ОТЧЁТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 2-й к.с. В РАЙОНЕ АЛАДАГЛАР В МАЕ 2006 г.

Писать отчёт столь же необходимо, как мыть руки после исполнения большой нужды перед завтраком. Это правило хорошего тона. Попользовался чужими материалами, сходил в поход - так сделай кое-что и для других…

Editor

Турецкий горный краб - символ Аладаглара

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута

Район путешествия

Аладаглар (Высокий Тавр, Турция)

Вид туризма

Длина маршрута

86,57*1.2 = 104 км

Максимальная высота

3500 (на траверсе гребня пер. Карасай)

1.2. Нитка активной части маршрута

с. Хамидие - пер. Тилькиташи (1975,н.к.) - пер. Дорожный (1853,н.к.) - пер. Кызылбеюн (1998, н.к.) - р.Экеманёлю - каньон "77 бродов" (1А) - пер.Чильолугу (2261,н.к.) - пер. Калды Южный (2407, н.к.) - пер. Каменистое плато (2356,1А,п.п.) - пер. Гюзеллер (3215,1Б, тур. п.п.) - долина Мур (Эмли Вадиси) - пер. Карасай (3480, 1Б) - пер. Челикбуйдуран (3466,1Б) - плато Едигёль - водопады Капусбаши.

1.3. Список пройденных локальных препятствий

Челикбуйдуран

3466

1.4. Замечания по вопросам классификации

1. Классификация маршрута. Учитывая, избыточное количество перевалов 1Б, первопрохождение перевала Гюзеллер (1Б), первое прохождение перевала Карасай (1Б) с юга на север и наличие в группе ребёнка (что усложняет прохождение маршрута для всей группы), команда просит МКК применить правило 25 %, иначе говоря, просит 25%-ную льготу по длине маршрута (льготный норматив 120 * 0,75 = 90 км.).

2. Классификация перевалов. В результате прохождения перевалов Карасай и Челикбуйдуран состоялось совещание членов МКК ФТ туризма Москвы А.Лебедева и Д.Зеленцова (председатель МКК горного клуба МГУ), в результате которого категории сложности для перевалов Карасай и Челикбуйдуран на период майских праздников были признаны как 1Б. Ранее они оценивались как 1А* и 1А соответственно. Оба перевала категорически не рекомендуется ходить без кошек и ледорубов в комплекте личного снаряжения.

1.4. Трек маршрута с GPS-точками

Примечание

29.04

с. Хамидие - пер. Тилькиташи (1975,н.к.) - точка 1749

Вышли в 12.30, встали лагерем в 19.00, весь день ясно.

30.04

1749 - пер. Дорожный (1853,н.к.) - пер. Кызылбеюн (1998, н.к.) - р.Экеманёлю (точка 1059)

Спустились к реке в 16.00, начался дождь, в каньон войти не рискнули.

01.05

1059 - каньон "77 бродов" (1А) - точка 1456

Встали лагерем в 19.00, весь день переменная облачность

02.05

1456 - пер.Чильолугу (2261,н.к.) - точка 2232

Встали лагерем в 17.00 из-за грозы

03.05

2232 - пер. Калды Южный (2407, н.к.) - пер. Каменистое плато (2356,1А,п.п.) - точка 2240

Встали лагерем в 14.00, начался дождь, потом повалил снег.

04.05

Точка 1692 - водопады Капусбаши

Утром пасмурно, дождь. Потом облачно с прояснениями. Закончили движение к 13.00

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Первопроходцы Сарыджаза в Домодедово.

28.04. Заезд. Стартовали из Москвы в 16.10 на чартерном рейсе авиакомпании Сибирь (S7). В Анталию приземлились около 19.00 или в 18.00 по местному. Сразу отметим, что в походе удобнее Московское время (в 6.00 подъём дежурного уже без фонарика, в 19.00 остановка на бивуак, в 21.00 уже сумерки). За пару такси из аэропорта до автовокзала заплатили 60 лир (1 доллар = 1,31 лир, 1 лира ~ 20 руб.). Билет на автобус из Анталии до Аданы стоит 25 лир. Сели на автобус в 22 часа (по местному), в Адану приехали в 9.00.

29.04. Заезд, перевал Тилькиташи. В Адане в 10.00 сели на арендованную маршрутку. До Хамидие водила запросил 80 лир (за борт). Примерно в 12.10 слезли у начала тропы за селением. В 12.30 начали поход и сразу лопухнулись - ломанулись вверх по ручью. Скотогонная тропа к перевалу идёт высоко над ручьём по орографически правому берегу. Начало тропы мы видели, но не пошли - мало ли всяких троп на огородах… Путь по ручью очень быстро вошёл в каньон. Через 20 минут мы схлопотали вытягивание рюкзаков на 2-метровую скальную стенку. За каньоном попали на огороды орографически левого берега и только за ними сообразили подняться на скотогонную тропу правого берега. В результате потеряли около 1,5 часов. Далее шли по тропе вдоль ручья. Под перевальным взлётом стоит кош. На перевал поднялись уже без тропы и обнаружили на нём выруливающую откуда-то справа дорогу. По дороге спускались около 20 минут, пока не заметили, что ручей круто отклоняется от дороги вправо. Пока до воды ещё не далеко, спустились к ручью и встали на ночлег.

Ай да дерево!

Южнее Каранфиля

30.04. Переход к началу каньона. Перевал Дорожный проходится по дороге. Перед перевалом Кызылбеюн стоит кош. Дорога уходит вправо вниз. От Коша по тропе с небольшим набором высоты прошли вправо по склону около 150-200 метров, свернули с тропы и начали подъём на седловину в южном отроге хребта. На седловине нашли маленькую тропку, повернули по ней на лево и по отрогу, а потом траверсом вправо взошли на перевал. На спуске с перевала траверсом влево и вниз вышли на красноватый отрог. Далее по тропе по отрогу спустились к летовке (точка 1543). Макушку вершины 1756 тропа обходит с севера. Ниже летовки мощная спусковая тропа. В конце спуска тропа проходит мимо разрушенной крепости, возвышающейся над рекой Экеманелю на отвесной скале.

По дну бездны

01.05. Каньон 77 бродов. Основная масса воды в реке вырывается из грота в основании скалы с крепостью. Выше грота воды в реке мало, глубина потока не более 15-20 см. До отметки 1047 в устье орографически левого притока шли по натоптанной тропе (русло притока сухое). Основная тропа уходит в приток, а мы свернули налево и пошли вдоль воды. Очень скоро мы убедились, что проще идти по воде, изредка согреваясь на берегах. Перед первым орографически правым притоком вода на дне каньона исчезает. В этом месте начинается самая грандиозная часть каньона, зажатая между скалами массива Каранфиль (3095) (с юго-запада) и скалами горы Кавак (2119) (с северо-востока). Посередине этого участка слева по ходу имеется единственная пригодная для ночлега полянка (два с половиной - три часа от крепости), но воды нет. В конце участка снова появляется вода. В точке 1419 мы пообедали, чуть выше каньон прерывается большой поляной с заброшенным кошем. Здесь можно разбить лагерь. Тропа на поляну спускается откуда-то справа. Но мы снова вошли в каньон. Стены у этого 2-го этапа каньона не столь высокие, как на сухом участке. Зато каньон очень узкий. Местами вода заполняет всё пространство от скалы слева до скалы справа. В одном месте река стремительно мчится по желобу. Перебороть течение в желобе очень трудно, а обход его требует несложного спуска по 3-метровой скале (фото из похода группы С.Фетисова). Здесь мы организовали страховку. За развилкой в точке 1456 справа над рекой имеется удобная терраса, где мы встали на ночлег.

И такие бывают скалы…

02.06. Урочище Чильолугу. Утром ещё переход по восточному берегу вдоль воды. В конце перехода последний брод на западный берег с выходом на огороды. За огородами начинается дорога, которая поднимается на отрог и выводит в долину орографически правого притока, стекающего к точке 1456. В конце долины поднялись на дорогу к южным склонам Аладаглара, по которой к вечеру поднялись на перевал Чильолугу (2261). За перевалом дорога круто поворачивает направо на юг и траверсирует восточный склон вершины 2770. А наш путь по тропе на восток. С перевала траверсом влево мы вышли на плечо в отроге (которое даже несколько выше перевала), с плеча спустились 50 метров на лужок (точка 2232). Рядом поилка. Здесь встали на ночлег.

03.06. Подход к перевалу Гюзеллер. В точке 2139 снова вышли на дорогу. Перевал Южный Калды (2407) прошли по дороге. Дорога заканчивается перед оврагом между точками 2242 и 2356. От оврага до перевала Каменистое плато (2356) шли без тропы траверсом осыпного склона. Спуск с Каменистого плато к речке, стекающей со снежников перевала Гузеллер, осложняется скальной стенкой. На южном краю стенки имеется выход на косую полку между скал. На этой полке повернули налево и спустились по ней к ручью. Затем пересекли овраг и перешли на его левый борт, по которому уже спустились к основной реке. Хорошее место для лагеря имеется на восточном (орографически правом) берегу реки в 100-150 метрах от начала скального коридора к перевалу Гузеллер (точка 2240).

По 800-метровому коридору

04.06. Перевал Гюзеллер. Сразу за лагерем вошли в скальный коридор. По коридору поднялись до точки 2650. В коридоре имеются короткие 30-градусные взлёты, фирн жёсткий, шли в кошках. Выше точки 2650 поднимались по "корыту" - по заснеженной ложбине в склоне. Выше точки 3000 подъем становится пологий. Перед перевалом имеется огромная мульда, в которую приходится спускаться. За мульдой - взлёт на перевал. Основание взлёта в точке 3072, седловина перевала в точке 3215. Поднимались в ботинках, формируя в снегу ступеньки.

На спуске с перевала в узком кулуаре провесили 2 верёвки перил (снег, 40 градусов). Последний спускался в 3 такта. Ниже 2-й верёвки спускались 10-15 метров в 3 такта без страховки (ещё круто, но уже не опасно - внизу снежный выкат на плато), а потом разворачивались и спускались уже спиной к склону. На плато (точка 2963) повернули на запад и по пологим заснеженным коридорам спустились на поляну в точке 2103. Рядом с поляной в сае орографически правого притока основной долины можно найти ручеёк.

Вид со склона пер. Карасай на юг на вершину Калды

05.06. Перевал Карасай. От поляны 2103 основная тропа идёт вниз вдоль левого борта долины. Есть ещё тропа, которая начинается ближе к правому борту долины. Она тоже ведёт вдоль долины на запад (точнее на северо-запад) и, траверсируя склон, плавно поднимается высоко над долиной на скотогонный перевал. По этой тропе мы дошли до точки 2215 и повернули направо на склон. Отсюда начинается подъём на перевал Карасай. Тропы нет. Поднимались по крутому осыпному склону, придерживаясь левого (по ходу) борта ложбины. Первое место, где можно поставить лагерь - точка 2790. Здесь начинается снег, здесь мы пообедали. Выше кулуар раздваивается, путь к перевалу - правая (по ходу) ветка. Она начинается 25-градусным взлётом, основание которого находится в точке 2880. Заканчивается взлёт в точке 3023. Далее можно идти по заснеженной ложбине или по осыпи слева от неё. Снег начал проваливаться, поэтому пошли по осыпи.

В точке 3177 под склоном левого (по ходу) борта имеются заснеженные плоскости, пригодные для установки лагеря. От этой точки мы начали подъём на хребет, до перевального взлёта мы не дошли, он показался слишком крутым, с выходами скал. Правы мы или нет, судить трудно. Наш путь вывел на гребень в 150 метрах юго-западнее седловины перевала. Шли без кошек, формируя в снегу ступени. По гребню спустились на перевал в точку 3480 (осторожно, с гребня на северо-запад свисают карнизы).

С перевала по крутым, но несложным скалам (50м) аккуратненько спустились на снежный склон и по нему скатились к точке 3163, где встали на ночлег.

Под нами плато Едигёль

06.06. Перевал Челикбуйдуран, плато Едигёль. Утром за один часовой переход по некрутому проходу в скалах поднялись на перевал Челикбуйдуран (точка 3466). С перевала по ложбине спустились до озера на плато Едигёль. Потом также по ложбине спустились до крутого участка (от 2600 до 2400). К сожалению, весь этот путь нами не промаркирован GPS-точками. Где-то на уровне 2600 ложбина уходит в каньон, из которого нет выхода (внизу скальный сброс). Здесь необходимо уклониться вправо и выйти на снежный склон, спускающийся с правого борта долины. Первые 50-80 метров на склоне весьма круты (30-35 град.) и проходятся в кошках по жёсткому фирну. По-хорошему здесь нужна страховка, потому как перспектива слететь со склона и разбиться о крупные валуны очень реальна. Ниже, вплоть до валунов, склон уже не столь крут, но жестковат. Осторожные шли, вбивая пятки в снег, была даже пара срывов с удачным самозарубанием, а лихачи глиссировали.

От валунов под склоном пологий спуск к краю следующего крутого осыпного склона. На этом спуске имеется место с траверсом уходящего влево снежника (см. на фото метку 2). Место тоже опасное, так как снежник заканчивается шкуродёром на камнях. Спуск по осыпном склону до точки 2226 проходит по тропе (серпантин). Здесь пообедали. Ниже точки 2226 начинается пологая тропа.

Капусбаши. Верхний водопад

Минуя лужайку, тропа спускается в хвойный лес и переходит в грунтовую дорогу. Ночевали в точке 1692. Здесь имеются специально подготовленные площадки для палаток, от родника проведен шланг с водой.

07.07. Отходы, отъезд. По дороге спустились к основной магистрали в долине (точка 1123). В селение Капусбаши пришли в 13.00. Арендовали маршрутку за 180$ до Гереме (Кападдокия). Погуляли около водопадов, потом сели в машину, в Яхьяллы пообедали в общепите, а к вечеру прибыли в отель Гумус в Гереме. Отель маленький, домашний, вырублен в стандартном кападдокийском образовании. Продвинутые номера стоят до 20-25 долларов, но есть "студенческие комнаты для большой команды" с оплатой типа 7-10 долларов за одно место. Хозяин разрешает возиться на кухне со своими продуктами. Из Гереме за ночь можно доехать на автобусе до Анталии (25 лир за билет).

3. ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОХОДА

По южному склону Каранфиля

Семейный портрет в интерьере

Самый молодой!

Последний взгляд на крепость

По сухому участку каньона

Кочка

По дну северной части каньона

Наконец, на просторе

Без верёвки страшновато…

Северный склон пер. Гюзеллер

А рядом сосульки

Гюзеллер - дырявая вершина!

Верхний цирк долины Мур

День

Вечер

4. ПРОДУКТЫ И СНАРЯЖЕНИЕ

Это очень увлекательное чтиво про то, как варить поход.