ПРИЛОЖЕНИЕ 6.3

Оглавление

Вперёд

6.3. ПЕРЕВАЛ КАРАКОРУМ (5774, 3А)

Андрей Лебедев

(из отчёта о походе 2002г.)

Пер. Каракорум, с востока

Перевал Каракорум (5774, 3А, первопрохождение). Расположен в основании хребта Каракорум в северном плече пика 6355. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет западную ветвь ледника Тегермен с северо-восточной ветвью ледника Кокосель. Для прохождения перевала требуется 3 дня.

Путь подъём на перевал с востока с плато ледника Тегермен разбивается на 6 участков.

1. Сеть разломов, некоторые из которых преодолеваются ползком по снежным мостам, другие обходятся.

2. Ледовое ребро крутизной до 40 градусов. В верхней части ребро узкое с карнизами на север. Это ребро позволяет обойти опасную обвалами (со стены пика 6355) орографически правую и прижатую к склонам пика 6355 часть ледника.

Подъём по ребру

Крупноблочный ледопад

3. Крупноблочный ледопад (изюминка перевала), который проходится в котлах по дну разломов. Иногда приходится взбираться на сераки. Средний уклон ледопада мал, поэтому на фотографиях, снятых снизу (с плато ледника Тегермен) его масштабы скрадываются. Наличие столь протяжённого ледопада (около 300м.) было для нас полной неожиданностью.

4. Снежный склон, почти плато (5-10 град.).

5. Снежный склон крутизной до 30 градусов. В верхней часть склона перед бергшрундом, за которым следует взлёт, имеется пригодная для установки лагеря полка (5550). Здесь мы провели ночь с 19.08 по 20.08.

Подъём на пер. Каракорум. В крупноблочном ледопаде

6. Снежно-ледовый взлёт крутизной до 45 град. и протяжённостью 350 м. Самая низкая (южная) часть седловины осложнена высоким карнизом, поэтому мы поднимались на свободную от карнизов северную часть. В нижней части взлёта снег, а в его верхней части под тонким слоем снега - лёд.

С запада к седловине перевала примыкает ледниковое плато, которое обрывается на ледник Кокосель трудным ледопадом. С северо-запада плато ограничено юго-западным ребром вершины 5875. Если прижаться к склонам этого ребра, то ледопад удаётся обойти по протяжённому снежному склону крутизной около 35 град. Спуск по леднику Кокосель проходит сначала по ложбине в центре ледника. Напротив седловины 5756 в южном отроге пика 6849 ледник Кокосель образует ледопад. Перед ледопадом мы провели ночь с 20.08 по 21.08. Высота 5130. На следующее утро, преодолев несколько широких трещин, мы перешли на морены левого борта ледника Кокосель. Дальнейший путь спуска проходит по моренам и описания не требует.

На прохождение связки перевалов 70-летия МАИ и Каракорум мы потратили 4 дня. В первый день мы поднялись на перевал 70-летия МАИ и заночевали на плато ледника Тегермен (5110). Во второй день прошли ребро, крупноблочный ледопад и заночевали на полке 5550 перед взлётом на перевал Каракорум. В третий день поднялись на перевал и спустились до ледопада ледника Кокосель (5130). На четвёртый день к обеду спустились на чукуры.