Новый Год 2006. ПВД с элементами ....
Предисловие Сначала я планировал небольшой лыжный поход по Приэльбрусью , но из-за отсутствия участников и знакомство с альпинистом, едущим на Новый Год в Адыл-су , и присоединением к этому безобразию простой девушки из славного города Новосибирска, пришлось изменить направленность мероприятия. Так что теперь целью стало - восхождение на Уллукару по западному контрфорсу (3А альп .) и последующее восхождение на Эльбрус, так как большинство участников мероприятия на этой Горе ещё ни разу не были. Состав команды был очень разнообразным, тут были представители трех различных школ туризма: МГТУ, МАИ и НГУ (Новосибирский Государственный Университет), а так же представитель альпинизма. Так что был богатый обмен опытом. Общение на тему подготовки к походу происходило в основном по Интернету, что давало возможность оперативно решать вопросы, возникающие в процессе сборов в горы. Но, кроме того, мы (кроме Марины, т.к. она живет в трех часовых поясах от Москвы) регулярно встречались в Москве, чтоб за кружкой пива пообщаться и обсудить накопившиеся вопросы.
24 декабря. Выезд. Садимся в поезд втроем: я, Костя, Марина. Дима летит самолетом, и мы с ним встречаемся 29 декабря в а/л Джантуган . Провожающих было негусто: моя жена и Петя Рыкалов, привезший нам накидку на спальник и айсбаль фирмы Grivel . Проводница не жаждала пускать нас с большими рюкзаками в вагон. Но, сказав, что в рюкзаке ровно 36 кг и благодаря природной наглости мы туда зашли.
25 декабря. Поезд. Все прошло мирно, не считая того случая, что один из пассажиров, упившись в усмерть , рухнул с верхней боковой полки и задел мирно спящего Костю. После падения этот пассажир продолжал спать. Альпинисты, ехавшие в этом же вагоне, убедились, что герой падения жив. По причине его не транспортопригодности до верхней полки, он был оставлен на месте падения, где мирно спал до своей станции. А так все как обычно: подшивались, ели, спали, пили пиво и снова спали…
26 декабря. Нас в Нальчике встречает водитель с оформленными пропусками в погранзону. Доезжаем до спасателей в Шхельде и регистрируемся у них. Они нас пугают непогодой, разорванностью ледопада на л. Кашкаташ , и лавинной опасностью в районе, но все же записывают нас в свою тетрадку, отмечая там свою рекомендацию не ходить этот маршрут. Садимся на машину и едем, но после моста через р. Шхельда стала сказываться летняя резина у машины. И поэтому на последующий подъем мы так и не заехали. Рассчитываемся с водителем, который одаривает нас мешком яблок. Берем наши тюки и идем вверх к кафешкам около моста через Адыл-су . Там бросаем груз, идем вверх к погранцам , стоящим чуть выше моста и проходим все формальности. Уже полдень и мы решаем пообедать и заодно подождать, вдруг кто-нибудь поедет в сторону а/л Джантуган . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наши ожидания оправдались, и нас подвозят на УАЗике до верхнего а/л Джантуган . Решаем остановиться на ночь в а/л, чтобы разобрать вещи и сделать заброску, и в свободное до темноты время идем тропить вверх по Кашкаташу . Вышли из а/л в 14-00. Надеваем снегоступы и идем через лес к гребню правой морены. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходим до камня с табличками на морене, оттуда еще протропили вверх метров 100. Путь держим по гребню морены. В 16-00 разворачиваемся и идем вниз, чтоб успеть спуститься засветло (темнеет в 17-00).Спускаемся к а/л, тут у меня ломается снегоступ . Так что вечер в а/л был занят его починкой и подготовкой к завтрашнему выходу. Перекидываем вещи, за которыми мы потом спустимся.
27 декабря С утра оставили в а/л заброску. Выход в 9-00. Идем по вчерашним натоптанным следам. За ночь следы подморозило, и они хорошо держат даже под весом рюкзаков. Идется быстро, не надо тропить. За 2 перехода доходим до конца вчерашних следов. Идти становится труднее. Кроме того, увеличивается наклон склона. Снимаю рюкзак и иду тропить без него. За переход доходим до выполаживания . Снова взбираемся на гребень морены и идем к «рыжим скалам», но тут у меня ломается второй снегоступ , так что ставим лагерь.
Вечером жутко похолодало, так что ночь была звездная, но холодная. Поэтому по просьбе Кости решено было взять с собой накидку на спальник, которая была оставлена внизу в заброске.
28 декабря. Вдвоем с Костей вышли в 8-00 и идем вниз встречать Диму (и заодно чинить снегоступ , т.к. лыжную палку, необходимую для починки можно достать только в а/л). Марину оставляем сидеть и ждать. К 9-00 спускаемся в а/л, где нас встречает Дима. Заняты работой: чиню снегоступы, разбираем заброску, собираем рюкзаки, которые оказались легче вчерашних. Идем завтракать в столовую а/л, ведь не на голодный желудок то лезть снова вверх. Завтрак просто замечательный: овсянка, масло, сыр, айран и… чебурек! Это вам не какие-то московские чебуреки из бродячих собак. А настоящий, горячий и вкусный, полный мяса с луком чебурек! В качестве компенсации Марине купили шоколадок. Так не спеша, вышли из славного а/л Джантуган в 11-00. К двум часам пришли к палатке, где нас ждала Марина и ее превосходный обед. Пообедав, в 14-00 выходим налегке и идем вверх тропить и посмотреть на ледопад л. Кашкаташ , насколько он засыпан снегом. Доходим до начала ледопада, время уже 16-30, скоро темнеет и надо идти вниз, к палатке.
29 декабря. Вышли в 8-00. Идем вверх по вчерашним следам. Стал немного отставать и тут у меня ломается, (угадайте что?) опять снегоступ . Пришлось скинуть рюкзак и догонять всех, ведь ремнабор у Кости, а без него снегоступ не чинится. Догнал как раз около взлета ледопада. Вооружившись ниткой и иголкой, стал чинить снегоступы. Хорошо, что погода была хорошая и маловетреная, пальцы рук не мерзли, почти…
Зашив снегоступ и дождавшись Костю, вместе с ним идем догонять первую связку. Задача оказалась непростая, хоть и идем по протропленным следам. Хорошо еще то, что разрывы ледопада закрыло, и снежные мосты надежно проморозило. Мы догнали первую связку как раз к обеду, к 13-00, т.е. как все вместе собрались, так и сделали обед. Достали термоса, сухофрукты, шоколад. Поев, мы меняемся местами, теперь я и Костя идем тропить.
Идем под склонами Уллукары . Вокруг неописуемая красота: все бело-черное, только небо голубое. Вольная Испания и Бжедух во всей зимней красе, позади стоит величавый Эльбрус… Но больше всего радует отсутствие следов лавин по кулуарам, спускающимся с Уллукары . Последним препятствием на пути к перевалу оказался бергшрунд , частично открытый, частично закрытый снежным мостом. По мосту без рюкзака прошел Дима, закрепил веревку. Потом с рюкзаками прошли Костя и Марина. На моей очереди терпение моста кончилось, и я угодил в бергшрунд . Первые попытки вылезти с рюкзаком успеха не дали, все-таки трудно, болтаясь в воздухе зацепиться кошками в снег и вылезти. Дождался еще одной веревки, скинутой Димой, и к ней прицепил свой рюкзак. Сразу как-то полегчало, и я быстро выбрался из берга на ту сторону, откуда начинал путь. Дальше все банально: через бергшрунд протащили два рюкзака (мой и Димин), и потом, ползя по-пластунски по снежному мосту в метре от того места, где провалился, я перелез бергшрунд . Скоро вышли на перевал, к 16-30 и поставили палатку. Поглядели куда нам лезть, почитали описания, посмотрели схемы. Смутно что-то вспомнил с 2002 года, когда я тут был летом… Посовещавшись, решили идти на Гору в альпийском стиле, без промежуточной ночевки.
План штурма горы был такой: идем в двух связках налегке. Разбивка по связкам: Леша-Марина и Дима-Костя. На связку один рюкзак. В рюкзаках пуховки, термоса и перекус. Идем до 14-00, потом, вне зависимости от того, докуда дошли, поворачиваем назад, чтобы не попасть в темноту.
30 декабря
Мы с Мариной вышли первыми. Идем с попеременной страховкой, сначала лезу я, Марина страхует, потом Марина, я выбираю веревку. Как истинный джентльмен я отобрал у нее рюкзак. Но уже через пару веревок его ей возвращаю, так как снижается темп связки: ведь первому приходится еще и тропить… Лезть вверх легко: нет рюкзаков, да и по снегу лучше идти, чем по скалам. Кроме того, камни не летят из-под ног. Летом 2002 года я тут был, так что постепенно начинаю узнавать эти места. Вспоминается маршрут, по которому лезли… Вскоре нас догоняют Дима и Костя. Мы уступаем им дорогу и теперь идем по их следам. Идти сразу стало легче, но теперь приходится их ждать, пока они не пройдут очередную веревку. К 12 часам решаем попить чаю и оставить рюкзаки на станции, чтобы увеличить темп. После перекуса идется быстрее. И кроме того, мы вылезаем на Юго-Западное ребро (жаль, что я понял это намного позднее) по которому идет маршрут 4А.
В 14 часов вылезаем на площадку, где можно всем собраться. Тут надо принимать решение куда идти: вверх или вниз. И хотя вчера решили в 14 часов развернутся вниз, тут решаем идти дальше вверх. Рельеф скального гребня все круче и круче. Встретили участок из скальных перьев. Он на нас произвел хорошие впечатления, и мы на нём проверили свою скальную технику. Ну что про него сказать: можно перефразировать Сталина «Это посильнее вершинного гребня Крупской». Ну а потом мы подошли к месту, где маршруты 3А и 4А сходятся, и тут как раз ключевой участок маршрута 3А - это скальная стенка. Дима попытался ее пролезть ее в лоб. Потом, найдя вбитый тут же крюк, приспуститься вниз и обойти стенку справа. Путь справа уже выводил бы нас на снежную шапку Уллукары … Прикинув в уме, что нужен еще часок на прохождении стенки, потом ещё полчаса (по минимуму) дотропить до вершины. Получалось, что весь путь спуска идти по темноте… И теперь надо быстро идти вниз, пока не поздно. Главное засветло пройти этот скальный гребень, ну а от рюкзаков можно медленно и печально вешать дюльферные веревки… Спускаемся осторожно. Применяем следующую тактику: первый провешивает сдвоенную веревку, второй уносит вниз сдернутую сверху веревку, а последний спускается вниз и сдергивает веревку, чтоб отдать ее дальше. Вешаем петельки из расходной веревки, и как Деды-отморозки кое-где на петлях оставляем карабины. Так что будет летом тем, кто первым пойдет этот маршрут, мы оставили Новогодние подарки. К 23 часам спускаемся на перевал. Ну вот и все, сейчас чаю и спать.
Проснулись поздно, отсыпались от вчерашнего спуска. Предпраздничный завтрак отличался изобилием. Из необъятных недр рюкзаков были извлечены банка оливок, 2 банки шпрот и банка клубники. Ко всему этому прилагался коньяк, припасенный Мариной. И хоть консервы были в перемороженном состоянии, они пошли на ура. Клубника превратилось в мороженное типа шербет, сок оливок совершил фазовый переход и теперь был снегом, а масло шпрот все-таки вмерзло в сами шпроты. Но это не мешало быть этому изобилию отличной закуской под коньяк. После завтрака и чая к нашей группе пришли силы и желание встретить Новый год внизу, в а/л Джантуган . Быстро одеваемся, связываемся и сворачиваем лагерь. Выходим в 14-00. Идем вниз по следам, которые в некоторых местах уже успело занести. Через бергшрунд перебрались быстро, но все же мой рюкзак еще раз хотел посмотреть, куда же угодил его хозяин, но был быстро оттуда извлечен. После ледопада, на месте слияния л. Кашкаташ и ледника, круто сползающего с Уллукары , имелись следы небольшого ледового обвала: ледовая крошка и куски льда различного размером от кирпича до автомобиля. А теперь угадайте, что у меня опять сломалось после ледопада? Правильный ответ: снегоступ ! Снимаю снегоступы, иду дальше без них. Идти тяжело, проваливаешься даже в подмороженных старых следах. Но идешь вниз, поэтому не так страдаешь… К 18-00 все спустились к а/л Джантуган . Там сняли номер, взяли пива и немного пришли в себя. Потом заказали на команду новогодний стол. 1 января День отдыха. Занимались бытом: подшивались, точили кошки, сушились, перекидывали продукты и т.п.
2 января. Утром в 7-00 загружаемся в машину и едем. Останавливаемся у Шхельды , где снимаемся с учета у спасателей. К подъемнику приезжаем первыми, что оправдывает наши надежды быстро и без толкотни уехать вверх. Проезжаем 2 линии подъемника и дальше едем ротраком таким образом: Дима и рюкзаки едут в нем, а остальные на своих ногах. Это для экономии денег. Ратрак завозит Диму и наши вещи на метров 50 далее Приюта 11-ти. Пока мы идем наверх, Дима находит домик, где можно остановиться, потому что стоять в палатке не хочется по двум причинам: 1) Погода. Сейчас при хорошей погоде здесь гуляет ветер, а что будет при плохой? 2) В палатке довольно тесно. В двухместную палатку Ferrino , конечно, мы влезем, но там будем ходить по головам друг друга… Закидываем вещи в домик, пьем чай. Так как погода хорошая, решаем сделать акклиматизационный выход до скал Пастухова. Одеваемся, идем. Погода хорошая, но сильный ветер. Создается ощущение, что тут ветер почти всегда, вне зависимости от погоды. Перед этим я поднялся на метров 50 навстречу спускающейся группе. У нее выяснил приятную новость: что в этом году бутылочного льда на Эльбрусе нет, его замело. Спустившись в домик, решаем завтра встать в 4-00, и к 5-00 собраться и выйти на Гору. Придется пойти по темноте ради экономии светового времени. До скал Пастухова можно идти и при свете фонариков: почти до самых скал идет накатанная ротраком дорога, а потом идти, держась скал. На скалах будем около 7-00, так что там встретим рассвет, и дальше путь будет виден.
3 января Погода не предвещала быть хорошей. Вчера вечером были звезды; ночью тоже, но меньше; под утро на небе нашлась всего парочка. Ветер оставался такой же как и вчера, так что всю ночь было ощущение, что где-то рядом ходят трамваи. С утра вышли в 5-00. Идем плотной группой по следам ротрака . К 7-00 выходим вверх, выше скал Пастухова, и тут понимаем, что погода не даст сегодня нам дороги, поэтому разворачиваемся и идем вниз, к домику. Днем погода не улучшается, стоит облачность и дует ветер. Поэтому сидим на месте.
4 января И снова подъём в 4-00 утра. Быстрые сборы и в 5-00 выходим. Идем под светом фонариков плотной группой. Холодно и ветрено, но звезды на небе радуют нас. Около 7 выходим выше скал Пастухова, где встречаем рассвет и одеваем кошки.
Дальше идем вверх, беря чуть влево. Кое-где попадаются следы, мы идем по ним. Стабильной тропы найти не удалось (ее мы нашли на спуске). Костя и Дима не выдерживают нашего с Мариной темпа, и мы решаем идти по двое, в темпе двойки. Приблизившись к седловине, мы увидели тропу, натоптанную восходителями. Она шла выше и правее, так что мы немного забрали влево при подъеме. Выйдя на тропу, идем по ней. И на седловине мы с Мариной оказываемся в 9-30. Костя и Дима отстали примерно на час. Имея такой запас по времени, решаем сходить Восточную вершину. А потом догнать их на Западной. Выше седловины уже начинает чувствоваться высота. Идти становится тяжеловато, темп снижается. Да и ещё к тому же идет резкий набор высоты. Тропа уходит влево на Западную вершину, на Восточную с седловины идет множество следов. Похоже, что тут каждый идет там, где удобнее. Лезем вверх по крутому снежному склону, кое-где приходится выходить на простые скалы. Все время кажется, что за следующим перегибом и есть вершина… Внизу увидели пришедших Диму и Костю. Они пошли на Западную. Скоро дошли до вершины. Погода хорошая, все видно, но на Западную вершину село облако. Осматриваемся, фотографируемся и идем вниз на спуск. Спустившись, немного отдыхаем, восстанавливаем силы. Пьем чай из термоса, едим сухофрукты. Отдохнув, идем вверх на Западную. Выше седловины из-за севшего на вершину облака погода сразу же портится, падает видимость, поднимается сильный ветер. Скоро встречаем Диму и Костю, идущих вниз. Обсудив ситуацию, Дима решает подождать нас на седловине, а Костя присоединяется к нам. Несмотря на падение видимости, путь на вершину хорошо читается потому, что очень натоптана тропа и есть вешки. С вешек приходится счищать снег, для лучшей видимости. В двух местах оставляем лыжные палки как вешки. Идем плотной группой в пределах видимости. И хотя Западная вершина на 21 метр выше, чем Восточная, на нее идется легче, потому что тут нет такого резкого набора высоты. На последнем участке трудно поспеть за Мариной, сказываются остатки от ее летней акклиматизации. Выходим на вершину. Сразу же устраиваем фотосессию у вершинного тура. Все кругом в сером молоке, видимость 50 метров. На наше счастье на вершине нет ветра. Так как разглядывать красоты нам мешает туман, идем вниз к седловине. На ней нас снова встречает солнышко и рюкзаки. Допиваем остатки чая и все вместе идем вниз. От скал Пастухова идем вниз каждый в своем темпе. Теперь начинает напоминать о себе высота, но мы идем уже вниз. К 16-00 приходим в свой домик. Тут нас ждет его хозяин, так что приходится немного раскошелится за ночлег. Начинаем приходить в себя после 11 часов работы на хорошей высоте и морозе. Самочувствие команды хорошее, никто не поморозился . Конечно, очень устали, но меньше чем на Уллукаре .
5 января Маршрутка из Баксана привезла нас на автовокзал рядом с рынком. Там берем такси, которое взяло нас вместе с рюкзаками, и едем в гостиницу. Водитель отвез нас в гостиницу «Фаворит», это около ипподрома, там и останавливаемся. Вечером организовали прощальный ужин. Завтра поезд.
6 января. С утра город окутало плотным туманом. Видимость метров 50. И думается, что мы это где-то на Туманном Альбионе, а не в Кабардино-Балкарии . С утра идем на рынок, закупаться продуктами в поезд. От гостиницы до рынка идти, как оказалось полчаса. Погуляв по рынку и закупившись едой, идем пешком до гостиницы, где собираем рюкзаки, разгружаем Диму - ему лететь самолетом. За час перед поездом идем ловить такси, потому что мы уже морально обленились и нам не хочется идти пешком с рюкзаками до вокзала. Да и цена такси привлекает: 30 рублей у официальных такси и 50 рублей у частников, получается (если за 30 рублей на 2х человек) на человека по 15, так же как метро в Москве. На этот раз в одну машину погрузиться не удалось, едем по двое. Ну вот и все. Прощаемся с Димой и садимся в поезд. Поход закончен.
Особенности зимнего Кавказа. Каждый раз, идя в горы, сталкиваешься с чем-то новым. Так что хочется поделиться своим опытом. Снаряжение. Помимо обычного снаряжения для горного похода, мы использовали некоторое специфическое (для классического горного туризма) снаряжение в походе. Вот субъективный отсчет о его использовании. 1. Мобильный телефон. В связи с развитием сотовой связи в Приэльбрусье, брать сотовые телефоны имеет смысл, во первых для связи группы при её разделении. Во-вторых для связи с домом. Сеансы связи лучше производить по СМС-сообщениям, меньше разряжает телефон и дешевле. Кроме того, мобильный телефон может использоваться вместо будильника. Зарядку телефона (перед или между восхождениями) можно осуществить в альплагере. У нас было два телефона Nokia 1100 и один Fillips Xenium 9@9 c . Обе эти модели телефонов имеют очень хорошие аккумуляторы. В течении всего похода (около 10 дней) дополнительную зарядку не производили. Операторы связи (в ущелье Адыл-су) это Мегафон и Билайн. Кроме того, надо чтобы у номера был заранее активирован роуминг (в горах без инструкции активировать роуминг достаточно гемморойно). Вывод: на Кавказ брать нужно! 2. GPS. Бралась только для использования при восхождении на Эльбрус, на случай чтобы при отсутствии видимости можно было вернуться по треку, записанному GPS. Но там не пригодилась, погода была хорошая. Есть смысл брать на Кавказ только на Эльбрус (да и то зимой), чтобы можно было вернуться по своим следам. Вывод: брать на Кавказ нужно только зимой и в межсезонье на Эльбрус. Для восхождений на другие вершины не требуется. 3. Часы. У Кости были часы CASIO P ro T rek PRG -50. Данные часы использовались не только для определения времени. Но и ещё для слудующих вещей: - график изменения атмосферного давления . В часах есть режим построения графика атмосферного давления, по которому можно прогнозировать погоду. Рост давления означает улучшение погоды, падение давления ухудшение погоды. Однако следует принять во внимание влияние перемены высоты при движении (например, в хорошую погоду при подъеме часы будут показывать, что давление падает). Поэтому этот график лучше смотреть после ночевки (или достаточного длительного пребывания на одной высоте), чтоб иметь краткосрочный прогноз изменения погоды. - измерение высоты . Часы измеряют высоту достаточно точно ±50 метров (по сравнению с GPS), но с другой стороны особой надобности в этих измерениях не требуется. - будильник . У нас он дублировал будильник на мобильном телефоне. - другие функции . Практически не использовались, т.к. в них не было надобности. Вывод: брать нужно, и не только в качестве часов. 4. Рация. Брали 2 рации для связи между связками и для связи со спасателями при чрезвычайных ситуациях. Использовали пару раз при общем сеансе связи. При восхождениях на Уллукару и Эльбрус для связи между связками не использовали, хотя брали с собой. При восхождении на Уллукару связь со спасателями в Шхельде есть только в нижнем течении ледника. Но большую часть зарядки рации мы израсходовали, когда на Приюте 11 слушали грузинское радио. Вывод: брать или не брать исходя из целесообразности. Достоинства: можно связаться (но не везде!) со спасателями. Недостатки: вес 300 гр на рацию. 5. Снегоступы. Без них зимой на Кавказе (за исключение – Эльбрус) очень тяжело. Вывод: необходимо брать. 6. Термос. По причине короткого светового дня зимой на Кавказе нет времени для приготовления обеда. По этому чтобы уменьшить время обеда мы брали дневной холодный перекус (сухофрукты, орехи, сникерс и мясо) и чай в термосе. По объему чая нужно минимум 0,5 литра на человека. Вывод: брать нужно. 7. Светодиодный налобный фонарь. Просто необходим в палатке для бытовых нужд: посветить в миску, найти какую-то веешь и т.п. А так же на тот случай, если вдруг придется идти в темноту. Рекомендуется вставлять перед отъездом новые батарейки, вне зависимости сколько он перед этим работал. А так же брать запасной комплект батареек. Вывод: должен быть у каждого участника. 8. Газовая лампа. Её мы брали чтобы освещать и согревать палатку. Почти ее пользовались, в связи с тем, что у каждого участника был светодиодный фонарик. Вывод: не брать. 9. Палатка. Брали две палатки: полубочку Campus, рассчитанную производителем на 3 места, хотя вполне можно жить и впятером. И двухместную (если верит производителю) Ferrino. Полубочку Campus ставили один раз, на первой ночевке. Достоинства: много места, большой тамбур; недостатки нет юбки и неудобно ставить. Палатка Ferrino: достоинства хорошая устойчивость, недостатки – теснота (для 4х человек). Вывод: надо искать легкую, устойчивую и достаточно просторную палатку. Как варианты это: – палатка фирмы «Мегатест» высотка. Достоинства: устойчивая, легко ставится. Недостатки нет тамбура и тесно для 4х человек. - палатка «Пик» (шатровая палатка со смещенным ЦК, самошив). Достоинства: легкая, просторная. Недостатки: однослойная. 10. Ледобуры. Брали в количестве, как на горный поход, по 2 ледобура на человека. Не понадобились. Из-за большого количества снега, в местах, где летом делают страховку на бурах, можно сделать страховку на ледорубе. Вывод: зимой хватило бы 2х ледобуров на команду. 11. Скальный молоток и айсбаль. Брать оба этих инструмента на маршрут не нужно. В крайнем случае крюк можно выбить ледорубом. Лучше брать айсбаль (импортный), так как он легче и в случае чего, он может использоваться как ледовый инструмент или ледоруб. Или как вариант брать ледоруб у которого вместо лопатки сделан молоток. Вывод: брать айсбаль для уменьшения веса.
Тактика восхождения. Зима вносит свои коррективы для прохождения данного маршрута. Основные влияющие факторы это: - короткий световой день. (для Новогодних праздников рассвет около 7 часов, закат около 17 часов) - снег. (глубокая тропежка) Влияние других факторов: погода, лавинная опасность, холод, и т.п. меньше влияют на скорость передвижения группы и маршрут, который группа может пройти за день. Поэтому, при подготовке восхождений зимой, необходимо вносить коррективы в летние описания альпинистских маршрутов и подходов к ним. Из-за тропежки путь (особенно наверх) будет намного дольше, чем летом. Кроме того, количество мест для постановки палатки значительно меньше, чем летом из-за возможного схода лавин. Поэтому надо тщательнее планировать дневные переходы между местами ночевок. Так же при наличии свободного светового времени при приходе к месту ночевки и постановки лагеря рекомендуется протропить без рюкзаков путь наверх, чтобы на следующий день было легче идти. Небольшой совет. Особенно предварительной тропежкой стоит заняться в первый день приезда в альплагерь, по нескольким причинам. Так как в альплагерь (Джантуган) зимой приезжаешь днем, то уже мало светового времени, чтобы идти наверх с ночевкой. А для прогулки налегке его хватит. И во время этой прогулки можно 1) натропить путь, чтобы на следующий день с грузом меньше проваливаться 2) посмотреть обстановку, что творится наверху, 3) протестировать снегоступы, и в случае чего вечером в тёплом альплагере устранить проблемы 4) получить акклиматизацию. Вечером в тепле перебрать рюкзаки и лишние вещи оставить в альплагере. И утром со свежими силами идти наверх.
Акклиматизация. Уровень физической подготовки команды, которая доросла до зимних восхождений, должен быть такой, чтобы высоты 4000-4800 метров не требовали специальной акклиматизации. (для горных походов 5-6к.с в районы Ц. Памира или Ц. Тянь-Шаня высота первого перевала на маршруте лежит в этом диапазоне) И при приезде в горы команда сразу же могла выходить на маршрут. А акклиматизацию получают при подходе на маршрут. Как сказано выше, зимой скорость передвижения резко падает, что дает возможность постепенно получить акклиматизацию в процессе медленного подхода под маршрут. Кроме того, немаловажную роль играет остатки летней акклиматизации а так же уровень физической подготовки участников.
Особенности питания. Чтобы уменьшить время обеда (и тем самым сэкономить световой день) мы обедали холодным перекусом с чаем, который с утра заливали в термоса. Как показал опыт, чая в количестве 0,5 л на человека вполне хватает, чтоб перекусить. Меньше брать не стоит (менее 400 гр), потому что за обедом им не напьешься, и больше тоже, чтоб не нести этот лишний вес. Термоса брали по 1 л, цельнометаллические с вакуумной изоляцией. Кроме того, опыт показал, что чай, для экономии светового времени лучше делать по следующей тактике. Ужин проходил так: сначала готовили кипяток и заливали чай в термоса. Потом готовили на ужин кашу, потому что у нас была 1 кастрюля на команду. Ужинали и потом с вечера (так как темнеет в 17, а спать не хочется) после ужина мы делали 2 литра чая и заливали их в термоса. С утра мы завтракали, и пили чай из термосов, а потом быстро кипятили воду и разливали по термосам на дневной чай. Чай мы брали в пакетиках, по 3 пакетика на 1 литр (термос) чая. По тому соображению, чтобы в термосе не плавала заварка, пакетики в этом отношении более удобны. Несколько замечаний по поводу завтраков и ужинов. У нас была раскладка по 600 гр/человека (учитавается чистый вес продуктов) в день. Мы дважды варили кашу и оба раза мы ее не доели. В основном мы ели: сухофрукты с орехами, батончики типа «Сникерс», шоколад (Ritter Sport), бекон. Сырокопченая колбаса тоже не пользовалась популярностью. Из этого можно сделать вывод: на восхождение длиной до 7-10 дней можно идти с раскладкой 500 гр/человека. Причем утренние и вечерние каши должны быть быстрого приготовления, по принципу залить ее кипятком и она готова. Это позволяет брать на группу 1 кастрюлю, в которой будет вариться кипяток для каши, а потом завариваться чай. Очень хороши для этой цели каши «Гала-Гала» (или каши аналогичного типа), их быстро готовить, они легкие (40 гр. на человека). Но я бы не рекомендовал ходить на них продолжительные походы (опыт показал, что в 6 к.с. этими кашками не наешься) Вот наша раскладка:
Сейчас, имея данный опыт можно было бы взять следующую раскладку:
Основные различия раскладок, это отказ от варки круп, и сознательное уменьшение веса раскладки до 500 гр.
Горелки и топливо. Еще одна проблема зимой это топливо для горелок. Мы брали мультьтопливные горелки. Основным топливом у нас был газ, пропанобутановая смесь, если верить производителю, то рассчитанная до -23С Газ брался из расчета 100 гр/чел*день, т.е. баллон 450 гр на 4х человек. Кроме того, у нас был 1 литр бензина на случай, если мы не сможем разжечь газ из-за того, что он замерзнет в баллоне. Бензином мы так и не пользовались. Нифраста в Москве купить не удалось, а разводить примус в палатке на обычном бензине не хотелось. С газом были небольшие проблемы. На ночевке не перевале Кашкаташ у нас горелка отказалась работать на одном баллоне. Пришлось этот баллон поменять. Кроме того, на морозе происходило расслоение газовых фракций в баллоне, поэтому газ в баллоне дожигался не полностью.
Команда выражает благодарность: Пете Рыкалову, Ване Коренчуку , Сане Чушеву , Илье Лосикову , Тане Байде и Сане Косикову - за предоставление снаряжения на поход. Январь 2006 Автор текста: Алексей Воробьев Фотограф: Дима Верстка:
|