На главную страницу сайта

.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АК-АРТЕ

.

.

“Каннибальский манифест Дада” (1918 г., Париж, Франсис Пикабия)

“Вы все – обвиняемые. Встать. С вами можно говорить, только когда вы стоите. Встать, как для “Марсельезы”, встать, как для русского гимна, встать, как для God save the king, встать, как перед знаменем. Наконец, встать перед ДАДА, говорящим от лица жизни и обвиняющим вас в способности любить лишь из снобизма, лишь тогда, когда это дорого стоит. Вы снова сели? Тем лучше, так вы выслушаете меня с большим вниманием. Что вы делаете здесь, скученные, как насупленные устрицы, – вы же все серьезны – не так ли? Серьезны, серьезны, смертельно серьезны. Смерть – дело серьезное, да? Можно умереть героем, а можно идиотом, что, в сущности, одно и то же. Единственное слово, которое не теряет своего значения день ото дня, – это слово “смерть”. Вы любите смерть, когда умирают другие. К смерти, к смерти, к смерти! И лишь деньги не умирают, они только путешествуют. Это – бог, которого уважают, серьезный персонаж – деньги – фамильная честь семейства. Почет и слава деньгам; человек, у которого есть деньги, – это человек почтенный... Дада ничем не пахнет, он – ничто, ничто, ничто. Как ваши надежды: ничто как ваши райские кущи: ничто как ваши кумиры: ничто как ваши политические мужи: ничто как ваши герои: ничто как ваши художники: ничто как ваши религии: ничто. Свистите, кричите, бейте мне морду, что дальше? Еще я вам скажу, что все вы – болваны. Через три месяца мы, я и мои друзья, продадим вам наши картины за несколько франков”.

Ак-арт (дословно - белое искусство) - высокогорный неодадаизм, музыкальное и литературно-художественное течение, бурно развивающееся под воздействием высокогорной гипоксии. Возникло как протест против традиционных моральных и культурных ценностей, в том числе академизма и гоблинизма. В противовес гоблинизму подразумевает наличие эстетического начала и не отрицает (а, по сути, наоборот предполагает) веру в идею человеческого совершенствования. Впервые ак-арт заявил себя в Москве на рубеже XX-XXI веков после прохождения очень жарким днём перевала Ак-Арт (4522,1Б) в высокогорном Киргизстане (Кичик-Алай, 1996). Одной из первых работ (1999) в стиле ак-арт стала статья "О композиции горных маршрутов".

Колесо (М.Дюшан, 1913)

К2 и царица гоблинов (А.Горофоткин, 2004)

Излюбленными жанрами ак-арта (как, впрочем, и дадаизма) являются - монтаж, коллаж, реди-мейд, но в отличие от дадаизма, для ак-арта характерно широкое использование художественного плагиата. Отличия ак-арта особенно наглядны при сравнении работ "Колесо" Марселя Дюшана и "Царицы гоблинов" А.Горофоткина. Это отличие выражается и в резком неприятии апологетами ак-арта “Каннибальского манифеста Дада”, который они презрительно называют "минетфестом ублюдков".

Характерной особенностью техники ак-арта является мгновенная реализация, которой предшествует неосознанный и длительный духовный процесс. Художник, как правило, даже не подозревает, что в его подсознании мучительно рождается очередное произведение, поэтому он живёт обычной полноценной жизнью.

Становление ак-арта во многом обязано развитию Интернета - главного источника художественного плагиата и мощного инструмента мгновенной публикации. Так, например, благодаря Интернету, иллюстрированный рассказ А.Л. Плагиата "Один вечер с Павлом Владимировичем" был написан и опубликован в течение одного часа !!!

К отцу ледяных гор (А.Горо-фоткин, 2002)

Будущее МГУ (Эдитор, 2005)

Просто подростковое порно (Кадр из фильма "Второе пришествие", 2004)

ЧП подкрался незаметно (Эдитор, 2004)

В музыкальном жанре ак-арт проявлялся пока только в кино. Композиция "Ночной спуск" (А.Лебедев, 2003, 4 мин. 42 сек., 1.88 МБ), с одновременным звучанием фортепьянной сонаты Сергея Прокофьева и авангардной пьесы Френка Заппы, использована в кульминации фильма "В тени Конгуртага", а композиция того же автора "Второе пришествие" (4 мин. 56 сек., 1.97 МБ) с наложением музыки Кшиштофа Пендерецкого на Deep Purplе - в одноименном фильме (2004) о походе в районе Аладаглар (Турция).

В настоящее время ак-арт становится всё более и более популярным. В этом стиле пишутся не только отчёты о горных походах ("В скальное царства Аладага. Пурга о втором пришествии"), но даже инструкции к технологическим процессам ("Сказ о том, как Малахов учил Лебедева загружать самодельную карту в GPS").

La tumba de los luchadores (Р.Магритт, 1960)

Рис.1. Самолёт под розой

Секрет популярности ак-арта в удивительном сплаве элитарности и глубокой народности. В монтаже Эдитора "ЧП подкрался незаметно" мы видим отдыхающую в ледопаде группу туристов. Они мирно и безмятежно жуют курагу с сырокопчёной колбаской. А между тем, к ним уже подкрался ЧП, и им уже не выйти из ледопада просто так, без реализации несчастного случая. Коварный ЧП непременно застанет их врасплох, и это случится завтра.

Но почему же художественный образ ЧП создаётся бутоном розы? В известном анекдоте мальчуган спрашивает у мамы: "Мама, а розочка больше самолёта?" "Что ты, сынок, розочка очень маленькая", - отвечает мать. "А почему папа по телефону дяде Васе сказал, что в Ставропольском крае самолёт розой накрылся?"

На вопрос, могут ли быть большие розы, ответ даёт Рене Магритт в своей самой порнографической картине La tumba de los luchadores. На ней мы видим, как огромная, смачная, по свински лоснящаяся роза заполнила собою весь дом, и этот дом вот-вот взорвётся от разбухающей в нем похоти. Нетрудно представить, что, будь эта роза чуть-чуть побольше, то она смогла бы накрыть даже самолёт, см. рис.1. Аналогично, роза может накрыть и туристскую группу.

А. Горофоткин, 19.02.2005

.

Полезные ссылки:

Описание

Карты

.

На главную страницу сайта

 

 

 

 

 

.

Экстремальный портал VVV.RU