ОТЧЕТ

о горном туристском путешествии четвертой категории сложности по Дигории, совершенном с 26.04 по 12.05.2002.

Маршрут

Г.  Владикавказ – пос. Фаснал – р. Сонгути-дон – пер. Снежинка(1Б, 3) – л. Сонгути – пер. Вологата(2Б, 3900) – л. Караугом – р. Караугом-дон – пос. Дзинага – а/л Таганрог – р. Орс-дон – пер. Гюльчи(2Б, 3900) – л. Ю. Суган – пер. Рцывашки(1Б, 3540) – л. В. Рцывашки – пер. Шести(2А, 3700) – р. Псыган-су – пер Курноят(н/к, 2250) – пос. В. Балкария – г. Нальчик.

Маршрутная книжка  №1/3-401

Руководитель группы: Иваненков О. Г.

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ.

1.1. Паспорт маршрута

1. Район путешествия

Дигория

2. Вид туризма

горный

3. Организация, проводившая путешествие

Спортклуб МАИ

4. Категория сложности

4

5. Количество участников

6

6. Руководитель

Иваненков О.Г

7. Заявочные материалы рассмотрела

МКК ФТ г. Москвы

8. Маршрутная книжка

1/3-401

9. Сроки активной части похода

28.04-10.05

10. Продолжительность активной части похода

12

Количество дневок

0

12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути*

122км

13. Максимальная высот

3900м

14. Набор высоты

6290м

*- с учетом того, что поход проходил в межсезонье длина пути: 122*1,3=158.6км.

1.2 Состав группы

Список 1.1:

1.Иваненков Олег Георгиевич. Г. Москва, пр-т. М. Жукова, д. 28, кв. 7, тел. 1995327. 1981г.р. Студент МАИ, группа 09-303. Опыт: 5г(у) ноябрь Ц. Кавказ, 5 с эл 6г(у) Китай, 3г(р) Кичик-Алай.

2.Фролов Павел Сергеевич. Г. Москва, ул Неделина 28-120. СЗФК, инженер-программист. Опыт: 2 с эл 3 г(у) Алтай, 3г(у) Кичик-Алай, 5в(у) р. Снежная.

3.Макаров Константин Андреевич. Г. Москва, Симферопольский п-д, 5-30. КВРФ, лейтенант.

Опыт: 4г(у) Кичик-Алай, 2г(р) Приэльбрусье.

4.Соколик Вадим Николаевич. Г. Москва, ул Салтыковская, 23/1-67. МИТХТ, студент

Опыт: 2г(у) Домбай, 1 с эл 2г(у) Домбай, 2л(у) Ю. Урал

Список 1.2:

1.Нестеров Василий Алексеевич. М.О.  Красноармейск, ул Победы, 2-106.

МАИ, студент 06-305. Опыт: 3г(у) Кичик-Алай, н/к с эл 3г(у), 1г(р) Приэльбрусье.

2.Сидоркина Елена Олеговна. Г. Москва, ул Ельницкая, 9-17.

Опыт: 4г(у) Ц. Кавказ.

1.3 График движения

Даты

Дни пути

Участки маршрута

км*

1.2

Н(0)-Н(1)

DН

Способ передвижения

26.04-28.04

0

Г. Москва – г. Владикавказ – пос Фаснал

П.т. – пос Камунта

3,6

1600-1700

+100

Поезд,

Машина

29.04

1

П.т. – р. Сонгути-дон – морены л. Сонгути

15

1700- 2700

+1000

30.04

2

П.т. –  л. В. Уларг - цирк пер. Снежинка

3

2700-3300

+600

01.05

3

П.т. – пер. Снежинка(3450, 1Б) – л. Сонгути – подножье пер Вологата

8.4

3300-3450-3300-3750

+150

-150

+450

02.05

4

П.т. – пер. Вологата(3900, 2Б) – л. Караугом – р. Караугом-дон – т/б Дзинага

21,6

3750-3900-1400

+150

-2500

03.05

5

П.т. – пос. Стур-Дигора – т/б Таганрог – р. Харес

20,4

1400-2200

+800

04.05

6

П.т. – р. Орс-дон – основание морены л. Доппах

6

2200-2800

+600

05.05

7

П.т. – л. Доппах – цирк пер Гюльчи

4,8

2800-3500

+700

06.05

8

П.т. – пер Гюльчи(3900, 2Б) – л. Ю. Суган – пер Рцывашки(3540, 1Б) – л. В. Рцывашки

7,2

3500-3900-

3200-3540-3100

+400

-700

+340

-440

07.05

9

П.т. – пер. Шести(3700, 2А) – л. С. Суган

6

3100-3700-3100

+700

-700

08.05

10

П.т. – р. Псыган-су

13,2

3100-1950

-1150

09.05

11

П.т. – пер Курноят(2240, н/к) – р. Курноятсу

4,8

1950-2240-1900

+290

-340

10.05

12

П.т. – пос В. Балкария

7,2

1900-1000

-900

10.05-

12.05

13

Поезд Нальчик – Москва

Итого активным способом передвижения: 122км, учитывая, что поход проходил в межсезонье 122*1,3=158,6км.

Набор высоты: 6290м.


2.1.        Подготовка к походу.

Поход проходил по районам Дигории: Караугом и Суганские Альпы. Цель путешествия - ознакомление с этими районами Кавказа, который практически не посещались спортивными туристическими группами в мае месяце в последние года(в МГТЦК последние майские отчеты 20-летней давности). Ставилась задача пройти технически сложный линейный маршрут в тяжелых климатических  условиях межсезонья и при очень ограниченном времени.

Заброска была оставлена на т/б «Дзинага». Завоз заброски, завоз группы на начало маршрута были сделаны с помощью частного водителя _________________. Все услуги стоили 250р на человека.

Пропуск в погранзону выдан после телефонных переговоров между руководителем группы и  зам. начальника погран. части в г. Владикавказе. В результате пропуска были подвезены прямо к вагону поезда, причем выданы при проверки только паспорта руководителя группы (причем сразу на 2 группы)

Также группа решила взять с собой в поход снегоступы самодельной конструкции, что было обязательно для всех участников группы (в прошлом году у нас была одна пара на восемь человек, однако они и там показали свое преимущество). Снегоступы показали себя с наилучшей стороны, экономя силы и увеличивая скорость передвижения по снегу. По признанию  всех участников группы без снегоступов группа не смогла бы пройти весь маршрут

2.2 Географический обзор района путешествия

Горный район Сугана, Караугома, Дигории и Цея расположен в восточной части Центрального Кавказа, между долинами рек Карасу и Черека Балкарского – на западе, Риони и ее притока Чанчахи – на юге, Мамисона, Заромага и Ардона – на востоке, Цейдона, Сонгути, Уруха, Белягидона, Хазныдона, Псыгансу и Рцывашки – на севере.

Западная часть района относится к Кабардино-Балкарии, восточная – к Северной Осетии, южная – к Грузии и Южной Осетии.

В район на западе входят Главный Кавказский хребет (ГКХ) от в. Гезетау до в. Геби, который иногда называют Дигорскими альпами, и севернее его Суганский хребет (Суганские альпы). Иногда этот своеобразный горный район среди туристов и альпинистов именуют Сугано-Дигорским. Хребты соединяются между вершинами Гезетау и Сугантау Штульской перемычкой. На запад от перемычки уходит долина Каратау, на восток – долина Дигории, разделенная северо-восточным отрогом в. Лабода на ущелья Танадон и Харес.

Долина Дигории начинается у места слияния р. Харес и р. Караугомдон и уходит на юго-запад. Недалеко за последним селением Куссу, где в р. Харес впадает р. Танадон, находится большая поляна Таймази, на которой стоят база отдыха “Россельмаш”, коттедж с зеленым теннисным кортом и злой собакой, погранзастава и ларек со сникерсами.

От поляны Таймази Дигорское ущелье уходит узким каньоном на запад. За мостом перед входом в каньон, на поляне правого берега р. Харес расположен контрольно-спасательный пункт (КСП) Дигорского района (а/л “Дигория”). А чуть выше по склону база отдыха Таганрогского Государственного радиотехнического университета (ТРТУ) под названием “студенческий спортивно-оздоровительный альпинистский лагерь “Таймази” (видимо, бывший а/л “Таймази”, который обозначен на некоторых схемах), более известный в народе как “Таганрог”. Дорога от моста продолжает подниматься по левой стороне каньона высоко над рекой Харес и выводит к удивительному по красоте водопаду левого притока. В выходные дни здесь много отдыхающих.

Чуть выше водопада дорога переходит в тропу, которая разветвляется: одна идет вниз вдоль реки Харес, другая – вверх, на обширную травянистую поляну Нахашбита с огромными валунами, служащую базовым лагерем туристам и альпинистам. Недалеко от развилки троп (за т.н. “старым завалом” или “черным взлетом”) Дигорское ущелье переходит в широкую ровную долину. В верховьях долины сливаются река Мосота, текущая с юга от ледников на склоне ГКХ и река Орсдон, текущая с севера от ледника Доппах. Эти реки, сливаясь, образуют р. Харес.

Восточнее Дигории расположено Караугомское ущелье, образованное северным отрогом в. Геби – на западе, ГКХ от в. Геби до в. Бубис – на юге, Цейским хребтом от в. Дубль-пик до в. Сонгути – на востоке и Саудорским хребтом – на севере. Караугомское ущелье отходит от места слияния р. Харес с р. Караугомдон на юго-восток. При входе в ущелье расположена турбаза “Дзинага” (в старых отчетах и схемах – “Гулар”), а чуть выше – селение Дзинага. Ущелье очень красивое: хвойный лес, зеленые травянистые поляны с ручейками, суровый Караугомский ледник, боковые юго-западные ущелья Фастаг (с остатками обрушившейся несколько лет назад “райской поляны”) и Бартуй. Замыкает ущелье грандиозное высокогорное Караугомское плато, с которого низвергается мощнейший Караугомский ледопад.

Восточнее Караугомского плато расположено Цейское ущелье, также необычайно красивое, имеющее свой особый, отличный от других, сказочный, неповторимый облик. Оно образовано ГКХ с вершинами Бубис, Чанчахи, Мамисон (восточный отрог которого разделяет верховье Цейского ледника на Северную и Южную ветвь), Цейским хребтом – с многочисленными вершинами, спускающимися к Кионскому перевалу и Кальперским хребтом – юго-восточным отрогом в. Мамисон. В Центре Цейского ущелья, у места впадения в реку Цейдон реки Сказдон, под скалой Монах, находится а/л “Торпедо”. Также здесь находятся базы отдыха, турбаза и база МЧС.

В 12-ти километрах ниже по дороге (от а/л “Торпедо”) находится поселок Бурон (Военно-Осетинская дорога).

2.21 Транспортная характеристика района путешествия.

Из Москвы в г. Владикавказ можно доехать поездом №34 “Осетия” (отправление с Казанского вокзала ежедневно в 21:12), который прибывает в г. Владикавказ в 9:25. Время в пути - 36 часов. Обратный поезд №33 отправляется ежедневно в 17:58, а прибывает в Москву в 6:11. Стоимость проезда 770р в плацкарте.

Из Нальчика в Москву следует поезд №41 (отправление из Нальчика 16.35). Он прибывает в Москву в 5.35. Стоимость билетов при покупке в Москве 740р за плацкарт.

Из Владикавказа в пос. Дзинага ходит автобус. Вечером (отправление в 15:50 от городского автовокзала). Он заезжает сначала в пос. Стур-Дигора, затем идет в поc. Дзинага (т.к. водитель живет в Дзинаге). Утром, около 6 часов, автобус выезжает из Дзинаги, заезжает в п. Стур-Дигора (6:20) и затем едет в г. Владикавказ. Время в пути около 3 часов.

Из пос. Бурон (со слов отдыхающих) ходит рейсовый автобус (отправление в 13:00) в г. Владикавказ. Можно поймать попутную машину на таможенном посту. Это обойдется в 50руб с человека. До Владикавказа 2-3 часа

2.3 Климатические особенности района путешествия в весенний период.

Климатические условия Кавказа и их влияние на горные походы в апреле-мае сильно отличаются от летних. Температура воздуха сильно различается между днем и ночью (от –15, до +30 на снегу). В апреле - мае выпадает наибольшее количество осадков в районе (по данным многолетних наблюдений по распределению осадков по месяцам года). Большое количество снега вызывает крайне медленное передвижение группы до 500м/час с огромными энергозатратами. При этом ночью образуется хрупкий наст, который не держит, а только увеличивает энергозатраты при движении за счет пробивания ледяной корки и мешает вынимать ноги, которые цепляются за эту корку. При большом количестве снега в горах сохраняется лавиноопасность, поэтому маршрут (выбор перевалов) планировался в основном исходя из соображений лавинобезопасности. Основные проблемы при плохой погоде связаны с плохой видимостью. Из-за плохой видимости не всегда можно пройти сложный участок категорийного перевала, а самое опасное в том, что можно подойти (или встать на ночевку) под лавиноопасным участком. Информация по району имеется в большом количестве, но она устарела, и относится к летнему периоду. Картографические материалы содержат ошибки.

Собираясь в поход по району Дигория, группа опиралась на большой опыт предыдущих походов в межсезонье в Приэльбрусье в те же сроки. По сравнению с Приэльбрусьем климат в Дигории оказался значительно теплее и мокрее, а погода лучше. Минимальная температура ночью за время похода -15 град.

На 6 человек и 2 палатки у группы имелось 2 лопаты и 1 лавлист, что позволяло быстро выкапывать места для палаток на снегу. В походах в межсезонье не стоит экономить на лопатах.

Лавинную опасность в районе в основном представляют мокрые лавины различного объема. На всем пути маршрута попадались старые огромные выносы мокрых лавин. Но в период похода сход крупных мокрых лавин не наблюдался, средние лавины сходили редко, мелкие лавины чаще. В отличие от «Приказбечья» опасность схода лавин типа "доска" довольно высока.

Камнепадов в это время года не наблюдалось. Можно сказать, что “летняя камнеопасность” почти полностью отсутствует. Но при спуске с перевала Гюльчи в кулуаре и у его основания, а также под склонами г. Скатиком были видны свежих камней.

Из-за сильных ветров снег сдувается, и на склонах в Сугане снега практически нет совсем. На пологих участках и ледниках толстый слой снега. При подходе под перевал по пологому леднику возможна тяжелая тропежка, а перевальный взлет может состоять из голого бутылочного льда (перевал Купол Вологаты).  При этом, на некоторых склонах, в силу особого расположения снег не сдувает и там существует лавинная опасность (доски).

Большую опасность представляют крупные и средние осыпи. Осыпи покрыты слоем снега. При прохождении таких осыпей, нога попадает мимо камней или на скаты камня и соскальзывает между камней, что может привести к травмам и переломам. Движение по такой осыпи получается очень медленное.(<1км/ч).

Мелкие осыпи в это время очень скользкие, из-за того, что засыпаны снегом, а сами камни часто покрыты ледяной коркой. В одном случае пришлось одеть кошки, для преодоления смороженного мелкого шиферного сланца  засыпанного снегом.

Практически весь поход были сильные ветра. Рекомендуется использовать такие каркасные палатки, в которых каркас находится в сплошном тканевом кармане. Стандартные оттяжки заменялись на основную веревку, которая пристегивалась карабинами к оттяжкам на стойках, а не на ткани, и пристегивалась к ледобурам карабинами.

Локальный характер погоды такой, что поход в северных отрогах в Караугоме  прошел при очень хорошей погоде(5 дней без единого облака), в то время как в это в Сугане каждый день выпадали осадки. При этом в октябре-ноябре характер погоды такой, что поход в южных отрогах в Дигории (Суганы) может пройти при очень хорошей погоде, а в остальных районах это же время (в Безенги или Приэльбрусье вблизи ГКХ) может вообще не получиться из-за погоды.

2.4 Военно-политическая обстановка в районе проведения похода.

При подготовке к походу было изучено большое количество материалов об обстановке в Республике Северная Осетия - Алания (РСО-А). В основном наибольшее доверие вызывали данные различных российских и зарубежных информационных агентств, а также некоторые аналитические статьи. Значительная часть информации получена напрямую из источников в РСО-А, а также на основе собственного опыта походов в межсезонье.

Владикавказ спокойный город. Через Владикавказ идет большой поток людей и грузов из стран Закавказья, поэтому взять обратные билеты Владикавказ-Москва очень трудно, надо это делать заранее, Также это невозможно сделать и в Нальчике. Из-за этого пришлось взять заранее обратные билеты. Опасность во Владикавказе могут представлять только общественные теракты (рынок, вокзал). Также опасность могут представлять грабежи и общероссийский бизнес похищения людей (всего по России регистрируется 1500 человек в год, на Кавказе из этого количества 350 чел.), большое количество беженцев. Иногда и местная молодежь, наслушавшись про гигантские суммы выкупа , пытается подражать бандитам (захват 2-х заложников в пос. Нар 01 апреля 2001 года). Похожие проблемы могут встретиться в любом регионе, поэтому группа должна иметь некоторую моральную подготовку, и планы действий в различных экстремальных ситуациях на подъездах, как для всей группы, так и для каждого участника в отдельности.

Для пограничников и ПСС было подготовлено несколько одинаковых комплектов документов (список группы 2 -экземпляров, план похода по дням, карта с нанесенным маршрутом). Кроме этих документов, имелось официальное письмо-запрос СК МАИ на пребывание в пограничной зоне. Эти комплекты очень пригодились (сильно экономят время) при регистрации на погранзаставах.

В ПСС нас проконсультировал по перевалам района Владимир Скрипак. Для обеспечения связи на маршруте группа использовала мобильный телефон NMT-450, который работал с некоторых северных склонов с высот выше 2800 и в городе. С маршрута группа сообщала о своем местоположении в ПСС, периодически звонила в Москву. Сотрудники ПСС рекомендуют пользоваться радиосвязью. Район полностью оборудован радио ретрансляторами и радиосвязь более устойчива, чем телефонная. Рекомендуется заранее договорится с ПСС об аренде радиостанции на время прохождения маршрута.

В целом мы считаем, что обстановка в РСО-А нормальная и не препятствует проведению спортивных горных походов. Отношение со стороны спасательных и пограничных служб вполне доброжелательное.

2.5 Описание маршрута по дням

Все право - лево даны орографически, кроме оговоренных случаев. Время движения даётся в ходовых часах, то есть приводится фактическое время движения без остановок, но с учетом времени технической работы.

0 ДЕНЬ. Г. Владикавказ – пос Фаснал – пос Камунта.

В 9.00 поезд прибыл на Владикавказский вокзал. У вагона нас уже ожидали пограничники, которые отдали погранпропуска и  поспешили праздновать день рождения своей части. Прямо на вокзальной площади договорились с водителем (за 3000р. довезет 12 человек с рюкзаками сначала до т/б «Дзинага», чтобы кинуть заброску, а затем и до Камунты, также он нас возил по городу(МЧС, магазины)).

В МЧС нас предупредили, что только сегодня закончились снегопады и попросили прислать информацию по прошлому году (фотографии и фильм о нашем походе на Казбек).

По приезду в т/б «Дзинага» мы договорились с зам. Начальника базы Олегом  _______, по совместительству кладовщиком, об оставлении заброски (абсолютно бесплатно). Периодически его не бывает на месте, т.к. он проживает в пос. Дзинага (ок. 1.5км).

Необходимо заметить, что поскольку только в день нашего приезда закончились дожди, то дорогу до этого дня никто не чистил. Из-за этого наш Форд не смог нас довести до Камунты – дорогу преградил громадный камень. Попрощавшись с водителем, мы навьючили на себя свой груз и тронулись в путь. Через 1.15ч наши группы достигли поселка Камунта, где бывший егерь предложил нам переночевать. Поскольку времени уже было 17.00, а в нашей долине еще летали тучи, мы согласились переночевать у гостеприимного хозяина, заодно проверив все наше снаряжение.

ЧХВ 1ч15мин,

Перевал Снежинка(1Б, 3450)

Расположен между л. В. Уларг и л. Сонгути. Ориентация склонов Ю.-В. – С.-З.

1 ДЕНЬ. Пос. Камунта – р. Сонгути-дон – морены л. Сонгути.

Подъем в 4.45, выход в 5.00. Попрощавшись с В. Куницыным и его группой и договорившись о времени и местах встречи (мы так нигде и не смогли пересечься) мы тронулись в путь. Вдоль реки Сонгути-дон существуют пути по обоим берегам. По правому берегу идет «хорошая» дорога, по которой можно доехать на буханке до кошей (1ч пути). По левому берегу идет хорошая тропа с ответвлением на пер. Казоти-Вцек(30мин). У кошей правобережная дорога переходит по мосту на левый берег и далее идет по нему. Продолжая двигаться по левому берегу, через 2.15 часа мы доходим до развалин хижины геологов. Снег уже раскис, и мы одели снегоступы. Дальнейшее движение проходит по моренному чехлу л, покрытому снегом и за 2.15ч мы достигаем морены л. Сонгути. Отсюда двигаясь сначала по гребню, а затем по карману морены, через 1.5 часа мы доходим до места нашей стоянки – место слияния морен л. Сонгути и л. Ср. Уларг.

ЧХВ 7ч,

2 ДЕНЬ. Морены л. Сонгути – цирк пер. Снежинка.

Выход в 2.00. Двигаемся сначала по морене л. Ср. Уларг, а затем в месте, где она выполаживается(1ч) выходим на снежник л. В. Уларг. Дальнейшее движение идет по террасам крутизною 20-25гр. За ночь образовавшийся наст  не выдерживает вес человека, и даже при движении в снегоступах проваливаемся по колено, при этом пробивая слой наста. Через 4.5ч ходу (10.00)выходим на пологую часть ледника. Группа встает на завтрак, а заодно и солнце начинает растапливать снег. В 12.00 продолжаем движение, оставляя ледовые разломы, справа п.х. и через 1.5 часа выходим в цирк перевала. Пока группа ставила лагерь, два участника отправились тропить на снежную перемычку (слева от перевала).

   ЧХВ 7ч,

3 ДЕНЬ. Пер. Снежинка(1Б, 3450) – л. Сонгути(верх ледопада) – подножье пер. Вологата.

Выход в 4.15 по натропленным следам поднимаемся на снежную перемычку, откуда по рыхлому снегу поднимаемся к хицану (вправо-вверх) и затем по снежному гребню спускаемся на седловину пер Снежинка. Тура на седловине не обнаружено, дует сильный ветер. К 5.30 собралась вся группа, перекусив и связавшись, в 6.00 мы начали спуск. Чуть пройдя, открывается панорама на л. ледопад Сонгути и виден наш следующий перевал Вологата. Движение в снегоступах т.к. в обуви на каждый второй шаг человек проваливается по колено. За 30. мин, придерживаясь середины ледника и обходя крупные разрывы, спускаемся к верхней части ледопада Сонгути.

Перевал Вологата(2Б, 3900)

Расположен между л. Сонгути и л. Гулар. Ориентация склонов Восток-Запад. В мае спуск на л. Гулар из-за лавиноопасности только в раннее время суток. Существуют три варианта подъема:

1.     Со стороны пер Снежинка(затрагивая только верхнюю часть ледопада Сонгути) – 2Б

2.      С прохождением полностью ледопада Сонгути – 3А

3.      В связке с перевалом  Чилингини – 2А

При прохождении верхней части ледопада Сонгути надо учитывать опасность ледовых обвалов (особенно под склонами г. Скатиком – центр ледопада) и схода лавин. При подходе под склон г. Скатиком выходим на лавинные выносы и обломки льда. Здесь дует ветер и снежную крупу за ночь сносит – двигаемся в кошках по жесткому фирну. Основные разломы оставляем справа, но первый в связке несколько раз уходит в трещину по пояс (многие трещины заметные летом занесены снегом).

 За 1.5 часа проходим ледопад, и, одев опять снегоступы, через 30 мин поднимаемся на террасу напротив перевала Чилингини. Здесь пытаемся намазаться (крем от загара, хранившийся в клапане рюкзака замерз за ночь) и раздеваемся. Дальнейшее движение идет по некрутым террасам, и через 2.5ч подходим под перевал Вологата. Времени 11.30, снег раскис, и мы приняли решение встать на ночевку над мульдой.

ЧХВ 6ч15мин

4 ДЕНЬ. Перевал Вологата(2Б, 3900) – поляна Микелай – л. Караугом – т/б «Дзинага»

Вышли в 4.00. Перевальный взлет фирновый склон крутизной до 35гр. Бергшрунд который приходится обходить летом, засыпан. В кошках и связках за 30 мин выходим на седловину. На перевале сняли записку группы под руководством Ступакова А.А. г. Москвы, которые прошли перевал 20.08.02 совершая поход 6к.с..

С седловины спуск идет по кулуару 30-35гр сн-ос летом. В нашем случае это были камни, покрытые натечным льдом, а тот в свою очередь покрыт слоем плотного снега. Первую веревку повесили на ледорубном кресте, далее на крючьевой страховке на скальных выходах. Всего повешено 120м перил. Дальше склон выполаживается (20-25гр) и по жесткому фирну в связках двигаемся вправо-вниз, направляясь на скальный выход, в обход ледового лба. От  скального выхода движемся прямо вниз и у моренных валов развязываемся. Дальнейший путь продолжаем по снежникам до морены, а затем по моренному карману, спускаясь на пятой точке и через 2 часа доезжаем до поляны Микелай. На поляне прекрасное место для стоянки, открывается восхитительная панорама на Караугомский ледопад. Здесь мы приготовили чай.

Больше не существует тропы по правобережной морене л. Караугом. От поляны Микелай необходимо спуститься к леднику и пересечь его (в связках). В центре ледника уже к 11.00 течет река (солнце осветило ледник только в 10.30). Через 35 минут мы пересекли ледник и поднялись на левобережную морену. По ее гребню идет вначале еле заметная тропа. По ней надо двигаться аккуратно, т.к. иногда из-под ног вылетают камни, подмытые снегом, тающим под лучами солнца. В мае движение довольно затруднительно из-за того, что тропа в большинстве мест занесена снегом (приходится тропить) и из-за кустов рододендрона, через заросли которых приходится пробираться. За 2.5 часа мы достигаем остатков Райской поляны, где в сосновом лесу устраиваем перекус.

От райской поляны идет промаркированная тропа(периодически маркеры теряются), по которой за 2 часа доходим до мота на правый берег р. Караугом-дон. Отсюда до пос Дзинага еще 2 часа. В поселке нас стал расспрашивать егерь, чувствовалось вчерашнее Первое Мая, но разговорами про барсов и про то, что ночевать мы идем на турбазу, а также расспросами про группу Куницина, применяя «азиатское программирование» мы отбиваемся от него. В поселке работает магазин, можно попросить местных жителей и если он закрылся, то они могут позвать продавца. От поселка еще 1.5 км и мы у ворот т/б «Дзинага». Т.к. кладовщика с ключами от домиков не было, нас приютил местный житель на своей «даче», причем абсолютно бесплатно.

ЧХВ  10ч,

5 ДЕНЬ.  Долина р. Харес.

Проснувшись, позавтракав и дождавшись кладовщика, мы разобрали заброску, поначалу прихватив было пакет с газовыми баллонами группы Куницына, оставив записку с нашим дальнейшим маршрутом, в 9.00 мы тронулись в путь.

 При таком кол-ве снега и появившихся признаках  глобального ухудшения погоды, мы отказались от прохождения пер С. Белаг и Светлова. В долине Хареса, постоянно освещаемой солнцем, снег лежал еще у базы Таганрог, в долине же Беляги-дона пришлось бы тропить с высоты 1800-1900, и тогда после прохождения этих двух перевалов мы  бы никак не успевали пройти пер Гюльчи и Рцывашки. Решение было принято такое: прохождение пер Гюльчи и Рцывашки, а после при наличие запаса времени для выполнения категории пройти перевал Шести (2А, 3700) и Курноят(2240, н/к), благо с собой была книга, в которой было приведено подробное описание перевала Шести и были приведены фотографии и схемы прохождения перевала.

Движение по дороге шло под солнцем в достаточно быстром темпе и через четыре часа мы дошли до т/б Ростовская, возле которой находится погранзастава. В течение часа длилось общение между начальником заставы и руководителем группы, пока проверялись пропуска, налаживалась радиосвязь с Владикавказом для проверки наших пропусков на их подлинность. Пограничникам была подарена карта Дигории, чему они очень обрадовались. Капитан рассказал, что в последнее время практикуется отправление групп спецназа ГРУ на ГХК с целью выявления нарушителей границы. Посетовал на отсутствие обуви у солдат, пригодной для хождения по горам и рассказал о приказе, по которому пограничникам в Дигории запрещается ходить на перевалы, на которые по картам Генштаба не указаны тропы (Гурдзи-Вцек, Геби-Вцек). Распрощавшись с гостеприимными пограничниками, мы за 2.5 часа по слегка заваленной камнями дороге дошли до конца серпантина (в 2001г. мы доехали туда на обычной газели). Отсюда еще один переход по набитой тропе и мы на обширной поляне, где у камней стандартное место стоянок.

ЧХВ 7.5ч

Перевал Гюльчи(2Б, 3900)

Расположен в Штульской перемычке, между л. Доппах и л. Ю. Суган. Ориентация склонов Восток-Запад. В мае необходимо проходить в раннее время суток, т.к. при спуск проходит по лавиноопасному кулуару.

6 ДЕНЬ. Р. Харес – р. Орс-дон – морены л. Доппах.

Вышли в 7.30. От ночевок существует два пути: по нижней тропе идущей по поляне и по тропе идущей траверсом вдоль склона, проходящей через все кошары на верхней террасе. Лучше выбрать первый путь. По тропе за 3 часа поднимаемся к моренным валам. Погода постепенно ухудшается и после двух достаточно напряженный дней, встали на зеленой полочке на полудневку. Через два часа полил дождь.

ЧХВ 3ч,

7 ДЕНЬ. Л. Доппах

Дождь шел всю ночь и утих только к 7.00. Быстро собравшись, мы тронулись в путь. За 1ч подошли к основанию левобережной морены. Еще через час мы поднялись на серединную морену, откуда открылся полный вид на цирк перевала Гюльчи и 50 лет ВЛКСМ. Дальнейшее движение идет до конца морены, и далее в связках пересекаем ледник, где встаем на ночевку на первой террасе (2ч от начала серединной морены). Погода окончательно ухудшается. Вторая связка, отставая на 15мин, при сильном снежном заряде была вынуждена тропить заново.

К вечеру Лена, врач группы, почувствовав сильное недомогание, попросила выделить ей сопровождающего для спуска вниз. Добровольцем вызвался Василий. Пришлось перекидывать снаряжение и продукты вместо необходимого отдыха.

ЧХВ 4ч

8 ДЕНЬ. Пер. Гюльчи(2Б, 3900) – л. Ю. Суган – пер. Рцывашки(1Б, 3540) – л. Вост. Рцывашки.

Выход в 2.00. Надев снегоступы, связавшись и попрощавшись, мы начали подъем на перевал. Первоначальное движение идет вдоль большого разлома в направлении г. Суган Ю., разделяющего первую и вторую террасу. У конца разлома мы поворачиваем направо, плавно набирая высоту, поднимаемся на третью террасу. По террасе мы двигаемся в сторону левого п.х. кулуара и через час подходим к первому скальному выходу. Здесь мы снимаем снегоступы, одеваем кошки и по кулуару проходим до центра скального выхода. Дальнейшее движение по снегу невозможно – при большой крутизне 35-40гр приходится тропить по грудь. Поэтому мы уходим на скалы и провешивая веревку по скальным полкам, выходим на гребень. На гребне начинает деть сильный ветер, который порывами приносит поземку. К 3.30 на склоне уже нет никаких следов вчерашнего снегопада, а выпало около 25 см. снега.

От точки закрепления веревки в связках  по гребню (35гр) доходим да второго выхода скал, который обходим слева п.х. (провесив 30 м. перил). Дальнейший путь идет опять в связках (с попеременной страховкой через выступы скал) до скального гребешка. Отсюда 2 веревки по крутому фирновому склону (до 50гр). Движение идет при очень сильном ветре справа от крутого нависающего карниза. Собравшись наверху и связавшись, мы спустились к седловине (5ч30мин от ночевок). В туре обнаружена записка группы под руководством Мельникова А.В. из г. Ростова-на-дону от 1.08.2002. Приспустившись вниз, мы наконец-то сели на отдых, и перекусили при отсутствии ветра.

Дальнейший спуск идет вдоль склонов г. Суган-тау. Первый разлом проходим, оставляя его справа. Дальнейший путь  преграждает громадный разлом, единственный обход которого находится под склонами Суган-тау(в отчетах в библиотеке МГТЦК о не говорится ни слова, видать что-то изменилось за 20-25лет). Здесь по широкому и надежному мосту мы проходим разлом. При спуске с перевала ранее существовало 2 пути: по ледопаду и по кулуару вдоль скал. В мае целесообразней идти по кулуару, т.к. даже в 8.00, когда до освещения склона было 2ч, происходили ледовые обвалы.

Мы выбрали второй путь. Его необходимо проходить в раннее время суток. Он проходит по лавинным конусам, и даже в мае в нем случаются камнепады. В самом начале кулуара приходится вешать веревку на буре-барабане т.к. при крутизне склона в 35гр под тонким слоем снега был лед. Дальнейший путь проходит в связках вдоль левого борта ледника. Через 2ч мы встаем на завтрак и развязываемся на моренах л. Ю. Суган.

Перевал Рцывашки(1Б, 3540)

Перевал расположен между л. Ю. Суган и л. В. Рцывашки. Ориентация склонов Север-Юг.

От морен видно направление движения на пер Рцывашки. Характерной чертой перевала является наличие большого кол-ва торчащих вверх скал. Подъем идет по снежно-осыпному склону. Через 2 часа  выходим на седловину. Подъем затрудняет то, что камни присыпаны снегом. На седловине дует сильный ветер, погода окончательно портится. Сняли записки: Плотникова Д.В. из т/к МГУ от 16.07.2001 и Сосновцева М.В. из г. Саратова от 13.08.2002. Спуск идет по леднику в обход скального ригеля справа. Около ригеля ветер сдул большую часть снега и иногда приходится двигаться по участкам открытого льда в связках с попеременной страховкой. На ночевку встали на основании моренного вала под крутым снежно-ледовым склоном (1ч). Летом при подъеме из долины р. Рцывашки скальный ригель следует обходить справа п.х..

ЧХВ 7.5ч,

Перевал Шести(2А, 3700)

Расположен между л. В. Рцывашки и л. С. Суган

9 ДЕНЬ. Л. В. Рцывашки – пер Шести(2А, 3700) – л. С. Суган.

За ночь выпало около 30 см свежего снега. Нижнюю ступень ледопада обходим по крутому (до 35гр) неразорванному склону, затем траверсом под верхнюю ступень ледопада. Отсюда есть два пути: по верхней ступени ледопада и по «бараньим лбам».для подъема в кулуар приходится вешать веревку по скальным полкам, присыпанным снегом и по кулуару с натечный льдом тоже покрытым снегом. После этого движение продолжается по кулуару вдоль скал. Периодически подстраховываем вспомогательной веревкой в местах, где появляется натечка. После выхода из кулуара выходим на пологий снежник, лежащий под основанием ледовой стены. По снежнику выходим на седловину (через 4часа от места ночевок). На седловине обширные места для ночевок. В туре записки не обнаружено. Позавтракав и оставив записку в туре, мы в час дня начали спуск вниз.

Спуск идет в связках и снегоступах по пологому закрытому леднику С. Суган, и через час  подходим к ледопаду, напротив пер. Осыпного и Мориса Тореза. Ледопад преодолеваем справа п.х., где трещины засыпаны снегом. Далее по моренному валу спускаемся к основанию л. С. Суган, где у реки встали на ночевку(2ч).

ЧХВ 6ч

10 ДЕНЬ. Р. Псыган-су.

Дальнейший путь идет вдоль правого берега р. Суган-су по снежникам и через час спускаемся в долину р. Псуган-су. В мае здесь мост смыт, и мы продолжаем спуск по левому берегу реки по хорошо набитой тропе, по которой через 4 часа подошли под пер. Курноят.

ЧХВ 5ч,

11 ДЕНЬ. Пер. Курноят(н/к, 2240) – р. Курноятсу.

На пер Курноят ведет большое кол-во троп скота, которые в мае проходят по заболоченным участкам. За 1.5часа переваливаем через перевал и спускаемся в долину р. Курноятсу. Начинается сильный ливень и поскольку билеты у нас на руках, то мы

ЧХВ 4ч,

3. СПИСКИ СНАРЯЖЕНИЯ

3.1. Список личного неспециального снаряжения

1. Рюкзак и коврик 1 комплект 1250 + 450

Обувь

2. Ботинки 1 пара 2000

3. Гамаши (бахилы) 1 пара 1000

Одежда ниже пояса

4. Носки шерстяные 2 пары 300

5. Носки хлопчатобумажные2 пары 90

6. Трусы 2 150

7. Штаны капроновые 1 150

8. Штаны шерстяные  1 400

  Одежда выше пояса

9. Аноракт 1 200

10.Куртка Полар 1 800

11.Пуховая куртка с капюшоном 1 1500

Прочая одежда

12. Поларовые перчатки 1 пара 50

13. Синтепоновые рукавицы 1 пара 200

14. Шапка шерстяная 1 100

15. Панама 1 50

Разное

16. Накидка 1 100

17. Фляга 1 30

18. Миска, кружка, ложка, нож 1 комплект 100

19. Паста, щетка, мыло, перевязочный пакет 1 комплект

20. Очки солнцезащитные + запасные 2 100

21. Лекарства индивидуального назначения 30

22. Зажигалка + спички 50

23. Паспорт и деньги 50

3.2. Список личного специального снаряжения

1. Ледоруб 1

2. Страховочная система 1

3. Карабины 7

4. Жумар 1

5. Прус 2

6. Тормозное устройство (рогатка) 1

7. Ледобуры 3

8. Кошки 1 пара 1000

9. Каска 1 400

10. Рукавицы для веревки 1 пара

11. Лавинный шнур 15 м. 1 30

3.3. Список общественного специального снаряжения (на 6 человек).

1. Веревка 10 мм. 45 м. 2 6600

2. Веревка 6 мм. 40 м. 1 800

3. Набор скальных крючьев (титан) 10 740

4. Петли для крючьев 10 260

5. Молоток ледовый 1 750

6. Ледобур-сверло с крючком 1 200

7. Лопаты 2 1300

8. Лавинный лист 1 600

9. Айсбайль 1

3.4. Список общественного неспециального снаряжения (на 6человек)

1. Палатка со стойками 2 6400

2. Фонарь + запасные батарейки 5 800

3. Кастрюля + скороварка 1800

4. Примус  Шмель + ЗИП + Колеман 2500

5. Лавсановые бутылки для бензина и продуктов 1.5 литров 10 500

6. Аптечка, 1, 1000

7.  Ремнабор 1 1000

8. Фото 2 шт. 600

9.  Комнабор 1 500

10. Будильник мех. 1 250

11. Видеокамера 1 2500

12. Телефон 1 350

3.5. Топливо на 6 человека на 12 дней

1. Бензин 85г.*чел.*день  =8000 мл.

2. Спирт  2 литра  из них 0.7 литра на разогрев примусов.

3. Раскладка 450гр.

3.6 СМЕТА ПОХОДА

железнодорожные билеты Москва - Владикавказ, Нальчик - Москва = 770 + 750 = 1520р.

Подъезд на а\м до Фаснала  = 250р.

Отъезд из пос. В. Балкария на Автобусе = 40р.

Общественные расходы + раскладка = 700р.

Итого = 2510р.

3.7 Справочная информация.

Телефоны г. Нальчик

1

Дежурный ПСС МЧС КБР

(86622)9-32-44

2

Оперативный дежурный погранотряда

(86622) 1-65-10

3

Начальник погранотряда

Пропусками занимаются майоры Рудаков, Токарев

(86622) 1-34-89

4

Оперативный дежурный

(86622) 1-65-10

5

Кабалкальпинист, ул. Чайковского д.8

Директор Анаев Али Хусеевич

(86622) 5-59-57 телефон офиса

6

АУСБ Безенги

8

Вызывная частота по КБР

145300

Телефоны г. Владикавказ

1

Дежурный ПСС МЧС

(867-2)-74-58-34

Бухгалтерия

переключат на дежурного

(867-2) 74-58-34

2

Оперативный дежурный погранотряда

(867-2)-75-64-22

3

Начальник погранотряда

(867-2)-74-40-87

4

Зампотылу начальника погранотряда

(867-2)-50-08-34

5

пред. Федерации альпинизма

Казбек Хамицаев

(867-2)-33-33-92

6

пред. Клуба Эдельвейс

Руслан Дзодзиев

(867-2)-74-41-03

Пос. Терскол

ПСС

Дежурный

(86639) 71-4-89

Служебный канал поз. "Эльбрус" ПСО в пос. Терскол

поз. "Озон" ПСО дол. Адырсу

164400

4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

· На маршруте мы столкнулись со сложными метеоусловиями. Вероятность этого мы предполагали еще в Москве при подготовке к походу.

· Для прохождения маршрута был заложен довольно напряженный график движения. Бывали очень тяжелые дни. Например, при прохождении перевала Вологата ЧХВ  и последующего пробега по долине. На следующий день чувствовалась вялость в членах, после чего мы вынуждены были сделать полудневку.  Но надо заметить, что мы всегда стараемся ходить спортивно. Группа отлично подготовлена физически и тактико-технически. Большинство людей совершили горные походы в мае  г. на Кавказе. Опыт походов в межсезонье помог нам, также как и опыт лыжных походов, который был почти у всех.

· Происшествий на маршруте не было. Лекарствами почти не пользовались. Ремнабор использовали в пределах разумного. Примуса работали хорошо (засорение у Колемана произошло лишь на 11 день похода, с учетом готовки на нем одном). Мы думаем, что засорение связанно с моментом, когда примус, работавший на разогрев и готовку в палатке в течение всего вечера, был потушен и вынесен на улицу. Именно в этот момент произошло засорение генератора. В целом Колеман показал себя с намного лучшей стороны, чем «Шмель».

· В целом поход оставил хорошее впечатление. Это, безусловно, связано с тем, что мы смогли сделать красивый линейный маршрут, в очень ограниченные сроки. Сделать это было непросто, но в решении этой задачи и была вся прелесть.

· Группа решила взять с собой в поход снегоступы самодельной конструкции, что было обязательно для всех участников группы (в прошлом году у нас была одна пара на восемь человек, однако они и там показали свое преимущество). Снегоступы показали себя с наилучшей стороны, экономя силы и увеличивая скорость передвижения по снегу. По признанию  всех участников группы без снегоступов группа не смогла бы пройти весь маршрут.

· Район представляет собой прекрасное место для проведения походов в межсезонье, при учете того, что группа должна еще в Москве настроиться на ранние подъемы (у нас обычным делом были подъемы в 1.00 и в 3.00). Многие перевалы в отличие даже от лета были полностью лишены снежного покрова (яркий пример – перевал Купол Вологаты), что исключало возможность схода лавин, о которой первоначально предупреждали нас в Горклубе.

· При подходе к пос. В. Балкария и в самом поселке возникают проблемы с местными жителями из-за веревок. Мы заранее убрали веревки в низ рюкзака и на все вопросы отвечали, что у нас их нет. При этом пару раз  местные жители переходили на угрозы.

· При посещении района в межсезонье житье на турбазах для туристических групп бесплатно, но в сами праздники надо учитывать, что большинство работников баз находятся в состоянии алкогольного опьянения и иногда усиленно «просят» спирт из медицинской аптеки.

· Всем желаем побольше творчества в туризме


5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1.В. Д. Иванов, Г. В. Жданов “Туристские маршруты в Суганских альпах”, М., Ф и С, 1978г., Серия “По родным просторам”.

2.“Высокогорные перевалы” (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во “Прест”, редактор А. Джулий, 2001г.

3.Б. М. Бероев “По северной Осетии”, М., Ф и С, 1971г.

4.Отчеты в библиотеке МГЦТК.

5.В. В. Агибалова, Г. В. Жданов, В. Д. Иванов. «С рюкзаком по Сугану», издательство «Ир»,1980.

6.Отчеты в библиотеке МАИ.