.

На главную страницу сайта

Оглавление

Назад

Вперёд

.

ВВЕДЕНИЕ

.

Идея похода. В июле-августе 2006 года СК МАИ организовал горный спортивный поход в районе Центрального Каракорума с китайской стороны. Конечно, посещение района с четырьмя вершинами выше 8000 метров само по себе интересно. Перспектива пребывания за Шаксгамом в роли "отрезанных" от мира романтично щекотала нервы. Но особенно привлекала возможность собрать и привезти информацию о районе Гашербрума и Броуд-пика, ведь с китайской стороны ни на одну из находящихся здесь пяти величайших вершин не совершено ни одного восхождения. Речь идёт о Хидден-пике или Гашербруме-1 (8080), Гашербруме-2 (8034), Гашербруме-3 (7946), Гашербруме-4 (7932) и Броуд-пике (8051). Более того, мировая общественность практически не видела фотографий северной стороны этих гор, по крайней мере, в Интернете таких материалов практически не существует. Ещё хотелось посмотреть на "классику" - на Чогори или К2 (8611) с севера. Район этой горы, как исключение, посещается, практически, ежегодно.

В итоге возникла идея - заброситься с караваном под Гашербрум, совершить кольцевой маршрут к подножию К2, взойти на одну из пяти упомянутых вершин в районе Гашербрума и вернуться к дороге без каравана (в чисто туристском стиле). Вся эта программа за исключением восхождения на "большую гору" была выполнена.

Поскольку вход и выход из района осуществлялся по одному пути, то вход с караваном в отчёте формально отделён от спортивного маршрута. Отделены также предварительные радиальные акклиматизационно-разведочные выходы с разнесением забросок. Выход из района, который проводился автономно (без каравана) в маршрут включен. Общая продолжительность хождения под рюкзаком 46 дней, а собственно прохождения маршрута - 35 дней.

Отклонения от заявленного основного варианта маршрута. Всего было допущено 5 отклонений. Первое отклонение - отказ от обхода ледопада перевала Баррикадного через перевал в отроге орографически правого борта долины. По спутниковому снимку ледопад казался непроходимым. Но когда мы его увидели, то он показался вполне проходимым, и надобность в обходном перевале отпала. Второе отклонение это обход перевала к северу от Скианг-Кангри (южнее вершины 6194) по леднику Скианг. Причина - усталость группы. 23.07 мы перевалили через сложный перевал Скрытный (3А), 24.07 мы перевалили через перевал Сев. Скианг (2Б), который оказался на порядок сложнее, чем мы предполагали (1Б). После спуска с последнего перевала у руководителя возникло ощущение, что штурм на следующий день ещё одного перевала 3А чреват неприятными случайностями. Третье отклонение - это замена траверса вершины 6785 перевалом 40-лет МИЭТ (6143, 3Б). Причина - запредельная сложность протяженного спускового гребня вершины 6785 (острый, с двух сторон скальный гребень, с карнизами, возможно двусторонними). Осмотр гребня был проведён в предварительном акклиматизационно-разведочном выходе (с заброской) на перевал В.Скианг (5579,2А). Четвёртое отклонение - это отказ от проведения радиального выхода в полном объёме или хотя бы до перевала 7220. Причина - высокая лавиноопасность. С 28.07 до конца похода установилась муссонная погода. По ночам каждый день подсыпало снега. Это очень опасно, так как в снежном покрове образуются многочисленные слои. Когда в ночь с 4.08 на 5.08 выпало около 30 см. снега, то стало совсем опасно. Сорванная на спуске доска (25-30 м шириной и 25 см толщиной) подтвердила наши опасения. Пятое отклонение - это отказ от выхода из района через долину Зуг-Шаксгама, в результате которого мы лишились осмотра параллельной Шаксгаму долины и пары перевалов 2Б и 2А. Причина - нехватка времени в условиях нестабильной муссонной погоды.

Общественно-полезная работа. Планируя и реализуя этот поход, мы осознавали, что делаем большое и полезное дело. Во-первых, это разведка - сбор уникальной информации о редко посещаемом районе, которая будет обязательно востребована как туристами, так и альпинистами. А, во-вторых, это съёмка материала для фильма, в котором мы надеемся отразить красоту горной природы и продемонстрировать широкому зрителю замечательные стороны любимого нами спорта (точнее, вида жизнедеятельности).

Дополнительные меры по обеспечению безопасности. Безопасность в походе обеспечивается применением в комплексе всех средств, начиная с подбора снаряжения и заканчивая правильным выбором места для установки лагеря. Мы остановимся лишь на некоторых не совсем традиционных аспектах.

Адаптивное планирование маршрута. Идеология адаптивного планирования базируется на отказе от "упёртости" в прохождении нитки маршрута. В любой точке допускается перепланирование, призванное учесть состояние группы, состояние локальных препятствий, ресурсы времени, питания и снаряжения. В идеале, команда идёт по долинам, когда плохая погода, или кто-то болеет, и преодолевает перевалы, когда отличная погода, и все участники в отличной физической форме. Реализация адаптивного планирования требует предварительной проработки большого количества запасных вариантов, а так же быстрого принятия стратегических решений в процессе проведения похода. Успех в последнем зависит и от доверия участников к руководителю.

Контроль за объёмом нагрузок. Для профилактики несчастных случаев в походе осуществлялся постоянный контроль объёма дневных нагрузок. Если нагрузка была вынужденно большой, то на следующий день или в ближайшие 2-3 дня группа получала возможность восстановиться. Искусственно ограничивался и набор высоты - при освоении "новой высоты" не допускалось, чтобы дневной набор превосходил 500 м.

Контроль за нагрузками вместе с адаптивным планированием создают инструмент управления усталостью в походе. Этот инструмент позволяет не только предупреждать несчастные случаи, но и концентрировать энергию для преодоления особенно сложных препятствий.

Инструментальный контроль за состоянием участников. Кроме наблюдений за состоянием участников нами регулярно применялся инструментальный контроль. Так, в течение всего похода на каждом из этапов акклиматизации проводились измерения пульса участников вечером перед сном и утром сразу после сна.

Радиосвязь и мониторинг группы со стороны МКК. В нашем походе была трубка спутниковой связи системы Глобалстар. Мы регулярно сообщали новости Сергею Стрыгину и Ильяне Жаровой, и они выкладывали их на сайт Турклуба МАИ. Мы звонили заместителю председателя МКК России Алексею Ярошевскому и докладывали о состоянии группы и об обстановке на маршруте. Кроме того, мы осуществляли контрольные звонки нашему китайскому туроператору Джану Хонгу.

Навигация по самодельной векторной карте, загруженной в GPS. Особое внимание уделялось опасности заблудиться в непогоду на большой высоте. Чтобы уверенно спускаться в любую погоду, а это может потребоваться по состоянию группы, мы разработали точную векторную карту Центрального Каракорума и загрузили её в датчик GPS. На карте были обозначены ледопады, разломы и ледосбросы, перенесённые с крупномасштабного космического снимка, а также оптимальные пути спуска с определяющих локальных препятствий. Точность карты достигала 20-30 метров.

Вместо выводов. Общие впечатления о районе. Район очень тяжёлый. Всё, чем пугают начинающих туристов относительно Центрального и Северного Памира, здесь усугубляется в 2 раза. Во-первых, постоянное давление высоты. Мы редко спускались ниже 5000 метров, средняя высота ночёвок на маршруте 5133 метра. Именно этим я склонен объяснять очень заметное похудание участников. Сам я похудел на 15 кг, после Памирского марафона 1999 года (17 кг) я ни разу так заметно в весе не терял. Во-вторых, травы нет, сурков и коз нет, а значит, и троп нет. Я ещё не видел столь неблагоустроенных для хождения гор. У ледников отсутствуют протяжённые морены. По рандклюфтам в карманах ледников идти крайне неудобно и камнеопасно. Поверхность ледников в нижней части в кальгаспорах, в верхней - в застругах. Каждый километр даётся с боем. Средняя скорость передвижения колеблется от 1.3 до 1.5 км за переход (45 мин.). Конечно, это не относится к плоской и ровной долине Шаксгама. Ледник Чогори (путь к К2) тоже (как исключение) прост. В-третьих, днём невыносимая жара. Главное приятное отличие от Памира - тёплые ночи. Температура ночью не опускалась ниже 8 градусов, даже на высоте.

Район очень ответственный, из-за исключительной автономности. На Памире выход к людям (в Поймазар) с плато Правды (6100) осуществляется за 5-6 дней. Здесь же выход с верховий ледника Гашербрум осуществляется за 9 дней! Автономность подчёркивается преградой в виде полноводной реки Шаксгам. При заходе в район в начале июля мы бродили с караваном, вода была по пояс верблюдам. При выходе из района в середине августа воды было в 2 раза больше! Уже будучи на берегу Шаксгама около переправы, мы не знали, сможем ли мы переправиться завтра утром. К переправе мы принесли 300 метров неиспользованной на восхождении верёвки D8 и 4 запасных дня продуктов питания, рассчитывая растянуть их (если потребуется вызывать караван) на 8 дней. Переправа всё же удалась. В основной протоке она производилась с заранее припрятанной в заброске резиновой лодкой. Общая длительность переправы - 5 часов! При такой автономности, любое ЧП, например, перелом ноги, может обернуться трагедией.

Район труден для организации длительных путешествий. Всё очень дорого, верблюд на 10 дней стоит 500 $, власти заставляют купить пермит на К2 (для оправдания 50-дневного пребывания в горах), требуется оплата фиктивного гида, который призван сопровождать группу, а реально сидит в деревне за погранзаставой.

Длиннопериодические погодные циклы. И погода, и непогода здесь длительные. Если антициклон, то он стоит 10-15 дней. Если циклон, то он на 4-5 дней. В конце похода с 28.07 установилась устойчивая муссонная погода (южный ветер). Утром тучи, туман. К 14-15 часам облачность поднимается, пробивается солнце и начинается невыносимая жара. С 17 до 19 можно идти при солнце. С 19 тучи сгущаются, ночью снег. Так было каждый день с переменной степенью тучеобразования. Но в целом погода становилась всё хуже и хуже, и к концу похода начали встречаться дни с дождями до обеда и с ночными проливными дождями. Так, в ночь перед трагедией на К2 (с 12.08 по 13.08) с полуночи до 4-5 часов утра шёл непрерывный сильный дождь.

Раннее лето, обилие льда. На высотах до 5700 снега уже в начале июля было очень мало. Интересная особенность - даже "снежники" на осыпях при ближайшем рассмотрении оказывались ледничками. Сначала мы часто ошибались на траверсах осыпных склонов - выскакивали на такие "снежники" в ботинках, а потом начиналась рубка ступеней до ближайшего камня, где уже надевали кошки. Наличие таких маленьких ледничков среди осыпей было очень непривычным.

Ну а горы там прекрасны! Возможно, очень суровы, но прекрасны. Стоит перетерпеть все трудности и лишения, чтобы увидеть К2 (8611), Броуд-пик (8051), Гашербрум-4 (7932), Гашербрум-3 (7946), Гашербрум-2 (8034) и Хидден пик (8080). Ну и красавицу Скианг-Кангри (7545) мы осмотрели почти со всех сторон.

Благодарности. Мы выражаем огромную благодарность администрации Спортивного Клуба МАИ, СИТЭС-центру и Федерации альпинизма и скалолазания Москвы за помощь в организации экспедиции. Мы никогда не забудем решающую поддержку (за три дня до отъезда) наших друзей - Андрея Ершова, Алексея Ярошевского, Юрия Хохлова, Михаила Волкова, Вячеслава Одоховского и Андрея Петрова, без которой поход бы не состоялся.

Примечание. В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода - 45 минут. Для исчисления времени суток используется новосибирское время, которое отличается от московского на 3 часа. Такое исчисление весьма удобно: в 7 часов рассвет, а в 21 час закат. Длина дневных переходов измеряется в километрах по карте и в горизонтальной проекции. Длина веревки считается равной 50-ти метрам.

.

Оглавление

Назад

Вперёд