и после проверки документов на отпустили вниз. Судя по обстановке вверх по этой долине (к примеру на перевал Гумачи) нас бы не пустили даже с пропуском. Офицер также доложил по радиосвязи вниз о том, что спустится группа туристов.

На входе в долину Адырсу, расположено подразделение 58 армии. Имеется станция спутниковой связи, вкопанные в землю и обложенные камнями БТР и танки. Батарея 122мм пушек. Cтволы развернуты к границе. Несколько десятков грузовиков. На огневых позициях, обложенных мешками с песком, постоянно находятся стрелки. Прохождение этой военной части прошло без осложнений, т.к. о нашем появлении сообщили заранее. По рассказам спасателя Сергея Никитина, военные уже уронили в реку Баксан бронетранспортер и т.д.В настоящее время еще можно проехать на Эльбрус, но станции канатки уже охраняют солдаты.

При получении погранпропуска, нас предупредили о готовящихся полетах военной авиации вдоль ГКХ и возможных последствиях. Но из-за плохой погоды полетов в районе маршрута не было, за исключением одного дня, когда мы видели звено из 3-х самолетов СУ-24 возвращающихся предположительно в район аэродрома Моздок.

2.4 Описание маршрута по дням (все стороны и направления даны орографически, кроме оговоренных случаев).

День 1. Заезд в долину р.Урух.

После преодоления тяжелой дороги, 2-х блокпостов, наша ГАЗель наконец въехала в долину р.Урух. Прошли1 переход по дождем до конца дороги. За следующий переход забрались на устьевую ступень долины и заночевали среди крупных моренных валунов.

День 2 Долина р.Харес.

Ночью насыпало 5 см снега, и к утру установилась ясная погода. Выход в 11.00. За один переход по долине р. Харес добрались до ручья Орс-Дон, вытекающего из цирка пер.Солдат 1Б. Летом переправа через ручей сложная и необходимо использовать веревку. Но сейчас воды очень мало и мы перепрыгнули Орс-Дон по камням. Со стороны ГКХ снова потянулась облачность. На солнце было достаточно тепло и можно идти в майке и легком анораке. Следующий переход по тропе левого борта долины Хареса. Долина реки заболочена и тропа идет траверсом левого склона. Отсюда хорошо виден заход на перевал Штулувцек 1А. К концу перехода небо затянула низкая облачность и пошел снег. Под нависающим камнем мы встали на обед. После обеда снегопад стал еще сильнее и через 1/2 переход мы подошли к краю ледника. Здесь из огромного ледяного грота вытекает река Харес. Так как снег падал сплошной стеной, видимость упала до 50м. Встали на ночевку.

По описанию [2] около языка ледника нужно начинать крутой набор (до 45 град) на левый борт по шиферным сланцам. Как выяснилось позже, более удобный заход на перевал Джераска следующий. Не доходя скальных сбросов левого борта долины нужно начинать набор вверх по травяному борту долины, который плавно выводит на травяную ступень висячей долины перевала Джераска.

День 3 Перевал Джераска (2А,3430).

Утром на небе рваная облачность. Сильный ветер. По моренному валу выходим на шиферные сланцы. Сланцы оказались сморожены и покрыты тонкой коркой льда. Подъем очень опасен. Практически постоянно поднимались на 3 такта, как по льду, пытаясь использовать ледоруб как точку опоры (врубали его в смороженные сланцы). Через 1 час тяжелого подъема вышли на небольшую травяную ступень шириной около 15 м. Привал. Далее за переход поднимаемся по травяному склону устьевой ступени в висячую долину. Отсюда хорошо видно, что заход снизу на левый борт висячей долины более удобен.

Перевал Джераска расположен между вершинами Джераскифастагалхойне(3563) и Штулутау(3585) в северном отроге ГКХ и соединяет долины реки Харес и Карасу.

По висячей долине правым берегом ручья проходим еще переход. Далее за переход по моренным валам, поднимаемся в верхний осыпной цирк пер. Джераска. Перевал Джераска расположен между г.Джераска и пиком 3662 в северном отроге ГКХ. Отдыхаем перед снежно-осыпным перевальным взлетом. Преодоление перевального взлета и выход на седловину занял 1 час.

Седловина перевала засыпана снегом. Тура не нашли. Карнизов нет  Вниз уходит ледник. С седловины полностью виден перевал Штулувцек. На седловине есть места для ночевок, но дует очень сильный ветер. Начинаем спуск на ледник. Спускаемся в кошках и связках. После выхода на первое выполаживание, резко уходим влево. Слева по ходу есть заснеженное осыпное ребро. Ниже это ребро превращается в скальное. Траверсируем склон налево и пересекаем ребро. Выходим в осыпной цирк под западными склонами пика 3576. Далее спуск по кулуару, по мелкой заснеженной осыпи. Под снегом осыпь покрыта наледью. Поэтому движение в верхней части на 3 такта лицом к склону. Длина кулуара около 50м, крутизна около 30 град. Затем кулуар выполаживается и выводит на заснеженные морены. Далее двигаемся в направлении крайнего правого (по ходу на запад) распадка между моренными валами (с перерывами - 1 час). Спускаемся по заснеженному осыпному кулуару. Далее перед скальным уступом уходим через правый борт кулуара на травяной склон. (Переход 30 мин). Отсюда видны травяные площадки около ручья в правой морене ледника Штулу. Спускаемся по травяному склону до площадок. По этой морене проходит тропа, а на площадках видны остатки загона для скота. Спуск от уступа занял 1 час. Здесь встаем на ночевку.


Рис.1 Спуск с перевала Джераска на запад.

День 4 Карасу - Лькези - "Зеленое седло"

Выход в 10.00. Погода хорошая, переменная облачность. По тропе за 25 минут спускаемся с моренного вала. Пересекаем долину на левый борт. Переправа через ручей, вытекающий из ледника Штулу по камням. По левому берегу по тропе добегаем до озера Таталастауат на слиянии ручья с р. Ахсу. С севера спускаются ледники с п. Южный Суган (4094),  виден заход на перевал Солдат 1Б.  На запад видно г.Фытнаргин, пер. Дых-Су. Купол горы Левхановцек. От озера тропа проходит через кош и спускается низом через березовый лес. Пройдя около 45мин  до поляны начинаем подъем по склону поросшему рододендронами, в поисках верхней тропы. На склоне растет брусника и попадаются мороженные грибы. (грибы подморозовики) В бинокль удается разглядеть тропу. Она выглядит тонкой заснеженной полосой среди заросшего рододендронами склона. Набрав около 300 м по склону без тропы, вышли на хорошую верхнюю тропу. С этой тропы сверху в бинокль видно, что в районе слияния р.Карасу и р.Лькези расположена застава пограничников. От начала поисков тропы до выхода в долину р. Лькези 1час. В долине Лькези нас встретил сильнейший ветер. Холодно так, что на привале пришлось одеть пуховки. Долина практически без снега. За 30 мин спускаемся вниз. Внизу проходит тропа. Судя по следам, долину ежедневно патрулирует наряд пограничников. В верховьях долины Лькези находятся несколько перевалов 1А ведущих в Грузию. Здесь обедаем. Чуть ниже через р.Лькези есть металлический мост. По нему переходим на другой берег и начинаеи заход на перевал "Зеленое седло" расположенное между г.Левхановцек 2894 и в.2768. В настоящее время седло желтого цвета и заснеженное. Заход на седло по крутому (45 град) травяному склону поросшему рододендронами. От места обеда до выхода на первое выполаживание 1 час. Выход на седло занял еще 30мин. На седле нас встретил сильный ветер, пошел снег и началась метель. С седла за 30 мин спускаемся в карман правой боковой морены ледника Ашгатан и встаем на ночевку.

День 5 Ледник Агаштан.

Утро. Со стороны ГКХ дует сильный ветер. Палатки за ночь занесло метелью. Утром пришлось откапываться. Подъем по моренному карману, затем выход на морену. Не доходя конца морены спускаемся на ледник по смороженному жесткому конгломератному склону, в том месте где крутизна наименьшая. Выходим на ледник. От стоянки до выхода на ледник 35 мин. Связываемся. На небе рваная облачность. По описанию [] до пика Марджаношвили ледник проходится по центру. Двигаемся между двух ледопадов вправо вверх по ходу, чтобы пройти по середине между двух ледопадов. Снизу кажется, что трещины там небольшие. Погода испортилась. На севере солнце и ясно. Над нами уже сплошная облачность. Начинается снегопад. Пройдя еще 45 мин, попадаем в зону непроходимых разрывов ледопада. Видимость упала до 50м. Возвращаемся по следам обратно к правому борту под склоны п.3272. Началась сильная метель. Встали на отсидку.

День 6 Подходы под перевал Фытнаргин.

Утро. Ясная погода. Сильный ветер со стороны ГКХ. Двигаемся вдоль правого борта ледника Агаштан. За 1час выходим на пологую часть. Отсюда видно, что ледопады обходятся. В бинокль просматриваем путь обхода верхних ледопадов. Далее движение по центральному плато на северо-запад под склоны верхней террасы ледника. Еще  2 перехода по 45 мин. Подьем по крутому снежно-ледовому склону на верхнюю террасу (30-35 мин). После перехода двигаемся по террсае в направлении седловины до характерного ранклюфта под ледопадом с южного склона п.Фытнаргин (1 час 10 мин). До седловины остается 2 часа, встаем на ночевку.

День 7 Отсидка-1. Уже с ночи валит снег и ничего не видно. Играем в префкранс на тропежку (шутка). Денис опять у всех выиграл.

День 8 Отсидка-2 и непогода, лишившая нас палатки.

Ночью поднялся сильный ветер, порвало тент на 2.5 дуговой палатке. Саму палатку сразу забило снегом, и все перелезли в оставшуюся. Утром отрывали порванную и расплющенную снегом палатку на непрекращающемся ветру. Ее уже больше не поставить. Весь день дует сильнейший ветер. Хорошо, что встали в ранклюфте, т.к. на ровном леднике силу ветра еще больше. Играем в преф. Денис опять выигрывает. Расход газа сильно увеличился, т.к. топим снег и очень холодно. К вечеру на небе появились разрывы. Было принято ошибочное решение подойти под самую седловину перевала. В процессе сборов ветер унес коврик и накидку. За час поднимаемся под седловину. Ветер сдувает. На ураганном ветру ставим оставшуюся палатку. Вместо порванных оттяжек используется основная веревка, которую карабинами крепим к ледобурам и к ушкам на стояках. Ушки оказались прочными и не оторвались. Уже начали обмораживаться руки и ноги. В этих условиях, любая мелкая ошибка  или проблемы со второй палаткой привели бы к аварийной ситуации. По очереди заносим рюкзаки в палатку, вынимаем вещи, рюкзаки на улице пристрахованны к ледобуру. Впятером сидя в 3-х местной палатке, держим ее стенки спинами, дежурный готовит ужин посередине. Удалось приготовить ужин и лечь спать. Грохот ветра и опасения, что вторую палатку разорвет тоже, не давали заснуть. Периодически приходилось вскакивать и держать палатку спинами при очень сильных порывах.

День 9 Перевал Фытнаргин (3А,3850).

Никто не помнит, как прекратился ветер. Проснулись от ощущения непривычной тишины. На востоке красное зарево восхода. Ура погода хорошая! Идем на перевал. Выглянув из палатки, мы поняли, что что-то не так. Нет одного рюкзака. Вечером его пристраховали куда-то не туда. Связавшись, побежали вниз искать рюкзак. Коля увидел что-то черное. Это лыжная палка из рюкзака. Вектор полета найден. По этому вектору нашли вторую палку. Затем начинается ледопад. Обследуя каждую трещину, обнаружили в одной из них аккуратно уложенные рядышком, кошки, радио, карту в пакете, 1 трекинговый ботинок с банкой тушенки внутри. Мабука оставил и аккуратно сложил в трещину минимум необходимых вещей чтобы идти дальше, остальное забрал себе. Мне известно 3 случая ухода рюкзаков по разным причинам. Тот факт, что в них всегда были новые вещи (новый полар, ботинки, железо) заставляет либо окончательно поверить в законы Мерфи (они же подлости или бутерброда) либо стать суеверным. Пока искали рюкзак, нашли замерзшую во время урагана птицу на леднике. Сделав подобие рюкзака из веревочек, стропочек и мешочков идем на перевал. Перевал - широкая ледовая седловина. Двигаемся примерно в центр седловины, и выходим на нее в 11.00. Тур расположен в скальном выступе на седловине. Сняли записку группы из Санкт-Петербурга - руководитель Голубев, м/книжка 56/01. В 11.50 начали спуск. На спуск уходит чистый зеленый бутылочный лед. Попытка завернуть 1-й бур до конца, кончилась тем, что бур был погнут. Спуск на проушинах. Проушины делались специальным, толстым буром длиной 300мм и диаметром 40мм. По ледовому лбу за 3 часа повесили 6 однотипных веревок на ледовых проушинах. Крутизна склона в среднем 40-45 градусов. Затем прошли 200 м в связках по склону крутизной 25 градусов до берга и повесили через него 7-ю  веревку. Лед очень жесткий. Закрутить бур крайне тяжело. Время на обычную проушину до 15 мин. От берга до поворота ледника Айлама на север 1 час в связках. Затем по леднику. Попадаем в зоны сильного растрескивания переходящие в ледопад. Напротив правого притока ледника Айлама, выводящего к связке перевалов Катюша-Дыхсу(2Б), выходим на моренную гряду,  с нее переходим на правый борт . По осыпям правого борта за 1.5 часа выходим на бараньи лбы напротив пологого участка ледника между ледопадами. Здесь готовые места ночевок, но воды сейчас нет, и газ кончается. Погода была идеальная весь день - нет ветра, ясно.

День 10. Прохождение ледопадов ледника Айлама.

Выход без завтрака, так как внизу река и лучше сэкономить газ (воды на стоянке нет). Спуск по морене правого борта, потом по крутому конгломератно-осыпному заснеженному кулуару на ровную часть ледника между верхним и нижним ледопадами Айламы. Спуск маркирован турами (в 3 камушка). На пологом участке между ледопадами пересекаем ледник на левый борт. Двигаемся по ледово-каменной каше левого борта. Двигаться приходится медленно, т.к. под ногами смесь льда и камней, которая засыпана снегом. Периодически попадаем то на грязные ледовые сколы, то на бараньи лбы. В процессе движения, на непроходимых участках в сумме повесили 3 веревки (1х15 м, 2х50 м). Веревки вешали на скальных выходах, бараньих лбах и на краевом ледовом сераке. Спуск на морену у языка ледника занял 3 часа. Пересекаем долину р.Дыхсу к левому борту  - конгломератному "динозавру". Сверху казалось, что там течет вода. Вместо воды оказалось сухое русло и грязный ручей с "динозавра" не пригодный для питья. Воду нашли в луже. Обед, просушка вещей. После обеда подходим под язык ледника, движение по левым моренам 1 час.  Потом переходим на ледник, с него - снова на левую морену, в районе устья ледника Крумкол. Спускаемся к травяным стоянкам на правом борту реки  Крумкол, которая утекает в огромный ледяной грот.(Переход 1ч10 мин). Погода отличная в течении всего дня.

День 11. Подход под перевал Дыхниауш.

Подъем в 6.00. Выход в 8.00. Первый переход около 1 ч до ручья из под перевала Песчаный по левой боковой морене ледника Дыхсу. Морена - средняя осыпь. В этом месте лучше сразу начать подъем на гребень боковой морены. На гребне начинается хорошо набитая тропа. В кармане морены течет ручей, есть много мест для стоянок. Тропа по морене поворачивает на север обходит ледопад ледника Дыхсу. Переход 1ч.10мин привал напротив п.Панорамный. По моренному гребню еще за 35 мин. добегаем до распадка под п.Два Бойца. Здесь обед. После обеда мы ошибочно решили дальше двигаться по леднику. Правильный путь под перевал продолжается по моренам (там наверняка есть и тропа) и выводит на ледник, почти под перевальным взлетом(см карту). По мореной гряде на леднике двигаемся по направлению к перевалу. Здесь начинается зона растрескивания. Периодически применяем попеременную страховку. Далее двигаемся до одинокого камня напротив ледопада ледника Башхауз (50 мин). Здесь начинается тяжелая тропежка. Подъем по уступам ледника под склонами восточных контрфорсов Шхары в верхний цирк перевала Дыхниауш занял 1 час 20 мин. Подход под перевальный взлет занял еще 35 мин. Сегодня уже появились первые облака, и к вечеру уже стала переменная облачность, но осадков пока нет. В результате движения по леднику затратили около 3 часов лишнего ЧХВ по сравнению с движением по морене.

День 12. Перевал Дыхниауш (2Б,3872).

Погода - переменная облачность. Двигаемся на перевал по северному склону цирка в сторону скальных полок. Здесь след небольшой лавинки. При подходе к скальной полке оказалось, что полка покрыта слегка смороженным тонким слоем снега (около 20 см). Этот снег не держался на скалах, и отваливался досками при движении по нему. Структура снега, как в лавинах - досках. Образовавшаяся при разрушении доски крупа сухого снега прекрасно скользила по камням. При попытке движения с одновременной страховкой возникла угроза срыва всей связки. Начали провешивать веревки. До первой полки провесили 20 м перил. Подъем по снежному кулуару под скальный пояс с перилами занял 45 мин. На полке вдоль скального пояса за скальный выступ закрепили петлю и провесили 1-ю веревку до следующего скального выступа по скалам закрытым скользкой снежной коркой. Здесь крючьевая страховка. Следующая 2-я веревка провешена до большого скального выступа-камня. Здесь страховка на ледорубе и за камень. С верхней части выступа-камня снежный кулуар крутизной 30-35 градусов. По нему провесили 3-ю веревку до скальной стеночки. Закрепили веревку на крючьях. Отсюда траверсом склона вешаем 4-ю веревку по направлению к седловине. Крепление на крючьях в выходы скал. Здесь скалы со льдом. Одеваем кошки. Следующая 5-я веревка выводит на седловину. На седловине голый лед. Веревку закрепили на ледобур. Всего до седловины повешено 5 веревок. Время работы 3 часа. Тура не обнаружили. На спуск уходит голый лед. Повешено 1,5 веревки на ледовых проушинах. Спустились за 1 час. Спуск с верхнего плато на центральную часть ледника под склоны п.Варшава, далее по моренам правого борта восточной ветви ледника Безенги вниз. На моренах правого борта обнаружили оставленные кем-то снегоступы. Подумали, что кто-то на восхождении. Позже мы узнали, за неделю до нас на Шхаре погиб альпинист из команды Санкт-Петербурга. Извлечь его из ледового завала не удалось и спасработы отложены до весны.. Еще один переход до моренных валов, там развязались. Подъем к Джангикошу 20 мин. В Джангикоше встали на ночевку.

День 13. В альплагерь Безенги за заброской.

С утра погода пасмурная. От Джангикоша по гребню морены до поворота ледника на север 40 мин. Спускаемся на ледник. После небольшого плутания в разломах двигаемся вниз к Камню ближе к левому борту. Около Камня оставляем лишнее снаряжение и бежим вниз по центру ледника. До конца ледника добежали за 50 мин. Спуск по моренным отложениям ледника, правым бортом, тропа
маркирована турами, до а/л Безенги еще 50 мин. В альплагере нас встретил Малик - житель поселка Безенги, который работает сторожем в альплагере. Заброска к этому времени уже была в альплагере. Мы с удовольствием попили чай и посмотрели телевизор.

День 14. Подъем с заброской к Камню.

За пол дня разобрали продукты. Посмотрели новости по телевизору. В альплагерь заехали пограничники и проверили наши документы. Офицер написал записку для наряда, который ежедневно патрулирует долину до языка ледника, чтобы нас пропустили. Еще нас сильно пугали военной обстановкой и рекомендовали свалить вниз, домой. Выход в 14.45. До камня добрались за 3 перехода. всего на подъем от а/л Безенги до Камня - 3 ч. 10 мин. "грязного" времени. От Камня пересекли ледник на запад, поднялись на моренные валы левого борта, спустились к Баранкошу уже в сумерках (45 мин). Около озера встали на ночевку.

День 15. Подъем на перевал Кель (1А,3600).

С утра погода пасмурная, снегопад и туман. К палатке зачем-то подходил огромный старый тур, потом фыркнул и так-же ушел. Потом стало проглядывать солнце. Выход в 11.00. Подъем по травянистому склону моренного вала. Первый переход 35 мин. Затем подьем по валу, выход в висячую долину перевала Кель (еще 30 мин). Траверс цирка по заснеженным моренам под перевальный взлет (35 мин)
Все переходы были короткие - шли тяжело, сидели долго. Обедали под перевальным взлетом. Подъем на перевал, на правую по ходу от скального отрога седловину,
более пологую (50 мин). В туре из камней и деревяшек лежала гильза и записка пограничников. На перевале дует сильный ветер. Южнее седловины в осыпных скалках ровные площадки из мелкого сланца. Встали на ночевку.

День 16. Траверс к перевалу Нижний Цаннер (2А, 3900).

С утра ясно, но дует ураганный ветер. Сильный метелевый перенос. Иногда не видно идущего впереди. Спускаемся с седловины на ледник Ортокара. Пересекаем в направлении нижней части плеча отрога, разделяющего цирки перевалов Верхний и
Средний Цаннер, подъем на отрог (заснеженная тропа) за перегиб, где есть укрытие от ветра (на все про все - 35 мин). Двигаемся по хорошо набитой тропе, траверсирующей отрог над западной частью ледника Безенги поверх ледопадов. Через 30 мин. тропа
приводит в устье цирка ледника Средний Цаннер и спускается на ледник. За 50 мин  поднимаемся на верхнее плато западной части ледника Безенги, в мульду под перевалом Нижний Цаннер (1 час). Движение в связках, есть трещины. Здесь ставим лагерь обедаем. С перевала сняли записку группы туристов МГТУ им. Баумана рук. Корнейчук от 09.08.2001. Формируем заброску. По плану на завтра восхождение на Гестолу  через Ляльвер с ночевкой на перевале Чюрлениса-восточный. После обеда идем на разведку перевала Чюрлениса-западный. Этот путь возможно легче, чем траверс Ляльвера. Под начало подъема на перевал, двигаемся в связках пересекая лавинные конуса и следы ледового обвала со склона Ляльвера. Дует сильный ветер. На усах и бороде выросли сосульки. Подъем на перевал Чюрлениса Западный сначала едет по лавинному выносу. Здесь пересекаем большой засыпанный берг. Затем выходим на основной склон. Крутизна увеличивается до 40 град. Склон покрыт толстым слоем снега. Двигаемся вдоль скал по левому борту. Есть опасность схода лавины типа доска. Поднялись треть пути. В одном месте от ледоруба побежала горизонтальная трещина в снегу. Повернули обратно в лагерь. Путь на гребень через Чюрлениса западный сейчас лавиноопасен.

Дни 17-18. Караулим погоду на Гестолу.

Следующие два дня сыпал снег, и была плохая видимость. Иногда на северо-востоке облачность раздувало, и было видно, что в Дигории и на равнине погода хорошая. Иногда полностью открывалась г.Дыхтау. Но "гнилой угол" полностью оправдывал свое название. Над районом Ляльвер-Гестола устойчиво висела свинцовая облачность, и выпадали осадки.

День 19. Перевал Шаурту-Цаннер (2Б*, 3950).

Ждать погоду больше нельзя надо идти дальше. Перевал Шаурту-Цаннер видно хорошо. С перевала Нижний Цаннер спускаемся в Грузию и траверсируем верхние поля в направлении перевала Шаурту-Цаннер. Движение в связках - трещины. Участки бетонного фирна чередуются с участками глубокой тропежки. Пересекаем зоны разломов. Траверс полей занял 1 час. Подход под перевальный взлет, вверх по по смерзшейся осыпи (до 45 градусов), покрытой снегом до ранклюфта под скальной стенкой. Еще 45 мин. Под снегом ледовая корка покрывающая сланцевую осыпь. От ранклюфта - траверс небольшой наклонной моренной полки направо до входа в кулуар, и начало подъема на седловину. В верхней части снега мало. Двигаемся вдоль скальных стенок. До седловины поднимаемся за 55 мин. На седловине дует сильный ветер. Села облачность. Спуск в верхней части очень крутой до 50-60 град. Тура не нашли. На большом уступе оставляем длинную вывеску -петлю около 6 метров вспомогалки, т.к. забить крюк особо некуда. Везде разрушенные скалы.  От седловины - 1 хвост по крутому снежному склону (в верхней части - выходы льда) до каменной ступени внизу (там крючьевая страховка) , оттуда еще 3 хвоста (страховка на ледорубах) вниз через характерное "горлышко" в средней части склона. Это потенциально очень опасной участок, собирающий лавины. Оттуда - спуск в связках до берга, через него - хвост 20 м, далее спуск по глубокому снегу до выполаживания. Всего спуск с перевала - 2-2,5 часа, не считая подготовительных работ на седловине, где проторчали почти час. Спуск на плато ледника - траверсом, огибая зону растрескивания. Двигаемся справа по ходу, до моренного чехла на правом борту ледника Шаурту (30 мин). По моренам и конгломератам, лежащим на льду до вала правого борта долины (30 мин). Затем вылезли на вал, спуск по траве, потом по гребню морены по хорошо набитой тропе.(50 мин) Гребень морены потом выполаживается, тропа пропадает. Начинается она уже в моренном кармане справа. По крутому травяному склону спустились в карман с пересохшим ручьем, до первой воды (25-30 мин). По тропе воль ручья, в месте впадения в Тютюргу-су (большая долина
справа) - кош, далее набитая тропа вниз. Встали на ночевку перед тем местом, где река уходит в каньон, а тропа траверсирует склон правого борта долины.

Рис.2 Спуск с перевала Шаурту-Цаннер на ледник Шаурту.

День 20. Чегем. Подход под перевал Чат.

От места ночевки по тропе по правому борту долины спускаемся к турбазе Чегем. После входа в лесную зону сворачиваем налево с тропы, проходим через лес и пересекаем рукава реки Тютюрсу. Пройдя немного по дороге подходим к нарзанным источникам (45 мин от места ночевки). Начинаем подъем по долине реки Аузусу. Здесь встретили дозор местной милиции и пограничников.  От источников поднимаемся по хорошей тропе через лес. Через 20 мин хода лес кончается. В месте, где долину преграждает древний моренный вал, тропа теряется, изредка проявляясь на травяных участках между моренами. Иногда на камнях можно обнаружить маркировку планового туристического маршрута. Переход занял 45 мин. По моренным валам правого борта долины двигаемся до языка ледника из под перевала Димитрова.  Здесь переходим на левый борт долины, пересекаем исток Чегема и поднялись в складку между древними левобережными моренами ледника Кулак и ледника Южный Чат (50-55 мин) Далее поднимаемся на древнюю морену ледника Южный Чат. Отсюда видно северный приют. Идем по гребню морены до самого конца, где моренный вал упирается в скалы. Внизу замерзшее ледяное озеро. У самых скал в моренном кармане есть выложенная площадка. На ней встаем на обед.(Переход  45мин) Пошел снег. Поставили палатку. Снег усилился, и мы остались на ночевку.

День 21. Перевал Чат(3А, 3950). Первая часть.

Выход в 9.00. Погода отличная . Дует сильный ветер. Из-за  ГКХ тянет тучи , но уже над ГКХ их разрывает и над нами ясно. Спускаемся с моренного гребня траверсом к левому борту цирка висячего ледника Южный Чат. Поднимаемся вдоль левого борта по моренно-конгломератному склону с выходами бараньих лбов. Двигаться очень трудно, т.к. выпал свежий снег и смороженный конгломерат  скользит. При этом, под снегом не видно, когда выходишь на гладкие скалы бараньих лбов.  За 45 минут вышли под язык пологой части ледника. Со скал левого борта летят камни.

Перевал Чат расположен в ребре между п.Баумана 4029 и г.Чаттау 4095. Соединяет долины р.Чегем и Башиль.

Выход на пологую часть ледника более удобен по льду. Одеваем кошки, и по крутому льду (участок 10 м до 45 градусов) проходим на пологую часть ледника. Двигаемся вдоль левого борта в направлении большого скального ригеля 3644 по мульде-ложбине. Около ригеля большой раклюфт-наддув. Поэтому недоходя до него, обходим ригель по левой стороне ледника (или справа по ходу). Переход 45 мин. От ригеля двигаемся в направлении небольшого скального выхода. В понижении ледника перед скальным выходом есть несколько больших закрытых трещин. До скального выхода от ригеля 30 мин. От скального выхода за 30 мин выходим на седловину в 14.30. Снята записка группы туристов Саратовской академии права, руководитель Петраченков от 13 августа. Седловина представляет собой пологое плато, обрывающееся в сторону долины р.Башиль крутым ледовым склоном. На спуск как всегда бутылочный лед.  Спуск начали в 15.30.До первого выполаживания ледника  повешено 4 однотипных веревки по голому льду. На пятой веревке попался ледовый сброс высотой около 3-4 м выводящий на выполаживание.  Заняло это 2 часа.  Крепление всех веревок на ледовых проушинах. Крутизна склона до 40 градусов. На выполаживании связались и побежали в ледопад. Проход первого ледопада по центру не удался. Двигаясь в связках, с одновременной страховкой через ледобуры, лавируя между трещинами, проходим первый ледопад по правому борту. Через 1.5 часа плутаний выходим на пологий участок перед вторым ледопадом. Темнеет. Место для палатки выбрали на краю пологого участка. Здесь много снега, поэтому проверяем место на предмет трещин лыжными палками. Встаем на ночевку.

День 22. Перевал Чат(3А, 3950). Вторая часть.

С утра нет видимости. Снегопад. Сиди между двумя ледопадами на полочке и играем в преференс. К 11.00 раздуло. Выход в 11.30. По краю пологого участка перешли на левый борт ледника. Путь на ровный склон левого борта лежит через трещины нижнего ледопада. Здесь двигаемся горизонтальным траверсом по наклонному краю ледяного скола, около 45 градусов в верхней части (ниже круче и дальше этот скол обрывался в трещину). Идем одновременно в связках через ледобуры. Ледобуры крутим с дистанцией 5-10 м. Длина этого участка около 100м. С траверса выходим на пологий ледяной склон левого борта крутизной 20 град. Одновременная страховка через ледобуры. Далее выходим на край ледового кулуара левого борта. По нему 2 веревки на проушинах до нижней части ледника. Весь спуск до нижней части ледника занял 3 часа.

Дальше пересекаем ледник в связках к моренам правого борта. Здесь развязываемся и начинаем движение вниз по моренным валам. Моренные валы - крупная и средняя осыпь засыпанная толстым (до 1м) слоем снега. Движение по этой осыпи крайне медленное т.к. можно легко сломать ногу. Снег проваливается стремительно, как в пустоту. На дне камни. Пластиковые ботинки немного защищают от травм на таком участке, но при этом сильно портятся. Погода плохая, сыпет снег. Иногда начинается метелевый перенос. Теперь понятно, куда девается снег сверху. По таким валам спускаемся до долины р. Башиль. На левом берегу пасется стадо лошадей. В валунах левого борта встаем.  Вечером подсчитав продукты, принято решение идти маршрут до конца. Хотя выходить в Приэльбрусье нам настоятельно не рекомендовали из-за военной обстановки.

День 23. Перевал Голубева (2А,3760).

Выход в 8.20. Пасмурно, но видимость хорошая и осадков нет. Идем левым берегом р. Башиль по россыпи камней, затем по моренным валам. Выше языка спустились на ровный пологий ледник, чуть присыпанный снегом (40-45 мин). Не доходя ледопада, начали подъем в ранклюфте левого борта до ручья, текущего с ледн. Зап. Башиль. Поднялись по нему на верхнюю террасу двух ледников Зап. и Сев-Зап. Башиль (1 час). Далее по трудной осыпи, левым бортом долины подошли сбоку к свисающему языку ледника С.-З. Башиль(1 час). Поднимаемся по моренам левого борта вдоль ледника 1 час до пологой части ледника.  Связались и по ровному плато ледника под перевальный взлет. Здесь тропежка 45 мин. За 12 минут от подножия до седловины преодолеваем осыпной перевальный взлет. На перевале валяется металлический стул. Снята записка группы туристов Ростовской СДЮСШОР "Планета", рук. Албул Г.В. от 16 сентября 2001г. Спуск с перевала начат в 15.20 Одна веревка по льду до снега. Наверху оставили погнутый ледобур на память (20 мин). Далее  в связках спустились на ледник и по центральной части, затем ближе к левому борту добежали почти до языка (50 мин). Развязались и по моренам, затем по тропе свал из висячей долины в каньон р.Куллумколсу (50 мин). Ночевка на площадках.

День 24. Долина реки Адырсу. Поселок Верхний Баксан.


Вышли в 10.00. Спуск по тропе р Куллумколсу до развалин а/л Джайлык. Дымок из развалин свидетельствовал о наличии там либо военных, либо боевиков, либо еще черт знает кого. В развалинах а/л у нас начались военно-спортивные приключения, описанные выше. По дороге до а/л "Старый Джайлык" и поста Эльбрусского ПСО 20-25 мин. Вниз по дороге до Верхнего Баксана 1 час 50 мин. с привалом в 10 мин. В Верхнем Баксане мы  успели сесть на автобус на г.Прохладный и доехать до Нальчика.

Почему-то теперь ни в мае, ни  даже глубокой осенью свободно купить ж/д билеты невозможно. Поэтому добирались до дома по маршруту Нальчик - Пятигорск - Ростов - Москва.

3. Фотоматериалы

Список технических фотоматериалов

Название

Высота

Категория

Описание фотоматериалов

1

Джераска

3430

Фотографии  с обоих сторон , фотографии подходов и описание

2

Штулу

3300

Н/к

Фотографии  с обоих сторон

3

Солдат

 

 

 

4

Катюша-Дыхсу

 

 

 

5

Фытнаргин

 

 

Фотографии  с обоих сторон , фотографии подходов и описание

6

Непройденная перемычка 

 

 

7

Дыхниауш

 

 

 

8

Безенгийская стена

 

 

 

9

Кель

 

 

 

10

Нижний-Цаннер

 

 

 

11

Шаурту-Цаннер

 

 

 

12

Чат

 

 

 

13

Голубева

 

 

 

4. Справочная информация

Телефоны, г. Нальчик

1

Дежурный ПСС МЧС КБР

 

(86622)9-32-44

2

Оперативный дежурный погранотряда

 

(86622) 1-65-10

3

Начальник погранотряда

Пропусками занимаются майоры Рудаков,Токарев

(86622) 1-34-89

 

4

Оперативный дежурный

 

(86622) 1-65-10

5

Кабалкальпинист, ул.Чайковского д.8

Директор Анаев Али Хусеевич

(86622) 5-59-57 телефон офиса

6

АУСБ Безенги

 

 

8

Вызывная частота по КБР

145300

Телефоны, г. Владикавказ

1

Дежурный ПСС МЧС

 

(867-2)-74-58-34

 

Бухгалтерия

переключат на дежурного

(867-2) 74-58-34

2

Оперативный дежурный погранотряда

 

(867-2)-75-64-22

3

Начальник погранотряда

 

(867-2)-74-40-87

4

Зампотылу начальника погранотряда

 

(867-2)-50-08-34

5

пред. Федерации альпинизма

Казбек Хамицаев

(867-2)-33-33-92

6

пред. Клуба Эдельвейс

Руслан Дзодзиев

(867-2)-74-41-03

Телефоны, пос. Терскол

ПСС

дежурный

(86639) 71-4-89

5. Ссылки

1). Гранильщиков Ю.В.,"Чегем, Твибер, Безенги", М.: Физкультура и спорт, 1986.
2). Агибалова, "С рюкзаком по Сугану", Орджоникидзе, 1980.

.
Отчеты из Библиотеки ТССР (в скобках - номер отчета):
3). Отчет№ 450, Турклуб г. Ставрополя, рук. В. Жижин, VI к.с., август 1998.
4). Отчет№ 632, Турклуб Ростова-на-Дону, рук. А. Келлер, V к.с., август 1999.
5). Отчет№ 637, Петрогр
адский турклуб г. Санкт-Петербурга, рук. В. Лобов, V с элементами VI к.с., июль 2000.

6. Фотоальбом

7. Карта