О сыне.

После похода на полярный Урал в марте 1999г. тётя Таня (моя родная тётя, Серёжина двоюродная бабушка; но он её тоже звал тётей Таней) иначе как “наш полярник” его не называла. В ноябре 1999г. на Серёжино 23-летие она подарила ему книгу “100 великих путешественников”. После вдохновенной речи и вручения этого подарка, вздохнув, она сказала, что, к сожалению, эта книга неполная, ещё не закончена, но она надеется, что в будущем Серёжа достойно её завершит. В ответ на наш недоуменный вопрос она попросила открыть книгу и посмотреть титульный лист и содержание, тогда нам всё станет понятно, и наше удивление развеется. На титульном листе стояло название книги: “Сто великих путешественников”, и дальше от руки дописано: “+ 1”. В содержании, где под сотней номеров указывались имена и фамилии великих путешественников, после таких как Миклухо-Маклай, Семенов-Тян-Шанский, Седов, Пржевальский, Амундсен и другие, ручкой было дописано: “101. Фетисов Сергей Константинович”.

После этого Серёжа, похоже, очень стремился выполнить пожелание тёти Тани присоединиться к этой достойной компании, собранной под обложкой книги.

Причиной всего последующего послужило то, что летом 1978г. в 8-месячном возрасте, будучи в гостях у бабушки в деревне, Серёжа подхватил страшную дизентерию, чуть от неё не умер из-за обезвоживания организма, двое суток был под капельницей. В результате – дистрофия. В 3 года летом на детсадовской даче под Москвой заполучаем сильнейшее воспаление лёгких. Больница, пенициллин – по полной программе. На следующий год новая напасть – опять жуткое инфекционное заболевание – сальмонулёз. Опять больница, уколы. И как следствие всего этого - ребёнок очень слабый и очень болезненный. Естественным образом остро встал вопрос о его физическом развитии.

Вот тут-то всё и началось. Начали заниматься физкультурой и закаливанием. Много гуляли, старались поактивнее. Всё лето каждый год жил с мамой и бабушкой на даче на свежем воздухе, на ягодах и фруктах. Дома соорудили спортивный уголок. Уже в дошкольном возрасте с Лёшей Тутукиным и другими пацанами с дачи стал лазать по лесу (а с Лёшей так и продолжали потом дружить и дальше лазать вместе по лесам всю жизнь). В 4 года встали на лыжи, в 5 – на коньки. Начались пробежки. К 6 годам Серёжка не только догнал по своему физическому развитию своих ровесников, но и стал даже активнее многих из них. В своей группе в детском саду был заводилой во всех играх. Хотя в росте он отставал ещё долго.

С тех детских пор и появился у Серёжи интерес к физкультуре и спорту, который потом сохранился на всю жизнь. Вот так в детском сознании отложилось представление о зимних видах спорта.

Летом 1985г. (Серёже было 7 лет) в Москве проходил фестиваль молодёжи и студентов. В рамках этого фестиваля проводились различные культурные и спортивные мероприятия. И вот во время этого фестиваля мы с Серёжкой пробежали Фестивальную милю – 1 км 600 м, за что получили поздравительные открытки и значки. Это был его первый спортивный старт. Это было событием.
А через два года - 13 сентября 1987г. (за 2 месяца до наступления 10 лет), в день бегуна мы уже пробежали “Лефортовское кольцо” – дистанция 5 км 600м. Всё по-взрослому, по-настоящему, с номером “2537” на груди. С 9 лет он стал заниматься верховой ездой. Помимо дачи и леса были ещё вылазки на рыбалку. Плавали под парусами.

Однажды летом, когда Серёже было 12 лет, на даче мы держали кроликов. Серёжка очень любил с ними возиться. Мама со своей двоюродной сестрой Ольгой как-то раз долго пытались определить пол кролика, но из этого у них ничего не получалось. Подошёл Серёжка и сказал, что он знает как это сделать, и сделать это очень легко, и с умным видом и на полном серьёзе стал им это объяснять: “Берёте кролика, сначала держите его на весу за уши, потом отпускаете на землю и смотрите. Если побежал, то это – он, а если побежала, то это она. Вот так-то.” Мама и Ольга его внимательно и серьёзно слушали, потом, открыв рты, минуту молчали, а потом полчаса катались по траве. А Серёжка был очень доволен тем, что так популярно и доходчиво им всё объяснил и катался от смеха не меньше их.

Вообще, в его жизни были две страсти. Одну знают все, это – туризм. Но это пришло позже. А до этого были лошади.

Я занимался в то время любительской верховой ездой в конно-спортивном клубе “Урожай” в Сокольниках. Брал его с собой на тренировки, познакомил с лошадью и в 9 лет (1987г.) посадил Серёжку в седло. После этого он заболел лошадиной болезнью. Это была страсть, похожая на эпидемию. Смысл жизни – в общении с лошадью. В голове только кони. Всё свободное время на конюшне. Стал заниматься верховой ездой в детской конно-спортивной секции в “Урожае”, потом – в “Зените” на шоссе Энтузиастов. Читал только о лошадях. Собирали всё лошадиное – книги, журналы, значки, календари, фотографии. Два года – 1989 и 1990г.г., мы по две недели проводили отпуска в конных заводах Рязанской области – в Старожиловском и в Рыбновском, где имели неограниченные возможности ухаживать за лошадками, общаться с ними и ездить верхом.

С 1988г., назначив себя главным редактором, Серёжка на простой ученической тетради стал издавать свой журнал “Лошадь – друг человека”. В нём он писал рассказы о лошадях и обобщенные из разных источников статьи о породах лошадей, спортсменах и конном спорте. Первый номер журнала открывался собственным стихотворением о жеребёнке. Журнал продавал мне за 10 коп. и спрашивал, буду ли я подписываться на следующий номер журнала. Всего выпустил 6 номеров. И всё это время рисовал лошадей. Рисунки, десятки рисунков. И во всех них видно его обожание лошадей.

К сожалению, через 4 года (1991г.) лет эта лошадиная страсть довольно грустно закончилась из-за дедовщины, процветавшей в конноспортивной секции и на конюшне в “Зените”. Но несмотря ни на что, позже эта любовь к лошадям определила то, что он пошёл учиться на факультет животноводства Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева.

Летом 1986г. случилось событие, которое в последующем определило весь образ его жизни. Серёжа с родителями пошёл в свой первый в жизни поход. Настоящий. На две с половиной недели. Тогда с группой друзей с детьми прошли на байдарках по реке Ветлуга от Костромской до Горьковской (ныне Нижегородской) области. Жизнь в палатке, костер, байдарка, река, весло, топор, еда из котелка с костра, рыбалка и, конечно же, дежурства по лагерю, а с ними и дисциплина, и ответственность. Что это такое для 9-летнего мальчишки!? С этого и началась его вторая страсть на всю жизнь – туризм, а с ним и жажда к путешествиям, интерес к новым местам, и любовь к природе и нашей Родине, без которых он своей жизни после этого уже не представлял.

В школе ему здорово повезло. Там с ним учились отличные ребята и девочки, с которыми он хорошо дружил - Яша Островский, Света Малиночка, Оксана Петровичева, Букиевская Аня, Арифулин Рустам, Григорьева Света, а дружбу с Яшей и Светой Малиночкой он пронёс до конца.

Невозможно забыть как они всей компанией то вместе, то порознь во главе с учителем физкультуры Машковцевым Алексеем Ивановичем навещали его в больнице, когда Серёжа сломал ногу в 10 классе (1994г.).

А ещё в школе были два замечательных человека, которые оказали на него огромное влияние.

Учитель литературы Новиков Алексей Алексеевич оказал колоссальное влияние на его духовное развитие. Чудесный человек. Потрясающий педагог. Преподаватель литературы от Бога. Сумел привить любовь к нашей литературе и культуре, научил понимать её нравственную высоту и красоту, а через это побудил задуматься о высоком и вечном, и посмотреть на жизнь по-другому, не так как мы привыкли обыденно это делать, а как-то более возвышенно и философски. По собственной инициативе водил ребят в театры на классику, а потом обсуждал увиденное. Я никогда больше не слышал, что бы в 10 классе задавали, к примеру, провести духовно-нравственный анализ легенды об инквизиторе из “Братьев Карамазовых” Достоевского или подготовить реферат по “Бесам” Достоевского. А Алексей Алексеевич задавал, и не только такие задания.

Второй потрясающий педагог - учитель физкультуры Машковцев Алексей Иванович. Удивительный и прекрасный человек. Алексей Иванович много занимался с ребятами физкультурой и спортом, брал с собой на пробеги и соревнования и водил в походы. И при этом развивал их не только, и даже не столько физически, сколько духовно. Именно с ним ребята учились понимать, что такое товарищество, чувство локтя и работа в команде, а в походах стали понимать и ценить красоту родной природы. Несмотря на разницу в возрасте и в положении, Алексей Иванович стал для многих ребят замечательным старшим товарищем и другом. Их дружба с Серёжей сохранилась на всю жизнь. И именно стараниями Алексея Ивановича Серёжа ещё больше приобщился к туризму и спорту.

Июнь 1993г. 15 лет. Сочи. Первая встреча с горами. Пусть небольшими, но настоящими - Кавказ. Дикий спуск с горы Большой Ахун с заходом на Агурские водопады. Настоящие шашлыки под домашнее натуральное виноградное вино (под присмотром отца, естественно). Можно сказать только одно. Горы поразили его и запали в душу намного сильнее, чем Чёрное море.

Какой поход или ночь у костра без гитары. И неважно, что все вокруг талдычат, что нет слуха и голоса, что, если можешь не петь – не пой. Главное – желание. И душевность. А их хватало. Да и какая это жизнь без песни и гитарыИ тогда, петь можешь – пой. Особенно, когда душа поёт. Да ещё как.

Пролетели школьные годы. Вот и выпускной вечер – 21 июня 1995г.

После школы началась учеба на факультете животноводства в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Госоценки на экзаменах и зачетах зарабатывались правильным образом – походами. Декан не позволял отчислять его из Академии, разрешал во-время не сдавать сессии и переводил с долгами на следующий курс, так как только Фетисов защищал спортивную честь Академии на турслётах и в походах, водружая флаги Академии на разных горных хребтах и вершинах. Во время учебы в Академии Серёжка ходил в походы больше, чем учился. За 4 года (октябрь 1996г.- август 2000г.) – 13 походов. Постепенно начались и руководство группами, и подготовка новичков-туристов.

Денег на походы и снаряжение родители ему не давали. Из принципа. Ты мужчина. На походы и развлечения деньги зарабатывать должен сам. И он зарабатывал, занимаясь промальпом – чистил от снега и сосулек крыши зимой, летом заделывал швы в стенах домов и мыл окна, позже были и более серьёзные дела – такие как ремонт моста над Москвой-рекой. Была даже мысль заниматься промальпом на более серьёзном уровне – обучиться, создать фирму, получить лицензию и заниматься этим делом профессионально. Но позже, уже после службы в армии, это желание пропало и появились другие планы.

К окончанию Тимирязевской Академии интерес к коневодству уже совершенно пропал. Было окончательно решено, что по профессии, полученной в Академии он никогда работать не будет. Поэтому, когда встал вопрос о специализации, то он пошёл по пути наименьшего сопротивления и выбрал своей специальностью свиноводство. Причем не только потому, что по этой специальности легче было подготовить диплом, но ещё и потому, что на производственную практику можно будет поехать в свиноводческое хозяйство, находящееся в Красноярском крае. То есть, совместить приятное с полезным. А он очень хотел познакомиться с Сибирью.

Практика удалась на славу. За 3 месяца прошёл доблестный путь от разнорабочего до бригадира фермы, отвечал за распределение и выдачу кормов, благодаря чему повысился привес свиней в хозяйстве и сократились хищения кормов. Его все зауважали, а администрация совхоза просила после окончания Академии приезжать работать к ним, сулили безоблачное светлое будущее, вплоть до должности главного зоотехника в перспективе. Звали его там “академиком”. Поросятки полюбили его всей душой.

Но безоблачное светлое будущее виделось ему только на заоблачных вершинах. И после окончания этой производственной практики сразу же, не заезжая домой !, - в поход на Байкальский хребет и Байкал (август 1999г.).

Новый 1997г. я встречал в госпитале. Сынуля прислал мне очень трогательное новогоднее поздравление в стихах. В нём были такие слова:

“ … Тряхнём с тобой мы стариною:
Возьмём байду, рюкзак – и в путь;
Пусть Новый год идёт своею чередою,
Не привыкать с тобой судьбы нам палки гнуть.”

К окончанию сельскохозяйственной Академии было уже пройдено 13 походов, причем, самых разных – и лыжных, и пеших, и даже один водный, но больше всего горных. Были уже достойные 2 “четвёрки” и ряд очень приличных “трёшек”.

Серёжа был настоящим патриотом. В Академии он пошёл учиться на военную кафедру, хотя это было необязательным. Перед этим в анкете, заполняемой на военной кафедре указал: “От армии бегать не буду. Если потребуется, пойду служить”. И подписал контракт на военную службу.

Мама очень не хотела, что бы он шёл служить в армию - боялась. Тогда уже шла война в Чечне. На её робкое предложение как-нибудь “откосить” от армии он её просто застыдил: “Где же твой патриотизм? Если я не буду служить, другой не будет служить, то кто же Родину будет защищать?”. И это были не просто красивые слова. Это было его искреннее и твердое убеждение.

После окончания Тимирязевской Академии, летом 2000г., пока он проходил Верхний Памиро-Алай (июль) и сразу же за ним Северный Тянь-Шань (август), пришла повестка из военкомата. Передохнув после этих походов, сам пошёл в военкомат. В награду за это с 1 ноября 2000г. был направлен служить в мотострелковую бригаду, дислоцированную почти в Москве - за МКАД, в поселке Мосрентген за Тёплым станом.

Как-то во время походов ему довелось дважды участвовать в спасении туристов – один раз в Подмосковье вытаскивали из пещеры спелеолога, сломавшего ногу, в другой раз - с профессиональными спасателями в Крыму какого-то горника, упавшего в ущелье. Серёжа очень проникся этим спасательным делом и поэтому очень хотел идти служить военным в горноспасательный отряд Центроспаса МЧС. Тем более, что к тому времени командиром этого отряда был один полковник – друг по Афганистану его преподавателя с военной кафедры. Но Министерство обороны не отпустило его служить в МЧС.

Сергей служил офицером, командиром взвода разведки и управления огнём в минометном дивизионе. Служил честно и достойно. Слуга царю, отец солдатам. Как потом узнали, побывал в командировке в Чечне. Но от родителей это скрывал. Его уважали и офицеры, и солдаты.

Однажды перед крупными учениями, на ночь глядя, его взвод разведки выбросили в чистое поле на берег какой-то речки для рекогносцировки местности. Ночь, мороз. Голодные, холодные солдатики приуныли. Серёга нашёл на берегу речки хорошо занесённый снегом обрыв, показав и научив их, приказал солдатам копать в этом снегу пещеру. В результате, взвод почти в тепле отлично отдохнул и выспался. После этого солдаты зауважали его ещё больше.

Во время своих офицерских отпусков он отдыхал, разумеется, только в походах, и, скажем прямо, не слабых: март 2001г. – лыжный по Приполярному Уралу 6-й категории сложности; май 2002г. – горный по западному Тянь-Шаню 4-й категории сложности.

1 ноября 2002г. – дембель. 7 ноября – 25-летие. Планов на жизнь – громадьё. А почему бы и нет. Ведь жизнь только начинается.

А после армии как прорвало. Старался походить побольше и побывать везде. Как будто боялся не успеть. За полтора года (февраль 2003г. – август 2004г.) пять походов. И каких.

Это действительно был какой-то прорыв. И по количеству, и по сложности. А как это ещё можно назвать.

Август 2003г. – Юго-западный Памир, три 6-тысячника (Маяковского, Вооруженных сил, Карла Маркса), “пятёрка”.

Август 2004г. – Центральный Памир, два 7- тысячника (Коммунизма и Корженевской), “шестёрка”.

В итоге – первые и вторые места по России и Москве, чемпионские звания. К этому времени Серёжей уже фактически была выполнена норма кандидата в мастера спорта.

После похода по Центральному Памиру сказал, что теперь надо сделать небольшую передышку, а то, что-то немного подустал. Хочется попутешествовать, посмотреть мир, а то в таких сложных походах и полюбоваться красотой нет возможности. Да и осмыслить увиденное нужно. Вот схожу ещё разок прогуляться на Ферганский хребет, а потом немного передохну.

В это время уже было решено связать свою судьбу с Алёной, после этого похода ближе к Новому 2005 году планировалась их свадьба.

Дальше собирался заниматься туризмом уже на другом уровне и профессионально. Думал работать ведущим менеджером-инструктором по экстремальному туризму на туристической фирме, которую хотели организовать его друзья. И таким образом совместить любимое увлечение с работой.

29 октября 2004г. он с Алёной и двумя близкими друзьями ушел на Ферганский хребет …

Это фотографии с Ферганского хребта (1-2 ноября 2004г.).

А жизнь он любил вот так.

Рассказывает Светлана Малиночка

Фет. … столь вроде бы краткий звук, а в душе вздымается громадная волна мыслей, чувств, воспоминаний, стремлений…
Фет. … это неиссякаемый романтизм “музыки крыш”: камешки, запущенные Сережкиной рукой с крыши Преображенской Бастилии в жерло многоэтажной вертикальной трубы, так долго еще отдающиеся в ушах своим мелодичным ритмом…
… это широкая, открытая улыбка, говорящая тебе : “да брось грузиться, неужели нельзя просто радоваться жизни?!”…
… это артистическое трогательное исполнение в лицах кинчевской “улитки с рожками по ветру” …
… это умение веселиться от души с песнями и плясками, заражая радостью даже самое занудно-задумчивое окружение…
… это доброта, бескорыстность широких жестов души…
… это целеустремленность, стойкость, преодолевающая семитысячные снежные преграды…
… это серьезное чувство долга и любви к Родине, не боящееся армейских тягот…
… это вечно-шутливый наезд “все это оптимизм” при наличие такого же своего…
… это творчество во всех его ипостасях : стихи, музыка, живопись… такое одновременно подростково-протестное и философско-мудрое…
… это обязательное гитарное сопровождение всех дружеских встреч : где-то правдиво-пронзительное “время колокольчиков” в такт со взмахами сережкиного цоевского хаера, где-то коротко стриженное, кокетливое “вы в положении мадам” - такое разное, но всегда с искренним чувством, внутренним надрывом, чуждом формальности…
… это много друзей со всех уголков необъятной России…

Можно перечислять до бесконечности. Память услужливо выуживает из омута прошлого например вот такую картинку:
Казахский Алтай… Болота ... Гнус… Под предводительством мудрого Виана окольными путями в обход кордонов лесников движемся к сердцу горного края – снежной королеве, красавице Белухе. В какой-то момент радостно сбиваемся на медвежью тропу, карабкаемся по ней на очередной холм до тех пор, пока она окончательно не растворяется в высокой траве. Все вымотаны до предела. Теряя сознание от напряжения, наши мужчины, стиснув зубы, продолжают движение, а мы с Аней обессилено сидим на земле, с прострацией глядя на удаляющиеся спины. Неожиданно около нас материализуется Фет. Несколько удивленно, но беспрекословно подчиняемся его просьбе закрыть глаза. Под убаюкивающие плавные звуки его усталого голоса мы вмиг переносимся в сказку, наполненную морем, теплом и светом. Из гипнотического дурмана нас выводит сказанная уже обычным голосом психотерапевтически-мягкая, но в то же время такая по-фетычевски непреклонно-твердая фраза: “а теперь открываем глаза, встаем и идем дальше”. Все то время, пока Сережка помогает Ане встать, мой организм кричит категорическое “нет”, отказываясь от малейших усилий. Ребята устало идут дальше, обещая вернуться за мной. Вскоре понимаю, что перестану себя уважать, если дам усилиям Фета пропасть впустую. То, что казалось нереальным даже с помощью Сережкиной поддержки, чудесным образом свершается самостоятельно: поднимаюсь из последних сил и бреду по высокой траве вслед за друзьями…

И как будто бы и не было всех этих последующих лет …
Я по-прежнему бреду по высокой траве жизни …
Сережка где-то там, впереди, а я бреду, стараясь не растерять в душе полученное от него тепло и радость …
Бреду, а глубоко в сердце сидит вера, что когда-нибудь придет свое время догнать его на привале и поблагодарить …

Рассказывает Аня Моисеева

Познакомились мы с Сергеем в октябре 1997 года на первом собрании клуба авторской песни в ТСХА. Так как внешний вид у нас был схож – кожаные куртки, футболки и банданы с любимыми рок-группами – то мы сразу друг друга заметили и нашли общие темы для беседы.

В конце октября у меня отмечался день рождения, и я пригласила гостей, в том числе и Сережку, в воскресенье вечером к себе в общежитие. Он пришел, и рассказал, что вчера и сегодня выводил новичков из МИИТовского турклуба в лес. Я тогда была еще далека от походной деятельности, и слушала про “героев”, открыв рот.

По рассказам, они встретили на своем пути небольшую речку, которую необходимо было преодолеть. Для основной массы народа организовали переправу по поваленному бревну, но Сергей, любивший произвести впечатление на окружающих, пошел вброд. Глубина там, как я поняла, составляла около метра, и в условиях осенней погоды только один парень решил последовать его примеру. Вспомнив, что именно сегодня у меня день рождения, данное мероприятие сопровождалось упоминанием меня как именинницы, и Сережка в честь этого события назвал это место “Анин брод”.

Несмотря на то, что Сережка преподнес мне и вполне материальные подарки - цветы и мягкую игрушку, мне было гораздо приятнее от этого неосязаемого, но такого оригинального и романтичного подарка. Не знаю, где именно находится та речка, и тем более, где тот брод, но для меня это до сих пор самое яркое воспоминание о Сережке. Только у него могло хватить фантазии на такой подарок и интуиции понять, что именно это для меня будет особенно приятно.

***

Дорогие друзья! Дальше предлагаю Вашему вниманию фотографии, на которых Серёжа изображен в разное время и в разных ситуациях. Надеюсь, что эти фотографии будут Вам интересны, помогут Вам узнать о нём что-то новое и помогут Вам лучше понять каким был он – мой сын Сергей Фетисов.