На главную страницу сайта

ОТЧЕТ

 

о горном туристском путешествии третей категории сложности по Кичик-Алаю,

совершенном с 04.07 по 1.08.2002

.

 

(Яна, Аня, Глеб и Паша)

.

Маршрут:

Г. Ош - р. Киргиз – Ата - пер. Уральцев(4250, 1Б) – пер. Рижский(4500, 2А) – пер. Скобелева Зап.(4600, 2А п./п)- траверс пика Скобелева Зап.(5040, 2А п./п) – рад. пик Скобелева Вост.(5051, 2А) – пер. Спартак(4650, 2А) – пер. Обходной (4200, 1А) – пер. Верблюжий (4550, 1Б п/п) – пер. Высоцкого(4680, 2А) –р. Гезарт - пос. Джаны-Ноокарт – г. Ош.

Маршрутная книжка №18/3-308

Руководитель группы - Иваненков О. Г.

 

 

1. Справочные данные о походе

.

1.1. Паспорт маршрута

1. Район путешествия - Кичик-Алай

2. Вид туризма - горный.

3. Организация, проводившая путешествие - Спортклуб МАИ.

4. Категория сложности - 3

5. Количество участников - 5

6. Руководитель - Иваненков О.Г

7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ЦС туризма МАИ

8. Маршрутная книжка -18/3-308

9. Сроки активной части похода - 08.07-26.07

10. Продолжительность активной части похода - 18

11. Количество дневок - 1.

12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 177 км.

13. Максимальная высота - 5051м.

14. Набор высоты - 8330м.

.

1.2. Состав группы

  1. Иваненков Олег Георгиевич, 1981 г.р., руководитель.
  2. Лунев Глеб Андреевич, 1982 г.р.
  3. Мельникова Яна Николаевна, 1981 г.р.
  4. Ильина Анна Сергеевна, 1982 г.р.
  5. Фролов Павел Сергеевич, 1982 г.р.
  6. .

    1.3. График движения

    .

    2. Общая характеристика Кичик-Алайского района

    .

    В узком смысле Кичик-Алаем называется передовая горная цепь, расположенная к северу от Алайского хребта между долинами Исфайрамсая на западе и Акбуры на востоке. Собственно Алайский хребет в этом районе не имеет специального названия. Высоким Алаем его не назовешь - слишком сильно он отличается по своей природе от района пика Тындыкуля или ледника Абрамова. Поэтому, допуская некоторую географическую неточность, мы расширим район Кичик-Алая, включив в него примыкающий с юга водораздельный хребет. По этому пути уже пошел Наумов [2], разместив в перечне вершин Кичик-Алая, пик Скобелева. В центре Кичик-Алая простирающийся с запада на восток водораздельный ( Алайский ) хребет соединяется меридиональной перемычкой с параллельным ему боковым ( Кичик-Алайским ) хребтом. С этой перемычки на запад стекает один из истоков Исфайрамсая - Кичик-Алай западный, а на восток - главная составляющая Акбуры - р. Кичик-Алай восточный. Между этими реками на север с бокового хребта стекают реки Абширсай, Чиле и Киргизата. Все это по своему строению напоминает Суганские Альпы на Центральном Кавказе со Штульской перемычкой, Череком Балкарским на западе, Урухом на востоке и реками Рцывашки, Псыгансу и Хазныдон, стекающими на север с Бокового хребта.

    С севера кичик-алайский район ограничен широкой горной долиной, которая простирается на высоте 1200 - 1300 метров над уровнем моря и отделяется от Ферганской долины засушливой горной цепью высотой до 1700 метров. Невысокой грядой она разделяется на две части - западную с шахтерским городком Кызыл-Кия и ближайшую к г. Ош восточную часть, которую условимся называть Наукатской долиной. В 20-ти километрах к югу от Оша автобус преодолевает перевал Доздундабан (1389) и еще через 15 километров спускается в цветущую Наукатскую долину, обильно орошаемую Кичик-Алайскими реками. Эта долина плодородна и густо заселена. Наиболее крупным является районный центр Иски-Наукат. Значительны, также, почти сливающиеся поселения Шанкол, Киргизата и Янгинаукат. К югу от долины в хорошую погоду видны величественные заснеженные вершины Кичик-Алая. Вспоминается Северный Кавказ, только здесь значительно жарче.

    В Иски-Наукате дорЮги расходятся. Для заезда в горы туристы могут выбрать любую из Кичик-Алайских долин. Доподлинно известно о существовании автомобильных дорог в долинах рек Исфайрамсая, Чиле и Киргизаты. С юга район ограничен 65-ти километровым участком Алайской долины от Дароут-Кургана на западе до Сары-Могола на востоке. Известный поселок Сары-Таш ( с пограничной заставой ) находится в 35-ти километрах восточнее Сары-Могола С 1995 года ( включая 1998 год ) в Алайской долине действует режим погранзоны. Кроме того, на Алайскую долину распространяется режим альптурзоны Киргизстана, поэтому для ее посещения необходимо оформить пропуск в погранзону и уплатить природоохранный государственный налог за посещение альптурзоны. Это осложняет подъезды к Кичик-Алаю с юга. На подъездах с севера ничего подобного не требуется.

    По мере продвижения на юг к Кичик-Алайскому хребту, горы поднимаются все выше и выше, коричневые полупустынные поросшие полынью каменистые склоны становятся изумрудно зелеными, а на смену абрикосовым рощам приходят дикие грушевые и яблоневые сады. Вода в реке чистая, ее берега заросли ивой и облепихой, часто встречается тополь и береза. Еще выше появляются первые арчевые деревца. Достигнув высоты 2400 м., вы попадаете в зону арчевых лесов. При слиянии рек Акарт и Гезарт (истоков реки Чиле) арчевые леса очень густы, деревья в них мощные и высокие, имеются даже просеки со столбами лесничества. Лесные поляны здесь заросли высокой травой, с изобилием самых разнообразных цветов. Особенно запоминаются высокие и крупные колокольчики. Такая непривычная на Алае мощная растительность, по-видимому, объясняется повышенной влажностью из-за близкого соседства пика Ленина. На альпийских лугах встречается много эдельвейсов и лука. По дну долин трава произрастает до высоты 4000 м.

    Ледники в Кичик-Алае в значительной степени деградировали, поэтому в районе имеется много озер. Самое крупное озеро Тегермач достигает в длину 1200 метров при ширине около 500 метров, а его поверхность лежит на высоте 3880 м. В некоторых местах встречаются семейства из шести и более озер, например, группа озер Дамджайлоо на южном склоне Алайского хребта. Крупнейший в районе ледник Гезарт спускается с высоты 4900 до 3500 м., достигая в длину 8.5 километров. Площадь этого долинного ледника составляет 9.8 квадратных километров. Высота снеговой линии 4350 м. Ледник Баркалак, дающий начало одноименному правому притоку р. Гезарт, достигает в длину 4.2 километров, его площадь 6.9 квадратных километров, а толщина льда 100 метров [4]. Ледник Джумас, расположенный к западу от ледника Гезарт, спускается с высоты 4900 до 3400 м. и достигает в длину 6-ти километров.

    Алайский и Кичик-Алайский хребты слабо расчленены. Высшей точкой района является пик Скобелева 5051м. Высота юго-восточной башни стены Дамджайлоо, по-видимому, также превышает 5000м. Других пятитысячников в районе, скорее всего, не существует. Зато имеется много вершин высотой более 4900м. Высочайшая вершина горного узла с наиболее значительным оледенением (ледники Гезарт, Джумас и Баркалак ) достигает высоты 4933 м. Эта вершина, возможно, является самой высокой в Кичик-Алайском хребте. При слабой расчлененности хребтов даже наиболее простые перевалы превышают по высоте 4400 м. ( пер. Гезарт, 1Б, 4481 ). А самые высокие перевалы достигают 4900- 5000 м. ( пер. Рототаева, 2А, 4820; пер. Седло Скобелева 2Б* 5000 ). Учитывая, что на высоте 3800-3900 м. уже растут луга, можно легко построить горный маршрут с изобилием "теплых" ночевок и с перепадами высот не превышающими 800-1000 метров.

    Широкая и пологая перемычка между Алайским и Кичик-Алайским хребтами понижается до высоты 4103 м. ( пер. Кичик-Алай, н/к, в последнее время появились еще несколько перевалов, до 1А, которые стали известны от пастухов или от первопрохождений групп МАИ). От этой перемычки на запад и восток растекаются одноименные реки Кичик-Алай. За 20 километров они сбрасывают по высоте около 1300 метров. Арчевые леса по берегам этих рек и их главных притоков не столь густы как на сХверных склонах Кичик-Алайского хребта, однако, не менее живописны. Несмотря на некоторое превосходство Алайского хребта по высоте над Кичик-Алайским хребтом, его оледенение меньше. Самыми большими являются ледники Карасель и Кош-Мойнок длиной 4.5 км. На южных склонах Кичик-Алайского и Алайского хребтов ледники практически отсутствуют. Туристско-альпинистское освоение Кичик-Алая оставляет желать лучшего. Прибывающие в Ош любители гор в стремлении посетить Памир минуют удивительно красивый район Кичик-Алая. Именно поэтому, несмотря на богатый животный и растительный мир, Кичик-Алай не наделяется статусом альптурзоны. Данный факт позволяет туристическим группам находится в данном районе применяя азиатское программирование (см. далее).

    Туристами наиболее исследованы верховья рек Тегермач и Гезарт в Кичик-Алайском хребте. Большинство перевалов Кичик-Алая, упомянутых в классификаторе [1], расположено именно в этом районе. Условимся называть его районом Гезарт. Проложенные здесь туристские маршруты не только пересекают Кичик-Алайский хребет с севера на юг ( перевалы Тегермач 1Б,

    Кюри 2Б, Гезарт 1Б и Акарт 1Б ), но и форсируют его северные отроги (перевалы Кашкашкин 1Б, Джумас 1Б, Спартакиады 2А, Баркалак 2А). Однако, в библиотеке Московского городского центрального клуба туристов нет ни одного отчета с описанием упомянутых перевалов. Следующий район Актюбе, примыкающий к району Гезарт с востока и ограниченный с запада и востока реками Акарт ( правый исток р. Чиле ) и Карагай ( левый исток р. Киргизата ), посещался туристами из Челябинска в начале 80-х годов. Вершины здесь достигают высоты 4900 м. Крупнейший ледник длиной 5 км. находится в истоках Актюбе - правого притока р. Чиле. Еще восточнее расположен хорошо изученный альпинистами район Киргизата. Здесь у слияния истоков Киргизаты выше лесхоза несколько лет подряд функционировал альплагерь "Киргизата". Многочисленные альпинистские маршруты и некоторые перевалы этого района подробно описаны в известной книге Наумова [2]. Однако сведений о сквозных прохождениях перевалов в водоразделе Кичик-Алайского хребта там не приводится.

    В Алайском хребте между перевалами Тюзашу (4276,1А) и Киндык (4472,1А) расположен район пика Скобелева (5051) со значительным оледенением. В западной части этого района с ледника Карасель пройдено 3 перевала: Карасель, Спартак и Солнечный [3]. В 1996 г. группа Лебедева А.А. и Чхетиани О.Г. прошла перевал Рототаева (4820,2А). Этот перевал соединяет безымянный ледник к северо-западу от пика Скобелева с ледником истока реки Киндык. В 1998 г. тремя групами туристов МАИ были пройдены перевалы: Джумас, Тегермач, Ложный Гезарт, Стрекоза, СК МАИ, Кекджар, Дамджайлоо, Седло Скобелева, Скобелева, Высоцкого. По сведениям Наумова [2] пик Скобелева, по крайней мере, до 1995 г. оставался непокоренным. Однако это не так: 31 августа 1976 г. на его вершину поднялась группа геологов из Южно-Киргизской геологической экспедиции под руководством Сиротова Л.А.

    Восточнее между перевалами Киндык и Сары-Могол (4303,1А) находится следующий узел оледенения, который условимся называть районом Сары-Могол. Высшая точка этого района имеет отметку 4966. Сведений о посещении района Сары-Могол до 2000г. туристами или альпинистами не имеется.

    Еще восточнее между перевалами Сары-Могол и Джиптык (4189,1А) находится район Кош-Мойнок. Здесь имеются ледник длиной 4.5 и площадью 5 квадратных километров и вершина 4931. Ущелья этого района глубоко врезаны, поэтому мы допускаем существование перевалов 3А-3Б к.с. О посещении района Кош-Мойнок туристами или альпинистами нам также ничего не известно.

    Через простые перевалы Алайского и Кичик-Алайского хребта проходили некоторые направления Великого Шелкового Пути. На многих перевалах можно увидеть участки широких троп, протоптанных в крупных и средних осыпях. На некоторых перевалах валяются высушенные до бела кусочки дерева, проржавевшие кусочки металла и кости.

    Обычно климат в горах Азии - это жара в долинах +40°С, ну а наверху, как обычно, холоднее - до минусовых температур. Большое количество солнечных дней и не более 3-4 дней непогоды в месяц, которая сопровождается выпадением, максимум, 10 см снега. Так оно и было примерно до 1997 года включительно

    Начиная с 1998 года, стали происходить следующие изменения: количество дней с осадками увеличилось, но кроме этого, стало холоднее и теперь летом в горах много снега.

    Этот год показал, что ухудшение погоды на Памире продолжается. За все время похода было восемь дней без осадков. Вероятно, что и в июне также выпадало большое количество осадков. Абсолютно все ледники закрыты слоем снега, соответственно многие склоны лавиноопасны. Передвижение по ледникам требует, кроме непрерывной одновременной страховки (связки), огромных энергозатрат из-за тропежки. Снег рыхлый и не замерзает ночью. Состояние снежного покрова и скорость передвижения напоминает Приэльбрусье в мае. Иногда группа передвигалась на четвереньках, так как скорость (около 500 м/час) почти не отличалась от привычного способа передвижения, а затраты энергии значительно ниже. Отрицательно сказывается, в таких условиях, малая численность группы – 5 человека быстро устают при тропёжке.

    Тенденцию к изменению климата подтверждают и местные жители. Из разговоров с ними я узнал, что картошка стала расти хуже, а коровы из-за холода дают меньше молока и оно менее жирное, хотя корма для скота навалом, ведь традиционный желтый пейзаж в долинах из выжженной солнцем травы, сейчас сменился буйной зеленью.

    Вид огромного ледяного массива пика Коммунизма на расстоянии 150 км с разных перевалов Алайского и Кичик-Алайского хребтов производит незабываемое впечатление. Для тех, кто видит впервые – это впечатление на всю жизнь.

    Отношение киргизов к туристам очень хорошее. Многие населенные долины являются труднейшим пищевым препятствием для проходящей группы. Например, отходы по долине Гезарт можно назвать “каньоном 5-й пищевой категории сложности”. По долине разбросано огромное число юрт и палаток летних пастбищ – “джайлоо”, пройти мимо которых вам не удастся. Вас обязательно пригласят попить чай, где за неспешной восточной беседой вы должны будете скушать: тазик айрана, ведро сметаны, десяток лепешек с много сантиметровым слоем каймака (масла). Если вам все же удастся попрощаться с хозяевами, то в рюкзаки придется положить несколько лепешек, засыпать оставшееся пространство курдом (сыром) и залить во все фляги айран. Пройдя, в лучшем случае, пару километров, на дороге вы встретите гостеприимного хозяина следующей юрты, не зайти в которую не будет никакой возможности. Там вас будут ждать те же или большие объемы традиционных продуктов и большое искреннее удивление хозяина “отчего же вы так мало едите ?”. Напомню, что юрты расположены через каждые 0.5-2 км и все попытки обойти их стороной окончатся неудачей. Рекомендуемое снаряжение для прохождения подобных пищевых каньонов: личное снаряжение -50 метровый рулон на каждого участника группы и общественное снаряжение - большой запас таблеток для улучшения пищеварения. Для облегчения прохождения группой таких препятствий от руководителя требуется владеть приемами “азиатского программирования”.

    Неплохо запастись скромными подарками. Лучше дарить веревку. Основные веревки по 50 м будут нужны до конца похода или их будет жалко, а привезти специально для этих целей 50 м репшнура будет очень полезно. Так же местные жители часто просят помочь лекарствами: супрастин, анальгин (или др. обезболивающие), альбуцид, антибиотики, аспирин. Поэтому лучше взять их с запасом на этот случай, тем более что весит это немного. Ещё киргизы очень любят фотографироваться. А если вы привезете фотографии жителей, отснятые группой побывавшей здесь ранее, то к вам очень хорошо отнесутся и будут искренне благодарны.

    В целом, район очень удобен для проведения походов 3-4 к.с. Подъезды в район быстрые и дешевые. Район абсолютно безопасен в отношении бандитизма.

     .

    3. Описание маршрута по дням

    (все право-лево даны в орографическом смысле, кроме оговоренных случаев)

    .

    День 0. Г. Ош – р. Киргиз-Ата

    Прилет в Ош самолетом ЯК-40 из Бишкека. Вот и знаменитый Ошский базар. Закупка продуктов (продавцы уже узнают), упаковка продуктов, поиск машины. Встреча с Ошскими друзьями. Часам к 15 мы сели в такси и отправились в Эски - Наукат, стоимость такси 150 сом. В Эски – Наукате на базаре мы нашли УАЗ (который нас отвез уже непосредственно в горы за 700 сомов), фирма “Горы – Азии” предлагали довезти за 160 у. Е.). При проезде по долине стоит пост экологического контроля, за проезд машины они просят 20 сом. Наличие регистрации только вам помогает, т.к. ею можно “махать” в любом месте (мало кто в последнее время может прочитать по-русски, и тем болеее понять, что в ней написано).

    Здесь к нам подошел сотрудник местного лесного хозяйства и, помахав красной корочкой неизвестного содержания, стал выспрашивать разрешение на нахождение на территории лесничества. Я рассказал, что мы занимаемся составлением описания туристических ресурсов района по заданию “министерства по физкультуре и туризму Кыргызстана” и по заданию “министерства лесного хозяйства Кыргызстана”, конечно тоже, причем я махал данной коркой на каждом шагу. Назвал некоторые фамилии чиновников по туризму и альпинизму в Ошском областном совете по физкультуре и туризму (или что-то в этом роде, Советую узнать хоть какие-нибудь фамилии). В дополнение, показал регистрацию и маршрутную книжку, и задал кучу вопросов по району. Этого было больше чем достаточно, но помимо всего пришлось выпить водки иначе они отказывались пропускать нашу машину. Один из контролеров оказался приятелем водителя (При особой нужде могу указать его координаты. После завершения похода, за 2 часа до отъезда в Китай (См. Транскашгаский поход, рук. Лебедев А.А., 2002, я встретил этого водителя в Оше(очередные пол-литра и дружба на следующие 50 лет. Рекомендую его машину: не дорого, и есть большие связи.))).

    Водитель нас довез до “Лесхоза” указанного на карте (бывшая альпиниская база). Одев рюкзаки, мы начали поход. Через 5 км. дорога перешла на левый борт реки и начала круто уходить вверх. Здесь мы заночевали, получив приглашение гостеприимных хозяев(их юрта находилась прямо у развилки). Они нас накормили ужином и завтраком попросив в замен лишь сфотографироваться с ними и лекарств для детей (мы дали им пачку “Анальгина”).

    Чхв 1час 15 мин. пройдено 5 км.

    День 1. Р. Киргиз-Ата – р. из-под пер. “Турпачаты”

    Вышли в 10:00 часов. Поднявшись по дороги вверх, мы подошли к развилке. Дорога уходящая влево приводит к перевалу Кумбель(н/к)(можно проехать на УАЗе), мы же идем на право. С этой точки видна гора Мазар(местная святыня), подъем в нашу висячую долину в сторону пер Уральцев, на право (по ходу). Через 2 перехода, идя по дороге, мы подходим к летовке, у которой стоит грузовик (записали адрес ), тут нас “опять” кормят и показывают тропу в сторону нашего цирка, т.к прямо уводит тропа в сторону пер Рижский и КиргизАта. Тропа ведет по Арчевоаму лесу и через 2 перехода выводит в висячую долину. Дальше двигаемся вдоль ручья. От сюда открывается вид на цирк пер “Турпачаты” (как его назвал группа Янчевского О.З. МАИ 2001). Через два перехода мы встали на ночевку из-за дождя.

    День 2. Р. из-под пер. “Турпачаты” - вход в цирк пер. Уральцев

    Вышли в 9:00 часов. За переход достигли основания ближнего моренного вала (с права по ходу). Существует седловина правее (никто не знает, возможно, это самый легкий путь к перевалу, он сэкономил бы часов 5 или 6) но основной моренный вал решили обойти справа по ходу вдоль его левого борта по кулуару между бортом и скальным отрогом. За два перехода мы поднялись в цирк пер. “Турпачаты”(4000м.) Ф.2. Из-за разыгравшийся непогоды мы встали на обед а потом и на ночь. За ночь выпало 45-50 см снега.

    День 3. Вход в цирк пер. Уральцев – пер. Уральцев(4200, 1Б) – цирк пер. Рижский

    Подъем в 4:00 часа. Увидев где мы находимся, мы пошли на “седловину”, которая выводит в цирк пер Уральцев (с права п. х). Через 55 мин тропежки вышли в цирк. Намного легче путь если с места ночевки идти на седловину отрога Ф. 1,3, который мы обогнули, эта седловина осыпная и практически выводит в одно и то же место, что и ручей по которому мы двигались. К сожалению, из-за выпавшего снега невозможно было идти по камням т.к. это травмоопасно. Очень пригодился опыт межсезонья Седловина пер осыпная (наверное, в августе, ибо не видел еще ни одного отчета за хотя бы июль) с 100 м. взлетом из цирка. По цирку за один переход подошли к взлету. Движение в связках (в середине несколько трещин). Начав движение на взлете, и пройдя две трети, столкнулись с лифтом, покрытым свежевыпавшем снегом, который уже начал таять. Пришлось повесить 30м. перил в обход лифта по разрушенным скалам Ф.5. На седловине в 10:30. Сняли записку гр. Янчевского О.З. от 01.08.01. Приятно увидеть знакомые фамилии и подчерк. Через 15 мин после выхода на седловину начали спуск вниз по снежнику (это намного легче, чем идти по кулуару, как это описывают в описаниях пер, к тому же не камнеопасно). За переход мы спустились на пологую часть ледника, где сделали привал и приготовили завтрак Ф.10. Спускаясь вниз далее вдоль ручья через переход мы вышли к озеру, где есть очень красивые стоянки и откуда увидели наш следующий пер Рижский. Дальнейший спуск идет через маренные валы вдоль левого ручья. Здесь есть два пути: 1) Спуститься вниз до нижнего озера и подняться по ручью из-под КиргизАты, 2) не сбрасывая высоты по крупной осыпи траверсом пройти до бараньих лбов. Мы выбрали второй путь. Движение по крупной осыпи очень замедлено, другим группам рекомендуем сбросить высоту и выбрать первый путь. Однако выбор маршрута должен определяться подготовкой группы к движению по крупной осыпи и погодными условиями. За полтора перехода мы подошли к бараньим лбам (это происходило в плохую погоду, сброс высоты и последующий подъем потребовал бы намного больше усилий ). Начал падать снег. Приподнявшись на основной моренный вал, мы встали на ночь Ф.6.

    День 4. Цирк пер. Рижский – пер. Рижский (4500, 2А)

    Подъем в 3:15. Двигаемся по основной морене и через два часа выходим на ледник, где связываемся и продолжаем идти, пока есть фирн. За 1 переход подошли к основанию перевального взлета. Остановились на перекус в 300 м от взлета Ф.7,8. При движении из долины р. КиргизАта более целесообразно идти вдоль левого борта (ор) Ф. 34. Это связано с тем, что в этом случаи практически отсутствует тропежка(двигаетесь по моренным волам). Закончив перекус мы начали подъем. Движение было сильно затруднено из-за раскисшего снега, хотя было только 8 часов утра. Проваливаясь по колено, а иногда и по пояс (см состав) мы выбрали самый крутой участок: меньше снега и отсутствуют следы лавин. Дойдя до бергшрунда, начали вешать веревки (отсюда до седловины две веревки до 55 град.). На седловине в 11:30 (первый участник). Тура не обнаружено. Опять разыгралась непогода (надо рассчитывать, что в данном хребте (первый “забор” из Ошской долины ) погода портится к 12.00). Через три часа используя разрыв в облаках, начали спуск вниз по лифту (иногда попадается снежник) Ф. 9. Спуск в висячую долину 200м. ~15мин, и за 35мин доходим до бараньих лбов, где и встаем на ночлег.

    День 5. Пос. Кашка-Суу

    Встали в 10:00 утра. Позавтракав, мы обнаружили, что во время спуска с перевала, мы потеряли лопату. Пришлось идти на перевал. Поднявшись практически до седловины мы нашли в снежнике лопату (зато группа наконец получила первый отдых. Изначально, мы не планировали прохождение полностью всего маршрута и отдых должен был быть только по обстоятельствам – тактика походов в межсезонье.(именно она позволила нам пройти все до конца)). В 12:00 группа вышла из лагеря. Бараньи лбы надо обходить сначала забирая в права по ходу, затем вдоль ручья, круто забирая налево. Через 35 минут, мы прошли бараньи лбы и стали двигаться дальше вдоль ручья по карману ледника. Периодически появляются снежники, местами очень глубокие. Пройдя по кулуару 20 мин. мы вышли к средней и мелкой осыпи, которой заканчивается ледник (открывается вид на всю долину). С этого места 20 мин до зеленки. Далее идет тропа вдоль левого берега. Два перехода идем по тропе, после этого (примерно через 40 мин после слияния ручья КиргизАта и ручья из-под перевала Рижский) переходим на другой берег. (переправа по камням) и далее идти вдоль арыка (со стороны это будет казаться тропой). Через 30 минут движения, арык переходит на другую сторону хребтика. Здесь оптимальней всего спуститься в кулуар и идти по нему. За 1 переход мы дошли до окраин поселка Кашка-Суу. У первого дома нас встретил первый житель, который гостеприимно предложил нам попить чаю. В ходе разговора я выяснил, что у него останавливался Б. Малахов в 2000 году. Узнав о том, что мы его друзья, он предложил нам заночевать у него. Поскольку время было уже позднее, мы у него и остались. За азиатской беседой он преподнес нам обильный ужин (картошка с макаронами).

    День 6. р. Кичик-Алай

    Проснувшись, мы стали собирать рюкзаки. Услышав это, в дом вошла хозяйка (ей было 18 лет), и принесла нам завтрак. Сфотографировавшись на прощание, мы отправились в путь. У моста, который выводит на дорогу правого берега, идущего вдоль реки Кичик-Алай, нас остановила бабуля, которая говорила:”Туда идти нельзя, вы там погибните.”

    Через 1 переход движения по этой дороге, мы встали на привал, где мы постирались и искупались. Тут к нам приехал лесник. Сначала он хотел потребовать пропуск в охраняемую лесную зону. В ответ ему стали задаваться наводящие вопросы (азиатское "программирование"). В результате разговора уже не он от нас что-то хотел, а мы от него, и прозвучала фраза “Ребята, я Вас не видел, вы меня тоже”. С этими словами он вручил нам записку на киргизском языке. После этого он уехал, не поворачиваясь в нашу сторону.

    Двигаясь дальше по дороге, в течение 6 переходов мы дошли до точки впадения ручья, вытекающего из- под района цирка Скобелева в р. Кичик-Алай. Перебродив реку (мостов нигде нет), встали на ночлег. К этому месту можно заехать на машине.

    День 7. р. Кумтор – пер. Скобелева З. (4550, 2А п/п)

    Подъем в 8.00. Вышли в 10:00 за три перехода двигаясь по левому берегу ручья мы подошли к первому моренному валу Ф. 12. В этом месте происходит впадение ручья из-под перевала Скобелева и Кумторской стены. Кумторская стена Ф. 28, 30 – одно из самых сложных препятствий этого района (в качестве перевала). Эти 2 перевала, которые являются одними из самых сложных в этом районе (3А-3Б). Поднявшись на моренный вал (30 минут) мы пересекли ручей, текущий из-под Кумторской стены. Еще переход двигаясь по карману ручья цирка из-под пер Скобелева мы встали на обед. На снегу мы увидели следы группы. А Лебедева, которая прошла это место за день до нас. Пообедав, мы стали подниматься вдоль ручья (слева по ходу). За один переход мы влезли на очередной моренный вал, и подошли к основанию ледника Скобелева Ф. 33. На месте привала(у подножья ледника) мы связались и одели кошки. Далее стали двигаться вдоль левого борта ледника (справа по ходу) и через 20 мин мы подошли к основанию ледопада которым обрывается ледник из-под перевала Скобелева Зап Ф. 24. Обход ледопада идет справа походу по снежнику (иногда пересечение мелкой осыпи очень тяжелый для прохождения лифт). Выйдя наверх Ф.4 мы подошли к леднику с перевала Скобелева Зап. Существует еще один путь к этой точки – идти от слияния ручьев в сторону Кумторской стены огибая отдельно стоящую вершину. К сожалению, этим путем еще не кто не ходил. Ледник Скобелева З необходимо проходит в связках (с точки нашего выхода до него) Ф. 13,14,15, Б. Малахов ( первопроходец по леднику) шел его с другого борта (у него никто не провалился в трещину). Первый наш участник дважды провалился по пояс и зависал на страховочной веревке при тропежке по колено в снегу. За два перехода мы поднялись на седловину перевала Скобелева Зап. (до конца тропежка по колено, а иногда и по пояс, не смотря на то, что уже было 19:30). Оставив базовую палатку с продуктами и необходимым снаряжением на восхождение мы начали спуск с перевала Ф.16. К этому времени камни уже смерзлись и можно было не опасаться произвольного схода камней. На спуск с перевала идет стена 40 м. 70град. скал. Над скалами нависают карнизы. Обрушив карниз мы начали спуск. В 20:30 вся группа уже была в лагере.

    День 8. Траверс п. Скобелева З(5040, 2А) – п. Скобелева В. (5051) рад Ф. 18,19,20,22

    По оставшимся с вечера перилам мы поднялись на перевал и приготовили завтрак. Выбранный нами гребневой маршрут, рекомендуется проходить троечным группам только в том случаи у группы есть опыт прохождения скальных перевалов 2А. Движение идет по гребню в обход жандармов, на снежниках обязательно одевать кошки (постоянно появляются выходы льда). За два часа подошли к жандарму, на котором стали вешать веревки (обход опасен из-за постоянных камнепадов) на большой жандарм провешена 1 веревка (50 м.). Далее движение проходит по ребру по мелкой осыпи. Путь преграждает еще один жандарм, который обходиться слева с провешиванием 15 м перил. Данный жандарм выводит на широкое плече, пройдя которое подошли к заключительной части технического участка. Кажущийся очевидным для прохождения правый кулуар опасен из-за скал покрытых натечным льдом и бутылочного льда в самом кулуаре. Самый простой путь по стене, где движение идет по полкам, провесив 80 м перил вышли на широкий гребень (разрушенный сланник). Еще 15 мин ходу и мы на западной вершине пика Скобелева. На вершине сложили небольшой тур под скальным выходом. Просидев примерно час и дождавшись последнего участника, который снимал перила, начали спуск на перевал Седло Скобелева для этого закрепили веревку на жандарме (участок 20 м крутизна 45 град в самом начале спуска на седловину) Ф23. Пройдя сто метров встали возле небольшого озерца. Скинув рюкзаки мы пошли радиально на вершину Скобелева Восточная (основная вершина 5051). Седловина протяженная и изобилует скальными выходами. Подъем идет по мелкой осыпи вдоль снежника (набор высоты примерно 100 м) по времени от озерца до вершины примерно 30 мин Ф 11, 29. На вершине сняли записку П. Рыкалова от 2000 года. С вершины открывается хороший вид на Заалайский хребет с грандиозными пиками Ленина и Дзержинского. В лагерь вернулись через 15 мин, тк уже было 20:00, с долины Кичик-Алая надвигался грозовой фронт, и у группы было два дня напряженной работы, поэтому решили отложить спуск с перевала. При установки лагеря укрепили палатку на ледобурах.

    День 9. Спуск с пер. Седло Скобелева(5000) – р. Кекджар – пер. Кекджар(4200, н/к) – оз. Дамджайлоо

    Встали в 7:00. Погода отличная Ф. 26. Быстро собравшись начали спуск с седловины первые сто метров прошли по лифту в обход скальных выходов, подошли к снежнику (снежник представляет собой склон крутизной 35 град). Спускаться надо справа по ходу в обход разрушенных скал Ф. 17. Выйдя на ледник связались Ф.17, 31. До места предыдущий ночевки дошли за 45 мин(от места ночевки), где приготовили завтрак. В 12:00 продолжили движение по центру ледника, в связках, т.к. по бокам видны большие разрывы. До конца ледника один переход. Вышли на морены и по ним вдоль ручья продолжили спуск. В том месте, где река уходит в каньон лучше всего приподняться на “седловину” и идти по ровному участку. За два с половиной перехода подошли к реке Кекджар и по тропе начали подъем на одноименный перевал (н\к). Перевал представляет собой два плато со снежными взлетами на каждое из них. Седловина широкая и ровная площадка. Забирая вправо, за переход мы спустились к мореным валам цирка озер Дамжайлоо, откуда за два часа, двигаясь по тропе вышли на край большого озера, лежащего у основания захода на перевал Спартак.

    День 10. Дневка

    После трех ударных дней группа встала на Дневку. Погода отличная, Ф. 32.

    День 11. Пер. Спартак (4650, 2А) – р. Карасель

    Проснувшись очень долго готовили завтрак (засорился примус). Вышли в 10:00. Путь на перевал Спартак идет по кулуару в обход скального отрога, за 2 перехода подошли к предперевальному взлету. Перевальный взлет – снежник крутизной до 25 град. На седловину вышли по следам группы Лебедева для избежания тропежки. В бесснежные года спуск с перевала идет по ребру крутизной до 45 град это технически сложнее, но наиболее безопасно. Мы же спускались левей по ходу этого ребра, повесив в самом начале спуска 15 м перил (выход льда). Дальше, двигались в связках с одновременной страховкой. Склон представлял собой жесткий фирн крутизной до 40 град длиной 200 м Ф. 27. Продолжаем движение по ровному леднику в связках, придерживаясь левой его стороны. Под снегом трещины. За один переход мы дошли до конца ледника. Дальнейший путь идет по моренным валам (средняя, крупная осыпь), здесь нужно идти вправо, поскольку данный путь позволяет не переправляться через реку Карасель. Спустившись с мореного чехла ледника попадаем на Альпийские луга и по тропе идущей вдоль реки идем вниз. На ночевку встаем у ручья на ровной площадке (дошли за 2 перехода от конца ледника).

    День 12. Пер. Обходной (4200, 1А) – цирк пер. Акарт

    Подъем в 7:00. Позавтракав, продолжаем спуск по тропе, которая вскоре начинает траверсировать склон. За один переход подошли к третьему по ходу ручью, вдоль которого начинается подъем на перевал Обходной. Подъем идет по осыпи с периодическим выходом разрушенных скал (подниматься необходимо в касках) Ф. 25, за 40 мин мы вышли на перемычку, которая является водоразделом между двумя Кичик-Алаями. Дальнейшее движение идет по плато по направлению между двумя ярко выраженными вершинами. Дойдя до конца плато спуск произвели в обход ледяного выхода. Продолжая спуск держим направление на перевал Акарт. Для спуска к реке и перехода через речку Кичик-Алай забираем чуть влево - это позволяет обойти каньон и переправиться по камням. Подъем в цирк идет по террасе по тропе. Пройдя один переход встали на ночевку (портилась погода и необходимо перебрать примус). Вечером устроили банкет с песнями до 23:00. На наше песнопенье сбежалось несколько стад яков, которые паслись около наших палаток всю ночь.

    День 13. Пер. Верблюжий (4600, 1Б п/п) – цирк пер. Высоцкого

    Подъем в 7:00. В цирк перевала Акарт лучше всего идти, продолжая траверсировать склон, мы приспустились к реке, вытекающий из-под него и продолжали движение вдоль ее правого борта, обходя каньон за один переход, мы дошли до перевального взлета. Перевал Акарт в обычные года представляет собой осыпной склон с периодически выходящий пропой оставшейся после “Великого шелкова пути”. В этом году осыпь присыпана снегом, что очень сильно затрудняло путь, поэтому мы выбрали левую седловину, подъем на которую идет по снегу и лишь в самый последний момент выводит на осыпь. Данный путь намного безопасней, т.к. во время нашего подъема мы видели несколько раз произвольный сход камней с перевала Акарт. Пройденный перевал мы назвали перевалом Верблюжий (1Б 4600) Ф. 35. На седловине есть места для установки двух палаток. Спуск – снежный склон крутизною до 35 град в самом начал спуска выход льда, где мы повесили 10 м перил. До ледника 100 метров Ф.36. Ледник закрытый, движение в связках, за один переход, держа направление на левый борт, мы дошли до его окончания, дальнейший спуск шел по средней и крупной осыпи, траверсируя отрог. Перейдя отрог, попадаем в большой цирк, где стеной стоит ледяной лоб перевала Высоцкого. Существуют два пути: спуск к ручью и дальнейший подъем вдоль ручья и второй - движение по центру мореных валов. Мы выбрали второй путь. Пройдя полтора перехода, мы встали на ночевку, опять испортилась погода.

    День 14. Пер. Высоцкого (4860, 2А) – л. Гезарт

    Подъем в 7:00. Вышли без завтрака и за один переход мы подошли к ледяному лбу перевала Высоцкого Ф. 37. В 9:00 вся группа поздравила Фролова Павла с окончанием отпуска и с началом первого рабочего дня (по приезду в Москву через две недели после этого он был уже уволен) Ф. 38. Поднимаемся с правой стороны ото лба по снежнику, придерживаясь скал Ф. 39. Идем в связках с попеременной страховкой через ледобуры, поскольку крутизна склона 40 – 50 град в верхней части ледника. Выше взлета имеется широкий поперечный разлом, который обходиться вдоль скал. Далее идет небольшое заснеженное плато. Седловина находиться в самом дальнем конце цирка, мы же решив устроить ледовые занятие, пошли на ближайшую седловину (перевал Спонтанный первый раз, пройденный И. Геровым в 1998 году, 2А). Вдоволь налазившись по льду, мы поднялись на седловину, а затем траверсом снежного гребня прошли на перевал Высоцкого чхв от основания взлета 1ч. 15 мин. На перевале сняли записку группы Б. Малахова от 27.07.2000. С седловины вдалеке, увидели группу А. Лебедева. Спуск на ледник Гезарт проходит по лифту 200 м (35-40 град) Ф. 40. Спустившись на плато мы связались и поспешили на встречу с группой А. Лебедева, которая к тому времени уже встала лагерем под перевалом Авантюра и через 45 мин мы подошли к ним и встали лагерем, где устроили праздник, распевая похабные песни и гимн Советского Союза.

    День 15. р. Гезарт

    Подъем в 7:00. Готовим завтрак и провожаем взглядами уходящую группу А. Лебедева, им предстоит пройти наш вчерашний перевал Ф. 41. Вышли в 9:00 по леднику Гезарт идем в связках, держась правого борта (слева и по центру большие разломы). Через 30 мин выходим на мореный вал и, забирая вправо, спускаемся вниз к реке. За два перехода выходим на зеленку, откуда начинается хорошая тропа. Еще полтора перехода и нас ловят первые местные жители, приглашая поесть. Хозяева оказываться турецкой семьей депортированная из Абхазии в 43 году, как только они узнали, что мы знаем Б. Малахова, нам предложили остаться у них и устроить праздник (зарезать барана). Мы отказались и пошли дальше по грунтовой дороге. С этого места можно уехать на машине, когда пастухам привозят продукты и почту. Далее двигались до 20:00 периодически, заходя в гости к местным жителям на чай и Азиатскую беседу Ф. 21.

    Дальнейшие два с половиной дня мы шли по дороге через долину Гезарт и Акарт, пополняя свои пищевые запасы у местных жителей. В принципе весь маршрут от ледника до поселка Янги Ноокат длинной 60 км можно пройти за полтора дня. Из Янги Нооукат до Оша мы доехали за 140 сом(на всех).

    В Оше можно остановиться в номерах на стадионе стоит это для всех граждан СНГ 50 сом сутки, а для иностранцев 100 сом вне зависимости от типа номера (1, 2, 4 местные номера). Мы же остановились по старой дружбе туристов МАИ с хозяином чайханы “У Хасана” в центральном парке разбив свой палаточный лагерь прям на территории чайханы.

    .

    4. Смета похода

    .

    Железнодорожные билеты + авиаперелет Москва - Бишкек-Ош, Ош - Бишкек-Москва =60$+40$+73$+40$ = 213$.

    Расходы на перегруз рюкзаков = 6$.

    Подъезд на а\м до лесхоза + бензин 9л. =6.5$.

    Отъезд из пос. Янгиноокат =0.5$.

    Общественные расходы = 10$.

    Раскладка = 20$.

    Итого = 256$.

     .

    5. Рекомендации.

    .

    Стоимость такси отличаеться от стоимости автобуса на 10 сом.

    Бензин стоит покупать только на бензоколонке или если с рук, то только красного с оттенком фиолетового.(“Ты желтый нэ бэри, ты бэри фиолэтовый, он лучше”).

    Выяснить, кто является председателем комитета по туризму, для ссылок на него при разговоре с лесниками.

    Деньги на базаре менять только в обменных пунктах и тщательно пересчитывать по несколько раз. Ни в коем случае не менять денег с рук!!! Менты которые дежурят у обменников в доле с менялами.

    Если вы едите на такси обязательно обговорить все детали об оплате и куда именно вам надо.

    Во время нахождения в гостях и местных жителей не злоупотребляйте молочными продуктами.

    Изучайте Азиатское “Программирование” Ver. 3.5 и выше.

    Посетите местные РЕСТОРАНЫ, КАФЕ, БАРЫ и ЧАЙХАНЫ цены очень низкие по сравнению с Москвой и Бишкеком.

     .

    6. Выводы

    .

    Маршрут пройден полностью по заявленному варианту в установленные контрольные сроки. Совершено два первопрохождения перевалов (Скобелева Зап. и Верблюжий) а так же проложили новый маршрут на пик Скобелева 5051м, пройдено 8 перевалов. Собрана информация по 8-ми перевалам, группа получила высотный опыт (ночевка на 5000 м), все перевалы выше 4000м. Предоставлены богатые фотоматериалы. В целом выполнены все задачи, которые группа ставила перед собой в начале похода.

    На маршруте мы столкнулись со сложными метеоусловиями. Вероятность этого мы предполагали еще в Москве при подготовке к походу. Такой вывод был основан на личных наблюдениях ухудшения метеоусловий в р-не С. Памира за последние пять лет и на консультации с группами московских туристов, посетивших Кичик-Алай.

    Для прохождения маршрута был заложен довольно напряженный график движения. Бывали очень тяжелые дни. Например, при подъеме на пик Скобелева ЧХВ= 11.55 час. На следующий день чувствовалась вялость в членах. Но надо заметить, что мы всегда стараемся ходить спортивно. Группа отлично подготовлена физически и тактико-технически. Большинство людей совершили горные походы в мае 2002 г. на Кавказе. Опыт походов в межсезонье помог нам, также как и опыт лыжных походов, который был почти у всех.

    Происшествий на маршруте не было. Лекарствами не пользовались. Ремнабор использовали в пределах разумного. Примуса работали хорошо(засорение произошло лишь на 11 день похода, с учетом готовки на нем одном при использовании азиатского бензина). Мы думаем, что это связанно с покупкой хорошего азиатского бензина фиолетового цвета.

    В целом поход оставил хорошее впечатление. Это, безусловно, связано с тем, что мы смогли сделать красивый линейный маршрут, достаточно протяженный (177 км.) с первопрохождениями. Сделать это было непросто, но в решении этой задачи и была вся прелесть.

    .

    7. Литература

    .

    1. Высокогорные перевалы. Москва, Профиздат, 1990.
    2. Наумов А.Ф. Горная альпинистская энциклопедия т. 1. Памиро-Алай, Кичик-алайский хребет. Москва, Инфолайн, 1995.
    3. Максимов Л.А. Домашний архив по району Кичик-Алай.
    4. Лебедев А.А. Отчет N5580 о горном походе 5 с эл 6 к.с. библ. МГЦТК, 1998.
    5. Рыкалов П.В. Отчет о горном походе 4 к.с. библ турклуба МАИ, 2000
    6. Малахов Б.В. Отчет о горном походе 3 к.с. библ турклуба МАИ, 2000
    7. Янчевский О.З. Отчет о гоном походе 3 к.с. библ турклуба МАИ, 2001

 

На главную страницу сайта

 

.

Экстремальный портал VVV.RU