Приложение

Фрагмент из 4-го путешествия Н.М.Пржевальского

Опубликован в кн. Н.М.Пржевальский "От Кяхты на истоки Желтой реки" (1883-1885) М.Географгиз 1948 (Глава десятая: Летняя экскурсия в Кэрийских горах (1885))

Колония Полу

Повернув с Кэрийской реки вверх по ее лево-му притоку--Кураб, мы встретили в пяти верстах отсюда небольшую колонию магометан Полу. Всего их 50 семейств, живущих в одной деревне.

По своему происхождению эти полу--тибетцы и попали на нынешнее место, как гласит предание, следующим образом.

В давние времена в Западном Тибете существовал обычай выбирать царя, и по истечении десяти лет правления умерщвлять его, будь он хоро-ший или дурной правитель, все равно. Один из таких царей, по имени Хатам, незадолго до ожидавшей его горькой участи, убежал с тремястами своих приверженцев и основал колонию на верховье Кэрийской реки (В урочище Араш (Баба-хатым)). Но вскоре монголы напали на это поселение, разорили его и перебили жите-лей. Спасся только сам Хатам с женой, сыном и двумя дочерьми. Эти беглецы ушли вниз по Кэрийской реке за окраинные тибетские горы и, вступив в браки с местными мачинками, основали нынешнюю колонию Полу. Ее обитатели живут здесь уже в восьмом колене.

По своему наружному типу нынешние полусцы представляют, как и другие восточно-туркестанцы, пеструю смесь физиономий, среди которых преобладает мачинский тип; лишь немногие напоминают собой тибетцев (Замечательно, что у этих субъектов передние зубы также выдаются вперед, хотя и не столь резко, как у тибетцев, виденных нами за Тан-ла (см. мое "Третье путе-шествие", стр. 252).); женщины нередко походят на киргизок.

Одежда полу та же, что и мачинцев. Мужчины носят рубашку, пан-талоны и халат, подпоясанный кушаком; на голове баранья шапка, на ногах сапоги. Женщины имеют таксе же одеяние и обувь; только халат обыкновенно цветной (бумажный пли шелковый), не подпоясывается; кроме того, голова у женщин пли повязана белым покрывалом, или по-крывало это спущено на спилу; поверх же его надета на голову шапка из белого или черного барашка, у богатых иногда из меха выдры. Волосы свои замужние женщины (как и все мачинки) заплетают в две косы сзади; девушки носят четыре или шесть кос: две сзади головы, по одной или по две спереди на висках. Как женщины, так и девушки украшают свои головы и шеи ожерельями из камней и другими драгоценностями. Заме-чательно, что полуски очень долго кормят грудью своих детей--до двух, даже до трехлетнего, как нам говорили, возраста; поэтому случается, что два младенца сосут одну и ту же мать. По образу жизни и обычаям полусцы почти не отличаются от мачинцев; их же языком и говорят; тибетскую речь совсем забыли. Однако в браки ныне вступают только между собой. Характер списываемого племени веселый; песни, музыка п пляска составляют любимые удовольствия.

Деревня Полу расположена при слиянии рек Кураба и Тереклика на абсолютной высоте 8 200 футов. Глиняные сакли в этой деревне тесно скучены; садов нет (Впрочем, мы видели несколько больших деревьев, кажется, айвы, и несколько молодых абрикосов.), но много землепашества. Вокруг поселения и по обеим названным речкам разбросаны поля, всего, я полагаю, около сотни десятин. На них засевают ячмень, пшеницу и горох; другие хлеба здесь по растут. Помимо земледелия, жители Полу занимаются скотоводством--содер-жат много баранов, в меньшем числе коров и лошадей. Последние хотя небольшого роста, но славятся своей крепостью и выносливостью. Теперь . лошадей у полусцев немного, ибо китайцы, заняв по смерти Якуб-бека Восточный Туркестан, озаботились прежде всего уничтожить туземных лошадей, дававших возможность быстро действовать в случае восстания. Лошади отбирались китайцами для себя, частью же умерщвлялись: их расстреливали, иногда же, по словам полусцев, заводили зимой в роки, или прямо обливали на морозе водой и замораживали. Хозяевам оста-влены были лишь в небольшом числе кобылы, от которых имеется ны-нешний приплод.

В одной версте от деревни Полу, вверх по р. Тереклик, находится мазар, где похоронен Клич-бура-хан, сын черченского царя Аллнк-мази. Мазар этот, утыканный, как обыкновенно на здешних магометанских кладбищах, жердями с привязанными к ним тряпками и хвостами яков, лежит на вершине довольно высокого и крутого холма, внизу которого видны две небольшие пещеры; в них иногда временно поселяются желаю-щие спасаться от мирских сует. Затем также в расстоянии версты от опи-сываемой деревни, но уже вверх по р. Кураб, видны небольшие остатки некогда бывшего здесь городка мачинцев.

Колония Полу входит в состав Кэрийского округа. Общественными делами этой колонии заведует выборный аксакал. Старше же его некий халпэ (т. е. настоятель, или игумен монастыря), старик, который хотя и не занимает определенной по администрации должности, но советы его слушаются охотно.

В Полу проведены были нами пять суток. Подобно тому как некогда в Ясулгупе, так и здесь, мы вскоре подружились с туземцами. Они теперь откровенно говорили, что за несколько дней до нашего прихода получено было из Кэрии от китайцев приказание ничего нам не продавать и не да-вать вожаков; притом китайцы чернили пас самым гнусным образом.

Полусцы отчасти поверили этому; даже спрятали свои лучшие пещи и одежду в горах, опасаясь грабежа с нашей стороны; попрятали также и своих женщин. Видя теперь совершенно противное, те же полусцы не знали, как услужить нам, продали все, что было нужно, и назначили вожаков. Китайцам же в Кэршо хитро написали: "Мы по можем исполнить ваши приказания относительно русских, ибо они грозят нам силой; сами мы сопротивляться не в состоянии. Если вы сильнее русских, то придите сюда и расправьтесь с ними.

Дружба наша с жителями Полу вскоре возросла до того, что они дважды устроили для казаков танцевальный вечер с музыкой и скомо-рохами. На одном из таких балов присутствовал и я со своими помощни-ками. Местом для залы избран был просторный двор сакли и устлан вой-локами. Музыка состояла из инструмента вроде гитары, бубна и про-стого русского подноса, в который колотили по временам. Все гости сидели по бокам помещения; для нас были отведены почетные места. На средину выходили танцующие--мужчина и женщина. Последняя приглашается кавалером вежливо, с поклоном. Пляска состоит из довольно вялых дви-жений руками и ногами в такт музыки. Зрители выражают свое одобре-ние криком во все горло; иногда же вдобавок к музыке поют песни. В на-граду музыкантам собираются деньги на подносе, который, по обычаю, проносят над головами танцующих. Наши казаки также принимали уча-стие в общем веселье и лихо отплясывали по-своему под звуки гармонии; инструмент этот приводил слушающих в восторг. В антрактах танцев появлялись скоморохи: один наряженный обезьяной, другой козлом, третий, изображавший женщину, верхом на лошади; выделывали они очень искусные штуки. Сначала наше присутствие немного стесняло туземцев, которые даже извинялись, что их женщины не могли хорошо нарядиться, ибо лучшее платье, вследствие китайских наветов, далеко спрятано в горах; потом все освоились и веселились от души. Вообще паши казаки до того очаровали местных красавиц, что, когда мы уходили ил Полу, женщины плакали навзрыд, приговаривая: "Уходят русские мо-лодцы, скучно нам без них будет".

Неудачный разъезд

Расспросами в Полу мы узнали, что вверх по ущелью р. Кураб существует проход в Тибет, но что дорога эта крайне трудная, да притом недавно еще умышленно испорчена китайцами. В прежние времена тем же ущельем пробирались на плато Тибета золото-искатели; изредка тибетцы привозили на продажу лекарства; в 1871 г. здесь прошел из Ладака в Кэрню и обратно пундит; в 1877 г. курабская тропинка была немного исправлена по приказанию хотанского правителя Нияз-бека, рассчитывавшего этим путем удрать в Индию по падении царства Якуб-бека; затем вскоре та же тропа пришла в полную негод-ность. Вот все, что мы могли узнать насчет столь важного для нас пути. Чтобы окончательно убедиться в его недоступности, я отправился с двумя казаками в разъезд вверх по Курабу. Первые 9 верст от д. Полу пройти, даже со вьюком, [можно] довольно хорошо. Затем, от впадения справа в тот же Кураб р. Там-чю, начинается дикое и узкое (мостами лишь сажен 20--30 в поперечнике) ущелье. С обеих сторон его стесняют громад-ные скалистые горы; дно же усеяно крупными валунами, по которым с шумом бежит быстрый Кураб. Перейти эту речку вброд, во время высо-кой воды, невозможно.

Боковые скалы описываемого ущелья в нижнем его поясе состоят из сланца, повыше из сиенита. Все эти скалы изборождены трещинами и выбоинами, да притом посыпаны, словно мукой, лёссовой пылью, так' что сплошь имеют одинаковый серовато-желтый цвет. Местами залегают крупные осыпи. Узкие же ущелья, то безводные, то с речками, впадаю-щими в Кураб от снеговых вершин, бороздят то же горы. Бесплодие царит здесь всюду. Лишь кое-где, под навесом скал, или на более отлогих горных скатах, выдаются небольшие площадки, по которым растут чахлые ку-стики мелкого злака и врассыпную встречаются альпийские формы расте-ний, каковы: ревень, твердочашечники, пижма, молочай, очиток, астрагалы.Так в среднем поясе описываемых гор. В нижнем же их поясе скаты, засыпанные лёссом, порастают редкими кустами мелкого лука и мелкой полыни, так что изда-ли иногда кажутся совсем зелеными; здесь же красивыми пятнами пестреет цветущий твердочашечник, но других цве-тов мы не видали. Несколько лучше относительно растительности по самому ущелью Кураба, да и то лишь в нижней его части (Сам Кураб, по словам полусдав, вытекает из ледников Карийского хребта, .но не с плато Тибета.). Там встречаются, опять-таки в ничтожном количестве, кустарники: белый шиповник, барбарис, золотарник и кое-где облепиха; местами вьется ломонос; из трав, кроме лука и мелкой полыни, растет дырисук, а в одном месте, под влажным навесом скалы, мы нашли цветущую герань . Собственно по ущелью мы проехали с великим трудом лишь 12 верст. Приходилось то переходить вброд или по крупным валунам р. Кураб (Вода в этой реке по случаю нескольких дней холодной погоды была невысока.), то идти вдоль нее по тем же валунам, то, наконец, тропинка вилась по узким карнизам над крутыми обрывами. Даже для верховых лошадей здесь чрезвычайно трудно; с навьюченными же местами вовсе нельзя пройти. Подножный корм встречался лишь кое-где в нижних частях ущелья; далее вверх этого корма не было вовсе. От ночлежного нашего бивуака (в 21 версте от Полу) я ходил с вожаком еще версты за две через высокий и крутой перевал к тому месту, где, как нам давно уже говорили туземцы, был мост, умышленно разрушенный китайцами. Оказалось, что, вместо моста, здесь лежало несколько бревен для расширения короткого и узкого каменного карниза над обрывом. Это приспособление было уничто-жено; тропинка же в нескольких местах завалена камнями (Невдалеке отсюда видны были следы ночевки людей, приезжавших портить Дорогу). Но ни то, ни другое не могло бы нас задержать: камни с тропинки можно было сбро-сить, а через карниз перетащить багаж на руках. Несравненно более пре-пятствовал самый характер всего ущелья. Здесь, повторяю, с небольшим даже багажом, каковой необходим при научных исследованиях, пройти почти невозможно, в особенности летом при большой воде. Да, наконец, если бы мы и пробрались, рискнув погубить часть багажа и вьючных животных, на плато Тибета, то уцелевшие лошади после столь трудного перехода сделались бы совершенно негодны на дальнейший путь. Все эти причины заставили меня отказаться от намерения пройти в Тибет по Ку-рабу. Взамен того, по заранее намеченному плану, решено было напра-виться к западу вдоль высоких снеговых гор и поискать там, по правде; сказать, с малой надеждой на успех, более доступного прохода. Во всяком случае мы должны были провести наступавший июль в Карийских горах...

Хребет Кэрийский

Та наружная часть западного Куэн-луня, которая лежит между реками Кэрийской и Юрун-каш (Известно, что Куэн-люиь в указанном районе представляет собой двойной кряж высоких снеговых гор: один, наружный хребет, о котором теперь пойдет речь, служит высокой оградой Тибета к та римской впадине, другой стоит на самом Тибет-ском плато.), но имеет у туземцев одного общего названия. Но так как эти горы, по крайней мере их северный склон, принадлежат в административном отношении Кэрийскому округу, притом своей водой питают оазисы того жо округа, наконец через них существует проход из Тибета в Кэршо, то, мно кажется, всего удобнее назвать рассматриваемый хребет Карийским. Он тянется от востока к западу на 160 верст и примыкает с одной стороны к Русскому хребту, с другой к Каранга-тагу (Каранга-таг лежит между реками Юрун-каш и Кара-каш.). По всей длине описываемый хребет пред-ставляет сравнительно узкую, но весьма высокую и крутую стену гор, сплошь переходящих на своем гребне за снеговую линию. В особенности обширны ледяные массы в средней и западной частях того же хребта. Исключительно выдающихся в нем вершин мы не заметили, хотя местами поднимаются над общей снеговой громадой еще более высокие группы, быть может, достигающие 19--20 тыс. футов абсолютной высоты. Соб-ственно главный хребет занимает район вверх от 11 тыс. футов абсолют-ной высоты, ниже до 8 тыс. футов, залегает верст на 15--20 в ширину пояс предгорий. Обе эти части одних и тех же гор резко между собой раз-личаются.

Верхняя горная область состоит, как выше сказано, из громадных недоступных масс, покрытых вечными ледниками. Из каменных пород в полосе от 11 до 13 тыс. футов абсолютной высоты нами здесь найдены: известняк, мрамор, сланец, гранит, сиенит, змеевик, антигорит и лидит. В той жо полосе встречаются и альпийские луга. Вверх от 13 тыс. фу-тов растительность исчезает--здесь только изборожденные, посыпан-ные лёссом скалы и, как продукт их разложения, обширные россыпи. Местность совершенно недоступна, и по ней во многих местах никогда не ступала нога человека. Еще выше раскидываются громаднейшие лед-ники, нижний предел которых, судя по аналогии с Сачжеуским Нань-шанем и другими тибетскими горами, лежит па абсолютной высоте между 15--16 тыс. футов (Нам лично не удалось определить барометрически нижний предел ледников северного склона Кэрийского хребта; тому мешали постоянные в июле дожди и край-няя недоступность местности.). Однако речки, вытекающие от тех же ледников в та римскую котловину, все небольшие, быть может потому, что за исклю-чением дождливого лета в остальные времена года здесь господствует сильная сухость. Наиболее значительные из этих речек--Аксу, Ашкэ-эмэ, Нура, У лук-сап, Генджи-дарья и Аши-дарья

Пояс предгорий Карийского хребта представляет собой сбегающие от высоких гор к пустыне гривы холмов и увалов, разделенных продольно глубокими речными ущельями. Почва здесь--нанос, засыпанный лёссом. Благодаря обильному летнему орошению, предгорья покрыты хорошими лугами, привольными для пастьбы скота; в нижнем районе тех же предгорий, в полосе от 9 до 8 тыс. футов, где летние дожди уже слабее, растительность скудная. Речки, пересе-кающие описываемый пояс, текут, как сказано выше, в глубоких (иногда до 1 тыс. футов) ущельях. С удалением от высоких гор эти ущелья мель-чают и расширяются, сами же речки бегут спокойней. По ним лежат на окраине предгорий, и еще тысячи на две футов по вертикалу вниз отсюда земледельческие деревни мачинцев. Далее до песков таримской впадины тянется покатая и бесплодная волнистая равнина, почва которой состоит из гальки с песком. На этой равнине выбегающие из Кэрийских гор наиболее значительные речки протекают только лотом при большой воде; в остальные времена года они прячутся в почве и выходят вновь на ее поверхность в оазисах, лежащих вблизи сыпучих песков.

Верстах в 30 к северу от подножия западной части высокого Карий-ского хребта высится, словно передовой форт, изолированная горная группа Тэкелик-таг. Она протягивается от запада к востоку и затем к северо-востоку более чем на 50 верст, при наибольшей ширине в 20 верст; в средине поднимается выше снеговой линии. Впрочем, снега здесь немного, хотя, по словам туземцев, от него стекают несколько небольших речек. Дикость и труднодоступность составляют общий характер описываемых гор; их крутые склоны сплошь изборождены скалами; притом нижний и средний пояса совершенно бесплодны. Лишь в поясе верхнем появляются, как нам сообщали, скудные луга, на которых пасется скот мачинцев, живущих в небольшом числе в том же Тэкелик-таге. Восточный угол этой горной группы омывает Аши-дарья, западный--р. Юрун-каш; обе они текут здесь в глубоких коридорах.

Флора

Несмотря на обилие летних дождей, Карийский хребет беден своей флорой. Причинами тому, вероятно, служат: резкий контраст, на небольшом сравнительно пространстве, сухой и жаркой пустыни с гро-мадными холодными горами, а также чересчур крутая стена этих гор, на которых узкие по вертикалу пояса много различаются между собой относительно температуры и орошения; притом последнее даже в высоком горном поясе обильно только в летние месяцы; остальное время года здесь господствует засуха.

Общую характеристику описываемой растительности составляют полное отсутствие деревьев (Только в земледельческих деревнях на окраине предгорий встречаются поса-женные тополя и абрикосы.), большая бедность кустарников и исклю-чительное преобладание травянистой, всего более альпийской флоры. Притом растительный пояс занимает здесь, как выше было говорено, неширокую полосу предгорий и наружной части главного хребта, в районе от 8 до 13 тыс. футов абсолютной высоты. Почва этого пояса одна и та же -- лёсс, образуемый постоянным оседанием атмосферной пыли. В зависи-мости, вероятно, от сравнительно .меньшего количества летних дождей и большего влияния засухи соседней пустыни, нижняя полоса выше намеченного пояса, в районе от 8 до 91/,, иногда до 10 тыс. футов абсолютной высоты, весьма бедна разнообразием своей флоры. Здесь по лёссовым холмам и увалам растут только: лук, мелкая полынь и дырисун. Но лишь в этом поясе встречаются, всего чаще по дну ущелий, кустарники: золотарник, мирикария, белый шиповник, барбарис, ягодный хвойник, изредка ломонос и какой-то солянковый (Тот же, что и по всем предгорьям Русского хребта.). Кроме того, здесь же в мачинских деревнях, лежащих по наружной окраине предгорий, в устьях речных ущелий, растут тополь и абрикосы, а из хлебов на полях засе-ваются ячмень, пшеница и горох. Два последние вида не поднимаются выше 8 тыс. футов, тогда как ячмень по ущельям рек восходит до 10 тыс. футов абсолютной высоты. По этим хлебам, так же как и у нас, в изобилии встречаются сорные травы, уже поименованные при описании горного течения Карийской реки; прибавить только следует ежесемянку, лебеду, гусеничник и полынь.

Вверх от 91/2 или 10 тыс. футов дожди летом, вероятно, обильнее и, совместно с близким здесь соседством вечных снегов, много понижают среднюю температуру названного времени года. Оттого в этом районе не могут расти кустарники и является лишь травянистая растительность, нередко густо одевающая горные склоны и образующая прекрасные пастбища. Однако эта растительность не богата разнообразием видов, и здешние луга, даже в июле, нигде не представляют сплошного ковра цветов, хотя бы на маленьких площадках. Притом для этих лугов заме-чается то же явление, что и для всех горных лесов ЦентральнойАзии, именно: склоны гор и ущелий, обращенные на север, одеты лучшей расти-тельностью, нежели склоны южные, на которые прямо ударяют солнечные лучи.

В общем описываемый луговой район может быть разделен на два пояса: верхний и нижний. Первый из них принадлежит предгорьям в полосе от 9'/г до 11 тыс. футов абсолютной высоты; второй поднимается вверх от 11 тыс. футов до предела растительности. Выше 12 тыс. футов верх-ний луговой район переходит в область россыпей и скал, с которыми появ-ляются и новые травы. Преобладающими растительными видами в нижнем луговом поясе служат: овсянка, растущая отдельными кустиками, мало поедаемая скотом; лапчатка, порезная трава, сиреневого цвета астра-гал, розовый и малиновый, гулявник, жеруха, западнотибетская. крапива по ущельям, обыкновенно возле груд больших камней; анемон и твердочашечник, в июле уже отцветший. В верхнем поясе лугов чаще других встречаются: мыкер, палевый твердо-чашечник, крошечная фиалка, желтый, реже розовато-лиловый по скалам, палевый мытник, местами астра, ежесемянка, голубовато-лиловая герань, горицвет обыкновенно в оди-ночку, ... на местах прежних стойбищ и нередко в лёссовых стенах старых жилищ гнездятся кучами шампиньоны. По рос-сыпям и возле них растут: ревень, мышьяк густыми площадками в ложбинах между скал; изредка курильский чай кустарничком; пижма, валериана, белозор, ..., сухоребрица, очиток остролодоч-ник, осока на более мокрых местах, вероника. лютик, камнеломки, и др.

Фауна северного склона

Хотя Кэрийский хребет поме-щен между двумя различными зоологическими областями--тибетской и таримской, притом поднимается до громадной абсолютной высоты, сле-довательно представляет (по крайней море на северном склоне) разно-образные физические условия, но он беден, кроме флоры, и своей фауной. Причинами этого явления опять-таки служат: чересчур дикий, недоступ-ный характер верхнего пояса описываемых гор и узкий сравнительно район их предгорий, более удобных для животной жизни; отсутствие лесов и кустарников; затем сильные почти непрерывные дожди летом при значительно низкой температуре, так что мелкие пташки не могут добыть себе и детям пиши (насекомых), в особенности при отсутствии зерновых трав; наконец, крупным зверям мешает населенность предгорий, пастбища которых летом заняты скотом туземцев.

В общем северный склон описываемого хребта относительно своей фауны может быть разделен на два пояса: нижний, обнимающий луго-вые предгорья в полосе от 8 до 11 тыс. футов абсолютной высоты и верх-ний, к которому относится альпийская область до вечных снегов. Из мле-копитающих в нижнем луговом поясе всего более тарабаганов (сурков); на зиму сюда приходят аргали, откочевывающие летом в верхний горный пояс; встречаются лисицы и, вероятно, волки; изредка мы видали летучих мышей--и только. Замечательно, что мелких грызунов вовсе нет на лугах предгорий, хотя, повидимому, местность для них привольная (Нет также здесь и зайцев.). Весьма много на тех яге лугах летом домашних животных, в особенности баранов и коз; в меньшом гораздо числе встре-чается здесь рогатый скот (коровы, яки) и ослы. Летом стада поднимаются по лугам изредка до самых россыпей, на зиму же спускаются з окраину луговой области; частью их угоняют для корма на низовья рек в джапгалы. В верхнем горном поясе обитают: куку-яман в большом количестве; барс, который охотится за куку-яманами и, как везде, редок; хорек; пищуха по россыпям и валунам возле речек; наконец, в Токелик-таге во-дится, как нам сообщали, дикий козел, которого нет в хребте Кэрийском, но много, по расспросным сведениям, в Каранга-таге.

Из птиц в поясе предгорья Кэрийского хребта чаще других летом попадаются: горная щеврица, горная чечетка, саксаульная сойка, завирушка, белая плисица, чекан, вьюрок, коршун, кэклик. В деревнях мачинцев, расположенных по доли-нам нижнего пояса предгорий, водятся пернатые, свойственные оазисам: удод, деревенская ласточка, розовый скворец, полевой воробей, красный вьюрок и др.; кроме того, здесь же найдена нами камышевка, голос которой весьма походит на трещанье веретена у прялки. В верхнем альпийском поясе обитают: ягнятник, грифы, гималайский улар, горный голубь, клушица, непальская завирушка, вьюрок алтайский, красный вьюрок. Водяные и голенастые в описываемых горах не держатся. Мы видели здесь только (в июле) несколько пролет-ных кроншнепов, да однажды встретили, вероятно заблудившуюся, крачку, ранее не найденную нами в Центральной Азии.

Из рыб в речках предгорий Карийского хребта добыт нами лишь голец. Из пресмыкающихся в тех же пред-горьях найдены только два вида ящериц. Змей и земноводных мы не встречали здесь вовсе; мало было также и насекомых.

Племя мачин

Жители в Кэрийских горах принадлежат исклю-чительно племени мачин или мальчн, как они иногда здесь называются. Выше ужо говорепо было, что это племя считает себя давнишним корон-ным населением Восточного Туркестана (Существует также местное предание, что предки нынешних мачин в глубокой древности пришли сюда из Индии и затем смешались с китайцами. Последних называли чин; именем же ма, поясняли нам, вероятно назывался пришедший из Индии народ--отсюда и вышло мачин) и обитает в юго-восточной его части как в оазисах, так и в горах. Последние, т. е. горные мачинцы, более сохранили свой тип; кроме того, отличаются от городских или оазисных лучшей нравственностью, как равно большей простотой одежды, пищи и самой жизни. Впрочем, все эти различия не особенно велики. Нижеследующее описание будет относиться главным образом к горным мачинцам, которых мы лучше могли наблюдать во время своей летней экскурсии.

Наружный тип. По наружному типу эти более чистокровные мачинцы представляют монгольскую расу в смеси с арийской, но с пре-обладанием, как кажется, последней над первой. Их лицо заметно скула-стое, нос расплывшийся на конце, хотя переносица не вдавлена, как у на-стоящих монголов; рост волос на лице сравнительно слабый, в особенности на баках и усах; глаза большие и не косо прорезанные, брови правиль-ные, уши часто большие и значительно оттопыренные; череп угловатый с плоским затылком, лоб также чаще плоский, губы довольно толстые; кожа на тело темная, но светлее чем у монголов; цвет глаз и волос пре-обладает черный; однако нередко, местами даже часто, встречаются у муж-чин (про женщин не знаю) голубые или серые глаза и каштановые, рыже-ватые, изредка даже совершенно русые волосы (Так на лице, голова же обрита.). Эти типичные черты много сглаживаются у жителей больших оазисов и городов, конечно, от посторонних примесей. Но как в горах, так и в оазисах, мачинцы отли-чаются малым или только средним ростом и слабым сложением.

Мужчины бреют голову, усы подстригают, баки и бороду не трогают; иногда же баки на передней части щек бывают подбриты. Девушки носят от четырех до шести кос (сзади и на висках), смотря по, густоте волос. По выходе в замужество такая прическа оставляется до времени беременности; затем женщина заплетает только две косы сзади. Женский тип горных мачинцев некрасивый (Причинами тому здесь считаются: высота местности, худая летняя погода, всегдашняя возня со скотом и грязная обстановка жизни вообще.); в оазисах же попадаются смазливые физиономии. Для красоты мачинки накрашивают себе брови и соединяют их выше переносицы; также румянят лицо (Так в оазисах и подгорных деревнях. Собственно горные мачинки, кроме небольших исключений, не красятся и не румянятся.); иные делают себе небольшие букли на висках, или подстригают волосы на лбу, как наши модницы....

Наш путь вдоль Кэрийских гор

Простояв пять, суток в колонии Полу и убедившись, что пройти отсюда в Тибет ущельем р. Кураб невозможно, мы двинулись вдоль северного подножия Кэрий-ского хребта. Без малого целый месяц употреблен был на эту экскурсию, но ее результаты далеко не оправдали наших ожиданий. В сжатом очерке эти результаты изложены на предыдущих страницах. Теперь приходится рассказать вкратце о самом путешествии.

Весь путь наш лежал в верхнем поясе предгорий на средней абсо-лютной высоте от 10 до 11, местами до 12 тыс. футов, словом--возле самой подошвы главного хребта, который высился громадной недоступной стеной. Местность же нашего следования представляла собой холмы или горы, увалы, пади, лога (Западнее р. Нура все это крупнеет размерами.) и глубоко врезанные в почву речные ущелья. Последние, в особенности на более значительных речках, сильно затруд-няли движение нашего каравана. Притом почти беспрерывные дожди многократно увеличивали трудности пути, ибо, кроме постоянной мокроты и сырости, в которой мы пребывали, вьюки становились более тяжелыми, крутые спуски скользкими, вода в речках сильно прибывала, единственное же здешнее топливо--аргал, будучи измоченным, не го-рел. Те же дожди постоянно мешали экскурсиям и съемке, а иногда удерживали нас на одном месте по нескольку суток.

Вообще описываемый эпизод нашего путешествия был настолько затруднителен и неблагоприятен во всех отношениях, что в течение 28 суток мы прошли только 135 верст...

Всего более трудны были, как выше упомянуто, переходы ущелий, которые сопровождают здесь течение каждой горной речки, а при наибо-лее значительных из этих речек достигают страшной глубины футов на тысячу или около того. Правда, боковые скаты таких ущелий вне высоких гор большей частью луговые, но они везде очень круты и весьма часто совершенно недоступны; там же, где эти бока принимают несколько по-логий откос, спуск и подъем по тропинкам, вьющимся зигзагами (Все эти тропинки проложены пастухами; по ним ходят и ездят верхом туземцы, настоящей же дороги здесь нет.), нередко весьма опасны, в особенности для навьюченных животных. Не один раз наши лошади скатывались с крутизны, и одна из них при таком падении убилась до смерти. На дне описываемых ущелий также далеко не все об-стояло благополучно. Здесь обыкновенно мчится горный поток, переход через который вброд, даже при убылой воде, небезопасен, ибо дно зава-лено большими, местами огромными, валунами и течение крайне быстрое. Если же вода на прибыли, что обыкновенно происходит при не слишком сильном дожде, часов с трех пополудни и до утра следующего дня, тогда переправа совершенно невозможна. Нередко такая высокая вода приходит с гор вдруг валом, и случается, что уносит целыми десятками застиг-нутый врасплох скот туземцев. Дикую, грандиозную картину представ-ляет в это время подобный поток. Грязные желтовато-серые волны с гро-хотом бешено мчатся вниз, наскакивают одна на другую и на берег, рассы-паются брызгами или пеной, растирают в песок мелкую гальку и катят громадные валуны. Нам случалось видеть вынесенные из гор в ущелья, вероятно, при исключительной прибыли воды, каменные глыбы, страшно сказать, до десяти кубических сажен по объему. По грудам всюду наме-танных крупных валунов можно заключить, какое гигантское разруше-ние творит здесь вода, та самая, которая, пробежав несколько де-сятков верст вниз, мирно орошает хлебное поле или фруктовый сад туземца...

Все невзгоды нашего трудного теперь пути не окупались хотя бы посредственной научной добычей. Птиц в горах было мало, и они боль-шей частью уже линяли, следовательно не годились для чучел; немногие звери днем держались в недоступном верхнем поясе гор; цветущих расте-ний, несмотря на лучшую для них пору года, встречалось также очень мало. Притом, как было упомянуто, непрерывные дожди без конца ме-шали нашим экскурсиям; даже скудную добычу местной флоры и кое-каких птиц невозможно было просушить хотя бы немного (Не только пропускная бумага, взятая для сушки растений, но даже обыкновенная писчая в дневниках до того отсырела, что чернила расплывались.). В па-латках наших стояла постоянная мокрота; одежда, багаж, вьюки также не просыхали; часовые по ночам промокали до костей, по утрам же при-ходилось кутаться в шубы, ибо вверх от 12 до 13 тыс. футов, взамен дождя, постоянно выпадал снег. Крайне трудно было делать и съемку даже в том случае, когда дождь стихал на короткий срок. В ото время со стороны' пустыни обыкновенно являлась довольно густая пыль; высокие же горы оставались по прежнему закутанными в облаках. Если случайно откры-вались эти горы, то со дна глубоких ущелий иногда нельзя было видеть и засечь нужные вершины, или, раз засекши их, приходилось тотчас терять из виду; через несколько же дней, когда снова урывком разъясни-вало, обыкновенно невозможно было узнать прежние засечки, ибо пано-рама гор изменялась с каждым нашим переходом...

23 июля мы достигли урочища Улук-ачик (Лежит при абсолютной высоте 11 200футов, на маленькой речке того же имени, впадающей справа в р. Кара-таш.), которое сделалось край-ним западным пунктом нашего движения вдоль Карийских гор. Хотя до р. Юрун-каш (Хотанской) оставалось, но расспросным сведениям, немного более 30 верст, но итти туда не было настоятельной необходи-мости: общее направление Карийского хребта уже было определено, его топографический характер, флора и фауна достаточно обследованы; при-том дознано, что проходов в Тибет здесь нет. Между тем наши караван-ные лошади вконец измучились, и почти половина из них были вовсе негодны для дальнейшего пути. Отправить до вышеназванной реки разъезд также было неудобно, ибо при постоянно дождливой погоде каждая гор-ная речка могла задержать посланных. Ввиду всего этого решено было спуститься из гор па кэрийско-хотанскуго дорогу в оазис Чира, привести туда из Кэрии верблюдов с оставшимся багажом и двинуться к Хотану.

Постоянные дожди

Но прежде чем окончательно рас-статься с Кэрийскими горами, вернемся еще раз к тому неожиданному яв-лению, которое мы здесь встретили, именно к обильным летним дождям. Эта дожди начались в горах еще с половины июня, а может быть и ранее; всего нее более усилились в июле. В названном месяце дождь падал в про-должение всех 25 суток {с 29 июня по 24 июля) нашего пребывания в вы-сокой области Кэрийского хребта (Собственно в Кэрийсках горах, от колонии Полу до урочища Улук-ачик, мы провели 29 суток); да притом в первые 20 суток стихал лишь изредка на короткое время нескольких часов; затем вновь лил ино-гда по целым суткам без всякого перерыва. Вверх от 12 до 13 тыс. футов взамен дождя падал снег. К стороне та римской впадины дождевой район захватывал всю полосу предгорий главного хребта и спускался даже ниже ее, приблизительно до 6 тыс. футов абсолютной высоты, а перемеж-ками, вероятно, еще более.

Помимо туч, приносимых из Тибета, обилию дождей в Кэрийских горах способствовало то обстоятельство, что выпадавшая на лессовую почву влага быстро опять испарялась в разреженном воздухе здешних высот (То же явление замечено было нами раньше и в Тибете.), в особенности если проглядывало солнце; соседние же снеговые горы вновь охлаждали эти испарения и превращали их в облака, падав-шие новым дождем. Этим объясняется замеченное нами явление, что силь-ный дождь иногда приносился слабым северо-восточным или северным ветром, следовательно со стороны крайне сухой таримской пустыни. Вы-павшая там на окраине дождевого района влага быстро испарялась, а за-тем вновь выделялась, лишь только происходило охлаждение с подня-тием сравнительно теплого воздушного тока в горы на большую абсо-лютную высоту...

По словам местных жителей, летние дожди идут у них ежегодной продолжаются до половипы, иногда до конца августа.

При беглом даже взгляде на карту Азии можно догадаться, что эти дожди приносятся не иначе, как с Индийского океана тем самым юго-западным летним муссоном, влияние которого прослежено было мной в Северо-восточном Тибете, на верхнем течении Желтой реки и в бассейне оз. Куку-нор. Здесь, или немного восточнее, названный муссон находит свою восточную границу; тогда как северный его предел, вероятно, опре-деляется стопой высоких нередко снеговых хребтов среднего Куэн-люня, окаймляющих богатое водой Северное Тибетское плато, к стороне кот-ловин Цайдама, Гаса и частью таримской...