Отчет о горном походе 3-й категории сложности, совершенном туристами ЦСТ МАИ в районе Аладаглар (Турция), в период с 27.04.05 по 10.05.05

Состав команды

1986

Ст. МАИ 05-207

Завпит

Михаил Бомбин в поход не пошел по понятным причинам.

Всем выношу благодарность. В случае совпадения участников с реальными лицами автор ответственности не несет.

Пройденный маршрут

Чакыр - водопады Капусбаши - плато Едигель - пер. N6 (1Б) - пер.N5 Ложный (2А, п.п.) -пер.N3 (Ходжа Насреддина) (2А, п.п.) - пер. Селикбайдоран (1А) - пер. N9 (2А, п.п.) - пер. N25 (1Б, п.п.) - пер.N15 (1Б, п.п.) -пер.Авцибель + рад. г.Кылды (до плато, 1Б) - с.Джевелик.

Карта района (424 КБ)

Нитка маршрута

Орографическая схема с перевалами (294 КБ)

ОПИСАНИЕ ПОХОДА

Денис Апраксин рулит

Заезд. До Турции мы добирались самолетом Москва-Стамбул. Данную услугу нам предоставила фирма “Панукраина”. Это чартарный рейс и билет стоил 230 баксов в обе стороны. Но предупреждаю, в этой фирме полно шутников. Они, значит, позвонили, за три дня до вылета, я им телефон свой оставлял, и говорят “А мы вылет на 2 часа раньше перенесли”. А за день опять позвонили “А еще с другого аэропорта полетим”. Визу сделали по прилету, в Стамбульском аэропорту, за 20 баксов. Время прилета в 13.00 по Москве. В аэропорту нам сразу предложили машину до “Отогара”. Ето автобусная станция так называется. За 50 лир. Но среди нас была опытная Алена. Она сразу сказала, что поедем на метро. Предполагалось ехать по следующему маршруту: Стамбул - Анкара - Кайсери - Яхъялы - с.Чамлыджа. В Стамбульском “Отогаре” нам сразу предложили автобус до Анкары.

- Бунэкодар? (Скоко стоит? Турецк.) - спросили мы.

- Твенти файф с 1 персоны (25$ Англ.) - ответили турки.

- Чокпохалы. (Очень дорого. Турецк.).

В итоге договорились за 15 $. Надо сказать, что торговаться стоит до последнего. Ведь это Азия, в какой бы Европе она не находилась.

Мы и Ататюрк в Яхяле

В дороге как всегда было весело. Нам руки мыли одеколоном, чай, кофе, кок-аколла. В Анкару прибыли уже ночью. Ехали часов 11. Сразу нашли автобус до Кайсери. Но час все-таки проторчали на “Отогаре”. В итоге в 12 .00 28.04 были в селе Яхялы. Там заказав “газельку”, с трудом объяснив, что нам нужен бензин и, кстати, мы были приятно удивлены, нас обещали довести до водопадов Капусбаши, а изначально сведений о такой возможности не было. Итак, раздобыв бензин, купив шахматы, а я еще поспорил с ребятами, они говорили, что здесь их не найти, ну, в общем, поев на последок нормальной кухни, люля-кибаб, там, шиш-кибаб, на шашлык очень похоже все это, короче двинулись мы к началу маршрута. Стоимость примерно 1000 рублей со всех. Часам к трем нас докинули до летовки Чакыр. Дальше везти отказались. Пришлось идти. Прошли 10 км и встали на первую ночевку.

Водопады Капусбаши

29.04.05. Наша цель забраться на плато Едигель. Утром увидели парящих в небе журавлей. Штук 200. Дорога в ущелье сильно петляла. Набрав метров 500, мы решили пообедать. Сразу скажу с водой в этой части района очень и очень туго. Все либо пересохло, либо под землю ушло. Но здесь нам повезло. Неподалеку от дороги стояли кемпинговые домики, для иностранцев, там же оказались и поилки с водой. Лес здесь классный. Готовили на печке. Отдохнули часа полтора, и в путь. Долго ли, коротко ли, но лес кончился. Камни сплошные. По пути подбирали дрова те, что посуше, боялись, что дальше не будет. Предполагалось также взять дров с собой на плато Едигель. На ночлег остановились в конце небольшой травяной полянке. Воды здесь также не было. Но выше нас, метров в 100-150, на левом склоне ущелья, мы заприметили снежник. Не долго думая, сбегали к нему. Он там протаял рядом со скалой и образовался рандклюфт. В нем капало несколько струек. Там мы и поживились водицей. После ужина еще бегали, на утро воды набрать. Пройдено 13 км.

Первое утро в горах

Подъём на плато Едигёль

30.04.05. Подъем на плато Едигель. Пройдя 2-3 км по дну ущелья, мы начали подниматься на правый борт, правого мнимого притока. Это каменисто- снежный склон, крутизной до 35 градусов. Склон оказался камнеопасным. Так, что идти следует плотной группой, не спуская друг на друга камней. Поднялись метров на 300. Выше, между холмов и скал устроили обед. Воду нашли на одной из выступающих скал. Она стекала со снежника. Готовили на печке, а дрова взяли с собой снизу. После обеда, продолжили движение по, якобы, правому притоку, ручья минувшего ущелья. По пути напоролись на воду. Провалились. Набрали в бутылки, шоб экономить дрова. Примерно через час перед нами открылось плато Едигель.

Ночёвка на плато Едигёль

Захотелось вдруг разбежаться, покричать, широта то какая!!! А сил не было. Тяжелый день. Воду искали, дрова тащили. На ночь встали под западным склоном горы 3284. На площадке. Там оставили заброску. Печку с дровами на первое кольцо решли не брать. Как оказалось правильно. На плато было холоднее, чем внизу, холодильник тут ночью, а днем при ярком солнце, жара, как на сковородке. Дальнейший наш путь лежал к перевалу N6, первопрохождение которого в 2003 г. совершила группа под руководством Петра Сергеева. С юга на север шли. Прошли сегодня 8 км.

Перевал N6. 1.05.05. С утра было Морозно и ясно. Под ногами плотный фирн. Так, что к перевалу мы просто летели. По пути два раза съехали на попе. Вариантов подъема на этот перевал несколько. Мы выбрали первопроходной путь.

Пер. N6 с юга. Вид с плато Едигёль

Подъём на перевал N6

Перевал N6 (3390,1Б). Из российских туристов впервые пройден группой туристов 57-й школы г.Москвы под руководством Петра Сергеева. Перевал расположен на северной окраине плато Едигель, западнее горы 3545. Соединяет нижеупомянутое плато с долиной реки Аксу. Перевал односторонний, основная сложность - крутой южный склон. Летом его обходят через западное плечо вершины 3545, спускаясь на плато Едигёль чуть восточнее, по более пологому склону горы. Под перевальным взлетом надеваем систему и кошки. Поднимаемся по самому правому кулуару. Склон длиной метров 150-200. Крутизна в начале 35гр., в конце взлета доходит до 45. Спускаемся по снежному склону 25-30 градусов. Погода резко начинает портиться. Через 30 уже метров 100 видимость и сильнющий ветер. Спустившись метров на 250, решаем ставить палатку. Строим стенку. Воды нет. Так как время еще только 13.00 дня, решаю идти вниз по долине, добывать воду. Думал пройду минут 20, обязательно что ни будь найду, нет , так назад пойду. Лазил на скалки, снег ковырял, нет воды. Минут через 40 уже вышел из зоны облачности. Неужели без воды будем. Тогда решаю идти пока не найду воду. Спустился до границы снега. Налево шло еще ущелье. По карте выше по нему озеро. Поднимаюсь снова до снега. Набрав метров 50 –100, опять по снегу, проваливаюсь в какую то жижу. Ура это она - вода. Поворачиваю назад. Интересно сколько я прошел. Опять спускаюсь до травки, и вверх. Снова вхожу в зону облачности, а затем и в пургу. Теперь у нас есть вода. Итак, прошел примерно 4-5 км. Сбросил и набрал метров 400. Ночуем здесь, под предполагаемым подъемом на перевал N5. Прошли 5 км.

2.05.05. Собираемся рано. Выходим часов в 8. Погода вроде улучшилась. Начинаем подъем на перевал N5.

Перевал N5 c запада. Фото А.Лебедева (2002)

Перевал N5 c востока. Панорама М.Кочеткова (2004)

Перевал N5 (3460,1Б). Перевал находится рядом с перевалом N6 в отроге вершины Демирказык, который заворачивает на север. Соединяет цирк Северного Демирказыка с цирком истоков Аксу. Ориентирован с запада на восток. Из российских туристов впервые прошли перевал в мае 2004 с запада на восток Максим Кочетков и Наталья Килипенко

С подъемом мы немного ошиблись. Прошли пер. N5 Ложный. Истинный подъем находится примерно в полутора километрах от перевала N6, а мы лезли на седловину находящуюся сразу через гору, высотой примерно (3600м).

Перевал N5 Ложный (3500,2А).

Итак, подъем. Склон снежно-фирновый. Крутизной 25-30 градусов. Подниматься следует в касках, так как с верхних скал летят камни. Перевальный взлет метров 200. Вылезли на седловину. Сразу стало понятно, что мы не на нашем перевале. В сторону спуска отвесные скалы, крутые снежные кулуары. Идем в разведку, по гребню на север.

Подъём на перевал N5 ложный

Спуск с пер. N5 Ложный (2А)

Вид с запада на перевалы N5 и N5 Ложный (5L). Фото А.Лебедева (2002)

Нашли более-менее спокойное место для спуска. Спуск проходит по снежному кулуару градусов 30. Кинули 2 веревки. Страховка за скалы, крючья. Еще одну веревку кидаем вправо по косой, чтобы выйти из кулуара. Выходим на широкий снежный склон. Траверсируем его вправо метров 80, и спускаемся вниз метров 150. Спуск на (2А) тянет. Начинает затягивать облаками. Пока есть видимость, продолжаем спускаться вниз. Вокруг нас возникают потрясающие скалы. Да здесь можно не плохим альпинизмом заниматься. Столько маршрутов и все нехоженые. Хорошо бы еще воду найти. И вот все затягивает облаками. Идем в молоке. Идти дальше опасно. Становимся на обед, и здесь же на ночевку. Прошли 3 км. Пройденный пер. N5 (ложный) оценили, как (2А). Ходить его не рекомендуется. Лучше идти перевал N5 "истинный".

30.05.05. Прекрасная погода для первопрохождения перевала. Собираемся, выходим. Проходим метров 100. Бац!!!! Я опять, проваливаюсь во что то вязкое. Что это? Ах, это озеро под снегом. Жаль, что вчера в него не провалились. Решаем набрать воды в бутылки. Мало ли что?

Перевал N3 (Ходжа Насреддина, 3260, 2А). Расположен в восточном отроге вепшины Демирказык. Соединяет долины рек ущелья Джимбар и Илак. Ориентация перевала С-Ю.

Путь на пер. N3 с севера. Вид с начала гребня

Путь на пер. N3 с севера. Вид с северо-востока. Фото А.Лебедева (2002)

Подъем на перевал. Выходим на гребень. Крутизна 10-15 гр. Вначале склоны гребня не крутые. Выше одеваем кошки, и обходим скальный жандарм. Склоны становятся круче до 60 гр. Длина гребня около километра. В конце с гребня висят карнизы. Выходим на небольшое плато. По нему метров двести до перевального взлета. Видны две седловины, разделенные большим жандармом. Выбираем правую седловину.

Подъем 80-100 метров. 30 гр. На седловине можно поставить палатку.

Спуск. Кидаем одну веревку. Крутизна до 90 гр. скалы. Далее спускаемся пешком. 30-35 гр. 150-200 метров. Итого перевал оценен как (2 А). Решили назвать его перевалом Ходжа Насреддина. Из-за характера перевала. Хитрый подъем и неожиданный спуск.

Вертикальный участок на спуске с пер. Ходжа Насреддина

Спуск на юг с пер. Ходжа Насреддина

Кулуар южного склона перевала Х. Насреддина

Вот такой каньон

А далее путь вниз. Прошли умопотрясающий каньон. Сильно петляет. На 100 метров 7 загибов. Ширина прохода иногда сужалась до 3 метров. Крутые стенки. проход Целых 5 км сплошного удовольствия. Открытой воды нигде не было. Внизу, примерно в 500 метрах до слияния двух рек, нашли поилку. У нее пообедали. Пошли к левому притоку еще метров 500 и встали на ночлег. Встретили двух иностранцев, Жиля и Мартина. Не плохо посидели вечером. Завтра по плану перевалить через перевал Селикбайдоран и забрать заброску. Пройдено 9 км.

Утро 4.05.05. Выпал свежий снег. Распрощавшись с Жилем и Мартином, они почему-то не стали нас дожидаться, хотя нам до заброски по пути, мы стали преодолевать жуткую головную боль, и собираться. Вышли примерно через 2 часа после иностранцев. Поднимались по каньону. По его дну. Воды здесь тоже не было. Шли по следам Ж. и М. Через 2 км. Следы уходили на правый борт каньона. К этому времени погода сильно испортилась. Видимость упала практически до нуля. Сильный ветер. Еще чрез 3 часа догнали Ж. и М. Они стояли одни одинешеньки, и не знали, что делать в такую погоду. Пришлось взять к себе в команду. Седловины видно не было. Попробовали пойти в слепую, но через двести метров какое-то чувство охватило меня, не по себе как-то. Мы находились уже на перевальном взлете. Казалось, премся куда-то не туда, толи на склон горы, слева от седловины, то ли еще куда-то. Решаю валить вниз. Спускаемся до большого, торчащего из снега камня, в начале взлета. Над ним более-менее ровная площадка.

Начинаем пурговать

Но все равно пришлось еще час срывать плодный фирн. У нас же теперь три палатки. Наши две , “ПИК” и синто, и палатка Ж. и М. А у этих даже лопат не было и ледорубов не было, ни хрена у них не было. Тоже мне в горы собрались. Ну ладно, вроде все обустроились. Правда, еды почти не осталось. А на улице мело… угу-гу как. Прям, как на Полярном Урале. Пройдено 7 км.

5.05.05. Мы лежали не двигаясь. Боялись, пошевельнутся. На любое движение необходимо было затрачивать энергию, которая была нам нужна для согревания. Мы лежали, плотно, прижавшись, друг к другу. Кто-то, уже не помню кто, приготовил последний наш завтрак. Интересно, что там в других палатках?

- Вася! Наташа!

- Мы туууутаааааа!!!!!!! – сливаясь с завыванием ветра, раздалось на улице.

- Жиль! Мартин!

- Я-я-я-я, Вас из дас??? Гуд Моргнинг!!!!!

- Держииииитесь!!!

И все держались.

На пер. Селикбайдоран

На плато Едигёль. Сзади пер. Селикбайдаран

В “ПИКЕ” все уже покрылось пятисантиметровым слоем снега. Сквозь бегущие облака иногда проглядывало солнце. Ветер прогибал палатки. В середине дня мимо прошла группа Андрея Лебедева. Все шло своим чередом, скучно и не принужденно. Вечером Жиль с Мартином поделились, последней, что у них осталось едой. Всю оставшуюся ночь, не минуты не расслабляясь, работала наша палатка.

- Спокойной ночи дорогая!!!.

6.05.05. Ура! Мороз! Кристьянен торжествует! Полный штиль.

Быстро собираемся и валим к заброске. Под нами плотный фирн. За 20 мин поднимаемся на перевал Селикбайдоран. Высота 3540 (1А). Соединяет цирк Южного Ялика с плато Едигёль, ориентирован с запада на восток.

Традиционно используется в летнее время для коммерческих туров по Аладагу. Российскими туристами впервые пройден в августе 2003г. с запада на восток группой туристов 57-й школы г.Москвы под руководством Петра Сергеева. Еще через 1 час мы уже у нашей заброски. Обедаем. Кормим Жиля и Мартина. Прощаемся с ними. Наша следующая цель- перевал N9.Сведений о первопрохождении нет. От места заброски выходим в 13.00. Подходим под перевальный взлет. Тяжелая тропежка.

Перевал N9 (3540, 2А*). На перевал ведет гребень. Вылезаем на гребень с правой стороны. Надеваем кошки. Дальше плотный фирн. Гребень широкий. Крутизна до 35 градусов. Обходим скалы. Через 100-150 метров подходим под скальный гребень. Вешаем веревки. Первый вылезает на него с левой стороны. Страхов крючьевая. Сам гребень не крутой, но очень острый. Местами надо пролезать 3-4 метровые стенки крутизной до 80 градусов. До перевала провешиваем 3 веревки.

Путь подъема на пер.N9. Вид с сев-востока с плато Едигёль

Ребро пер. N9.

Подъём по ребру на пер. N9

На пер. N9

Седловина широкая. Сразу начинаем спуск. Склон градусов 30. Снежный. Сбрасываем метров 200-250. Пройдя метров 500 от склона. Становимся на ночь. Сложность перевала оценили, как (2А*). Прошли 10 км.

7.05.05. В этот день нам предстояла очень, тяжелая работа. Пройти два перевала. По плану мы хотели перевалить через вершину, юго-западнее от седловины, и спуститься в соседнюю долину. Но подъем на гору показался сложным, гребень острый, карнизы висят.

Да и поздно уже было, спать хотелось. Так что теперь нам переть через перевал N25 (см. на карте). Сведений о прохождении нет.

Перевал N25 (3420, 1Б). Выходим. Сам взлет на перевал мне показался крутым и лавиноопасным. Поэтому решаем подняться на юго-восточный склон горы, находящейся с северо-запада от перевала, и по нему выйти на перевал. От места ночевки поднимаемся 100-150 метров на плато и затем выходим на склон. Траверсируем его. Крутизна 20-25 градусов. Сильно подрезали склон. Лучше конечно идти в цирк и подниматься от туда на перевал по кулуару. Но это я понял потом. Вышли на седловину. В 10 часов. Спускаемся по снежно-каменистому склону. Крутизна 25-30 гр. Внизу скальные сбросы до 50 метров. Приходилось искать проход между ними. Нашли. Сложность перевала (1Б). Далее идем к перевалу N15.

Пер. N15. Вид с северо-востока

Северный склон пер. N16

Перевал N15 (3300, 1Б*). Соединяет цирк восточного истока долины Мур с цирком истока реки Аджиман (южные склоны Аладаглара), ориентирован с юго-запада на северо-восток. Разведан с севера группой Турклуба МАИ под руководством А.Лебедева в мае 2003г. Сведения о прохождении перевала отсутствуют. Подходим под него в 13.00 Описание. Вдоль вертикальных скал направо вверх уходит снежный кулуар. Поднимаемся по нему. Кулуар лавиноопасный. Снега выше колен. Выкидываем лавшнуры. Крутизна 30-35 гр. Длина 100-150 метров. С верхних скал, во время нашего подъема летели камни. Одели каски. В конце кулуара, уже выше скал, внезапно начался лед. Кое- как надели системы и кошки. Стали вешать веревки. Лед скоро кончился, но веревки вешали до седловины. 120 метров провесили. Крутизна 25-30 гр. Поднимались в молоке. Спуск простой. Снежный склон. До 25 гр. Перевал оценили как (1Б*).

Далее мы бежали вниз по высохшей долине. Нет воды и все тут, и пропади оно все пропадом. Все в землю Матушку ушло. Все, родимая впитала. Спустились до долины, ведущей к перевалу (….). А тут!!! Поляна зеленью пышет. Простору побольше, есть, где разгуляться. Деревья сухие- дрова, костер будет. А Маринка-то наша шла, шла по поляне той, да споткнулась. Упала, лежит, а сама думает “Обо что это я споткнулась”. Пошла посмотреть. Глядит и глазам не верит. Батюшки! Свежее, закупоренное, аж 3 штуки по пол литра пива, да в стеклянных бутылках, лежит себе. Ай да чудо. Ай да диво.

Парма-Кая и начало ущелья к пер. Авцибель.

А мы с Аленой пошли воду добывать. В прошлом году, говорит, источник был. Пришли на место то, а нет ее, водице то. Ходим, ходим, что делать? Взгрустнули. А внутренний голос Алены и говорит:

- Копать надо и дело с концом.

Ну, мы давай копать. В грязи вымазались, руки искрябали, отчаялись уже - притомились. И да ненароком камень ногой-то двинули. А из под него…..Как зажурчит, как заструится , аж радуга глаз радует. В общем

Вечер у нас удался на славу. Прошли 12 км.

8.05.05. Поднимаемся на перевал Авцибель(1Б).

Перевал N21 (Авцибель, 3380, 1Б). Перевал соединяет долину Мур (в среднем течении) с правым истоком реки Акдере (южные склоны Аладаглара). Расположен между вершинами Лидут (3596, Алака, Alaka) с запада и массивом Калды (3652, Kaldi) на востоке, ориентирован с севера на юг. Традиционно используется для восхождения на Лудут и Калды. Пройден А.Лебедевым и А.Зажигиным в мае 2002г. с севера на юг. Повторное прохождение перевала российскими туристами состоялось в мае 2003г. с юга на север (группа под руководством А.Лебедева). Основные технические трудности в начале мая - карниз с севера и сброс на лавинной пробке в каньоне с юга. В кулуаре южной стороны перевала год от года наблюдаются в начале мая вынос грандиозной мокрой лавины, которая срывается с юго-восточного склона горы Лидут. Не рекомендуется проходить каньон позже 11 часов. Безопаснее вообще обойти каньон, перевалив через хребтик в соседнюю восточную ложбину (зелёный трек на схеме), или воспользовавшись для спуска на юг более высокой (и более восточной) точкой на водоразделе хребта. (Описание Андрея Лебедева).

Подъём на пер. Авцибель

Лагерь на пер. Авцибель

Идем по руслу. Метрах в 100 выше от нашей ночевки ручей выходит наружу. Отличные места для стоянки. Проходим мимо “Большого Пальца” (Парма-Кая). Через пару часов выходим на снег. В верхней части ущелья с бортов съезжают мокрые лавинки. Достаем лавшнуры.

С седловины свисают карнизы. Находим разрыв в карнизе и через него вылезаем на перевал. Взлет 50-70 метров 25-30 градусов. С другой стороны перевала сразу задул сильный ветер. Врываемся в склон, строим стенку и почуем.

Сбегал вверх по гребню в сторону вершины Кылды. Куда нам завтра предстоит топать. Поглядел на г. Лудут. Мы ее заявляли, как (1Б) траверс. Но по ощущениям это все (2Б-3А). В общем, от траверса отказались. Прошли 6 км.

Путь подъёма на пер. Авцибель (N21) и гребень с пер. Авцибель до г.Калды. Фото Ю.Браткова с вершины Демирказык

Подъем на предвершинное плато (точка u3, см. предыдущее фото), с которого видна вершинная башня Калды

9.05.05. Выходим в радиалку на г.Кылды. Дует сильный ветер. Маринка с Надей остались в лагере. Гребень широкий, метра 4-5, склоны пологие. Доходим до взлёта к предвершинному плато. Поднимаемся. Круто до 40-45 гр. Бросаем одну веревку. Перелезаем, спуска почти нет. Через 300-400 метров мы уже под взлетом на гребень, который ведет на вершину. Погода совсем испортилась. Вершина в облаках. Оцениваем сложность всего маршрута (от перевала до вершины), как (2Б). Поворачиваем назад. Пройденный путь, с учетом прохождения перевала Авцибель насквозь, тянет на (1Б). В лагере обедаем и начинаем спускаться вниз на зеленку. С перевала спускаемся по каньону. Снегу в нем по пояс. По указаниям Андрея Лебедева, хотели спуститься по правому борту каньона. Но это показалось невозможным. Затем идем по холмам вверх, вниз по тропе. Встречаем местных крестьян. Не спеша, доходим до села Пройдено 28 км. В селе без проблем взяли машину до Пазантов.

Вдали вершина Каранфиль

Выводы и рекомендации.

Район очень хороший. Очень красивый. Следует обратить внимание, что с северной и с западной стороны гор большие проблемы с водой. Район также высокотехничный. Линейные маршруты ограничиваются относительно небольшой площадью района. Ледников нет. Снегу здесь прилично, так, что надо подумать о лавиной безопасности. Погода бывает непредсказуемой. Не исключена многодневная пурга. Местный народ очень спокойный и мирный, проблем с ними не было.

Итого, активным способом передвижения пройдено ~ 135 км ( учитывая коэффициент 1,2).

Перевалы:

1А - 1

1Б - 3, из них 2 первопрохождения.

2А - 3, из них 3 первопрохождения.

Также радиальный выход на предвершинное плато вершины Кылды можно расценивать, как 1Б.