Федерация туризма
г.Москвы,
Московский Авиационный
Институт
ОТЧЕТ
о горном туристском путешествии пятой категории сложности по Алтаю, совершенном с 15..08 по 02.09.2001 г.
МАРШРУТ:
Москва - Барнаул - Кош-Агач - р.
Талдура-пер.-Карагем (н/к. 2850) - р.Йолдайры - пер.Анитим (1Б. 3100) -
р.Оштуайры- пер.Тюнь Вост.(2Б. 3300 ) -. Р.Тюнь - Пер. Тронова (2А. 3400) - п.
Иикту (3772,3. ЗА) - пер. Талдуринский (1Б, 3300) - пер.Химик (2А.3600) - пер.
Переметный (1Б. 3250) - р. Атбажи -р.Прав
Карагем - пер 60 лет Октября (ЗА,3700) – Вершина 4124 (2Б. 4124)радиально -
лед. Маашей - р.Маашей - пос. Чибит - Барнаул - Москва
Маршрутная книжка
- 1/3-505
Руководитель группы – Геров Илья Валерьевич.
Адрес руководителя
- 115583, Москва, ул.Ясеневая, д.28, кв.299.
СОДЕРЖАНИЕ.
Календарный график движения на активной части маршрута
2.
3.
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ.
1.1. Паспорт
маршрута.
1. Район путешествия -
Алтай (Северочуйский и Южночуйский хребет).
2. Вид туризма -
горный.
3. Организация,
проводившая путешествие
- спортклуб МАИ, МГЦТК.
4. Категория сложности -
5.
5. Количество участников - 8.
6. Руководитель -
Геров Илья Валерьевич.
7. Заявочные материалы рассмотрела -
МКК МГЦТК.
8. Маршрутная книжка -
1/3-505.
9. Сроки активной части похода -
17.08.2001 - 31.08.2001.
10. Продолжительность
активной части похода
- 16 дней.
11. Количество дневок -
0.
12. Длина маршрута -
174 км.
13. Суммарный набор высоты - 6910 м.
14. Максимальная высота -
4124 м.
Нитка активной
части маршрута:
Москва - Барнаул - Кош-Агач - р.
Талдура-пер.-Карагем (н/к. 2850) - р.Йолдайры - пер.Анитим (1Б. 3100) -
р.Оштуайры-пер.Тюнь Вост.(2Б. 3300 ) -. Р.Тюнь - пер. Тронова (2А. 3400) -п.
Иикту (3772,3. ЗА) - пер. Талдуринский (1Б, 3300) - пер.Химик (2А.3600) - пер.
Переметный (1Б. 3250) - р. Атбажи -р.Прав
Карагем - пер 60 лет Октября (ЗА,3700) – Вершина 4124 (2Б. 4124)радиально -
лед. Маашей - р.Маашей - пос. Чибит - Барнаул - Москва
Список
пройденных перевалов и вершин:
пер.-Карагем (н/к. 2850)
пер.Анитим (1Б. 3100)
пер.Тюнь Вост. (2Б. 3300 )
пер. Тронова (2А.
3400)
п. Иикту радиально (3772,3.
ЗА)
пер. Талдуринский (1Б,
3300)
пер.Химик (2А.3600)
пер. Переметный (1Б.
3250)
пер 60 лет Октября (ЗА,3700)
Вершина 4124 радиально (2Б. 4124)
№ |
Ф.И.О |
Год рожд. |
Место работы, должность, |
Домашний адрес, тел. |
Туристская подготовка |
Обязанности в групе |
1 |
Геров Илья Валерьевич |
1972 |
МНИИПУ вед. Инженер 135-5295 |
Москва, ул. Ясеневая, д. 28, кв. 299, т. 398-1919 д. |
4 рук. Памир, 6 у Памир, 6у Китай Кунь-Лунь |
руководитель |
2 |
Амирахнян Наталья Владимировна |
1975 |
Центр Келдыша, научный сотрудник 456-0058 |
Москва, Проспект Мира, дом 54, кв 34 |
4 у. Горн. Памир. |
завхоз |
3 |
Гатилов Александр Викторович |
1975 |
МНПО Чернышева Технолог |
Г. Красангорск, 6-225 |
3у горн. Памир |
|
4 |
Губергриц Семен Самуилович |
1964 |
Фирма «Танго» менеджер |
Гюнтен штрассе, 46, 121-07, Берлин |
6у горн. Памир, 3р. Горн. Алтай |
|
5 |
Дмитриев Алкесей Владимирович |
1973 |
ООО «Микрос» вед. специалист |
Пушкинский р-он, пос. Тарасовка, 25/1-22 |
3у горн. Кавказ |
Снаряженец |
6 |
Ефимова Анна Алексеевна |
1976 |
ЗАО «Тубус-пласт-инвест» гл. бух. |
Мос., ул. Демьяна Бедного, 20-4-48 195-84-57 |
3у горн. Кавказ, 4у горн. Пол. Урал (пер 2А, каньон 2Б) |
Медик |
7 |
Лаврентьев Павел Игоревич |
1974 |
ЗАО Полярис Текнолоджи, менеджер |
Москва, ул. Илимская, дом 2-В, кв 148. |
4у Памир |
ремонтник |
8 |
Обухова Надежда Владимировна |
1979 |
Гидромедцентр |
Мос., Тухачевского, 40-2-29 |
4у горн Кавказ |
|
1.3. Профиль маршрута
на активной части маршрута
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
|
Км (пешком |
Способы передвижения |
15.08-16.08 |
0-1 |
Москва-Барнаул-Акташ |
|
|
Само-лет.авто |
17.08 |
2 |
Акташ-Кош-Агач-верх р. Талдура-пер. Карагем (н/к, 2850), р.Йолдайры |
+650 -200 |
12 |
Авто, пешком |
18.08 |
3 |
р.Йолдайры-р.Калан-Агач |
-600 +480 |
18 |
пешком |
19.08 |
4 |
р.Калан-Агач-пер.Анитим (1Б,3100)р.Оштуайры |
+540 -440 |
10 |
пешком |
20.08 |
5 |
р.Оштуайры- пер.Тюнь Вост.(2Б. 3300 )-Ледн. Под перевалом |
+960 -150 |
10 |
пешком |
21.08 |
6 |
подх под пер.Тронова - Пер. Тронова (2А, 3400) |
-350 +580 |
3 |
пешком |
22.08-23.08 |
7-8 |
г. Иикту (3936, ЗА) радиально |
+540 -540 |
9 |
пешком |
24.08 |
9 |
Верх. Плато лед. б. Талдура-связка пер. Талдуринский (1Б, 3300) пер.Химик (2А,3600) и пер. Переметный (1Б, 3250)-р. Атбажи |
-400 +500 -1200 |
12 |
пешком |
25.08 |
10 |
р. Атбажи - р.Прав Карагем (подх. под пер 60 лет Октября) |
-600 +100 |
20 |
пешком |
26.08 |
11 |
Подъем на пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) |
+1100 |
9 |
пешком |
27.08 |
12 |
Отсидка в непогоду (Высота 3100 м.) |
- |
- |
- |
28.08 |
13 |
пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) - Вершина 4124 (2Б. 4124)радиально |
+700 +350 -350 |
7 |
Пешком |
29.08 |
14 |
спуск с пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) -лед. Маашей |
-1450 |
3 |
Пешком |
30.08-31.08 |
15-16 |
лед. Маашей-р.Маашей- поc. Чибит |
-1600 |
35 |
Пешком |
1.09 |
17 |
Чибит-Барнаул |
|
|
Авто |
2.09 |
18 |
Барнаул-Москва |
|
|
Самолет |
Итого активными способами
передвижения: 145*1,2= 174 км.
2. КРАТКИЙ
ДНЕВНИК ПОХОДА И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ
15-16 августа. Подъезды.
15 августа наша группа вылетела из аэропорта Внуково рейсом Москва -
Барнаул. Полеты в Барнаул осуществляет авиакомпания "Сибирь".
Основное достоинство этой компании в том, что она перевозит бесплатно багаж
весом до 30 кг.! К тому же при покупке групповых билетов даются существенные
скидки.
Подъезды от аэропорта до места старта нам помогла осуществить фирма
"Алтур" под руководством Колчевникова Михаила. Эта фирма готова
обеспечить заезды в любой уголок Алтайского края за вполне умеренную цену (6000
р. на 8 чел. при 1$ = 28р.) для групп с любым количеством участников.
Координаты фирмы: т. (3852) 231698, т./ф. (3852) 230369, E-mail: altmisha@altgate.altai.ru
И так мы прилетели в Барнаул в 6.15 по местному времени, или в 3.15 по
Москве. У самолета, как говорится, их встречала торжественная делегация. Фирма
"Алтур" предоставила в наше распоряжение Комфортабельный микроавтобус
"Мерседес" (
По поводу закупки продуктов. В Барнауле, для экономии времени, нет
смысла ждать открытия магазинов, лучше купить продукты в Горноалтайске.
Ассортимент и цены такие же как в Москве.
Прибыв в Горноалтайск, в 11.30 мы закупили продукты, отправили
телеграммы о начале похода, не спеша пообедали и двинулись в дальнейший путь.
Ночевали на берегу р. Чуя чуть выше пор. Бегемот (места проведения соревнований
"Чуя-ралли").
Если сэкономить время на закупке продуктов и обеде можно доехать до
Бельтира за один день, но тогда придется
ночевать на окраине поселка, что не отвечает правилам техники безопасности в
Азии, или искать ночлег в самом поселке, что тоже не вполне удобно на ночь
глядя.
О транспорте можно договориться напрямую с водителем, что будет
несколько дешевле. Обратная дорога нам
обошлась в 5000 р.
Контактная информация: Барнаул т. (3852) 248237 Волков Павел.
Мкроавтобус «Мерседес» 10-11 мест + прицеп.
17 августа. Карагем (н/к,
2850).
Семнадцатого числа выехали в 8.15 и через три часа мы были в Бельтире.
Там нас передали под попечительство председателя вновь образовавшейся
туристической фирмы ООО "Карагем" Обулова Валерия Николаевича. Фирма
строит на Карагемской поляне турбазу. Предупредить заранее о визите можно по
адресу:
649789, Республика Алтай, Кошагачский р-он, село Бельтир, ООО
"Карагем", Обулов Валерий Николаевич.
Или связаться по телефону через комитет по туризму Кошагачского р-на
через Сахарянова Аманжола Ижитаевича.
В 15.00 мы сели в ГАЗ-66 (
Итак, мы начали подъем на перевал
в 16 часов 30 минут. По дороге, ведущей через перевал, за полтора часа чистого
ходового времени, с получасовым перерывом на обед(
18 августа. р.Йолдайры - заброска - р.Калан-Агач
Мы продолжаем путь с полным весом на Карагемскую поляну к месту
заброски. Из пол перевала вышли в 8.00. Виной столь поздних выходов бала
китайская электроника в виде будильника, который хоть и не отказывался работать
в суровых условиях высокогорья, но звучал крайне тихо.
По дороге, за четыре перехода по 40 мин., пройдя 11 км. и сбросив 600
метров, мы вышли на Карагемскую поляну в 13.30. На протяжении этого пути дорога
два раза пересекает реку, образуя два несложных брода(фото 4).
На поляне, на месте будущей базы, живет семья алтайцев. Уже построен
небольшой дом для хозяев, баня и стоит юрта для гостей. Пока наш народ
занимался перепаковкой продуктов, хозяин показал место переправы - две упавшие
в каньоне поперек реки лиственницы,
примерно 500 м. выше по течению. При отсутствии это переправы можно
переправиться в месте , где река разбивается на несколько рукавов до слияния с
р. Карагем. Заброску мы оставили в юрте (совершенно бесплатно). На базе всегда
можно купить баранину и, если завезут, овощи и зелень.
Без труда переправившись по бревнам и пройдя с облегченными рюкзаками
около полутора километров вниз по течению по левому берегу, в 14.20 мы встали
на обед. Выход с обеда в 15.10
После обеда за один сорокапятиминутный переход мы подошли к р.
Калын-Агач. Идти стоит, прижимаясь к склонам левого борта Карагемской долины т.
к., ближе к реке долина заболочена. Подойдя к
р. Калын-Агач мы пошли вверх по течению. Если подниматься по правому
орографическому берегу реки, то придется делать довольно утомительный обход
прижима. Поэтому под прижимом у нас была четвертая за этот день переправа(фото 5). Дальнейший подъем идет вдоль реки по
лесу. Следует отметить, что долина довольно узкая и места для стоянок в зоне
леса найти трудно.
От места переправы нам понадобилось три перехода по 40 минут, чтобы достичь
границы зоны леса. Переправившись по бревну на правый берег, мы разбили лагерь
на каменистой террасе, примерно в 19.00.
За день пройдено около 20 километров. От р. Карагем набор высоты
составил 480 м.
19 августа. р.Калан-Агач-пер.Анитим (1Б,3100) -
р.Оштуайры
Выход на маршрут в 7.40 по местному времени.
Продолжаем подъем к перевалу Анитим (1Б,3100)
по правобережным моренам долины р. Калын-Агач. Выше зоны леса морены покрыты редким
кустарником, основу которого составляет смородина самых разнообразных сортов.
Учитывая, что поход проводился в конце августа, Кусты были обильно покрыты
спелыми ягодами. Это обстоятельство несколько затрудняло наше передвижение.
Несмотря на это мы подошли под перевальный взлет к 11.00, пройдя четыре
перехода по сорок минут. Перевальную седловину из долины р. Калын-Агач не
видно. Попасть в северный цирк перевала Анитим
можно поднявшись по правобережным моренам в висячую долину, находящуюся
непосредственно под перевалом. В этой долине прекрасные места для стоянок с
травой и чистой водой. Отсюда хорошо виден перевал(
Подъем на перевал занял 1 ч. 30 мин. На
перевале(
С перевала открывается панорама на истоки р.
Оштуайры. Хорошо видны перевалы Талдуринский(1), Тюнь Вост.(2), Мрачный(3) (
Если смотреть на перевал Анитим с юга
логичнее смотрится восточная седловина, которая несколько ниже западной (не
путать с перевалом Талдуринский!)
Спуск с перевала на юг мелкая осыпь крутизной
30 град.(
20 августа. р.Оштуайры- пер.Тюнь Вост.(2Б. 3300 )-Ледн.
Под перевалом.
Ранний выход 6 часов 20 мин. Продолжаем путь
к перевалу Тюнь Вост. Идет мелкий, но частый дождик. Сильно замедляет движение
мокрый лишайник, покрывающий камни морен. Через два с половиной часа вышли на
ледник, ведущий к перевалу. Дождь сменился на мокрый снег, в лицо задул резкий
южный ветер. Пришлось вернуться в карман правобережных морен ледника, поставить
палатки и пережидать непогоду. С 10.30 до 14.00 – отсидка. За это время мы
успели пообедать.
Выход в 14.00. За полтора часа по открытому
леднику с неглубокими трещинами подошли под перевальный взлет. Ледопад на
перегибе ледника обошли справа и вышли в цирк перевалов Тюнь Вост.(1) и Мрачный(2)(
Под перевальным взлетом обвязались, одели
кошки и в 16.15 начали подъем на перевал (фото 12).
Первая часть перевального взлета до берга –
закрытый ледник с засыпанными трещинами, крутизна склона до 30 град.
Прохождение в связках. Преодоление
берга(
После ледового участка выход на скальный
пояс, который представляет из себя разрушенные скалы крутизной 35 – 40 град. Далее
выход на перевальную седловину. На седловину вышли в 22.30, в сумерках. Тура не
обнаружили. Перевальная седловина представляет из себя острый скальный гребень.
Мест для палаток нет.
Спуск с перевала на юг в верхней части –
монолитные скалы (бараньи лбы) крутизной 40 град. Далее переходят в разрушенные скалы крутизной 30 град. Ниже начинается снежный склон, постепенно
выполаживающийся и переходящий в закрытый ледник (
По нашим оценкам сложность
перевала занижена!
21 августа. Подход под пер.Тронова - Пер. Тронова (2А,
3400).
С утра плотный туман(фото 145).
Поэтому вышли поздно, в 10.00, когда видимость увеличилась до 100 м. Спускаемся
вниз. Облака постепенно поднимаются открывая нам седловину пройденного перевала.
За час дошли до красивого озера (отметка
высоты на карте 2765,8). Озеро обрамлено монолитными скалами, вода бирюзового
цвета. Красивый вид на юг. На берегу есть места для палаток (
Полчаса отдохнув на озере мы, обогнув
северный отрог г. Иикту, вышли в карман
правобережных морен ледника, стекающего из под пер. Тронова. Здесь мы встали на
обед, примерно в двух километрах от перевала. Время прохождения от озера до
места обеда – 2 часа. Пока мы отдыхали облачность поднялась выше 3500 м. и нам
открылась седловина перевала Тронова (2А, 3400) (фото 18). Перевал
имеет две седловины, восточную и западную. Западная седловина, как в
последствии будет видно с Талдуринского ледника, ложная. Подход под перевальный
взлет у нас занял 1 час. Подъем же на саму седловину перевала еще два часа.
Южный склон перевала внизу – это осыпь средних размеров, крутизной 30 град.(фото 19) Выше начинаются разрушенные скалы. Перед
самой седловиной крутизна склона увеличивается до 40 град. здесь мы провесили
40 м. вертикальных перилл. На седловину мы вышли в 18.30. (
22 августа. г. Иикту (3936, ЗА) радиально.
На этот день были запланированы установка
базового лагеря на верхнем плато л. Большая Талдура и обработка нижней части
маршрута подъема на вершину по восточной стене п. Иикту.
Выход в 7.30. Переставили лагерь на один
километр южнее на верхнем плато. В 10.30 вышли на обработку маршрута.
Характер склона ( фото 23).
Склон скально-снежно-ледовый. В нижней части
подрезан двумя бергами. Ниже первого берга снежный склон до 35 град. Выше
начинается ледовый склон крутизной до 60 град.
в средней части. В верхней части выполаживание до 40 град. Перед выходом на гребень путь преграждает
скальный пояс. Это разрушенные скалы крутизной 40-50 град. Много «живых»
камней. Это самое неприятное место на подъеме. Далее сам выход на гребень –
снежный склон 45 град.
Начало подъема мы осуществили правее основных
разрывов бергов, там, где они пересечены снежными мостами. До нижнего берга
подошли в связках. Далее провесили 170 метров вертикальных перилл
(40+40+40+50). Таким образом мы, неспеша, обработали часть маршрута до нижних
скал (см. фото). Вся работа заняла промежуток времени с 10.30 до 14.30.
Далее была полудневка. Погода отличная. Ясно,
солнце, умеренный ветер.
23 августа. г. Иикту (3936, ЗА) радиально.
На этот день были запланированы радиальные
восхождения на п. Иикту (3772,3) и г. Иикту (3936,1).
Выход в 6.45. Видимость хорошая, облачно,
умеренный ветер.
Быстро пройдя по провешенным периллам
обработанную часть маршрута, мы провесили еще 480 м. вертикальных перилл (8 х
40 м.) и в 11.30 вышли на гребень (фото 24).
При подъеме следует опасаться отдельных камней из скальных кулуаров,
находящихся справа по направлению движения. Далее мы продолжили движение по
гребню на север в сторону п. Иикту с попеременной страховкой по снежному
участку гребня. На скальном участке непосредственно перед вершиной было
провешено 70 м. горизонтальных перилл (40+30). Тур на вершине находится под
триангуляционным знаком (
Сняв записку, мы вернулись к месту подъема и
продолжили движение по гребню на юг в сторону г. Иикту. Пройдя около 200 м. с
попеременной страховкой было принято решение о прекращении восхождения на
вершину и спуске в базовый лагерь. Погода тем временем совсем испортилась. Пошел
снег, видимость упала практически до нуля.
Спуск с гребня начали в 14.00. В базовом
лагере были в 18.30. За время спуска выпало около 15 см. свежего снега, что
создавало лавинную опасность на склоне.
По сравнению с описаниями прошлых лет снег на
восточной стене п. Иикту практически отсутствовал.
24 августа. Верх. Плато лед. б. Талдура-связка пер.
Талдуринский (1Б, 3300) пер.Химик
(2А,3600) и пер. Переметный (1Б, 3250)-р. Атбажи.
Выход в 7.45. В связках, по плотному фирну,
без проблем прошли зону закрытых трещин, разделяющих верхнюю и нижнюю части
ледника Большая Талдура, и вышли на пологий открытый ледник.
8.45 развязались и направились в сторону пер.
Талдуринский (1Б, 3300). Подъем на перевал – осыпной склон 35 град. (
Подъем на пер.Химик (2А,3600) по некрутому
скально-осыпному гребню (набор высоты 400 м. смотри фото) и, далее, спуск на
саму седловину примерно 100 м. На перевале были в 12.30. Здесь устроили перекус
и обвязались (
Далее продолжили спуск по линии падения воды.
Преодолели засыпанный берг с попеременной страховкой. Крутизна склона 30-40
град. Склон снежный, к низу постепенно выполаживается и переходит в закрытый
ледник. Мы пересекли закрытый ледник и вышли на седловину пер. Переметный в
15.00. Седловина представляет собой переметный открытый ледник с редкими
трещинами, которые легко обходятся (
Спуск с перевала на юг в самой правой,
пологой, части ледника. Левая часть обрывается вниз красивым ледопадом (
Дальнейший спуск в долину р. Атбажи по
открытому леднику без трещин. В этот день мы дошли до красивого озера,
находящегося на террасе левого борта долины. Отметка высоты 2831,7. Встали на
ночевку в 18.00.
25 августа. р. Атбажи - р.Прав Карагем (подх. под пер
60 лет Октября).
С легкими рюкзаками мы идем к заброске. Выход
в 7.30. По левому берегу реки за два перехода по 50 мин. мы достигли зоны леса
(
26 августа. Подъем на пер 60 лет Октября.
С утра, в 7.30, мы легко переправились через
Лев. Карагем по бревну, которое вечером было залито водой. Быстро найдя тропу,
мы двинулись дальше вверх по левому берегу р. Прав. Карагем. Через два перехода
по 40 мин. у нас была еще одна переправа через крупный левый приток. Это,
пожалуй, единственный ориентир по которому можно попасть в висячую долину и,
далее, на пер 60 лет Октября.
Перейдя приток по бревнам, мы стали подниматься вдоль его правого берега
по крутому курумнику средних размеров. Здесь нам путь преграждали заросли
колючего кустарника, усыпанных ягодами шиповника, крыжовника, малины,
смородины, барбариса и ещё чего-то…
Однако за два часа мы набрали 450 м. по
вертикали и в 11.00 были в висячей долине. Пройдя еще полтора километра до
языка ледника мы в 11.30 встали на обед. Здесь еще возможна готовка на дровах,
и на обед у нас был «Большой компот» из свежесоранных ягод.
От места обеда начинается подъем на ледник.
Ледник открытый редкие неглубокие
трещины. По леднику набрали еще 400 м. и обогнули вершинку 2844 (фото 33). За ней выход на морены правого
борта по которым обходятся две основные ступени ледопада. Однако сверху видно,
что попасть на эти морены можно обойдя вышеуказанную вершинку слева по осыпному
склону. На фотографии этот путь указан пунктиром. Пользоваться этим маршрутом
лучше при спуске к Карагему. (фото 34).
На уровне второй ступени морены переходят в
несложный гребень, состоящий из разрушенных скал. Перед этими скалами последнее
место для стоянки перед очередным резким набором высоты. Там мы и заночевали в
17.00, разровняв за полчаса места под
палатки. До воды на леднике 50 метров.
27 августа. Отсидка в непогоду (Высота 3100 м.).
Сегодня никто никуда не идет. С утра дождь, к
обеду снег. И так до 16.30. Видимость очень плохая, просто плохая.
28 августа. пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) - Вершина
4124 (2Б. 4124)радиально.
Выход 8.00. За 45 мин. по скальному гребню
поднялись на уровень второй ступени ледопада (фото 35). Далее
движение в связках. Поднялись по ледовому склону без трещин, присыпанному
свежим снегом (крутизна 40 град.), выше второй ступени ледопада и вышли в район
верш. 3374,5.
Отсюда хорошо виден перевал и начинается
пологий закрытый ледник В самом начале продвижения к перевалу пересекли зону
крупных полузакрытых трещин. Дальше начинается тропежка по плато. За последние
сутки выпало примерно 40 см. осадков. Наверху все это лежало в виде свежего
снега. Первая связка тропила без рюкзаков, затем возвращалась, а тем временем
тропила следующая. И так на протяжении 1,5 км. до самого перевального взлета.
На перевальной седловине были в 14.00. Седловина находится восточнее небольшой
снежной вершинки 3936,7 м. Спустившись, немного, на плато (фото 36) мы установили палатки и перекусили. На Маашей в этот идти было уже
поздно, хотелось оставить один запасной день на преодоление ледопада 3А к.с.
Поэтому было принято решение сделать радиальное восхождение на вершину 4123,7
м.
Мы стартовали в 15.00. В связках, с
попеременной страховкой (снежный склон до 45 град), вышли на восточный
снежно-ледовый гребень вершины (
29 августа. спуск с пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) -лед.
Маашей
Выход в 8.00. Фирн с утра жесткий, хорошо
держит. За 1 час, придерживаясь правой части ледника, подошли к началу
ледопада, оставив слева зону крупных трещин. Верхняя часть ледопада представляет
собой полузакрытый ледник с крупными трещинами. В верхней части некоторые из
них пересекают весь ледник от борта до борта. Прохождение возможно в первой
половине дня по снежным мостам с попеременной страховкой, пока не раскис фирн.
Далее следует придерживаться правой части ледопада. Большинство трещин забито
обломками больших ледовых обвалов с правого борта. Далее ледник поворачивает на
юго-восток и выполаживается. Здесь начинается открытый ледник и основные
трудности при спуске. Дальнейшее прохождение, придерживаясь правого борта там
где часть трещин завалена ледовыми обломками. Ближе к второй половине дня
следует опасаться камнепадов и небольших лавин с левого борта ледника,
освещенного солнцем (
На пологой части открытого ледника начинается
серия крупных разломов, которые на удается пройти по мостам или перемычкам (
Прохождение ледопада, от момента выхода с
утра и до прихода на место ночевок, заняло 12 часов ходового времени, сброс
высоты 1200 м. Провешено, в обшей сложности, 305 м. горизонтальных, наклонных и
вертикальных перилл. Примерный путь прохождения нижней части ледопада на фото 44.
Ледовая обстановка, по сравнению с описаниями
1999 и 2000 годов, в данном ледопаде, явно ухудшилась. Появились новые большие
разломы, а старые стали значительно шире.
30 августа. лед. Маашей -р.Маашей.
Выход в 8.30. За 45 мин. пересекли лед.
Маашей (здесь он очень ровный, без трещин и скользкий, так, что без кошек идти
невозможно) и вышли на морены левого борта. Здесь начинается хорошая тропа,
обозначенная турами. С морен открывается красивый вид на л. Маашей, это
достаточно узкий гладкий четырехкилометровый язык. Он совершенно белый, без
трещин и заканчивается практически в зоне леса без всяких оконечных морен.
По тропе, идущей вдоль левого берега р.
Маашей, мы за два с половиной часа дошли до озера, образованного моренной
плотиной в южной его оконечности. На озере, в 12.00, мы устроили обед. Следует
отметить, что места для стоянок есть только выше или ниже озера т.к. с боков
оно плотно сжато скалами.
После обеда по той же тропе мы за 3 часа
дошли до левого притока Маашея р. Кара-Кабак. И в 17.00, на хорошо
оборудованных стоянках, мы встали на
ночлег. По пути и на месте нашего
лагеря мы собрали хороший урожай кедровых шишек (
31 августа. р.Маашей - поc. Чибит
Выйдя с места нашей стоянки в 8.30 и перейдя по бревнам р. Кара-Кабак мы ,любуясь красотами Алтая,
двинулись к пос. Чибит, где нас должна была встретить машина. К 10.00 мы
подошли к р. Карасу. Вода в ней вовсе не черная, как следует из названия (Кара
– черный, Су - вода), а очень даже чистая и приятная на вкус. Здесь стоит
запастись содой т.к. до самого Чибита хорошей воды не будет. Воды можно набрать
у моста через Чую, он она вряд ли питьевая. Дальше Чуя течет в каньоне и спуск
к ней до самого Чибита затруднен.
От Карасу начинается хорошая грунтовая
дорога, по ней до Чуи мы дошли за 1
час. Далее дорога поворачивает на запад, идет по травянистым террасам правого
берега метрах в трехстах выше Чуи.
От моста через Чую до поселка Чибит мы дошла
за 4 часа. Не доходя метров 500 до поселка есть хорошие места для ночевок. Эти
лужайки на берегу реки хорошо видны с дороги в
Чибин, но укрыты от поселка лесистым отрогом.
1, 2 сентября. Отъезды.
С утра мы встретились с нашим водителем и направились в Барнаул. В городе
мы были вечером. Есть небольшая тонкость, которую при договоре с водителем
нужно учитывать. Дело в том, что аэропорт расположен в 15 км. от города. И
нужно заранее уточнить куда вас повезут, иначе доставка в аэропорт будет
оплачиваться дополнительно. Если хотите купить какие-то продукты, то лучше это
сделать по дороге. Ночью в аэропорте магазины не работают.
Самолет вылетает из Барнаула в 8.00 по местному времени, а прилетает в
Москву в 10.00 по московскому времени, хотя в полете вы находитесь 4 часа. Сказывается
разница в часовых поясах.
3. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА
3.1. Питание в
походе
Раскладка ( на
16 дней ).
1
этап 2 этап
[г./чел] [г./чел.]
Завтрак.
Гречка
2 раза 70
г. 80 г.
Рис
2 раза 70
г. 80 г.
Геркулес
4 раза 60
г. 70 г.
Картофельное пюре
3 раза 57 г. 67 г.
Рожки
3 раза 71.5
г. 83 г.
Манка
1 раз 70
г. 80 г.
Молоко в кашу
12 раз 35
г. 28 г.
Сыр (в рожки)
3 раза 40
г. 40 г.
Изюм (в рис,манку) 3
раза 20 г. 30 г.
Колбаса
10 раз 45
г. 45 г.
Сыр
5 раз 45
г. 45 г.
Обед.
Суп 15 раз 48
г. 40 г.
Колбаса
5 раз 45
г. 45 г.
Сало
5 раз 45
г. 52 г.
Рыба
5 раз 64
г. 75 г.
Ужин.
Гречка
5 раз 90
г. 100 г.
Рис
4 раза 90
г. 100 г.
Макароны
4 раза 90
г. 100 г.
Картофельное пюре
2 раза 60 г. 70 г.
Каждодневные продукты.
Соль 9
г. 11 г.
Чай 9 г. 11 г.
Сахар 67
г. 77 г.
Сухари 60 г. 60 г.
Масло топленое 10 г. 20 г.
Мясо на ужин 60 г. 70 г.
Сладости на ужин
45 г. 52.5 г.
Добавки ( указан вес на весь поход ).
Курага 6.0
кг
Изюм 0.5
кг
Лимоны в сахаре 3.6
кг
Сублимированное мясо в суп 0.5 кг
Кетчуп 2.0
кг
Лук 0.7
кг
Чеснок 0.7
кг
Специи ( аджика, чилийский
соус, перец,...) 0.5
кг
Грецкие орехи 1.0
кг
Средний
вес раскладки: 657 г/(чел.день).
Замечания. В
длительном горном походе происходит постепенное вымывание из организма важных
для жизнедеятельности микроэлементов. Необходимый для нормальной работы сердца
калий пополнялся, главным образом, при потреблении кураги. Возможный дефицит
йода устранялся йодированной солью, а дефицит кальция - сухим молоком.
Нарушение
кислотно-щелочного баланса ( “высокогорное защелачивание” организма )
ликвидировалось употреблением лимонов в сахаре. Находкой оказался кислый и богатый
витамином “С” красный чай (каркаде и суданская роза).
Чтобы питание
казалось более разнообразным активно употреблялись специи. Особенно радовали
чилийский соус и самодельная аджика.
Для экономии (
на стоимости провоза багажа ) часть продуктов закупалась в Горноалтайске, а
развешивалась на первой нашей ночевке. В Москве закупались, прежде всего, те
продукты, которые требуют предварительной обработки: вываренное в сале (в
течении 6-ти часов) мясо, лимоны в сахаре, сухари. Кроме того, в Москве
закупался предполагаемый азии дефицит: специи, сублимированное мясо, топленое
масло, чай, супы, сыр, колбаса, рыба, сало, картофельное пюре, качественные
макаронные изделия. Остальные продукты закупались на месте.
3.2. Медицинское обеспечение
Многодневные
спортивные походы в условиях высокогорья при полной автономии группы требуют
серьезной разноплановой медицинской подготовки. Следует понимать, что возможные
заболевания, травмы, экстремальные отрицательные воздействия природно-климатических
факторов и экстремальные физические нагрузки, практически неизбежны в
спортивных походах высокой категории сложности.
Медицинская
подготовка к походам 4-5 к/с должна включать в себя: предпоходную подготовку
организма каждого участника, формирование походной аптечки, специальную
подготовку медика группы.
В части,
касающейся предпоходной подготовки участников, следует отметить положительный
опыт употребления в течении последнего ( перед походом ) месяца таких
общеукрепляющих препаратов, как оротата калия, глюконата кальция, гемостимулина
и поливитаминов. Употребление поливитаминов необходимо и в течении всего
похода. На этапе акклиматизации крайне важен витамин “С” ( до грамма в сутки в
первые дни похода ). Важно, чтобы участники выезжали в поход здоровыми и не
переутомленными. За один месяц до похода рекомендуется прекратить тренировки, и
вести здоровый образ жизни.
Приведем
список походной аптечки. Сокращение “ст.” (стандарт) означает стандартную
бумажную упаковку таблеток ( чаще всего, 6 или 10 штук ).
1.
Сульфамеламиды
Стрептоцид 3 ст.
Сульфадиметоксин 3 ст.
Сульгин 5 ст.
Бисептол-400 3 ст.
2. Антибиотики
Гентамицина сульфат 20
ампул (4% ,2мл.)
Тетрациклин 6 ст.
3.
Антигистаминные
Димедрол 1 ст.
Супрастин 3 ст.
4. Анальгетики
Анальгин 6 ст.
Спазган 5 ампул
5мл.
Баралган 10 ампул 5мл
5.
Спазмальгетики
Но-Шпа 1 банка
6.
Психотропные
Реланиум 1 ст.
7.
Сосудорасширяющие
Ксатинола-никотинат 2
ст.
Трентал 1 банка.
8.
Стимулирующие
Нитроглицерин 1 ст.
Валидол 1 ст.
Кофеина
бензонат натрия 10 ампул (10%, 1мл.)
Эфедрин 2 ампулы
(5%, 1мл.)
Адреналина гидрохлорид 3 ампулы (0,1%, 1мл.)
9. Специальные
Преднизолон 3 ампулы 25мг.
10. Мочегонные
Триампур
композитум 1 банка
Гипотиазид 1 ст
11. Снотворное
Радедорм. 1 ст.
12.
Желудочно-кишечные
Иммодиум 1 банка
Дигестал 3 ст.
Левомитицин 5 ст.
Активированный
уголь 5 ст.
13.
Успокаивающее
Экстракт
валерианы 1 банка
14. Разное
Раствор
аммиака 1 ампула (10%,1мл.)
Новокаин 20 ампул (0,5%,10мл.)
Реопирин 1
ст.
Ибупрофен 1 банка
Бромгексина гидрохлорид 5 ст.
Сол-Сулфацыли-натрии 2 капсулы 30%
Аспирин 5 ст.
Фалиминт 5 ст.
Кальция
глюконат 6 ст.
Цитрамон-П 5 ст.
Фурацилин 2 ст.
15. Мази и
растирки
Линимент
синтомицина 1 банка 10%
Левомиколь 1 банка
Календула 1 пузырек
Финалгон 1 тюбик
Завиракс 1 тюбик
Пантенол
(спрей) 1 флакон
“Звездочка” 2 банки
16.
Бактерицидные
Йод 2
пузырька
Р-р
бриллиантовой зелени 1 пузырек 1%
Калия
пермарганат 3г.
17.
Перевязочный материал
Бинт
медицинский стерильный 10 шт.
Вата
медицинская 200г.
Лейкопластырь бактерицидный 10 листов
Лейкопластырь фиксирующий 4
рулона
Повязки
фиксирующие 4 шт.
Эластичный бинт 1 рулон
18. Шприцы
одноразовые
5мл. 6 шт.
10мл. 10 шт.
19.
Инструменты
Ножницы 1
Зажимы 1
Термометр ртутный 1
В течении
похода среди участников группы наблюдались следующие травмы и заболевания:
ожоги кожи лица, растяжение связок, ссадины, ушибы, головные боли.
Данный
перечень весьма типичен. Некоторые заболевания провоцируется гипоксией или
проходит на ее фоне.
Комментарии. В горной школе турклуба МАИ
давно установился стандартный способ и стандартные технические средства спуска.
Возможно, что они не вполне современны, но зато действуют безотказно. Способ
прост - спуск последнего по сдвоенной веревке с ее последующим продергиванием
через оставленную на склоне петлю. Средство закрепления петли зависит от типа
склона. На льду петля крепится через высверленную специальным ледобуром
проушину ( диаметр ледобура 30мм, длина 300мм ). На скалах петля связана с
базой из нескольких крючьев ( 2-3 ), которые вбиваются в трещины разных блоков.
На снегу используется “парашют”, который представляет собой равносторонний
треугольник из плотного капрона ( типа тормозного парашюта ), по периметру
обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 см. На каждом
углу стропа образует петлю для крепления расхожей веревки. Треугольник
вкапывается в снег углом вниз. Два других угла треугольника выступают наружу.
Три веревки, прикрепленные к углам треугольника связываются в одной точке, за
которой вяжется петля для основной веревки или карабина. При этом нижнюю веревку
необходимо под наклоном вкопать в снег. Такой парашют весит не более 60-ти
грамм. Парашют можно использовать и для страховки. Для этих же целей можно
использовать широкий плоский камень, если таковой окажется под рукой. Принцип
использования такой же как у “парашюта”.
Обычно мы
берем столько лопат, сколько в группе палаток. Тогда обустройство лагеря на
снегу производится без задержек. Кроме того, лопата является превосходным
средством для закрепления на снегу перильной веревки, поэтому желательно
распределить лопаты по разным связкам. Наконец, лопата незаменима при подъеме
на карнизы и на высокие снежные сбросы в бергшрундах. В дополнение к лопатам
берется так называемый лавинный лист – кусок дюраля примерно 30х50 см. и
толщиной 1,5-2 мм. Используется как дополнительная лопата и как подставка для
примусов на снегу.
Личное специальное снаряжение.
№ Наименование Количество
----------------------
1. Ледоруб 1
2. Страхов.система 1
3. Карабины 7
4. Ледобуры 3
5. Тормоз 1
6. Жюмар 1
7. Петля о6мм 4.5м 1
8. Петля о6мм 2м 2
9. Кошки (пара) 1
10.
Каска 1
11.
Рукавицы (пара) 1
В группе
имелась 2 пара жестких ( платформенных ) кошек и 6 пар гибких кошек. Количество
карабинов и ледобуров определено с учетом их индивидуального и коллективного
использования.
Общественное
неспециальное снаряжение. Ограничимся кратким комментарием. В группе было 3
палатки ( 3 + 3 + 2 чел. ). В группе имелись набор канов 5 и 7 литров, 2
примуса Шмель-2 и запасная головка от примуса Шмель-2.
Личное неспециальное снаряжение. Набор теплых вещей был
рассчитан на утреннее дежурство в 20-ти градусный мороз, например: шерстяной
лыжный костюм (0.8кг), синтепоновые штаны (0.7кг), тонкий свитер (0.4кг),
меховая подстежка от куртки (0.4кг), пуховая куртка (1.4кг.), шерстяная лыжная
шапочка (0.15кг), поваровые или шерстяные перчатки (0.08кг).
3.4.
Весовой баланс
На первом
этапе похода средний вес общественного снаряжения (включая аптечку и ремнабор)
составлял 6.5 кг/чел., а продуктов питания - 0.66 кг/(чел.день). На втором
этапе похода, когда нас осталось шестеро, эти показатели увеличились до 7
кг/чел и 0.72 кг/(чел.день). Запланированный расход бензина составлял 0.1
кг/(чел.день), а вес упаковки для бензина и продуктов питания - 0.05
кг/(чел.день).
На личное
снаряжение ( включая специальное снаряжение, рюкзак, ботинки и ледоруб ) был
установлен лимит в 16 кг/чел.
Продукты и
бензин закупались из расчета, что каждый из двух этапов похода может затянуться
до 16 дней. Поэтому максимальная нагрузка была достигнута в начале второго
этапа, где она составляла ( 0.72 + 0.1 + 0.05 ) * 15 + 7 + 16 = 36.05 ~ 36
кг/чел. Удаляя вес ботинок, ледоруба и верхней одежды, получим средний вес
рюкзака ~ 32.5 кг/чел. Приведенные данные сведены в таблице:
Наименование:
Расход Вес
(на 30 дней)
------------
Продукты питания
0.66-0.72 кг/(чел.день) 19.8-21.6 кг/чел.
Бензин
0.1 кг/(чел.день) 3
кг/чел.
Упаковка
0.05 кг/(чел.день) 1.5
кг/чел.
Общ.снаряжение
- 6.5-7 кг/чел.
Личн.снаряжение
- 16 кг/чел.
------------
Средний вес
- 47.95
кг/чел.
Макс.нагрузка (
15 дней ) 36 кг/чел.
Макс.вес рюкзака (
15 дней ) 32.5 кг