Далее

2. ИНФОРМАЦИЯ ПО РАЙОНУ ПУТЕШЕСТВИЯ

Уважаемый, спортивный турист! Знакомясь с нашим кратким географическим очерком об этом уникальном лыжном районе, следует иметь в виду, что объем информации всего 1 (одна) стр. Здесь – только самое главное, сразу бросающееся в глаза. За подробностями посылаем тебя к серьезным лит. источникам (см.Гл.8). На следующих страницах помещена специальная подборка информации по району. Частично использованы материалы из наших отчетов 1991 г. (№ 5355 в Библ. МГЦТК) и 2000 г. (в рукописи).

Относительно долины р.Собь и ж\д ветки Сейда – Лабытнанги Полярный Урал (ПУ) делится на Южную часть (ЮЧПУ) с высшей точкой в.Пай-Ер (1499) и Северную (СЧПУ) с в.Нетем-Пэ (1363). ЮЧПУ ограничена с юга истоками р.Хулга. Горная область СЧПУ имеет ширину от 150 на “юге” до 10 км на “севере” и располагаются по условной границе частей света Европы и Азии. Водоразделы (перевалы) широтного направления часто носят название “Европа-Азия” и группы, путешествующие по этому району, считают сколько раз они ходили “туда - обратно”. Считается, что Северный Полярный круг (68гр.с.ш.) проходит через славный, богатый традициями шахтерский г.Воркута и пересекает СЧПУ в районе озера Б.Хадата (правильное название – оз.Б.Хадата-Юганлор), “воспетое” Ариком Круппом.

В полосе гор СЧПУ весьма условно, больше для удобства ориентирования, различают короткие хребты, узлы, отдельные вершины, возвышенности и районы, разделенные между собой долинами рек или участками тундры. Например, хребет Оче-Нырд со своими 10-15 перевалами, хр.Хуута-Саурей с в.Хуута-Саурей (1345), хр.Ханмей и Харбей с одноименными вершинами (1334,1157), хребты Б. и М.Пайпудынский, Енгане-Пэ, в.Харнаурды-Кеу (1246), г.Борзова (1037), в.Константинов Камень (492), в.Б.Манясей (635), район в.Байдарата (1243), район Щучьих озер с перевалами Щучий, Крутой, Трех, Снежный и другие.

Карское море (КМ) и Байдарацкая губа (БГ) ограничивают район СЧПУ с севера. КМ оказывает большое влияние на климат всего региона. Зимой часты метели (больше всего в январе), преобладающее направление ветров с северо-востока на юго-запад (вдоль БГ). Средняя температура января –20-28 гр., минимальные значения до 40–45 гр. Зимой вдоль побережья КМ образуется припай, за ним находятся дрейфующие льды (полынья). Мелкие заливы и проливы замерзают полностью, но в наиболее крупных (БГ) незамерзающие участки сохраняются на протяжении всей зимы. Длина БГ около 180 км, ширина у входа 70 км. Подвижки льда в центральной части БГ происходят в основном во время сильных ветров и в приливы (амплитуда последних в среднем составляет 0.5-1.0 м.). Сгонно-нагонные колебания воды в заливах могут достигать 2-х метров. Кроме того, шторма КМ поднимают волну в глубокой части губы и, как результат, могут взламывать лед в ее северной части и по центру при относительном безветрии. Граница устойчивого припая и состояние льдов изменяется в зависимости от конкретных метеоусловий.

Полуостров Ямал (ПЯ) протянулся на 700 км с севера на юг и имеет ширину с запада на восток до 240 км. Берега Я большей частью низменные, поверхность суши равнинная с высотами до 90 м. над уровнем моря. Средняя температура января составляет от –20 гр. на западе до –26 гр. на востоке.

СЧПУ считается кустарниково-тундровым районом со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле тактических решений, личного и общественного снаряжения и, в частности, организации бивака и приготовления пищи. В горной части ПУ скоплений кустов и даже отдельных “лесных” рощиц - вполне достаточно для “готовки и обогрева”, но, конечно, места их расположения нужно знать… Снежный покров по всему району держится с середины октября до середины мая. Продолжительность дня в апреле 13-15 часов. Лето держится с 30 июня по 17 августа (первая метель).

Животный мир разнообразен. В первую очередь туристу лыжнику попадаются: рыба, куропатка, заяц, северный олень, полярный волк. На побережье БГ, Я и на льдах могут встретиться: песец, лемминг (обской и копытный), лахтах (морской заяц), нерпа, лысун (гренландский тюлень), морж, белуха, нарвал и даже белый медведь. С последним связываться не рекомендуется… К туристам, застрявшим в районе СЧПУ до весны, обязательно прилетят гуси-лебеди…