ОТЧЕТ

о горных туристских путешествиях первой категории сложности в районе Красной Поляны (Западный Кавказ), совершенных с 28.04 по 07.05.2001

МАРШРУТ:

Красная Поляна – р.Лаура - пер. Медвежьи Ворота (2280,1А) - пер.Псеашхо (2014,н.к.) - р.Уруштен – пер.Алоус (1920,н.к.) – р.Малая Лаба – пер.Аишха (2401,1А) – р.Мзымта – Красная Поляна

ф.1. Массив Ачишхо

Руководитель группы №1 (маршрутная книжка 1/3-101) - Лебедев Андрей Александрович

Руководитель группы №2 (маршрутная книжка 1/3-102) – Макаров Константин Андреевич

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть оценено как маршрут первой категории сложности и зачтено всем участникам и руководителям. Отчет использовать в библиотеке Турклуба МАИ.

СОДЕРЖАНИЕ:

7. Календарный график движения на активной части маршрута

2. ДНЕВНИК ПОХОДА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

1. Заезд
    2. Перевалы Медвежьи Ворота (2280,1А зимний путь) и Псеашхо (2014, н.к.)
    3. Долина Уруштен
    4. Перевал Алоус (1920, н.к.)
    5. Долина Малой Лабы
    6. Перевал Аишха (2401, 1А весной)

ВВЕДЕНИЕ

Маршрут проходился с целью подготовки новичков Турклуба МАИ к летним спортивным горным походам, а также с целью разведки Краснополянского района как полигона для проведения учебных горных походов на майские праздники.

Ф.2. На пер. Аишха. Сидят: К.Макаров, П.Тихонов, А.Данюков, А.Имамундинов, М.Назаров. Стоят: Е.Сундукова, И.Максёмова, И.Прокопенкова, Н.Тараненко, Д.Чекрыгин, Ал.Лебедев, Ю.Станиславская, В.Лебедев, В.Лебедева, Л.Амирова, В.Долгов

Подъезды оказались весьма удобными и дешёвыми. Плацкартный билет Москва-Адлер стоит 320 руб., билет на автобус Адлер - Красная Поляна стоит 15 руб. Значительные сложности составляет урегулирование отношений с дирекцией Кавказского Государственного заповедника. Во-первых, дирекция берёт на себя ответственность по безопасности и не выпускает на маршрут, если считает его опасным. О балансе проходимости маршрута и опыта группы она имеет весьма смутное представление. О реальной проходимости тоже. Так, например, нас не пускали в долину Уруштена из-за лавиноопасности в каньоне. На самом деле, снег со склонов в этом сезоне к концу мая уже сошел. Во-вторых, дирекция выпускает только на маршруты, объявленные ею открытыми для посещения туристами. Как правило, эти маршруты не согласуются с требованиями к спортивным походам и плохо увязываются. Адрес дирекции: Адлер, ул. Карла Маркса, д.8.

Особенностью района является наличие труднопроходимых лесов. В лесу у группы нет возможности выбирать. Она идёт по тропе и только. Любой шаг в сторону грозит тяжкими осложнениями. Весь выбор сводится к размышлениям на точках ветвления тропы и на полянах, где тропа часто теряется, и необходимо правильно встать на неё при входе в лес. Все тропы в лесу маркированы красной краской. Тропы запущены, часто трудны. Мостов через притоки основных рек нет. Иногда вброд приходится переходить большие реки, например Уруштен.

Теперь о самом главном, о погоде. В этом году нам подозрительно повезло. Погода давала возможность продвигаться каждый день. Вот её график.

27.04. Пасмурный день. После обеда дождь. Вечером туманно.

28.04. Ясный солнечный день.

29.04. До обеда ясно. После обеда сильный ветер с дождём.

30.04. Ясный солнечный день.

01.05. До обеда переменная облачность, после обеда дождь.

02.05. До обеда переменная облачность, после обеда дождь.

03.05. Переменная облачность. Дождь только к вечеру.

04.05. С утра до 11 часов моросящий дождь. До вечера переменная облачность.

05.05. Утро ясное, днем переменная облачность. После обеда ливень. К вечеру всё прояснилось.

06.05. Ясный солнечный день.

Ф.3. На пути к пер. Медваежьи ворота. В 1-м ряду: В.Долгов, Л.Амирова, Ю.Станиславская, Ал.Лебедев. Во 2-м ряду: М.Назаров, А.Имамундинов, Е.Сундукова

07.05. Ясный солнечный день.

08.05. Ясный солнечный день.

09.05. Адлер. Переменная облачность.

10.05. Адлер. Непрерывный дождь весь день.

11.05. Адлер. Утром Непрерывный дождь. Что было потом, не знаем.

10.05 мы с ужасом смотрели в сторону гор. Там, наверное, выпал метр снега. Зима была очень малоснежной. Снег в горах выпал только в марте и апреле. Поэтому лавиноопасности в каньоне Уруштена и в теснине Малой Лабы выше реки Чистой не было. Мы сомневаемся, что столь благоприятная обстановка здесь каждый год. Поэтому о каких либо выводах относительно благоприятности района для проведения учебных походов на майские праздники говорить пока рано.

По настоянию и МКК и дирекции заповедника маршрут проходился двумя группами при их тесном взаимодействии. Группы помогали друг другу на переправах и на тропёжке. Дирекция заповедника добивалась компактного пребывания на его территории 18-ти человек. МКК добивалась совместных и взвешенных решений при наличии столь значительной неопределённости относительно условий прохождения маршрута в межсезонье.

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДАХ

1.1. Паспорт маршрута

1. Район путешествия - Зап.Кавказ

2. Вид туризма - горный.

3. Организация, проводившая путешествие - Спортклуб МАИ.

4. Категория сложности - 1-я

5. Количество участников в группе №1 - 10

6. Количество участников в группе №2 - 8

7. Руководитель группы №1 - Лебедев Андрей Александрович.

8. Руководитель группы №2 - Макаров Константин Андреевич.

9. Маршрутная книжка группы №1 - 1/3-101

10. Маршрутная книжка группы №2 - 1/3-102

11. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ФТ Москвы.

12. Сроки активной части похода - 28.04 - 07.05.2001.

13. Продолжительность активной части похода - 10 дней.

14. Количество дневок - 0

15. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 103 * 1.2 = 124 км.

16. Суммарный набор высоты - 3770 метров

17. Максимальная высота - 2401 метров

1.3. Карта района путешествия (500 КБ)

1.2. Нитка активной части маршрута

Устье р.Ачипсе – пер. Медвежьи Ворота (2280,1А) - пер.Псеашхо (2014,н.к.) - р.Уруштен – пер.Алоус (1920,н.к.) – р.Малая Лаба – пер.Аишха (2401,1А) – р.Пслух – р.Мзымта - подъёмник канатной дороги.

1.4. Список пройденных перевалов

1. Медвежьи Ворота (в лоб через вершину, зимний путь) (2280,1А)

2. Псеашхо (2014,н.к.)

3. Алоус (1920,н.к.)

4. Аишха (2401,1А весной)

1.5. Состав группы №1

п.т.– подъёмник канатной дороги

2. ДНЕВНИК ПОХОДА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

2.1. Заезд

27.04. В Адлере оформили пропуск в заповедник, оплатив по 20 руб. за человека в сутки. До Красной Поляны добрались на 2-х маршрутках за 800 руб. в сумме. В посёлке нашли ГАЗ-66 и за 250 руб. доехали до устья Ачипсе в долине Лауры. Дальше водитель везти отказался, сославшись на плохую дорогу.

2.2. Перевалы Медвежьи Ворота (2280,1А зимний путь) и Псеашхо (2014,н.к.)

Ф.4. Зимний путь через купол в. 2350

Ф.5. Ночёвка на границе леса

28.04. Дорога часто переходит Лауру вброд. Там, где она переходит на правый берег, мы продирались по левому по трудной тропе, а иногда, и вовсе без тропы. За два перехода подошли к заброшенной пасеке. За нею дорога разветвляется. Левая ведёт вверх вдоль реки, а правая серпантином поднимается на склон хребта Псехако. К концу 6-го перехода дорога вновь раздваивается. Мы пошли по левой ветви, логически продолжающей серпантин. Через 200 м. после ветвления дорога выводит на лесную поляну. Это первое удобное место для ночлега после пасеки. Для ужина топили снег.

29.04. Дорога заснежена. В лесу снежники вперемешку с проталинами. За последним зигзагом серпантина, дорога устремляется вдоль гребня хр. Псехако и через два перехода плавно выходит на водораздел хребта Псехако – на Пихтовую поляну. Отсюда дорога уходит к балагану на южном склоне хребта. Мы же пошли по тропе на восток прямо по хребтине. Очень скоро тропа потерялась под снежным покровом. Вокруг пихтовый лес, а под ногами плотный снег. Короткие крутые 40-градусные взлёты чередуются с участками выполаживания. Через полтора перехода вышли к границе леса на седловинку в хребте Псехако. С этой седловинки тропа траверсом уходит на север и, огибая склоны пика 2350, выводит на перевал Медвежьи Ворота. Но этот путь возможен только летом. Сейчас он не проходим. Все склоны в снегу. Их крутизна достигает 45-ти градусов. Многокилометровый траверс по ним и технически сложен и лавиноопасен. Поэтому зимой и в межсезонье местные выходят на перевал Медвежьи Ворота через вершину 2350. От седловины на границе леса к куполу 2350 отходит ярко выраженное ребро, см. ф.4. Это ребро нам и предстояло преодолеть. Однако погода испортилась. Подул сильный ветер, начался дождь. В снежной мульде около седловинки мы остановились на ночлег, см. ф. 5. На ужин топили снег.

Ф.6. Подъём по ребру на купол вершины 2350

Ф.7. На куполе вершины 2350

Ф.8. Спуск с купола вершины 2350 на плато перевала Медвежьи ворота

30.04. Южные склоны ребра, ведущего на купол 2350, травянистые и крутые, а северные склоны заснежены. На ребре попадаются крутые взлёты и заросли кустарника, см. ф. 6. И то и другое приходится обходить по снежной стороне. Средняя крутизна ребра 25 град. Шли без кошек и верёвок с ледорубами. Первый в снегу бил ступени. Только малыш (Виталий Лебедев) шёл в связке с отцом на 4-метровом “поводке”. Такая же техника применялась на подъёме от пихтовой поляны до основания ребра 29.04. К концу первого перехода прошли 2/3 ребра и вышли на полку под крутым взлётом. С полки траверсом снежного склона (по ходу влево и вверх) вышли на снежное плато купола пика 2350. На северо-восток в сторону долины Уруштена с вершины свисают карнизы. По плато мы проследовали на юго-восток в сторону пика Бзерпи 2482 и к концу второго перехода примерно в центральной части купола 2350 нашли безопасный сход на северо-восток. До высшей точки 2350 мы так и не дошли. Высота плато в районе нашего спуска около 2280, см. ф. 7.

На 45-градусном склоне провесили одну верёвку перил. Последний спускался в три такта. Виталий Лебедев спускался на задней точке, будучи привязанным к отцу. Затем мы пересекли мульду и, спустившись по 35-градусному 50-70 метровому снежному склону с безопасным выкатом, вышли на плато перевала Медвежьи Ворота, см. ф. 8. Обед.

С обеда двинулись на северо-восток в створ долины Уруштена. Водораздел ГКХ (пер. Псеашхо) здесь практически не заметен (20м пологого подъёма). Вся верхняя часть долины заснежена. После обеда снег проваливался на глубину около 15 см. Спуск по правому берегу Уруштена к устью р.Холодной занял два перехода. Реку перешли по снежному мосту. Около обелиска, возвышающегося на правом берегу р.Холодной, нашли проталину и встали на ночлег, см. ф. 9 и 10. В 30-ти метрах от нас в лесочке стоял балаган – лагерь Холодный. За водой спускались к р.Холодной.

2.3. Долина Уруштен

Ф.9 и 10. В лагере Холодном, на заднем плане гора Псеашхо (3257)

01.01. От лагеря Холодного вниз по долине Уруштена по правому берегу ведёт маркированная тропа. Сначала она часто скрывалась под снегом. На участке между лагерем Холодным и устьем р.Синяя Уруштен течёт в узком каньоне. Зимой и ранней весной лавины пробивают каньон и слева и справа. На лавинных конусах труднопроходимые завалы. Лесники потом расчистят тропу, но это будет через месяц. Между устьями рек Синяя и Челипси мы перебродили Уруштен и встали лагерем на его левом берегу (4 перехода от лагеря Холодный). Начался дождь.

02.01. Разведка показала, что левый берег Уруштена трудно проходим даже на протяжении полутора километров, оставшихся до магистральной тропы по левому берегу от устья Челипси. Пришлось снова перебродить Уруштен, чтобы продолжить путь по тропе правого берега. Снег попадался всё реже и реже. Перед устьем Челипси мы миновали две великолепные поляны. К концу перехода мы подошли к устью Челипси. Здесь маркированная тропа переходит Уруштен вброд на его левый берег, см. ф. 11. Все броды через Уруштен проходили по колено в воде, кое-где чуть выше. Бродили со страховкой по одному. Три опытные дамы перебродили стенкой.

За три перехода по широкой тропе левого берега спустились к домику бывшего турприюта Уруштен. Ещё один переход до устья ручья Аспидный. По его левому берегу уходит вверх тропа на одноимённый перевал, в точке ветвления тропы имеется указатель. Ещё пол перехода вниз по долине Уруштен и мы дошли до начала каньона. На берегу реки нашли место для лагеря. Во второй половине дня пошёл дождь.

2.4. Перевал Алоус (1920, н.к.)

Ф.11. Третий брод через Уруштен

Ф.12. На пути к перевалу Алоус

03.05. Утром вошли в каньон. Река петляет среди скал, тропа то круто взбирается на утёсы, то спускается к воде. Через 15 мин. подошли к фундаментальному мосту через Уруштен сразу за устьем реки Хаджибей (правого притока Уруштена). За мостом тропа сначала идёт вверх по долине и через 50м. поворачивает по ходу налево, круто взбираясь на склоны отрога, разделяющего долины рек Хаджибей и Алоус (следующий правый приток Уруштена).

За два перехода от моста мы перевалили этот отрог и спустились на поляну в долине р.Алоус прямо к устью её крупного левого притока. Здесь мы перешли Алоус вброд и пошли вдоль реки вверх по слабенькой тропке. В конце поляны слева (по ходу) от тропы стоит сарай. Мы миновали его и продолжили путь в пойме реки, см. ф.12. На границе леса наша маленькая тропка снова превратилась в широкую маркированную тропу.

Через два перехода мы снова вышли на поляну, узкую и вытянутую вдоль реки. Сразу за ней развилка. Левая тропа уходит на пер. Мастакан, а правая - на перевал Алоус (на деревьях висят стрелки с надписями). Скоро начинается крутой серпантин. К концу шестого перехода от моста через Уруштен мы вышли на водораздел хребта, разделяющего долины Уруштена и Малой Лабы, и встали лагерем на лужайке у ручья. Вскоре начался дождь.

04.05. Утром дождь. Он прекратился только к 11-ти часам. В 12 вышли. Водораздел в том месте, где мы на него давеча выскочили, не переходится. Спусковая тропа отсутствует. Наша тропа продолжается вдоль ручья, идёт параллельно водоразделу, входит в лес и к концу первого перехода поднимается на хребет уже на следующей поляне. Здесь она его благополучно пересекает. На спуск по маркированной тропе с перевала Алоус до кордона Умпырь потребовалось три с половиной перехода.

2.5. Долина Малой Лабы

Ф.13. Вершина Цахвоа (3345)

Ф.14. Скала 2936

Ф.15. Пик Скалистый (3085)

Сразу выше кордона имеется мост через Ачипсту – левый приток М.Лабы. За мостом отличная маркированная тропа идёт по левому берегу М.Лабы. За два перехода в быстром темпе мы поднялись до поляны в 3-х км. ниже устья р.Цахвоа и заночевали.

05.05. За один переход миновали устье Цахвоа, а к концу второго вышли к лесоповалу. Этот трудный участок тропы преодолели за 3-й переход. За лесоповалом тропа поднимается по лесу высоко над рекой (воды нет) и к концу 5-го перехода спускается к устью р.Безымянки. На левые берега рек Цахвоа и Безымянка через М.Лабу ведут фундаментальные мосты. В устье Безымянки на обеде мы переждали ливень и после обеда за полтора перехода поднялись к удобной поляне напротив ручья с пика Скалистого. Здесь встали на ночлег.

2.6. Перевал Аишха (2401, 1А весной)

06.05. Тропа всё время ведёт левым берегом реки. За один переход дошли до реки Чистой – левого притока Малой Лабы. Через Чистую брод. К концу второго перехода вошли в теснину, которая пробивается лавинами (зимой и в начале весны) с обеих бортов. Лавиноопасности не было, однако мы боялись камней. В теснине река скрыта под снежными завалами. За третий переход миновали теснину и к концу четвёртого подошли к началу подъёма на пер. Аишха. Путь по стекающему с перевала ручью труден из-за сбросов. За ручьём имеется небольшой участок криволесья, за которым к Малой Лабе спускается безлесый склон, выводящий на плато под характерной треугольной вершиной (2705) к юго-востоку от перевала, см. ф. 16. За один переход поднялись на плато (снег, 30 град., 200 м.). Траверсируя пологие склоны плато, мы вышли к верхнему течению заваленного снегом ручья и по его ложбинке к концу перехода достигли перевала. На широком перевальном плато встали на ночлег, см. ф. 2. На ужин и завтрак топили снег.

Ф.16. Перевал Аишха, вид с севера

Ф.17. Вид с пер. Аишха на Агепсту (3257)

07.07. Спуск с перевала проходил по пологим снежникам в ложбине ручья, стекающего с перевала на юг. За один переход сбросили около 500м. и вышли на пересекающую ложбину дорогу. По дороге серпантином спустились к маленькому лесоповалу (второй переход). Далее дорога ведёт сначала по правому берегу Пслушёнка (притока р. Пслух), а затем по левому берегу. За два перехода подошли к кордону Пслух, миновали его и встали на обед на роскошной поляне в 2-х км. ниже кордона. После обеда за два с половиной перехода спустились к Мзымте и заночевали на её берегу в 2-х км. ниже устья р.Пслух.

08.08. Утром за один переход дошли до канатной дороги, сели на местный рейсовый автобус и приехали в Красную Поляну. Билет из Красной Поляны до Адлера стоит 15 руб.