ПРИЛОЖЕНИЕ 8

МАТЕРИАЛЫ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Перед вами новое увлечение, разгадка туристских кросворгов, модное в среде шпионов и первопроходцев. Первое задание по мотивам статья "Район не известен" известного иркутянина Сергея Воробьева (см. раздел "Мир путешествий" Альманаха "Ветер странствий", 25,"ФиС",М., 1990, с.26-34.) составил А.Романенков. Требуется только угадать пропущенные слова.

Естественно, супротив уважаемого Сергея Воробьева и его материалов мы ничего не имеем против. Наоборот, ранний Воробьев, как истинный мастер художественного слова, описывает свои спортивные маршруты исключительно живописно. Они воодушевляют. Хочется видеть чудеса. Судите сами.

Случай играет порой р......ю роль в нашей жизни. Когда автобус в......л из города, путешествие началось. В.........ь прямо на дороге, п.......в мост. Для первого случая п......я лыжня - это огромная м.- ......я поддержка. В глаза лишь б......я незначительный снежный покров. Вечерело, п......л мороз. Где-то кричал, словно к....л, горный козел: "Гха-а, гха-а!"

Пришлось бросить в костер .....у снега. Р.....и мигом оказались на спине. Первый день э........и. Река и.........а переменчивым характером. Через наледи, з......ю мокрые, идти решались не сразу. Ноги под брезентом бахил оставались н...............и.

Шел не первый час наших м......в. Д...л вес, и.......л путь. Как туристы-лыжники мы выросли в с.....х районах. Спешка здесь ни к чему. Надо думать. Кто-то взял ..... и подозвал всех т........ . При внимательном изучении ..... было видно, что в......я обеих рек граничат с д..... рекой. И в и...............м отношении неважно, какой рекой мы пойдем. В.... дать как можно более т..... и п........ описание нашего пути. Все приняли п....... в маршруте. На протяжении километров река оп........а наши надежды. Шли, как по а......у, мысленно одобряя все свои решения. По берегам ...али каменные стены. Река ушла под камни, а мы б......и между ними и шли по ним. Дров там было много. Огонь скоро .....л всех.

Из ущелья мы вышли по ручью, закованному в броню много........... ледопадов. Долина в...........ся, р.........я, ...е реки принимает ко- ....образный вид. На.... признаки бывшего о........я. В п......е склона спряталась в..........я к......я роща, она была последней .....цей леса. Хребет вдруг резко понижатся, образуя небольшое плато. Утро началось с ......лепного охотничьего выстрела. Места эти пустынны и без- ....ы.

Попробовали спокойно разобраться в с.........я ситуации. Про...- налили второму звену и вернули их на седловину, - место сбора. Разве- ..........й спуск не принес ничего удивительного. Очень круто и совсем не в.... страхующих. В.....т требовал много усилий и повышенной страховки. Его оставили на самый п........ момент.

Удивило наличие в этом районе таких резких с...... горных пластов. Будто сгорбившись, в......в кверху остренькую вершинку, гора рельефно выделялась на фоне в.......о неба. П..........е солнце под- ........о крутые стены. О....я линия хребта просматривалась достаточно четко и я... упиралась в столь знакомую з......ю вершину. Г...ц видился отчетливо над всем нагромождением хребтов и вершин, пере.........ся у его подножия. Оба истока реки как бы у.....тся в стену горы, поэтому подъем от них не возможен.

Когда завтрашний день мы намеревались посвятить восхождению на нашу, теперь уже н.......ю вершину, из долины вдруг пришел в.....й ...лон. А впереди еще весь маршрут, каждый участок которого не известен и оттого особенно сложен. Исследования этого района можно по праву считать нашим а.....м. Соображения б..........и требуют, чтобы мы ушли. Нет надо с..... и день и два!

Ветер усиливался, о.........о бросался снегом. Остановились на п.......е, почувствовав наконец под ногами т...... поверхность. Ходили по чистому льду, словно по п.....у.

Многое поразило нас в этом районе. Многое было в д.......у и неожиданно. Ярко выраженная ........ая форма рельефа с последующими признаками р.....а. Глубокие р......е складки земной коры.

Нам досаждали наледи. Множество следов крупно.......х животных. Вещественное доказательство их присутствия: огромные ...а восьмилетнего быка. Остались от него только рожки да ножки - в.... .

Площадка, на которую вывела нас река, представляет собой к....к высокогорной тундры с большим з.....м растительности. Это можно заключить по многолетней к......е изюбрей. Тундра имела два ....а. Один и .....й. За про.....ю ущелья, голец раскинулся при.....о. Ни что его не сдерживает ни в ширину, ни в высоту. Далеко осталась не покоренная нами гора, а здесь без.........й хозяин он, голец.

Терять ....я не с руки, и мы начали подъем на перевал. Он представляет собой широкую с.......у или, лучше сказать, с............й гребень между горой и отрогом. Перевал ......нес нам свою загадку. Мы не могли найти при.......о варианта. Кто то рвался на п.....и. Выроем дыру в ...низе, бросим ......у и спустимся.

Из-под перевала вытекал ручеек. Из района неизвестности мы входили в ....тую туристами зону. Ровно год назад по Золотой проходила .....а иркутян. Долго пили чай около г.....й печки, а когда с.......ь, .....и. Наш товарищ сидел скучный. Он подвернул ногу и при ходьбе чуть прихрамывал. На небе ни единого облачка, хотя утром солнце вставало красное и ...е.

Поднимались долго. Н......сь, что с каждым шагом голец становится все ближе и ближе. Когда вступили на п.........у - каменистую шатровую гору, в коленках появилась п...........я слабость. Когда с......и первые чувства, п........и маршрут. На гольце ветер р..л и м...л. Впечатление от восхождения оказалось с.....ным. Над хребтами зависли флаги тех облаков, которые мы наблюдали с в...ты. Заготовили впрок дрова и ..д. Мы уплетали д.....й обед. Ветер с......я с гор глубокой ночью.

Словно огромный снежный .о. над долиной возвышалась гора. Мы вновь поднимались.

Бухурик богат водными запасами. От него, как от своеобразного с....а, отходят многочисленные а.....и левобережных п......в с одной стороны и часть с...а реки Иркут с другой.

Следует отметить, что туристские пути имеют склонность к п.....нству. Минимум риска и максимум о.............и. Это очень правильно в смысле безопасности, особенно для п......х групп. Наверное, поэтому начспас сориентировал о....е заключительного этапа нашей экспедиции через хребет. Удачное его прохождение в...е с другой экспедицией с...- ло осветить и предложить район с........я различных горных хребтов для туристского освоения.

На дневке в хозяйственных работах я не успел осмотреть местность, откуда хорошо виден ..к Телефонный и несколько гор его о...ж...я.

В прежние времена, когда с.......м передвижения были лишь .он. и горные дороги использовались круглогодично, для безопасности путешествий в....г....ь одно из главных условий - тропы не должны быть подвержены к......м погоды: ..водка. ли, снежным ..нос.. или горным ..вал... С развитием современных средств сообщения от.... необходимость в горных дорогах, и горы обезлюдели. Лишь одиночные охотники да пастухи изредка пройдут этими путями. Нам необходимо найти к....к старой тропы и тогда можно р.......ь весь к....к. На разведку пойду я сам и со мной тот, кто выглядит наиболее с....м.

Трудно угадать погоду в горах, почти невозможно. Вершины скрылись за облаками, и на нас д.....о холодным порывом ветра. К утру звезды с......м образом з...р...и, и с рассветом посыпал к.....й снежок. Жаль, что товарищам не удалось увидеть п......у и насладиться видами двух и трех дней предстоящего пути. Такое в путешествиях встречается редко, и все больше при т.......х хребтов.

Похвалив себя за вчерашнюю п..............ность, отдал команду на спуск. "Лучшее впечатление от восхождений - это с....и". Есть такой а.....м в туристской среде. Случилось вдруг н...н....е. Пока я у...овывал записку, друзья ушли вперед и б.......о через несколько десятков метров начали п....ь. Мне хорошо была видна их р....н......я ц.....а и их р.....енность. "Что случилось?" "Ни черта не ...но. П.....м, как в молоке".

М.....я поверхность снега, ..лес.., ..улов...я глазом плотность облаков, и над всем этим желтое пятно солнечного диска. Лучи его в...и в тумане, рассеивались и до земли не доходили - даже мы не отбрасывали ...и. Взгляд плавал в этой однородной массе тумана, снега, и м..г, не получая информации, не вырабатывал никакой к.....ы для удержания р..- новесия. В действиях рук, ног нарушалась с..........ь. Движения наши напоминали действия сильно подвыпившего человека. В душу ...рад.....я беспричинный страх. Это напала белая м..а. Мы собрались вместе и дальше шли не растягиваясь, осторожно, с о.....ой. Таким образом мы создали глубину резкости и ориентировка восстановилась. С глаз спало напряжение. Пространство наполнялось предметами. По хребту гулял р..к.. ветерок и рвал туман в клочья. Переживаний нам на сегодня достаточно. Заметив густой к....ч, почти не сговариваясь, повернули к нему.

Собирались медленно, вышли нехотя. Пришлось много тропить. Но в природе наметились изменения. То что удачно прошли в таких сложных метеоусловиях, давало нам дополнительную уверенность и заряд энергии на будущее. Так приходит о..т. Даже пропала подавленность в настроении.

Над о......м регионом возникла зона высокого давления. П....ительная видимость.

Склоны горы обрываются в долину очень резко, создавая впечатление, что гора стоит на к..ю обрыва. Ее давно облюбовали топографы, водрузив на макушку триангуляционную вышку. При спуске нас поджидала очередная неожиданность - ...г. Его хватало под лыжи. Кажущаяся беспредельная глубина и не.....ность снежного покрова вселяют тоску и неуверенность. Неравномерное распределение его вызвано тем, вероятно, что рядом расположена Монголия, родина антициклонов.

Мы почти тонули в снегу. В таких обстоятельствах выход один - рюкзак долой и тропить налегке. Дело пошло на лад. Мороз навалился со страшной силой, забираясь под теплые куртки, в остывшие в.....и, стреляя залпами на речном льду. До населенки оставалось всего 70 километров, почти рядом.

Экспедиция выполнила возложенные на нее ..дачи. На некоторых вершинах мы побывали первыми из туристов. Даже удивительно, что такая большая горная страна оставалась неизвестной. Туристские группы об....- ли ее по глубоким речным ущельям. Первопрохождение составило 68 процентов от нитки маршрута.

Открытый нами новый район отвечает всем требованиям лыжного туризма. Он имеет отличие от других мест Сибири, признанных центров лыжного туризма. Здесь нет того глубокого снежного покрова, который давит на психику любого человека своей беспредельностью и глубиной и з....ает порой все силы на его преодоление. Есть отличия в геоморфологии, характере рек, природных ф.....ах.

Мы первыми из туристов побывали в этом до...е неизвестном районе, но, думаем, не последними. Мало осталось на земле, и в частности в Сибири мест, где бы не побывало это везде....е восторженное племя. Легкой лыжни вам и ....го неба.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Избранные выдержки из статьи С.Воробьева

"Район не известен", опубликованной в разделе

"Мир путешествий" Альманаха "Ветер странствий"

том 25, "ФиС", М., 1990, с.26-34.

Случай играет порой решающую роль в нашей жизни. Когда автобус выскочил из города, путешествие началось. Выгрузились прямо на дороге, проскочив мост. Для первого случая попутная лыжня - это огромная моральная поддержка. В глаза лишь бросился незначительный снежный покров. Вечерело, поджимал мороз. Где-то кричал, словно кашлял, горный козел: "Гха-а, гха-а!"

Пришлось бросить в костер лопату снега. Рюкзаки мигом оказались на спине. Первый день экспедиции. Река интриговала переменчивым характером. Через наледи, зачастую мокрые, идти решались не сразу. Ноги под брезентом бахил оставались неприкосновенными.

Шел не первый час наших мытарств. Давил вес, изматывал путь. Как туристы-лыжники мы выросли в снежных районах. Спешка здесь ни к чему. Надо думать. Кто-то взял карту и подозвал всех товарищей. При внимательном изучении карты было видно, что верховья обеих рек граничат с другой рекой. И в исследовательском отношении неважно, какой рекой мы пойдем. Важно дать как можно более точное и правдивое описание нашего пути. Все приняли поправку в маршруте. На протяжении километров река оправдывала наши надежды. Шли, как по асфальту, мысленно одобряя все свои решения. По берегам встали каменные стены. Река ушла под камни, а мы блуждали между ними и шли по ним. Дров там было много. Огонь скоро согрел всех.

Из ущелья мы вышли по ручью, закованному в броню многоступенчатых ледопадов. Долина выполаживается, расширяется, ложе реки принимает корытообразный вид. Налицо признаки бывшего оледенения. В перегибе склона спряталась великолепная кедровая роща, она была последней границей леса. Хребет вдруг резко понижается, образуя небольшое плато. Утро началось с великолепного охотничьего выстрела. Места эти пустынны и безлюдны.

Попробовали спокойно разобраться в сложившейся ситуации. Просигналили второму звену и вернули их на седловину, - место сбора. Разведывательный спуск не принес ничего удивительного. Очень круто и совсем не видно страхующих. Вариант требовал много усилий и повышенной страховки. Его оставили на самый последний момент.

Удивило наличие в этом районе таких резких сдвигов горных пластов. Будто сгорбившись, вздернув кверху остренькую вершинку, гора рельефно выделялась на фоне вечернего неба. Предзакатное солнце подчеркивало крутые стены. Осевая линия хребта просматривалась достаточно четко и явно упиралась в столь знакомую зубчатую вершину. Голец видился отчетливо над всем нагромождением хребтов и вершин, переплетающихся у его подножия. Оба истока реки как бы упираются в стену горы, поэтому подъем от них не возможен.

Когда завтрашний день мы намеревались посвятить восхождению на нашу, теперь уже найденную вершину, из долины вдруг пришел влажный циклон. А впереди еще весь маршрут, каждый участок которого не известен и оттого особенно сложен. Исследования этого района можно по праву считать нашим активом. Соображения безопасности требуют, чтобы мы ушли. Нет надо сидеть и день и два!

Ветер усиливался, остервенело бросался снегом. Остановились на перемычке, почувствовав наконец под ногами твердую поверхность. Ходили по чистому льду, словно по паркету.

Многое поразило нас в этом районе. Многое было в диковинку и неожиданно. Ярко выраженная ледниковая форма рельефа с последующими признаками размыва. Глубокие рифтовые складки земной коры.

Нам досаждали наледи. Множество следов крупнокопытных животных. Вещественное доказательство их присутствия: огромные рога восьмилетнего быка. Остались от него только рожки да ножки - волки.

Площадка, на которую вывела нас река, представляет собой клочек высокогорной тундры с большим запасом растительности. Это можно заключить по многолетней копанине изюбрей. Тундра имела два стока. Один и другой. За пропастью ущелья, голец раскинулся привольно. Ни что его не сдерживает ни в ширину, ни в высоту. Далеко осталась не покоренная нами гора, а здесь безраздельный хозяин он, голец.

Терять время не с руки, и мы начали подъем на перевал. Он представляет собой широкую седловину или, лучше сказать, соединительный гребень между горой и отрогом. Перевал преподнес нам свою загадку. Мы не могли найти приемлимого варианта. Кто то рвался на подвиги. Выроем дыру в карнизе, бросим веревку и спустимся.

Из-под перевала вытекал ручеек. Из района неизвестности мы входили в обжитую туристами зону. Ровно год назад по Золотой проходила группа иркутян. Долго пили чай около гудящей печки, а когда согрелись, уснули. Наш товарищ сидел скучный. Он подвернул ногу и при ходьбе чуть прихрамывал. На небе ни единого облачка, хотя утром солнце вставало красное и злое.

Поднимались долго. Надеялись, что с каждым шагом голец становится все ближе и ближе. Когда вступили на предвершину - каменистую шатровую гору, в коленках появилась предательская слабость. Когда схлынули первые чувства, продолжили маршрут. На гольце ветер рвал и метал. Впечатление от восхождения оказалось смазанным. Над хребтами зависли флаги тех облаков, которые мы наблюдали с высоты. Заготовили впрок дрова и лед. Мы уплетали двойной обед. Ветер сорвался с гор глубокой ночью.

Словно огромный снежный ком над долиной возвышалась гора. Мы вновь поднимались.

Бухурик богат водными запасами. От него, как от своеобразного сердца, отходят многочисленные артерии левобережных притоков с одной стороны и часть стока реки Иркут с другой.

Следует отметить, что туристские пути имеют склонность к постоянству. Минимум риска и максимум осведомленности. Это очень правильно в смысле безопасности, особенно для приезжих групп. Наверное, поэтому начспас сориентировал острие заключительного этапа нашей экспедиции через хребет. Удачное его прохождение вкупе с другой экспедицией сулило осветить и предложить район стыкования различных горных хребтов для туристского освоения. На дневке в хозяйственных работах я не успел осмотреть местность, откуда хорошо виден пик Телефонный и несколько гор его окружения.

В прежние времена, когда средством передвижения были лишь кони и горные дороги использовались круглогодично, для безопасности путешествий выдвигалось одно из главных условий - тропы не должны быть подвержены капризам погоды: паводкам ли, снежным заносам или горным обвалам. С развитием современных средств сообщения отпала необходимость в горных дорогах, и горы обезлюдели. Лишь одиночные охотники да пастухи изредка пройдут этими путями. Нам необходимо найти кончик старой тропы и тогда можно распутать весь клубок. На разведку пойду я сам и со мной тот, кто выглядит наиболее свежим.

Трудно угадать погоду в горах, почти невозможно. Вершины скрылись за облаками, и на нас дохнуло холодным порывом ветра. К утру звезды странным образом заморгали, и с рассветом посыпал колючий снежок. Жаль, что товарищам не удалось увидеть панораму и насладиться видами двух и трех дней предстоящего пути. Такое в путешествиях встречается редко, и все больше при траверсах хребтов.

Похвалив себя за вчерашнюю предусмотрительность, отдал команду на спуск. "Лучшее впечатление от восхождений - это спуски". Есть такой афоризм в туристской среде. Случилось вдруг непонятное. Пока я упаковывал записку, друзья ушли вперед и буквально через несколько десятков метров начали падать. Мне хорошо была видна их растянувшаяся цепочка и их растерянность. "Что случилось?" "Ни черта не видно. Плаваем, как в молоке".

Матовая поверхность снега, белесая, неуловимая глазом плотность облаков, и над всем этим желтое пятно солнечного диска. Лучи его вязли в тумане, рассеивались и до земли не доходили - даже мы не отбрасывали тени. Взгляд плавал в этой однородной массе тумана, снега, и мозг, не получая информации, не вырабатывал никакой команды для удержания равновесия. В действиях рук, ног нарушалась синхронность. Движения наши напоминали действия сильно подвыпившего человека. В душу закрадывался беспричинный страх. Это напала белая мгла. Мы собрались вместе и дальше шли не растягиваясь, осторожно, с оглядкой. Таким образом мы создали глубину резкости и ориентировка восстановилась. С глаз спало напряжение. Пространство наполнялось предметами. По хребту гулял резкий ветерок и рвал туман в клочья. Переживаний нам на сегодня достаточно. Заметив густой кедрач, почти не сговариваясь, повернули к нему.

Собирались медленно, вышли нехотя. Пришлось много тропить. Но в природе наметились изменения. То что удачно прошли в таких сложных метеоусловиях, давало нам дополнительную уверенность и заряд энергии на будущее. Так приходит опыт. Даже пропала подавленность в настроении. Над обширным регионом возникла зона высокого давления. Поразительная видимость.

Склоны горы обрываются в долину очень резко, создавая впечатление, что гора стоит на краю обрыва. Ее давно облюбовали топографы, водрузив на макушку триангуляционную вышку. При спуске нас поджидала очередная неожиданность - снег. Его хватало под лыжи. Кажущаяся беспредельная глубина и необъятность снежного покрова вселяют тоску и неуверенность. Неравномерное распределение его вызвано тем, вероятно, что рядом расположена Монголия, родина антициклонов.

Мы почти тонули в снегу. В таких обстоятельствах выход один - рюкзак долой и тропить налегке. Дело пошло на лад. Мороз навалился со страшной силой, забираясь под теплые куртки, в остывшие валенки, стреляя залпами на речном льду. До населенки оставалось всего 70 километров, почти рядом.

Экспедиция выполнила возложенные на нее задачи. На некоторых вершинах мы побывали первыми из туристов. Даже удивительно, что такая большая горная страна оставалась неизвестной. Туристские группы обтекали ее по глубоким речным ущельям. Первопрохождение составило 68 процентов от нитки маршрута.

Открытый нами новый район отвечает всем требованиям лыжного туризма. Он имеет отличие от других мест Сибири, признанных центров лыжного туризма. Здесь нет того глубокого снежного покрова, который давит на психику любого человека своей беспредельностью и глубиной и забирает порой все силы на его преодоление. Есть отличия в геоморфологии, характере рек, природных факторах.

Мы первыми из туристов побывали в этом доселе неизвестном районе, но, думаем, не последними. Мало осталось на земле, и в частности в Сибири мест, где бы не побывало это вездесущее восторженное племя. Легкой лыжни вам и ясного неба.

АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Группа выпускается в МКК. Обсуждаем маршрут, снаряжение, раскладку. Встает вопрос о количестве спирта. Буяльский спрашивает, сколько мы берем на маршрут. Отвечаем, что два литра. Не маловато ли на восемь человек, сомневается Буяльский. Так это на каждого! Вопрос снимается к удовольствию обоих сторон (1982г.).

Встреча участников группы. Идет обсуждение маршрута. Основной вопрос, конечно, о количестве спирта. Малопьющий участник предлагает взять на себя спирт в личный груз. А зачем. Группа выпьет общественный, выпьет и личный (1993г).

Встреча участников группы. Обсуждаем количество спирта. Решаем взять 24 литра. Малопьющий участник сомневается, что у него хватит денег. Узнав, что это спирт не на одного, а на всю группу,он с удовольствием соглашается.(1996г).

Другой малопьющий участник говорит, что не имеет денег на 30 литров спирта. "Какие тридцать?" - успокаивают его. Всего берем только по семь литров на человека и то - вместе с поездом. "А, семь!" - обрадовано восклицает малопьющий участник. Это в корне меняет дело и лично меня вполне устраивает (1997г.).

Буяльский рассказывает, как весело можно развлекаться в компании. "Берем на каждого по два стаканчика. Один заполняем водкой(спиртом), другой водой. Все стаканы смешиваем на столе и каждый берет по два. Выпиваем сначала первый стакан, затем другой. Кому-то досталась водка(спирт), кому-то только вода, некоторым поровну. После одного-двух таких тостов кому-то уже очень хорошо, кому-то средне, но всем весело. И водку(спирт) можно сэкономитьв два раза!" (1996г.).

Участник переживает, что в группе на маршруте есть постоянный дежурный. Тот, наверное, сильно устает. Несправедливо. Другие советуют ему не переживать так сильно, а лучше, иногда вставать с утра первым и подменять его. "Как я встану, я утром поспать люблю!" - оправдывается он. "Но совесть все равно мучает!" (1996г.).

Поселок Хани считается пригородом Нерюнгри. Здесь и прописка Нерюнгринская. Действительно, до города всего 2.5 часа на вертолете или 24 часа поездом.

Почвы Южной Якутии исключительно богатые, насыщенные рудами и минералами. Местные жители говорят, что любые два куска земли здесь можно легко сварить между собой.

Участник говорит другому о том, что на следующий год группа планирует “крутой” маршрут. Это значит, что берем с собой 50 литров спирта. Почему ты так думаешь. А что бы ни на что уже не отвлекаться.