К началу

К перевалу Ат-Бель

9 сентября

По волчьему следу

Ночью продолжал сыпать снег. К утру стихло. Поскольку все время дул ветер, то снега на земле немного. На камнях он уже растаял. Пасмурно. Думаю о том, что нам придется, видимо, отказаться от посещения дальних вулканов. Вышли в 8.10. Через полчаса наткнулись на ручей с прозрачной водой! Идем по остаткам дороги. Перед нами отпечатки свежих волчьих следов, ведущих наверх.

В 11.15 мы отдыхаем на высоте 4830 в 2 км по прямой от перевала. Здесь тропа идет уже по правому (ор.) склону долины. Сквозь тучи пробивается солнце и проглядывает на востоке пик 6495. В ближайшем распадке с ручьем устраиваем обед. Идется сегодня довольно тяжело. Через полчаса от обеда мы подымаемся на предперевальное плато по небольшому ручью. Нас накрывает туманом. Начинает дуть северный ветер. Через 15 минут подходим к галечному холму с туром. Здесь развилка ручьев. Цепочка туров и GPS указывают, что нам налево. Высота 5140. Волки тоже тут побывали. На широком водоразделе обнаруживаем остатки дороги, хорошо здесь сохранившейся. Она серпантином спускается вниз. Начинает идти снег. Мы проходим мимо скелетов павших животных (яков) и в 15.40 на сильном ветру у ручья на высоте 5036 ставим палатку.

10 сентября

Ночью шел снег. Насыпало слой сантиметра 3. Над нами голубое небо. Невдалеке замечаем стадо антилоп-чиру. На юге груда черной щебенки - это самый древний здесь вулкан - Ксишань. Мы доходим до него минут за 20. Черная щебенка - это куски застывшей ноздреватой лавы. Я забираю на память несколько кусков. На юге виден самый настоящий правильный конус со срезанной макушкой - это тот вулкан, извержение которого наблюдали многострадальные китайские солдаты, строившие эту дорогу в 1951 году.

К вулкану Ксишань 5060

За нашей спиной в левом углу остается плато Атбель

Вдали ледовые громады Аксайчина

В 30 км к югу конус, извергавшийся в 1951

Основная растительность на плато Губайлык

Вот так растут эти "деревья"

Сейчас тут тихо. Правда Боря уверяет нас, что в бинокль он видит дымок. Может быть. Солнышко начинает прижаривать. Азимут на Куджи-булак 270 - по прямой 22 километра. Идется хорошо. Множество свежих следов копыт. Под снегом мелкая галечка с глиной. Местность покрыта кочкообразными кустиками с одревеневшими корневищами.

Шура идет медленно. Немудрено. Высота 5000. Мы то уже второй месяц в высоких горах, а у него была весной низкая Турция. Макушки гор прикрыты облаками. Южные склоны передового хребта Куньлуня обрываются километровой снежной стеной.

Дует западный ветер. Снег интенсивно тает и идти становится довольно вязко. На подошвы налипают слои грязи. В 15.30 в 9.5 км по прямой от перевала обедаем рядом с небольшой речкой. Воды здесь немного. Плоскость Губайлыка пересекается всего несколькими ручьями. К нам прилетает неизвестная небольшая птаха и деловито исследует окрестности. В 16.30 стало сыпать и дуть сильнее. Решили остаться здесь. До следующей воды еще неизвестно сколько. Часть ручьев, отмеченных на карте, пересохла. Ночь была ясная и тихая.

11 сентября

Рано утром мы любуемся восходом солнца и заходящей луной.

На горизонтах массивы Чонг-Музтага и Аксай-Чина. Простор здесь необычайный, но все вместе с тем как-то сурово. На севере хорошо видна низкая седловина через хребет в верхнее течение Кичи-Яман-Су. Выходим в 7.50. Через 2 перехода мы приблизились к перевалу уже более чем на 6 километров. Небо в тучах.

Панорама плато Губайлык

Передовой хребет Кунь-Луня

В левой части снимка перевал на север

Дует западный ветер. Мы вышли чуть южнее широкого пологого распадка, ведущего к перевалу. Здесь тоже можно попасть в Зейлик-дарью, но более сложным и высоким путем. Тут появляется даже короткая зеленая травка. Через еще 2 перехода мы уже на перевале. Грунт, схватившийся за ночь, уже раскис. На перевале есть тур и относительно свежие следы. Видимо встреченные нами дунгане-золотоискатели провели лето на Зейлик-дарье. На юго-западе виден какой-то снежный шеститысячник. На самой седловине есть пятно травы, и начинает течь ручей. Время 11.30. Высота 5125.

Вид на восток в район Чонг-Музтага

Кочки. Вид на юг

На перевале Куджикбулак

Первые цветы

Идем вниз. Немного грязновато. На склоне видим пару ланей и через 35 минут обедаем на замечательном мягком зеленом лужку у прозрачного ручья. Вниз по долине идет неплохая тропа. Переходим с берега на берег. Воды тут немного. У крупного левого притока остатки недавнего лагеря золотоискателей. Тут есть и ванны для промывки грунта и места под палатки. Мы обнаруживаем оставленные черствые лепешки и забираем их с собой. Долина расширяется. Впереди виден еще крупный приток слева. Перед ним начинается каньон. Я прошел немного по каньону. Мокро - придется идти по воде. Тропа забирается на террасы правых склонов (4685) и уверенно идет по ним. Мы любуемся открывающимися просторами. Через 3 перехода после обеда в 17.10 останавливаемся на небольшой площадке у сая, по которому течет ручей. Река внизу течет в широкой долине, разбившись на много русел. Ручей сейчас грязный и чистую воду мы берем в яме у реки. Верха затянуты. Вверх по долине дует ветер. Иногда посыпает снежком. Ночь, тем не менее, ясная и звездная.

12 сентября

Утро ясное. Выход 07.50. Тропа продолжает вести нас по террасам. Время от времени мы проходим мимо старых выработок. Полузасыпанные норы, уходящие в мягкий грунт. Через 1.5 перехода мы переходим на левый берег. На правом берегу начинается высокий скальный прижим. Идем по террасам. Проходим мимо одинокой могилы. Перед нами видимо недавно прошло стадо яков. Андрей вспомнил, что слышал ночью какое то движение по реке. Боря указывает на возможные перевалы через Куньлунь, видимые в высоком снежном гребне в отдалении над правым бортом долины.

Возможные перевалы через Куньлунь на север

Спускаемся к воде. У левого склона сочная зеленая трава и многочисленные ручьи. Прямо в склоне выбиты жилища. Есть место для очага. Тропа переходит вновь на правый берег у большой террасы. Здесь также следы золотоискателей. На карте здесь отмечено строение и написано Зейлик. Тропа уходит наверх к выработкам и вниз по реке. Долина сужается и тропа начинает скакать с одного берега на берег. Все время встречаются шурфы. Попадается пара останков ослов. Мы вновь подымаемся высоко по склону левого берега. Переходим левый приток. Я заглядываю в одну из штолен. Уходит она глубоко метров на 7. Подступают скалы с обоих бортов и, вплоть до заметного правого притока, мы идем практически по воде. Здесь долина немного расширилась и есть террасы с многочисленными старыми выработками.

Старые выработки золотоискателей на Зейлик-дарье

После притока мы опять входим в каньон. Уже осень и вода на переправах не подымается заметно выше колен, за исключением отдельных глубоких ванн. В одну из них Андрей окунулся по пояс. Уже хорошо виден провал Юрункаша. Долина становится уже. Кажется близко устье Зейлик-дарьи. Близок устьевой каньон. Мы идем вместе в "связке" с Борей. Андрей с Шурой. В какой то момент, выйдя из-за угла, вижу Борю, быстро карабкающегося вверх по склону. Выясняется, что он гнался за каменными куропатками. Поймать не удалось. Ниже, у нас из-под ног из воды взлетает настоящая уточка-нырок! Уже темнеет и в 18.30 мы останавливаемся на правом берегу на зеленой терраске, не дойдя километра 1.5 до Юрункаша. Рядом с нами на склоне старая выработка. Я залезаю с фонариком в шахту. Вниз идет наклонный 6-метровый лаз. Далее уже горизонтальный 10 метровый штрек с ответвлениями. Все это пробито в конгломерате. Под вечер брызжет небольшой дождик.

13 сентября

Вышли в 07.50. Прямо от лагеря по правому борту пошла набитая тропа. Она то подымается, то опускается. Аккуратно идет над скальными сбросами и уже по прямо, траверсируя склон, высоко над устьевым каньоном выбрасывает нас в долину Юрункаша за 45 минут. Мы выходим на уступ террасы высоко над Юрункашем и застываем, потрясенные открывшейся картиной. Глубоко под нами течет мощная серо-зеленая лента реки.

Лента Юрункаша уходит на запад

На террасе над Юрункашем

Не видно никаких троп, указанных на нашей карте. Разработанной речной долины нет. Прямо в воду спускаются конгломератные склоны и скальные отвесы. Виден в отдалении и намечаемый нами первоначально перевал через южный отрог. Спуститься к воде в принципе можно по одному из конгломератных распадков, хотя видимо все же круто. Трудно оценить точно. Мы в 100 метрах над водой. Можно идти по полоске камней у воды. Она мокрая. Река днем будет выше. Но впереди видны откровенные прижимы. Брод через такую реку - шириной не менее 50 метров - здесь только вплавь.

Я готов идти вперед. Ребята не выражают энтузиазма. Боря образно шутит, описав стоячую ночевку в речной воде. Они правы. При том, как нам дается район у нас есть время пройти еще связочку некатегорированных перевалов и перелезть через хребет через высокий перевал. Судя по горизонталям, он вполне может оказаться не ниже 3А. Для Шуры это чересчур. Решаем вернуться в Зейлик-Дарью, подняться до самого нижнего крупного притока справа и перейти хребет, через перевал, отмеченный Борей накануне. Поворачиваем назад. Быстро за 2 перехода доходим до притока и останавливаемся на травке на обед. Дальше нам вверх по притоку под перевал. Шура просит нас устроить полудневку. Погода сегодня переменная. Солнышко чередуется с зарядами дождя и ветра. К вечеру все утихает. Высота 4150.