Картографические
материалы
(931КБ в pdf)
Схема района путешествия
ФИО |
Год рождения |
Место работы |
Должность |
Опыт |
|
|
Бобров Анатолий Викторович
|
1958 |
ЗАО «Борлас Ай-Би-Си» |
Руководитель |
Чон-Кемин 6Р Кумир-Коргон 5Р Аварское Койсу, Андийское Койсу 4эл.6У |
|
Ерошкин Фёдор Михайлович
|
1976 |
ИБХ РАН |
Медик |
Шавла-Аргут-Катунь 5У Уксуньйоки 2 с эл.3Р
|
|
Котминов Михаил Анатольевич
|
1961 |
РМО «МХК» |
Заместитель руководителя |
Чон-Кемин 6У Чуя-Катунь 5Р Чаткал 5Р
|
|
Кравченко Михаил Анатольевич
|
1983 |
ПК «ХК Электрозавод» |
Ремонтник |
Мзымта 2 с эл. 4У Пшеха 3 с эл. 4У
|
|
Серова Елизавета Вадимовна
|
1985 |
студентка МАРХИ |
Завхоз |
Пшеха 3 с эл. 4У Мзымта 2 с эл. 4У
|
Дата |
День |
Участок маршрута |
Км |
ЧХВ |
Способ передвиж |
Погода |
30.07.07 |
1 |
г.Сухум –п.Решевие - р.Бзыбь |
5,6 |
3:00 |
вертолёт, пешком |
Солнце 32°С |
31.07.07 |
2 |
Просмотр 1км выше Лопуховки – 2-ой водопад |
4,1 |
3:05 |
пешком |
Солнце 31°С |
1.08.07 |
3 |
Стапель, разведка р.Бзыбь до п.Решевие |
3,2 |
1:40 |
пешком |
Солнце 32°С |
2.08.07 |
4 |
Сплав до пор.№7 (3 водопад), обнос порога |
1,8 2,7 |
2:30 |
пешком катамаран |
Солнце 31°С |
3.08.07 |
5 |
Днёвка из-за поводка |
- |
- |
- |
Дождь 26°С |
4.08.07 |
6 |
Разведка Бзыби до р.Решевие, сплав до Бзыбского каньона |
2,9 16,3 |
7:10 |
пешком катамаран |
Солнце 32°С |
5.08.07 |
7 |
Переход до нижней пасеки |
8,0 |
3:25 |
пешком |
Солнце 33°С |
6.08.07 |
8 |
Каменный мост – правый берег Пшицы |
5,3
|
4:10 |
пешком |
Солнце 32°С |
7.08.07 |
9 |
Переход по лесовозной дороге |
23,2 |
8:50 |
пешком |
Солнце 31°С |
8.08.07 |
10 |
Устье Геги-Пицунда |
6,8 |
1:35 |
пешком, авто |
Солнце 31°С |
Итого пешком: 60,6 км Итого на катамаране: 19км Всего: 79,6 км
*Примечание: протяжённость разведок и радиальных выходов приведены в таблице для одного направления (без пути назад).
ПОДЪЕЗД Из Москвы в Адлер/Сочи можно добраться поездом или самолётом. В день ходит 8 поездов. Время в пути 24-35 часов в зависимости от поезда. Все поезда из Москвы прибывают в Адлер с утра до 11 часов. Рейсов самолетов из Москвы около 20, время в полете 2-2,5 часа.
От аэропорта Сочи (г.Адлер) до пограничного поста Псоу сегодня уже можно доехать на маршрутке. Стоимость проезда 170-200 рублей с человека. Время проезда до границы занимает около 30 минут. Оно сильно зависит от загрузки автотрассы Сочи-Сухум.
От ж/д
вокзала
можно доехать
на маршрутке
№105 до
Казачьего
рынка. От рынка
до КПП Псоу
около
Проход через КПП и проверка документов при въезде заняло около 2 часов, при выезде не более 1 часа. Время прохода КПП сильно зависит от выходных дней и пика курортного и мандаринового сезонов. Для прохода КПП достаточно российского паспорта. Дополнительно пришлось заплатить «страховые сборы» из расчёта по 10 рублей за день пребывания в Абхазии.
От КПП Псоу до Гагр, Пицунды, Нового Афона и Сухума ходят маршрутные такси и небольшие автобусы. Жёсткого расписания нет – движение по мере заполнения транспорта. Время проезда до Пицунды 50 минут, стоимость проезда около 200 рублей.
Несколько участников заранее выехали из Москвы в Пицунду на автомобиле. На автомобиле они привезли сплавное снаряжение и газовые баллоны. Это сильно облегчило проезд участников, летевших самолётом. Время в пути на автомобиле вместе с прохождением границы заняло 36 часов.
В Москве мы заранее созванивались с авиадиспетчерской Сухума по организации авиазаброски в район Псху-Решевие-устье Грибзы. В день приезда, как было оговорено, мы позвонили из Пицунды в авиадиспетчерскую Сухума, чтобы подтвердить наш полёт на следующий день. Однако на следующий день все рейсы вертолёта были уже расписаны техническими полётами и заброской группы спелеологов на Бзыбский хребет. В результате забронировали рейс в Решевие на 10 часов утра через день. За 3000 рублей автомобиль типа «Газель» за 3 часа довёз нас из Пицунды в Сухумский аэропорт. В аэропорту подготовили и передали список с паспортными данными всех участников. Такой список лучше иметь заранее, чтобы не терять времени на его оформление. Стоимость рейса вертолёта МИ-8 в Решевие 40 000 рублей. Время полёта составило 25 минут. Кроме 5 участников на экскурсию на вертолёте набралось ещё 10 человек. В итоге стоимость вертолётной заброски для участников похода значительно уменьшилась.
ОТЪЕЗД К устью Геги мы пришли к 11:30. В это время дня машину удалось найти быстро. На «Газели» с нашими большими рюкзаками проезд в Пицунду нам обошёлся 2000 рублей за рейс. Через 50 минут мы были в Пицунде.
Обратный отъезд из Пицунды в Адлер зеркальное отображение приезда. С учётом начала времени регистрации на авиарейс выезд из Пицунды был организован за 5 часов до вылета самолёта.
Итак,
25 минут
полёта на
вертолёте
МИ-8 и после шумного
и жаркого
черноморского
побережья мы
оказались в
тихой и
тенистой
долине Бзыби.
Ощущение, что
попали в
другой мир. И
это
действительно
оказалось
так. Сверху
из вертолёта
видели великолепную
панорама
окружающих
гор. /
День 1 (30 июля ) /
Вертолёт
высадил нас
на поляне у
хутора Решивие
/
0:00
окраина
поляны
верхнего
хутора Решивие
(ур. по GPS 660м) /
0:17 тропа спускается на терассу с ручьём. Преобладает буковый лес, встречаются кусты орешника лещины.
0:23 тропа выходит к обрывистому берегу реки в 30-40м над рекой. Далее спуск на пологую террасу /Ф10-11/.
0:40 долгожданный ручей с водой. Вдоль ручья большой овраг.
0:45 развилка тропы. Левая тропа ведёт к пасеке на верху, правая идёт траверсом по склону, стороной обходя пасеку.
0:50 русло пересохшего ручья
1:00 тропа спускается на пологую террасу и близко в 15-20м подходит к реке. Это оказалось последнее место до конца дня, где река так близко подходит к реке. Дальше тропа уходит от реки и практически до 2 водопада идёт на высоте 800-870м по склону примерно в 150м над рекой.
1:05 русло пересохшего ручья, через 100м ещё одно русло пересохшего ручья с проложенным небольшим каменным мостиком через него.
1:30 русло пересохшего ручья, через 150м долгожданный ручей с водой.
1:40 русло пересохшего ручья
1:50 русло пересохшего ручья, через 200м бурелом на тропе /Ф12-13/
2:20 небольшой ручеёк!
2:40
после
сложного
бурелома /
3:00 тропа вывела на ровную террасу в 4-5м над рекой (ур. 850м). Здесь долина Бзыби расширяется. Река разбивается на две протоки с большим 500-700м островом. Основная протока правая, в ней 90% всей воды. Чтобы поставить здесь базовый лагерь пришлось около 15 минут расчищать место для стоянки от поваленных деревьев. Чуть подольше от берега реки есть родничок, который через 20-30м становиться пересохшим и до реки не дотекает. Чтобы спускаться за водой к Бзыби немного обвалили участок правого обрывистого берега и повесили для страховки верёвку. Растительность здесь на высоте 850м уже иная – появилась пихта, осина, ольха, заросли папортника. Несмотря на вечер и нашу высоту здесь очень жарко +30°С. Палатку решили не ставить, ограничились одним тентом. С заходом солнца вылезла мошка. Мы были к ней готовы. Попрыскались средством – помогло. Но только на час. Через час опять пришлось прыскать. Спали плохо. Под утро все чесались от укусов мошки. К утру стало прохладнее +25°С.
День
2
(31 июля ) /
Это
место
стоянки было
выбрано не
случайно /
После завтрака пошли в радиалку на верхний участок Бзыби.
0:00 базовый лагерь. Наш правый берег в виде ровной террасы очень сильно завален большими упавшими деревьями. Похоже, это результат смерча, прошедшего в долине Бзыби в 1985г, о котором говорил Н.Д.Бондарев. Даже высоко на противоположных склонах можно увидеть большие участки поваленных деревьев. Через 200м от лагеря вышли к началу острова. Вдоль обоих берегов и в русле Бзыби много поваленных деревьев.
0:09 небольшой правый приток. Идём по слабой тропочке в 15-25м от реки.
0:16 небольшой правый приток
0:19 впадает правый приток Лопуховка. Расход в притоке не более 1,5 м3/с.
0:25 правый приток, впадающий в сухую протоку Бзыби.
0:34 начало сухой протоки и родничок. Дальше тропа теряется. Идём по береговым камням вдоль Бзыби
0:42 сложный участок сплошного порога длиной около 400м с участками непроходов
1:00 левый поворот долины Бзыби, правый берег реки становится высоким обрывистым. От самого поворота, а может и чуть раньше идёт сложный сплошной порог тоже с участками непроходов. Характер реки нам ясен /Ф19-30/ и совпадает с данными отчёта. В отчёте С.Крюкова здесь описан сплошной 3км участок порогов до острова. Несмотря на расход воды в реке 18-20 м3/с сплавляться по этому верхнему участку Бзыби не имеет смысла по следующим причинам:
· большая протяжённость сложного порога, с участками непроходов, завалами из деревьев.
· недостаточный расход воды. Нужен расход хотя бы 25-30 м3/с, чтобы прикрыть водой фрагменты непроходов.
· из-за большой протяженности порога трудно организовать надёжную страховку на всём участке.
· 2 водопад требует обноса. На тропе для обноса такой бурелом, что речь может идти только о второй постройке.
Было принято решение о прекращении дальнейшего просмотра реки и возврате в базовый лагерь.
В 250м ниже базового лагеря в основной правой протоке непроход – бревно перегородило всю реку /Ф31/. Ещё через 150м перед слиянием проток сложный порог /Ф32-34/ в правой протоке, который продолжается и после слияния проток. После слияния проток русло реки сужается. Река делает правый поворот, на котором лежат большие валуны, осложняющие прохождение . С берега не понятно, а можно ли между валунами проплыть. Обзор реки закрывает 6м валун под правым берегом. Спустившись по берегу, и пройдя за правый поворот, предстаёт неописуемая картина – впереди под левым берегом на 8-10м валуне правильной формы растут две высокие ели, а справа от него река, которая не имеет продолжения русла! /Ф35-37/.Впереди через 70-80м перед самым сливом водопада с правого берега впадает знакомый правый приток с хорошо разработанным, в виде канала, руслом. На картах место впадения притока показано не точно. Координаты 2 водопада зафиксированы по GPS приёмнику. Чтобы увидеть основной слив водопада необходимо немного подняться вверх по ручью, а затем вылезти ещё вверх на обрывистый правый берег. Через 100м по поваленным деревьям спуститься на удобную площадку вниз напротив языка водопада.
Водопад
по наклонной
~50° плите
шириной около
6м падает на 7м
вниз, после
чего вода
сваливает
влево и на
ближайших
видимых 250-300м
продолжается
крутым
порогом
среди
больших валунов
/
1:30 вернулись в базовый лагерь. После обеда решили с вещами идти назад до места, где тропа будет близко подходить к реке. Сняли базовый лагерь, и пошли по тропе назад.
1:41 Вышли по тропе к правому притоку с разработанным руслом (ур. 880м). Отсюда группа налегке по притоку спустилась на экскурсию ко 2 водопаду.
1:50 небольшой ручей. Тропа пошла на спуск.
2:02 участок бурелома, опять пришлось искать продолжение тропы
2:10 русло пересохшего ручья
2:15 русло пересохшего ручья
2:20 ручей с водой
2:22 сухое русло
2:30 русло пересохшего ручья с проложенным небольшим каменным мостиком через него
2:32 русло пересохшего ручья
2:35 тропа спускается на терассу и идёт в 15-20м от реки (ур. 700м). Здесь решили поставить второй базовый лагерь. Место спуска к реке здесь оказалось очень удобное. В оставшееся время разведали реку на 350м вверх. С левого берега виден небольшой приток. В 300м выше нашего лагеря порог с габаритными непроходами. Ниже базового лагеря просмотрели на 0,5км. Первые 350м шиверы очень напоминали шиверу на Мзымте сразу за мостом нарзанного источника. За шиверой несложный порог. Решили, что река вполне пригодна для сплава и начали с утра стапельные работы.
День 3 (1
августа )
/
К 16 часам катамараны были собраны. Пошли организовывать съёмку и страховку за первым порогом перед прохождением. В пороге навал на валун в воротах из камней. Возникла дискуссия. Есть ли отбой от последнего валуна в этом пороге? Решили сразу же посмотреть место страховки за этим порогом. И тут мы увидели продолжение этого порога!!! Вторая ступень порога была техничнее и сложнее. А дальше на слабом левом повороте порог ещё больше усложнялся и перешёл в непроход с глыбовым завалом. Это обстоятельство заставило нас отказаться от начала сплава и провести полную разведку реки до 3 водопада.
Примерно в середине проток в Бзыбь впадают одновременно левый и правый притоки. Причём правый приток впадает в большом и глубоком овраге, в конце которого всё тот же завал из больших валунов. Решили в овраг не спускаться, а обойти его по верхней тропе. Поднялись вверх до тропы (ур. 760м) и через 200м вновь спуститься к реке. На выходе из порога также был виден непроход. Дальше прошли вдоль правого берега Бзыби около 1км, отметили для себя ориентиры и препятствия. Через 1км впадает небольшой ручей справа. За ним склон правого берега становится настолько крутым, что пройти вдоль реки оказалось невозможным, и мы поднялись вверх вдоль русла притока. Было ещё пару попыток спуститься к Бзыби. Но, увы! Очень круто и высоко. Без верёвок делать нечего. Попалась слабая тропочка, по которой вышли на тропу, ведущую к хутору Решевие. Дошли до хутора Решевие, пообщались с жителями и по тропе вернулись назад в базовый лагерь к судам.
Из нескольких вариантов решений по обносу непрохода с глыбовым завалом были выбраны два:
Вариант 1 – сплав до середины порога и дальше проводка/обнос судов через глыбовый завал порога по правому берегу.
Вариант 2 – обнос всего порога. Поскольку катамараны в базовом лагере были рядом с тропой, то более удобно организовать обнос судов по тропе до ручья с оврагом и затем спустить к месту окончания порога.
День 4 (2
августа )
/
С утра за 15 минут подняли суда по тропе до ручья (около 600м). Затем сходили за рюкзаками и отнесли их за порог. Заодно уточнили место спуска судов к реке. В течение дня сплавились до 3 порога-водопада. Разведали путь обноса порога-водопада для катамаранов и вещей. К 20 часам обнесли вещи и суда за 3 водопад. В 20 часов начался дождь, который продолжался всю ночь.
День 5 (3 августа )
До 16 часов дня продолжался дождь. Температура упала до +26°С. Вода поднялась. Получилась днёвка. К 17 часам катамараны спустили на верёвках ниже порога с 3 водопадом – сразу за левым поворотом. К 19 часам вода в реке поднялась настолько, что затопило узкие 0,8м сливы 3-го водопада, а и их ширина достигла 2,2м! Порог водопад по такой воде стал вполне проходимым. Высота водопадного слива 3-3,5м.
День 6 (4
августа )
/
С раннего утра по относительной прохладе провели разведку по левому берегу реки от 3 водопада до левого притока Решевие. Обнаружили на этом 4км участке два интересных порога.
После завтрака продолжили сплав по Бзыби. К 19:30 закончили сплав в 2км от начала Бзыбского каньона. Своё более точное место положение на реке определили по координатам с GPS приёмника.
День 7 (5
августа )
/
С утра досушивали сплавные вещи, поэтому вышли на маршрут поздно - в 11 часов по сильной жаре.
0:00 конечная точка сплава и начало пешей части по выходу с реки (ур. 460м). Тропу нашли с вечера. Она проходит здесь в 25-30м от берега Бзыби. Тропа идет недалеко от реки по самшитовую и буковому лесу, поросшими сказочным мхом.
0:20 серая скала по правому берегу
0:25 большой валун в центре русла Бзыби образовал порог. Чуть дальше развилка троп, пошли по прямой. Правая тропа уходит куда-то вверх на склон.
0:40 вышли на большую поляну, поросшую высокой травой и кустами ежевики. Тропа сначала чуть обходит эту поляну, а потом идёт через неё. Раньше здесь была «1пасека», описанная в книге Н.Д.Бондарева. Сейчас от неё ничего не осталось.
0:47 в конце через поляну протекает правый приток. Выше по течению на этом притока есть водопадный участок. Это один лучших ориентиров начала Бзыбского каньона. Второй ориентир начала Бзыбского каньона глобальный левый поворот реки на юг. От этого места начинается подъём тропы вверх по правому склону /Ф98/. У ручья стоит запастись водой. Следующая вода будет не скоро - только на «2 пасеке».
1:00
тропа
поднимается
высоко над
рекой и выходит
к открытому
пространству
со скальным
обрывом (ур.
560м) /
1:15 развилка троп (ур. 460м). Слабая тропочка ответвляется вправо, основная отходит чуть влево. После разведки обоих троп пошли по левой тропе.
1:30
начало
крутого
подъёма.
Развилку
тропы, ведущей
к Дзышре,
мы не
увидели. В одном
похожем по
описанию
месте лежала
поваленная
ель поперек
тропы.
Возможно, это
была
развилка, и
за ней было
продолжение
тропы на Дзышру.
От места
поваленной
ели тропа
крутым серпантином
начала
набирать
высоту – это
начался так
называемый
участок «33 зигзага».
Тропа здесь
круто
поднимается
примерно на
300м. Участок
очень
выматывающий
/
2:45 тропа привела на «2 пасеку» (ур. 880м). На пасеке сад с фруктовыми деревьями и долгожданный ручей. Хозяев на пасеке не оказалось. От этой пасеки дальше начинается достаточно крутой и продолжительный спуск.
2:57 тропа пересекает русло сухого ручья.
3:07 небольшой домик в 150м от тропы на небольшой террасе. Дальше на пути до «3 пасеки» тропа пересекает ещё два сухих ручья.
3:25
тропа
привела нас
на «3 пасеку» (ур. 560м).
Рядом с
пасекой 100м
поляна
округлой
формы со
скошенной
травой и
отдельной
вершиной-холмом.
Рядом с
пасекой один
дом /
Мы надеялись, что на открытой поляне мошки будет меньше, но это не оправдалось. Ночью слышали уханье совы. О том, что на этой пасеке кричат по ночам совы, упоминается ещё в отчёте №1359 за 1962 год.
Кричала одна сова, и ей отвечало эхо, или это две разных совы между собой перекликались с разных мест – нам понять не удалось. Впервые за поход над нами был относительно большой участок открытого неба. Ночью великолепный вид на Млечный путь звёздного неба и августовский звездопад.
День 8 (6
августа )
/
С утра хозяева угостили сыром, свежеиспечённым хлебом и медовой чачей. Сергей согласился показать нам кратчайшую дорогу к «Каменному мосту», описанного в книгах Е.Е.Холодовского и Н.Д.Бондарева. Местные жители называют это место «Природным мостом».
0:00 от южной окраины поляны по тропе начался спуск среди сказочного самшитового леса.
0:12 тропа пересекает сухое русло ручья
0:15 вышли
по тропе к
«Каменному
балагану» (ур.
500м) /
0:26 тропа
выводит на 2,5-3м
перемычку
между высокими
береговыми
скалами с
поросшими на
мосту
небольшими
деревцами.
Это
«Природный мост»
(ур.420м) /
0:43 вернулись по тропе обратно к «Каменному балагану». Решили спуститься к реке к месту выхода Бзыби из каньона. Е.Е. Холодовский упоминает о такой возможности в своей книге. Спуск начался вдоль правого борта того же распадка сухого ручья.
1:01
спустились к Бзыби к
месту выхода
реки из
каньона
«Каменный мост».
Зрелище
впечатляющее
/
1:25 вернулись к своим рюкзакам у «Каменного балагана» и продолжили путь по тропе вдоль Бзыбского каньона.
1:35 едва не проскочили эту развилку троп (ур.475м). Вправо отходит тропа в сторону переправы через Пшицу и выходу к лесовозной дороге. Прямо продолжается тропа, которая выводит к устью Пшицы. Свернули на правую тропу. По ней начинается подъём.
2:08 тропа выводит на верхнюю точку подъёма (ур.650м). От этого места начинается спуск к Пшице. На участке спуска к Пшице тропа исчезает. Продолжили спускаться интуитивно в том же направлении, что и раньше. Перед самым руслом Пшицы тропа опять появилась и уже по крутому склону спустилась к притоку.
2:50 неглубокий брод через Пшицу (ур.570м). Расход воды в притоке не более 2 м3/с. Было уже 16 часов. Здесь устроили большой привал с обедом /Ф119/.
Сергей рассказал, что к лесовозной дороге есть другая более пологая тропа. Она выводит сначала не на лесовозную дорогу, а на её тупиковое ответвление. А дальше по нему можно выйти на основную лесовозную дорогу. Указанная на старых картах тропа до лесовозной дороги имела достаточно крутой подъём, поэтому мы согласились воспользоваться новым предложенным вариантом.
За первые 20 минут подъёма от Пшицы набрали 40м по высоте. Здесь тропа затерялась среди завалов. Провели поиски. Сразу не нашли и решили продолжить путь вдоль правого склона Пшицы без потери высоты. Очередной завал заставил нас сбросить высоту и спуститься на небольшую террасу. Опять провели поиск тропы. Через некоторое время нашли тропу, уходящую с небольшим подъёмом в Ю-З направлении. Решили разведать эту тропу. В итоге нашли место выхода тропы на тупиковый отвод лесовозной дороги, после чего дорога меняла направление на С-З. Этот факт нас обнадёжил.
4:10. Однако надвигались сумерки. Решили до утра дальше никуда не ходить, так относительно ровных мест для стоянок рядом не было. Успели до темноты сходить к Пшице за водой.(ур.620м)
День 9 (7
августа )
/
0:00 вышли со стоянки в 6:50 без завтрака, пока не наступила жара. Пошли по разведанной с вечера тропе в Ю-З направлении.
0:30 вышли на тупиковое ответвление лесовозной дороги, и пошли по нему в С-З направлении.
0:57 дорога проходит через небольшую осыпь
1:14 большой завал деревьев на дороге
1:18 поворот серпантина дороги
1:25 поворот серпантина дороги
1:42 маленький ручеёк на стрелке с основной лесовозной дорогой (ур.885м). Дальше пошли по основной лесовозной дороге в сторону Бзыби. Путь до Геги по лесовозной дороге отсюда 27,5км. Дорога сильно поросла травой и ежевикой. Через каждые 25-30м на дороге завал из упавших со склона деревьев. Темп движения сильно упал.
2:10 дорога
делает
поворот на
запад. От
этого места
крутой
наклонный
лесной склон
прекращается
и переходит в
обрывистый
скальный.
Дорога
выходит из леса
на открытое
пространство
/
2:36 дорога
поворачивает
на север и
уходит с открытого
пространства
(ур.1040м) /
3:25 небольшой правый приток Бзыби на изгибе лесовозной дороги (ур.1230м). Здесь устроили большой привал с завтраком и обедом.
3:34 правый поворот серпантина дороги
3:48 левый поворот серпантина дороги. Здесь есть разветвление лесовозной дороги. Судя по свежим спилам на брёвнах лес отсюда периодически вывозят и дорогой пользуются.
4:26 дорога проходит мимо небольшого распадка
4:28 дорога проходит мимо небольшого распадка
5:20 конец подъёма до верхней точки дороги (ур.1545м).
5:35 дорога
выходит на
хорошую
обзорную
точку (ур.1480м)/
5:55 небольшой родничок
6:20 вторая обзорная точка на лесовозной дороге с большим скальным балконом (ур.1366м). Отсюда открывается великолепная панорама Бзыбского каньона /Ф123/. На заднем плане виден Птышский ледник, массив Чедым, как на ладони Бзыбский хребет /Ф124-125/. В 150м ниже по дороге есть родничок. При необходимости здесь можно заночевать. Видны остатки костра.
7:20 дорога пересекает левый исток небольшого правого притока Бзыби. Здесь тоже можно найти удобное место стоянки.
7:33 дорога пересекает правый исток небольшого правого притока Бзыби. Удобного места для стоянки здесь нет. Дальше дорогу каждые 5 минут пересекают небольшие ручейки-родники.
8:20 дорога пересекает последний ручей. Но мы тогда этого ещё не знали и решили в сумерках пройти ещё немного.
8:50 дошли до развилки дорог (ур.765м). Основная дорога к устью Геги идёт прямо и вниз, а отходящая – вправо вверх на хребет. Здесь на развилке удобное ровное место для стоянки чуть в стороне от главной дороги. За день прошли 20,7км лесовозной дороги.
День 10 (8
августа )
/
С утра пришлось за водой возвращаться к последнему ручью.
0:00 развилка дорог
0:10 от лесовозной дороги отходит вниз дорога к пасеке
0:16 слева около дороги появляется первая опора старой ЛЭП (ур.638м). Далее опоры ЛЭП до устья Геги встречаются часто.
0:45 от лесовозной дороги отходит дорога вниз в сторону Бзыби (ур.423м)
1:10 дорога проходит через ворота между отдельной скалой и скальным склоном на правом повороте
1:30 после двух зигзагов серпантина дорога выходит на большую поляну перед устьем Геги (ур.138м)
1:35 стрелка Геги и Бзыби. Конец пешей части. Здесь мы были в 12 часов. В это время удалось достаточно быстро найти машину и уехать в Пицунду.
Река Бзыбь берет начало на высоте около 2300м под перевалом Аданге. Общая длина реки около 112км, средний уклон реки 23,8 м/км. Длина сплавной части реки около 89км, средний уклон сплавной части 10,9 м/км. Модуль стока 61,7. Площадь водосбора 1510 км2.
Начальный
участок Бзыби
длиной около
20км от истока
до правого
притока Ю.Псыш
со средним
уклоном 57 м/км
для сплава не
пригоден.
«Верхний Бзыбский
каньон»
длиной
Сплавную часть Бзыби можно удобно разделить на 7 участков.
1
участок
длиной около
7,5-8км от Грибзы
до 2 водопада
имеет
средний
уклон около 16
м/км. В малую
воду до 12 м3/с он
практически
непроходим.
При расходе
от 25 м3/с
сплав
возможен.
2 участок от 2 водопада до левого притока Решевие длиной около 8км, средний уклон около 30м/км. 2км участок ниже 2 водопада мы не просматривали и ничего по нему сказать не можем. Общий перепад этого 2км участка вместе со 2 водопадом около 100м! На оставшемся 6км участке несколько сложных интересных порогов 4-6к.с., два из которых имеют участки с непроходами. По большой воде теоретически появляется возможность их прохождения.
3 участок длиной около 8км от левого притока Решевие до правого притока Бавю интересных спортивных порогов не имеет – сплав на уровне 2 к.с.
4 участок длиной около 5км от правого притока Бавю до начала Бзыбского каньона имеет пороги 4 к.с., которые идутся сходу.
5 участок длиной около 8км от начала Бзыбского каньона до правого притока Пшица со средним уклоном 12 м/км содержит очень сложные и уникальные пороги в труднодоступной части Бзыбского каньона. В том числе и порог «Турбинка». Прохождение этих порогов даже для очень опытной группы всегда будет оставаться под большим сомнением из-за чрезвычайной сложности организации надёжной страховки при сплаве, а также фото-видео съёмки.
6 участок длиной около 20км от устья Пшицы до устья Геги со средним уклоном 11 м/км содержит сложные пороги 5-6 кс. в труднодоступной части Бзыбского каньона.
7 участок от устья Геги до моря длиной около 22км со средним уклоном 4.8 м/км содержит интересные шиверы и прижимы 2-3 к.с. На этом участке устраивают сплав на рафтах и катамаранах для отдыхающих на море.
Расход воды в р. Бзыбь
Место наблюдения / Расстояние от устья |
Среднемесячный расход воды (м3/с) |
Паводок |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Расход |
Дата |
|
|
7,44 |
7,49 |
9,34 |
34,8 |
64,2 |
56,7 |
39,8 |
22,1 |
17,6 |
24,9 |
15,6 |
12,4 |
165 |
16.5 |
0,8км до впадения Геги /32 |
17,6 |
23,8 |
25,4 |
76 |
122 |
82,8 |
56 |
37,3 |
52 |
97 |
60 |
51 |
289 |
16.5 |
с.Джирхва (ур. 74м) /22 |
39 |
41,4 |
57 |
154 |
236 |
200 |
120 |
69 |
57,3 |
68,7 |
70 |
57,7 |
1050 |
27.7 |
с.Алахадзе /2 |
46,3 |
43,6 |
98,5 |
173 |
253 |
194 |
104 |
49 |
45 |
28 |
26 |
75 |
600 |
20.12 |
Индексы, характеризующие сложность препятствий:
· Т – порог средней сложности 4 к.с., требующий предварительного просмотра для безаварийного прохождения.
· ТТ – сложный порог 5к.с., обязательный просмотр, организация страховки.
· ТТТ – очень сложный порог 6 к.с., решение о попытки прохождения порога дело строго индивидуальное, обязательная страховка с дублем.
На
первых 3км от
устья Грибзы
на Бзыби
сложных препятствий
нет.
Встречаются
лишь отдельные
перекаты, шиверы,
порожки.
Возможны
завалы из
бревен.
Постепенно
уклон реки
растет,
начинают
попадаться
более
сложные
пороги. Чем
дальше вниз
по течению,
тем больше
уклон,
сложнее
пороги и выше
их
концентрация.
Наиболее
сложный
участок на 5-
1.1
ТТ На 1,5км
отрезке река
представляет
собой сплошной
порог, в
котором
можно
выделить
более слабые
места.
Возможно
поэтапное
прохождение
порога,
каждая
ступень
которого
может быть
описана
отдельно, но
в целом пороги
отрезка
однотипны и
имеют
следующий характер.
Река течет в
сравнительно
широком
русле с
большим
уклоном. В
русле
разбросаны
камни
размером 1-
Протяжённый, около 400м, порожистый участок также начинается ниже правого притока Лопуховка и заканчивается у начала большого острова. Сходу его идти не рекомендуется, чтобы не влететь под брёвна, разбросанные здесь по обоим берегам Бзыби. Дальше остров делит реку на две протоки. На 90% вода уходит в правую протоку. Через 250м в правой протоке после слабого левого поворота в русле лежит бревно, перегородившее реку. Это место надо заранее просмотреть, чтобы наметить чалку перед бревном для обноса судов. Либо попытаться спилить это бревно.
1.2 ТТ «Предводопадный» сложный порог длиной около 200м начинается в конце правой протоки за 50-70м до слияния проток. На крутом участке русла косая гряда камней перегораживает протоку и образует горку со сложным потоком. Через 30-40м слияние проток. На правом берегу 6м валун загораживает обзор продолжения порога за поворотом. Весь поток устремляется в нагромождение валунов на правом повороте. За поворотом 70-80м продолжение порога. Ещё через 40-50м 8м слив 2 водопада. Прохождение порога возможно только при организации надёжной страховки перед водопадным участком.
1.3 – Н!!! Непроход! 9м водопад шириной около 6м. Вода по наклонной 50° плите спадает вниз и сразу поворачивает влево. Далее на 150м идёт достаточное крутое падение русла среди отдельных валунов с небольшим правым поворотом.
Последующие 2км реки нами просмотрены не были. Тропа обходит водопад с последующим за ним 2км участком высоко над рекой. Этот участок С.Крюков рекомендует обнести со спокойной совестью.
Этот
верхний
участок реки
после
просмотра
посчитали нецелесообразным
для сплава по
нашей воде.
Слишком
много непроходных
участков.
Высокая
трудоёмкость
обноса 2
водопада по
тропе с
буреломом. В
итоге
вернулись
назад на 2км
ниже 2 водопада
к месту
напротив
левого
притока Бзыби.
Здесь был
установлен
лагерь и
собраны катамараны
для сплава /
2.1 Н!!! В 350м выше базового лагеря на прямом участке реки короткая горка-порог. Поперёк в русле с левого берега торчит бревно /Ф41/, не позволяя безопасно пройти этот участок порога.
Далее
через 50м
левый
поворот, за
которым
через 80м 5-6м
валун
правильной
формы в центре
русла и ряд
отдельных
валунов
рядом с ним
образуют
ворота с
проходами не
более 1,5м.
Возможно по
большей воде
проходы
станут шире и
порог будет
проходим /
Далее
350м участок шиверы на
прямом
участке реки /
2.2 Н!!! Опасный порог «Засада» длиной около 300м расположен на Z-образном участке реки.
Через
30-40м после
слияния
проток в
русле 3 больших
валуна.
Первые два
валуна
формируют 4м
входные
ворота, а
третий валун
расположен сразу
за ними,
разбивая
поток на два
прохода. Правый
проход
достаточно
узок для
прохождения,
левый – около
2,5м. Вся
сложность в
том, что на выходной
валун идёт
мощный навал /
После долгих споров и обсуждений порог был обнесён. Суда подняли по тропе от базового лагеря до правого овражистого притока, затем спустили к реке и занесли к концу глыбового завала.
2.3 Т порог длиной 250-300м. Начинается сразу за порогом 2.2 после слияния проток и глыбового завала. Порог носит слаломный характер со сложной линией движения. Первые 150-200м порога расположены на прямом участке реки. Затем идёт некрутой правый поворот, за которым река делится на две протоки. Основной поток валит в правую протоку. В правой протоке нужно заранее до слияния проток зачалиться к правому берегу для просмотра следующего порога. После просмотра прохождение этого порога /Ф51-53/ затруднений не вызывает.
2.4
ТТ
сложный
порог длиной
около 400м
начинается в
правой
протоке
перед
слиянием
проток 2м сливом
перед правым
поворотом /
2.5
Т
двухступенчатый
порог длиной
около 400-500м начинается
сразу после
левого
поворота реки
/
Далее
250-300м участок
простой шиверы,
за которым
идёт левый
поворот, и
река вообще
успокаивается
/
2.6
ТТ
сложный
порог длиной
около 150-200м на
участке реки
с небольшим
правым
поворотом /
2.7
Н!!! (ТТТ) очень
сложный и
красивый
порог «3 водопад»
с
непроходимым
(по малой и
средней воде)
водопадным
участком.
Длина порога
около 350м.
Сначала идёт
100м заходной
слаломный
участок
между
больших
валунов до
водопадного
слива,
расположенного
на правом
повороте
реки /
Мы зачалились в левой протоке перед порогом на левый берег. Левый берег здесь относительно ровный и пологий, поросший папортником. При необходимости здесь можно поставить лагерь. Мы зачалились в 16:30 и пошли на просмотр порога и поиск пути для обноса судов.
Сначала суда на 30-40м пронесли вдоль берега, затем подняли на 7-8м на небольшую террасу, перенесли суда через ручей и по крутому склону 20-25м в лоб подняли вверх до тропы, идущей по долине выше.
Через
120-150м на тропе
завал из
наклонных
деревьев. Суда
перекинули
через верх, а
сами
пролезли снизу.
Через 100м
вышли на
основную
тропу, уходящую
вверх на
перевал Доу.
Далее по этой
тропе
понесли суда
вдоль реки
вниз.
Перенесли
суда через
левый приток,
и вышли на
большую
буковую
поляну. К 19
часам суда и
все вещи были
перенесены.
Спускать
суда к реке
сразу не
стали, а
оставили их
на поляне /
Найти место для спуска судов оказалось не просто. Правый берег здесь высокий, обрывистый, осыпной, готов обвалиться в любой момент сам по себе. Даже близко подходить к нему опасно. Левый приток в 250м ниже поляны тоже оказался непригодным для спуска судов – он течёт в глубоком овраге с обрывистым правым берегом. В итоге спустили суда в 70м ниже левого поворота реки сразу за порогом через кусты с обрывистого берега /Ф84/.
Пошли опять смотреть порог. Нашли место на водопадном участке порога, с которого просматривается хорошо заходной участок, водопадный слив и следующий прямой участок после правого поворота. Вчера эту удобную точку нам найти не удалось. Удалось даже спуститься под водопадный слив. Это уже означало, что обносить суда можно сразу в это место ниже водопадного слива.
Дождя уже не было 3 часа, а вода всё продолжала прибывать. К 19 часам вода в реке поднялась ещё выше. Пошли опять посмотреть порог. Теперь воды прибавилось столько, что затопило большой валун, разделяющий главные водопадные сливы. В результате ширина центрального слива с 0,8м увеличилась до 2,2м, а перепад слива не стал больше. Этот участок порога стал проходим! Расход воды с 20 м3/с со вчерашнего дня сейчас увеличился по нашим оценкам до 50 м3/с. За ночь расход воды в реке вернулся практически к начальному уровню.
Рано утром в 5:30 ушли просматривать реку ниже по течению. К 8 часам вернулись в лагерь. Обнаружили на реке ещё два порога.
От
конца порога
2.7 до левого
притока 250м
участок шиверы-порога
/
2.8
ТТТ сложный
порог длиной
около 150-200м
расположен
на прямом
участке
реки в
начале правой
протоки,
которая
начинается
сразу за левым
притоком. На
крутом
участке
падения русла
3 гряды
камней в
русле
образуют
сложную
линию
движения
потока воды с
навалом в конце
горки на
валун в
правой части
русла /Ф86/.
Обнесли
второй
катамаран по
сухой левой протоке
за порог и
организовали
страховку катамараном
с воды.
Экипаж из
наиболее опытных
участников
проходил
этот порог
после
тщательного
просмотра. На
заходе всё
прошло по
запланированному
сценарию –
прошли под
правым берегом
в заданные
габаритные
ворота, зашли
удачно в слив
через вторую
гряду камней.
В пенной яме
после этого
слива
боковая
струя слева
развернула
корпус судна
на 90°!!!
Катамаран при
таком
положении
корпуса, как
следствие
через 5м
уткнулся
правым
баллоном в
береговой
камень и
моментально раскантовался.
В результате
в выходную
горку судно
зашло кормою
вперёд и
кормою
немного
зацепило выходной
валун в конце
порога. За
сливом судно раскантовалось
и зачалилось
рядом со
страховочным
катамараном /
Дальше за порогом идёт 250-300м участок шиверы, после чего река успокаивается. Дальше поплыли тандемом. Река выходит в широкую долину, по левому берегу большие открытые поляны.
Через 7-8 минут сплава проплыли под остатками старого подвесного моста, а затем и под подвесным мостом через Бзыбь. За мостом начинается остров /Ф90-91/, правый берег становиться высоким обрывистым. На острове видны бревна от паводка. Основная протока правая. Нужно зачалиться на правый берег под мостом для просмотра этого участка, так как здесь возможен и завал. Впереди после острова виден крутой правый поворот реки. Следующий порог находится сразу за этим поворотом. Поэтому кроме разбоев стоит просмотреть заодно и следующий порог. Здесь река делает петлю и для просмотра порога можно подняться на высокий берег и пройти по нему, срезав эту петлю реки.
2.9
ТТ
сложный
разбойный
порог длиной
около 250м
начинается
уже на правом
повороте
реки, а не за
ним. На
повороте
река делится
сначала на
две протоки.
Потом левая
протока
делится ещё
несколько
раз на
протоки,
уходя на всё
более крутой
и
мелководный
перекат.
Правая протока
тоже сильно
забита
камнями. За
порогом спокойный
участок реки.
Порог шли
после просмотра
по правой
протоке,
прижимаясь к
острову. Оба
катамарана
не смогли
чисто пройти
эту протоку и
раскантовались
на заходе в
неё /
Дальше до устья левого притока Решевие на реке препятствий нет. Решевие впадает в Бзыбь двумя рукавами, расход около 2-3 м3/с. От устья притока открывается великолепный вид на г.Турецкая шапка.
На
участке от
устья Решевие
до устья Бавю
порогов нет /
После устья Битаги подвесной мост через Бзыбь. Похоже, в этом месте раньше был водомерный пост. Расход в Битаге около 2-3 м3/с.
Ещё один старый подвесной мост проплыли перед устьем Бавю. Здесь мы устроили поздний обед.
После впадения Бавю мощь реки заметно возросла, расход в Бзыби по нашим оценкам стал около 40 м3/с.
От
Бавю до
Бзыбского
каньона
очень
интересный
спортивный
участок
сплава. В
реке
встречаются
пороги 4 к.с.
– в
основном это
1,5-2м валы и
сливы среди
отдельных
валунов в
русле. Чётких
ориентиров
для них
указать
сложно.
Пороги идутся
сходу.
Катамараны
сплавляются
тандемом, страхуя
друг друга.
Впадение
левого
притока Сереябрянный
в Бзыбь не
заметили, а
вот его
водопадный участок
выше на
склоне был
виден хорошо.
После этого
притока
долина Бзыби
начинает
сужаться,
чувствуется
приближение каньона.
Проплыли за
второй холм с
высотой 802м,
поросший
лесом по
правому
берегу и решили
зачалиться
на галечную
отмель
правого
берега.
Впереди был
виден правый
поворот, за
которым долина
дальше не
просматривалась.
Зачалились.
Поискали
береговую
тропу вдоль Бзыби.
Нашли её
быстро. Она
здесь идёт в
20-30м от берега.
Рядом нашли
родничок.
Сплав от Бавю
до этого
места занял у
нас около 2
часов времени.
Можно было
попытаться
проплыть ещё
немного
вперёд, но
для этого
надо было
разведать,
что там за
правым
поворотом, а
время было
уже 19:30. Солнце
садилось и
обычно к 20
часам
начинались
сумерки, а в 21:00
уже полностью
темно. Не
хватило
немного
светового времени,
поэтому
здесь решили
завершить сплав
/
Началом Бзыбского каньона считаем место, где река делает крутой левый поворот на юг. Это точка более ранняя, чем описывает С.Крюков. Здесь впадает правый приток с высокого распадка горы. Место впадения в Бзыбь этого притока с воды мало заметно, а вот его водопадный фрагмент выше в распадке склона рядом с вершиной 1984м виден очень хорошо. Перед левым поворотом на правом берегу серая скала и порог с большим камнем в центре русла. Тоже хороший ориентир при сплаве. В месте, где правый приток впадает в Бзыбь, на правом берегу большая поляна. Раньше на ней была «1 пасека». Ниже по течению от этой поляны тропа резко уходит вверх на склон высокого правого берега. От этого места пройти по правому берегу вдоль реки становиться очень проблематично, поэтому это место мы считаем уже началом Бзыбского каньона. Здесь есть последняя возможность уйти с реки по тропе.
1. Маршрут, несмотря не небольшую протяжённость, оказался очень напряжённым. С учётом подходов и выхода с реки потребовалось 10 дней. Протяжённость пеших подходов к реке в несколько раз превысила протяженность сплава. И это при большом световом и ходовом времени с 5:30 до 20 часов.
2. Наш вариант вертолётной заброски на верхнюю Зыбь в п.Решевие оказался самым оптимальным. Правильным также следует считать вариант заброски через п.Псху. А при сплаве только верхнего участка от 2 водопада до устья Решевие потенциальным вариантом остаётся заброска через перевал Доу.
3. Вертолётный вариант заброски на поляну в среднем течении Грибзы рассматривать не стоит. По данным Н.Д.Бондарева пройти Грибзинский каньон можно только опытной группе с альпинистским снаряжением. Это очень непростой участок.
4. Аварийный пеший выход с верхней Бзыби может быть через перевал Доу (1300м н/к) в Сухум или переход до Псху и запрос борта в Сухум. На машине из Псху не уехать.
5. 2 водопад Бзыби в этот раз удалось найти, он оказался очень красивым и интересным природным объектом.
6. Участок Бзыби от 5км от устья Грибзы и до 2 водопада содержит сложные спортивные пороги с большим количеством непроходов и завалов по нашему уровню воды. Его прохождение можно рекомендовать только по более высокому уровню воды, например в июле, но не по максимальной паводковой воде. При нашем уровне воды 20м3/с и чуть меньше сплав по верхней Бзыби рекомендуем начинать после 2 водопада. При этом рекомендуем обязательно сходить в радиальный выход ко 2 водопаду.
7. На участке от 2 водопада до устья Решевие можно мы выделили 9 порогов. Из них два порога 2.2 «Засада» и 2.7 «3 водопад» имели по нашему уровню воды непроходы. Эти пороги были обнесены. В походе нами не был рассмотрен вариант обноса выходной части порога с глыбовым завалом по левому берегу. Возможно, этот вариант мог оказаться лучшим. По большему уровню воды эти пороги могут оказаться проходимыми, но сложность их будет не ниже 6 к.с. Особенно красив и эффектен порог «3 водопад».
8. Наиболее сложным из пройденных порогов является порог 2.8 «Решевие». Он был пройден усиленным экипажем. При прохождении порога была обеспечена страховка вторым катамараном с воды.
9. Остальные пороги по нашей воде можно оценить 4-5 к.с. Такую же оценку сложности можно дать участку от Бавю до начала Бзыбского каньона.
10. Участок Бзыби от Решевие до Бавю не сложнее 2 к.с., но надо быть внимательными – встречаются расчёски и отдельные брёвна после паводка.
11. Наиболее удобными для сплава по верхней Бзыби считаем катамаран «двойку».
12. Похоже, что участок от «3 водопада» до Псху был пройден группой впервые.
13. Место нашего выхода со сплава на основную тропу оказалось удобным. Стоит заканчивать здесь, но можно попытаться проплыть ещё 2км.
14. При планировании маршрута мы учли затраты времени на разборку судов и просушку водного снаряжения после сплава. Это надо учитывать в своём графике.
15. Картина, открывающаяся с поляны «3 пасеки» просто изумительная. Это обязательно стоит увидеть.
16. Удалось спуститься к месту выходу Бзыби из каньона «Каменный мост». Рядом, через 70м уже начинается каньон «Метро». Очень красивые и необычные места.
17. Спуститься к порогу «Турбинка» от развилки тропы не удалось. Похоже, упавшая ель перегородило место развилки троп, и мы оказались на участке подъёма «33 зигзага». Можно было ещё сходить «от 3 пасеки» к «Турбинке» через «Природный мост» и Дзышру по левому берегу Бзыби. Этот вариант с возвратом назад за 1 день не пройти. Нужно планировать 2 дня.
18. На участке спуска к броду через Пшицу и последующего выхода от неё на лесовозную дорогу тропа местами сильно завалена деревьями и часто теряется. Рекомендуем сделать предварительную разведку налегке, чтобы не ломиться с тяжёлыми рюкзаками. Блудливость и теряемость тропы в районе Пшицы отмечают многие.
19. Лесовозная дорога с места поворота и выхода в долину Бзыби в достаточно хорошем состоянии. До этого места на лесовозной дороге через каждые 25-30м завал из упавших со склона деревьев. Судя по следам на дороге, перед нами к этому месту заезжала машина. Для легковых машин дорога не доступна. Перепад высот от Пшицы до верхней точки перегиба дороги составляет около 1000м. Перепад на спуске до устья Геги ещё больше – около 1400м. Несмотря на ранний выход за день пройти лесовозную дорогу нам с нашими 35кг рюкзаками не удалось. На спусковом участке дороги очень сильно стёрли ноги. В 7км от начальной и конечной точек лесовозной дороги воды нет. На среднем участке дороги c водой проблем нет – часто встречаются небольшие роднички и ручейки. У каждого участника была 2л бутылка для воды. Это позволяло избегать попадания в цейтнот с водой.
20. На лесовозной дороге есть пару великолепных обзорных точек Бзыбского каньона. С них просматриваются даже ледники ГКХ и массив г.Чедым. Как на ладони южный склон Бзыбского хребта. При сильном увеличении можно разглядеть внизу Бзыбь. Разумно остановиться на ночлег на лесовозной дороге у 2-ой обзорной точке на уровне 1366м. Есть небольшая площадка и рядом вода. В этом случае можно по вечернему и утреннему солнцу полюбоваться красками каньона.
21. В Псху проживают в основном русские. Народ здесь гостеприимный, трудолюбивый. В округе также проживают монахов, ведущих отшельнический образ жизни.
22. Оптимальным временем для путешествия на верхнюю Бзыбь считаем начало июля - август. Когда достаточно воды для сплава. В более ранние сроки в пик паводка сплавляться будет опасно, а вот посмотреть 2 водопад по большой воде было бы очень интересно.
23. Необходимо планировать 2-х дневный запас времени на отсидку в случае дождевого паводка.
24. Температура выше 30°С в течение всего похода для нас оказалось неожиданной. Может быть, это было аномально жаркое лето. Как следствие наша капроновая палатка для такой температуры оказалась не пригодной. За весь поход её так ни разу не ставили. Обходились одним тентом. Нужна простая марлевая палатка, пропускающая хорошо воздух и не пропускающая мошку и комаров.
25. Большой неожиданностью в августе было снимать с себя клещей. Отработали хороший способ их вытаскивания. Ватку смачивали в бензине. Через минуту пинцетом он легко извлекался.
26. Возможно, из-за аномальной жары многие притоки и даже родники оказались пересохшими. Поэтому в отчёте ручьям с водой уделено особое внимание.
27. Для приготовления пищи использовали газовые горелки. Очень удобно, экономит силы, сокращает время на приготовление пищи, да и экологически чище. С 2004 года ходим с газом. Уже проверено не одним походом – просто, удобно и можно готовить в любом месте.
28. Росы по утрам на траве не было всё время, кроме одного дня. В этот день мы ночевали без тента под открытым небом. Над нами не было ветвей деревьев, которые здесь и перехватывают всю росу.
29. GPS-приёмник Garmin GPSMAP 60Cx, который мы использовали на маршруте, показал уверенную работу в узких ущельях и каньонах Бзыби! В Москве перед выездом были большие сомнения на этот счёт. Кроме координат приёмник показывает уровень высоты. Очень полезная информация для горного района. Высотные измерения в режиме трека по факту получились более точными, чем при одноразовом измерении. Повторные измерения тех же точек в разные дни не дали абсолютно точного совпадения измерений координат, но их погрешность на местности не превышает 15м по горизонту и около 40м по высоте. На участке лесовозной дороге различие в показаниях высоты GPS-приёмника и альтиметра не отличались более чем на 30м. Для класса бытового прибора это совсем неплохой результат. Условия работы GPS-приёмника были в глубоких теснинах, поросших лесом. В долине Пшицы, когда возник спорный вопрос при ориентировании, он чётко показал, как мы прошли последнюю ходку и заложили дугу. Сразу стало понятно, в каком направлении надо двигаться, чтобы компенсировать отклонение от заданного пути. При подготовке картографических материалов для этого отчёта были использованы данные, полученные GPS приёмником.
30. Маршрут получился необычайно богатым по полученным впечатлениям. По окончании маршрута ещё пару дней отдохнули на море.
31. Всё посмотреть за один даже такой напряжённый поход не удалось. Нужно больше времени. Хочется снова сходить на Бзыбь. Место уникальное.