На главную страницу сайта

.

Федерация спортивного туризма Украины, Спортклуб Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”, турклуб “ГЛОБУС”

 

 ОТЧЕТ

о горном туристском спортивном походе V к.с. по Кичик-Алаю и Северному Памиру (Заалайский хребет), проведенном с 22 июля по 17 августа 2006 года

Маршрут:

г.Ош – сел.Шанкол - р.Шанкол - пер.Таш-Мачет (3000, н/к) - р.Утор - пер.Утор (4350,2А, п.п.) - рад. пик Шанкол (4630,2А,п.п.) - р.Чугам - рад. пер. Плечо Курган (4400,2А,п.п.) - пер. Торпо (3900,1А) - р.Торпочаты - р.Вост. Кичик-Алай - сел. Кызыл-Чара - пер. Кош-Мойнок (3200,н/к) - р. Кош-Мойнок - пер.Кош-Мойнок Центральный (4750,2Б,п.п.) - р.Кун - р.Сары-Могол Южн. - сел. Сары-Могол - Алайская долина - сел. Ачиксу - пер. Лыбидь (4850,3А) - лед. Чакманташ - пер. Валентина (5280,2Б) - рад. выход на пик Инвалидов (5885,3А) -пер. Шамиля (5050,2А) - р.Кузгун - лед. Кузгун - лед. Красина - пер. Дзержинского (5700,3А*) - рад. выход на плечо пика Дзержинского (6400,2Б) - лед. Коман - р.Таш-Кюнгей - пер. Разведывательный (4550,1Б) - МАЛ “Ачик-таш” - пер. Путешественников (4130,1А) - г.Ош

Маршрутная книжка 43-06

Руководитель - Янчевский О.З.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю пятой категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке ФСТУ

Киев - 2006

 

Оглавление

1. Справочные данные о туристском спортивном походе

1.1. Параметры похода

1.2. Сведения о локальных препятствиях

1.3. Характеристика района

1.4. Подробная нитка маршрута

1.5. Данные об участниках

1.6. График движения

1.7. Высотный профиль маршрута

1.8. Картографический материал

1.9. Информация о новых перевалах Алая и Кичик-Алая

2. Организация туристского спортивного похода

2.1. Общая идея похода

2.2. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

2.4. Изменения маршрута и его причины

2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником

3. Описание маршрута

3.1. Кичик-Алайская часть похода

3.2. Заалайская часть похода

4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

5. Приложения

5.1. Личное снаряжение

5.2. Личное специальное снаряжение

5.3. Список и распределение общественного снаряжения

5.4 Походная аптечка

5.5 Список ремонтного набора

5.6. Особенности материального обеспечения

5.7. Раскладка продуктов

5.8. Распределение веса продуктов по рюкзакам

5.9. Расчет веса груза

5.10. Смета расходов

5.11. Пример письма для органов государственной власти

5.12. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации

.

1. Справочные данные о туристском спортивном походе.

.

1.1. Параметры похода

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Горный

пятая

248

27

27

22.07-17.08.06

 

 

 

 

 

Суммарный набор высоты – 15270м.

Максимальная высота маршрута – 6400м

Средняя высота ночевок – 4000 м (в т.ч. первой части - 3400 м; второй части - 4500 м)

Средний набор высоты в сутки – 620 м (в т.ч. первой части 680 м; второй – 550 м)

.

1.2. Сведения о локальных препятствиях

N

Наименование

К.с.

Высота [м]

Подрайон

Примечание

1

2

пер. Таш-Мачет

пер. Кош-Мойнок

н/к

н/к

3000

3200

Кичик-Алай

Алай

режим п/п

режим п/п

3

4

пер. Путешественников

пер. Торпо

4140

3900

Заалай

Кичик-Алай

рад.

режим п/п

5

пер. Разведывательный

4550

Заалай

.

6

7

8

9

пик Шанкол

пер. Утор

пер. Плечо Курган

пер. Шамиля

4630

4350

4400

5000

Кичик-Алай

Кичик-Алай

Кичик-Алай

Заалай

рад., п/п

п/п

рад, п/п

10

11

12

пер. Ц.Кош-Мойнок

пер. Валентина

плечо г. Дзержинского

4750

5280

6400

Алай

Заалай

Заалай

п/п

.

рад.

13

14

15

пер. Лыбедь

пик Инвалидов

пер. Дзержинского

3А*

4880

5885

5700

Заалай

Заалай

Заалай

.

рад.

.

. 

1.3. Характеристика районов проведения похода

Алайский и Кичик-Алайский хребты

Ф.1. Алайский хребет. Вид с пер. Торпо в Кичик-Алае

Алайский хребет (алай – “пестрый, цветастый”) протянулся в широтном направлении на 400 км, отделяя огромную плодородную, густозаселенную Ферганскую долину от широкой пастбищной Алайской долины с редкими поселками. Хребет является водораздельным: на север,

в Ферганскую долину стекают реки Гюльча, Ак-Бура, Араван, Исфайрамсай, Аксу. На юг со склонов стекают реки Талдык, Южный Сарымогол, Кашкасу, Кызылункур. Через перевалы Алайского хребта ежегодно по вьючным тропам проходят многочисленные стада скота. В восточной части Алайского хребта через перевал Талдык проложена шоссейная дорога от города Ош до поселка Сары-Таш в Алайской долине. Хребет, за редким исключением, не опускается ниже 4000 м. Наибольшие ледники и вершины до 5500 м сосредоточены в западной части Алайского хребта. Ближе к Кичик-Алаю, в восточной части, Алайский хребет имеет высоты 4500-5000м. Высшей точкой Алая здесь является пик Скобелева, 5051м, а Кичик-Алайского хребта - вершина 4933 м. Однако, при слабой расчлененности хребтов имеется много вершин высотой более 4900м и даже наиболее простые перевалы превышают по высоте 4400м – это ощутимо выше, чем на Кавказе. А самые высокие перевалы достигают 4900-5000 м (пер. Кумторская стена, 3А, 4750м; Рототаева, 2А, 4820м; пер. Седло Скобелева 2Б* 5000м). Характерной особенностью перевалов Кичик-Алая и Алая является их асимметрия: северный склон (чаще всего определяющий) – снежно-ледовый, южный – осыпной. На склонах хребта и в ущельях лежат многочисленные ледники, частично или полностью покрытые моренными отложениями. Самыми большими в восточной части Алайского хребта являются ледники Карасель и Кош-Мойнок длиной около 4.5 км. На южных склонах Алайского хребтов ледники практически отсутствуют. Район пика Скобелева, со значительным оледенением, хорошо освоенный туристами МАИ за период 1996-2003 г.г. На сам пик Скобелева впервые 31 августа 1976 г. поднялась группа геологов из Южно киргизской геологической экспедиции под руководством Сиротова Л.А

Ф.2. Кичик-Алайский хребет с востока (со склонов Шанкола)

Восточнее, между перевалами Киндык и Сары-Могол (4303,1А) находится следующий узел оледенения Алайского хребта, который условимся называть районом Сары-Могол. Высшая точка этого района имеет отметку 4966. В 2000 и 2001 годах туристами МАИ пройдены пер. Ц. Курумды 1Б, 4600 и Сары-Могол. Ряд логичных седловин ледника Сары-Могол ждет своих первопроходцев. Еще восточнее, между перевалами Сары-Могол и Джиптык (4189,1А) находится район Кош-Мойнок. Здесь имеются ледник длиной 4,5 и площадью 5 км2 и альпийского типа вершина 4931. Из общений с киргизами Кош-Мойнока стало известно о попытке разведки этого ледника московским туристом-одиночкой несколько лет тому назад. Судьба этого человека неизвестна. За Кош-Мойноком лежит долина реки Джиптык, одноименный перевал которой является кратчайшим путем из Оша а Алайскую долину. По этой долине до развала Союза велось активное строительство дороги через пер. Джиптык, запущенной к настоящему времени. Еще восточнее, до автомобильного пер.Талдык (“тополиный”) хребет заметно снижается.

Кичик-Алайский (“малый Алайский”) хребет протянулся севернее Алайского хребта, параллельно ему, на 80 км с востока на запад, соединяясь с последним широкой и пологой Кичик-Алайской перемычкой. Южная граница хребта “малого Алая” проходит по рекам Восточная Кичик-Алай и Западная Кичик-Алай, берущим начало под перемычкой, стыкующей Алайский и Кичик-Алайские хребты. Река Восточный Кичик-Алай сливаясь с рекой Джиптыксу, образует реку Акбура, являющуюся восточной границей Кичик-Алайского хребта. Западной границей района является реку Исфайрамсай, в которую впадает река Западная Кичик-Алай. Южные отроги Кичик-Алая короткие и несут крайне незначительное оледенение, тогда как на север отходят длинные разветвленные отроги, образующие красивые ущелья с арчевыми лесами. С севера кичик-алайский район ограничен широкой горной долиной. Невысокой грядой она разделяется на две части - западную с шахтерским городком Кызыл-кия и ближайшую к г. Ош восточную часть – плодородную и густо заселенную Наукатскую долину. Обилие растительности на северных склонах Кичик-Алая обусловлено характером воздушных потоков Ферганской долины, способствующих конденсации влаги из воздуха с возрастанием высоты. Этим же, по-видимому, объясняется тот факт, что, несмотря на некоторое превосходство Алайского хребта по высоте над Кичик-Алайским хребтом, его оледенение меньше, а снеговая линия выше (около 4400м). Крупнейший кичик-алайский ледник – Гезарт – достигает в длину 8,5 км и площади 9,8 км2. Второй по размерам ледник Баркалак, имеет длину 4.2 км и площадь 6.9 км2 [1]. Ледники в Кичик-Алае в значительной степени деградировали, поэтому в районе имеется много озер и весьма развиты моренные отложения. А вот заметные ледопады в Кичик-Алае – большая редкость.

Туристами в Кичик-Алайском хребте наиболее исследованы верховья рек Тегермач и Гезарт. Следующий район Актюбе, примыкающий к району Гезарт с востока и ограниченный с запада и востока реками Акарт и Карагай соответственно, посещался туристами из Челябинска в начале 80-х годов. Вершины здесь достигают высоты 4900 м. Крупнейший ледник длиной 5 км находится в истоках Актюбе - правого притока р. Чиле.

Еще восточнее расположен хорошо изученный альпинистами район Киргизата. Здесь у слияния истоков Киргизаты выше лесхоза несколько лет подряд функционировал альплагерь "Киргизата". Многочисленные альпинистские маршруты и некоторые перевалы этого района подробно описаны в известной книге Наумова[2], но крайне мало освоенные туристами. Например, самых крупный ледник южных склонов Кичик-Алая – Турпачаты (называемый Наумовым “Южный Джолджилга”), до настоящего времени не посещался туристами.

Лежащий восточнее Киргиз-Аты и выдвинутый к северу короткий Шанкольский узел также изредка посещался альпинистами, но практически не освоен туристами до настоящего времени. Самый крупный здесь ледник – Утор, до 4 км длиной. Под южными склонами Шанкола автор начинал в 2001 году поход 3 к.с. Далее к реке Ак-Бура Кичик-Алайский хребет постепенно деградирует.

Заалайский хребет

Принадлежит к горной системе Памира и расположен на его северо-восточной границе. На всем своем протяжении длиной около 200 км, Заалайский хребет вытянут в широтном направлении с небольшим уклонением к северо-востоку, представляя пологую дугу, вогнутостью обращенную на север. С севера хребет ограничен гигантской Алайской долиной, по которой с востока на запад протекает полноводная река Кызылсу. С юга хребет ограничен высокогорной пустыней Маркансу на востоке, а западнее - долинами рек Сауксай и Муксу. Место слияния рек Муксу и Кызылсу является западной границей Заалайского хребта. В своей западной части хребет относительно невысок, зато многие вершины - альпийского типа. Характерная особенность Западного Заалая: самые крупные ледники и вершины лежат на южных склонах хребта. Высшая точка Западного Заалая – пик Сат, 5900м, из под которого начинается крупнейший ледник Западного Заалая – Кызылсу (22 км2). Центральный Заалай начинается восточнее перевала Терсагар (3600 м), где главный хребет быстро повышается и образует огромный, трудно проходимый гребень, достигающий в среднем не менее 5200 - 5700 м высоты с отдельными вершинами, поднимающимися выше 6000 - 6500 м над уровнем моря. В крайней восточной части хребта расположены массивы вершин Заря Востока (6346 м) и Курумды (6610 м). Западнее пика Пограничник (5434 м), гребень хребта понижается до отметки 4280 м на перевале Кызыларт, через который проходит Восточно-Памирский тракт. Западнее перевала хребет снова повышается до отметки 6075 м и через пик Корженевского (6005 м) подходит к следующей громадной вершине Кызылагын (6679м), за которой, почти не снижаясь, тянется к узловой вершине - пику Единства (6673 м). В этом месте от Заалайского хребта на юг ответвляется мощный хребет Зулумарт. От седловины перевала Крыленко Заалайский хребет постепенно поднимается до главной вершины района - пика Ленина (7134 м), за пятнадцатикилометровым массивом которого в гребне высятся пики Дзержинского (6713 м), Красина (6005 м) и Цюрупы (5849 м). Далее гребень хребта носит слабо расчлененный характер, постепенно разворачиваясь на юго-запад, и постепенно снижается к перевалу Терсагар (3613 м), за которым продолжается на запад еще около 50 км с высотными отметками около 5000 м. Заалайский хребет имеет большое число мощных отрогов длиной до 20 км; наиболее крупным из которых является хребет Ледяной Мыс, ответвляющийся восточнее массива пика Ленина от пика Спартак (6194 м) на север. Еще более мощные южные отроги.

Ф.3. Заалайский хребет: слева Кызылагын, в центре – п. Ленина, справа –п. Дзержинского.

Перепад высот от уровня Алайской долины до гребня хребта значителен и составляет в среднем 2500 - 3000 м. Северные склоны, как правило, значительно круче южных. Слабая расчлененность гребня хребта и его значительная абсолютная высота обусловили мощное современное оледенение, представленное многочисленными ледниками висячего и долинного типов. К числу наиболее крупных долинных ледников относятся ледники Октябрьский(88 км2), Корженевского (73 км2) , Ленина (55 км2), Б. Саукдара (53 км2), Коман (27 км2), Кузгун (25 км2) [1]. Нижняя граница ледников располагается на высотах 3500 - 4200 м. Высота снеговой линии Заалайского хребта составляет около 4500 м на его северной стороне и 4700 м на южной.

Климат района, как и везде в горах, существенно меняется с высотой. В долинах он умеренный, а в высокогорной зоне принимает суровые полярные черты. Лето короткое и прохладное. В высокогорье наиболее теплым является август, в Алайской долине - июль. Вследствие высокой сухости воздуха и большой абсолютной высоты, температура воздуха характеризуется большими суточными колебаниями. Среднемесячная температура на высоте 4200 м в июле +3.3° С, в августе - +4.5° С. Суточные колебания температуры воздуха в течение дня могут быть очень велики. В самое теплое время года на высотах выше 5000 м они могут достигать от +5° днем до - 25° ночью. Преобладающие ветра имеют юго-западное и западное направления. В дневное время при хорошей погоде скорость ветра в среднем 6 - 8 м/с, а ночью уменьшается до полного штиля. Часто случаются порывистые шквальные ветра со скоростью 15 - 20 м/с, сопровождающиеся поземкой и снегопадом. Благодаря сухости воздуха облачность, как правило, незначительна. Наиболее ясный месяц - август. Среднемесячное количество осадков в Алайской долине в Сары-Таше в июле 38 мм, в августе - 16 мм. Однако практика горных туристов последнего десятилетия указывает на необходимость с осторожностью относиться к таким статистическим данным, поскольку даже местные жители начали говорить о заметном увеличении осадков в летние месяцы. Кроме того, с ростом высоты количество осадков резко увеличиваются. На северном склоне хребта, особенно в районах высочайших вершин, осадков выпадает значительно больше, чем на южном. Благодаря метелевому переносу снега восточные склоны отрогов хребта более заснеженные, чем западные; на восток же чаще нависают снежные карнизы. В высокогорной зоне возможна длительная, в течение 3-5 суток, непогода, сопровождающаяся пургой и сильным ветром. Ледовая обстановка в горах сильно меняется из года в год: достаточно сказать, что путь из МАЛа на Луковой поляне под пиком Ленина в Лагерь 1 в 2006 г кардинально изменился!

Маршрут

По Заалайскому хребту проходит граница между республиками Кыргызстан и Таджикистан. Исходным пунктом почти всех экспедиций в районе Северо-Восточного Памира является областной центр Киргизии - город Ош. Здесь начинается Восточно-Памирский тракт, протянувшийся с севера на юг на 730 км до города Хорога - центра автономной Горно-Бадахшанской области Таджикистана. Длина трассы от города Ош до поселка Сары-Таш в Алайской долине - 182 км. Сразу за пос. Сары-Таш, перед мостом через р. Кызылсу, от тракта направо (на запад) отходит дорога на районный центр Алайского района Киргизии - пос. Дараут-Курган и далее на Ляхш (Таджикистан). Дорога проходит вдоль северного края Алайской долины вблизи предгорий Алайского хребта. По дороге, в 30 км от пос. Сары-Таш, в устье реки Сарык-Могол находится одноименный поселок, откуда можно проехать к северным отрогам Заалайского хребта в долины рек Туюксу и Ачик-таш. В поселке имеется мост через р. Кызылсу. В 20 км западнее Сарык-Могола расположен поселок Кашка-су. Сразу за поселком имеется железный мост, от которого довольно хорошие дороги ведут к предгорьям Заалайского хребта - долинам рек Коман и Ачик-Таш. В 90 км от пос. Сары-Таш расположен районный центр - пос. Дараут-Курган (Дороут-Коргон). Напротив поселка открывается вход в долину реки Алтын-Дара, ведущую к перевалу Терсагар, через который можно попасть в долину р. Сель-дара, вытекающей из ледника Федченко. К восточной части Заалайского хребта можно добраться от поселка Бордоба, расположенного на Восточно-Памирском тракте у границы северных отрогов хребта у перевала Кызыл-арт. Или еще восточнее – через пограничный с Китаем поселок Иркештам.

1.4. Подробная нитка маршрута

г.Ош – сел. Шанкол - р.Шанкол - пер.Таш-Мачет (3000, н/к) - р.Утор - пер.Утор (4350,2А, п.п.) -рад. пик Шанкол (4630, 2А,п.п.) - р.Чугам - рад. пер. Плечо Кургана (4400,2А,п.п.) - пер. Торпо (3900,1А) - каньон р.Торпочаты - р.Вост.Кичик-Алай - сел. Кызыл-Чара - пер. Кош-Мойнок (3200,н/к) - р.Кош-Мойнок - пер. Кош-Мойнок Центральный (4750,2Б,п.п.) - р.Кун - р.Сары-Могол Южн. - сел. Сары-Могол - Алайская долина - сел. Ачиксу - пер.Лыбедь (4850,3А) - лед.Чакманташ - пер.Валентина (5280,2Б) -рад. выход на пик Инвалидов (5885,3А) - пер.Шамиля (5050,2А) - р.Кузгун - лед.Кузгун - лед.Красина - пер.Дзержинского (5700,3А*) -рад. выход на плечо пика Дзержинского (6400,2Б) - лед.Коман - р.Таш-Кюнгей - пер.Разведывательный (4550,1Б) - МАЛ “Ачик-таш” - рад. пер.Путешественников (4130,1А) - г.Ош

.

1.5. Данные об участниках

Фото

Ф.И.О.

Дата рождения

Должность в походе

Туристский опыт

Контактная информация

Янчевский Олег Зигмонтович

07.01.1961

руководи-тель, врач

6 ГУ (Кит. Памир), 7546, 4 ГР (З.Кавказ)

yanchoz (dot) rambler.ru

Геллер Олег Владимирович

13.08.1985

участник

5 ГУ (Заалай), 5500, 2-й альп. разр.(Фаны)

Oleg(dot)Galatur.net

Журакивский Юрий Игоревич

08.08.1975

фотограф

5 ГУ(Ц.Кавказ), 5642

chinder(dot)yandex.ru

 

Келин Алексей Леонидович

24.09.1979

отв. за снаряжение

4 ГУ (Алтай), 5642; 3 ГР (Ц.Кавказ)

Kelуn(dot)mail.ru

Охримович Николай Николаевич

04.01.1975

Ремонтник, финансист

3 ГУ (Ц.Кавказ), 5642; 2-й альп. Разр.(Безенги)

onn(dot)okhrim.com.ua

Савчинский Богдан Дмитриевич

17.08.1979

завхоз

4 ГУ (Ц.Кавказ), 4200, 3ГР (З.Кавказ), 2-й альп.разр.

homulko(dot)gmail.com

 

1.6. График движения

.

1.7. Высотный профиль марштута

.

1.8. Картографический материал

Наукат-Шанкол

Шанкол - Кош-Майнок

Кош-Майнок - Сарымагол

Ачиксу - пик Инвалидов

Пик Инвалидов - л.Коман

Ледник Коман - а.л. Ачикташ

.

1.9. Информация о новых перевалах Алая и Кичик-Алая

. 

2. Организация туристского спортивного похода

Ф.4. Заалайский хребет (фото А.Лебедева)

2.1. Общая идея похода. Обоснование выбора точек начала и конца похода

Для большинства членов группы этот поход должен был решить две основные задачи – повысить их спортивный уровень и познакомить с новым районом путешествия – Памиром. В этом случае для первого знакомства с районом наиболее пригодным является северный форпост Памира - Заалайский хребет, хорошо знакомый руководителю. Здесь -удобные и короткие подъезды, имеется свежая информация по району, существует возможность повышения высотного опыта участников походов 5 к.с. вплоть до высоты пика Ленина (3А, 7134 м). Наиболее полноценными, дающими полное представление о районе являются маршруты с пересечением главного Заалайского хребта. В то же время пребывание в бассейне реки Сауксай резко повышает уровень автономности группы и предъявляет высокие требования к уровню безопасности. Дело даже не в том, что КСС на Памире отсутствует – даже вызванному из Бишкека вертолету (1 час=2000 у.е.) будет невозможно преодолеть высоту Заалайского хребта вне района перевала Терсагар (3600м). Кроме этого, для вызова вертолета необходим спутниковый телефон и оформление страховых полисов, что превысило бы лимит походных затрат участников и к тому же, исходя из реалий, далеко не всегда гарантировало бы своевременное прибытие помощи. Поэтому посещение южных склонов Заалая подразумевало продуманную стратегию построения маршрута, грамотную тактику передвижения, высокую физическую, техническую подготовленность, схоженность, правильный подбор материального обеспечения, проработку путей эвакуации.

Многие группы, путешествующие по Памиру, отмечают необходимость предварительной акклиматизации и то, что способность к полноценной работе на маршруте наступает не ранее 7-8 дня. Часто это оканчивается выходом из строя в первые дни такой “акклиматизации” одного-двух участников, что составляет от 15 до 25% состава группы. Исходя из этих соображений для старта взгляд был обращен на горный район, лежащий к северу от Алайской долины – Алайский и Кичик –Алайский хребты. Более щадящие высоты, короткие (1,5-3 ч!) заезды, простые пути эвакуации практически с любой точки маршрута делают их идеальными для первого знакомства с Азией, позволяют надежно акклиматизироваться для большого Памира и повысить схоженность группы. Наличие ряда “белых пятен” в Кичик-Алае позволяет дополнительно проводить туристское исследование этого богатого растительным и животным миром района. Таким образом, наш маршрут логично делился на две части: Кичик-Алайскую и Заалайскую, с заброской в Алайской долине и охватывал весьма большой кусок Памиро-Алая, с прохождением всех перевалов “от травы до травы”. При проработке первой части наше внимание привлекла северо-восточная оконечность Кичик-Алайского хребта, с доминирующей вершиной Шанкол, хорошо видной из Оша в ясную погоду. Конец маршрута Заалайской части был однозначен – МАЛ, под пиком Ленина, позволяющий без затруднений уехать в г.Ош. После Шанкольского узла необходимо была кратчайшим путем выйти к Алайской долине. На этом участке наибольший интерес представляли районы ледника Турпачаты (Торпо-чаты), крупнейшего на южных склонах Кичик-Алайского хребта и ледника Кош-Мойнок, расположенного на северных склонах Алайского хребта в его восточной части. Также интересно было посетить “медвежий угол” верховьев реки Кун, лежащей под южными склонами Алая, выход из устья которой запирает труднодоступный, на первый взгляд, каньон.

Ф.5. Кичик-Алайский хребет из Наукатской долины

Во второй части после выхода в Алайскую долину и взятия заброски необходимо правильно выбрать первый перевал для преодоления Заалайского хребта с учетом веса рюкзаков: он должен быть низким. В качестве такого была выбрана седловина перевала Лыбидь 3А, 4860м, пройденного украинскими туристами в конце 80-х. Вторым определяющим препятствием в Заалае была выбрана классическая памирская 3А - высокий перевал Дзержинского, 5700м, полное прохождение которого занимает около 5 суток. Включение между этими препятствиями перевалов Валентины 2Б, 5280 и Шамиля 2А, 5050 представлялось наиболее эргономичным вариантом. Заявленные радиальные выходы на пики Инвалидов (5885м) и Дзержинского(6717м) служили скорее необязательным “украшением” маршрута, причем без первого идти на второй было бы ненадежно. Первоначальная идея включить в нитку маршрута пик Ленина была отклонена из-за невозможности линейно, без колец и дополнительных забросок выстроить вторую часть маршрута в этом случае. Да и что это за определяющее препятствие (имеется в виду п.Ленина), которое ходится радиально и на котором навеска собственных перил не требуется? А запланировать перед Ленина такую 3А, как пер. Лачплесиса (находится в северном отроге Заалайского хребта, соединяет ледники Коман и Ленина) могут только любители “латвийской рулетки”: потенциальная опасность этого перевала неоправданно высока. Была еще третья причина отказа от Ленина – человеческий фактор. Заявив выход группы даже на меньшую высоту – 6717 м, нельзя было забывать об “узких местах”. Таковым оказался высотный опыт одного участника – всего 4200 м, тогда как все остальные были с опытом 5500-5600. Поэтому, помимо тщательно продуманного графика набора высоты необходимо было обеспечить хорошую спортивную форму. Перед участниками (в первую очередь – с недостаточным высотным опытом) была поставлена задача – к лету спокойно бегать по пересеченной местности не менее 2 часов. Для контроля, начиная с осени, проводились совместные пробежки раз в неделю всей группы.

Сдвиг наиболее высоких препятствий под конец маршрута при всей логичности мог вызвать опасения: акклиматизация - акклиматизацией, но хватит ли у обычной группы сил до конца маршрута? Опыт походов Андрея Лебедева дает положительный ответ на этот вопрос, но подразумевает создание комфортных условий для восстановления на маршруте каждого участника(о которых почему-то забывают):

- трехразовое горячее полноценное питание;

- большой обеденный привал;

- полноценные условия для ночного отдыха;

- эргономичные суточные переходы;

- коррекция плана дневного перехода под текущее состояние группы.

Поэтому важно было обеспечить материальную сторону похода: рациональную раскладку продуктов, минимизировать вес рюкзаков, верно просчитать временные затраты, составить адекватный график дневных переходов и т.д. Очень большую роль в подготовке сыграли многомесячные обсуждения с участниками группы всех нюансов маршрута, сыгравших не последнюю роль в кристаллизации нитки маршрута. Мы выражаем благодарность московским туристам Д.Зеленцову и О.Чхетиани., А.Лебедеву за консультации и материалы по району.

2.2. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование

К городу Ош – воротам Памира, южной столице Кыргызстана, – можно было попасть следующими вариантами:

1) Поезд Москва-Бишкек(3,5 суток) + автомашина Бишкек-Ош(12-15ч).

2) Самолет Москва-Бишкек (4 ч) + самолет Бишкек-Ош( 1 ч)

3) Самолет Москва-Ош(4 ч). Уже второй год начали летать прямые рейсы из Москвы в Ош трех авиакомпаний: киргизской Алтын- Эйр, Аэрофлота и компании Сибирь.

Наиболее предпочтительным оказывается третий вариант. Он позволяет сэкономить массу времени и дороже первого варианта всего на 100 у.е. Наиболее гуманные цены предлагает компания S7 (Сибирь) - 311 у.е. за билет Москва-Ош-Москва при заблаговременном (за 2-3 месяца) выкупе билетов.

Вот расписание рейсов этой компании в 2006г:

Направление

Номер рейса

День выполнения

Время вылета *

Время прилета *

Москва (Домодедово)-Ош

S7-967

четверг

23:40

05:40 +1

Ош-Москва (Домодедово)

S7-968

пятница

7:20

9:40 +1

* - время вылета/прилета местное; +1 - прибытие на следующий день.

** - лимит груза 20 кг; стоимость перевеса –3 у.е./кг.

Представительство компании Сибирь в Киеве:

тел: +38 (044) 459-01-44  продажа и бронирование,

459-01-42 руководитель
Факс: +38 (044) 459-01-43 (автомат)

С 2007 года представительство Сибири располагается в Киеве по адресу: ул. Саксаганского 40.

В Москве попасть в аэропорт Домодедово можно аэроэкспрессом (скоростной электричкой), отправляющейся с интервалом 1 ч с Павелецкого вокзала. Стоимость проезда – 120 руб.

Для пребывания в Кыргызстане и посещения погранзоны (куда входит Алайская долина и Заалай) необходимо оформление соответствующих документов и, естественно, загранпаспортов. Для посещения погранзоны полезно заблаговременно обзавестись рекомендательным письмом с печатями (см. приложение). Подготовку к летнему походу проходила в тесном сотрудничестве с менеджером турфирмы Ладой Евгеньевной Хасановой ladaosh@mail.ru (714003 Киргизстан, г. Ош, ул. Петрова, дом 1, кв. 25, Хасанова Лада Евгеньевна), владеющей несколькими гостевыми домами (сервис не ниже 3-х звездочной гостиницы) в г. Ош. Она помогла нам с получением регистрации, закупкой части продуктов, размещением после похода, отправкой телеграмм, может помочь с покупкой обратных билетов на самолёт и организацией транспорта для заезда в горы. Однако последнее дешевле сделать самостоятельно, договорившись о найме транспорта на автовокзале, рядом с городским базаром.

Чтобы попасть к Шанкольскому узлу Кичик-Алая возможны заезды из Оша даже “газелью” в селения: Киргиз-Ата (р.Киргиз-Ата), Шанкол (р.Шанкол) и Коджоке (р.Хошчан). Первый вариант подразумевал выход к лед. Утор через два н/к перевала (2700 и 3000 м) и несколько перегружал начало маршрута. Два оставшихся варианта подразумевали знакомство с малоизвестными туристам долинами Шанкола и Хошчана, причем в последнем случае можно было кратчайшим путем выйти к верховья р.Утор. Однако представлялось целесообразным поставить перед первым препятствием 2А высотой 4300-4400 прохождение невысокого, до 3000 м некатегорийного перевала. Таким образом, началом маршрута мы выбрали селение Шанкол, длинный переход по одноименному ущелью завершался взятием н/к перевала Таш-Мечет и знакомил группу с долинами рек Шанкола и Утора. При проведении походов только в районе Кичик-Алая и Алая не требуется оформление пропусков в погранзону (в случаях, если не предусматривается обратный выезд через пограничный поселок Сарыташ в Алайской долине).

Оставление заброски в Алайской долине на вторую часть маршрута в сел. Сарымогол с сопровождением могло забрать, как минимум, сутки. Поэтому изначально мы ориентировались на отправление заброски с оказией едущим в Алайскую долину шофером. Это оказалось вполне возможным и стоило нам не слишком дорого (700 сомов – доставка + 500 сомов – хранение). Важно только было найти водителя, хорошо знающего это село и договориться, где и у кого именно будет нас ждать заброска.

При планировании вариантов отъезда из центральной части Заалая наиболее логичным представлялся район МАЛа (международного альплагеря) под пиком Ленина. Отсюда возможно уехать в Ош в течение суток. Выход пешком к трассе Дараут-Курган – Сарыташ-Ош теоретически возможен в любом месте северного склона Заалайского хребта, однако пересечение Алайской долины (до 30-35 км) - весьма трудоемкое мероприятие.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В первой части похода основным маршрутом эвакуации выступала долина реки Восточный Кичик-Алай, откуда за несколько часов можно уехать в г. Ош. Однако транспорт здесь ходит нерегулярно.

После пересечения Алайского хребта, а также во второй части похода в Заалае, аварийный выход подразумевал добирание к трассе Дараут-Курган – Ош в Алайской долине.

Наиболее сложная задача – эвакуация с южных склонов Заалайского хребта. В верховьях ледников Чакманташ и Кузгун аварийными выходами на север являлись доступные перевалы соответственно Чакманташ (2Б, 5050) и Минджар (2А, 5030). Однако в тяжелых случаях группа была морально настроена идти вниз по р.Сауксай до Алтын-мазара и выходить на север в долину реки Алтын-дара к райцентру Дараут-Курган н/к перевалом Терсагар, 3570м, на что требовалось не менее 4-5 дней.

Заявленная нитка похода:

г.Ош - сел. Шанкол (1500м) - р.Шанкол - пер. Таш-Мечет, н/к, 3000 - р.Утор - пер.Утор (п/п) 2А, 4400 - пик Шанкол, 4630, 2А(рад.) - р.Чугам - пер. “4200” (п/п), 2А - лед.Турпачаты - пер.Агидель (п/п), 2А, 4500 - р.Талдыкель - р.В.Кичик-Алай - пер.Кош-Мойнок, н/к, 3225 -р.Кош-Мойнок - пер. В.Кош-Мойнок (п/п) 2Б, 4750 - р.Кун - пер.Каньонный (п/п), 1А, 3600 – р.Ю.Сары-Могол - сел.Сары-Могол –сел.Ачиксу - пер.Лыбидь 3А, 4900 - лед.Чакманташ - пер.Валентины, 2Б, 5280 - пик Инвалидов, 5885, 3А(рад) - пер.Шамиля 2А, 5050 -р.Кузгун - лед.Кузгун - лед.Красина - пер.Дзержинского, 3А, 5700 - пик.Дзержинского 3А(рад), 6717 - лед.Коман - пер. 60 лет Октября, 2Б, 4900 - лед. Ленина – пер. Путешественников, 1А, 4140 – МАЛ “Ачикташ”(3600) - г.Ош.

Запасные варианты:

1). Вместо пер. Утор – прохождение перевала восточнее - в верховьях р. Ката-тор (ок.1Б) и далее выход на тропу высоко над правым бортом р.Чугам.

2). Вместо пер. “4200”– спуск к р.В.Кичик-Алай через н/к-1А пер. Торпо, 3900 .

3). Вместо пер.В.Кош-Мойнок, 2Б, 4700 – более простой пер. №86 Ц.Кош-Мойнок, ок. 2А, 4550.

4). При невозможности пройти каньон р.Кун - прохождение доступного перевала в цирке Кун с вариантами:

- справа от вер.4856– перевалом Кун, ок. 2А, на р.Уйкана, левого нижнего притока р.Ю.Сарымогол;

- пер.№90(Каинды, 4550м, ок 1Б-2А на р.Джиптык+ пер.Джиптык 1А, 4189м(№91)

5). Вместо пер.Лыбидь 3А, 4880 –пер.Чакманташ, 2Б,5050.

6). Вместо пер. 60 лет Октября, 2Б, 4900– пер.Разведывательный, 1Б*, 4550

2.4. Изменения маршрута и его причины:

1. Нам пришлось отказаться от первопрохождения пер “4200”, поскольку на месте выявилось, что доступного прохода от р.Чугам в верховья р.Турпачаты не существует и на топокарте не отмечена вершина 4528 (Курган Гл), перекрывающая короткий участок гребня, общий с верховьями Чугама и Турпачаты. Радиальный выход на гребень хребта в районе в. Курган, отвечающий 2А к.с., позволивший это установить мы назвали “Седлом Кургана”

2. Вследствие потери времени, на посещение ледника Турпачаты и первопрохождение пер. Агидель времени не оставалось. В результате был пройден запасной вариант с пер.1А и спуском по р.Турпачаты.

3. Вместо первопрохождения пер. В.Кош-Мойнок, намечаемый как 2Б, на месте выяснилось, что он проще, но не безопаснее выбранного нами варианта пересечения Алайского хребта перевалом, названным “Центральный Кош-Мойнок”.

4. Наличие тропы из р.Кун избавило от необходимости изобретать пер.Каньоный.

5. Радиальный выход на пик Дзержинского состоялся только до 6400м из-за испортившейся погоды.

6. Вместо пер. 60 лет Октября, 2Б, 4900 в конце маршрута произошла замена на более простой пер.Разведывательный, 1Б*, 4550, поскольку группа подустала, а пер.60 лет Октября по некоторым данным “тянул” как минимум на 2Б*.

2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником

Члены группы Журакивский Ю.И., Охримович Н.Н., Янчевский О.З. поднялись на плечо Дзержинского до высоты 6100м.

.

3. Описание маршрута

3.1. Кичик-Алайская часть похода

3.2. Заалайская часть похода

.

4. Итоги, выводы, рекомендации

.

5. Приложения

5.1 Личное снаряжение

5.2 Личное специальное снаряжение

5.3 Список и распределение общественного снаряжения

5.4 Походная аптечка

5.5 Список ремонтного набора

5.6. Особенности материального обеспечения

5.7. Раскладка продуктов

5.8. Распределение веса продуктов по рюкзакам

5.9. Расчет веса груза

5.10. Смета расходов

5.11. Пример письма для органов государственной власти

5.12. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации

.

На главную страницу сайта