ПРИЛОЖЕНИЕ 6.5

Оглавление

Вперёд

6.5. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОЕКТЕ 2005. ОХ И ЛАЖАНУЛСЯ ЖЕ Я!

(Размышление N2)

Андрей Лебедев

(Из материалов подготовки похода)

Так всегда бывает, сначала зарождается общая идея в размашистых крупных формах, потом продумываются детали. Так вот, после некоторых размышлений обнаружился важный прокол. Речь идёт о первопрохождении южного гребня Музтаг-Аты.

Из переписки с Олегом Янчевским:

Рис.1. Ледник Калаксонг

О.Я. - Ну что я могу сказать: сам гребень этот южный на Музтаг-Ату вполне ходовой, а с 6300 - "пешеходный". И красивый. Странно, что его до сих пор не освоили. Смущает только выход на него. Если это снимки со стороны захода на него - мда! Возможно, это все и объясняет...

А.Л. - Нет, заход с обратной стороны. Как раз с 6300 до 6900 идёт провеска. Там круто, это на задранной фотке кажется полого. Средняя крутизна там около 35. Значит часто бывает 45, а иногда (вижу два места) и больше.

Олег удивляется, почему южный гребень до сих пор не освоен, и пытается объяснить это сложностью восточного склона седловины 6081 между Музтаг-Атой и Коскулаком. Я отвечаю, что наша надежда на подход с запада. Но ведь с запада рядом дорога, поэтому неосвоенность маршрута остаётся, тем более, необъяснимой. Может там непроходимый ледопад? Вполне возможно. Данных об этом у нас пока нет. Зато имеются другие данные, которые лежат на поверхности, и на которые я не обратил внимания. По карте видно, что с юга над ледником Калаксонг возвышается отвесная стена Коскулака. В таблице 1 приведены данные измерений по четырём профилям карты, см. рис.1. Над стеною платообразный ледовый западный склон Коскулака. Очевидно, что плато обрывается к стене ледовыми сбросами. Впрочем, они видны и на фото 1. Обрываясь, лёд разгоняется с полукилометровой или километровой высоты и образует лавину на леднике с сильной ударной волной. Очень вероятно, что столь узкий ледник пробивается полностью.

Таблица 1. Сечения северной стены Коскулак и ледника Калаксонг

N профиля

Крутизна стены (град.)

Высота стены на участке измерения крутизны (м)

Высота стены относительно дна ледника (м)

Ширина ледника от борта до борта (м)

360

760

920

1200

Из письма одного альпиниста, по поводу их несостоявшейся экспедиции:

Ф.1. Справа от Коскулака освещённая солнцем стена со 100-метровым ледосбросом

"…Андрей, мы не очень удачно съездили, то есть никуда не сходили но – с другой стороны – остались живы, что, по-видимому, чудо. Вот как было дело. Мы поставили первый лагерь на возвышении не очень близко к стене. Между нами и стеной было понижение, типа небольшой чаши, поэтому мы считали себя в полной безопасности от лавин. Днем мы сходили провесили первую технически сложную часть маршрута (до выполаживания контрфорса) и спустились назад ночевать. А ночью в чашу, когда все спали кроме Е.Т., свалилась лавина. До нас она не добила. Но ударная волна пошла и потащила нас: сначала она сорвала палатку со снежных крючьев (разорвала просто внешнюю палатку в клочки), потом нас поволокло, а затем и покатило (вместе с палаткой). По счастью, мы сделали только один полный оборот через голову. Если бы больше, то нас бы сбросило в большую трещину. Тогда никто бы не вернулся. Меня сразу же ударило по голове, и я потерял сознание, а когда очнулся, то мы уже находились метрах в 50 от того места, где заночевали, палатка разорвана, снаряж унесло. Так что испугаться я не успел. В отличие, от тех, кто был в сознании! Особенно пострадал Е.Т., он сразу понял, что происходит и то, что нас тащит в трещину, и постарался выскочить. Он уже немного вылез, когда нас перевернуло, и на него пришелся главный удар. Придя в себя, мы попытались найти снаряжение и то, что могли, собрали в кучу и оттащили метров на 300 в сторону. Потом пошли вниз (я ковылял в одном ботинке) в базовый лагерь, и началась длительная непогода. Когда мы спускались, по тому же пути, что и ночью, обрушилась такая лавина, что пылью заволокло всю долину, а наш мешок с барахлом отбросило в сторону на сотни метров. Если бы мы там были, то... По видимому, то, что сошло на нас ночью было маленьким предвестником. После окончания непогоды мы сделали слабую попытку куда-нибудь вскарабкаться, но народ был попуган, снаряжение потеряно, а Е.Т. еще и сильно побит, поэтому мы бесславно удалились. А у тебя как все прошло?…"

Рис.2. Язгулемский ледник, трек обхода ледопада по осыпным склонам северного борта

Как прошло у меня, всем известно, а кому неизвестно, то вот. Впрочем, речь не об этом. Ледник Коскулак очень напоминает Язгулемский ледник. Катастрофические ледовые обвалы со стены пика Рокзоу наблюдали Николай Крыленко и Сергей Стрыгин. Вот, как описывает Сергей этот случай: "Лавина перебила весь ледник от южного до противоположного северного борта. Мы были на осыпях северного склона высоко над ледником, совершая стандартный обход ледопада. Но облако снежной пыли достало и нас. Очевидно, что по всему сечению ледника снегом завалить не может, но ведь обломки летят, да и ударная волна там всё посшибает напрочь!"

Ситуация усугубляется возможными ледопадами, которые воспрепятствуют и быстрому перемещению в опасной зоне и манёвру. Да и маневрировать особо некуда. Если прижиматься к северному краю, то попадаешь, под освещённый солнцем крутой южный склон Музтаг-Аты, с которого тоже может шарахнуть, например, мокрой лавиной, да и не только мокрой…

Ф.2. Стена пика Рокзоу, с которой валит лёд на Язгулемский ледник

Если ледопад не серьёзный, то быстро проскочить горловину, может быть, и возможно. Например, между первым и третьим сечениями ледника, а точнее, между линиями уровня 5200 и 5600 расстояние около 3 км. Что бы пройти их акклиматизированной группе потребуется не более 3 часов. При планировании туристского маршрута об этом ещё можно поразмышлять (один раз проскочить, чтобы больше уже под обвалы не соваться), но альпинистское мероприятие с хождением туда-сюда, с переноской грузов и с акклиматизацией в этом процессе - такое мероприятие на леднике Калаксонг становится просто немыслимым!

Поэтому планы альпинистов относительно северного ребра Коскулака ставятся под очень большое сомнение. Да и наши туристские планы относительно южного ребра Музтаг-Аты тоже трещат по швам.

Что делать? - Изучать район, искать для себя интересы. Пусть Толя Карпов не переживает, романтика продолжается! Это в том смысле, что ещё долго все наши планы будут писаны вилами на песке и только к лету, дай бог, созреет окончательный полностью продуманный вариант. А пока я выложил на сайт фотографии "технических объектов" в долине реки Курганкёль.

Ф.3. Сергей Стрыгин судит соревнования по мамбоболу на 55-м Слёте туристов МАИ (2004)

Технические объекты - это, конечно, хорошо, но… У меня ощущение, что от поездки в этот район альпинист останется до конца удовлетворённым только, если взойдёт на настоящую большую гору. А таких там три: Конгур (7719), Конгур-Тюбе (7595) и Музтаг-Ата (7546). Огорчение от неизбежной нереализации при этом своих отточенных на стендах и в Крыму технических возможностей, несоизмеримо меньше по сравнению с огорчениями (и комплексами) по поводу нереализации основного инстинкта. Как говорил Сергей Стрыгин, тяга к настоящей большой горе иррациональна и необъяснима и лежит в области базовых инстинктов. И это для меня очевидная правда. И наша команда, поглядев на Музтаг-Ату с Коскулака, не сможет спокойно уехать домой. При таком плане похода, когда в финале мы приходим к подножию воистину волшебной горы (я не буду распинаться, какую ауру распространяет вокруг себя эта вершина), восхождение на неё неизбежно. И если ледосбросы Коскулака толкают нас к классике, то пусть будет так. Наплевать на 5А, наплевать на 20 градусов, наплевать на амбиции! Да здравствует основной инстинкт!

И я призываю маёвских альпинистов проникнуться этой мыслью. Поверьте, в случае удачи, будет что вспомнить. И это мероприятие останется в памяти навсегда, как большое и важное в жизни событие. Но я не призываю отдавать Музтаг-Ате весь сезон. Идти надо в альпийском стиле, лучше всем вместе, всей гурьбой. Тогда тропить будет легче. А чтобы подготовить восхождение в альпийском стиле можно выполнить акклиматизационную программу, включающую и технические восхождения. Набросаю, в качестве примера, очевидно не выполнимую программу, просто в качестве иллюстрации. Сначала альпинисты акклиматизируются в долине. Потом пролезут по скальному зеркалу на пик 5600. Потом покорят скальные бастионы пика 6130. Наконец, вместе с друзьями-туристами траверснут 6841 + Коскулак (7028), сходу осваивая две непокорённые больших горы! И, наконец, вместе с друзьями-туристами они взгромоздятся на настоящую большую гору, на отца ледяных гор - Музтаг-Ату. Очевидно, что программа эта не выполнима, её надо считать и резать, пока это даже не программа, а лозунг.