.
Совершенство творческое и спортивное – предела нет!
Евгений Штиль
.
(рецензия на фильм Андрея Лебедева "Притяжение вершины" по материалам похода в Кашгарских горах летом 2005 г.)
.
Эту рецензию на новый фильм известного московского путешественника, тонкого географа и великолепного организатора, маёвца Андрея Лебедева, можно было бы ещё озаглавить - “Куда человека ведут горы!”. Речь идёт о фильме по итогам экспедиции 2005 года в Китайский Памир – “Притяжение вершины”. Кто знаком с уровнем самого похода, уже составил себе впечатление о проделанной туристской работе, но удивительным оказалось, как итоговый фильм может не просто дополнить, и даже, украсить, технический отчёт сделанного маршрута, но и стать самостоятельной творческой работой, о которой и хочется сказать отдельно, особо.
Под карнизом |
Много раз поднимался и будет подниматься вопрос, что съёмка фильма на сложном спортивном маршруте – это совершенно специфическая работа, что задачи оператора рядом со всеми остальными участниками команды однозначно сложнее, именно за счёт особой специфики необходимости получить достойный видеоматериал. Существуют, конечно, экспедиции, посвящённые только целям съёмки, и там командует именно оператор, или режиссёр, если он сам идёт в такой поход, в общем, все участники работают на кадр, на будущий фильм, тем более с точки зрения обеспечения безопасности людей и аппаратуры. Насколько мне известно, в нашей российской туристской практике пока нет традиции таких съёмочных походов, ну, может быть, деятельность сибиряка Изразцова подходит целиком под этот жанр, вот, пожалуй, и всё. Потому везде и всюду, во всех проектах, видеосъёмка является сопутствующей, как бы параллельной работой кого-то из участников экспедиции. Отсюда и те дополнительные сложности, о которых говорилось выше, и которые теми, кто сам не оператор, понимаются порой надуманными, а операторами-экстремалами развиваются как непростая, в том числе, и физическая, нагрузка.
Сцена брода |
Почему эта преамбула понадобилась в рецензии на фильм Андрея Лебедева “Притяжение вершины”, надо разъяснить особо. Чтобы закрыть предыдущие положения надо вначале отметить, что сам Андрей, кроме того, что снимает в походе, ещё и является руководителем команды, то есть, извините за переворот - что же главнее! – руководитель экспедиции берёт на себя функции оператора, вот так вернее, и спокойнее тем, кто сам ходит серьёзные маршруты. Итак, о технических сложностях не будем, тут всё ясно, это отдельный разговор. Но сейчас о творческом выражении этих сложностей, что и оказывается предметом просто уникальным.
Дело в том, что у автора этих строк была счастливая возможность видеть все фильмы Андрея Лебедева, которые он, как аккуратный организатор походов, готовит в итоговый отчёт и выставляет на Московский фестиваль “Вертикаль”. Именно в рамках судейства фестиваля “Вертикаль” мне и удалось увидеть то развитие, что претерпели работы автора с 2001 по настоящий год.
Над морем облаков |
И тут я для себя самого обнаружил, что почему-то не появлялось раньше у меня желания взяться за перо и разобрать съёмочную работу, как отчётную для похода, в качестве творческой, да и само это слово с трудом находилось для прежних работ. Но что случилось в году нынешнем? Может это маршрут был полегче, что Андрею Лебедеву удалось получше поработать с камерой и получить больше материала? Нет, очевидно, потому как сложность проектов его не спадает с годами, а нарастает, по крайней мере, не опускается ниже взятого раз и навсегда поистине мирового уровня географических исследований, исторической и серьёзной туристской проработки. Недаром Андрей Лебедев был и Чемпионом СССР по туризму, и Чемпионом новой России много раз, готовит и следующие свои победы на таком же, победном, уровне, тут без рассуждений. Но движение мастера спорта международного класса от “фильмов отчётных” до “фильма творческого” – это стало, честно говоря, неожиданностью для меня, невольно следившего за подаваемыми на фестиваль “Вертикаль” работами Андрея.
Бивачная жизнь |
Пусть только он сам не обидится на эти слова по поводу первых своих опусов, потому как никто не может, да и не собирается умалить стараний, поисков, желания видеолюбителя сделать что-то “своё” в кинодокументалистике - это очевидно и есть тот поток, в котором нужно нестись, чтобы выловить, в конце концов, “золотую рыбку” творческой находки. Просто необходимо пройти сотни и сотни проб съёмок и бесконечные тернии монтажа, чтобы не только набрать технического опыта, но и чтобы научиться вырабатывать уже аналитический материал, видеть - куда двигаться, чтобы сделать в творческом плане всё более и более лучшую вещь. Предела развитию здесь нет, как нет предела в развитии спортивного туризма, в выборе, подготовке и прохождении серьёзнейших маршрутов. Но если мастерство географа, организатора и руководителя походов Андрея Лебедева выросло давно до солидных высот, то очевидно, насколько сложнее продвинуться ему было в мире творческих поисков, где маршруты тяжелее в тысячи раз, где проблемы глобальнее в миллионы раз, и где работа несравнимо более тяжкая. Это и есть то понятие “муки творчества”, которое как лёгкие слова, произносится быстро и легко, но только не для тех, кто нырнул однажды в этот беспокойный мир образов и действительно понял, что есть они – настоящие муки. В муках и рождаются новые художественные образы, как дети; муки рождения своего образа познал в своём новом фильме Андрей Лебедев, так что уверен – теперь заболеет, заболел, и будет мучиться всё новым и новым поиском художественных идей и в горах – в своих походах, и в делах – в поисках режиссёрских.
Можно только приветствовать появление нового мыслящего мастера документального кино, и дабы не противоречить себе скажем, конечно, что и здесь, уже на новом поприще предстоит столько и столько поисков, что это уже другая география, другой мир – бесконечный по самой сути своей.
По гребню |
Но что же относительно самой работы “Притяжение вершины”, признаков найденных художественных образов и сугубо индивидуальных приёмов, которые следует теперь признать именно личной особенностью, жанром, мастера. Давно уже понятие любительской съёмки перестало быть символом как такового второго сорта творческих исканий, наоборот, возникли стилистические решения в мировом кинематографе самого высокого уровня, когда высокобюджетный фильм снимается в виде любительских кадров без штатива, псевдоприёмов выхода на случайные планы, непрогнозируемых панорам-переходов, качающейся трясущейся камеры, мельтешащего монтажа эдакого начинающего неумехи. Очевидно, такой операторский жанр решает задачи достижения нужного психологического эффекта, управления зрительской аудиторией в выбранном авторами направлении. И надо сказать, что такая работа – под видеолюбителя – это сложный набор приёмов, технических решений, которые вкупе дают особую авторскую стилистику. Очевидно, что само по себе беспорядочное использование любительских кадров не приведёт к открытию новых жанровых решений, а съёмочные исходники вызывают при рассматривании только раздражение. И нужно хорошенько приложить, как говорится, голову, продумать будущие монтажные решения, чтобы это раздражающий в исходном виде набор кадров, стал цельным фильмом.
Очевидно, здесь есть два пути: первое - отважная работа при монтаже, тем более в современном, нелинейном, когда оказывается, что в принципе нет плохих кадров, что любые снятые материалы можно превратить в удобоваримый видеоряд и смысловой продукт; а второе – классический подход, когда уже до съёмки и во время неё начинаются вырисовываться в голове автора картины, которые можно показать зрителям, когда сама собой накладывается в голове на снимаемые кадры музыка, добавляется текст. Именно по такому, классическому, пути идёт наш автор Андрей Лебедев, за счёт чего и смог выразить в своём фильме “Притяжение вершины” необходимые ему мысли.
Высотные галлюцинации |
Конечно же, в случае подготовки фильма в условиях сложнейшего туристского похода, экспедиции поистине мирового технически сложного уровня, материал собирается исходя из принципиальной возможности получить те или иные планы. Но и тут у мыслящего автора есть возможность доработать снимаемые кадры уже на месте, при съёмке – это закадровые комментарии. Естественно, что все операторы делают их, но чтобы выйти при пользовании этим методом на уровень художественный – вот это и есть то мастерство, о котором мы говорим. И говоря о фильме “Притяжение вершины” отмечаем, что Андрей Лебедев с успехом вышел на этот искомый уровень мастерства, когда частный технический приём стал в его руках и устах играть роль приёма художественного. Можно только поздравить Андрея с таким достижением, и вновь отметить, сколькими съёмками до сего времени он добивался такого почерка, но только сейчас вышел на него, чтобы представить в виде находки и откровения. Далеко-далеко не каждому это даётся, и редко какой любитель сам вырастает до понимания сознательного использования этого простого, казалось бы, приёма в художественных целях.
Ещё одна цель, к которой стремятся все авторы – это добиться от своей работы шарма личного участия зрителя в походе, что происходит при просмотре удачного фильма. Хотя это цель всех авторов, но редко кто понимает, как достичь её, а чтобы уж похвалиться, что это удалось, какую колоссальную предварительную съёмочную жизнь нужно прожить! И не удивительно, что когда первые работы Андрея Лебедева не обладали этим теперешним качеством, они не стали авторским откровением в прежние годы.
Сон |
Особо хотелось бы теперь отметить некоторые фрагменты “Притяжения вершины”, ставшие самостоятельными картинками, впаянными в общее полотно работы. Это фрагменты, которые я условно назвал “Сон” и “Делёжка добычи”. Спящий парень-участник команды, уставший после очередного перехода. Беспорядочный, кажется, кадр, но дальнейшими монтажными переходами и музыкой автор добивается тонкого отношения к этому отдыху-сну: весь остальной видеоряд словно видится парню во сне, словно это или уже пройденные им километры, или предстоящие. А за счёт удачного использования музыкального фрагмента сцена “сна” замыкается в единый кусок, который и становится запоминающимся фрагментом фильма.
Делёжка добычи |
Другой запомнившийся кусок - “Делёжка добычи” - это некое хулиганское неравновесное состояние уставших путешественников, выраженное в довольно удачной игре самих участников экспедиции перед камерой, когда ребята вдвоём-твроём пытаются открыть консервную банку, падают, смеются, а потом, уже открытую, передают друг другу и дочиста опустошают её, и что там в ней было - не важно! Надо смотреть.
О работе Андрея Лебедева с музыкой следует сказать отдельно. Именно в “Притяжении вершины” его страсть к серьёзной музыке, классической, к акцентированному её использованию, проявилась особенно отчётливо и также сыграла свою положительную роль в общем строе фильма. Путь этот непростой, извилистый, и успешные находки тут стоят совсем рядом с неудачами, чего не избегнул и Андрей: музыка Баха, Скрябина, Прокофьева, Фрэнка Заппа и Роберта Фриппа сама по себе выигрышна, но уложенная совместно с текстовым комментарием, где-то потеряла. Так, весьма слабым оказался фрагмент фильма с музыкой Заппа, когда рассказ автора о перевале Трамплиный лёг на речитативы в музыкальной вещи. Понятно, что работа звукорежиссёра – это отдельная профессия, и первые поиски Андрея на звуковом поприще хотелось бы отметить, что и делаю.
Злая гора |
Теперь остаётся только ещё и ещё раз посмотреть фильм Андрея Лебедева “Притяжение вершины”, чтобы ответить на главный вопрос, заданный во втором названии этой рецензии, а именно: что же, что превратило спортсмена, ищущего впечатлений в горах, на маршруте, в человека, ищущего уже впечатлений и удовольствий творческих? Ответ мне кажется очевидным – сами горы. Именно они, эта подаренная человеку в мечту природная стихия, их совокупная мощь и таинство, всё вместе – близкое и далёкое, вечно манящее и недоступное, всё это и ведёт человека с заложенными в нём от Бога крупинками искусства к этому самому искусству. Конечно же, есть ещё одно движение - от гор к религии, также имеющее позитивный характер, но нет движения от гор к насилию и злу, в чём и заключается исконная доброта Природы как таковой. Серьёзное увлечение нашего автора географией, тонкое понимание устройства земной поверхности как нельзя лучше подходят для занятий серьёзным спортивным туризмом, так что тут совпадение полное, но вдумчивое отношение к горам, к своему делу, помноженное на чисто маёвское научное воспитание, аналитическое отношение ко всем вещам сущим, всё это вкупе и дало то движение, которое привело Андрея Лебедева к миру творческих исканий и находок. Естественно, что такая возможность есть у всякого идущего в горы человека, но далеко не у всякого есть к тому предрасположенность, что называется талантом. К тому же, серьёзное, вдумчивое, трепетное отношение к горам, на грани вживания в них – это уже душевная работа, к которой нужно иметь и желание, и ту же предрасположенность, и способность выдержать столькие затраты сил, чтобы понять при этом, что окупаться они будут далеко потом, в будущем, в деле творческих находок.
Потому завершая эту рецензию остаётся только пожелать нашему герою многократных успехов на ниве и новых походов, сложных интересных экспедиций, тем более в район Гашербрума, куда он со своей командой собрался на этот раз, и конечно же, успехов на ниве искусства, где гораздо больше нехоженных маршрутов и все они – высочайшей категории сложности.
Републикация с
.
Ссылки:
1. А.Лебедев.
.
.