ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о горном походе  V к/с, совершенном

с 17 августа по 12 сентября 2005г.,

по Центральному Тянь-Шаню.

г. Каракол - м/с Тянь-Шань - р. Кумтор - пер. Союзмультфильм(1Б, п/п, 4450) - лед. Кара-Сай Сев. - пер. Каинды(1Б, 4300) - лед. Веерообразный - пер. Гражданская Оборона(3А, п/п, 4640) - лед. Петрова - пер. Петрова(1Б, 4370) - лед. Джаман-су - лед. Солнечный - пик Орой Юж.(2Б, 5020, рад.) - в. Рикошет(2А, п/п, 4920) - пер. Золотарева(2Б, 4700) - лед. Орой - р. Сарычат - р. Ирташ - р. Сары Сев. - пер. Туманный(2А, 4650) - пер. Айсбайль (2А, 4520) + пер. Сергея Бодрова мл.(2А, 4560, п/п) - пер. Песня Сольвейг(2А, 4600) - пер. Магнит(3А, 4700) - р. Кара-тор - р. Каракол-тор - пер. Джигит(3А, 4800) - лед. Вост. Онтор - р. Онтор - а/л Каракол - г. Каракол

Маршрутная книжка № 1/3-505.

Руководитель: Романенков С.А.

тел. (095) 381-3949 ,

e-mail: romanens@mail.ru

Центральный Тянь-Шань – безумно интересный, многоликий район. Его хребты не похожи друг на друга, как люди разных национальностей. Ак-Шийрак, с его сыртами, простирающимися на десятки километров, расположенными на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря, с постоянными грозами, когда все железо начинает светиться и звенеть, горняшкой, отсутствием людей и лунными пейзажами напоминает космос.

в.5125 - высшая точка Ак-Шийрака

Куйлю – это хаос, своеобразный антипод космосу: будто на мгновение застывшие в своем кипении ледники, внушающие ужас и благоговение перед их ваятелем – природой, впечатляющие перепады высот, игра в «сапера», постоянное напряжение на льду, отовсюду нависающие карнизы, снежное месиво, снежные потоки со скал. Терскей – это прежде всего красавец Каракол, треугольная стена пика Джигит и ели, Тянь-Шаньские ели…

Мы не были внизу 28 дней, 28 дней мы не видели ни одного деревца – и тут такое великолепие! Центральный Тянь-Шань суров и красив в своей осени, которая начинается уже с середины августа. По условиям поход проходил практически в межсезонье, и, несмотря на протяженность маршрута, пройден был на одном дыхании. И по-другому было нельзя, нужно было каждый день выкладываться полностью, недаром поход начался с пожара в вахтовке. С тех пор каждый день приносил свои сюрпризы – то пурги, то грозы, то снег по пояс, то кое-что повеселее. Два человека успели побывать в трещине на глубине 3 метра, остальные проваливались не по одному разу в день. Это и называлось «играть в сапера». Но все обходилось благополучно.

Все время была высота. Она жила в нас. Сначала нагрянула резко, но потом успокоилась, и жили мы с ней мирно и дружно, можно сказать в симбиозе – привыкли. Человек адаптируется ко всему – в этом мы еще раз убедились на маршруте. Лишь бы компания была хорошая.

ОГЛАВЛЕНИЕ

11.1 Заявленная в МКК нитка маршрута

11.2. Специальное снаряжение на маршруте

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Проводящая организация: Спортклуб МАИ.

Вид туризма: горный.

Категория сложности: пятая.

Район путешествия: Ц. Тянь-Шань (хребты Ак-Шийрак, Куйлю, Терскей-Алатау).

Протяженность маршрута:  273.5 км (305.7 км фактически пройденного пути).

Нитка маршрута:

г. Каракол – м/с Тянь-Шань – р. Кумтор – пер. Союзмультфильм(1Б, п/п, 4450) – лед. Кара-Сай Сев. – пер. Каинды(1Б, 4300) – лед. Веерообразный – пер. Гражданская Оборона(3А, п/п, 4640) – лед. Петрова - пер. Петрова(1Б, 4370) – лед. Джаман-су – лед. Солнечный – пик Орой Юж.(2Б, 5020, рад.) – в. Рикошет(2А*, п/п, 4920) – пер. Золотарева(2Б, 4700) –  лед. Орой – р. Сарычат - р. Ирташ – р. Сары Сев. - пер. Туманный(2А, 4650) – пер. Айсбайль (2А, 4520) + пер. Сергея Бодрова мл.(2А*, 4560, п/п) – пер. Песня Сольвейг(2А, 4600) – пер. Магнит(3А, 4700) – р. Кара-тор – р. Каракол-тор – пер. Джигит(3А, 4800) – лед. Вост. Онтор – р. Онтор – а/л Каракол – г. Каракол

Всего пройдено: 13 препятствий, в том числе,  3-1Б, 4-2А, 2-2Б, 3-3А, из них 1 вершина и 3 перевала первопрохождение.

Суммарный набор высоты:10340 м.

Продолжительность активной части похода:27 дней (из них 3 отсидки из-за непогоды).

Сроки проведения похода: 17 августа по 12 сентября 2005 года.

Численность группы: 8 человек.

СОСТАВ ГРУППЫ

8. Фокин Сергей Владимирович 1985 8916-983-4529 4УГ  Фаны, 1РГ Архыз
3 с эл. 4УГ Ц. Кавказ,  5642

Хронометрист

Участники Виницкий Алексей, Глушко Дмитрий и Филков Андрей сошли с маршрута после первой части, из-за болезни последнего.

2. ИНФОРМАЦИЯ ПО РАЙОНУ ПУТЕШЕСТВИЯ

Хребет Ак-Шийрак второй по величине узел оледенения на бывшем советском Тянь-Шане. На севере он граничит с хребтом Терскей-Алатау, на востоке с массивом Куйлю, будучи отделен от них рекой Сарычат. С запада к Ак-Шийраку примыкают сырты, большие высокогорные плато, средняя высота которых 3600 м. Массив Ак-Шийрак состоит из трех сближенных параллельных хребтов, ориентированных с северо-востока на юго-запад и разделенных большими продольными долинами. Наиболее крупными ледниками массива являются ледники Петрова, Кара-Сай Сев. (в западной части) и Джаман-Су (в восточной части). Языки ледников лежат на высотах 3700-4100 м, снеговая линия – 4100-4400 м в зависимости от экспозиции склонов. Высшей точкой хребта является в. 5125, средняя высота перевалов 4500-4700 м. При этом набор высоты при их прохождении незначительный. Это связано с общим поднятием района. Начинать поход с  Ак-Шийрака всегда тяжело в плане акклиматизации, так как заехать на машине можно вплоть до высоты 3600 метров. Здесь много как простых, так и сложных снежно-ледовых и скально-ледовых перевалов. При планировании маршрута в данном районе следует учитывать необходимость длительного непрерывного пребывания на высоте, обязательные ночевки в снежно-ледовой зоне, а также суровый климат. Среднесуточная температура на сыртах в августе +3 градуса, на высоте еще холоднее, часто бывают грозы, почти все время дует сильный ветер.

Массив  хребта Куйлю вытянут в широтном направлении. Естественными границами района служат реки Сары-Джаз, Уч-Кель, Сарычат и Куйлю. Куйлю расположен параллельно хребту Терскей-Алатау, южнее его. Средняя высота хребта Куйлю – 4700 м, а высшей точкой является пик Конституции – 5203 м. Для рельефа хребта характерны отвесные стены цирков и мощные ледопады. Средняя высота снеговой линии около 3700-3900 м на склонах северной экспозиции и 4000-4200 м на южных склонах. Высота языков ледников 3700-3900 м. Реки северного склона имеют широкие, легкодоступные долины, в то время как ущелья южного склона в нижнем течении труднопроходимы.  Перевалы преимущественно снежного, снежно-ледового характера; в основном, имеют категорию трудности 3А-3Б, но есть также и простые перевалы. Средняя высота перевалов 4400-4800 метров.  Климат в районе хребта Куйлю несколько мягче, чем в Ак-Шийраке.

Хребет Терскей-Алатау

Закат над Терскеем

вытянут с запада на восток, и обрамляет с юга котловину озера Иссык-Куль. Для хребта характерен альпийский тип рельефа, а также ярко выраженная асимметрия склонов. Он имеет короткие пологие южные склоны и длинные северные. Значительному оледенению Терскея способствует его высота и обильные осадки. На севере ледники достигают длины в 5-7 км, на южных склонах, доходят до 10 км.  Языки ледников лежат на высоте 3000-3500 м. Средняя высота хребта Терскей-Алатау около 4500 м. Наиболее высокие его вершины сосредоточены в основном гребне хребта. Это Каракол(5216), Огуз-Баши и Джигит. Снеговая линия находится на высоте 3900-4000 м. Перевалы хребта Терскей-Алатау имеют высоту от 3600 до 4800 м и категории трудности до 3Б. Абсолютное большинство перевалов основного хребта и его южных отрогов - снежные и снежно-ледовые. Перевалы северных отрогов хребта разнообразнее, здесь встречаются и скальные, и ледовые, и снежные, и осыпные перевалы, а чаще всего - комбинированные. Погода в летний период отличается неустойчивостью и сильными ветрами.  В отличие  от богатых растительностью (особенно тянь-шаньской елью) северных долин, к югу от гребня - лишь редкие кустики арчи.

Разработки золота “Кумтор”

В массиве Ак-Шийрак, около оконечности ледников Петрова, Лысый и Давыдова ведется разработка золотых месторождений совместным Канадско-Киргизским предприятием “Кумторский золотодобывающий комбинат "Cumtor Operating Company"” (КОК)”. На территории комбината находятся жилые и служебные корпуса, где посменно живет и работает до 1500 сотрудников компании. Из них очень много иностранцев, по-русски не говорящих. Через перевал Барскаун идет постоянный  поток машин с рудой и топливом, и вахтовок с рабочими.

Предприятие имеет несколько пропускных пунктов, и является строгорежимным. Разработки и жилой корпус огорожены, но граница общей территории определяется только по дорогам на ее территории. Граница области, принадлежащей компании показана на прилагающейся карте.

При проведении походов следует отказаться от посещения ледников: Давыдова, Лысый и Сары-тор Южн. Также нельзя попасть с сыртов на ледник Петрова, хотя сам ледник Кумтору не принадлежит. Для того чтобы пройти в долину реки Сарычат, приходится обходить территорию компании, это существенный крюк, но охрана и порядки на разработках очень строгие, договориться с ними нельзя. С собой себе лучше иметь регистрацию в Киргизии и маршрутную книжку.

При необходимости в Кумторе есть врачи и самое современное медицинское оборудование. Ребята, сошедшие с маршрута после первого кольца из-за начинавшегося воспаления легких у Филкова А., прямиком направились на территорию компании, и попросили о помощи. Больному провели полное обследование, а ребят накормили, поселили, и на следующий день всех бесплатно отвезли в Каракол. Но завершать маршрут в Кумторе крайне не рекомендуется, так как выехать будет очень сложно. Водителям запрещено останавливаться и брать пассажиров, без распоряжения начальства компании.

В целом предприятие цивилизовано и не препятствует туризму. Если строго соблюдать границы ее территории, то не возникает ни каких проблем.

Заповедники

Весь Ак-Шийрак и все, что лежит к югу от главного хребта Терскея, а также долины рек Ирташ и Сарычат попадают в заповедник, который был организован в 1995 году. Нахождение в заповеднике без разрешения в заповеднике запрещено. Для оформления пропуска можно воспользоваться услугами тур фирм в Караколе. Стоит разрешение 10$ с человека, но свои данные нужно высылать заранее.

Мы предпочли договориться с егерями на месте. В итоге нам вообще удалось избежать встречи с ними, ничего не заплатив.

Пост егеря находится на месте бывшей метеостанции Тянь-Шань, рядом с въездом в Кумтор. Поэтому лучше выйти на километр-два раньше этого места, что мы и сделали. Еще два поста егерей находятся на дороге, что идет к югу от Ак-Шийрака.

В хребте Терскей-Алатау на входе в долины рек Джеты-Огуз и Каракол стоят кордоны егерей, обойти которые достаточно сложно. Проход стоит около 150 самов с человека, платить нужно либо на входе, либо на выходе из ущелья.

3. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

До Бишкека или Алма-Аты можно добраться поездом или самолетом. Поезда из Москвы ходят через день, и идут около 3 суток.

В Каракол, откуда начинается большинство путешествий в районы Ц. Тянь-Шаня,  из Бишкека можно добраться рейсовым автобусом, которые регулярно ходят северным или южным берегом Иссык-Куля. Автобусы отходят с нового автовокзала в Бишкеке, там же можно найти микроавтобус и доехать на нем. Из Алма-Аты в Каракол  тоже имеется регулярное автобусное сообщение.

Дорога на пер. Барскаун

Машина от Бишкека до Каракола идет 5-6 часов, автобус чуть медленнее. От Алма-Аты примерно также, но в этом случае приходится пересекать Казахско - Киргизскую границу. Можно также заказать машину из Бишкека в тур фирме, но это будет несколько дороже.

Для заезда в Ак-Шийрак мы воспользовались услугами тур фирмы Игоря Ханина. Попасть туда можно через перевал Барскаун (3745) по дороге, которая принадлежит компании Кумтор. После перевала дорога разветвляется, одна уходит через перевал Суек, проходит погранзаставу Карасай, и затем ведет вдоль южных склонов Ак-Шийрака в  поселок Учкошкон, по второй мы доехали до золотодобывающего комбината Кумтор, к бывшей метеостанции Тянь-Шань. Перед перевалом Барскаун на нашем Газ-66 сгорел мотор. В итоге мы вынуждены были заночевать на площадке, рядом с дорогой. На следующий день за нами прислали другую машину, и довезли  до метеостанции.

Микроавтобус до Каракола, с заездом на рынок и заправкой бензина в поход, нам обошлась 2500 самов. Автобус Бишкек - Каракол стоит около 200 самов с человека. Машина из Каракола до м/с Тянь-Шань стоила нам 130$ + 30$ - завоз заброски до а/л Каракол.

4. АНАЛИЗ МАРШРУТА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОХОДА

• Пройти хороший “пятерочный” маршрут.

• Связать в линейном маршруте 3 района: малоисследованные Ак-Шийрак и Куйлю и популярный Терскей-Алатау.

• Совершить ряд первопрохождений  и освежить информацию по давно нехоженым перевалам Куйлю и Ак-Шийрака.

Мы начали маршрут с района Ак-Шийрак. Этот вариант выглядел предпочтительнее в виду того, что заезд туда организовать просто, а выброска чрезвычайно сложна, гораздо проще выходить через Терскей к Иссык-Кулю. Такое начало помогло нам акклиматизироваться и втянуться в поход на технически простых перевалах.

• пер. Союзмультфильм(1Б, 4450, первопрохождение)

Начали маршрут с простого перевала, на котором не потребовалось вешать перила,  что в связи с незавершившейся акклиматизацией помогло сэкономить силы. Основной набор высоты на перевал проходит по некрутому леднику, поэтому не сильно изматывает. Пройденный перевал является самым простым путем с сырт на ледник Кара-Сай Сев.

• пер. Каинды(1Б, 4300)

Простая и логичная, часто проходимая 1Б. Этот “пешеходный” перевал помог группе окончательно акклиматизироваться перед технически более сложными препятствиями.

• пер. Гражданская Оборона (3А, 4640, первопрохождение)

Пройдена хорошая 3А, пока единственный перевал в левой ветви ледника Веерообразный. При подготовке маршрута группа располагала фотографией его определяющей стороны. Ожидалось, что категория перевала будет в районе 2Б, на деле оказалось, что перевал немного сложнее. Перевал пока является единственной пройденной 3А на юге центральной части массива.

• пер. Петрова (1Б, 4370)

Соединяет два самых больших ледника Ак-Шийрака – Петрова и Джамансу. Простой и быстрый путь для перехода из западной в восточную часть хребта.

• в. Орой Юж.(2Б, 5020, рад)

Пик Орой является второй по высоте вершиной Ак-Шийрака. К сожалению, непогода не позволила нам подняться на главную вершину. На вершину совершено второе, после группы Зотова, восхождение. Маршрут комбинированный, предвершинный участок скальный.

• в. Рикошет (2А, 4920, первовосхождение)

Вершина не такая простая, как кажется с перевала Золотарева. На  200 метровом ледовом склоне необходима либо провеска перил, либо движение с попеременной страховкой в связках. Восхождение может быть опасным из-за висячих карнизов.

• пер. Золотарева (2Б, 4720)

Стандартная, односторонняя 2Б. Группе, идущей ее на спуск, желательно иметь ледобур-самосброс, так как спускаться на три такта круто.

• пер. Туманный (2А, 4650)

Односторонний перевал, прохождению которого предшествовал большой набор высоты. Нижняя часть р. Сары Сев. может быть непроходима во второй половине дня. Последний раз его ходили в 2003 году, а до этого  только в 1978.

• пер. Сергея Бодрова (2А*, 4560, первопрохождение)

Односторонний перевал. В зависимости от погодных условий и состояния снега его категория может усложняться. В связке с перевалом Песня Сольвейг является самым быстрым и простым путем из долины реки Ирташ в долину реки Теректы.

• пер. Песня Сольвейг (2А, 4600).

Односторонний перевал. При подъеме - глубокая тропежка. Последний раз его ходили в 2003 году, а до этого только в 1978.

• пер. Магнит (3А, 4700)

Сложный двусторонний перевал. Сильно добавляют сложности закрытые ледники и ледопады, как с севера, так и с юга от перевала. Совершено третье прохождение перевала. На спуск в долину реки Кара-тор пройден вариант первопрохождения. Пройденный нами вариант делает перевал самостоятельным и освобождает от навески лишних перил. До этого он проходился только в связке с пер. Каратор Зап.

• пер. Джигит (3А*, 4800)

Наряду с пер. Магнит, одно из самых сложных препятствий на маршруте, потребовал навески 20 перильных веревок, является комбинированным: ледовые подъем и первая часть спуска и скальные жандармы во второй части спуска. Перевал ходится за два дня. Прохождение перевала планируется многими группами, редко 5-ка по Терскею обходится без него.

5. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАЯВЛЕННОМ МАРШРУТЕ

По причине отсутствия видимости  и начинавшейся грозы, мы не успели дойти до главной вершины пика Орой (5040), и вынуждены были повернуть обратно, дойдя до южной вершины пика (5020).

Вместо прохождения траверса вершины 4920 и перевала Казахстан (3А) воспользовались запасным вариантом и сходили на вершину 4920 радиально, а перевал Золотарева (2Б) прошли насквозь. Это связано с повышенной лавинной опасностью на перевале Казахстан.  После двух суток непогоды, в день прохождения перевала, установилась ясная погода, и существовала реальная  опасность схода лавин или ледовых обвалов с северного склона перевала. Спуск с перевала Золотарева, из-за отсутствия разрывов склона проходит по линии падения воды, в то время как на перевале Казахстан приходилось бы резать склон, обходя ледовые обрывы.

Лавина с пика Каракол

На район Куйлю нам не удалось найти точной карты и хороших описаний. При прохождении перевала Песня Сольвейг, группа, располагая не полным описанием, и картой-хребтовкой с не соблюденными масштабами, поднялась на перевал Айсбайль (2А). Чтобы не терять время на спуск в долину, и подъем на нужный перевал, разведали и прошли перевал Сергея Бодрова (2А), ведущий с ледника Куйлю Сев. в цирк перевала Песня Сольвейг. Что позволило сэкономить время и силы.

Не успели сходить на вершину Джигит с перевала Джигит. Не смотря на то, что с перевала на вершину час хода пешком, из-за штормовых условий на перевале, у нас просто не было возможности туда подняться. Отсидев сутки на перевале, при первом же прояснении мы начали спуск на ледник Онтор.

Отказались от восхождения на пик Каракол. Так как еще при  спуске с перевала Джигит, с северных склонов пика Каракол, сошло несколько больших лавин. А во время спуска по долине в а/ л Каракол за заброской, со склонов пика сошла лавина, покрывшая собой всю нижнюю часть ледника Онтор, по которой мы проходили два часа назад. Подниматься обратно на ледник было страшно, тем более что маршрут на перевал Зап. плечо пика Каракол, с которого и совершается восхождение на пик Каракол, во всех описаниях отмечен как лавиноопасный.

6. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Высотный график

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОДА

Особенности снаряжения.

• При прохождении ледовых перевалов мы пользовались самовыкручивающимся буром-самосбросом.

Особенности питания.

Составляя раскладку, мы делали упор не на калорийность, а на разнообразие продуктов, так как с раскладкой 550-650 г. голодание в группе является чисто психологическим. Поэтому мы взяли с собой такие “московские продукты” как соусы, сухарики “3 корочки”, печенье, карамель. Также была введена система сюрпризов: каждый участник нес с собой 2 сюрприза по 400-500 г.  Все это очень разнообразило наш рацион.

Наш поход проходил на достаточно больших высотах с большими перепадами, мы взяли с собой продукты содержащие высокий процент лимонной кислоты: лимон с сахаром, Zuko, карамель.

Раскладка была дифференцирована:

1. 550 г. Люди были еще сытые после Москвы и Бишкека. Кроме того, в период активной акклиматизации, есть не тянет.

2. 600 г. Раскладка увеличивается не за счет круп, а за счет мяса, сыра и сладкого.

3. 650 г. Увеличиваются крупы, и немного остальные продукты.

Организация забросок.

До начала маршрута мы завезли заброску по долине реки Каракол до палаток альплагеря. Хранение заброски стоило нам 10 самов в день с мешка, ее завоз 30$ за уазик.

Также перед началом активной части маршрута мы занесли заброску на 19 км по сыртам к реке Сары-тор. Для того чтобы ее отнести, а затем забрать (12 км от лагеря) потребовалось два дня.

Перевели время.

После выхода на маршрут, мы установили свое групповое время, + 2 часа к местному. Это помогло избавиться от психологического дискомфорта при ранних подъемах и тем самым увеличить ходовой день, так как по местному темно уже в 20.00, по нашему соответственно в 22.00.

9. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группой успешно пройден интересный маршрут 5 к.с. В линейном маршруте мы связали три непохожих друг на друга района.

На первой части маршрута, проходившей по хребту Ак-Шийрак, был сделан упор на первопрохождения. Все перевалы и вершины, пройденные впервые, логичны и дополняют картину освоения района. В заключительной части похода мы прошли технически сложные перевалы Магнит (3А) и Джигит (3А). А также освежили и дополнили информацию по редко хоженым перевалам хребта Куйлю,  прохождение перевалов Туманный (2А), Песня Сольвейг (2А) и Магнит (3А) является лишь третьим прохождением этих препятствий. Пройденный нами перевал Сергея Бодрова (2А) в связке с перевалом Песня Сольвейг (2А) - самый простой и быстрый путь из долины реки Ирташ в долину реки Теректы, а далее в район Иныльчека.

Поход отличался переменчивой погодой и практически полной автономностью. За весь маршрут мы не пересеклись ни с одной туристической группой, людей встретили только в коше на реке Куйлю Вост. В результате обильных снегопадов, во второй части поход из летнего превратился в межсезонный - высокая лавинная опасность и постоянная тропежка на ледниках. Особенно много проблем доставили закрытые трещины, два раза первый в связке проваливался с головой.

Все три района, которые мы посетили, сильно отличаются друг от друга, это разнообразило наше путешествие. Мы рекомендуем районы Ак-Шийрака и Куйлю как малопосещаемые и малоизученные туристами. Там осталось множество непройденных перевалов и вершин. В то же время заезды в эти районы просты и не очень дороги.

10. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Высокогорные перевалы. Сост. Л. Б. Директор.  М.: Профиздат, 1990.

Б. И. Рукавишников. Озеро Иссык-Куль и хребет Терскей-Алатау. – М. : ФИС

Отчеты в интернете.

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=297  отчет группы из Москвы, 2004 год, 5 к.с., руководитель А. Зотов, Ак-Шийрак, Терскей.

http://nmr.nioch.nsc.ru/kuilu93h/ отчет группы из Новосибирска, 1993 год, 5 к.с., руководитель Сальников Г. Е., Терскей, Куйлю

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=517  отчет группы из Москвы, 2003 год, 5 к.с., руководитель Кодыш В. Э. Терскей

http://www.mountain.ru/mkk/biblio/tian-shan/terskey_est/index.shtml  отчет группы из Москвы, 2001 год, 5 к.с., руководитель Евстафьев Н. Е., Терскей

http://www.mountain.ru/mkk/biblio/tian-shan/mansurov/  отчет группы из Казани, 2003 год, 5 к.с., руководитель Мансуров Д. Е., Терскей, Ак-Шийрак, Куйлю

http://www.mountain.ru/world_mounts/tien-shan/2004/ak-shirak/ отчет группы из Новосибирска, 2001 год, 4 к.с., руководитель Н. Симонов,  Ак-Шийрак

http://www.mountain.ru/mkk/biblio/tian-shan/Remizov/  отчет группы из Москвы, 2001 год, 4 к.с., руководитель Д. Ремизов, Ак-Шийрак, Терскей

11.  П Р И Л О Ж Е Н И Е.

11.1. Заявленная в МКК нитка маршрута

г. Каракол – м/с Тянь-Шань – р. Кумтор – пер. ???(2А, п/п, 4450) – лед. Кара-Сай Сев. – пер. Каинды(1Б, 4300) – лед. Веерообразный – пер.???(2А-2Б, п/п, 4640) – лед. Петрова - пер. Петрова(1Б, 4370) – лед. Джаман-су – лед. Солнечный – пер. Золотарева(1Б, 4700, рад.) – пик Орой(2Б-3А, 5150, рад.) – в. 4920(п/п) + пер. Казахстан(3А, 4720) – лед. Орой – р. Сарычат - р. Ирташ – р. Сары Сев. - пер. Туманный (2А, 4650) – пер. Песня Сольвейг (2А-2Б, 4600) – пер. Магнит(3А, 4700) – р. Кара-тор – р. Каракол-тор – пер. Джигит(3А, 4800) + в. Джигит(1Б с перевала, 5152, рад.) – лед. Вост. Онтор – лед. Зап. Онтор – пер. Джеты-Огуз (2Б, 4400) – пер. Зап. Плечо пика Каракол(5050) + п. Каракол(3А, 5281, рад.)– р. Джеты-Огуз - г. Каракол

11.2. Специальное снаряжение на маршруте.

Специальное общественное снаряжение.

Веревка 10мм 50м                   -4 шт.

Крючья скальные                    -8 шт.

Френды, закладки                   -5 шт.

Реп шнур расходный              -20 м.

Бур-самосброс                         -1 шт.

Лавинная лопата                    -2 шт.

Лавинный лист                       -1 шт.

Бензиновые горелки Primus   -3 шт.

Специальное личное снаряжение.

Система низ + верх + блокировка    -1 шт.

Карабины                                           -8 шт.

Ледобуры                                           -3 шт.

Ледоруб                                              -1 шт.

Каска                                                   -1 шт.

Кошки                                                -1 шт.

Спусковуха                                         -1 шт.

Жумар                                                -1 шт.

Страховочные петли                        -2 шт.

Фонарик налобный                          -1 шт.

Личная аптека                                  -1 шт.