2.4. ТРЕТИЙ ЭТАП, ПИК РЕВОЛЮЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

2.4.1. Цели, план и его реализация

2.4.2. Перевал Язгулемский (5201, 2Б)

2.4.3. Подъем на перевал Революции (6300, 3Б)

2.4.4. Восхождение на пик Революции

2.4.5. Спуск с перевала Революции

2.4.6. Перевал Юбилейный через восточное плечо пика Омара Хайяма (6200,2Б)

2.4.7. Перевал Омара Хайяма (6100, 2Б)

СХЕМА РАЙОНА

785 КБ (составитель - В.Ляпин)

Схема района пика Революции

Схема перевала Революции, общий вид

Схема подъёма по ребру перевала Революции

2.4.1. Цели, план и его реализация

На третьем этапе похода планировалась его кульминация: первопрохождение переревала Революции (6300, 3Б) с запада на восток (на подъём по определяющей сложность стороне) и восхождение с перевала на пик Революции (6974). Подход к перевалу Революции мы собирались осуществить через Язгулемский перевал (5201, 2Б), а выход с ледника Грумм-Гржимайло (куда мы должны были спуститься с перевала Революции) планировался через перевал Юбилейный (6100, 3А). Спуск по леднику Грумм-Гржимайло в Кудару был невозможен из-за сложной политической обстановки на Восточном Памире. Поэтому логичным и предусмотренным в Москве завершением похода был переход через перевал Юбилейный на ледник Витковского, ледник Федченко с последующим спуском в долину Ванча через перевал Кашалаяк (4330, 2А).

Этот план удалось успешно реализовать с небольшой поправкой: после перевала Юбилейного мы в тот же день перевалили через перевал Омара Хайяма (6000,2Б) и спустились к предварительно оставленной на леднике Федченко заброске (этот вариант был заранее оговорен в заявочной книжке). Прохождение кольца (л.Федченко - пер. Революции + восхождение на пик Революции - пер. Юбилейный - пер. Омара Хайлма - л. Федченко) мы рассчитывали осуществить за 6 дней + 1 запасной день. В заброску закопали продуктов на 4 дня (для выхода по леднику Федченко через Кашалаяк).

Прохождение кольца действительно потребовало 6 дней, только подъём на перевал Революции оказался на один день длиннее, а восхождение на пик Революции на один день короче.

2.4.2. Перевал Язгулемский (5201, 2Б)

4.08. Ясное утро. Выход в 8ч.40 мин. Язгулемский ледник в нижнем течении сильно изменился с 1988г. По-видимому, он в 1989 г. претерпел подвижку. Мы это сразу заметили, как только первый раз пришли на озеро 24.07.90. На значительном расстоянии от ледника мы обнаружили моренный вал, который частично засыпал озеро (по сравнению с 1988 г.) и исказил его северо-западный берег. Раньше этой морены не было. Когда 25.07 мы ходили на морену ледника Захарченко для осмотра перевала Дустичап, мы отметили для себя значительное усложнение пути по Язгулемскому леднику. В 2-2,5 км выше озера ледник изгибается. На повороте его поверхность начинает ломаться и образует зону сераков во всю ширину ледника. Ближе к уровню "перевал Соколова - озеро" правая сторона ледника успокаивается. Вдоль левого борта полоса разломов тянется еще на 2-3 км ниже озера. Выше поворота в 1988г. поверхность ледника была практически без трещин, и так было до подножия основного ледопада. В настоящее время выше поворота еще на 1-1,5 км поверхность ледника была изрезана трещинами, между которыми приходилось искать проходы.

Ф.26. Обход главного ледопада Язгулемского ледника

Путь через ледник был разведан нами еще 2.08 на спуске из-под Рокзоу. Обогнув озеро с юга, мы поднялись на правобережную морену Язгулемского ледника. В кармане морены на расстоянии одного перехода от озера мы обнаружили еще одно небольшое озерцо с голубой водой, ещё через 30 мин. морена закончилась. В этом месте со склона спускается большой осыпной конус. Дальнейшее движение по левому борту опасно обвалами с ледника Захарченко. Поэтому мы вышли на ледник и начали пересекать его по диагонали по направлению к более спокойной зоне, примыкающей к правому борту выше поворота ледника. Переход через разорванную часть ледника (по заранее промаркированному пути) занял 15-20 мин. Еще 1 ч. 15 мин. мы потратили, чтобы подняться выше зоны трещин за поворотом ледника. Дальнейший путь шел по центру ледника вдоль ручья. Приблизившись к основанию большого ледопада, не доходя до устья круто спускающегося правого притока Язгулемского ледника, см. ф.26, мы свернули налево и вышли на правый борт (1 ч. 45 мин.). Подъём по осыпи до плеча у перегиба упомянутого правого притока занял два перехода (набор высоты 300-330м). На плече, см. ф.26, среди осыпи нашли ровный снежник, на котором мы установили палатки. Высота 4450 м.

Пройдено 7.5 км. Набор высоты 850м. Чистое ходовое время 6 ч. 05 мин.

Ф.27. Подъём на перевал Революции, вид с плато западнее перевала Паустовского. Участки 2-10 маршрута на пик Революции, см. альпинистский отчёт

5.08. Ясное утро. Выход в 7 ч .45 мин. От места ночевки спустились (20-30м) на правый приток Язгулемского ледника, пересекли его и к концу часового перехода, поднявшись на два снежных вала в кармане правого борта Язгулемского ледника, вышли к туру на осыпном островке (4650). Через 30 мин. подъёма по карману подошли к следующему правому притоку, который спускается с южного ребра вершинв 5603, см. ф.26. С этого притока происходят частые обвалы льда, о чем свидетельству ют многочисленные его обломки на поверхности Язгулемского ледника. Зону обломков следует, по возможности, обойти справа походу, а затем войти в рантклюфт между скалами правого борта и ледопадом Язгулемского ледника. Через 30 мин. рантклюфт упирается в ледосброс. Здесь следует повернуть направо и подняться на ледник (перила 20м, лед, крутизна 35°, короткие стенки крутизной до 60°). Дальнейший путь идет по закрытому леднику с разрывами и с опасными снежными мостами через трещины. На правой стороне ледника на уровне основания западного плеча пика Парижской Коммуны имеются длинные широкие трещины, которые обходятся по левой стороне ледника. Обогнув эти трещины, мы поднялись на ровное плато с невыраженным перегибом Язгулемского перевала (5201). Переход от рантклюфта до ночевок у входа в южную мульду ледника Федченко занял 3 ч. 45 мин. Высота 5150 м.

Пройдено 8.5 км. Из них по новому маршруту 5 км. Набор высоты 750 м. Потеря высоты 50 м. Чистое ходовое время 6 ч.

2.4.3. Подъём на перевал Революции (6300, 3Б)

Перевал расположен в северо-восточном плече пика Революции, соединяет Большую фирновую мульду ледника Федченко с ледником Грумм-Гржимайло. Определяющая сторона - западная. С запада на восток перевал пройден впервые нашей группой.

Ф.28. Вид на пик Революции с севера. 2- ледосброс с плато перевала Вертикаль; 3- вершина 6350; 4- ледосброс с плато пер. Революции; 6- с.в. гребень северной вершины п. Революции; 7- Северная вершина; 8- Главная вершина.

Между ледосбросом плато Революции и стеной Мышляева имеется ледовый гребень, который упирается в скальную стену чуть ниже уровня плато, см. ф. 27. Между гребнем и ледосбросом с плато спускается кулуар выноса ледовых обломков. Гребень недоступен для обломков льда и представляет логичный и безопасный путь с ледника Федченко на плато Революции. Высота большой фирновой мульды - 5300. Высота плато Революции 6100. Практически на всем протяжении подъема требуется страховка. Ключевой участок - переход с гребня на плато траверсом обледенелых скал - находится на высоте 6050 м. Для подъема на плато требуется 2-3 дня, а для полного прохождения перевала с запада на восток 3-4 дня.

6.08. Ясное утро. Выход в 8 ч. От ночевок у южной мульды ледника Федченко до основания гребня затратили три перехода по 40 мин. Во время обеда изучили в бинокль путь подъема и наметили возможные места для ночевки. Подъем начали в 12 ч.30 мин.

Ф.29. Начало маршрута на пик Революции, участки 1-6, см. альпинистский отчёт

Пройдя через зону ледовых обломков, подошли к правому (по ходу) краю лавинного конуса и по карману поднялись к ледосбросу - продолжению широкого нижнего бергшрунда, см. ф.29, Этот ледосброс загораживает карман от прямого попадания обломков льда из кулуара. Под ледосбросом имеется полка, в правой (по ходу) части которой бергшрунд имеет перемычку. Отсюда подъем прямо вверх (100 м, 45°, фирн, перила) до второго бергшрунда, который легко преодолевается по снежному мосту.

Над вторым бергшрундом подъем вверх и немного влево (по ходу) к ледовой платформе (40-45°, фирн, 180 м перил). На ближнем к кулуару краю ледовой платформы имелись удобные места для палаток (по платформе 35м перил траверсом склона). Для ориентировки: ледовая платформа находится чуть ниже подножия пояса желтых скал в кулуаре. Организации коллективной страховки на ночлеге не потребовалось. Высота 5600м.

Пройдено 7 км. Набор высоты 450 м. Чистое ходовое время 6 ч. 20 мин. Провешено 315 м перил.

Ф.30. Вид вверх с места ночёвки на ледовой платформе

7.08. Ясное утро. Выход в 8ч. Над ледовой платформой склон выполаживается до 35°. Ступени формировались легко, и следующие 120 м до треугольного ледосброса, см. ф.30, мы прошли одновременно. Где-то здесь на уровне этого треугольника на спуске ночевала группа Н.Волкова [6]. Выше треугольника склон становится круче (45°, сначала фирн, затем неглубокий снег на льду). До третьего бергшрунда, соединяющего кромку гребня с поясом скал, повесили 90м перил. Бергшрунд легко преодолевается по снежному мосту. Выше бергшрунда 90м перил (45°, фирн) вверх и влево (по ходу) до кромки гребня. Вдоль кромки гребня, который становится здесь острым (небольшие карнизы в сторону кулуара), 45м перил по крутому склону (60°, лед с фирновой коркой) на плечо. Выше плеча гребень выполаживаетея до 40°, но становится острым. На повороте гребня налево (по ходу) небольшой наддув (8м, 50°). От плеча до вершины наддува 45м перил. Шли по правой (внешней от кулуара) стороне гребня. Здесь был единственный на всем подъеме лавиноопасный участок (доска). На левой стороне гребня - карнизы и очень круто. За наддувом гребень имеет крутизну 30-35°. На протяжении 40м он остается острым, а затем переходит в ледовый склон (30м), упирающийся в скальную стену.

Ф.31. Утро после ночёвки на ребре. Справа в кулуаре шуруют ледовые обвалы

После двух неудачных попыток мы, наконец, нашли два места, где снег на остром гребне был достаточно глубок, чтобы вырыть лопатами площадки в половину дна палатки. Еще одну четверть площади удалось вырубить во льду ледорубами, см. ф.31. Полностью освободить места для палаток нам не удалось. Спали в 2-х палатках по 4 человека в весьма неудобных позах. Все действия на бивуаке, включая сон, производили с использованием коллективной страховки, организованной на ледобурах. Высота 6000м.

Пройдено (по карте) 0.4 км. Набор высоты 400 м. Продолжительность подъема 9ч. Повешено 295м перил.

8.08. Ясное утро. Из-за большой тесноты на узком гребне и необходимости постоянно страховаться группа приступила к работе лишь в 11ч.30 мин.

Ф.32-33. Траверс по скалам с ребра в рандклюфт

Поднявшись по гребню к скалам (45м перил), мы убедились в том, что дальнейшая обработка маршрута с рюкзаками невозможна. Пришлось подождать, пока ведущая связка обработает ключевой участок. Главная трудность на этом участке - крутые обледеневшие скалы (кошки держат неуверенно, под ногами постоянно чередуются камни и натечный лед). Траверс по этим скалам (70м) выводит в рантклюфт, см. ф.32-33. На траверсе забито 3 швелерных крюка, 1 лепесток, повешено 2 петли. В рантклюфте идется проще (сначала 45°, затем 35°, лед, 20м перил). Из ранклюфта подъем влево (по ходу) с выходом на плато (40°” снег, 20 м перил). На плато (6100) бивуак.

Пройдено (по карте) 0,3 км. Набор высоты 100м. Продолжительность подъема с обработкой маршрута 5ч. 30мин. Провешено 155м перил.

2.4.4. Восхождение на пик Революции

Ф.34. Пик Революции с северо-северо-востока. Главы вершины: 1-южная, 2- центральная, 3- северная, 4- главная.

Плато Революции (6100) находится на северо-восточном склоне пика Революции и питает ледник Федченко через ледосброс над ребром перевала Революции. Собственно перевал Революции (как водораздел между ледниками Федченко и Грумм-Гржимайло) находится в северо-восточной части плато между скальным плечом 6350, ограничивающим упомянутый ледосброс с северо-востока, и безымянной вершиной (~6500) в северо-восточном отроге центральной вершины пика Революции, см. ф. 27, схему района пика Революции и схему перевала Революции. Северо-восточный отрог центральной вершины ограничивает плато Революции с юго-востока. Через этот отрог на плато Революции поднялась группа первовосходителей под руководством А.Угарова в 1954 г. [1] . Со склона между центральной и главной вершинами пика Революции на плато спускается ледник. Правым бортом этого ледника служит северо-восточный отрог центральной вершины, а левым бортом - северо-восточный отрог (гребень) северной вершины. Между северной и главной вершинами (в 50м ниже северной вершины) имеется седловина, с которой на ледник Федченко спускается крутой ледник, см. ф.28. Скалистые склоны северо-восточного отрога северной вершины обращенные к леднику Федченко, известны под названием стены Мышляева. Гребень северо-восточного отрога северной вершины заканчивается плечом, возвышающимся над плато Революции, см. ф.27 и 34. Перевалив на плато Революции с ледника Грумм-Гржимайло через северо-восточный отрог центральной вершины, первовосходители повернули на юго-запад и поднялись по леднику на седловину между центральной и главной вершинами пика Революции. При этом северную вершину они обогнули по леднику, оставив ее справа (по ходу).

Мы выбрали иной путь. Обогнув плечо северо-восточного отрога северной вершины, мы вышли на тот же ледник, но, в отличие от первовосходителей, поднялись на северо-восточный гребень северной вершины и по нему (100м) взошли на северную вершину, см. ф.35, а затем перешли на главную вершину пика Революции. При подъеме на взлет северной вершины повесили 15м перил, а при подъеме с седловины между северной и главной вершинами на юго-восточный гребень главной вершины повесили 45 м перил (лед 40-45°), см. ф.36. Весь остальной путь проходится одновременно по некрутым снежным склонам или по некрутым широким гребням.

9.08. Встали в 3 ч.30 мин. Собирались и завтракали при Луне. Вышли в 5 ч.15 мин. На восхождение отправились Андрей Лебедев, Алексей Масленников, Василий Осокин, Вадим Попов. На главную вершину пика Революции взошли в 12ч.15мин. Спускались с 14 ч. до 16ч. 20 мин. На 2004 год это предпоследнее восхождение на пик Революции. Последнее состоялось в 1999 году в рамках "Памирского марафона". Наша записка 1990 года пролежала на вершине 9 лет, см. ф.38. Мы её снова туда засунули вместе с новенькой 1999 года.

Ф.36. Переход с северной на главную вершину.

Ф.37. На главной вершине пика Революции

Ф.38. Наша записка пролежала 9 лет! (ф. 1999г.)

Классификационная комиссия ФАР оценила наш новый маршрут как 5А, см. приложение 5.2.

Пройдено (туда и обратно) 3 км. Набор высоты 900м. Чистое ходовое время 7ч.50мин. (без тяжелого груза). Повесили при подъеме 60м и при спуске 60м перил.

2.4.5. Спуск с перевала Революции

10.08. Погода испортилась. По небу мчались облака, гонимые сильным западным ветром. Когда очередное облако налетало на нас, видимость пропадала и начиналась вьюга. Вышли в 8 ч.30 мин. До перемычки (6300) (водораздела на пер. Революции) поднимались по пологому снежному склону (~15°) в течении 40 мин. Тура на перевале не обнаружили, зато на скалах гребня безымянной вершины (6500) нашли новую петлю из репшнура. С седловины перевала на север свисали карнизы. Разрушив карниз в наиболее узком месте, повесили 90м перил, закрепив их на капроновом "парашюте" - снежной закладке. Спустившись по этим перилам (45°, лед под снегом толщиной 30 см), просверлили проушину и провесили еще 90м перил. Далее склон выполаживается и переходит в плато перевала Вертикаль, см. ф. 39 и 40. Бергшрунд под склоном был плотно засыпан снегом.

Ф.39-40. Спуск с перевала Революции на плато перевала Вертикаль и далее на ледник Грумм-Гржимайло (ф.40 из отчёта о восхождении по этому пути в 1999г.)

Спуск с плато перевала Вертикаль начали у левого края ледового кулуара, расположенного на правом краю плато, и обрамленного (с правого борта) скалами пика (6424), На проушине повесили 40м перил до выхода скал (лед, средняя крутизна 45-50°, местами отвесно). Со скальной полки спустились (90м, лед, 45°, проушина) вниз и вправо, пересекая кулуар до выхода скал и до осыпи под ними. От осыпи по льду прямо вниз до перемычки в бергшрунде (90м, лед, 35°, проушина). Ниже бергшрунда склон выполаживался и переходил в плато ледника Грумм-Гржимайло. На плато обед. После обеда за один переход спустились к повороту в цирк пер. Юбилейный. Еще два перехода по закрытому леднику потребовалось для подъема на плато под перевальный взлет. Высота 5800.

Пройдено 6 км. Потеря высоты 600м. Набор высоты 100м. Чистое ходовое время 6ч. Повесили на спуске 400м перил.

2.4.6. Перевал Юбилейный через восточное плечо пика Омара Хайяма (6200,2Б)

Перевал Юбилейный (6100, 3А) соединяет ледник Витковского с камерой ледника Грумм-Гржимайло, расположенной между вершинами Юбилейная, Омара Хайяма, Паустовского и Грина. На север к леднику Витковского с перевала спускается пологий склон. Определяющей стороной является южный склон. В нижней части склон подрезан высоким бергшрундом, см. ф.41. В западной части склона этот бергшрунд имеет небольшую перемычку. Над перемычкой - следы падения льда и камней с выхода скал посреди склона, поэтому долгое пребывание у перемычки опасно обвалами. Выше бергшрунда склон имеет крутизну 45° и протяженность 250 -300м. Снега на склоне мало, имелись обширные выходы чистого льда. На центральной и правой (восточной) частях седловины возвышаются островки скал. Левая часть седловины свободна от скал, см. ф.41. Учитывая камнеопасность на открытом льду под скальными выходами, подъем на перевал Юбилейный можно было бы осуществить следующим образом: пересечь бергшрунд по перемычке под ледосбросом и тут же уклониться вправо (по ходу) на более безопасный склон. Отсюда подниматься прямо вверх, а затем траверсировать над ледосбросом на свободную от скал часть седловины. Этот маршрут (3А к.с.) с присущей ему опасностью попасть под ледовый обвал или камнепад мы решили обойти, так как увидели нестандартный, но значительно более простой (2А) путь на перевал.

Ф.41. Вид с юга на пер.Юбилейный (1). 2 - восточное плечо пика О.Хайяма (наша перевальная точка), 3 - пик О.Хайяма, 4 - ещё один возможный путь на ледник Федченко

На гребень между скальной башенкой пика Омара Хайяма и его восточным плечом, возвышающимся над седловиной перевала Юбилейного, ведет пологий (25-30°) снежный склон, см. ф.41. Все бергшрунды на склоне легко обходятся.

11.08. Ясным утром мы вышли из лагеря в 7 ч.30 мин. и за три перехода (в связках, одновременно) поднялись по описанному выше склону в распадок между снежным гребнем и скальной башней восточного плеча пика Омара Хайяма. Здесь, при желании, можно было установить лагерь. Из распадка мы поднялись (8 м) на снежный гребень пика Омара Хайяма и по нему начали спуск на восток к седловине перевала Юбилейного. Гребень сравнительно острый, практически без карнизов, крутизной 20-15°, имеет более пологую (северную) сторону. Через 10 мин. спуска (в связках, одновременно), не дойдя до седловины перевала Юбилейного 100-150 м., мы свернули на северный склон и по склону с безопасным выкатом (без бергшрунда) спустились на ледник Витковского. Повернув на запад, мы к концу перехода подошли под взлет перевала Омара Хайяма.

Перила или попеременная страховка при прохождении перевала Юбилейного по описанному здесь маршруту не потребовались. В этот же день мы прошли пер.О.Хайяма и спустились на л.Федченко.

2.4.7. Перевал Омара Хайяма (б100, 2Б)

Перевал расположен между пиком Фиккера (б718), а точнее, между рядом стоящим с ним пиком 6432, и пиком Омара Хайяма (6315) и ведет с ледника Витковского на ледник Федченко, см. ф.42. Подъем на перевал со стороны ледника Витковского прост и производится по местами заснеженному осыпному склону (100-120 м), см. ф.43. Спуск с перевала производится по ледово-снежному склону крутизной сначала 30, а в нижней части до 40°, см. ф.44. Склон подрезан бергшрундом. В середине склона с плато к бергшрунду поднимается наддувный гребень. Рядом с гребнем бергшрунд имел перемычку. Спускались сначала одновременно, а в конце, когда склон становится круче, навесили 90 м перил (на проушине). На наддувном гребне сняли кошки и одновременно сначала по гребню, а затем по его северному (правому) склону спустились на плато (1ч. 20 мин. от перевала). Ледопад у основания западного ребра пика Грина легко обошли, придерживаясь правой стороны ледника. До заброски у входа в южную мульду ледника Федченко мы потратили еще 3 ч. Вечерний закат был красив, но предвещал плохую погоду. Высота 5150 м.

Ф.42. Перевал Омара Хайяма (1) с востока

Ф.43. Взлёт на перевал Омара Хайяма.

Ф.44. Пер. О.Хайяма (1) с запада. 3- пик О.Хайяма, 4- возможный перевал на Грумм-Гржимайло, см. ф.41

Пройдено 13,5 км, из них по новому пути 9,5 км. Набор высоты суммарный 500 м. Потеря высоты суммарная 1150 м. Чистое ходовое время 6 ч.50 мин. На спуске с перевала Омара Хайяма повешено 90 м перил.